Чакры человека

Анатомия и физиология человека - Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. Гайворонский И. и др Анатомия и физиология человека.В. и др

Год выпуска: 2003

Жанр: Физиология

Формат: DOC

Качество: OCR

Описание: Качество обучения медицинских сестер зависит не только от мастерства преподавания предмета, технического оснащения учебных занятий, но и от наличия современных учебников и учебных пособий.
Учебное пособие «Анатомия и физиология человека» разработано в соответствии с программой, утвержденной Министерством здравоохранения РФ.
Формирование будущей медицинской сестры начинается с дисциплин, которые изучаются с самого начала обучения. Одной из них является анатомия и физиология человека.
Материал учебного пособия «Анатомия и физиология человека» представлен в традиционном для анатомии и физиологии плане. В нем 12 разделов, в которых вначале приводятся сведения по анатомии, а затем раскрываются физиологические функции определенного органа или системы. Кроме того, кратко рассмотрены основные этапы развития анатомии и физиологии. В конце каждого раздела книги даны вопросы для самоконтроля.
Для названия органов и их частей использованы общепринятые латинские анатомические термины, приведенные в Международной анатомической номенклатуре, утвержденной на Лондонском анатомическом конгрессе в 1985 г. Количественные физиологические показатели представлены по Международной системе единиц (СИ).
В пособии имеются рисунки, схемы. Часть рисунков заимствована из разных изданий, таких как «Анатомия человека» в 2 т. под ред. М. Р. Сапина (М., 1993), «Физиология человека» под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса (М., 1985-1986), «Общий курс физиологии человека и животных» в 2 т. под ред. А.Д. Ноздрачева (М., 1991), X. Фениш «Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры» (Минск, 1996) и других учебных пособий. В некоторые рисунки внесены изменения и дополнения.
Автор выражает искреннюю благодарность д-ру мед. наук, проф. кафедры анатомии человека МГМИ П.Г. Пивченко и председателю цикловой методической комиссии общепрофессиональных дисциплин Минского медицинского училища № 2 И.М. Байдаку за внимательное ознакомление с рукописью, полезные замечания, которые касались не только последовательности, но и сути изложения материала, способствовали более качественной разработке учебного пособия.

«Анатомия и физиология человека»


КЛЕТКИ И ТКАНИ
КЛЕТКИ
ТКАНИ

Эпителиальная ткань
Соединительная ткань
Мышечная ткань
Нервная ткань

ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ
КОСТИ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ
СТРОЕНИЕ КОСТЕЙ
СОЕДИНЕНИЕ КОСТЕЙ
СКЕЛЕТ ТУЛОВИЩА
СКЕЛЕТ ГОЛОВЫ
СКЕЛЕТ КОНЕЧНОСТЕЙ

Кости верхней конечности
Кости нижней конечности

МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА
СТРОЕНИЕ МЫШЦ
КЛАССИФИКАЦИЯ МЫШЦ
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ И РАБОТА МЫШЦ
МЫШЦЫ И ФАСЦИИ ТУЛОВИЩА
МЫШЦЫ И ФАСЦИИ ГОЛОВЫ И ШЕИ
МЫШЦЫ И ФАСЦИИ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ
МЫШЦЫ И ФАСЦИИ НИЖНЕЙ КОНЕЧНОСТИ
ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Полость рта
Железы рта
Глотка
Пищевод
Желудок
Тонкая кишка
Толстая кишка
Печень. Желчный пузырь
Поджелудочная железа
Полость живота и брюшина
Физиология пищеварения
Регуляция пищеварения
Вопросы для самоконтроля
Практические занятия

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Полость носа
Гортань
Трахея и бронхи
Легкие
Плевра и средостение
Физиология дыхания
Вопросы для самоконтроля
Практические занятия

МОЧЕПОЛОВОЙ АППАРАТ

Почка
Мочеточники
Мочевой пузырь
Мочеиспускательный канал
Физиология почек
Мужские половые органы
Женские половые органы

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
БЕЛКОВЫЙ ОБМЕН
УГЛЕВОДНЫЙ ОБМЕН
ЛИПИДНЫЙ ОБМЕН
ВОДНЫЙ И МИНЕРАЛЬНЫЙ ОБМЕН
ВИТАМИНЫ
ОБРАЗОВАНИЕ И РАСХОД ЭНЕРГИИ
ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ
ГИПОФИЗ И ЭПИФИЗ
ЩИТОВИДНАЯ И ПАРАЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗЫ
ВИЛОЧКОВАЯ ЖЕЛЕЗА
НАДПОЧЕЧНИК
ЭНДОКРИННАЯ ЧАСТЬ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
ЭНДОКРИННАЯ ЧАСТЬ ПОЛОВЫХ ЖЕЛЕЗ
РЕГУЛЯЦИЯ ЖЕЛЕЗ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА
СЕРДЦЕ
СОСУДЫ МАЛОГО КРУГА КРОВООБРАЩЕНИЯ
СОСУДЫ БОЛЬШОГО КРУГА КРОВООБРАЩЕНИЯ
ВЕТВИ ДУГИ АОРТЫ

Ветви грудной части аорты
Ветви брюшной части аорты

ВЕНЫ БОЛЬШОГО КРУГА КРОВООБРАЩЕНИЯ

Система вен сердца
Система верхней полой вены
Система нижней полой вены
Система воротной вены

Н. И. Федюкович

АНАТОМИЯ

И ФИЗИОЛОГИЯ

ЧЕЛОВЕКА

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов

медицинских училищ, обучающихся по специальности 0406 Сестринское дело

Издание второе

РостовнаДону

«Феникс»

ББК 28.8я723

Федюкович Н. И.

Ф 32 Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. Изд. 2е. - Ростов н/Д:

«Феникс», 2003. 416 с.

В учебном пособии освещены вопросы нормальной, анатомии и физиологии человека с учетом современных достижений биологической и медицинской науки. Рассмотрены предмет, задачи и значение курса анатомии и физиологии человека, дан краткий исторический очерк их развития Изложены вопросы анатомии и частной физиологии.

Для учащихся медицинских училищ по специальности «Медицинская сестра».

ISBN 522203190Х ББК 28.8я © Н. И. Федюкович, © Оформление, издво «Феникс», ПРЕДИСЛОВИЕ Качество обучения медицинских сестер зависит не только от мастерства преподавания предмета, технического оснащения учебных занятий, но и от наличия современных учебников и учебных пособий.

Учебное пособие «Анатомия и физиология» разработано в соответствии с программой, утвержденной Министерством здравоохранения РФ.

Формирование будущей медицинской сестры начинается с дисциплин, которые изучаются с самого начала обучения. Одной из них является анатомия и физиология человека.

Материал учебного пособия представлен в традиционном для анатомии и физиологии плане. В нем 12 разделов, в которых вначале приводятся сведения по анатомии, а затем раскрываются физиологические функции определенного органа или системы.

Кроме того, кратко рассмотрены основные этапы развития анатомии и физиологии. В конце каждого раздела даны вопросы для самоконтроля.

Для названия органов и их частей использованы общепринятые латинские анатомические термины, приведенные в Международной анатомической номенклатуре, утвержденной на Лондонском анатомическом конгрессе в 1985 г. Количественные физиологические показатели представлены по Международной системе единиц (СИ).

В пособии имеются рисунки, схемы. Часть рисунков заимствована из разных изданий, таких как «Анатомия человека» в 2 т. под ред. М. Р. Сапина (М., 1993), «Физиология человека» под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса (М., 1985-1986), «Общий курс физиологии человека и животных» в 2 т. под ред. А. Д. Ноздрачева (М., 1991), X. Фениш «Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры» (Минск, 1996) и других учебных пособий. В некоторые рисунки внесены изменения и дополнения.

Автор выражает искреннюю благодарность дру мед. наук, проф. кафедры анатомии человека МГМИ П. Г. Пивченко и председателю цикловой методической комиссии общепрофессиональных дисциплин Минского медицинского училища № 2 И. М. Байдаку за внимательное ознакомление с рукописью, полезные замечания, которые касались не только последовательности, но и сути изложения материала, способствовали более качественной разработке учебного пособия. Автор будет признателен всем, кто выскажет свои замечания по структуре и содержанию пособия.

Я. И. Федюкович ВВЕДЕНИЕ Анатомия и физиология человека относится к числу биологических дисциплин, составляющих основу теоретической и практической подготовки медицинских сестер.

Анатомия - это наука, которая изучает форму и строение организма в связи с его функциями, развитием и под воздействием окружающей среды.

Физиология - наука о закономерностях процессов жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей и клеток, их взаимосвязи при изменении различных условий и состояния организма.

Анатомия и физиология человека тесно связаны со всеми медицинскими специальностями. Их достижения постоянно оказывают влияние на практическую медицину. Невозможно проводить квалифицированное лечение, не зная хорошо анатомии и физиологии человека. Поэтому прежде чем изучать клинические дисциплины, изучают анатомию и физиологию. Эти предметы составляют фундамент медицинского образования и вообще медицинской науки.



Строение тела человека по системам изучает систематическая (нормальная) анатомия.

Строение тела человека по областям с учетом положения органов и их взаимоотношения между собой, со скелетом изучает топографическая анатомия.

Пластическая анатомия рассматривает внешние формы и пропорции тела человека, а также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения; возрастная анатомия - строение тела человека в зависимости от возраста.

Патологическая анатомия изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани.

Совокупность физиологических знаний делят на ряд отдельных, но взаимосвязанных направлений - общую, специальную (или частную) и прикладную физиологию.

Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов, общих проявлений жизнедеятельности, таких как метаболизм органов и тканей, общие закономерности реагирования организма (раздражение, возбуждение, торможение) и его структур на воздействие среды.

Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей (мышечной, нервной и др.), органов (печени, почек, сердца и др.), закономерности объединения их в системы (системы дыхания, пищеварения, кровообращения).

Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта).

Физиологию условно принято разделять на нормальную и патологическую. Первая изучает закономерности жизнедеятельности здорового организма, механизмы адаптации функций на воздействие разных факторов и устойчивость организма.

Патологическая физиология рассматривает изменения функций больного организма, выясняет общие закономерности появления и развития патологических процессов в организме, а также механизмы выздоровления и реабилитации.

Краткая история развития анатомии и физиологии Развитие и формирование представлений об анатомии и физиологии начинаются с глубокой древности.

Среди первых известных истории ученыханатомов следует назвать Алкемона из Кратоны, который жил в V в. до н. э. Он первый начал анатомировать (вскрывать) трупы животных, чтобы изучить строение их тела, и высказал предположение о том, что органы чувств имеют связь непосредственно с головным мозгом, и восприятие чувств зависит от мозга.

Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.) - один из выдающихся ученых медицины Древней Греции. Изучению анатомии, эмбриологии и физиологии он придавал первостепенное значение, считая их основой всей медицины. Он собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека, описал кости крыши черепа и соединения костей при помощи швов, строение позвонков, ребер, внутренние органы, орган зрения, мышцы, крупные сосуды.

Выдающимися ученымиестествоиспытателями своего времени были Платон (427-347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.). Изучая анатомию и эмбриологию, Платон выявил, что головной мозг позвоночных животных развивается в передних отделах спинного мозга. Аристотель, вскрывая трупы животных, описал их внутренние органы, сухожилия, нервы, кости и хрящи. По его мнению, главным органом в организме является сердце. Он назвал самый крупный кровеносный сосуд аортой.

Большое влияние на развитие медицинской науки и анатомии имела Александрийская школа врачей, которая была создана в III в. до н. э. Врачам этой школы разрешалось вскрывать трупы людей в научных целях. В этот период стали известны имена двух выдающихся ученыханатомов: Герофила (род. ок. 300 до н. э.) и Эрасистрата (ок. 300 - ок. 240 до н. э.). Герофил описал оболочки головного мозга и венозные пазухи, желудочки мозга и сосудистые сплетения, глазной нерв и глазное яблоко, двенадцатиперстную кишку и сосуды брыжейки, простату.

Эрасистрат достаточно полно для своего времени описал печень, желчные протоки, сердце и его клапаны; знал, что кровь из легкого поступает в левое предсердие, затем в левый желудочек сердца, а оттуда по артериям к органам. Александрийской школе медицины принадлежит также открытие способа перевязки кровеносных сосудов при кровотечении.

Самым выдающимся ученым в разных областях медицины после Гиппократа стал римский анатом и физиолог Клавдий Гален (ок. 130 - ок. 201). Он впервые начал читать курс анатомии человека, сопровождая вскрытием трупов животных, главным образом обезьян. Вскрытие человеческих трупов в то время было запрещено, в результате чего Гален, факты без должных оговорок, переносил на человека строение тела животного. Обладая энциклопедическими знаниями, он описал 7 пар (из 12) черепных нервов, соединительную ткань, нервы мышц, кровеносные сосуды печени, почек и других внутренних органов, надкостницу, связки.

Важные сведения получены Галеном о строении головного мозга. Гален считал его центром чувствительности тела и причиной произвольных движений. В книге «О частях тела человеческого» он высказывал свои анатомические взгляды и рассматривал анатомическое структуры в неразрывной связи с функцией.

Большой вклад в развитие медицинской науки внес таджикский врач и философ Абу Али Ибн Сына, или Авиценна (ок. 980-1037). Он написал «Канон врачебной науки», в котором были систематизированы и дополнены сведения по анатомии и физиологии, заимствованные из книг Аристотеля и Галена. Книги Авиценны были переведены на латинский язык и переиздавались более 30 раз.

Начиная с XVI-XVIII вв. во многих странах открываются университеты, выделяются медицинские факультеты, закладывается фундамент научной анатомии и физиологии.

Особенно большой вклад в развитие анатомии внес итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519). Он анатомировал 30 трупов, сделал множество рисунков костей, мышц, внутренних органов, снабдив их письменными пояснениями. Леонардо да Винчи положил начало пластической анатомии.

Основателем научной анатомии считается профессор Падуанского университета Андрас Везалий (1514-1564), который на основе собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал классический труд в 7 книгах «О строении человеческого тела» (Базель, 1543). В них он систематизировал скелет, связки, мышцы, сосуды, нервы, внутренние органы, мозг и органы чувств. Исследования Везалия и выход в свет его книг способствовали развитию анатомии. В дальнейшем его ученики и последователи в XVI-XVII вв. сделали много открытий, детально описали многие органы человека. С именами этих ученых в анатомии связаны названия некоторых органов тела человека: Г. Фаллопий (1523-1562) - фаллопиевы трубы; Б. Евстахий (1510-1574) - евстахиева труба; М. Мальпиги (1628- 1694) - мальпигиевы тельца в селезенке и почках.

Открытия в анатомии послужили основой для более глубоких исследований в области физиологии. Испанский врач Мигель Сервет (1511-1553), ученик Везалия Р. Коломбо (1516-1559) высказали предположение о переходе крови из правой половины сердца в левую через легочные сосуды. После многочисленных исследований английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657) издал книгу «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628), где привел доказательство движения крови по сосудам большого круга кровообращения, а также отметил наличие мелких сосудов (капилляров) между артериями и венами. Эти сосуды были открыты позже, в 1661 г., основателем микроскопической анатомии М. Мальпиги.

Кроме того, У. Гарвей ввел в практику научных исследований вивисекцию, что позволяло наблюдать работу органов животного при помощи разрезов тканей.

Открытие учения о кровообращении принято считать датой основания физиологии животных.

Одновременно с открытием У. Гарвея вышел в свет труд Каспаро Азелли (1591-1626), в котором он сделал анатомическое описание лимфатических сосудов брыжейки тонкой кишки.

На протяжении XVII-XVIII вв. появляются не только новые открытия в области анатомии, но и начинает выделяться ряд новых дисциплин: гистология, эмбриология, несколько позже - сравнительная и топографическая анатомия, антропология.

Для развития эволюционной морфологии большую роль сыграло учение Ч. Дарвина (1809-1882) о влиянии внешних факторов на развитие форм и структур организмов, а также на наследственность их потомства.

Н. И. Федюкович

АНАТОМИЯ

И ФИЗИОЛОГИЯ

ЧЕЛОВЕКА

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов

медицинских училищ, обучающихся по специальности 0406 Сестринское дело

Издание второе

Ростов-на-Дону

«Феникс»

ББК 28.8я723

Федюкович Н. И.

Ф 32 Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. Изд. 2-е. - Ростов н/Д: изд-во:

«Феникс», 2003. - 416 с.

В учебном пособии освещены вопросы нормальной, анатомии и физиологии человека с учетом современных достижений биологической и медицинской науки. Рассмотрены предмет, задачи и значение курса анатомии и физиологии человека, дан краткий исторический очерк их развития Изложены вопросы анатомии и частной физиологии.

Для учащихся медицинских училищ по специальности «Медицинская сестра».

ISBN 5-222-03190-Х ББК 28.8я723
© Н. И. Федюкович, 2003

© Оформление, изд-во «Феникс», 2003

ПРЕДИСЛОВИЕ

Качество обучения медицинских сестер зависит не только от мастерства преподавания предмета, технического оснащения учебных занятий, но и от наличия современных учебников и учебных пособий.

Учебное пособие «Анатомия и физиология» разработано в соответствии с программой , утвержденной Министерством здравоохранения РФ.

Формирование будущей медицинской сестры начинается с дисциплин, которые изучаются с самого начала обучения. Одной из них является анатомия и физиология человека.

Материал учебного пособия представлен в традиционном для анатомии и физиологии плане. В нем 12 разделов, в которых вначале приводятся сведения по анатомии, а затем раскрываются физиологические функции определенного органа или системы. Кроме того, кратко рассмотрены основные этапы развития анатомии и физиологии. В конце каждого раздела даны вопросы для самоконтроля.

Для названия органов и их частей использованы общепринятые латинские анатомические термины, приведенные в Международной анатомической номенклатуре, утвержденной на Лондонском анатомическом конгрессе в 1985 г. Количественные физиологические показатели представлены по Международной системе единиц (СИ).

В пособии имеются рисунки, схемы. Часть рисунков заимствована из разных изданий , таких как «Анатомия человека» в 2 т. под ред. М. Р. Сапина (М., 1993), «Физиология человека» под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса (М., 1985-1986), «Общий курс физиологии человека и животных» в 2 т. под ред. А. Д. Ноздрачева (М., 1991), X. Фениш «Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры» (Минск, 1996) и других учебных пособий. В некоторые рисунки внесены изменения и дополнения.

Автор выражает искреннюю благодарность д-ру мед. наук, проф. кафедры анатомии человека МГМИ П. Г. Пив-ченко и председателю цикловой методической комиссии общепрофессиональных дисциплин Минского медицинского училища № 2 И. М. Байдаку за внимательное ознакомление с рукописью, полезные замечания, которые касались не только последовательности, но и сути изложения материала, способствовали более качественной разработке учебного пособия. Автор будет признателен всем, кто выскажет свои замечания по структуре и содержанию пособия.

Я. И. Федюкович

ВВЕДЕНИЕ

Анатомия и физиология человека относится к числу биологических дисциплин , составляющих основу теоретической и практической подготовки медицинских сестер.

Анатомия - это наука, которая изучает форму и строение организма в связи с его функциями, развитием и под воздействием окружающей среды.

Физиология - наука о закономерностях процессов жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей и клеток, их взаимосвязи при изменении различных условий и состояния организма.

Анатомия и физиология человека тесно связаны со всеми медицинскими специальностями. Их достижения постоянно оказывают влияние на практическую медицину. Невозможно проводить квалифицированное лечение, не зная хорошо анатомии и физиологии человека. Поэтому прежде чем изучать клинические дисциплины, изучают анатомию и физиологию. Эти предметы составляют фундамент медицинского образования и вообще медицинской науки.

Строение тела человека по системам изучает систематическая (нормальная) анатомия.

Строение тела человека по областям с учетом положения органов и их взаимоотношения между собой , со скелетом изучает топографическая анатомия.

Пластическая анатомия рассматривает внешние формы и пропорции тела человека, а также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения; возрастная анатомия - строение тела человека в зависимости от возраста.

Патологическая анатомия изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани.

Совокупность физиологических знаний делят на ряд отдельных, но взаимосвязанных направлений - общую, специальную (или частную) и прикладную физиологию.

Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов, общих проявлений жизнедеятельности, таких как метаболизм органов и тканей , общие закономерности реагирования организма (раздражение, возбуждение, торможение) и его структур на воздействие среды.

Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей (мышечной, нервной и др.), органов (печени, почек, сердца и др.), закономерности объединения их в системы (системы дыхания, пищеварения, кровообращения).

Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта).

Физиологию условно принято разделять на нормальную и патологическую. Первая изучает закономерности жизнедеятельности здорового организма, механизмы адаптации функций на воздействие разных факторов и устойчивость организма. Патологическая физиология рассматривает изменения функций больного организма, выясняет общие закономерности появления и развития патологических процессов в организме, а также механизмы выздоровления и реабилитации.

Анатомия и физиология человека. Гайворонский И.В. и др.

6-е изд., перераб. и доп. - М.: 2011. - 496 с.

Представлены современные сведения о строении и функциях всех систем человеческого организма. Изложенный материал является фундаментальной основой для последующего изучения клинических дисциплин. Особое внимание в учебнике уделяется наиболее важным для профессиональной деятельности среднего медицинского персонала вопросам морфологии органов и систем органов, содержится необходимый справочный материал. Учебник может быть использован при изучении общепрофессиональной дисциплины ОП.О3 «Анатомия и физиология человека» в соответствии с ФГОС СПО для всех специальностей укрупненной группы 060000 «Здравоохранения». Для студентов учреждений среднего медицинского профессионального образования.

Формат: pdf

Размер: 12,3 Мб

Скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Краткий исторический очерк 5
1.1. История анатомии 5
1.2. История физиологии 12
Глава 2. Объект и методы исследования 16
2.1. Объект и методы анатомического исследования 16
2.2. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии 17
2.3. Объект и методы исследования в физиологии 19
Глава 3. Человеческий организм как единое целое. Основы цитологии и гистологии 21
3.1. Структурно-функциональная организация человеческого тела 21
3.2. Клетка 21
3.3. Ткани 25
3.4. Органы 36
3.5. Системы органов 36
3.6. Организм человека как единое целое 37
Глава 4. Костная система 40
4.1. Общие положения 40
4.2. Скелет туловища 48
4.3. Скелет головы 54
4.4. Скелет верхней конечности 79
4.5. Скелет нижней конечности 85
Глава 5. Соединения костей 94
5.1. Общая артросиндесмология 94
5.2. Соединения костей туловища 100
5.3. Соединения костей черепа 105
5.4. Соединения костей верхней конечности 107
5.5. Соединения костей нижней конечности 113
Глава 6. Мышечная система 122
6.1. Общая миология 122
6.2. Мышцы, фасции и топография спины 131
6.3. Мышцы, фасции и топография груди 135
6.4. Мышцы, фасции и топография живота 139
6.5. Диафрагма 144
6.6. Мышцы, фасции и топография шеи 145
6.7. Мышцы, фасции и топография головы 152
6.8. Мышцы верхней конечности 156
6.9. Мышцы, фасции и топография нижней конечности 166
Глава 7. Анатомия и физиология пищеварительной системы 180
7.1. Основные понятия 180
7.2. Общий план строения органов пищеварительной системы 182
7.3. Полость рта 185
7.4. Глотка 194
7.5. Пищевод 196
7.6. Желудок 199
7.7. Тонкая кишка 204
7.8. Печень 207
7.9. Поджелудочная железа 211
7.10. Толстая кишка 213
7.11. Морфофункциональные особенности брюшины 216
7.12. Физиологические аспекты голода и жажды. Аппетит 220
7.13. Роль микрофлоры пищеварительного тракта. Дисбактериоз 221
Глава 8. Анатомия и физиология дыхательной системы 225
8.1. Общие положения 225
8.2. Верхние дыхательные пути 226
8.3. Нижние дыхательные пути 229
8.4. Легкие 234
8.5. Средостение 240
8.6. Физиология дыхания 241
Глава 9. Анатомия и физиология выделительной системы 249
9.1. Основные понятия 249
9.2. Почки 252
9.3. Образование мочи 256
9.4. Мочевыделительные пути 260
9.5. Выделительные функции других органов 264
Глава 10. Обмен веществ и энергии 267
10.1. Основные понятия 267
10.2. Виды обмена веществ 268
10.3. Витамины 274
10.4. Распад и окисление органических веществ в клетках 277
10.5. Обмен энергии 280
10.6. Регуляция обмена веществ 283
Глава 11. Анатомия половой системы. Репродуктивная функция и развитие человека 285
11.1. Мужская половая система 285
11.2. Женская половая система 292
11.3. Промежность 301
11.4. Развитие человека 303
Глава 12. Сердечно-сосудистая система 311
12.1. Общие положения 311
12.2. Сердце 313
12.3. Артериальная система 323
12.4. Венозная система 334
12.5. Гемомикроциркуляторное русло 341
12.6. Сосуды малого круга кровообращения 342
12.7. Движение крови по сосудам 342
12.8. Кровотечения 344
12.9. Особенности кровообращения у плода 345
12.10. Лимфатическая система 347
Глава 13. Внутренние среды организма. Кровь 353
13.1. Основные понятия 353
13.2. Функции и состав крови 354
13.3. Группы крови 362
13.4. Переливание крови. Донорство 364
13.5. Иммунитет 365
Глава 14. Центральная нервная система 371
14.1. Общие вопросы анатомии нервной системы 371
14.2. Спинной мозг 379
14.3. Головной мозг 384
14.4. Оболочки головного и спинного мозга 398
14.5. Проводящие пути центральной нервной системы 399
Глава 15. Функциональная анатомия периферической нервной системы 406
15.1. Понятия о периферической нервной системе 406
15.2. Черепные нервы 409
15.3. Спинномозговые нервы 415
15.4. Вегетативная нервная система 423
Глава 16. Высшая нервная деятельность 431
16.1. Основные положения 431
16.2. Понятие о первой и второй сигнальных системах 435
16.3. Электроэнцефалография 436
16.4. Типы высшей нервной деятельности 437
16.5. Сферы высшей нервной деятельности 439
16.6. Сон 443
16.7. Физиология труда 445
Глава 17. Органы чувств. Анализаторы 448
17.1. Общие понятия 448
17.2. Орган зрения 449
17.3. Орган слуха и равновесия 456
17.4. Орган обоняния 461
17.5. Орган вкуса 462
17.6. Соматосенсорные органы. Кожа 463
Глава 18. Эндокринная система 467
18.1. Понятие об эндокринной системе. Общая характеристика гормонов 467
18.2. Щитовидная железа 469
18.3. Околощитовидные железы 470
18.4. Тимус 470
18.5. Поджелудочная железа 471
18.6. Надпочечники 472
18.7. Половые железы 473
18.8. Эпифиз 474
18.9. Гипоталамус и гипофиз 474
Приложения 478
Список литературы 492

Анатомия

И физиология

Человека

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов

медицинских училищ, обучающихся по специальности 0406 Сестринское дело

Издание второе

Ростов-на-Дону

«Феникс»

ББК 28.8я723

Федюкович Н. И.

Ф 32 Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. Изд. 2-е. - Ростов н/Д: изд-во:

«Феникс», 2003. - 416 с.

В учебном пособии освещены вопросы нормальной, анатомии и физиологии человека с учетом современных достижений биологической и медицинской науки. Рассмотрены предмет, задачи и значение курса анатомии и физиологии человека, дан краткий исторический очерк их развития Изложены вопросы анатомии и частной физиологии.

Для учащихся медицинских училищ по специальности «Медицинская сестра».

ISBN 5-222-03190-Х ББК 28.8я723

© Н. И. Федюкович, 2003

© Оформление, изд-во «Феникс», 2003

Предисловие

Качество обучения медицинских сестер зависит не только от мастерства преподавания предмета, технического оснащения учебных занятий, но и от наличия современных учебников и учебных пособий.

Учебное пособие «Анатомия и физиология» разработано в соответствии с программой, утвержденной Министерством здравоохраненияРФ.

Формирование будущей медицинской сестры начинается с дисциплин, которые изучаются с самого начала обучения. Одной из них является анатомия и физиология человека.

Материал учебного пособия представлен в традиционном для анатомии и физиологии плане. В нем 12 разделов, в которых вначале приводятся сведения по анатомии, а затем раскрываются физиологические функции определенного органа или системы. Кроме того, кратко рассмотрены основные этапы развития анатомии и физиологии. В конце каждого раздела даны вопросы для самоконтроля.

Для названия органов и их частей использованы общепринятые латинские анатомические термины, приведенные в Международной анатомической номенклатуре, утвержденной на Лондонском анатомическом конгрессе в 1985 г. Количественные физиологические показатели представлены по Международной системе единиц (СИ).

В пособии имеются рисунки, схемы. Часть рисунков заимствована из разных изданий, таких как «Анатомия человека» в 2 т. под ред. М. Р. Сапина (М., 1993), «Физиология человека» под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса (М., 1985-1986), «Общий курс физиологии человека и животных» в 2 т. под ред. А. Д. Ноздрачева (М., 1991), X. Фениш «Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры» (Минск, 1996) и других учебных пособий. В некоторые рисунки внесены изменения и дополнения.

Автор выражает искреннюю благодарность д-ру мед. наук, проф. кафедры анатомии человека МГМИ П. Г. Пив-ченко и председателю цикловой методической комиссии общепрофессиональных дисциплин Минского медицинского училища № 2 И. М. Байдаку за внимательное ознакомление с рукописью, полезные замечания, которые касались не только последовательности, но и сути изложения материала, способствовали более качественной разработке учебного пособия. Автор будет признателен всем, кто выскажет свои замечания по структуре и содержанию пособия.

Я. И. Федюкович