Приметы и суеверия

Чем знаменит Проспер Мериме? Краткая биография проспера мериме самое главное Сообщение на тему проспер мериме

Французский писатель и переводчик появился на свет 28 сентября 1803 года в столице Франции. Проспер был единственным сыном состоятельных родителей. Родители Мериме увлекались живописью. Нередко в доме будущего писателя собирались литераторы и художники, философы и музыканты. Атмосфера творчества, присущая таким собраниям, сформировала вкусы и интересы мальчика. Перед его глазами всегда были картины известных живописцев. Мериме с увлечением читал книги вольнодумцев своего времени.

С юных лет Мериме говорил по-английски и превосходно владел латынью. Бабушка Проспера много лет провела в Англии и даже вышла замуж в этой стране. Молодые англичане часто брали у отца Мериме уроки живописи.

Будущий литератор глубоко и эмоционально воспринял традиции народной поэзии. Впоследствии он использовал народные мотивы в своем творчестве. В возрасте 8-ми лет Мериме поступил в Императорский лицей, причем экстерном и сразу в седьмой класс. После окончания учебного заведения Проспер по велению родителей начал осваивать правоведение в Сорбонне.

Отец мечтал о том, что сын его сделает карьеру адвоката. Но сам Проспер без особого восторга отнесся к такой идее. Завершив обучение в университете, юноша получил назначение на должность секретаря одного из сановников Июльской монархии. Впоследствии он становится инспектором исторических памятников своей страны. Знакомство с шедеврами французской архитектуры стало для Мериме источником творческого вдохновения.

Мериме наполнил свою жизнь творчеством, не оставив в ней места и времени для создания семьи. Уже после смерти писателя открылись подробности его многочисленных любовных похождений. Богатая яркими фактами переписка Мериме открыла секреты, которые Проспер по разным причинам не открывал при жизни. Разгульные похождения молодого Мериме вполне могли создать ему дурную славу.

Путь Мериме в литературе

Свой путь к карьере писателя Мериме начал с мистификации. Он вывел в качестве автора своего сборника пьес несуществующую испанку Клару Гасуль. Второй публикацией Проспера стала книга сербских народных песен. Однако позже выяснилось, что автор никогда не собирал эти тексты на северо-западе Балкан, а попросту сочинил их сам. Искусная подделка ввела в заблуждение самого Пушкина.

Потом вышла в свет историческая драма «Жакерия». В ней уже не было и следа мистификации. Книга во всех неприглядных деталях рассказывала о крестьянском восстании. А в знаменитой «Хронике царствования Карла IX» Мериме разворачивает перед читателем реалистичные картины борьбы за власть между клерикалами и феодалами.

Но наибольшую известность принесла автору новелла «Кармен», повествующая о жизни привыкших к свободе испанских цыган. Много позже красивая и трагическая история о любви испанца и цыганки была дополнена музыкой и танцами, а потом даже экранизирована.

Мериме довелось немало путешествовать по Европе. В своих странствиях писатель старался подмечать национальные черты жителей разных уголков Старого Света, а затем передавал эти особенности своим персонажам.

В 60-е годы здоровье Мериме оказалось подорванным болезнью. Его мучали приступы удушья, отказывали ноги. Частыми стали боли в сердце. Прогрессирующая болезнь заставила писателя в 1867 году обосноваться в Каннах. Здесь 23 сентября 1870 года жизнь знаменитого писателя оборвалась.

(1803- 1870)

Биография Проспера Мериме отражает яркую жизнь человека - известного писателя, политического деятеля, художника, члена академии наук Франции.

Родился Проспер Париже, 28 сентября 1803 года. Отец будущего писателя, Жан Франсуа Леонор Мериме, был ученым-химиком, и серьезно увлекался живописью. Успешной художницей была и мать Проспера. Молодой человек, получивший юридическое образование в Париже, стал секретарем одного из министров правительства Франции. Затем, получив должность главного инспектора по сохранению культурно-исторических памятников страны, он много сделал на этом поприще. В 1853 году Мериме получил звание сенатора.

Однако карьера в жизни Мериме играла второстепенную роль, главным делом для него стало литературное творчество. Еще в студенческие годы он посещал общество, члены которого были увлечены наукой и искусствам. Это были поистине интернациональные собрания, на которых присутствовали французы, немцы, англичане, и русские. Именно этому обществу представил свою первую работу Проспер Мериме, названную им «Кромвель», и заслужившую одобрение Стендаля. Самому автору работа не понравилась и она не была напечатана.

В 22-летнем возрасте у Мериме выходит сборник драматических пьес, которые он представляет своим переводом с испанского. 1827 году творческая биография Проспера Мериме отмечена выходом в Срастбурге его знаменитых «Гузлов», которые поэт представил как сборник песен неизвестного барда из Далмации. Данное произведение наделало много шума по всем европейским странам. Хотя Гете и Герхард (ученый, которому удалось в прозе «Гузлов» открыть размер иллирийского стиха) выражали большое сомнение в том, что эта работа относится к народному творчеству. Все же эта ловкая подделка мотивов народной поэзии ввела в заблуждение многих известных поэтов и писателей того времени, в том числе А. С. Пушкина и Мицкевича.

Все последующие произведения писателя наполнены яркими самобытными образами, примером которых может служить Кармен, героиня одноименного романа. Заслуживают высокого одобрения исследования писателя, касающиеся истории Древнего Рима и Греции, времени царствования Дона Педро I.

Немало страниц биографии Проспера Меримепосвящено его творческим связям с русскими писателями, особый интерес писателя вызывали произведения А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Что бы читать в подлиннике произведения этих писателей Мериме изучает русский язык и становится пропагандистом русской культуры на своей Родине. Он переводит на французский пушкинскую «Пиковую Даму», в одном из журналов печатается его очерк о Н. В. Гоголе, в 1853 году Мериме заканчивает перевод «Ревизора». Во французской периодике публикуются очерки писателя, посвященные эпохе Петра Великого, русскому казачеству, смутному времени. Начиная с 1837 года и заканчивая 1890 годом, в различных периодических изданиях России выходят в свет переведенные на русский язык произведения великого французского писателя, такие как - «Варфоломеева ночь», «Двойная ошибка», «Кармен» и другие.

Жизнь и творчество Проспера Мериме.
Талантливый создатель новелл, известный писатель и филолог Проспер Мериме, рожден в Париже, в конце сентября 1803 года. Его отец, Мериме Жан Франсуа Леонор, выдающийся ученый изучавший химию. И он, и его жена, Анна Мериме, мать Проспера, всерьез увлекались живописью. Благодаря тому, что Проспер рос в творческой семье, желание рисовать у него появилось еще в юном возрасте. Бабушка юного художника долгое время проживала в Англии, и еще в детстве Мериме изучил английский язык и латынь. При поступлении Проспера в императорский (наполеоновский) лицей, преподаватели отмечали не только его высокий интеллект, но и его превосходные способности к рисованию. После собеседования он был принят экстерном сразу в 7 класс.
Блестяще окончив лицей, Проспер, по настоянию отца, который мечтал, чтобы сын стал юристом, поступает в колледж по специальности «юриспруденция». Еще обучаясь в колледже юноша понимает, что адвокатура ему не интересна. Получив в 1823 году диплом, Мериме получает должность инспектора исторических памятников, и приступает к изучению литературы и филологии. Самое первое произведение Проспера, это небольшая пьеса, которую он презентует своим друзьям, среди которых знаменитый Анри Мари Бейль, всем известный под псевдонимом Стендаль, с которым они сохраняли дружеские отношения на протяжении всей жизни.
Мериме в совершенстве изучает английский, испанский, русский и греческий языки. Еще во время обучения в колледже Мериме с одноклассником Жан-Жаком-Антуан Ампером перевели с английского на французский язык, сочинение поэта Джеймса Макферсона «Поэмы Оссиана».
В середине тридцатых из-под пера Проспера выходит знаменитое сочинение «Театр Клары Гасуль», который тот выдает за творение неизвестной испанской поэтессы. Продолжая мистификацию Мериме пишет сборник «Гузла». Он всерьез занимается изучением южно – славянского фольклора, своими произведениями вводя в заблуждение самого Александра Сергеевича Пушкина, который принимает их за народные.
Примерно в это же время, поэт попадает в окружение уже состоявшихся писателей, таких как Виктор Гюго, Эжен Делакруа, Ференц Лист. Знакомится с русским писателем, живущим в Париже, Иваном Тургеневым. И с этого момента Проспер начинает творить подписывая произведения своим именем.
На свет появляются такие произведения как, «Жакерия», в нем описывается восстание крестьян 14 века, «Хроника царствования Карла Девятого». Произведения выполнены в форме мемуаров. В написании этих произведений он придумал и использовал новый стиль написания жанра приключений. На фоне достоверных исторический событий, он придумал и вписал приключения несуществующих героев. В последствие этот стиль будет использовать знаменитый Александр Дюма. Проспер написал «Маттео Фальконе» описывающую судьбу корсиканцев, «Взятие редута», о сражениях российских солдат с императором Наполеоном Третьим, и «Таманго» выдержку из жизни африканских рабов.
Приехав в Испанию в 1830 году Проспер знакомится с Графом де Теба и его женой Марией Мануэлой. Евгения, их юная дочка, с момента их знакомства испытывала к Просперу теплые чувства, поэтому после ее свадьбы с императором Наполеоном, Проспер получает звание «сенатор» и становится приближенным королевского двора.
Работа во дворце отнимает у Мериме все свободное время, поэтому в последующие 10 лет он смог написать лишь 3 произведения. В конце тридцатых годов Проспер всецело посвящает себя изучению истории Франции.
К концу 1844 года Проспер пишет свою самую скандальную новеллу под названием «Арсена Гийо», описывая превосходство в нравственности у падшей женщины над потомственной аристократкой, чем вызывает огромный резонанс общества.
Самое знаменитое произведение Проспера новелла «Кармен» написанная в 1845 году, в которой описана жизнь свободолюбивых цыган. В 1875 году на основе этого произведения Жорж Бизе ставит одноименную оперу.
Проспер полагал, что нужен основательный подход в изучении истории страны, иначе будет невозможно достоверно переводить и писать произведения. Интерес к России у него проявился во время перевода на французский комедии Николая Гоголя «Ревизор». Вскоре после этого были переведены рассказы Тургенева, и произведения А.С. Пушкина. Изучая материалы правления Петра Первого, Проспер планировал описать в романе эпизод русской истории.
В начале 60-ых годов Проспер Мериме начинает болеть, и практически перестает создавать художественные произведения. Все свое время отдает переводам и написанию трудов, посвященных Н.В. Гоголю и А.С. Пушкину. Именно Просперу Мериме познакомил французский народ с русской культурой и жизнью. 1861 году Мериме в свет выходит произведение о восставших в России крестьянах. Впоследствии были написаны книги о русской культуре и быте:
«Эпизод из русской истории»,
«Иван Тургенев»,
«Николай Гоголь».
Последним произведением Проспера Мериме становится страшная повесть «Локис», написанная в 1869 году за год до его смерти. Основная мысль повести в том, что происходящие в жизни события не всегда поддаются научному объяснению.
К сожалению, личная жизнь Проспера Мериме не сложилась, он никогда не был женат и не имел детей, но после его смерти начали всплывать подробности его похождений в компании своего друга Стендаля. Бывшие любовницы стали предавать огласке их отношения и переписку. Дольше всех в любовных отношениях с Проспером состояла Шарлотта Мари Валентина Жозефина Делесер, супруга Габриэля Делесера, известного банкира.
Отец Проспера скончался в 1837 году, после этого он стал проживать со своей матушкой, которая скончалась в 1852 году. Примерно в это же время прекратились отношения и с Валентиной. Никогда еще великий поэт не чувствовал себя таким одиноким. Здоровье Проспера становилось все хуже, его мучило удушье и отнимались конечности. Проблемы с сердцем становились все очевиднее. В 1867 году, измученный, он принимает решение переехать в Канны, где и продолжает жить до самой смерти. 23 сентября 1870 года жизнь талантливейшего человека оборвалась.

Французская литература

Проспер Мериме

Биография

МЕРИМЕ, ПРОСПЕР (Mrime, Prosper) (1803−1870), французский романист и новеллист. Родился 28 сентября 1803 в Париже. От родителей-художников унаследовал типичный для 18 в. скептицизм и тонкий художественный вкус. Родительское влияние и пример Стендаля, с которым Мериме был дружен и перед талантом которого преклонялся, сформировали необычный для эпохи расцвета романтизма стиль - сурово реалистический, ироничный и не без доли цинизма. Мериме готовился к адвокатскому поприщу, при этом серьезно занимаясь изучением языков, археологии и истории. Первым его произведением стала книга Театр Клары Гасуль (Le Thtre de Clara Gazul, 1825), выданная за творение некой испанской поэтессы, пьесы которой были якобы обнаружены и переведены Мериме. Следом появилась еще одна литературная мистификация - «перевод» иллирийского фольклора Гузла (La Guzla). Обе книги имели большое значение для развития раннего романтизма. Но самый значительный вклад во французскую литературу составили шедевры более позднего времени, в т. ч. Хроника царствования Карла IX (La Chronique du rgne de Charles IX, 1829), самое достоверное из всех французских исторических повествований романтической эпохи; безжалостно реалистическая история из корсиканской жизни Матео Фальконе (Mateo Falcone, 1829); превосходная описательная новелла Взятие редута (L"Enlvement de la redoute, 1829); проникнутый негодованием рассказ о торговле африканскими рабами Таманго (Tamango, 1829); образчик романтической мистификации Венера Илльская (La Vnus d’Ille, 1837); сказание о корсиканской вендетте Коломба (Colomba, 1840); и наконец Кармен (Carmen, 1845), самая знаменитая французская новелла. Все эти произведения пронизаны глубоким пессимизмом; для них характерны также культ чувства и решительного действия, пристальное внимание к деталям и холодная бесстрастность рассказа. Умер Мериме в Каннах 23 сентября 1870.

Проспер Мериме - известный французский писатель, новелист (1803−1870 гг.). Родился Проспер Мериме 28 сентября 1803 года в Париже, в семье художников. От родителей ему передались по наследству скептицизм и тонкий художественный вкус, типичные для 18 века.

Мериме окончил в Париже курс юридических наук и был назначен секретарем графа д"Арту, одного из министров монархии, а позже главным инспектором исторических памятников Франции. На этом посту он усиленно способствовал сохранению исторических достопримечательностей страны. Мериме готовился стать адвокатом, углубленно занимаясь изучением иностранных языков, а также археологии и истории. В 1853 г. Проспер Мериме был назначен сенатором. Пользуясь полным доверием, он располагал личной дружбой с Наполеоном III.

Первым произведением Проспера Мериме была историческая драма «Кромвель», которую он написал в двадцатилетнем возрасте. Однако в печать драма так и не поступила, так как Мериме не был доволен данным произведением. В 1825 году писатель напечатал несколько драматических пьес, объединив их в книгу: «Театр Клары Гасуль».

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе.

Новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе».

Учитель русского языка и литературы Дубовцова О.Н.

Цели:

1.Познакомить учащихся с творчеством Проспера Мериме.

2.Дать понятие о жанре новеллы, о героическом характере в литературе

3.Развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям, развивать навыки коллективной работы

4.Воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность долгу.

Ход урока.

I.Организация урока.

II. Вступительное слово учителя о жизни и творчестве писателя .

Проспер Мериме – представитель французской литературы XIX века.

Родился он в Париже в 1803 г.Родители его были художниками. Мальчик рос в семье, где преклонялись перед искусством. Став юношей, он поступил в Парижский университет на юридический факультет. Однако юридические науки не заинтересовали студента, и его настоящим призванием стали литература, история языков,археология. Позже П. Мериме был избран членом Французской академии.

Творческий путь писателя начался в 1825 году с издания сборника пьес под названием «Театр Клары Гасуль». В период до 1829 года было написано большое количество баллад,поэм,роман «Хроника царствования Карла IX». Дальнейшее творчество Мериме связано с жанром малой повествовательной формы- новеллой.Герои Мериме всегда необыкновенные,исключительные люди, с нелегкой судьбой.Достаточно вспомнить Кармен – имя этой героини известно всему миру. Знаменитая опера Бизе написана по мотивам новеллы Мериме.Шедевром новеллистического искусства стала его новелла «Маттео Фальконе»,где трагическая история героя – маленького Фортунатто – потрясает читателя.

Новелла «Маттео Фальконе» была написана в 1829 году и тогда же переведена на русский язык.Одним из переводчиков был Н.В. Гоголь. В этом произведении писателя интересуют преимущественно проблемы нравственные и эстетические,он глубже проникает во внутренний мир своих героев, исследует связь их поступков с действительностью, с обстоятельствами жизни.

Мериме знал русский язык,русскую литературу. Он перёвел на французский язык новеллу «Пиковая дама» и поэму «Цыганы»Пушкина,ряд произведений Гоголя и роман «Дым» Тургенева, с которым был знаком и переписывался.

Творчество Мериме – историка,создателя ярких, незабываемых характеров – интересно для читателя. Это писатель, который развивает взыскательный литературный вкус, помогает читателям оценить достоинства прозы.

III.Работа над понятие новеллы.

Произведение «Маттео Фальконе» написано в жанре новеллы. Запишем определение в тетрадь.

Новелла- небольшое эпическое произведение,сопоставимое с рассказом и отличающееся острым, быстро развивающимся сюжетом и отсутствием описательности. В центре внимания новеллы обычно лежит случай, влияющий на жизнь героя, раскрывающий его характер.

Вы прочитали новеллу «Маттео Фальконе». И вы помнили,наверное, при этом, что необходимо внимательно и вдумчиво читать произведения именно первый раз,ведь может случиться, что во второй раз вам его не придётся прочитать, а сюжет,его герои, отдельные детали и фразы врежутся в память на всю жизнь – это и составляет основу начитанности и культуры человека.

IV.Тест по прочитанному .

Выполнение теста на выявление знания текста учащимися.

1.Действие новеллы происходит:

А)на побережье моря

Б)на крутом возвышенье

В)в ущелье гор

2.Маки – это:

А)цветы красного цвета

Б) плантация,для выращивания товара контрабандистов

В) густые беспорядочные заросли побегов от сожженного леса.

3. «Человек небольшого роста, но крепкий, с вьющимися черными,как смола, волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета выделанной кожи» - это портрет:

А)Маттео Фальконе

Б)Джаннетто Санпьеро

В) Теодора Гамба

4.Фортунато спрятал бандита:

А)в погребе

Б)в доме

В)в копне сена

5.Желтые Воротники – это:

А)пастухи

Б)корсиканские солдаты

В)бандиты, которые прятались в маки

6.Маттео Фальконе был довольно богатый человек и жил:

А)в просторном одноэтажном доме со множеством комнат

Б)в двухэтажном особняке

В)жилище его состояло из одной квадратной комнаты

7.Фортунато был мальчик:

А)корыстный

Б)бескорыстный

В)очень трусливый

8.Солдаты:

А)сразу пристрелили пойманного бандита

Б)перевязали ему рану

В)заковали его в кандалы

9. Маттео Фальконе

А)был связан с бандитами общими незаконными делами

Б)был зол на бандитов

В)уважительно относился к ним за их мужество и смелость

10.Джаннето:

А)смертельно оскорбил Маттео,задел его родовую честь

Б)сочувственно покачал головой,увидев появившегося Маттео

В)кричал и ругался на Маттео последними словами

11.Маттео:

А)похвалил сына за полученные от сержанта часы

Б)вдребезги разбил их

В)не обратил на часы внимания

12.Маттео заставил сына перед смертью молиться:

А)чтобы дать себе время остыть,простить ребёнка и изменить своё страшное решение

Б)чтобы дать сыну умереть христианином

В)чтобы сын,помолившись,раскаялся и попросил бы прощения уже с чистой совестью,и тогда бы отец его простил.

13.Поступок Маттео вы объясняете:

А)великой любовью к родине

Б)эгоизмом

В)чувством собственного достоинства и чести.

КОД:1-б,2-в,3-а,4-в,5-б,6-в,7-а,8-б,9-в,10-а,11-б,12-б,13-в.

(Ответ на 13 вопрос выявляет личное восприятие героев учащимися,поэтому иные ответы не расценивать как неправильные).

V.Словарная работа.

В тексте вам встретились слова, значение которых было не понятно. Давайте поработаем с ними.

Изучение сносок учебника и составление комментариев, например:

Маки- участок,покрытый густым кустарником.

Экю -старинная французская монета.

Обыватель - здесь: мирный житель,не участвующий в военных действиях.

Прогалина - место, свободное от зарослей.

Панихида – поминальная молитва.

VI.Анализ новеллы .

Класс делится на группы и каждая получает задание. Даётся немного времени на его обсуждение, далее заслушивается выступление каждой группы.

Группа1. Перескажите отрывок с начала до слов «….как ему пришлось в этом раскаяться». Озаглавьте его. Ответьте на вопросы 2-3 и з раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 2. Прочитайте по ролям отрывок со слов «Прошло уже несколько часов…» до слов «…как ни в чём не бывало растянулся на солнцепёке». Озаглавьте его. Как разговаривал Фортунато с бандитом? Докажите, что мальчик был сообразительным и находчивым.

Группа 3 . Прочитайте по ролям отрывок со слов «Несколько минут спустя шестеро стрелков…» до слов «Искушение было слишком велико…».Озаглавьте его. Как вёл себя Фортунато с полицейскими? Почему он оказался предателем?

Группа 4 . Перескажите близко к тексту отрывок со слов «Фортунато поднял левую руку…» до слов «…несмотря на наше родство». Почему Фортунато выдал Джаннетто? Как ведут себя герои эпизода: Фортунато, Джаннетто? Джузеппа, Маттео? Какие дущевные противоречия испытывает каждый из них?

Группа 5. Прочитайте по ролям отрывок со слов «Наконец он принял смелое решение…» до слов «…быстрым шагом двинулся к равнине». Чем отличаются жизненные принципы Маттео и сержанта? Какие детали показывают отношение героев к поступку Фортунато?

Группа 6. Перескажите отрывок со слов «Прошло около десяти минут…» до конца новеллы. Опишите психологическое состояние Маттео и Фортунато. В чём трагизм финального эпизода?

VII.Подведение итогов.

Кто же виноват в смерти Фортунато?(Фортунато погиб от руки собственного отца. Он поплатился жизнью из-за своего эгоизма и корыстолюбия, приведших его к предательству. Причастен к этому и сержант Гамба,подкупивший мальчика, спровоцировавший его поступок.

Кто же он, Маттео Фальконе,- герой или убийца? (В фигу4ре Маттео Фальконе обнаруживается конфликт героического и вероломного начал жизни. Получается, что Маттео и герой, и убийца. С точки зрения Христианства, с общечеловеческой точки зрения он убийца,совершивший тяжкий грех. А сточки зрения неписаных законов жителей Корсики, понимания ими долга и чести он – герой, совершивший правосудие. Нужны большая сила воли и твердость характера, чтобы покарать собственного сына. Именно любовь к сыну толкает Фальконе на убийство.Сила характера Маттео Фальконе такова, что он перебарывает естественный человеческий инстинкт сохранения себя в детях, инстинкт продолжения рода.)

Мы убедились, насколько сложении инеоднозначен характер героя новеллы, Маттео Фальконе.

И последнее. Отметим значимость имени сына главного героя, Фортунатто. Фортуна-значит «удача». Фортунатто был «надеждой семьи и продолжателем рода». В этом имени трагическое несоответствие судьбы героев их первоначальным надеждам.

Домашнее задание .

Выполнить «Творческое задание» учебника или письменно ответить на один из вопросов:

1.В чём вина и беда Фортунато?

2.Можно ли оправдать жестокий поступок Маттео Фальконе?