Медитация

Школьная программа ребенок по обмену. Школьные международные обмены: преимущества и подводные камни. Программы по обмену - это социальная тренировка для ребенка

Что необходимо знать каждому, кто решит поучаствовать в программе международных школьных обменов.

Каждый год в сентябре посольство США в Москве официально объявляет об открытии российско-американских образовательных программ на следующий учебный год. Выступая 12 сентября 2000 года на торжественной церемонии, посвященной старту программ 2001/2002 года, посол США в России г-н Джеймс Коллинз с гордостью сообщил, что на эти программы - а в них принимают участие школьники, студенты, аспиранты и молодые выпускники, школьные учителя и преподаватели вузов, ученые и исследователи - из американского бюджета выделено около тридцати миллионов долларов. При этом стать на время (от нескольких недель до года) жителями Штатов смогут 3 000 россиян. Самая массовая из этих программ программа обмена для российских школьников под названием "Флекс". Суть этой программы в том, что ученики 9 и 10 классов российских шкод, победившие в конкурсе, смогут абсолютно бесплатно на целый год отправиться в США - жить в обычных американских семьях и учиться в обычных государственных школах.

Немного истории

Идея международных обменов детьми родилась именно в США. Автор идеи - Американская полевая служба (American Field Service. AFS), добровольческая организация, во время Первой и Второй мировых войн спасавшая на полях сражений раненых, причем не только своих, но и вражеских. В 1947 году AFS впервые пригласила 51 школьника из 10 разных стран (среди которых были и Германия с Японией, совсем недавние враги!) на год в США. Вслед за AFS были созданы еще десятки некоммерческих неправительственных фондов, профессионально занимающихся международными школьными обменами. Их основатели - известные люди и даже президенты: Рональд Рейган (AISE, Американский фонд международных студенческих обменов), Роберт Кеннеди (AIFS, Американский институт международных исследований).

В 1982 году студенческие и школьные обмены получили правительственный статус: по поручению Конгресса программу разработало Информационное агентство США (USIA). А реально осуществляют обмены, как и раньше, фонды.

Сенатор Билл Бредли открыл Америку

В 1992 году по инициативе сенатора Билла Бредли, провозгласившего, что идеи демократии и свободной экономики в республиках бывшего Советского Союза могут быть по настоящему поняты только юными умами, была принята программа "Акт в поддержку свободы". Школьные обмены стали составной частью Акта. Программа целиком и полностью финансируется правительством США: участникам оплачивается дорога в США и обратно, медицинская страховка, выплачивается стипендия (100 дол. в месяц). Отбирают участников в открытом конкурсе, который проводится по всей России (в отдельные годы число российских городов, где проводился конкурс, доходило до 70). Участвовать в конкурсе могут ученики 9-х и 10-х классов. Главные критерии отбора - яркие лидерские качества, самостоятельность, коммуникабельность.

Конкурс проходит в 3 тура. На первом туре выдают список вопросов с вариантами ответов: надо выбрать правильный и поставить около него крестик. Тут главное - знание обиходной, бытовой лексики. На втором туре вопросы сложнее: кроме того, требуется написать несколько сочиненийэссе. Эти сочинения не похожи на те, что задают в школе, тут важно выразить свое собственное отношение к поставленному вопросу. По этим сочинениям судят о личности конкурсанта, его способности выжить - в непривычных условиях и несмотря на многочисленные трудности. Допущенным к третьему туру надо принести с собой заполненную дома анкету, принять участие в ролевых играх (проверяется коммуникабельность, умение работать в группе, быстро принимать решения), затем пройти личное интервью на русском (его проводят сотрудники российского Министерства образования) и английском (проводят американцы). Некоторое послабление делают ребятам из глубинки: им труднее выучить язык, там порой и учителей английского языка подолгу не бывает. Окончательное решение о том, кто из финалистов попадет в число участников программы, кто - в резерв, принимается в Вашингтоне и становится известным после 15 апреля.

От того, насколько школьник и принимающая семья - host family - подойдут друг другу, зависит успех программы. Подбором семьи занимаются американские фонды: педагоги и психологи разрабатывают подробные анкеты, чтобы выяснить, какие у будущего участника программы запросы и увлечения, где работают его родители, единственный ли он ребенок в семье и так далее. Американские семьи, принимающие "обменных" школьников, делают это абсолютно бескорыстно - им, по условиям программы, положены лишь некоторые налоговые льготы, а расходы на содержание ребенка явно выше. Движет этими семьями интерес к чужой культуре, а еще понятное, в общем-то, желание оказать комуто гостеприимство, покровительство. Дедушки и бабушки, семьи с маленькими и взрослыми детьми, родители-одиночки берутся за трудную задачу воспитания российского подростка и чаще всего справляются с ней. Хотя не без проблем - и вот почему. В больших годах Америки семью-волонтера сейчас уже найти нелегко, интерес к русским там поугас. Проще найти людей, готовых принять подростка из России, в деревнях и небольших городках, где население однородное и иностранцев, тем более русских, никто раньше и в глаза не видывал. А среди "обменных" школьников большинство, наоборот, - жители больших городов. И вот попадает наш ребенок в семью фермеров, в деревню, откуда "до цивилизации" - кино, дискотек, одноклассников - можно добраться только на машине. А водить машину участникам программы нельзя, даже если есть водительские права. Проходят первые две недели праздничного возбуждения после приезда, начинаются трудовые будни. Члены семьи все время чем-то заняты, да и о чем с ними говорить, непонятно. Скучно.

Бывает, американские "братья" и "сестры" (именно так они официально называются в обменных программах) ревнуют к иностранному школьнику, внезапно ставшему новым членом семьи, и всячески стараются осложнить ему и без того нелегкую жизнь.

Случаются и совсем нелепые ситуации. Американская семья пожаловалась, что приехавшая к ним из Красноярска девочка несколько раз просила дать ей спирта или водки, она- явная алкоголичка, ее надо немедленно отправить домой. Слава богу, координатор программы все выяснил и всех помирил. Оказывается, спирт был нужен, чтобы бороться с юношескими прыщиками, о существовании специальных лосьонов девочка просто не знала.

Что тут можно посоветовать? Школьнику - приложить максимум усилий, чтобы подружиться с приемными родителями, братьями и сестрами. Не замыкаться в себе. А еще - уважать традиции семьи и принятые в ней правила поведения. А родителям школьника (не американским приемным, а настоящим, российским) - набраться терпения. Если даже ребенок жалуется, что все вокруг злые, что в доме холодно и невозможно заснуть, а в школе одни дураки, не стоит сразу бить тревогу: скорее всего, он просто скучает по дому. Все постепенно утрясется. Если же "нашла коса на камень" и отношения с приемной семьей никак не складываются, нужно обратиться к региональному координатору. Его задача - разобраться в причинах конфликта и постараться все уладить. Он же (или региональный канцлер) может поменять школьнику семью. А может и отправить его домой - если решит, что причина конфликта именно в нем самом и смена семьи не исправит ситуацию.

Американская школа очень мало похожа на нашу. В России дети от 6 до 17 лет ходят в одну и ту же школу, а в США - в разные: сначала в младшую, потом в среднюю, потом в старшую - high school, которая охватывает четыре последних класса, с 9-го по 12-й, и куда, собственно, и попадают иностранцы, приехавшие по обмену. Занятия в американской школе начинаются рано, прогуливать и опаздывать нельзя. Американца за такое накажут, а "обменного школьника" за это, равно как и за списывание, могут сразу исключить из программы и отправить на родину. Перед началом уроков - что-то вроде пионерской линейки, на которой все салютуют флагу США. Воспитание гражданина великой страны, самостоятельной личности, осознающей себя частичкой единой американской нации, - стержневой момент всех американских школьных программ, под эту гребенку, естественно, попадают и "обменные" школьники.

Школьных программ в США много. Здесь нет (в отличие от России и большинства европейских стран) единого учебного плана. Обязательные предметы в старшей школе - математика (на выбор алгебра, геометрия или тригонометрия), один из предметов естественного цикла (физика, химия или биология), английский, иностранный язык (обычно испанский или французский), история США. Еще хотя бы один предмет нужно "взять" по выбору: компьютер, экономика, английская либо мировая литература, фотография, рисование, хор, драма... Есть школы, где на выбор предлагается десятки курсов. Во многих школах предметы как обязательные, так и дополнительные, можно "брать" как на обычном, так и на более серьезном, "продвинутом" уровне. Поэтому класса в российском понимании (единого состава учеников на каждом уроке) в американской школе нет после утренней линейки одноклассники расходятся по разным аудиториям. Многие из российских детей, поучившихся в США, уверяют, что учиться там и легче, и интереснее - много компьютеров, всяких приборов для экспериментов, уроки часто проходят в виде дискуссий или игр. Но "обменным" школьникам важно сразу понять: американцам плохо учиться в школе можно, вам же - ни в коем случае нельзя. Неуспевающим назначат испытательный срок (от недели до месяца), чтобы подтянуться. Не получится - отправят домой. Так что, принимая решение о том, ехать или не ехать в США, и потом, выбирая школьные предметы, надо реально оценивать собственные силы.

Особенно поражает наших школьников в американской школе даже не салют флагу (и у нас такое было), не возможность выбрать интересные и полезные для будущей карьеры дисциплины (говорят, у нас такое скоро будет) , а то, что в США вместе учатся и здоровые дети, и инвалиды. Для инвалидов стараются создать все условия - специальный транспорт, парковки, туалеты. Более того, умственно отсталые дети ходят в обычные школы - конечно, для них есть специальные классы, но они вместе со всеми участвуют в жизни школы. Кстати, российские инвалиды по зрению, слуху и с нарушениями двигательных функций тоже могут принять участие в программе, для них тоже проводится конкурс.

Благотворительность входит в школьные программы всех штатов США. Каждый старшеклассник, чтобы получить диплом high school, обязан отработать минимум 100 часов на поприще благотворительности: в благотворительных столовых, в домах престарелых, помогая отстающим одноклассникам с уроками, разбирая школьный архив или убирая мусор вокруг школы - это кому что нравится и по силам.

По условиям программы, "обменные" школьники не имеют права работать, а стипендия - сотня долларов в месяц - для США деньги очень маленькие. Как правило, всегда удается найти какуюто подработку: беби-ситтерство, уроки русского языка или, например, математики, заказы на домашнюю выпечку. За такую работу принято платить наличными, да и настоящей работой это не считается, так что никаких законов школьник не нарушает, а деньги на карманные расходы, на школьные экскурсии - зарабатывает. Во многих школах есть центры, которые принимают заказы на такую работу.

Тем, кто не стал победителем, придется искать деньги

Кроме бесплатной программы, существуют и аналогичные платные (обычная цена - от 4000 до 8000 долларов за учебный год, учебный семестр стоит немного дешевле). Они проводятся теми же фондами и регламентируются теми же правилами. Набирают российских подростков на такие программы либо российские представительства американских фондов, либо российские образовательные агентства, сотрудничающие с этими фондами. У разных фондов свои преимущества. Скажем, масштаб и богатство таких фондов, как AFS, AIFS или Youth for Understanding, позволяют им иметь огромный выбор школ и принимающих семей по всей Америке, проводить для "обменных" школьников со всей планеты грандиозные встречи-форумы, иметь огромный штат региональных координаторов и канцлеров. Маленькие фонды обычно работают только в одном штате, лучше знают школы и семьи, с которыми они работают, и, скорее всего, внимательнее отнесутся к каждому конкретному ребенку. К тому же в небольших фондах пониже требования к уровню английского участников программы. Другое очень важное отличие - менее строгие требования к возрасту. В платной программе могут принять участие все, кто окажется не моложе 15 и не старше 18 лет (некоторые фонды поднимают верхнюю планку до 18,5 лет). Таким образом, программа открыта и для тех, кто уже получил аттестат зрелости. Руководители всех неправительственных фондов и образовательных фирм, с которыми беседовал ваш корреспондент, в один голос заявили, что обмены - самые трудные из всех образовательных программ, и чем взрослее ее участник, тем лучше. К тому же у выпускника российской школы, особенно если он неплохо учился и силен в английском, есть реальные шансы получить диплом американской школы - правилами это, правда, не предусмотрено, но на практике случается довольно часто. Часто удается сдать в США и сертификационные экзамены: по английскому языку (TOEFL) и академические (SAT1 и SAT2).

Студенты-иностранцы, отправляющиеся в США, - а студентами на Западе называют всех, кто учится, школьников в том числе, - чаще всего получают одну из двух виз: J1 или F1. J1 - это виза для тех, кто едет в США по различным программам культурного обмена, по ней едут и "обменные" школьники. J1 - одноразовая виза. Ее обладатель должен находиться в стране весь учебный год. А съездить на каникулы домой или в другую страну - нельзя, даже если очень хочется и есть на это деньги. Есть и другое ограничение. Участники обменов должны сразу же по окончании программы вернуться домой это правило установило USIA. В принципе, можно, еще находясь в США, попытаться изменить статус визы, то есть поменять обменную J1 на студенческую Р1 (она может быть и одноразовой, и многоразовой: кроме того, виза Р1 продляется до тех пор, пока иностранец учится в каком-либо учебном заведении).

Итак, что же, кроме удовлетворения понятного любопытства, дает человеку участие в программе? Только ли отличное знание английского? Нет, конечно. Во-первых, это возможность для подростка проверить себя и поверить в свои силы. В чужой стране, вдали от родителей он вынужден рассчитывать только на себя. Он учится аккуратно тратить деньги, ладить с людьми, сдерживать себя, самостоятельно искать выход из самых разных жизненных ситуаций. В результате ребенок становится взрослым, повидавшим мир человеком. Даже если это единственный результат затраченных усилий - уже немало.

Наталия Гинзбург

Родители желают своим детям лучшего, особенно это выражается в стремлении дать детям достойное образование в лучших традициях, чтобы отпрыски имели возможность успешно стартовать свою карьеру и преумножать благосостояние. Поэтому, начиная с 2000 годов, сформировалась тенденция выезда детей в Англию для повышения знаний английского языка и возможности поступления для дальнейшей учебы в Великобритании. Британские власти и образовательные структуры всячески поддерживают иностранцев, даря им возможность обучаться в Англии по различным лояльным программам обмена. Программы обмена школьника в Англии – наиболее перспективная для ребенка возможность в дальнейшем обучаться в Соединенном Королевстве, трудоустроиться в нем и проживать. Нужно помнить, что все документы нужно подготовить в бюро переводов апостиль .

Программы обмена: перспективы и условия поездки

Программы обмена строятся на том, что ученик школьного возраста из России и стран СНГ выезжает в Великобританию, подселяясь в какую-либо семью, при этом осуществляет обмен, где такой же британский учащийся выезжает в Россию с целью ознакомления с русской культурой и средой. Программы обмена школьниками в Англии имеют множество перспектив для ребенка, они заключаются в следующем:

  • Возможность ознакомиться со страной: узнать культуру, менталитет, увидеть основные достопримечательности страны, познакомиться со множеством интересных людей и повысить свои коммуникативные навыки;
  • Возможность увеличить английский словарный запас, повысить знание английского с общего уровня до специализированного;
  • Возможность в дальнейшем выбрать любой ВУЗ в Великобритании и начать поступление;
  • Возможность последующего трудоустройства, совмещенного с обучением в стране.

Программы обмена школьниками в Англии построены на интенсивном обучении, тесно связанном с ознакомлением и адаптацией ребенка в стране. Поэтому ученик проходит не только образовательно-предметный курс, а также изучение английского, но и обширную культурную программу. Это выражается в частых экскурсиях, лагерных походах, посещениях музеев, театров, достопримечательностей в Великобритании. Подобные программы преследуют цель вызвать максимальный интерес ребенка к новой стране, чтобы в последующем он профинансировал возможное свое обучение в университете, колледже или академии. Социальное и экономическое развитие Британии позволяет создать максимально комфортные условия для проживания ребенка и берет всяческую опеку над ним, в том числе и медицинское страхование, поэтому русскоговорящие родители все чаще обращают внимание на программы обмена школьниками в Англии, позволяющими ребенку выехать в Соединенное Королевство.

Однако и Российская Федерация, и соседние страны СНГ также заинтересованы в продвижении соотечественников к цивилизованной культуре. Поэтому между государствами налаживается тесное партнерское сотрудничество, издаются законы и нормативные акты, регулирующие возможность выезда ребенка в Великобританию. Программы обмена школьниками в Англии имеют четко установленные условия, которые нельзя нарушать, в ином случае это грозит законодательными последствиями.

На сегодняшний день четко установлено, что возраст школьника должен составлять от 15 до 18-ти лет, чтобы иметь возможность участвовать в программе. Одной из таких программ можно назвать AFS – год учебы за рубежом. При этом школьнику дают возможность самостоятельно выбирать, будет ли поездка продолжаться один академический год, семестр или же триместр. На данный момент в рамках программы AFS поучаствовало около 11 тысяч учащихся отечественных школ, при этом деятельность организации и программы AFS охраняется законодательно ООН и членами Совета Европы.

Программы обмена школьниками в Англии могут не ограничиваться программой AFS, более того, наиболее часто родители обращаются к специализированным крупным агентствам, которые тесно связаны с учебными заведениями Англии, владеющими информацией о наличии этих программ в стенах конкретной школы. Они помогают подобрать родителям оптимальную программу, четко оговорив все условия: оформление визы, сроки пребывания, условия проживания, расходы на проживание, а также программу обучения и развлечений. Ребенка при этом могут дополнительно застраховать в самой Англии, для устранения всяческих рисков.

Обучающие программы по обмену школьниками

Программы обмена школьниками в Англии обязательно содержат в себе блок обучения. При этом ставиться цель поднять уровень владения английским языком в у ребенка, сформировать у него навыки коммуникации в условиях чужой страны, пополнить словарный запас академическим и специализированным языком. Упор в этом случае делается на чтении, письме, аудиальном восприятиями английском речи и диалоговом общении. Программа может занимать в самом крайнем варианте 1-н академический год, но также можно выбрать семестровые и триместровые программы по обучению.

Программы обмена школьниками в Англии основаны на посещении ребенком английской школы, но также могут включать элементы индивидуального обучения, например, репетиторство, на дому. Важно понимать, что ребенок, оказавшись в непривычной среде, вынужден интенсивно адаптироваться, поэтому наилучшей формой проживания являются семьи, принимающие школьников для участия в программе. Наиболее часто программы по обмену предлагаются образовательными центрами Kaplan в Бате, Sprachcaffe в Брайтоне, Sherborne School, Bellerbys College и многие другие.

Специальные программы для школьников по обмену в Англии

Программы обмена школьниками в Англии включают в себя большой комплекс развлекательно-культурных мероприятий, которые ставят перед собой задачу максимального ознакомления школьника с Великобританией. Поэтому русскоговорящим родителям доступны уникальные программы по обмену, содержащие большой элемент экскурсионных, походно-туристических, развлекательных мероприятий. При этом же реализуется и образовательная функция поездки без ущерба.

Так, можно отправить ребенка на изучение английского с дополнительными предметами через Bellerbys School, но при этом школьник будет заинтересован обильными экскурсиями, предполагающими посещение основных достопримечательностей Англии. Стоунхендж, Тауэр, Биг Бен, Вестминстерское аббатство, Виндзорский замок – все это будет доступно для школьника. Также ребенок будет иметь уникальную возможность ознакомиться с основными музеями, кинотеатрами, футбольными стадионами страны, поучаствовать в походном туре и т.д.

Программы обмена школьниками в Англии очень гибки и это является одним из основных достоинств, они не преследуют цель загнать ребенка в учебную кабалу, напротив, стремятся максимально расширить представление школьника о другой культуре, менталитете, традициях, чтобы он в последующем предпринял попытку официального поступления в какой-либо ВУЗ Великобритании. На данный момент статистика красноречиво гласит, что примерно 60% всех учеников, кто участвовал в программах по обмену, подают документы в приемные комитеты Англии, чтобы поступить в университет и продолжать обучение в Англии.

Существует множество разных программ по обмену. К их числу относятся и образовательные программы. Участие в них могут принимать школьники, студенты, аспиранты, школьные и вузовские преподаватели, ученые и исследователи. Ежегодно Америка, где, кстати, и родилась идея проведения таких программ, выделяет из своего бюджета около 30 миллионов долларов. Поехать в страну грез могут около 3 тысяч россиян в год.

Как попасть в США

Для того, чтобы попасть в одну из образовательных программ, необходимо пройти собеседование, выполнить тестовые задания либо выиграть грант. Главное – хорошо говорить на языке и понимать его. Обучение может длиться от нескольких недель до года.
Если вы успешно пройдете отбор, можете паковать чемоданы. Перелет, как правило, оплачивает принимающая сторона. Учтите, что такая поездка не туристическая, а образовательная. Конечно, в свободное время вы можете рассмотреть все достопримечательности, посетить разные заведения, но основной деятельностью будет оставаться обучение.

Жить вы будете в семье. Прежде чем ехать, познакомьтесь с принимающими вас людьми, пообщайтесь с ними через интернет. Ведь вам с ними жить долгое время. Не поленитесь, изучите традиции и обычаи американцев. Находясь в американском доме, уважайте правила поведения, принятые в семье, чтобы не обидеть ваших новых знакомых.

Будьте готовы к тому, что вам придется подрабатывать. Ежемесячной стипендии, средний размер которой около 150 долларов, вам вряд ли хватит. Можно устроиться официантом, репетитором, няней. За такую работу идет почасовая наличная оплата, что будет очень удобно для вас.

Как поехать в США отдыхать по обмену

Но , если вы не хотите ничему обучаться, а просто желаете посетить страну? Тогда вам поможет отдых по обмену. Такой вид путешествий с каждым годом обретает все большую популярность. Есть специальные сайты, где житель любой страны может изъявить свое желание отдохнуть по обмену.

Вы можете, как просто поменяться квартирами или домами, так и погостить друг у друга. Второй вариант интереснее, так как в чужой стране вы будете под присмотром. Человек, принимающий вас, поможет вам с выбором досуга, вам будет с кем поговорить. Да и всегда интереснее узнать о стране из уст коренного жителя. Но не забывайте, что вы также должны будете принять человека, когда тот решит посетить вашу страну.

Даёт возможность построить перспективную карьеру, обеспечить себе будущее. Приобретение навыков, профессионального опыта, получение знаний – всё это даёт учёба в престижном высшем учебном заведении. Образовательная программа, подразумевающая академический обмен, позволяет за короткий срок приобрести всё необходимое для будущей профессии за короткий срок.

Академический обмен осуществляется с помощью специальных компаний и организаций частного типа, а также на основе подписанного контракта между двумя вузами.

Процесс обмена студентами осуществляется путём переезда учащегося на территорию другой страны с целью получения необходимого учебного опыта от сверстников и преподавателей. При этом он остаётся жить в чужом государстве в течение установленного контрактом времени. Студент может остановиться в резиденции университетского городка или же снять комнату в доме местных семей.

Проживание на территории вуза позволяет лучше узнать иностранную культуру, манеру общения местных жителей, их менталитет. Благодаря этому русский студент быстрее проходит адаптационный период, а также приобретает определённые знания.

На сегодняшний день существует специальная служба по обмену учащимися международного уровня, позволяющая приобрести не только теоретические знания, на и осуществлять практическую деятельность. Обмен студентами является одним из самых эффективных современных обучающих методов, позволяющих эмоционально запечатлеть всю полученную информацию в чужом государстве.

Страны, предлагающие программы по обмену

Все страны Европы участвуют в международных программах, подразумевающих обмен между образовательными учреждениями успешными студентами. Первый в Европе проект называется Erasmus. Самое большое количество учащихся каждый год принимают такие государства, как Испания, Германия, а также Франция. Деньги на проект отводятся высшим учебным заведением, из которого пребывает ученик, а также Евросоюзом.

Самая известная германская служба академических обменов – DAAD – обеспечивает приток учащихся на немецкие территории в . В столице России функционирует представительство этой службы. Достоинства программы – получение в рамках проекта поддержки большого количество учащихся университетов, профессоров, а также аспирантов.

Международная организация под названием AIESEC помогает всем студентам . Участники этой программы – несколько тысяч университетов из разных уголков мира. Представительства этой организации расположены во многих городах страны.

Тем студентам, которые стремятся пройти по программе обмена учащимися в Японии, стоит рассчитывать на поддержку японского правительства и даже получение стипендии при обучении. Все подробности о правилах приёма и сотрудничестве с университетами уточняются в посольстве Японии, которое находится в столице России. При желании обучаться в течение семестра в Корее за всей информацией необходимо идти также в посольство страны.

Соединённые Штаты Америки предлагают русским студентам поучаствовать в , а также известной , осуществляющей желанную мечту многих побывать на американской территории в течение определённого промежутка времени, при этом работая в Штатах. Согласно этому проекту, студенту даётся 5 месяцев, один из которых он может потратить на путешествия по стране.

Разнообразные формы сотрудничества с зарубежными университетами, западными компаниями, организациями и фондами, в том числе стажировки и программы обмена студентами, поддерживаются сегодня многими московскими вузами. Основные проекты, в рамках которых студентам предоставляются широкие возможности принимать участие в международных стажировках - TEMPUS-TACIS, Erasmus Mundus, программы Британского Совета, YOUTH, Baltic Sea Region, трансатлантические программы Евросоюза, рамочные программы ЕС по научным исследованиям и технологическому развитию.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ)

Количество вузов-партнеров известнейшего российского университета - более 50. Среди них:

  • В Италии - университеты Бари, Болоньи, Милана, Падуи, Палермо, Рима, Флоренции
  • Во Франции - Университет Париж-I; Университет им. Р.Шумана; Высшая школа филологии и гуманитарных наук (г. Лион); Университет Париж X; Национальная школа мостов и дорог
  • В Германии - Университет им. Гумбольдтов; Йенский университет им. Ф.Шиллера; Университет им. М.Лютера (г. Галле-Виттенберг); университеты Кайзерслаутерна, Тюбингена, Марбурга
  • В США - Университет Штата Нью-Йорк (СУНИ)
  • В Нидерландах - Технический университет Дельфта
  • В Финляндии - университеты Хельсинки и Тампере
  • В Испании - Университет Аликанте
  • В Австрии - Зальцбургский университет
  • В Швейцарии - Женевский университет
  • В Швеции - Стокгольмский университет

Кроме того, разнообразные программы международного обмена студентами реализуются совместно с вузами Польши, Македонии, Литвы, Сербии, Словакии, Албании, Ирландии, Чехии и ряда других стран.

Более подробную информацию о стажировках и грантах можно получить на соответствующей странице сайта Московского государственного университета http://www.msu.ru/int/stazh.html .

Национальный исследовательский технологический университет МИСиС

В первую очередь, можно отметить особенно активное сотрудничество с немецкими вузами и компаниями. Партнеры МИСис в Германии:

  • Технический университет Гамбурга-Харбурга
  • Технический университет - Дрезден
  • Отто-фон-Герике университет Магдебурга
  • Высшая техническая школа Ройтлингена
  • Штутгартский университет
  • Университет Эссена
  • Университет имени Иоганна Гуттенберга Майнц
  • Регенсбургский Технический университет
  • Университет Бундесвера, г. Мюнхен
  • Высшая школа г. Йена
  • Ассоциация немецких выпускников МИСиС
  • Рейн-Вестфальская высшая техническая школа
  • Фрайбергская горная академия
  • Технический университет - Клаушталь
  • Университет Карлсруе
  • Дрезденский технический университет
  • Badische Stahl-Engineering Gmbh
  • Высшая техническая школа Циттау/Герлиц
  • Reinz-Dichtungs Gmbh
  • Мюнхенский технический университет
  • Высшая школа техники и экономики Дрездена
  • Технический университет Мюнхена
  • Отто-Фридрих университет Бамберга
  • BWG Bergwerk- und Walzwerk-Maschinenbau GmbH
  • Технический университет Ильменау
  • VDI Technology Center
  • European Aeronautic Defence and Space Company - EADS
  • Daimler-Chrysler Research and Technology
  • Frenzelit Co GmbH
  • Институт повышения квалификации г.Цвикау
  • EKO-Stahl Gmbh
  • Yohann Wolfgang Goethe University

В число партнеров российского вуза в других странах входят следующие учебные заведения и организации:

  • В США - Университет Калифорнии (Фуллертон); Air Force Research Laboratory; Civilian Research and Development Foundation; Alcoa Inc.; Университет Иллинойса; Горная школа Колорадо (Голден); Университет Северной Айовы (СидерФоллс); International Science and Technology Center; NATO Research Program; General Motors Corp
  • В Канаде - Монреальская политехническая школа
  • В Нидерландах - Netherlands Research Foundation; AKZO Nobel Aerospace Coatings; SKF Research&Development Company B.V.
  • В Великобритании - Империал Колледж; Royal Society; университеты Кембриджа, Нотингема, Шеффилда
  • В Италии - Университет Удина; Римский университет «Тор Вергата»; Национальный институт ядерной физики г. Падуя; Universitat Politecnica dele Marche; Университет Анконы;
  • Во Франции - Национальная инженерная школа Сейнт-Этьенна; Парижский университет Orsay Cedex; Национальный политехнический институт Гренобля; Arcelor Research S.A.; Национальная инженерная школа Метца; Национальный политехнический институт Лотарингии (Нанси); Университет права, экономики и наук Экс-Марселя; Национальная высшая школа искусств и ремесел (Париж); CNRS
  • В Швейцарии - Высшая техническая школа в Цюрихе
  • В Испании - Барселонский университет; Instituto de Ciencia de Materiales de Sevilla
  • В Бельгии - Технический университет Брюсселя
  • В Австрии - Технический университет Вены ; Горный университет Леобена

Кроме того, МИСиС сотрудничает с вузами Болгарии, Венгрии, Израиля, Латвии, Польши, Сербии, Словакии, Словении, Финляндии, Чехии, Швеции, ряда других стран. Подробнее о программах международной академической мобильности можно прочитать на странице http://misis.ru/ru/74 .

Стажировки в западных компаниях

В рамках международных образовательных проектов крупные транснациональные компании предлагают различные стажировки студентам старших курсов или выпускникам российских вузов. Потенциальные работодатели особенно ценят выпускников таких престижных московских вузов как МГУ, МГТУ, МГИМО, МФТИ, МЭСИ.

Среди компаний, проявляющих интерес к выпускникам российских учебных заведений - Procter & Gamble , Ernst & Young , PricewaterhouseCoopers , Microsoft, Daimler-Chrysler.

Важно отметить, что западные компании весьма скрупулезно ведут отбор кандидатов на стажировки. Претендентам стоит подготовиться к серьезнейшей конкуренции. При этом у тех, кто прошел отбор, шансы получить постоянную работу весьма велики. Так, например, в Ernst & Young предложения получают более 95% стажеров, в PricewaterhouseCoopers - более 80% стажеров.

Дополнительная «интеллектуальная эмиграция» из нашей страны - очевидная отрицательная сторона такого сотрудничества.

В то же время, межвузовский обмен и стажировки в крупных западных компаниях - факторы, которые создают среди российских студентов дополнительную конкуренцию и в целом повышают уровень подготовки учащихся. Для студентов безусловными плюсами сотрудничества вузов и компаний на международном уровне являются возможность получения двойного диплома и дополнительные перспективы трудоустройства.

Александр Митин