Сонник: онлайн толкование снов

Анализ гл максим максимыч. Анализ главы “Максим Максимыч”. Печорин и «водяное общество»

Повесть «Максим Максимыч» по своей роли в структуре романа выполняет связующую функцию: она соединяет повесть «Бэла» и «Журнал Печорина» как в сюжетном, так и в идейном плане. Печорин, расставшись с Максимом Максимычем в предыдущей повести, вскоре встречает его во Владикавказе, где и разворачивается короткое действие главы-связки. Там он получает от штабс-капитана тетради с записками Печорина, которые легли в основу «Журнала Печорина».

Меняется стилевая атмосфера повествования: если в «Бэле» события описываются на традиционно романтическом фоне при сохранении реалистической трезвости в описании характеров и событий, то повесть «Максим Максимыч» реалистична и по стилю, и по предмету изображения. В ней показана встреча странствующего литератора, слушателя истории о Печорине и Бэле. Максима Максимыча и самого Печорина. Эта встреча знаменательна и тем, что в ней по воле автора сошлись вместе все три повествователя в романе, то есть как бы пересеклись три взгляда на мир, три ракурса.

Идейная сторона романа подчёркнута странностью в поведении Печорина. Во-первых, читателя неприятно удивляет, что Печорин не спешит увидеть Максима Максимыча. Вторая странность проявляется в безразличии, отчуждённости Печорина от происходящего, а также в настойчивом упоминании о Персии, куда направляется герой. И наконец, третья странность заключается в той лёгкости, с которой Печорин отказывается от своих записок, столь откровенно раскрывающих интимные стороны его души.

Между тем все странности имеют объяснение. Прежде всего Печорин бессознательно уклоняется от встречи с Максимом Максимычем, потому что не хочет напоминаний о трагической истории своей любви, к тому же он явно испытывает острое чувство вины. Вспомним текст:

Едва Максим Максимыч освоился, он сразу задал Печорину болезненный для того вопрос:

- А помните наше житьё-бытьё в крепости?.. Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять... А Бэла?..

Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся.

— Да, помню! — сказал он, почти тотчас принуждённо зевнув...

Выбор Персии для путешествия тоже не случаен. Название страны звучит трижды, автор подчёркивает недоумение Максима Максимыча по этому поводу. Дело в том, что для культурного русского читателя того времени любое упоминание Персии несло трагический оттенок, вызывая в памяти гибель Грибоедова. Таким образом, Лермонтов включает Печорина в драматический ряд русских дворян-интеллигентов, объединённых общей судьбой. Слова Печорина: «Еду в Персию — и дальше...» — можно понять так, что герой едет навстречу неизбежной смерти. А лёгкость, с которой Печорин оставляет свои записки, свидетельствует о том, что герой отчуждён от жизни, от людей и самого себя, поэтому они для него словно дневник другого человека, чьи откровения не имеют к нему никакого отношения.

Наша статья содержит подробный анализ главы “Максим Максимыч” из повести М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Это заключительная глава произведения, в ней главный герой опустошён предчувствием скорой смерти: усталость от жизни достигла своего пика, неприкаянный молодой человек подсознательно стремится навстречу смерти.

Встреча со старым товарищем

В этой главе автор повествует о последней встрече Максима Максимыча и Печорина. Жизнь развела их на долгие годы после происшествий с Бэлой и Казбеком. Встретив Печорина во Владикавказе, штабс-капитан отменил все дела (чего он никогда раньше не делал) и целые сутки прождал своего друга. Пожилой офицер предчувствовал тёплую встречу, ему не терпелось узнать о жизни Печорина, обнять старого товарища.

Но Печорин показал своё истинное отношение к дружбе – он холодно и отрешённо поздоровался с бывшим сослуживцем, уделил ему совсем немного времени и уехал. Дневник, который Максим Максимыч бережно хранил все годы, Печорин забирать отказался: ему не были дороги воспоминания тех дней. Он старался забыть те события, когда по его вине погибли невинные люди, видимо совесть всё же мучила героя. Ворошить прошлое, вспоминать о своих ошибках, ещё раз переживать далёкие трагические события Печорин не желал.

Реакция Максима Максимыча

Уже немолодой сослуживец Печорина заслуженно считает их дружбу частью своей жизни, он любил молодого человека, как сына. Холодный приём Григория настолько расстроил старого офицера, что тот не удержал слёз:” Да, - сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах, - конечно, мы были приятели, - ну, да что приятели в нынешнем веке!.. Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара…”. Максим Максимыч – живое напоминание о той роковой ошибке, которую когда-то сделал Печорин: смерть Бэлы, её отца, месть Казбича.

Именно поэтому Печорин постарался поскорее расстаться с Максимом Максимычем. Старик не понял истинной причины спешки Григория Александровича, он списал его поведение на тот факт, что Печорин после посещения Петербурга стал надменным и гордым “франтом”. В этот момент старик сказал важную фразу: “А, право, жаль, что он дурно кончит… да и нельзя иначе!.. Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!..”. Эти слова, сорвавшиеся с языка всегда добродушного, сердечного человека, говорят о том, как сильно обидел его старый товарищ. Они стали пророческими в судьбе главного героя: он действительно погиб в Персии.

Печорин глазами автора

В этой главе автор уделяет особое внимание внешнему образу персонажа. Только в конце повествования мы узнаём о внешности Печорина, его манерах, впечатлении, которое он производил на людей. Печорин имел аристократическую внешность, в нём чувствовалась “порода”, “воспитание”. Он был щёголем, но скорее не из-за желания помодничать, а благодаря привычке иметь всё лучшее, быть аккуратным, ухоженным.

О многом говорил взгляд персонажа: когда он улыбался, глаза оставались безучастными. Это говорит о том, что Печорин – либо злой, скрытный человек, либо – это отпечаток грусти, безграничной тоски, боли. Какой-то надлом был в его осанке, в том, как герой сидел, двигался, говорил. Безучастность и безразличие, отсутствие жажды жизни – всё это читалось в образе Печорина. Он понимал, что его путь подходит к концу и торопил события, чувствуя развязку.

Анализ главы “Максим Максимыч” “Герой нашего времени” будет полезен при подготовке к уроку литературы, тесту, сочинению и другим видам работ по повести М. Ю. Лермонтова.

Тест по произведению

По прошествии некоторого времени рассказчик и Максим Максимыч встретились вновь на постоялом дворе. Внимание их привлекла пустая дорожная коляска щегольского вида. Сопровождавший ее лакей отвечал, что коляска принадлежит Печорину, а сам он остался ночевать у полковника. Штабс-капитан, считая Печорина своим другом, попросил лакея доложить о нем господину. «Вот сейчас прибежит!.. - сказал мне Максим Максимыч с торжествующим видом, - пойду за ворота его дожидаться...» Но за целый вечер так никто и не появился.

Максим Максимыч провожает Печорина. Иллюстрация Н.Н. Дубовского. Уголь. 1890г.

Наутро Максим Максимыч ушел к коменданту крепости по служебным делам. Спустя десять минут после его ухода появился Печорин. По всему было видно, что он собирается в дорогу. Повествователь рисует его портрет: «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок, ослепительно чистое белье, маленькие аристократические руки, худые бледные пальцы. ... Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера. ... С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин. Усы его и брови были черные - признак породы в человеке. У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза, которые не смеялись, когда он смеялся» . Предупредив Печорина, что его хотел видеть старый приятель, рассказчик замечает Максима Максимыча, который, запыхавшись, бежит через дорогу. Предупредив его явное желание броситься на шею, Печорин довольно холодно, хотя и приветливо улыбаясь, протягивает ему руку. Максим Максимыч хочет поговорить с ним по душам, но Печорин всем своим видом показывает, что он торопится. На вопрос Максима Максимыча о каких-то бумагах, тот отвечает, что их судьба ему безразлична, и с ними можно делать все, что угодно. Путь его лежит в Персию.

В растерянности расстроенный Максим Максимыч ходит у повозки, еле сдерживая слезы. В ответ на просьбу рассказчика отдать ему бумаги Печорина, он гневно швыряет их одну за другой, доставая из чемодана. Жалея о том, что не может сразу же уехать, Максим Максимыч, не успевший оформить дела, вынужден ждать следующей оказии.

Журнал Печорина

Вскоре становится известно, что Печорина больше нет в живых. Он умер, когда возвращался из Персии. Случайный обладатель записок очень рад этому обстоятельству, потому что может теперь опубликовать их, возможно даже, под своим именем. В журнале Печорина описаны события, относящиеся к его пребыванию на Кавказе.


УРОК 61

АНАЛИЗ ПОВЕСТИ «МАКСИМ МАКСИМЫЧ»
Неужели я не тот же?

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.

Итак, повествование о главном герое открывает Максим Максимыч. Мы видели, что он многое не понимает в характере Печорина, видит только внешнюю сторону событий, поэтому и для читателей Печорин скрыт, загадочен. Характеристики, которые дает Печорину Максим Максимыч, свидетельствуют не только о наивности и чистоте его души, но и об ограниченности ума и неспособности понять сложную внутреннюю жизнь Печорина.

Но уже в первой повести появляется другой рассказчик, тот, который сообщает читателю о своих кавказских впечатлениях.
II. Беседа по вопросам:

1.Что мы узнали о нем из повести «Бэла»? (Не так много: он едет из Тифлиса, путешествует по Кавказу «с год», его чемодан набит путевыми записками о Грузии, видимо, он писатель, потому что очень заинтересовался «историйками» Максима Максимыча. Однако на вопрос Максима Максимыча о роде его занятий он не дает конкретного ответа. Это создает завесу тайны. Информация о повествователе пропущена, читатель никогда о нем ничего не узнает.)

2. Кто является рассказчиком повести «Максим Максимыч»? (Продолжает повествование условный автор, «публикатор» дневника Печорина.)

3. С чем связана смена рассказчиков? (Ю.М. Лотман пишет: «Таким образом характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причем ни одно из этих отражений, взятое отдельно, не дает исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создает сложный и противоречивый характер героя».)

4. Коротко перескажите сюжет повести.

5. Что более всего поражает наблюдающего за Печориным? (Внешность вся соткана из противоречий - чтение описания со слов: «Он был среднего роста» до слов: «...которые особенно нравятся женщинам».)

6. Какова роль портрета Печорина? (Портрет психологический. Он объясняет характер героя, его противоречия, свидетельствует об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека. В этой погруженности в мир своих мыслей, подавленности духа Печорина - ключ к пониманию его отчужденности при встрече с Максимом Максимычем.)

7. Почему Печорин не остался с Максимом Максимычем? Ведь он никуда не торопился и, только узнав, что тот хочет продолжения беседы, спешно собрался в дорогу?

8. Почему Печорин не захотел вспоминать прошлое?
III. На доске и в тетрадях чертится и заполняется таблица, помогающая понять состояние героев, их переживания.


Максим Максимыч

Печорин

Переполнен радостью, взволнован, хотел «кинуться на шею» Печорину.

«...довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул... руку...»

«На минуту остолбенел», потом «жадно схватил его руку обеими руками: он еще не мог говорить».

Печорин первым произносит: «Как я рад, дорогой Максим Максимыч...»

Не знает, как называть: на «ты» - на «вы»? Пытается остановить Печорина, просит, чтобы не уезжал.

Односложный ответ: «Еду в Персию - и дальше...»

Речь сбивчивая, передает взволнованность.

По-прежнему односложные ответы: «Мне пора», «Скучал», произносимые с улыбкой.

Напоминает о «житье-бытье» в крепости: об охоте, о Бэле.

«...чуть-чуть побледнел и отвернулся...». Отвечает опять односложно и принужденно зевает.

Упрашивает Печорина остаться на два часа поговорить, интересуется его жизнью в Петербурге.

Отказ, хоть и вежливый: «Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч...» Берет за руку

Старается скрыть свою досаду

Успокаивает, дружески обнимает: «неужели я не тот же?» Говоря, садится в коляску.

Напоминает о бумагах. «Что... с ними делать?»

Полное безразличие: «Что хотите!»

Вывод: Вся манера поведения Печорина рисует человека подавленного, ничего не ждущего от жизни. Встреча Печорина с Максимом Максимычем подчеркивает пропасть между ними - между простым человеком и дворянином. Помимо того, что Печорину больно вспоминать о смерти Бэлы, они настолько разные, что говорить не о чем.

Финал этой повести многое объясняет в старом штабс-капитане. Повествователь прямо говорит о заблуждениях Максима Максимыча, его ограниченности, о его непонимании характера Печорина.
I V . Слово учителя.

Говорить о высокомерии Печорина нельзя, ведь он как мог сгладил ситуацию: взял за руку, дружески обнял, произнося слова: «Всякому своя дорога...»

Максим Максимыч не увидел, как Печорин побледнел, когда услышал предложение вспомнить «житье-бытье в крепости», - это означало, что Печорину больно вспоминать о Бэле, ее смерти. Не понял Максим Максимыч и того, что реакция Печорина не объясняется их социальным различием.

Попытаемся объяснить нежелание Печорина вспоминать минувшее с его точки зрения: одинокий, тоскующий, озлобленный несчастьями, он хочет только одного - чтобы его оставили в покое, не терзали воспоминаниями, надеждами. Конечно, он помнит все и страдает от того, что стал виновником смерти человека.

Диалог показывает, что изменилось в Печорине после отъезда из крепости: усилилось его равнодушие к жизни, он стал более замкнут. Одиночество героя становится трагичным.

Не от Максима Максимыча бежит Печорин, - он бежит от своих невеселых мыслей, даже прошлое кажется ему недостойным внимания. Некогда он писал, что его дневник со временем будет для него «драгоценным воспоминанием», а в настоящем он безразличен к участи своих записей. А ведь в них запечатлен мир его чувств и сокровенных мыслей, исканий, отражены горестные радостные минуты прожитого; в них рассказ о невозвратимых днях, когда он был полон надежды найти достойное место в жизни. И все это прошлое перечеркнуто, да и настоящее мало радует, а будущее бесперспективно. Таковы итоги жизни личности одаренной, незаурядной.

Повесть пронизана настроением грусти: уехал в неизвестность Печорин, уехал странствующий офицер, ставший свидетелем невеселой встречи, остался один Максим Максимыч со своей обидой и болью. Это настроение подчеркнуто последними строками рассказчика о Максиме Максимыче.
V . Домашнее задание.

1. Чтение и анализ »Предисловия» к «Журналу Печорина» и повести »Тамань».

2. Индивидуальное задание - сообщение на тему «Какова роль пейзажа в повести,Тамань”?» (по карточке 35).

Карточка 35

Какова роль пейзажа в повести «Тамань»? 1

Романтический пейзаж усиливает ощущение тайны, которая влечет Печорина, дает почувствовать контраст убогости «нечистого» места, вполне прозаических дел контрабандистов и могущественной силы природы.

Печорин любит природу, умеет видеть ее краски, слышать ее звуки, любоваться ей, замечать совершающиеся изменения. Он вслушивается в ропот волн, любуется жизнью моря. Общение с природой всегда радостно для него (это можно увидеть, читая повести «Княжна Мери» и «Фаталист»). Печорин не только видит природу, но рассказывает о ней языком художника. Слово Печорина точно, выразительно: «тяжелые волны мерно и ровно катились одна за другой», «беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны». Два предложения о волнах, но передают разные его состояния: в первом случае однородные наречия передают картину умиротворенного моря, во втором - инверсия и упоминание о цвете волн подчеркивает картину моря бурного. Печорин употребляет сравнения: лодка, «как утка», себя он сравнивает с «камнем, брошенным в гладкий источник».

И все же в пейзаже остаются обычные разговорные интонации, предложения просты по структуре, строги по лексике и синтаксису, хотя пронизаны лиризмом.

Даже образ паруса, который встречается в романе несколько раз, действует как реальная бытовая деталь: «...они подняли маленький парус и быстро понеслись... мелькал белый парус...»

УРОК 62

АНАЛИЗ ПОВЕСТИ «ТАМАНЬ».
Вы видите человека с сильной волею, от-

важного, не бледнеющего никакой опаснос-

ти, напрашивающегося на бури и тревоги...

В.Г. Белинский
I. Слово учителя.

Если первые две повести по жанру - путевые записки (повествователь отмел: «Я пишу не повесть, а путевые записки»), то следующие две повести - это дневник Печорина.

Дневник - это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал... для себя», поэтому столь открыт в их описании.

Итак, перед нами первая повесть в дневнике героя - «Тамань», из которой мы узнаем о приключениях Печорина в этом «скверном городишке». В этой повести перед нами ранний этап жизни героя. Здесь он говорит о себе сам. На все события и героев мы смотрим его глазами.
II. Беседа но вопросам:

1. Какие черты характера Печорина выявляются в повести «Тамань»? В каких сценах они проявляются особенно ярко? [Решительность, смелость, интерес к людям, умение сострадать. Эти качества проявляются в сценах:

а) Первая встреча со слепым мальчиком выявляет интерес Печорина к человеку. Ему важно понять тайну мальчика, и он начинает следить за ним.

б) Наблюдение за девушкой и первый разговор с нею заставляет его сделать вывод: «Странное существо!.. никогда подобной женщины не видывал».

в) Сцена «очаровывания» Печорина ундиной выдает в нем «юношескую страсть»: «В глазах у меня потемнело, голова закружилась…» Активное начало заставляет Печорина идти на свидание, назначенное девушкой ночью.

г) Наблюдение за встречей слепого и Янко вызывает в герое грусть, выявляет его способность сострадать горю. (Чтение со слов: «Между тем моя ундина вскочила в лодку...» до слов: «...и как камень едва не пошел ко дну!»)]

2. Почему в начале повести Печорин так желает приблизиться к обитателям «нечистого» места и почему это сближение невозможно? Чем закончилась эта попытка? (Печорин - деятельная натура. Здесь так же, как в «Бэле», проявляется стремление героя приблизиться к первоначальным истокам бытия, миру, полному опасностей, миру контрабандистов.

Но Печорин с его глубоким умом лучше, чем кто-либо другой понимает невозможность обретения в среде «честных контрабандистов» той полноты жизни, красоты и счастья, которых так жаждет его мечущаяся душа. И пусть во всем ему потом откроется своя прозаическая сторона, реальные жизненные противоречия, - и для героя, и для автора реальный мир контрабандистов сохранит в себе не получивший развития, но живущий в нем прообраз вольной, исполненной «тревог и битв» человеческой жизни.)

3. Не забываем о том, что перед нами дневник Печорина, который демонстрирует его умение рассказать об увиденном и прочувствованном. Все охватывает его острый взгляд и слух. Печорин чувствует красоту природы, умеет рассказать о ней языком художника. Таким образом, герой раскрывается перед читателями как талантливый человек. (Проверка индивидуального задания - сообщение на тему «Какова роль пейзажа в повести,Тамань”?» (по карточке 35).

4. Почему активность героя приносит несчастье людям? С каким чувством герой произносит слова: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих...»? (Потому что его активность направлена на себя, она не имеет высокой цели, ему просто любопытно. Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру. Он досадует на себя за то, что, вторгаясь в жизнь людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.)
III. Слово учителя.

Печорину жаль обманутого мальчика. Он понимает, что спугнул «честных контрабандистов», жизнь их теперь изменится. Наблюдал за плачущим мальчиком, он понимает, что также одинок. Впервые на протяжении всей повести у него возникает ощущение единства чувств, переживаний, судеб.

Однако и слепой мальчик - не идеальный персонаж, а зараженный пороками маленький себялюбец. Ведь именно он обокрал Печорина.

«Романтический «русалочный» мотив трансформируется Лермонтовым, эпизод с ундиной обнаруживает внутреннюю слабость героя, чуждого естественному миру, его неспособность к простой, полной опасностей жизни. Интеллектуальный, цивилизованный герой вдруг теряет свои несомненные преимущества перед простыми людьми, не допускается в их среду. Он лишь может завидовать отваге, ловкости простых людей и горько сожалеть о неотвратимой гибели естественного мира...

В «Бэле» герой играет душами простых людей, в «Тамани» он сам становится игрушкой в их руках» 1 .

Вывод: И тем не менее Печорин в столкновении с контрабандистами показывает себя как человек действия. Это не комнатный романтик-мечтатель и не Гамлет, чья воля парализована сомнениями и рефлексией. Он решителен и смел, но активность его оказывается беспредметной. У него нет возможности предаться деятельности крупной, совершать поступки, о которых вспоминал бы будущий историк и для которых Печорин чувствует в себе силы. Недаром он говорит: «Честолюбие у меня подавлено обстоятельствами». Поэтому он растрачивает себя, ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье.
I V . Домашняя работа.

1. Чтение повести «Княжна Мери».

2. Индивидуальное задание - подготовить сообщение на тему «Что читает Печорин перед дуэлью с Грушницким?» (по карточке 40).

3. Класс разбивается на 4 группы.

Каждая группа получает карточку с вопросами для обсуждения на следующем уроке. Вопросы распределяются среди членов группы. Ответы на них готовятся дома.

Карточка 36

Печорин и Грушницкий

1. Какую характеристику дает Печорин Грушницкому? Почему он столь непримирим в своем восприятии этого человека? Почему он высказывает предположение о том, что они столкнутся на другой дороге, и одному несдобровать?

2. Что в поведении Грушницкого толкнуло Печорина к жестокому решению?

3. Было ли убийство Грушницкого неизбежным для Печорина?

4. Что можно сказать о чувствах Печорина после дуэли? Что говорит о его готовности к смерти?

5. Испытывает ли он торжество победы?

Карточка 37

Печорин и Вернер

1. В чем сходство Печорина и Вернера? Какая черта их сближает? В чем их отличие?

2. Почему, «читая в душе друг друга», они не становятся друзьями? Что привело их к отчуждению?

3. Какую роль играет Вернер в поединке Печорина с обществом?

Карточка 38

Печорин и Мери

1. Почему Печорин затевает игру с Мери?

2. Какие действия Печорина вызывают у Мери ненависть к нему?

3. Как изменилась Мери, полюбив Печорина? Как изменяется отношение Печорина к Мери на протяжении повести?

4. Почему он отказывается жениться на ней? Почему пытается убедить ее, что она не может любить его?

Карточка 39

Печорин и Вера

1. Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее обычного? Чем она не похожа на Мери?

2. Чем объясняется порыв отчаяния Печорина после отъезда Веры? О каких сторонах личности героя говорит этот порыв?

3. Как Лермонтов помогает читателям понять силу чувств героя в этот кульминационный момент?

– поэт и прозаик. Его роман «Герой нашего времени» отличается новизной описываемых характеров, любопытной композицией и сюжетным построением. Каждая глава произведения представляет собой отдельную историю, благодаря которой все точнее становится портрет главного героя – . Максим Максимыч – персонаж, позволяющий провести анализ героя на фоне сравнения действующих лиц.

История создания

«Герой нашего времени» освещает ситуацию в России начала 19 века, поднимает массу нравственных и социальных вопросов, освещает философские и психологические проблемы, царившие в обществе того времени. Жанр романа в России развивался, и к моменту публикации творения Лермонтова вряд ли мог считаться до конца сформировавшимся. В произведении сочетаются романтизм и реализм. Критики отмечают в романе и социально-психологические линии.

Повествование не создает ощущения целостности из-за того, что роман разбит на главы, которые освещают историю жизни Печорина, но выглядит как законченное произведение, доступное для восприятия. В «Герое нашего времени» стилистически отображаются жанры заметок, новеллы, повести и очерка. Собрав воедино черты этих жанров, автор представил публике разностороннего героя, чья биография полна непредсказуемых жизненных поворотов. Каждая глава описывает Печорина с неизведанной ранее стороны


В образе Максима Максимыча Лермонтов представил публике героя и рассказчика, от лица которого ведется повествование. Должность персонажа – штабс-капитан. Он служит на Кавказе не первый год, хорошо разбирается в местности и традициях. Офицер и простой человек, Максим Максимыч вызывает уважение у автора и читателей. Его сердце наполнено добротой, тяга к приключениям либо никогда не охватывала его, либо давно отпустила, а главным в жизни для Максима Максимыча остался долг. Глава, названная по имени этого персонажа, позволяет разобраться в характеристике Печорина.

«Герой нашего времени»

Автор не случайно описывает Максима Максимыча. С помощью этого образа он показывает, что в представляемую эпоху быть отличным от Печорина не так уж сложно. Герои жили в одно и то же время, но получили различные отклики у публики. Максим Максимыч и Печорин, взаимоотношения которых ярко преподнесены в романе, выстраивали эти отношения с разными целями. Поэтому добродушный Максим Максимыч, ожидавший отзывчивости от приятеля, получил симпатии читателей а черствый Печорин – осуждение.


Вполне вероятно, что «Героем нашего времени» мог быть вовсе не Печорин. Вряд ли авторский идеал совпадает с перечнем качеств, которыми наделен главный герой. А вот Максим Максимыч располагает к себе с первых строк повествования. Он помогает рассказчику справиться с осетинами, перевозящими груз. Понимая менталитет местных, герой выручил автора так, будто это было для него простым житейским делом. При этом он ни на секунду не раздумывал над необходимостью его помощи, а просто делал то, что подсказывало сердце.


Роман Хрущ в ленте «Печорин», вышедшей на экраны в 2011 году, также уменьшил значение персонажа и не стал освещать его в проекте.