Фен-шуй

Ганс Христиан Андерсен – великий, одинокий и странный сказочник. Ганс христиан андерсен - биография, фото, личная жизнь, сказки и книги Сколько лет прожил андерсен

Знаменитый датский сказочник Ханс Христиан Андерсен родился весенним, погожим днём 2 апреля 1805 году в Однесе, который находится на острове Фюн. Родители Андерсена были небогатые. Отец Ханс Андерсен был башмачником, а мать Анна Мари Андерсдаттер работала прачкой, и также была не из знатной семьи. С самого детства она бедствовала, прося подаяние на улице, а после смерти ее похоронили на кладбище для бедных.

Тем не менее, в Дании «ходит» легенда о том, что Андерсен имел королевское происхождение, ведь в своей ранней биографии он не раз упоминал о том, что в детстве ему приходилось играть с самим принцем датским Фритсом, который в итоге стал королём Федериком VII.

Согласно фантазии Андерсена, их дружба с принцем Фритсом продолжалась на протяжении всей жизни и до самой смерти Фритса. После смерти монарха только родственники и он был допущен к гробу покойного короля…

1816 год стал тяжёлым для молодого Андерса, у него умер отец и ему пришлось самому зарабатывать на пропитание. Трудовую жизнь он начал с подмастерья у ткача, после он работал помощником портного. Продолжилась трудовая деятельность мальчика на сигаретной фабрике…

С раннего детства Андерсен отличался эмоциональностью, вспыльчивостью и надмерной восприимчивостью, что приводило к физическим наказаниям в школах того времени. Такие причины заставили мать мальчика отдать его в еврейскую школу, где не практиковалось проведение разного рода экзекуций.

Поэтому Андерсен навсегда сохранил связь с еврейским народом, прекрасно знал его традиции и культуру. Он даже написал несколько сказок и рассказов на еврейские темы. Но, к сожалению, их не перевели на русский язык.

Юность

Уже в возрасте 14 лет мальчик отправился в столицу Дании Копенгаген. Отпуская его так далеко, мать очень надеялась, что он в скором времени вернётся обратно. Покидая свой дом, мальчик сделал своего рода сенсационное заявление, он сказал: «Я еду туда, чтобы стать знаменитым!». А также он хотел найти работу. Она должна быть ему по душе, то есть работа в театре, который ему так нравился, и который он очень любил.

Средства на поездку он получил по рекомендации человека, в доме которого он не раз устраивал импровизированные спектакли. Первый год жизни в Копенгагене не продвинул мальчика к мечте работать в театре. Он как - то пришёл на дом к известной (в те времена) певице и в растроганных чувствах начал просить ее помочь ему устроиться на работу в театр. Чтобы избавиться от странного и неуклюжего подростка, дама пообещала содействовать ему. Но так и не выполнила данного обещания. Спустя много лет она как - то признается ему, что в тот момент она приняла его за человека, у которого помутился разум…

В те годы сам Ганс Кристиан был долговязым, неуклюжим подростком с длинным носом и тонкими конечностями. По сути, он являлся аналогом Гадкого Утёнка. Но он обладал приятным голосом, которым излагал свои просьбы, и то ли поэтому, или просто из жалости, Ганса все-таки приняли в лоно Королевского театра, несмотря на все свои внешние недостатки. К сожалению, ему давали роли второго плана. Успеха в театре он не достиг, а с ломкой голоса (возрастной) его в скором времени и вовсе уволили…

Но Андерсен в то время уже сочинял пьесу, которая имела пять актов. Он написал королю ходатейственное письмо, в котором убедительно просил монарха дать деньги на издание его труда. В книгу входили также стихи писателя. Ганс сделал все, чтобы книга покупалась, то есть провёл рекламные акции в газете, анонсируя издание, но ожидаемых продаж не последовало. Но сдаваться он не хотел и понёс свою книгу в театр, надеясь поставить спектакль по своей пьесе. Но и тут его ожидала неудача. Ему отказали, мотивируя отказ полным отсутствием профессионального опыта у автора…

Тем не менее, ему дали шанс и предложили учиться. Потому что уж очень сильное у него было желание проявить себя неординарно…

Людьми, которые сочувствовали бедному подростку, была направлена просьба самому королю Дании, в которой они просили разрешить подростку учиться. И «Его Величество» прислушался к просьбам, разрешив Гансу учиться в школе, сначала в городе Слагельсе, а после в городе Эльсиноре, причём за счёт государственной казны…

Такой поворот событий, как ни кстати, подошёл талантливому подростку, потому что теперь ему не нужно было думать о том, как заработать на пропитание. Но наука в школе далась Андерсену нелегко, во - первых он был значительно старше учеников, с которыми учился, и испытывал некий дискомфорт по этому поводу. Также он все время подвергался нещадной критике со стороны ректора учебного заведения, по поводу которой он слишком переживал…. Очень часто он видел этого человека в своих кошмарных снах. После он скажет о годах, проведённых в стенах школы, что это была самая мрачная пора в его жизни…

Завершив свою учёбу в 1827 году, он так и не смог осилить правописание, и до конца жизни делал в письме грамматические ошибки… В личной жизни ему так же не повезло, он никогда не был женат и не имел своих детей…

Творчество

Первый успех писателю принёс фантастический рассказ под названием «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера», который был опубликован в 1833 году. За это произведение писатель получил вознаграждение (от короля), которое позволило ему осуществить путешествие за границу, о котором он так мечтал…

Такой факт стал импровизированной стартовой площадкой для Андерсона и он начал писать много разных литературных произведений (в том числе и знаменитые «Сказки», которые его прославили). Ещё раз писатель делает попытку найти себя на театральных подмостках в 1840 году, но вторая попытка, как и первая, не приносит ему полной сатисфакции…

Но зато на писательском поприще он имеет определённый успех, издав свой сборник под названием «Книга с картинками без картинок». Также имели продолжение и «Сказки», которые в 1838 году вышли вторым выпуском, а в 1845 году появились «Сказки – 3»…

Он становится знаменитым писателем, причём известным не только в своей стране, а и в странах Европы. Летом 1847 года он смог впервые посетить Англию, где его встретили триумфально…

Он и дальше старается писать пьесы, романы, стараясь прославиться, как драматург и романист. В то же время он ненавидит свои сказки, которые и принесли ему истинную славу. Но тем не менее сказки из подего пера появляются снова и снова. Последняя сказка, которая была им написана, появилась в период Рождества 1872 года. В том же году по неосторожности писатель упал с кровати и сильно покалечился. Ему так и не удалось оправиться от полученных при падении травм, (хотя прожил после падения ещё целых три года). Скончался знаменитый сказочник летом 1875 года 4 августа. Похоронен он на кладбище Ассистэнс в Копенгагене...


Это краткая биография писателя. Конечно, в нескольких строчках невозможно рассказать о судьбе сложного, талантливого и необычайно чувственного и эмоционального человека.

Поэтому сегодня мне хотелось познакомить вас с одной удивительной книгой, которую можно найти в городских библиотеках. Она называется «Рассказы о великих писателях». Это книга для детей и их родителей. Красочное, яркое издание знакомит читателей с биографиями известных авторов. Среди них – Ханс Кристиан Андерсен. Оригинальная манера изложения рассказывает биографию писателя с помощью любимых им сказок. Предлагаю вам подробно познакомиться с первыми годами жизни самого известного в мире датчанина

Давным-давно…

Давным-давно в маленьком датском городе Оденсене жили-были башмачник Ханс Кристиан Андерсен и его жена Анн-Мари. Они ютились в тесной каморке, к которой примыкала не мене и кухонька. Жили они очень бедно, едва концы с концами сводили. Ханс Андерсен с утра и до вечеpa чинил чужие башмаки, а Анн-Мари, тоже с утpa до вечера, стирала чужое белье. Но Дания тогда была очень бедной страной. Ханс и Анн-Мари, хоть и работали много, однако получали за свою работу мало.

Впрочем, в их маленькой комнатке всегда было чисто и опрятно, а на стене у окна висела полка с книгами, потому что Ханс Андерсен очень любил читать.

В особенности ему нравились книги про всевозможные путешествия, и еще он обожал перечитывать сказки «Тысячи и одной ночи». Очень часто в голове башмачника истории о путешествиях причудливо переплетались со сказочными историями, и тогда Ханс Кристиан говорил жене мечтательно:

Эх, был бы у меня волшебный ковер-самолет, сел бы я на него и полетел за тридевять зе­мель, в дальние страны - посмотреть, какие там люди живут. - А зачем так далеко лететь-то? - не понимала своего романтика-мужа практичная жена. - везде люди одинаковые. Что здесь, что там.

Э-э, не скажи... - качал головой Ханс Кристиан. - Люди, наоборот, везде разные и по­тому живут. В Африке, положим, люди черные как сажа. А в Италии есть такой город - Венеция называется. Так там вместо улиц - каналы с водой, а вместо карет и повозок - лодки...

Ой, да полно тебе, Ханс, вздор молоть, - перебивала его Анн-Мари. - Это ж надо такое думать: люди черные, как сажа, а вместо повозок - лодки! Да я правду тебе говорю! - кипятился башмачник.

А жена его уже не слушала, вновь принима­лась за стирку чужого белья. Ханс Кристиан, вздохнув, снова принимался нить чужие башмаки.

У Ханса Кристиана Андерсена была заветная мечта - объехать весь свет, вначале вдоль, затем поперек. Но, увы, его мечта так и остала несбыточной. Потому что для дальних путешествий нужны были деньги - и немалые: поезда, корабли, дилижансы, гостиницы...

Самым дальним путешествием, совершенным «Хансом Кристианом, была поездка в соседнюю деревушку, где жили его бабушка и дедушка. С тех пор Ханс Андерсен больше никаких путешествий не совершал, а сидел дома и чинил обувь.

Общем, так и жил башмачник Ханс со своей он Анн-Мари день за днем, месяц за месяцем, год за годом. Пока однажды....

Рождение сказочника

Аист, наверное, принес в дом башмачника младенца. Голос у него был громкий, звонкий, а вот имени пока что не было никакого. Ханс Кристиан и Анн-Мари не придумали заранее, как назвать своего сына.

Мальчик появился на свет 2 апреля 1805 года. Ему еще предстояло получить имя, которое впоследствии будет известно всему миру. Но в этот далекий весенний день никто об этом не подозревал и не догадывался. В том числе, конечно же, и сам новорожденный.

А давай назовем его моим именем, - предложил башмачник, - тогда он точно полюбит книги и путешествия.

Давай, - согласилась жена.

А новоиспеченный Ханс Кристиан-младший тем временем с любопытством разглядывал мир, в ко­тором он появился: потолок, стены, пол... Он еще не знал, что за порогом этой комнаты лежит целый город под названием Оденсен, и что этот го­род находится в стране под названием Дания, страна, в свою очередь, располагается в Западной Европе, а Западная Европа расположена на огромном материке, и таких материков на Земле - шесть.

И если взлететь высоко-высоко, преодолев земное притяжение и верхние слои атмосферы, окажешься в открытом космосе. А там - тоже целый мир, который называется Солнечная система, и в нее, помимо Земли, входят еще восемь планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Са­ри, Уран, Нептун и Плутон, но и это еще далеко не пределы мира. Далее располагаются спиральные, эллиптические, пекулярные и прочие галактики, которых ни много ни мало триллион триллионов (триллион, и кто не знает, - это единица с восемнадцатью нулями).

Короче говоря, мир бесконечен во времени пространстве.

Но маленький Андерсен, конечно же, этого пока не знал. А когда вырос и узнал, то написал сказку членом гороховом стручке, в котором родились горошины. А так как кроме своего стручка горошины больше ничего вокруг себя не видели, и решили, что это и есть весь мир и что этот мир зеленый.

Вот и новорожденный Ханс Кристиан-младший почти так же, как и горошины из сказки, решил, что весь мир - это маленькая комнатка, где он сейчас находится, а все люди в этом мире - мама, папа и он. И, надо сказать, его это вполне устроило. Поэтому он лежал и уже не плакал, а улыбался. Да, да, представьте себе. Все новорожденные первое время только и делают, что все время ревут, а вот Ханс Кристиан очень быстро понял, что в этом мире лучше улыбаться, а не плакать.

У нас с тобой, женушка, родился необыкновенный ребенок, - увидев, что его сын улыбается, тут же сделал вывод Ханс Кристиан-старший.

Не иначе как станет настоящим путеше» венником, переплывет все моря и океаны...

Началась жизнь Ханса Кристиана-младшего.

Время бойко пошло отсчитывать секундочки, минуточки и часы его жизни - тик-так-тик-так-так…

Время шло, а вместе с ним вскоре начал ходить и маленький Андерсен. И не только ходить, но и говорить. И не только говорить, но и слушать. Ханс Кристиан-старший был этому рад-перерад.

Еще бы, у него наконец-то появился слушатель, которому он мог часами всласть рассказывать и о дальних путешествиях и пересказывать любимые сказки «Тысячи и одной ночи».

За окнами мела метель, протяжно завывал ветер, а по знойной пустыне на своем верном верблюде Улюме скакал отважный принц Бахтияр, чтобы спасти прекрасную принцессу Гюзель, попавшую в лапы коварного визиря Фаиза... Ханс-Кристиан-старший рассказывал, а Ханс Кристиан-младший слушал, широко раскрыв глаза и рот... А потом, уже глубокой ночью, во сне маленький Андерсен видел, как принц Бахтияр въезжает в ворота аль-Хаббата, едет мимо многочисленных мечетей и минаретов, а на золотом поясе у него висит волшебный меч - подарок могущественного джин Бедраль-Дина.

- Ну что ты ребенку своими россказнями голову морочишь, - привычно ворчала на мужа Анн-Ма­ри. - Надо бы лучше учить его понемногу порт­няжному делу.

Анн-Мари мечтала сделать из сына портного.

Будешь хорошо шить и кроить, сынок, - вну­шала она маленькому Андерсену, - будет у тебя очень много заказов, а значит - и много денег.

Но Хансу Кристиану совсем не хотелось ни шить, ни кроить. Ему хотелось гулять по лугам, полям и лесам, которых в окрестностях Оденсе было и избытке.

Тем более что снова наступила весна.

И снова запели в лесу птицы, заквакали на болотах лягушки, зажужжали над цветами пчелы... Андерсен-младший любил гулять один. Уже в раннем детстве он отличался от своих сверстников. «Чем это, интересно? - удивитесь вы. - Ведь все дети одинаковы». А вот и нет. Когда другие дети смотрели в дождевые лужи, они видели лишь лужи, а Ханс Кристиан видел, как в лужах отражались облака, плывущие по небу.

Андерсен-младший смотрел на облака - и на те, что в лужах, и на те, что в небе - и думал... думал... думал... Он вообще был очень задумчивым мальчи­ком. Неудивительно поэтому, что свою самую-самую первую сказку Ханс Кристиан сочинил про... мысли.

Военная сказка

Шел 1813 год. В Европе продолжалась война. Дания воевала на стороне Франции, во главе которой стоял император Наполеон I.

«Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны» - так начинается сказка «Огниво», которую Ханс Андерсен напишет много лет спустя.

Наполеону требовались все новые и новые полки, чтобы продолжать войну. В один из новосозданных полков и записался добровольцем отец Андерсена. Домой он пришел в новой военной форме - в красном мундире с воротничком.

Ишь, вырядился, как петух! - накинулась на него жена. - На войну он, видите ли, собрался…

Не кричи, женушка, - примирительно сказал башмачник, а теперь уже солдат Ханс Кристиан- старший.

Но Анн-Мари еще больше разошлась:

А о нас с Хансом ты подумал? Или ты только о своем Наполеоне думаешь?!

Да при чем тут Наполеон? - пытался успо­коить разбушевавшуюся жену Ханс Кристиан-старший. - Я как раз и хочу, чтобы у нас было побольше денег. Смотри, сколько мне заплатили далеров за то, что я пойду воевать. - С этими словами он выложил на стол монеты. - Вот, бе­ри, все это тебе и Хансу.

Да что мне толку в этих деньгах, если ты вер­нешься калекой! - продолжала бушевать Анн- Мари.

А тут еще пришла мать Ханса Кристиана-старшего и тоже накинулась на сына:

Вот до чего довела тебя тяга к бродяжничест­ву! Ты готов оставить семью, лишь бы только по­бродяжничать.

Ханс Кристиан-старший заметно смутился. Мать попала в самую точку. Да, помимо того, что он хо­тел хоть как-то обеспечить свою семью, ему еще хотелось исполнить свое заветное желание - увидеть другие страны. Хотя бы в качестве солдата-завоевателя.

А Ханс Кристиан-младший в это время сидел в своем уголке и смотрел оттуда то на отца в красном мундире, то на мать, то на бабушку. Он мало что понимал из разговора старших. Kто такой этот Наполеон? И почему отцу надо обязательно уходить на какую-то войну? Нет, что такое война, Ханс Кристиан, конечно же, знал. Война - это когда живущие в разных странах люди убивают друг друга. Но вот зачем они это делают?

«Зачем вообще нужно ходить на войну и кого-то убивать?.. - недоумевал Андерсен. - Не лучше ли пойти в театр и посмотреть там интересную пьесу?»

Совсем недавно Ханса Кристиана-младшего водили в театр на спектакль под названием «Дева Дуная». Спектакль произвел на мальчика огромное впечатление. Он сидел на своем месте, и затая дыхание, и не сводил глаз со сцены. С того дня Андерсен полюбил театр на всю жизнь.

Много позже он напишет в одной из своих книг о первом в своей жизни посещении театр, «Душа моя загорелась. Помню, как целыми простаивал я перед зеркалом, набросив на себя передник наподобие рыцарского плаща» А еще Ханс Кристиан познакомился с расклеищиком театральных афиш и стал помогать ему расклеивать по городу афиши. Когда Андерсен расклеивал афиши, ему казалось, что таким образом хоть чуточку, да приобщается к волшебному миру театра.


А дома Ханс Кристиан мастерил всевозможных кукол и сам шил им костюмы из обрезков ткани. Так что теперь у него имелся свой собственный маленький театр, в котором он был и директором, и режиссером, и актером. Все куклы говорили его голосом и разыгрывали пьесы его сочинения.

Ханс Андерсен и сейчас был занят этим увлекательным делом, пока не пришел отец и не начались разговоры о войне и смерти.

«Смерть?.. А что такое смерть?.. - думал Ханс Кристиан-младший. - Почему ее все так боятся? »

Впрочем, смерть, как и война, недолго занимала мысли мальчика, и он снова занялся своими иг рушками. По улицам Оденсе под барабанную дробь - трам-тара-рам! трам-тара-рам! - маршировали солдаты. Они готовились идти на войну. Присоединился к ним и Ханс Кристиан-старший. Он старался держаться бодро и весело, но на душе у него скребли кошки - целая стая черных кошек. Он думал о своей жене, о сыне, о матери, которых он оставлял в Оденсе. «Ничего, ничего, - мыс­ленно подбадривал себя Ханс Кристиан-стар­ший, - вот совершу какой-нибудь подвиг в сра­жении, стану офицером, и тогда мы все заживем богато и весело».

Но мечтам Андерсена-старшего так и не суждено было сбыться.

Он хотел поймать сразу двух зайцев - и как-то облегчить материальное положение семьи, и даль­ние страны повидать. Но, как известно, кто пого­нится за двумя зайцами, тот ни одного не поймает. Так случилось и с Хансом Кристианом-старшим. Полк, в котором он служил, ни разу не участвовал в сражениях. Не удалось ему ни стать офицером, ни попутешествовать в солдатской форме. Зато, правда, он не был убит, как тысячи других солдат наполеоновской армии.

Но вот беда: плохая пища и трудная походная жизнь вконец расстроили и без того слабое здоро­вье Ханса Кристиана. Домой он вернулся совер­шенно больным человеком. И сразу же слег.

«Кха-кха-кха...» - надсадно кашлял бедны и башмачник днем и ночью, потому что у него была чахотка. В наше с вами время чахотку умеют лечить, а в то время не умели, поэтому Андерсен-старший покашлял-покашлял еще немножко да и... умер.

Спустя много-много лет Андерсен-младший напишет сказку про бравого солдата, который преодолеет все беды и невзгоды и найдет свое счастье. Весь народ закричит ему: «Служивый, будь нашим королем и возьми в жены прекрас­ную принцессу!» Солдата посадят в королев­скую карету, все будут кричать «ура». Прин­цесса согласится выйти за солдата замуж. Свадебный пир будет продолжаться целую неделю.

Но это - в сказке. А в жизни - бывшего сол­дата Ханса Кристиана-старшего положили в со­ломенный гроб (потому что не было денег на деревянный) и отнесли на кладбище. Так ма­ленький Андерсен в первый раз воочию увидел, что такое смерть.

Таким было детство сказочника… О его нелегкой судьбе вы сможете узнать из книг о писателе, что есть в городских библиотеках. Здесь вы также можете найти издания его необыкновенных сказок, которые и по сей день читает весь мир.

Андерсен Ганс Христиан — датский писатель. Мировую славу принесли ему сказки, в которых сочетаются романтика и реализм, фантазия и юмор, сатирическое начало с иронией. Основанные на фольклоре (<Огниво>), проникнутые гуманизмом, лиризмом и юмором (<Стойкий оловянный солдатик>, <Гадкий утенок>, <Русалочка>, <Снежная королева>), сказки осуждают общественное неравенство, эгоизм, корысть, самодовольство сильных мира сего (<Новое платье короля>).

Возмущение современников Андерсена вызывали сказки «Новое платье короля» и «Огниво». Критики усматривали в них отсутствие морали и уважения к высоким особам. Это, прежде всего, наблюдалось в той сцене, когда принцессу ночью собака приносит ночью в каморку к солдату. Современники считали, что сказки предназначены исключительно детям и не чувствовали своеобразия творческой манеры датского писателя.

Впрочем, современники знали, в отличие от многих из нас, не только Андерсена-сказочника. Творческое наследие Андерсена значительно обширнее: 5 романов и повесть «Счастливчик Пер», более 20 пьес, бесчисленное множество стихотворений, 5 книг путевых очерков, мемуары «Сказка моей жизни», обширная переписка, дневники. И все эти разножанровые произведения по-своему способствовали созданию оригинальной литературной сказки Андерсена, о которой норвежский писатель Бьернстьерне Мартинус Бьернсон справедливо заметил, что в ней «есть и драма, и роман, и философия.

Биография Ганса Христиана Андерсена

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в небольшом городке Оденсе на острове Фюн. Отец Андерсена, Ганс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, его мать — Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833) тоже происходила из бедной семьи: в детстве ей даже приходилось просить милостыню, работала прачкой и после смерти была похоронена на кладбище для бедных.

В Дании есть легенда о королевском происхождении Андерсена, поскольку в ранней биографии Андерсен писал, что в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии - королём Фредериком VII, который, по словам Андерсена, был его единственным другом. Дружба Андерсена с принцем Фритсом, согласно фантазии Андерсена, продолжалась до самой смерти последнего. Убедительность этой легенде придает тот факт, что кроме родственников только Ганс Христиан Андерсен был допущен к королевскому гробу. Однако, не стоит забывать, что к тому времени, Андерсен из сына башмачника превратился в символ и гордость Дании.

А причиной этой фантазии стали рассказы отца мальчика, что он — родственник короля. С детства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал импровизированные домашние спектакли. Ганс рос утонченно-нервным, эмоциональным и восприимчивым. Обычная школа, где в те времена практиковались физические наказания вызывала у него только страх и неприязнь. По этой причине родители отдали его в еврейскую школу, где подобных наказаний не было. Отсюда навсегда сохранившаяся связь Андерсена с еврейским народом и знание его традиций и культуры; он написал несколько сказок и рассказов на еврейские темы — на русский язык они не переводились.

В 1816 г. отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача, затем у портного. Потом Андерсен работал на сигаретной фабрике.

В возрасте 14 лет Андерсен уехал в Копенгаген: он мечтал попасть в театр. Видел ли он себя знаменитым артистом или режиссером, что грезилось ему во снах, знал только тот долговязый мальчишка, неуклюжий как Гадкий Утенок из написанной им позже сказки. В жизни он готов был на самые маленькие роли. Но даже это далось с огромным трудом. Было все: и бесплодные походы по известным артистам, просьбы и даже нервные слезы. Наконец благодаря его настойчивости и приятному голосу, несмотря на нескладную фигуру, Ганс был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Длилось это недолго: возрастная ломка голоса лишила его возможности выступать на сцене.

Андерсен тем временем сочинил пьесу в 5-ти актах и написал письмо королю, убедив дать деньги на её издание. В эту книгу входили также стихи. Опыт был неудачен — книгу покупать не хотели. Точно также не захотели ставить и пьесу в театре, куда отправился юный Андерсен, все еще не потерявший надежды.

Но зато посочувствовавшие бедному и чувствительному юноше люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI, который разрешил учиться в школе в городке Слагельсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена, поэтому отношения с ними не складывались. Строгие правила тоже любви не вызывали, а критическое отношение ректора оставило такой неприятный осадок на всю жизнь, что однажды Андерсен написал, что видел его в кошмарах долгие годы.

В 1827 году Андерсен завершил учёбу, однако грамотой он так толком и не обладел: до конца жизни он делал множество грамматических ошибок.

В 1829 г. опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность. Мало что было написано до 1833 года, когда Андерсен получил от короля денежное пособие, позволившее ему осуществить первое в жизни заграничное путешествие. Начиная с этого времени, Андерсен пишет большое количество литературных произведений, в том числе в 1835 году - прославившие его «Сказки».

В 1840-х годах Андерсен попытался вернуться на подмостки, но без особого успеха. В то же время он подтвердил свой талант, издав сборник «Книга с картинками без картинок». Слава его «Сказок» росла; 2-й выпуск «Сказок» был начат в 1838 году, а 3-й - в 1845.

К этому времени он был уже знаменитым писателем, широко известным в Европе. В июне 1847 Андерсен впервые приехал в Англию и был удостоен триумфальной встречи. Во второй половине 1840-х и в следующие годы Андерсен продолжал публиковать романы и пьесы, тщетно пытаясь прославиться как драматург и романист.

Андерсен злился, когда его называли детским сказочником и говорил, что пишет сказки как для детей, так и для взрослых. По этой же причине он приказал, чтобы на его памятнике, где первоначально сказочника должны были окружать дети, не было ни одного ребёнка.

Последняя сказка написана Андерсеном в Рождество 1872 год. В 1872 году Андерсен упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года. Он скончался 4 августа 1875 и похоронен на кладбище Ассистэнс («Assistens») в Копенгагене.

Биография Ганса Христиана Андерсена (для детей)

Среди писателей Дании XIX в. наибольшую известность за пределами страны приобрел Ганс Христиан Андерсен. Он родился в провинциальном датском городке Оденсе, на острове Фюн. Отец писателя-сказочника был сапожником, мать – прачкой. В рассказе Андерсена «Пропащая» сынишка прачки в легонькой залатанной одежонке, обутый в тяжелые деревянные башмаки бежит к реке, где его мать, стоя по колено в ледяной воде, полощет чужое белье. Таким запомнилось Андерсену его детство.

Но и тогда ему выпадали радостные, драгоценные минуты, когда отец читал сыну удивительные сказки из «Тысячи и одной ночи», мудрые басни, веселые комедии, а мать, бабушка или старухи соседки рассказывали по вечерам изумительные народные сказки, которые через много лет Андерсен по-своему пересказал детям. Учился Ганс Христиан в школе для бедных, участвовал в самодеятельном кукольном театре, где импровизировал забавные сценки, переплетая жизненные наблюдения с ребячьим вымыслом.

Рано умер отец, и маленькому мальчику пришлось работать на швейной фабрике. В четырнадцать лет Андерсен с узелком в руке и с десятью монетами в кармане пришел пешком в столицу Дании – Копенгаген. Он принес с собой тетрадку, куда с чудовищными орфографическими ошибками записывал крупными буквами свои первые сочинения. Только в семнадцать лет ему снова удалось сесть за парту рядом с маленькими мальчиками, чтобы продолжить образование. Пять лет спустя Андерсен стал студентом Копенгагенского университета.

Бедность, голод, унижения не помешали ему писать стихи, комедии, драмы. В 1831 г. Андерсен создал первую сказку, а начиная с 1835 г. он почти ежегодно дарил детям к Новому году сборники удивительных сказок.

Андерсен много путешествовал. Он подолгу жил в Германии, не раз бывал в Италии, посетил Англию, Францию, Испанию, Португалию, Грецию, Турцию, даже Африку. Он дружил со многими поэтами, писателями, композиторами.

С Гансом Христианом Андерсеном мы часто встречаемся в его сказках. Мы узнаем его и в том студенте из сказки «Цветы маленькой Иды», который умел рассказывать чудеснейшие истории и вырезать из бумаги великолепные дворцы и затейливые фигурки; и в волшебнике Оле-Лукое; и в веселом человеке из сказки «Ель», который, сидя под елкой, рассказывал детям про удачливого Клумпе-Думпе; и в одиноком старичке из сказки «Бузинная матушка», про которого говорили, что, до чего он ни дотронется, на что ни взглянет, из всего выходит у него сказка. Так и Андерсен умел любую мелочь превратить в сказку, и для этого ему не была нужна волшебная палочка.

Андерсен горячо любил простых, трудолюбивых людей, сочувствовал бедным и несправедливо обиженным: Маленькому Клаусу, пахавшему свое поле только по воскресеньям, потому что шесть дней в неделю он работал на поле Большого Клауса; бедной женщине, которая жила на чердаке и каждое утро уходила топить печи в чужих домах, оставив дома больную дочку; садовнику Ларсену, выращивавшему для своих спесивых господ удивительные плоды и цветы. Андерсен ненавидел всех тех, кто считает, что за деньги можно купить все, что в мире ничего нет дороже богатства, и мечтал о счастье для всех людей с добрым сердцем и умелыми руками.

В сказочных историях Андерсена, словно в волшебном уменьшительном зеркале, отразились картины настоящей жизни буржуазной Дании прошлого века. Поэтому даже в его фантастических сказках так много глубокой жизненной правды.

Любимые герои Андерсена – это Соловей, певший звонко и сладостно, живший в зеленом лесу у моря; это Гадкий утенок, которого все обижают; Оловянный солдатик, всегда державшийся стойко, даже в темном брюхе большой рыбы.

В сказках Андерсена счастлив не тот, кто прожил жизнь для себя, а тот, кто принес людям радость и надежду. Счастлив розовый куст, каждый день даривший миру новые розы, а не улитка, закупорившаяся в своей раковине («Улитка и розовый куст»). А из пяти горошин, выросших в одном стручке («Пятеро из одного стручка»), самой замечательной оказалась не та, которая раздобрела в затхлой воде водосточного желоба и гордилась тем, что скоро лопнет, а та, которая проросла в щели дощатого подоконника под чердачным окошком. Росток выпустил зеленые листочки, стебелек обвился вокруг бечевки, и однажды весенним утром распустился светло-розовый цветок… Жизнь этой горошины не прошла даром – каждый день зеленое растеньице приносило новую радость больной девочке.

Много лет прошло после смерти великого сказочника, а мы все еще слышим его живой мудрый голос.

Использованы материалы:
Википедия, Энциклопедия для детей

Ганс Христиан Андерсен ЧУДЕСНАЯ СУДЬБА

Биография

ЧУДЕСНАЯ СУДЬБА

    «Моя жизнь - это прекрасная сказка... Если бы в детстве, когда я бедным мальчиком один пустился по белу свету, меня встретила могущественная фея и сказала бы мне: «Выбери себе дорогу и цель, и я буду охранять и направлять тебя!» - и тогда моя судьба не сложилась бы счастливее, мудрее и лучше. История моей жизни поведает миру то, что она говорит мне: Господь милостив и все творит к лучшему».

    Так начинается автобиография всемирно известного датского писателя, великого сказочника Ганса Христиана Андерсена.

    Четырнадцатилетним мальчиком Андерсен приехал из провинции в город, не зная ни единого человека и не имея ни денег, ни возможности заработать себе на пропитание. И ему удалось не только выжить, но и стать знаменитым человеком. Мало того, еще при жизни он смог увидеть собственный памятник, который воздвиг ему датский народ. Кто мог бы похвастаться таким благоволением судьбы?


    «ГАДКИЙ УТЕНОК»

    Наружность и поведение Андерсена часто вызывали смех. Он был чрезвычайно нескладен: очень высокий рост, худые и длинные, почти до колен руки, неправдоподобно большой нос, за которым прятались маленькие, близко посаженные друг к другу раскосые глаза, огненно-рыжая копна нечесаных волос. При этом, несмотря на гренадерский рост, - тонкий женский голос, неестественно театральные движения, и такая же театрально-вычурная речь. Эта странная, если не сказать комическая, внешность была одной из причин его болезненной мнительности. Помните, как в сказке «Гадкий утенок» утка учила утят держать лапки вместе? Когда-то и Андерсена мать учила держать ноги носками наружу, а не внутрь - «так только дураки и неудачники ходят». Похоже, советы матери мало помогали сыну. Он, «гадкий утенок», только к концу жизни смог превратиться в прекрасного лебедя.

    Каких только оскорбительных кличек ему не довелось услышать! И «аист», и «фонарный столб», и «орангутанг»... Причем, это говорилось в открытую, в лицо, с издевкой! Земляки Андерсена проявляли к нему крайнюю несправедливость: они просто не понимали его и мешали ему когда могли и в чем могли. И признали они его только потому, что его признали чужие - народы других стран. Опомнившись и удивившись, датчане загладили свою вину перед ним, поставив писателю в центре столицы бронзовый монумент...

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    НАИВНЫЙ ВЕЛИКАН

    Если наружность и поведение Андерсена вызывали смех, то еще большее впечатление производил сам человек, скрывающийся за этой внешностью. От его наивной и пламенной души исходило некое излучение, от которого невозможно было укрыться. Никто не мог устоять против его искренне добрых, умоляющих глаз, его невозможно было оттолкнуть. Вот только один пример:

    В детстве Ганс Христиан ходил с матерью на поля, где бедняки собирали колосья. Однажды им встретился там управляющий, известный своим дурным нравом. Они увидели, что он приближается с огромным кнутом; все пустились бежать, но малыш не поспевал за другими, и управляющий схватил его. Он уже поднял кнут, но мальчик посмотрел ему прямо в лицо и сказал: «Как вы смеете бить меня, ведь Бог может увидеть!» Управляющий сразу смягчился, погладил мальчика по щеке, спросил, как его зовут, и дал ему монетку. Когда мальчик показал деньги матери, она сказала, обращаясь к окружающим: «Удивительный ребенок мой Ганс! Все его любят, и даже этот негодяй дал ему денег!»

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    ЕМУ ВСЕГДА ХОТЕЛОСЬ ЕСТЬ

    Андерсен был сыном башмачника и прачки. И еды в его семье почти всегда не хватало. На закате жизни Андерсен признавался, что ему постоянно хотелось есть, и он мечтал когда-нибудь наесться досыта. Вероятно, память о голодной молодости заставила его быть предельно экономным. Получив от друзей или его покровителей деньги, он тотчас же перекладывал их в сундук. Чтобы не тратиться на еду, он напрашивался в гости то к одному, то к другому - к этому на завтрак, к этому на обед... Но он вовсе не был скупцом. Став относительно свободным в своих тратах, он помогал бедным, в том числе и многим из тех, кто письменно обращался к нему с просьбой о помощи. А таких писем к нему приходило со всего света до сотни в день.

    Андерсена, как никакого другого писателя, обкрадывали издатели, не платя ему авторских. Если же и платили, то совершенно мизерные суммы. Однако, несмотря на это, он сумел накопить немалое состояние, которое после его кончины было завещано его друзьям.

    Чрезвычайная чуткость и ранимость его большой души заставляли Андерсена, не в силах которого было мужественно сражаться с препятствиями, обращаться к слезам. Плакал он не реже маленькой капризной девочки - по нескольку раз на день, а временами и того чаще. Женщинам не раз приходилось утешать и успокаивать его, когда он со слезами выходил из-за стола, оскорбленный той или иной невинной шуткой.

    Некоторые биографы объясняют плаксивость писателя следующим эпизодом из его жизни. В молодости, еще никому неизвестный юноша, недавно приехавший в столицу, он снимал за небольшие деньги комнату в доме у некой мадам Торгесен. Он спросил хозяйку, не возьмется ли она его кормить. Хозяйка согласилась, но потребовала за это 20 риксдалеров в месяц. Таких денег у Андерсена не было. Те немногие деньги, которые давали ему друзья и знакомые - а их-то он всегда умел заводить повсюду - уходили на скудную еду и билеты в театр, без которого он не мог тогда представить свою жизнь. Может быть, хозяйка возьмет 16 вместо 20? Нет, она была неумолима. Она сказала, что собирается в город, и пусть он даст ответ, когда она вернется. 20 риксдалеров, ни больше, ни меньше. Она ушла, оставив его в слезах. На стене висел портрет ее покойного мужа, и Андерсену показалось, что портрет смотрит на него очень приветливо, и тогда в своей детской простоте он попросил покойного, чтобы тот смягчил сердце жены; он увлажнил глаза портрета собственными слезами, чтобы тот лучше его понял. Такое удивительное использование средневековой магии оказало свое действие, и хозяйка, вернувшись, снизила цену до 16 риксдалеров, которые предлагал Андерсен.

    «ПОСЛЕЗАВТРА Я УЕЗЖАЮ, И ВООБЩЕ, СКОРО УМРУ...»

    В молодости Андерсен работал на фабрике. Грубые и сальные шутки рабочих шокировали ранимого и впечатлительного юношу, заставляя его по-девичьи краснеть и опускать глаза. Однажды, во время пения - у Андерсена от природы было прекрасное сопрано - рабочие подкрались к нему сзади и стянули с него штаны: они хотели удостовериться - юноша он или девушка?

    Став взрослым, Андерсен так и не повзрослел характером: он остался таким же наивным и крайне чувствительным ребенком. Любая, даже малейшая похвала или комплимент в его адрес могла привести его в восторг и трепет, и он, забывая обо всем и всех, начинал декламировать собственные стихи или читать свою новую рукопись, которую он всегда носил в кармане, чтобы читать из нее при любой возможности. Но если вдруг находились такие, кто отказывался наслаждаться плодом его творческого гения, то это повергало Андерсена в такую депрессию, что он от горя целый день сидел, запершись в своем номере или комнате, и беспрестанно плакал.

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    Ему было трудно угодить. Даже его друзья, хорошо зная его натуру, подчас теряли с ним всякое терпение. Андерсену не в силах было понять, что у друзей могут быть другие обязанности, кроме как быть его друзьями, всегда готовыми ему услужить. В отчаяние и пессимизм его могла привести любая мелочь: например, недостаточно доброжелательный взгляд или слишком, по его мнению, холодный тон письма, не такой, как «друг пишет другу»...

    Каждый день он ходил к кому-нибудь в гости - посетовать на что-нибудь. И если, не дай бог, он случайно никого не заставал дома, то жутко сердился и писал, например, такие трагические записки: «Фру Коллин! Мне больно, что вы меня избегаете; сейчас я ухожу, послезавтра я уезжаю, и вообще, скоро умру! С почтением Г. К.»

    Приходится только посочувствовать его друзьям, ибо им приходилось, общаясь с Андерсеном, учиться терпению. Да и как можно было вести себя с человеком, который на людях стремится говорить только о себе, который вечно жалуется, что болен, или плачет, если кто-нибудь ему перечит...

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    «ЭТО ТОЛЬКО КАЖЕТСЯ, ЧТО Я УМЕР»

    Любой пустяк: царапина на пальце, синяк на колене, рыбная кость, которую он, как ему казалось, проглотил, небольшая простуда - все внушало ему ипохондрический страх. Даже слушая о болезнях других, он боялся заболеть сам. Он так боялся погибнуть от огня, что в любую поездку всегда брал с собой длинный канат, надеясь спастись с его помощью в случае пожара. Он также очень боялся, что его похоронят живым, и потому просил друзей, чтобы в любом случае ему разрезали одну из артерий перед тем, как его положат в гроб. Когда он болел, он часто оставлял на столике и кровати записку. В ней было написано: «Это только кажется, что я умер».

    Андерсен страдал особой формой неврастении, проявлявшейся в постоянной усталости и недомоганиях - тошнотой, головной болью, приступами головокружения и многим другим. Почти у каждой даты в его дневнике записано, что он чувствует себя больным. Ему постоянно нужно было отвлекаться от чувства усталости, ходить в гости, чтобы думать о чем-нибудь другом, путешествовать, чтобы забыть свои страдания. Отсюда его постоянное движение, продолжительные ежегодные путешествия. Стоит ли после этого удивляться, что у Андерсена не было собственного дома.

    Всю жизнь он прожил в гостиницах и меблированных комнатах. Когда в 1866 году ему все же пришлось купить собственную мебель, он был вне себя: проклятые вещи привязывали его к определенному месту! Особенно его приводила в ужас кровать: ему казалось, что он скоро умрет и кровать переживет его и станет ему смертным одром. (Она им не стала, но действительно пережила хозяина и теперь стоит в музее в Оденсе.)

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    В БОРЬБЕ С ЛЮБОВЬЮ

    Андерсен всю жизнь прожил девственником. Он не был ни гомосексуалистом, ни импотентом, но, увы, насладиться плодом чувственной любви он так и не сумел. Сознание собственной невыгодной внешности и чувство, что он не такой, как все, мешало ему поверить в успех у противоположного пола. Он не раз был на волоске от грехопадения, но всякий раз отступал.

    В Дрездене, например, его пыталась соблазнить одна немецкая писательница, которая все время порывалась поцеловать его и которая была «старая, толстая и горячая». В Неаполе искушения преследовали его на каждом шагу, но он, «испытывая страсть, которой никогда не знал», вынужден был спешить домой, чтобы облить холодной водой голову. В своем дневнике он писал: «У меня в крови жар. Я по-прежнему сохраняю невинность, но я весь в огне... Я наполовину больной. Счастлив тот, кто женат, и счастлив тот, кто хотя бы помолвлен». Он с трудом сопротивлялся сиренам опасного города, а при отъезде успокоенно написал: «Все же я вышел из Неаполя невинным».

    Его потребность в женщинах была велика, но страх перед ними еще сильнее. Во время поездок в Париж после 1860 года Андерсен иногда посещал публичные дома. Там он наслаждался вежливыми приятными беседами с полуобнаженными проститутками. Но он был просто шокирован и крайне возмущен, когда Дюма, который и затащил его в это заведение, намекнул ему, что в публичный дом он ходит, вероятно, не только для того, чтобы поговорить...

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    АХ, МОЙ МИЛЫЙ АНДЕРСЕН!..

    События последних тридцати лет его жизни заставили Андерсена забыть впечатления прежних обид. Он считал себя необыкновенно счастливым человеком. «Все к лучшему в этом наилучшем из миров!» - любил повторять он, успокаивая других, и... успокаиваясь сам. Светлый и радостный оптимизм можно обнаружить во всех его произведениях. Даже его знаменитая сказка «Ледяная дева», несмотря на печальный конец, завершается фразой: «Все к лучшему».

    В последние свои дни он был весел, спокоен и полон благодарности за судьбу, а также за любовь и заботу, которую оказывали ему его многочисленные друзья. Рассказывают, что за несколько дней до смерти он пытался спеть старую детскую песенку, которую когда-то пела ему мать. Он слегка лишь подправил в ней слова, сменив имя Августин на - Андерсен:
    - Ах, мой милый Андерсен,
    Андерсен, Андерсен!
    Ах, мой милый Андерсен,
    Все, все пройдет!..

Мало на свете людей, кому не знакомо имя великого писателя Ганса Христиана Андерсена. На произведениях этого мастера пера, труды которого переведены на 150 языков мира, выросло не одно поколение. Почти в каждом доме родители читают детям перед сном сказки о Принцессе на горошине, Ели и маленькой Дюймовочке, которую полевая мышка пыталась выдать замуж за жадного соседа-крота. Или же ребятишки смотрят фильмы и мультики о Русалочке или о девочке Герде, мечтавшей вызволить Кая из холодных рук черствой Снежной королевы.

Мир, описанный Андерсеном, удивителен и прекрасен. Но вместе с волшебством и полетом фантазий в его сказках присутствует философская мысль, потому что творчество писатель посвящал и детям, и взрослым. Многие критики сходятся в том, что под оболочкой наивности и простого стиля повествования Андерсена кроется глубокий смысл, задача которого – дать читателю необходимую пищу для размышления.

Детство и юность

Ганс Христиан Андерсен (общепринятое русскоязычное написание, правильнее будет Ханс Кристиан) родился 2 апреля 1805 года в третьем по величине городе Дании – Оденсе. Некоторые биографы уверяли, что Андерсен – незаконнорожденный сын датского короля Кристиана VIII, но на самом деле будущий литератор рос и воспитывался в бедной семье. Его отец, которого также звали Ганс, трудился башмачником и едва сводил концы с концами, а мать Анна Мари Андерсдаттер работала прачкой и была малограмотной женщиной.


Глава семейства верил, что его родословная начиналась из знатной династии: бабушка по отцовской линии рассказала внуку, что их семья принадлежит к привилегированному социальному классу, однако эти домыслы не нашли подтверждения и с течением времени были оспорены. О родственниках Андерсена много слухов, которые и по сей день будоражат умы читателей. Например, поговаривают, что дедушку писателя – резчика по профессии – в городке считали сумасшедшим, потому что тот делал из дерева непонятные фигурки людей с крыльями, похожих на ангелов.


Ганс-старший познакомил дитя с литературой. Он читал отпрыску «1001 ночь» – традиционные арабские сказки. Поэтому каждый вечер маленький Ганс окунался в волшебные истории Шахерезады. Также отец с сыном обожали совершать прогулки по парку в Оденсе и даже побывали в театре, который произвел на мальчика неизгладимое впечатление. В 1816 году отец писателя умер.

Реальный мир был для Ганса суровым испытанием, он рос эмоциональным, нервным и чувствительным ребенком. В таком душевном состоянии Андерсена виноваты местный задира, попросту раздающий тумаки, и учителя, ведь в те смутные времена наказания розгами были обыденным делом, поэтому будущий писатель считал школу непосильной пыткой.


Когда Андерсен наотрез отказался посещать занятия, родители определили юношу в благотворительную школу для бедных детей. Получив начальное образование, Ганс стал учеником ткача, затем переквалифицировался в портного, а позже трудился на сигаретной фабрике.

Отношения с коллегами по цеху у Андерсена, мягко говоря, не заладились. Его постоянно смущали пошлые анекдоты и недалекие шутки рабочих, а однажды под общий гогот с Ганса стянули штаны, чтобы убедиться, мальчик он или девочка. А все потому, что в детстве литератор обладал тоненьким голосом и зачастую пел во время смены. Это событие заставило будущего писателя окончательно уйти в себя. Единственными друзьями юноши были деревянные куклы, некогда сделанные его отцом.


Когда Гансу исполнилось 14 лет, в поисках лучшей жизни он переехал в Копенгаген, который в то время считался «скандинавским Парижем». Анна Мари думала, что Андерсен уедет в столицу Дании ненадолго, поэтому отпустила горячо любимого сына с легким сердцем. Ганс покинул отчий дом, поскольку мечтал стать знаменитым, хотел познать актерское ремесло и играть на сцене театра в классических постановках. Стоит сказать, что Ганс был долговязым юношей с длинным носом и конечностями, за что и получил обидные прозвища «аист» и «фонарный столб».


Также Андерсена дразнили в детстве «писателем пьес», потому что в доме мальчика был игрушечный театр с тряпочными «лицедеями». Старательный молодой человек с забавной внешностью создавал впечатление гадкого утенка, которого приняли в Королевский театр из жалости, а не потому, что тот прекрасно владел сопрано. На подмостках театра Ганс исполнял второстепенные роли. Но вскоре его голос стал ломаться, поэтому однокашники, считавшие Андерсена в первую очередь поэтом, посоветовали молодому человеку сконцентрироваться на литературе.


Йонас Коллин, датский государственный деятель, который заведовал финансами в период царствования Фредерика VI, очень любил непохожего на всех юношу и убедил короля оплатить образование молодого писателя.

Андерсен учился в престижных школах Слагельсе и Эльсинора (где сидел за одной партой с учениками, младшими его самого на 6 лет) за счет казны, хотя и не был рачительным учеником: Ганс так и не одолел грамоту и всю жизнь делал множественные орфографические и пунктуационные ошибки в письме. Позже сказочник вспоминал, что студенческие годы снились ему в кошмарных снах, потому что ректор постоянно критиковал юношу в пух и прах, а, как известно, Андерсен этого не любил.

Литература

При жизни Ганс Христиан Андерсен писал стихи, повести, романы и баллады. Но для всех читателей его имя прежде всего ассоциируется со сказками – в послужном списке мастера пера 156 произведений. Однако Ганс не любил, когда его называли детским писателем, и заявлял, что пишет как для мальчиков и девочек, так и для взрослых. Дошло до того, что Андерсен приказал, чтобы на его памятнике не было ни одного ребенка, хотя первоначально монумент должны были окружать дети.


Иллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена "Гадкий утенок"

Ганс обзавелся признанием и славой в 1829 году, когда опубликовал приключенческий рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера». С тех пор молодой писатель не отходил от пера с чернильницей и писал литературные произведения одно за другим, в том числе и прославившие его сказки, в которые ввел систему высоких жанров. Правда, романы, новеллы и водевили давались автору тяжко – в моменты сочинительства его будто назло постигал творческий кризис.


Иллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена "Дикие лебеди"

Андерсен черпал вдохновение из обыденной жизни. По его мнению, в этом мире прекрасно все: и лепесток цветка, и маленький жучок, и катушка с нитками. Действительно, если вспомнить произведения творца, то даже каждая калоша или горошинка из стручка имеют удивительную биографию. Ганс основывался как на собственной фантазии, так и на мотивах народного эпоса, благодаря которым написал «Огниво», «Дикие лебеди», «Свинопас» и другие рассказы, опубликованные в сборнике «Сказки, рассказанные детям» (1837).


Иллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена "Русалочка"

Андерсен обожал делать протагонистами персонажей, которые ищут место в обществе. Сюда можно отнести и Дюймовочку, и Русалочку, и Гадкого утенка. Такие герои вызывают у автора симпатию. Все истории Андерсена от корки до корки пропитаны философским смыслом. Стоит вспомнить сказку «Новое платье короля», где император просит двух проходимцев сшить ему дорогое одеяние. Однако наряд получился непростым и состоял полностью из «невидимых нитей». Жулики заверили заказчика, что чрезвычайно тонкую ткань не увидят только глупцы. Таким образом, король щеголяет по дворцу в непотребном виде.


Иллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена "Дюймовочка"

Он и его придворные не замечают замысловатого платья, но боятся выставить себя глупцами, если признаются, что правитель расхаживает в чем мать родила. Эта сказка стала интерпретироваться как притча, а фраза «А король-то голый!» вошла в список крылатых выражений. Примечательно, что не все сказки Андерсена пропитаны удачей, не во всех рукописях писателя присутствует прием «deusexmachina», когда случайное стечение обстоятельств, спасающее главного героя (например, принц целует отравленную Белоснежку), словно по божьей воле появляется из ниоткуда.


Иллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена "Принцесса на горошине"

Ганс любим взрослыми читателями за то, что не рисует утопический мир, где все живут долго и счастливо, а, например, без зазрения совести отправляет стойкого оловянного солдатика в горящий камин, обрекая одинокого человечка на погибель. В 1840 году мастер пера пробует себя в жанре новеллы-миниатюры и публикует сборник «Книга с картинками без картинок», в 1849-м пишет роман «Две баронессы». Через четыре года выходит книга «Быть или не быть», но все попытки Андерсена утвердиться в качестве романиста оказались тщетны.

Личная жизнь

Личная жизнь несостоявшегося актера, но именитого писателя Андерсена – тайна, покрытая мраком. Поговаривают, что на протяжении всего существования великий писатель оставался в неведении относительно интимной близости с женщинами или с мужчинами. Бытует предположение, что великий сказочник был латентным гомосексуалистом (о чем свидетельствует эпистолярное наследие), он имел тесные дружеские отношения с приятелями Эдвардом Коллином, наследным герцогом Веймара и с танцовщиком Харальдом Шраффом. Хотя в жизни Ганса были три женщины, дело дальше мимолетной симпатии не зашло, не говоря уже о женитьбе.


Первой избранницей Андерсена стала сестра товарища по школе Риборг Войгт. Но нерешительный юноша так и не отважился поговорить с объектом своего вожделения. Луиза Коллин – следующая потенциальная невеста писателя – пресекала любые попытки ухаживания и игнорировала пламенный поток любовных писем. 18-летняя девушка предпочла Андерсену состоятельного юриста.


В 1846 году Ганс влюбился в оперную певицу Женни Линд, которую из-за звонкого сопрано прозвали «шведским соловьем». Андерсен караулил Женни за кулисами и одаривал красавицу стихами и щедрыми подарками. Но обаятельная девушка не спешила отвечать на симпатию сказочника взаимностью, а относилась к нему, как к брату. Когда Андерсен узнал, что певица вышла замуж за британского композитора Отто Гольдшмидта, Ганс погрузился в депрессию. Холодная сердцем Женни Линд стала прототипом Снежной королевы из одноименной сказки писателя.


Иллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена "Снежная королева"

В любви Андерсену не везло. Поэтому неудивительно, что сказочник по приезде в Париж посещал кварталы красных фонарей. Правда, вместо того, чтобы распутствовать ночи напролет с фривольными барышнями, Ганс беседовал с ними, делясь подробностями своей несчастливой жизни. Когда один знакомый Андерсена намекнул ему, что тот посещает публичные дома не по предназначению, писатель удивился и посмотрел на собеседника с явным отвращением.


Также известно, что Андерсен был преданным поклонником , талантливые писатели познакомились на литературном собрании, которое устраивала графиня Блессингтон в своем салоне. После этой встречи Ганс писал в дневнике:

«Мы вышли на веранду, я был счастлив поговорить с ныне живущим писателем Англии, которого я люблю больше всего».

Через 10 лет сказочник вновь прибыл в Англию и пришел незваным гостем в дом Диккенса в ущерб его семье. С течением времени Чарльз прекратил переписку с Андерсеном, и датчанин искренне не понимал, почему все его письма остаются без ответа.

Смерть

Весной 1872 года Андерсен упал с постели, сильно ударившись об пол, из-за чего получил множественные травмы, от которых так и не сумел оправиться.


Позже у писателя был обнаружен рак печени. 4 августа 1875 года Ганс скончался. Великий писатель похоронен на кладбище Ассистэнс в Копенгагене.

Библиография

  • 1829 – «Путешествие пешком от канала Хольмен до восточного мыса острова Амагер»
  • 1829 – «Любовь на Николаевой башне»
  • 1834 – «Агнета и Водяной»
  • 1835 – «Импровизатор» (русский перевод – в 1844)
  • 1837 – «Только скрипач»
  • 1835–1837 – «Сказки, рассказанные для детей»
  • 1838 – «Стойкий оловянный солдатик»
  • 1840 – «Книга с картинками без картинок»
  • 1843 – «Соловей»
  • 1843 – «Гадкий утенок»
  • 1844 – «Снежная королева»
  • 1845 – «Девочка со спичками»
  • 1847 – «Тень»
  • 1849 – «Две баронессы»
  • 1857 – «Быть или не быть»

Ханс Кристиан Андерсен (во многих изданиях на русском языке имя писателя указывается как Ганс Христиан, дат. Hans Christian Andersen; 2 апреля 1805 года, Оденсе, Датско-норвежская уния - 4 августа 1875 года, Копенгаген, Дания) - датский прозаик и поэт, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и многих других.

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Оденсе на острове Фюн. Отец Андерсена, Ханс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, а мать Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833) была прачкой из бедной семьи, ей приходилось в детстве просить подаяние, она была похоронена на кладбище для бедных.

Он рос очень утончённо нервным ребёнком, эмоциональным и восприимчивым. В то время физические наказания детей в школах были обычным делом, поэтому мальчик страшился ходить в школу, и его мама отдала его в еврейскую школу, где физические наказания в отношении детей были запрещены.

В возрасте 14 лет Ганс поехал в Копенгаген; мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её и дом, юный Ханс Кристиан тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!».

Ханс Кристиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом, а также из жалости, Ханс Кристиан, несмотря на неэффектную внешность, был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Ему предложили учиться из-за доброго к нему отношения, видя его желание. Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI, который разрешил учиться в школе в городке Слагельсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учёбы в школе как о самой мрачной поре своей жизни, из-за того что он подвергался строгой критике ректора учебного заведения и болезненно переживал по этому поводу до конца своих дней - он видел ректора в кошмарных снах.

В 1827 году Андерсен завершил учёбу. До конца жизни он делал в письме множество грамматических ошибок - Андерсен так и не одолел грамоты.

Андерсен никогда не был женат и не имел детей.

В 1829 году опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность. Андерсен пишет большое количество литературных произведений, в том числе в 1835 году - прославившие его «Сказки». В 1840-х годах Андерсен попытался вернуться на подмостки, но без особого успеха. В то же время он подтвердил свой талант, издав сборник «Книга с картинками без картинок».

Во второй половине 1840-х и в следующие годы Андерсен продолжал публиковать романы и пьесы, тщетно пытаясь прославиться как драматург и романист.

В 1872 году Андерсен упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года. Он скончался 4 августа 1875 года и похоронен на кладбище Ассистэнс в Копенгагене.

Список самых известных сказок:

Аисты (Storkene, 1839)
Дюймовочка, Вильгельм Педерсен, 1820-1859.
Альбом крёстного (Gudfaders Billedbog, 1868)
Ангел (Engelen, 1843)
Анне Лисбет (Anne Lisbeth, 1859)
Бабушка (Bedstemoder, 1845)
Блоха и профессор (Loppen og Professoren, 1872)
Блуждающие огоньки в городе (Lygtemændene ere i Byen, sagde Mosekonen, 1865)
Бог никогда не умрёт (Den gamle Gud lever endnu, 1836)
Большой морской змей (Den store Søslange, 1871)
Бронзовый кабан (быль) (Metalsvinet, 1842)
Бузинная матушка (Hyldemoer, 1844)
Бутылочное горлышко (Flaskehalsen, 1857)
В день кончины (Paa den yderste Dag, 1852)
В детской (I Børnestuen, 1865)
Весёлый нрав (Et godt Humeur, 1852)
Ветер рассказывает о Вальдемаре До и его дочерях (Vinden fortæller om Valdemar Daae og hans Døttre, 1859)
Ветряная мельница (Veirmøllen, 1865)
Волшебный холм (Elverhøi, 1845)
Воротничок (Flipperne, 1847)
Всяк знай своё место! (Всему своё место) («Alt paa sin rette Plads», 1852)
Вэн и Глэн (Vænø og Glænø, 1867)
Гадкий утёнок (Den grimme Ælling, 1843)
Ганс Чурбан (или Дурень Ганс) (Klods-Hans, 1855)
Гречиха (Boghveden, 1841)
Два брата (To Brødre, 1859)
Две девицы (To Jomfruer, 1853)
Двенадцать пассажиров (Tolv med Posten, 1861)
Дворовый петух и флюгерный (Gaardhanen og Veirhanen, 1859)
Дева льдов (Iisjomfruen, 1861)
Девочка со спичками (Den lille Pige med Svovlstikkerne, 1845)
Девочка, которая наступила на хлеб (Девочка, наступившая на хлеб) (Pigen, som traadte paa Brødet, 1859)
День переезда (Flyttedagen, 1860)
Дикие лебеди (De vilde Svaner, 1838)
Директор кукольного театра (Marionetspilleren, 1851)
Дни недели (Ugedagene, 1868)
Домовой и хозяйка (Nissen og Madamen, 1867)
Домовой мелочного торговца (Nissen hos Spekhøkeren, 1852)
Дорожный товарищ (Reisekammeraten, 1835)
Дочь болотного царя (Dynd-Kongens Datter, 1858)
Дриада (Dryaden, 1868)
Дюймовочка (Tommelise, 1835)
Еврейка (Jødepigen, 1855)
Ель (Grantræet, 1844)
Епископ Берглумский и его родичи (Bispen paa Børglum og hans Frænde, 1861)
Есть же разница! («»Der er Forskjel!», 1851)
Жаба (Skrubtudsen, 1866)
Жених и невеста (Kjærestefolkene или Toppen og Bolden, 1843)
Зелёные крошки (De smaa Grønne, 1867)
Злой князь. Предание (Den onde Fyrste, 1840)
Золотой мальчик (Guldskat, 1865)
И в щепотке порой скрывается счастье (Lykken kan ligge i en Pind, 1869)
Иб и Христиночка (Ib og lille Christine, 1855)
Из окна богадельни (Fra et Vindue i Vartou, 1846)
Истинная правда (Det er ganske vist!, 1852)
История года (Aarets Historie, 1852)
История одной матери (Historien om en Moder, 1847)
Как буря перевесила вывески (Stormen flytter Skilt, 1865)
Как хороша! («»Deilig!», 1859)
Калоши счастья (Lykkens Kalosker, 1838)
Капля воды (Vanddraaben, 1847)
Ключ от ворот (Portnøglen, 1872)
Кое-что («Noget», 1858)
Колокол (Klokken, 1845)
Колокольный омут (Klokkedybet, 1856)
Колокольный сторож Оле (Taarnvægteren Ole, 1859)
Комета (Kometen, 1869)
Красные башмаки (De røde Skoe, 1845)
Кто же счастливейшая? (Hvem var den Lykkeligste?, 1868)
Лебединое гнездо (Svanereden, 1852)
Лён (Hørren, 1848)
Маленький Клаус и Большой Клаус (Lille Claus og store Claus, 1835)
Маленький Тук (Lille Tuk, 1847)
Мотылёк (Sommerfuglen, 1860)
Муза нового века (Det nye Aarhundredes Musa, 1861)
На дюнах (En Historie fra Klitterne, 1859)
На краю моря (Ved det yderste Hav, 1854)
На могиле ребёнка (Barnet i Graven, 1859)
На птичьем дворе (I Andegaarden, 1861)
Навозный жук (Skarnbassen, 1861)
Немая книга (Den stumme Bog, 1851)
Нехороший мальчик (Den uartige Dreng, 1835)
Новое платье короля (Keiserens nye Klæder, 1837)
Ночной колпак старого холостяка (Pebersvendens Nathue, 1858)
О чём рассказывала старуха Иоханна (Hvad gamle Johanne fortalte, 1872)
Обрывок жемчужной нити (Et stykke Perlesnor, 1856)
Огниво (Fyrtøiet, 1835)
Оле-Лукойе (Ole Lukøie, 1841)
Отпрыск райского растения (Et Blad fra Himlen, 1853)
Парочка (Kærestefolkene, 1843)
Пастушка и трубочист (Hyrdinden og Skorsteensfeieren, 1845)
Пейтер, Петер и Пер (Peiter, Peter og Peer, 1868)
Перо и чернильница (Pen og Blækhuus, 1859)
Пляши, куколка, пляши! (Dandse, dandse Dukke min! 1871)
Побратимы (Venskabs-Pagten,1842)
Под ивой (Under Piletræet, 1852)
Подснежник (Sommergjækken, 1862)
Последний сон старого дуба (Det gamle Egetræes sidste Drøm, 1858)
Последняя жемчужина (Den sidste Perle, 1853)
Прадедушка (Oldefa"er, 1870)
Предки птичницы Греты (Hønse-Grethes Familie, 1869)
Прекраснейшая роза мира (Verdens deiligste Rose, 1851)
Принцесса на горошине (Prindsessen paa Ærten, 1835)
Пропащая («Hun duede ikke», 1852)
Прыгуны (Springfyrene, 1845)
Психея (Psychen, 1861)
Птица народной песни (Folkesangens Fugl, 1864)
Птица феникс (Fugl Phønix, 1850)
Пятеро из одного стручка (Fem fra en Ærtebælg, 1852)
Райский сад (Paradisets Have, 1839)
Рассказы солнечного луча (Solskins-Historier, 1869)
Ребячья болтовня (Børnesnak, 1859)
Роза с могилы Гомера (En Rose fra Homers Grav, 1842)
Ромашка (Gaaseurten, 1838)
Русалочка (Den lille Havfrue, 1837)
С крепостного вала (Et Billede fra Castelsvolden, 1846)
Садовник и господа (Gartneren og Herskabet, 1872)
Сальная свеча (Tællelyset, 1820-е гг.)
Самое невероятное (Det Utroligste, 1870)
Свечи (Lysene, 1870)
Свинопас (Svinedrengen, 1841)
Свинья-копилка (Pengegrisen, 1854)
Сердечное горе (Hjertesorg, 1852)
Серебряная монетка (Sølvskillingen, 1861)
Сидень (Krøblingen, 1872)
Скороходы (Hurtigløberne, 1858)
Снеговик (Sneemanden, 1861)
Снежная королева (Sneedronningen, 1844)
Сокрыто - не забыто (Gjemt er ikke glemt, 1866)
Соловей (Nattergalen, 1843)
Сон (En Historie, 1851)
Соседи (Nabofamilierne, 1847)
Старая могильная плита (Den gamle Gravsteen, 1852)
Старый дом (Det gamle Huus, 1847)
Старый уличный фонарь (Den gamle Gadeløgte, 1847)
Старый церковный колокол (Den gamle Kirkeklokke, 1861)
Стойкий оловянный солдатик (Den standhaftige Tinsoldat, 1838)
Судьба репейника (Hvad Tidselen oplevede, 1869)
Сундук-самолёт (Den flyvende Kuffert, 1839)
Суп из колбасной палочки (Suppe paa en Pølsepind, 1858)
Счастливое семейство (Den lykkelige Familie, 1847)
Сын привратника (Portnerens Søn, 1866)
Талисман (Talismanen, 1836)
Тень (Skyggen, 1847)
Тернистый путь славы («Ærens Tornevei», 1855)
Тётушка (Moster, 1866)
Тётушка Зубная Боль (Tante Tandpine, 1872)
Тряпьё (Laserne, 1868)
Уж что муженёк сделает, то и ладно (Что муженёк ни сделает, всё хорошо) (Hvad Fatter gjør, det er altid det Rigtige, 1861)
Улитка и розы (Улитка и розовый куст) (Sneglen og Rosenhækken, 1861)
Философский камень (De Vises Steen, 1858)
Хольгер Датчанин (Holger Danske, 1845)
Цветы маленькой Иды (Den lille Idas Blomster, 1835)
Чайник (Theepotten, 1863)
Чего только не придумают… (Что можно придумать) (Hvad man kan hitte paa, 1869)
Через тысячу лет (Om Aartusinder, 1852)
Что сказала вся семья (Hvad hele Familien sagde, 1870)
Штопальная игла (Stoppenaalen, 1845)
Эльф розового куста (Rosen-Alfen, 1839).