Обряды, заговоры и ритуалы

I. Татьяна — русская душою. Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина Что повлияло на формирование душевного мира татьяны

Сочинение

А. С. Пушкин создал в романе "Евгений Онегин" пленительный образ русской девушки, который назвал своим "верным идеалом". Он не скрывает своей любви к героине, своего восхищения ею. Автор переживает и грустит вместе с Татьяной, сопровождает ее в Москву и Петербург.

Рисуя в романе образы Онегина и Ленского как лучших людей эпохи, все свои симпатии и любовь он, однако, отдает этой провинциальной барышне с неброской внешностью и простонародным именем Татьяна.

Может быть, в этом и состоит особая привлекательность и поэтичность ее образа, связанного с простонародной культурой, таящейся в недрах русской нации. Она развивается в романе параллельно с дворянской культурой, сориентированной на западноевропейскую литературу, философию, науку. Поэтому и внешний, и внутренний облик Онегина и Ленского не дает возможность увидеть в них именно русских людей. Владимира Ленского можно скорее принять за немца "с душою прямо геттингенской", который "из Германии туманной привез учености плоды". Одежда, речь и манера поведения Онегина делают его похожим то на англичанина, то на француза. Татьяну же поэт называет "русскою душою". Ее детство и юность прошли не среди холодных каменных громад Петербурга или московских соборов, а на лоне привольных лугов и полей, тенистых дубрав. Она рано впитала в себя любовь к природе, изображение которой как бы дорисовывает ее внутренний портрет, придавая особую одухотворенность и поэтичность.

Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.

Для "мечтательницы нежной" природа полна тайн и загадок. Еще до того, как "обманы Ричардсона и Руссо" начнут занимать ее ум, Татьяна легко и естественно входит в волшебный мир русского фольклора. Она чуждалась шумных детских забав, так как "страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей". Татьяна неотделима от национальной простонародной стихии с ее поверьями, обрядами, гаданиями, ворожбой, вещими снами.

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.

Даже сон Татьяны весь соткан из образов старинных русских сказок. Таким образом, личность Татьяны была сформирована обстановкой, в которой она росла и воспитывалась не под руководством гувернантки-француженки, а под присмотром крепостной няни. Развитие души Татьяны, ее нравственности происходит под влиянием народной культуры, быта, нравов и обычаев. Но на формирование ее умственных интересов значительное воздействие оказывают книги — сначала сентиментальные любовные романы, затем романтические поэмы, найденные в онегинской библиотеке. Это накладывает отпечаток на духовный облик Татьяны. Именно увлеченность выдуманной жизнью произведений английских и французских авторов вырабатывают в героине книжное представление о действительности. Это оказывает Татьяне плохую услугу. Увидев в первый раз Онегина, она влюбляется в него, принимая Евгения за восторженного героя ее любимых книг, и объясняется ему в любви. И после того, как исчезают ее иллюзии и мечты, она вновь пытается разобраться в характере Онегина при помощи книг, которые он читал. Но романтические поэмы Байрона с его мрачными, озлобленными и разочарованными героями опять приводят ее к ошибочному выводу, заставляя увидеть в возлюбленном "Москвича в Гарольдовом плаще", то есть жалкого подражателя литературных образцов. В дальнейшем Татьяне приходится постепенно изживать в себе эти воздушные романтические грезы, преодолевать идеалистическое книжное отношение к жизни. И помогает ей в этом здоровая жизненная основа, которую впитала она вместе с бытом, нравами и культурой русского народа, с родной природой. В один из самых трудных жизненных моментов, терзаясь любовью к Онегину, Татьяна обращается за помощью и советом не к матери или сестре, а к неграмотной крестьянке, которая была для нее самым близким и родным человеком. Ожидая встречи с Онегиным, она слышит безыскусную народную "Песню девушек", которая как бы выражает ее переживания.

Милые сердцу Татьяны картины родной природы остаются с ней и в великосветском холодном Петербурге. Вынужденная скрывать свои чувства, Татьяна своим внутренним взором видит знакомый деревенский пейзаж, лишенный экзотики, но овеянный неповторимой прелестью.

Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь... она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам
В уединенный уголок. Значит, маска "равнодушной княгини" скрывает лицо "простой девы" с прежними стремлениями. Мир нравственных ценностей не изменился. Пышность роскошной гостиной, успехи в свете она называет "ветошью маскарада", потому что "этот блеск, и шум, и чад" не может скрыть пустоты и внутреннего убожества столичной жизни.

Все поступки Татьяны, все ее мысли и чувства окрашены народной моралью, которую она вобрала в себя с детства. В соответствии с народными традициями Пушкин наделяет свою любимую героиню исключительной душевной цельностью. Поэтому, полюбив Онегина, она первая объясняется ему в любви, преступая условности дворянской морали. Под влиянием народных традиций, которые внушают детям уважение и почтение к своим родителям, Татьяна выходит замуж, подчиняясь воле матери, которая хочет устроить ее жизнь.

Вынужденная жить по лицемерным законам светского общества, Татьяна честна и откровенна с Онегиным, потому что любит его и доверяет ему. Нравственная чистота героини особенно ярко проявляется в ее ответе Евгению, который тоже выдержан в духе народной морали:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

В этих словах отразились все лучшие черты героини: благородство, честность, сильно развитое чувство долга. Способность Татьяны отказаться от единственного человека, которого она любит и будет любить, говорит о ее сильной воле, нравственной чистоте. Татьяна просто не способна лгать человеку, который ей предан, или обречь его на позор, чтобы соединиться с любимым человеком. Если бы Татьяна ответила на любовь Онегина, то нарушилась бы целостность ее образа. Она бы перестала быть Татьяной Лариной, превратившись в Анну Каренину.

Таким образом, Татьяна предстает в романе "Евгений Онегин" воплощением национального русского духа и пушкинским идеалом. В ее образе гармонически соединились лучшие стороны дворянской и простонародной культуры.

Наряду с образом Онегина, образ Татьяны самый значительный в романе. Он выполняет важную сюжетную и композиционную функцию, являясь в идейно-художественной структуре романа противовесом образу Онегина. Отношения между Онегиным и Татьяной составляют основную сюжетную линию пушкинского романа в стихах. Татьяна-исключение из своей среды. «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой» и Татьяна мучительно ощущает это: «Вообрази: я здесь одна, никто меня не понимает». Татьяна полюбила Онегина потому, что, как говорит поэт, «пора пришла», но не случайно, что полюбила она именно Онегина. Вместе с тем характер Татьяны сложился совсем в другой общественной среде, нежели характер Онегина. Татьяна, по словам поэта, - «русская душою, сама не зная почему». Татьяна (имя которой, впервые «своевольно» вводимое Пушкиным в большую литературу, влечет за собой ассоциации «старины иль девичьей») выросла, в полную противоположность Онегину, «в глуши забытого селенья». Детство, отрочество и юность Татьяны и Евгения прямо противоположны. У Евгения - иностранцы-гувернеры; у Татьяны - простая русская крестьянка-няня, прототипом которой была его собственная няня Арина Родионовна. Татьяна мечтает о настоящей, большой любви. На эти мечты, как и на формирование всего духовного мира Татьяны, оказали существенное влияние романы «Ричардсона и Руссо». Поэт сообщает нам, что его героиня «изъяснялася с трудом на языке своем родном»; письмо к Онегину пишется ею по-французски. Татьяна - высоко положительный, «идеальный» образ русской девушки и женщины. В то же время поэт с помощью тонкого художественно-психологического приема раскрывает «русскую душу» Татьяны: в роман введен сон героини, насквозь пронизанный фольклором. В образ Татьяны Пушкин вложил все те черты русской девушки, совокупность которых представляет для автора несомненный идеал. Это те особенности характера, которые делают Татьяну истинно русской, а не светской барышней. Формирование этих черт происходит на основе «предания простонародной старины», веровании, сказаниях. Татьяна Ларина для Достоевского была олицетворением всего русского, национального, «идеалом», выражением духовной и нравственной силы. Поэзия национального входит в роман вместе с образом Татьяны. В связи с ней вводятся рассказы об обычаях, "привычках милой старины", гадания, сказочный фольклор. В них содержится определенная нравственность, связанная с народной философией. Так, сцена гадания выявляет философию женской души, русской души. Сама идея суженого связана с представлением о долге, суженый мыслится как предназначенный судьбой. Фольклорные мотивы появляются и во сне Татьяны, народное творчество и философия подаются как органически связанные с ее личностью. Две культуры - национальная русская и западноевропейская - гармонично сопряжены в ее образе. В обрисовке образа Татьяны, который столь дорог поэту, с не меньшей степенью, чем в образе Онегина, чувствуется стремление Пушкина быть полностью верным жизненной правде. Татьяна, в отличие от Онегина, выросла "в глуши забытого селенья", в атмосфере русских народных сказок, "преданий простонародной старины ", рассказанных нянею, простой русской крестьянкой. Автор говорит о том, что Татьяна зачитывалась иностранными романами, с трудом изъяснялась на родном языке, но в то же время с помощью тонкого психологического приема раскрывает ее "русскую душу" (Под подушкой у Тани лежит французская книжка, но видит она русские "простонародные" сны). Татьяна - натура поэтическая, глубокая, страстная, жаждущая настоящей, большой любви. Став законодательницей мод в свете, она не только не потеряла лучших черт своего духовного облика - чистоты, духовного благородства, искренности и глубины чувств, поэтического восприятия природы, - но и приобрела новые ценные качества,сделавшие ее неотразимой в глазах Онегина. Татьяна - идеальный образ русской девушки и женщины, но образ, не выдуманный Пушкиным, а взятый им из реальной жизни. Татьяна никогда не сможет быть счастлива с нелюбимым человеком, она, как и Онегин, стала жертвой света. "Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее", - писал В.Г. Белинский. Одним из ключевых событий романа является встреча Онегина с Татьяной. Он сразу же оценил ее незаурядность, поэтичность, ее возвышенно-романтическую натуру и был немало удивлен тем, что поэт - романтик Ленский ничего этого не заметил и отдал предпочтение куда более земной и обыкновенной младшей сестре. Татьяна разительно отличается от окружающих ее людей. "Уездная барышня ", она, тем не менее, как Онегин и Ленский, тоже чувствует себя в провинциально - поместной среде одинокой и непонятой." Вообрази, я здесь одна, Никто меня не понимает", - признается она в письме Онегину. Даже "в семье родной" она "казалась девочкой чужой", избегала игр с подругами - сверстницами. Причина такого отчуждения и одиночества - в необычности, исключительности натуры Татьяны, одаренной "от небес" "Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным". В романтической душе Татьяны своеобразно соединились два начала. Сроднившаяся с русской природой и народно - патриархальным бытом, привычками и традициями "милой старины", она живет в другом - вымышленном, мечтательном мире. Татьяна - усердная читательница иностранных романов, главным образом нравоучительных и сентиментальных, где действуют идеальные герои, а в финале торжествует добро. Она предпочитает бродить по полям "с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках". Привыкшая отождествлять себя с добродетельными героинями любимых авторов, она и Онегина, столь не похожего на окружающих, готова принять за "совершенства образец", как бы сошедший со страниц Ричардсона и Руссо, - того героя о котором она давно мечтала. "Литературность" ситуации усиливается и тем, что письмо Татьяны Онегину насыщено реминисценциями из французских романов. Однако, книжные заимствования не могут заслонить непосредственного, искреннего и глубокого чувства, которым проникнуто письмо Татьяны. Да и сам факт послания к едва знакомому мужчине говорит о страстности и безоглядной смелости героини, прибегающей опасениями быть скомпрометированной в глазах окружающих. Письмо это, наивное, нежное, доверчивое, окончательно убедило Онегина в необычности Татьяны, в ее душевной чистоте и неопытности, в ее превосходстве над холодными и расчетливыми светскими кокетками, оно оживило в нем лучшие, давно забытые воспоминания и чувства. И все же на страстное послание Татьяны, " где все наруже, все на воле", Онегин отвечает холодной отповедью. Почему? Прежде всего, конечно же, потому, что Онегин и Татьяна стоят на разных ступенях духовно - нравственного развития и вряд ли могут понять друг друга. Татьяна полюбила на самом деле не Онегина, а некий сочиненный ею образ, который приняла за Онегина. Во время объяснения с Татьяной в саду он ничуть не лукавил и прямо, честно, открыл ей все как есть. Он признался, что Татьяна нравится ему, но он не готов к браку, не хочет и не может ограничить свою жизнь "домашним кругом", что интересы и цели у него иные, что его страшит прозаическая сторона брака и что семейная жизнь ему наскучит. " Не в первый раз он тут явил Души прямое благородство". Сон Татьяны - " это ключ к пониманию ее души, ее сущности". Заменяя прямую и подробную характеристику героини, он позволяет проникнуть в самые сокровенные, неосознанные глубины ее психики, ее душевного склада. Однако он выполняет и еще одну важную роль - пророчества о будущем, ибо "чудный сон" героини - это сон вещий. В символических обрядно -фольклорных образах здесь предсказаны, предугаданы едва ли не все главные события последующего повествования: выход героини за пределы "своего" мира (переправа через ручей - традиционный образ женитьбы в народной свадебной поэзии). предстоящее замужество (медведь - святочный образ жениха), появление в лесной хижине - доме суженого или возлюбленного и узнавание его истинной, доселе сокрытой сути, сборище "адских привидений", так напоминающих гостей на именинах Татьяны, ссора Онегина и Ленского, завершившаяся убийством юного поэта, Главное же - героиня интуитивно прозревает демоническое начало в душе своего избранника (Онегин как глава сонма адских чудовищ) , что вскоре подтверждается его "странным с Ольгой поведеньем" в день именин и кровавой развязкой поединка с Ленским. Сон Татьяны означает тем самым и новый шаг в постижении ею характера Онегина. Если раньше она видела в нем идеально-добродетельного героя, сходного с персонажами любимых романов, то теперь едва ли не впадает в противоположную крайность. Очутившись после отъезда хозяина в доме Онегина, Татьяна принимается за чтение книг в его деревенском кабинете. В отличие от романов Ричардсона и Руссо здесь господствовали герои холодные и опустошенные, разочарованные и эгоистичные, герои, совершающие преступления, творящие зло и наслаждающиеся злом. Встреча с Татьяной - княгиней производит на Онегина сильное впечатление. Ее новый облик, манеры, стиль поведения отвечают самым строгим требованиям хорошего вкуса, высшего тона и немало не напоминают повадки прежней провинциальной барышни. Онегин видит: она научилась благородной сдержанности, умеет "властвовать собой", он поражен происшедшей с ней переменой, которая представляется ему абсолютной, полной: Хоть он глядел нельзя прилежней, Но и следов Татьяны прежней Не мог Онегин обрести. Онегин настойчиво ищет встреч с Татьяной, пишет ей одно за другим страстные любовные признания, а потеряв надежду на взаимность, тяжело заболевает и едва не умирает от любви (точно так же в свое время бледнела, гасла и увядала Татьяна). Белинский сурово осудил Татьяну за то, что она продолжая в душе любить Онегина, предпочла сохранить верность патриархальным нравам и отвергла его чувство. По мнению критика, семейные отношения "не освящаемые любовию, в высшей степени безнравственны". Достоевский расценил этот поступок Татьяны как жертвенный. В финале Онегин застает Татьяну врасплох и делает невероятное, столь поразившее его открытие. Оказывается, Татьяна изменилась только внешне, внутренне она во многом осталась "прежней Таней"! А такие женщины на супружескую измену не способны. Именно это внезапное прозрение Евгения и придает финальной сцене острый драматизм и горькую безнадежность. Точно так же, как Онегин до сей минуты не подозревал что в княгине живет "прежняя Таня", так и Татьяна не могла знать, что произошло с Онегиным после дуэли. Она считала, что разгадала Онегина раз и навсегда. Для нее он по- прежнему человек холодный, опустошенный, эгоистичный. Этим и объясняется суровая отповедь Татьяны, зеркально повторяющая холодную отповедь Онегина. Но в монологе Татьяны звучат другие ноты. Упреки оскорбленной женщины незаметно переходят в исповедь, поражающую своей откровенностью и бесстрашной искренностью. Татьяна признается, что успехи "в вихре света" тяготят ее, что она предпочла бы нынешней мишурой жизни прежнее неприметное существование в деревенской глуши. Мало того: она прямо говорит Онегину, поступила "неосторожно", решившись на брак без любви, что она по-прежнему любит его и горестно переживает упущенную возможность счастья. Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь ее проникнута тою целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения.

Ольга Владимировна Холманских,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №8 г.Кирова,
«Почетный работник общего
образования Российской Федерации»,


В условиях модернизации образования в контексте профильного обучения проектирование рассматривается как основной вид познавательной деятельности обучающихся. Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания - это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, адаптироваться в социуме, самореализоваться как личность.
Способы деятельности, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют ключевые надпредметные компетентности: коммуникативную, информационную. Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, электронных пособий и разработок), а показателем коммуникативной компетентности становится умение учащихся вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей.
Проект как способ деятельности может быть включен в урок. В качестве примера приведу урок литературы в 9 классе.

Тема урока: «Круг чтения Татьяны Лариной»
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-исследование с использованием ИКТ

Цели урока:

  1. Определить место и роль прочитанных книг в формировании личности человека.
  2. Продолжить работу по формированию культуроведческой, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся.
  3. Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, воспитанию внимания к культуре речи, точности слов и выражений.
Задачи урока:
  1. Познакомить учащихся с авторами, чьи произведения были популярны в начале XIX века в России.
  2. На примере этих произведений показать, какое влияние на формирование личности Татьяны Лариной оказали прочитанные ею книги.
Опережающие индивидуальные задания к уроку:
  1. Исследовательские проекты, посвященные творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона.
  2. Сообщения о главных героинях романов: Ричардсон «Кларисса Гарлоу»; Руссо «Новая Элоиза»; мадам де Сталь «Дельфина»- и выразительное чтение отрывков из этих романов.

ХОД УРОКА.

Книга - это сосуд,
который нас наполняет,
но сам не пустеет.
А. Декурсель

1. Оргмомент (подготовка к уроку)

2. Слово учителя. Свой роман А. С. Пушкин назвал «Евгений Онегин». Но на протяжении всего романа автор не скрывал своей симпатии к Татьяне Лариной, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви, называя ее «милым идеалом». Мимо Татьяны нельзя пройти равнодушно. Недаром Евгений Онегин, впервые побывав в доме Лариных, говорит Ленскому:
«Неужто ты влюблен в меньшую?»
- А что? - «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.
Какой же предстает перед нами Татьяна Ларина в начале романа? (реализация домашнего задания ) (Представление Татьяны Лариной выявит ее внутреннюю противоречивость: в ней уживаются подлинные чувства и чувствительность).
3. Что же повлияло на формирование характера Татьяны?
Действительно, сам Пушкин, характеризуя свою героиню, подчеркивает, что романы «ей заменяли все». Татьяна, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, все окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображает героиней любимых романов. Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с кругом чтения Татьяны Лариной.

4. Объявление темы урока, постановка целей и задач.

5. Беседа по теме урока.

  • Кто же они, любимые героини Татьяны?
Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Клариссой, Юлией, Дельфиной ,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя…
Краткие сообщения учащихся по материалам своих индивидуальных исследований о перечисленных героинях (Кларисса - героиня романа Ричардсона «Кларисса Гарлоу» (1749); Юлия – героиня романа Руссо «Новая Элоиза» (1761); Дельфина – героиня романа мадам де Сталь «Дельфина» (1802)) и выразительное чтение отрывков из этих романов.
  • Почему же книги, которые читает Татьяна, Пушкин называет «опасными»?
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялась в обманы
И Ричардсона, и Руссо…
Возможный вариант ответа:
окружающую действительность Татьяна воспринимает как очередной роман, свое поведение строит по известным ей романным моделям. Учащиеся отмечают ключевые слова: «себе присвоя чужой восторг, чужую грусть», «они ей заменяли всё», «обманы»
  • Познакомимся с авторами романов, которые читает Татьяна Ларина. (Защита проектов, посвященных творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона) Что общего между этими авторами? (это писатели – сентименталисты).
  • Особенности сентиментализма как литературного направления. (Обсуждение данного вопроса проходит в группах в течение 5-7 минут, затем выступают по одному представителю от группы, остальные дополняют, исправляют, оценивают ответы).
  • Что же привлекает Татьяну в их романах?
Возможный ответ:
прежде всего, искренность чувств, Татьяне близка идея сентиментализма о нравственном равенстве людей («И крестьянки любить умеют!» Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»). Татьяна воображает себя героиней любимых романов и видит в Онегине героя такого романа. Но А. С. Пушкин иронизирует: «Но наш герой, кто б ни был он, уж верно был не Грандинсон».
  • Совсем другой мир открывается Татьяне, когда она посещает его усадьбу.
Потом за книги принялася.
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.
На данном этапе урока учащиеся, объединившись в группы, работают над мини-проектами, посвященными кругу чтения Евгения Онегина. Предметом исследования становится материал главы VII, строф XII – XIV романа «Евгений Онегин». В период работы над проектом учащиеся используют материалы «Энциклопедии Кирилла и Мефодия» и ресурсы сети Интернет. Результатом данной работы станет защита своего проекта каждой группой, представление небольшой презентации. (На выполнение работы – 30 минут).

6. Подведение итогов.

  • Что же привлекает в книгах Татьяну, а что – Евгения?
  • Почему книги, которые они читают, так не похожи?
7. Домашнее задание.
Сопоставьте письмо Татьяны (глава III) и монолог Татьяны (глава VIII, строфы XLII - XLVII). Как в них отражено внутреннее состояние героини?

8. Рефлексия.
Закончи предложения.
Сегодня на уроке

  • я узнал ……
  • я задумался о ….
  • мне захотелось ….

План и краткие пояснения.

1) Место Татьяны в романе «Евгений Онегин».

(Образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения. С образом Татьяны связано убеждение Пушкина в том, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей и возможность подняться над бездуховной средой.)

2) Кто она, пушкинская героиня?

(Богатый внутренний мир. Душевные силы не растрачены. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена: умом, своеобразием натуры выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов).

а) Условия воспитания в помещичьей среде. («Они хранили в жизни мирной привычки мирной старины...»; Вместе с семейным воспитанием приобрела основы народной нравственности, чистоты).

б) Своеобразие характера в детстве и ранней юности. (Формирование характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Она отталкивала от себя все пошлое, не соответствующее ее романтическому восприятию мира).

в) Причины, повлиявшие на формирование ее характера:

Общение с народом, любовь к няне;

Русская природа;

Патриархальность семейного уклада.

г) Гармоничность натуры Татьяны:

Незаурядный ум;

Нравственная чистота;

Глубина чувств;

Верность долгу.

3) Белинский о Татьяне Лариной.

(Пушкин любит свою героиню за цельность, благородство, простоту характера, за ум, пламенное и нежное чувство, за ее веру в избранную мечту, живую волю. В понимании Пушкина Татьяна - идеал русской женщины. Пушкин «первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину»).

II. Евгений Онегин - «лишний человек»

План.

1) Эпоха создания романа «Евгений Онегин».

2) Евгений Онегин - «лишний человек».

а) Происхождение Онегина.

б) Воспитание Онегина:

Уровень знаний;

Неумение трудиться;

Утонченные манеры;

Лицемерие;

Времяпровождение.

в) Разочарованность Онегина и ее причины.

г) Поиски удовлетворения духовных запросов

Чтение книг;

Попытки писать;

Путешествия;

Преобразования в деревне.

д) Основные черты характера Онегина:

Резкий охлажденный ум;

Правдивость;

Знание и понимание людей;

Неудовлетворенность жизнью.

е) Отношение Онегина к окружающим:

К Татьяне;

К Ленскому;

К поместному дворянству.

3) Трагичность образа Онегина.

Образ Татьяны Лариной противопоставлен образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому; более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Автор в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Он подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но в, то, же время героиня удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает ей простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.

В своем черновике в Михайловском Пушкин писал: «Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня, и я воскрес душой». В этом ангеле-утешителе сейчас же узнаем мы Татьяну, которая, словно путеводная звезда, всегда находится рядом с поэтом на протяжении всего романа. Автор называет свою героиню простым именем: «Ее сестра звалась Татьяна».

Татьяна - русская душой

Татьяна - простая провинциальная девушка, она не красавица и не поражает воображение обилием контрастных черт в характере. Героиня с первого знакомства пленяет читателя своей цельностью, душевной красотой, отсутствием притворства, жеманства, того искусственного налета, который получали девушки» воспитанные в «свете».

Характер Татьяны Лариной раскрывается перед нами и как неповторимая индивидуальность, и как тип русской девушки, живущей в провинциальной дворянской семье. Татьяна - простая провинциальная девушка, не наделенная особой красотой. Автор в своем произведении старается как можно точнее показать нам простую русскую «провинциальную барышню» с ее чувствами и мыслями. Татьяна во многом похожа на других девушек. Так же "верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям", ее "тревожили приметы". Но уже с детства в Татьяне было много такого, что выделяло ее среди других, она даже "в семье своей родной казалась девочкой чужой". Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием.

Но куклы даже в эти годы

Татьяна в руки не брала;

Про вести города, про моды

Беседы с нею не вела .

С ранних лет она отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девушка была лишена кокетства и притворства -- качеств, которые так не нравились ему в женщинах.

По описанию Пушкина можно понять, что внешность героини лишена каких-либо прекрасных черт, какими наделяли действующих лиц писатели классических и сентиментальных произведений:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла она очей.

Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной «привычкам милой старины». Представителями провинциального общества являются семейства Лариных и Ленских. Пушкин тщательно описывает их увлечения, то, как они привыкли проводить время. Они не читали книг и жили в основном пережитками старины. Пушкин, раскрывая характер отца Татьяны, писал: «Отец ее был добрый малый, В прошедшем веке запоздалый; Но в книгах не видал вреда; Он, не читая никогда, Их почитал пустой игрушкой...». Пушкин А.С. . Евгений Онегин. Драматические произведения. Романы. Повести.

М.: Худож. литература,1977.- с.63 Таково было большинство представителей провинциального общества. Но на фоне этой глухой помещичьей провинции автор изображает «милую» Татьяну, с чистой душой, добрым сердцем. Почему эта героиня так непохожа на своих близких, на сестру Ольгу, ведь воспитывались они в одной семье? Характер девушки формируется под влиянием няни, прототипом которой послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно.

Живя в деревне, Татьяна ведет естественный образ жизни, рано вставая, прогуливается по окрестностям усадьбы. Героиня живет в ладу с собой, но не с окружающими: «ее никто не понимает», поэтому героиня любит уединенные прогулки, во время которых мечтает о будущем, без суеты «впитывает» в себя окружающую красоту, учится понимать истинные ценности жизни. Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна. самобытна. От природы она одарена: Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нужным. Задумчивость и мечтательность выделяют её среди поместных обывателей, она чувствует себя одиноко среди людей, не способных понять её духовных запросов.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы.

Воспитание дочерей в семье Лариных сводилось к подготовке их к замужеству. Но Татьяна отличалась от сестры тем, что безумно любила читать. Большую роль в формировании взглядов Татьяны и ее чувств сыграли книги, по которым она судила о жизни, романы ей заменяли все, давали возможность найти «свой тайный жар, свои мечты, плоды сердечной полноты». Увлечение книгами, погружение в иной, фантастический мир, наполненный всеми красками жизни, был для Татьяны не простым развлечением. Девушка искала в нем то, чего не могла найти в мире реальном.

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё.

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо .

Воспринимая окружающую обстановку как чуждую, противную каждой клеточке ее поэтической души, Татьяна создала свой иллюзорный мир, в котором правили добро, красота, любовь, справедливость. Эти романтические книжные герои и послужили Татьяне примером для создания идеала своего избранника. «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви», Белинский В.Г. Сочинения А.С. Пушкина, с.26- справедливо описал В. Г. Белинский состояние девушки, предоставленной целыми днями своим тайным мечтаниям.

Она «дева лесов» Чистоту души Татьяны оберегала близость к иному миру, к народной России, олицетворением которой была няня. Татьяна очень любит природу: играм со сверстниками она предпочитает одинокие прогулки. Ее любимое время года -- зима:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму...

Окружающая жизнь мало радовала ее требовательную душу. В книгах Татьяна видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в девушке лучшие нравственные качества: душевную открытость, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. Она одарена от природы:

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным.

Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества и мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Жизнь природы близка и знакома ей с детства. Это мир ее души, мир бесконечно близкий. В этом мире Татьяна свободна от одиночества, от непонимания, здесь чувства находят отклик, жажда счастья становится естественным законным желанием. И на протяжении всей жизни Татьяна сохраняет в себе эту цельность и естественность натуры, которые воспитываются лишь в общении с природой.