Обереги и амулеты

Урок чичиков в поэме мертвые души. Чичиков: подлец, приобретатель или…? (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»). Урок-исследование. III. Исследование проблемы

Класс 9

Тема:

Особое место образа Чичикова. Чичиков – новый герой эпохи.

Общие цели:

Учащиеся будут знать содержание 11 главы поэмы «Мертвые души»; смогут проанализировать образ Чичикова; сделать выводы о том, кем является Чичиков. Смогут определить свое отношение к герою. Сделают для себя выводы о том, каковы их жизненные цели и приоритеты.

Результаты обучения:

Учащиеся знают:

-

Понимают:

Анализируют

Активные приемы обучения

«Ассоциации», «Анализ текста», «Таблица», «Кластер»

Оценивание для обучения, оценивание обучения

«Шкала оценивания»

Ход урока

Этот характер самый трудный.

Н.Г.Чернышевский

1. Орг. момент

2. Мотивация. 1)Кроссворд.

Догадайтесь: о ком идет речь?

Даже колодец у него был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли. (Собакевич).

6. Как звали детей Манилова? (Алкид, Фемистоклюс ).

… вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки… (Коробочка ).

…говорил он о том, как бы хорошо было от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…(Манилов).

Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сильным для женщины. (Плюшкин)

Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. (Ноздрев).

Ч

И

Ч

И

К

О

В

Сегодня в конце нашего урока мы вынесем такое решение по отношению к главному герою произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души» господину Чичикову.

2) Составление кластера «Чичиков-новый герой эпохи» - начало работы (ассоциации)

Прием «Ассоциации»


В книгах, как и в жизни, мы встречаемся с «хорошими» и «плохими» людьми. Прочитав художественное произведение, посмотрев фильм, мы примерно так же оцениваем героев, деля их, как правило, на два разряда – положительные и отрицательные.

3. Предварительная работа в группах.

Разделите, пожалуйста, ваши листы для индивидуальной работы на 2 части и запишите, какими качествами, по вашему мнению, должен обладать положительный герой, а какими отрицательный (время работы – 3 минуты).

* Возможные варианты ответов:

Положительный герой

Отрицательный герой

Добрый, сильный, честный, благородный, отзывчивый, мудрый, решительный, великодушный, неподкупный, справедливый, смелый, романтичный, милосердный, красивый, жизнерадостный, с чувством юмора, вежливый, аккуратный, заботливый, волевой, целеустремлённый, скромный, самоотверженный, уравновешенный, умеющий любить, способный сострадать, бескорыстный, мыслящий, ответственный, с чувством долга, порядочный, чистый душой.

Эгоистичный, завистливый, заносчивый, узко мыслящий, коварный, жадный, самолюбивый, бесчестный, трусливый, хитрый, подлый, наглый, злой, малодушный, корыстный, грубый, жестокий, вредящий обществу, язвительный, бескультурный, пустой, не уважающий других, продажный, неискренний, способный к предательству, низкий, лживый, чересчур гордый.

Давайте послушаем, что же у нас получилось?

Спасибо! Ваши размышления и выводы очень интересны. Они помогут вам ответить на вопрос, поставленный в теме нашего урока, какого?:

Как вы думаете, почему я дала вам такое необычное задание? Как оно связано с сегодняшним героем?

4. Обсуждение в парах вопроса:

С каким из высказываний о Чичикове вы бы согласились и почему?

2. Целеполагание. Как видите, все имеют разные точки зрения. Чего вы ожидаете от урока?

Знать:

- биографию Чичикова, историю его похождений;

понимать:

Каковы причины поступков героя;

Что оказало влияние на формирование личности Чичикова;

Оценивать характеристику, поступки героя, анализировать текст поэмы «Мертвые души» (11 глава); делают выводы, доказывают свою точку зрения.

Выберите название урока:

Чичиков – подлец, приобретатель или…

Чичиков – новый герой эпохи?

3. Источником информации на уроке будет 11 глава поэмы «Мертвые души»

Как сам автор поясняет, почему до последней главы он не рассказывает о биографии Чичикова? (Автор признается, этому даже рад, находя таким образом случай поговорить о своем герое; ибо доселе, как читатель видел, ему беспрестанно мешали то Ноздрев, то балы, то дамы, то городские сплетни, то, наконец, тысячи тех мелочей, которые кажутся только тогда мелочами, когда внесены в книгу, а покамест обращаются в свете, почитаются за весьма важные дела. Но теперь отложим совершенно всё в сторону и прямо займемся делом).

4. Составление кластера «Чичиков-новый герой эпохи» - продолжение работы (ассоциации)

6. Чем близки помещики, с которыми встречается Чичиков, и сам герой?

Заполнение таблицы (раздаточный материал)

- Итак, Чичиков, в понимании критиков «плут», «синтетический характер», «заурядность», «приобретатель» - и совсем противоположная точка зрения: «сильная личность».

Послушаем тех, у кого Чичиков скупал мёртвые души. (Учащиеся читают эти характеристики – работа с текстом )

Помещики о Чичикове:

Манилов Коробочка считает его плутом, Ноздрёв Собакевич Плюшкин

А что говорят о нём чиновники?

Губернатор считает Чичикова благонамеренным человеком. Такого же мнения и остальные, в том числе и дамы города NN).

таким образом, Чичиков произвёл на всех приятное впечатление. Значит он – хороший человек!? Да. Но в представлении кого? В представлении тех, кого Герцен назвал «мёртвыми душами», а Гоголь – «небокоптителями».

Вопрос? Что же сближает Чичикова с помещиками?

(Учащиеся работают в группах. Каждая группа – по одному помещику.)

Задание: заполнить таблицу «Сходство Павла Ивановича Чичикова с помещиками»

(Полученные записи):

Помещик и его отличительная черта

(написано в таблице)

Как эта черта проявляется в характере Чичикова

(учащиеся заполняют самостоятельно)

Манилов - «слащавость», приторность, неопределенность

Все жители губернского города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях. «Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нём изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор – что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты – что он знающий и почтенный человек; полицмейстер – что он почтенный и любезный человек… Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны… сказал ей (жене): «…преприятный человек»

В маниловском духе он размечтался на вечеринке у полицмейстера, воображал себя херсонским помещиком.

Коробочка – мелочная скаредность

Знаменитая шкатулка Чичикова, в которой всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны Коробочки. Хранит в мешочке деньги

Ноздрёв - самовлюблённость

Желание и умение всем нравиться; испытывать расположение к себе со стороны всех – вот потребность и необходимость для Чичикова: «Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то ловкость необыкновенную; раскланивался направо и налево; по обыкновению своему несколько набок; но совершенно свободно, так что очаровал всех…»

Собакевич - грубая прижимистость и цинизм

Даже Ноздрёв замечает, что в Чичикове нет «…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич».

Плюшкин - собирание ненужных вещей и тщательное их хранение

Во время осмотра города NN «…оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать её хорошенько», а затем герой «…свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать всё, что ни попадалось».

ИТОГ:

Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характера помещиков.

Чичиков не заботится об общественном благе. С точки зрения нравственных критериев, таких, как забота об общественном благе, о справедливости, о ближнем, Чичиков ничем не лучше помещиков: вся его деятельность корыстна и противоречит высоким идеалам нравственности и человечности.

Таким образом, Чичиков является «собирателем» отрицательных черт всех помещиков.

7. Какие качества отличают Чичикова от других героев произведения?

Чем Чичиков отличается от помещиков?

У Чичикова есть прошлое. В отличие от помещиков вся его жизнь проходит перед нами.

Проследим по тексту историю жизни Чичикова. (работа с текстом )

История Жизни Чичикова (Гл. 11)

Этапы жизни

Описание

(Вопросы по ходу работы с этапом жизни Чичикова?

Не имел знатного происхождения, в семье не было материального достатка, всё было серо, уныло, болезненно – «вот бедная картина первоначального его детства…», «кисло-неприютное» детство.

Какое впечатление оставило детство в памяти Чичикова? Как это могло сказаться на дальнейшей жизни?

Образование:

А) наказ отца

Б) обретение собственного опыта

Получил образование в классах городского училища, куда его отвёз отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, кто побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде тебя первый выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь, всё прошибешь на свете копейкой».

Сумел построить отношения с товарищами так, что они его угощали; сумел собрать денег, пристрастив их к собственной копейке. Для накопления денег использовал любые возможности:

    слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал;

    накупил на рынке съестного и предлагал товарищам побогаче, когда те проголодались;

    выдрессировал мышь и продал её;

    был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.

    Как выполнил этот наказ Чичиков, идя по жизни?

    Диспут:

1 группа учащихся попробует доказать, что в этом наказе нет ничего плохого, а в жизни, действительно, «всё прошибешь» копейкой;

2 группа учащихся должна опровергнуть это и доказать, что не всё в жизни зависит от денег, важна нравственная сторона (не все средства хороши для наживы)

Какие черты характера проявились уже в данный период жизни?

(предприимчивость, изобретательность, лицемерие, подхалимство, умение извлечь выгоду, проницательность)

А) начало службы

Б) продолжение карьеры

Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год…» Благодаря железной воле, умению себе во всём отказать, сохраняя при этом аккуратность, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих;

Для продвижения карьеры воспользовался проверенным способом – угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным».

Поменял два-три места, «добрался до таможни».

Какие черты характера помогли Чичикову?

(воля и терпение)

Как поступил с дочерью начальника и как начальник охарактеризовал героя?

Приобретение «мёртвых душ»

После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новое дело. «И в ожидании лучшего принужден был даже заняться званием поверенного»

Унывает ли Чичиков после каждого «провала» в работе? О каких чертах это говорит

(продолжает искать новое место, не теряет силу духа)

Появление в губернском городе

Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать губернский город. Умеет найти подход к каждому.


Учитель: Итак, что отличает Чичикова от помещиков?

(Запись в тетрадях):

    Характер дан в развитии;

    Чичиков обладает энергией и волей;

    Чичиковым «не овладело скряжничество и скупость». «В нём не было привязанности собственно к деньгам ради денег. Не, не они двигали им: ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах…»

    У Чичикова есть цель, к которой он, преодолевая любые преграды, неустанно стремится.

    Качества героя, способствовавшие карьерному росту, а следовательно, обогащению (условно положительные:

    умение предпринять что-нибудь в нужный момент, спланировать «дело»;

    целеустремлённость;

    умение вести «дела» (из разряда нечистых);

    умение поддерживать разговор;

    широта интересов;

    знание человеческой психологии;

    умение произвести хорошее впечатление;

    типичная внешность делового благополучного человека;

    приспособляемость;

    умение выстоять «под ударами судьбы»

(Проблемный вопрос!): Итак, в Чичикове есть всё, что ведёт к карьерному росту, к обогащению. Если создать портрет Чичикова по этим характеристикам, то получится портрет интересного молодого человека. Почему же автор всё же называет Чичикова подлецом?

?? (учащиеся пробуют ответить)

Единственная цель – деньги. Нет нравственных идеалов. Все средства для достижения цели хороши: спекуляция, угодничество, предательство, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации (афера с мёртвыми душами).

Чичиковым движет одна страсть – приобретение. Может быть, желание иметь деньги не так уж и плохо. Но дело в том, что для Чичикова нравственные идеалы отсутствуют и он не гнушается, не брезгует никакими средствами.

Наряду с положительными качествами явно проступают отрицательные: (запись в тетрадях)

    лицемерие;

    безнравственность;

    предательство;

    угодничество;

    подхалимство;

    взяточничество;

    способность пуститься на любые аферы

  • Можно ли назвать Чичикова «мёртвой душой»?

    Многие исследователи творчества Гоголя считают, что главный герой пополнил галерею мёртвых душ. Так ли это? Обратимся к тексту.

    Проанализируем сцену с губернаторской дочкой на балу.

    «Герой наш …остановился вдруг, будто оглушённый громом… Чичиков так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова…». Вместо показного красноречия – беспомощность, неловкость героя. Он вдруг потерял бдительность и на вопросы дам «отвечал решительным невниманием, и приятные фразы канули, как в воду».

    О чём это говорит?

    И.Золотусский даёт такую оценку этому эпизоду: «Таким образом, Чичиков, потеряв бдительность, осторожность, снова терпит крах. И причиной очередного падения стала способность Чичикова на живое движение души».

  • Есть ли надежда на возрождение героя?

    Замысел Гоголя был провести Чичикова через искушение собственничества, через жизненную грязь и мерзость к нравственному возрождению. Но как ни верил Гоголь в духовное возрождение героя, его исправление давалось с трудом. И, как вы знаете, за девять дней до смерти Гоголь сжигает чистовик второго тома.

  • 8. Кто же такой Чичиков? Составление кластера «Чичиков-новый герой эпохи» - окончание работы.

    Итог урока.

    Реши ребус: что, по-вашему, может означать ребус (Всё общество знати в целом зависит друг от друга и все в чем-то одинаковы: и чиновники, и помещики, и сам Чичиков. В обществе, как в природе, происходит круговорот. А внутри его пустота и омертвление душ.)

    А теперь вернёмся к нашим вопросам в начале урока:

    «Кто же такой Чичиков…» запишите высказывание того литературоведа, которое вам ближе».

    10. Рефлексия.

    Поднимите руки те, кому сегодняшний урок помог лучше понять поэму Гоголя.

    Стала ли личность писателя вам ближе, понятнее или нет?

    Над какими нравственными, морально-этическими вопросами заставляет задуматься образ Чичикова?

    Зачем нужна человеку «живая» душа?

    Что важнее: материальное или духовное?

    К чему приводит отсутствие высоких моральных принципов и ориентиров?

    11. Домашнее задание.

    Дома предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «Актуален ли образ Чичикова сегодня?»

    Оценивание работы на уроке. Прием «Шкала оценивания»

    Рабочая карта урока

    Работа в парах

  • Даже колодец у него был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли..

    Как звали детей Манилова?

    - … вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки…

    - …говорил он о том, как бы хорошо было от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…

    Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сильным для женщины.

    Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами.

  • - С каким из высказываний о Чичикове вы бы согласились и почему?

  • В.Кожинов «Чичиков по-настоящему сильная личность…»

    П.Вайль «Заурядность, серость Чичикова.. ограниченность – главная его черта. Маленький человек с маленькими страстями»

    А.И.Герцен «Один деятельный человек – Чичиков, и тот ограниченный плут»

    В.Г. Маранцман «Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже мёртвая душа. Ему недоступна «блистающая радость жизни»

  • Выберите название урока

    Чичиков – положительный или отрицательный герой?

    Чичиков – беда или надежда России?

    Чичиков – живая или мёртвая душа?

    Чичиков – «подлец», «приобретатель» или…

    Чичиков – новый герой эпохи?

  • Помещики о Чичикове:

    Манилов с восторгом отзывается о Чичикове, Коробочка считает его плутом, Ноздрёв имеет несколько мнений: от шпиона до наполеона, Собакевич с уважением думает о Чичикове как о большом мошеннике, Плюшкин до глупости и жадности своей благодарен Чичикову)

  • Ч чиновники о Чичикове:

    Губернатор считает Чичикова благонамеренным человеком. Такого же мнения и остальные, в том числе и дамы города NN

  • Оцени свою работу на уроке

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Образ Чичикова в поэме Н.В Гоголя «Мёртвые души » Чичиков - главный персонаж поэмы Н.В. Гоголя

Портрет Чичикова Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод.

Портрет Чичикова

Одежда Чичикова Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку, какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым – наверное не могу сказать, кто делает, Бог их знает, я никогда не носил таких косынок … Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой.

Манеры и речь Приезжий во всем как-то умел найтися и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его. Спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил. Никогда он не говорил: «вы пошли», но: «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку» и тому подобное. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек.

Происхождение: Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает. Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприятно…ни друга, ни товарища в детстве!

Наставления отца Наставления отца, в соответствии с которыми герой строил всю свою жизнь: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными… Больше всего береги и копейку, эта вещь надежнее всего на свете-, копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был.»

Учеба в училище: Уже здесь у Павлуши обнаружились таланты «со стороны практической»: Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же.

Служба - в казенной палате: - работа на таможне, помощь контрабандистам чуть не составила Чичикову большого состояния. Послужив честно и ревностно, он дослужился до права «производить всякие поиски»:

Характеристика другими персонажами До появления сплетни Чичиков положительно оценивается всеми персонажами, его достоинства даже преувеличиваются.

«Говорящая фамилия» Фамилия Чичикова напоминает чириканье воробья, создается эффект подпрыгивания, пощелкивания.

Чичиков – «мёртвая» душа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...

Образ Ноздрёва в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

Данный материал поможет учителю подготовиться к урокам по поэме "Мёртвые души". В презентации содержатся необходимые вопросы для учащихся, иллюстрации к поэме, информация для размышления....

Урок литературы: «Чичиков- новый герой времени».

Цель: 1. Рассмотреть образ Чичикова через исследовательскую деятельность.

2. Формировать умение проводить литературные аналогии и

прогнозировать ситуацию.

3. Воспитывать активную жизненную позицию, умение объективно

оценивать явления жизни.

Эпиграф: Гоголь, смеша и смеясь, невидимо плакал, оттого, что в его сатире

улеглась вся бесконечная Русь своею отрицательною стороною,

со своею плотью, кровью и дыханием.

И.А.Гончаров

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся в буквальном смысле объять необъятное, потому что именно таковой является поэма Гоголя «Мертвые души». Без преувеличения можно сказать, что перед нами целый мир, Вселенная, заключенная в этой маленькой книге.

Урок хотелось бы начать с разговора о сатире. Что же такое сатира?

(предварительная работа учащихся с различными источниками):

а) Словарь литературоведческих терминов.

Сатира – В несколько неопределенном и расплывчатом смысле сатирою называется всякое литературное произведение, в котором выражено некоторое определенное отношение к явлениям жизни, а именно – осуждение и осмеяние их, выставление их на общий смех, позор и негодование.

б) Толковый словарь Ожегова.

Сатира – Способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.

в) Словарь Ушакова.

Сатира – Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде.

Учитель: То есть сатира – это уничтожающая критика пороков, окружающей действительности. В сущности, смысл сатиры Гоголя заключен в эпиграфе урока.

Так над чем же смеется, что критикует Гоголь в своей поэме?

И мы переходим к следующему этапу урока.

(учитель раздает карточки с опорными словами)

Задание: По этим ключевым словам назовите героя, дайте ему краткую характеристику.

Карточка 1: «Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик,

бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте

проходить, удостоили посещением прелюбезнейший, дух

наслажденья» (Манилов)

Карточка 2: «Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки,

расторопный салоп, отец мой, святители, я чай, маненько

повременю, авось, ахти» (Коробочка)

Карточка 3: «Продулся в пух, убухал четырех рысаков, свинтус, тресну со

смеху, жидомор, отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость

характера, брудастая, бранный задор» (Ноздрев)

Карточка 4: « Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний

бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, силища,

омедведило» (Собакевич)

Карточка 5: « Дряхлым инвалидом, лишенные верхушек, забиты,

остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, пыль,

паутина, навоз, гниль, прореха» (Плюшкин)

Учитель: (Иллюстрации к поэме. Образы помещиков)

Итак, вот они все тут – опустившиеся, неприятные. пугающие образы Гоголя. Посмотрите на них внимательно глазами иллюстратора и ответьте, в чем, по-вашему, удача художника? (Они напоминают животных:

Манилов – кота, Собакевич – медведя, Ноздрев – собаку, Коробочка – курицу, Плюшкин – паука).

Каждый из этих героев опасен по-своему, скажите, кто же умер в каждом из них?

Манилов – миротворец, дипломат.

Ноздрев – человек, который свернет горы, если его энергию направить в нужное русло.

Собакевич – умный хозяйственник в лучшем смысле этого слова, опора общества.

Коробочка – просто хлебосольная, добросердечная женщина.

Плюшкин – интеллигент, глава большой дружной семьи.

Учитель: О каком герое мы забыли? Почему я не дала карточку на Чичикова? (Потому что этот персонаж все время меняется в зависимости от того, с кем в данный момент разговаривает) Каково же поведение Чичикова с помещиками?

С Маниловым – сюсюкает.

С Ноздревым – хамит и «тыкает».

С Коробочкой – коверкает слова.

С Собакевичем – рыкает.

С Плюшкиным – убеждает.

Учитель: Так кто же он Чичиков? Какими чертами наделил своего героя Гоголь? Почему деятельность Чичикова не была и не могла быть созидательной? При каких условиях могла появиться эта личность? Насколько интересен этот герой в 21 веке? Мертвые души сегодня…

Это вопросы, на которые нам предстоит с вами ответить.

3.Характеристика образа Чичикова.

1. Блиц-опрос.

а) Роль Чичикова в композиции поэмы. (Связующая, особенно в главах с 2-6)

б) По образцу какого героя писал образ Чичикова Гоголь? (Вергилия «Божественная комедия» Данте)

в) Кем является Чичиков в этом «царстве мертвых»? (Проводником)

г) Что является «адом» в поэме? (Город NN и его окрестности)

д) Восстановите портрет Чичикова.

«…не красавец, но и не дурной….(наружности), ни слишком толст, ни слишком….(тонок), нельзя сказать, чтоб…(стар), однако ж и не так, чтоб слишком…(молод)».

е) Чичиков очень заботится о своей внешности. Что из одежды является сквозной деталью, т.е. постоянно сопутствующей образу на протяжении всей поэмы? (Фрак брусничного цвета с искрой)

2. Работа в группах.

Составляем биографию Чичикова.

1 группа – Происхождение. («Темно и скромно происхождение героя.

Родители были дворяне, но столбовые или личные – Бог его

2 группа – Детские годы. (« Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприятно…ни друга, ни товарища в детстве!»

3 группа – Наставления отца, в соответствии с которыми герой строил свою

жизнь. («Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а

больше угождай учителям и начальникам…С товарищами не

водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так

водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть

тебе полезными…больше всего береги и копи копейку, эта вещь

надежнее всего на свете, копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни

4 группа- Учеба в училище: уж здесь обнаружились таланты «со стороны

практической»: «Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя

в отношении к товарищам точно таким образом, что его угощали,

а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное

угощение, потом продавал им же».

5 группа- Служба(в казенной палате, на таможне; идея о скупке «мертвых

Учитель: Итак, наш герой прибывает в город NN. Какой вопрос его больше всего интересует? (видеофрагмент)

Учитель: А затем, как мы уже говорили, произошли встречи с помещиками и другими персонажами поэмы. Какую же характеристику давали персонажи поэмы Чичикову? (До появления сплетни Чичиков положительно оценивается всеми персонажами, его достоинство даже преувеличивается)

Учитель: Вслушайтесь в фамилию Чичиков. Что она вам напоминает?

(Фамилия Чичиков напоминает чириканье воробья, создает эффект подпрыгивания, пощелкивания)

4 Физминутка.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и принять участие в интеллектуальной игре «Таинственный мешочек». в нем находятся различные предметы, которые принадлежат героям поэмы: назовите предмет и узнайте героя.

    Чернослив – Чичиков (в гостинице тараканы как чернослив).

    Трубка – Манилов (курит трубку, пепел на подоконнике) (видеофрагмент)

    Связка ключей - Плюшкин (Наконец-то он «заключил, что

это, вероятно, ключница»)

    Собачка – Собакевич (фамилия)

    Шашки – Ноздрев (играл с Чичиковым в шашки)

(видеофрагмент)

5. Дискуссионная карта.

6.Ролевая игра.

Учитель : Как вы считаете, наказуемо ли мошенничество? Я предлагаю вам стать участниками судебного процесса.

1 группа – адвокаты (выдвинуть аргументы в защиту Чичикова)

2 группа – прокуроры (выдвинуть аргументы обвинения)

3 группа – свидетели защиты (отметить положительные моменты при покупке душ)

4 группа - свидетели обвинения (отметить отрицательные моменты при покупке душ)

5 группа – судьи (Какой бы приговор вы вынесли Чичикову?)

7.Исследование группы учащихся (точка зрения на проблему работников ЗАГСа и прокуратуры)

Работниками ЗАГСа было отмечено, что в поэме умерших людей не сразу снимают с реестра. В настоящее время захоронение человека проходит только после получения справки о смерти, поэтому мошенничества с мертвыми душами в настоящее время практически не возможны.

Работники прокуратуры отметили, что, к сожалению, им не известен, каков был Уголовный кодекс во время жизни Гоголя. Но в настоящее время в нашем районе никакие мошенничества и авантюрные действия, так сказать, с мертвыми душами зарегистрировано не было.

Скорее всего проблему, рассматриваемую Гоголем, нужно рассматривать с моральной и нравственной точки зрения.

8.Проблемный вопрос.

Живая душа Чичиков или «мертвая»? (Принимая во внимание, что автор хотел провести своего героя из ада через чистилище в рай, то можно предположить, что в представлении автора персонаж этот – «живая» душа. Впрочем, и сам автор, говоря о чичиковской воле к победе над враждебной судьбой, сочувствует герою и дивится его настойчивости)

Учитель: Так какова же цель Чичикова? (Цель Чичикова – довольство и счастливая семейная жизнь – это вполне достойная цель.)

Какие средства для ее достижения он выбирает? (Средства сомнительные, средства, которыми живут «мертвые души» Гоголя)

Были ли раньше в литературе подобные герои? (Нет. Следовательно, Чичиков – это новый герой эпохи.)

Учитель: А каково мнение самого писателя? Предлагаю посмотреть видеофрагмент.

9. Рефлексия

Учитель:1) В чем главный урок Гоголя для вашего возраста? Говорю «для вашего возраста», потому что у всех русских классиков есть свои уроки для каждого периода жизни. (Остерегаться пошлости)

Что означает слово «пошлость»?

Пошлость – это низкий, вульгарный, недостойный.

А какое слово является антонимом? (высокий, возвышенный)

На доске две точки: нижняя точка – это, как вы понимаете, «пошлость», верхняя – «возвышенное, прекрасное». Между ними черта, которая обозначает путь человека, нормальное, обычное его поведение. Как вы думаете, вот из этого среднего положения, куда легче дойти? (скатиться вниз легче, чем подняться)

Восхождение требует гораздо больших затрат времени, сил, работы тела, ума, сердца.

Вот вы и вынесли один из самых важных уроков Гоголя: чтобы однажды, взглянув в зеркало, не увидеть свое « оскотинившееся лицо», надо много работать над собой, уметь увидеть в обыденном – необыкновенное, в

земном – возвышенное и всеми силами стремиться к нему.

2) Заполнение оценочных листов.

10.Итоги урока.

11.Домашнее задание.

1.Письмо писателю.

2.Мини-эссе «Гоголь есть!»

Урок в 10-м классе по теме «"Живая" душа Чичиков или "мёртвая"?

(по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души")

Цели урока:

Показать актуальность поэмы Гоголя в современной нам действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе анализа прийти к решению проблемного вопроса;

Развивать навыки аналитической деятельности на уроке;

Воспитывать у учащихся читательский интерес.

Задачи:

1) научить ребят мыслить, развивать свои читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления;

2) развить исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся, навыки анализа текста.

Организационные формы: самостоятельная работа учащихся, беседа по тексту с элементами исследовательской работы, сообщения учащихся, презентация учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация урока

Опережающее задание: подготовка учащимися презентации, сообщения учащихся.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2.Вступительное слово учителя.

Добрый день, мои бывалые путешественники по бескрайней стране литературы! Сегодня у нас вновь есть повод для встречи - это поэма Гоголя «Мёртвые души». Для одних - увлекательная, для других- загадочная, а для кого-то, может быть, не совсем понятная… Но ведь вы- читатели со стажем, а значит умеете читать между строк, чувствовать сердцем, умеете вслушиваться в слово. Поэтому у вас обязательно получится разобраться: «живая душа Чичиков или мёртвая», почувствовать боль автора, а, может быть, поверить в его мечту о возрождении России.

«О Русь, взмахни крылами!»- воскликнул в 20 веке Александр Блок… А за несколько десятилетий до него находившейся вдалеке от родины Гоголь с грустью писал в одном из писем «Теперь передо мной чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моём Русь, не гадкая Русь, но одна только прекрасная Русь!» (слайд 2)

Что ж, пусть эти две фразы станут отправными точками нашего путешествия по страницам поэмы. Итак, в дорогу. Я-с вами, а вы - со мной. Вы - это историки, экологи нравственности,

3. Повторение изученного на прошлых уроках.

1)На прошлых уроках мы наблюдали, как Гоголь, показывая похождения Чичикова, создаёт незабываемые образы помещиков и чиновников. С какой целью он выстраивает галерею помещиков именно в том порядке, в каком мы её видим в поэме?

(В том порядке, в котором Гоголь знакомит нас с помещиками есть глубокий внутренний смысл. Бесхозяйственного помещика Манилова сменяет мечтательная скопидомка Коробочка), безалаберного прожигателя жизни Ноздрева– прижимистый Собакевич. Завершает эту галерею Плюшкин – скряга, доведший своё имение и крестьян до полного разорения. Писатель стремился раскрыть в своих героях всё большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души. «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»- писал он.)

2)Так кто же те самые «мёртвые души» ?

(Мы пришли к выводу, что, действительно, “…не ревизские – мёртвые души”, а помещики и чиновники города N)

4.Постановка проблемного вопроса.

А как же аферист Чичиков? “Мёртвая” душа Чичиков или “живая”? Это центральный, проблемный вопрос нашего урока. 3 слайд

Эпиграф нашего урока-исследования – слова И. Золотусского: “…Он всё же подлец какой-то странный …”. 4 слайд

5. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

1. “Замысел писателя”

3)В чём особенность замысла Гоголя при создании поэмы? Перечитайте высказывание Гоголя, чтобы ответить на этот вопрос:“…Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то вся Русь явится в нём»… (из письма к В.А.Жуковскому от 12 ноября 1836 года) 5-6 слайд

(О замысле написать книгу, в которой отразится «вся Русь», Гоголь неоднократно упоминал в своих письмах периода работы над «Мёртвыми душами». Под понятием «вся Русь» подразумевается широта изображения жизни России 40-х годов 19 века, обличение социально-экономических порядков, типизация духовно деградирующих помещиков- крепостников).

2. «Россия Гоголя - Россия первой половины 19 века». 7 слайд

Откроем текст поэмы и перечитаем её начало.

(Выразительное чтение отрывка «внимательными читателями.

От слов: « В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки… «-Вишь ты, - сказал один другому, - вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?»-«Доедет», отвечал другой. «А в Казань – то, я думаю, не доедет?»- «В Казань не доедет», - отвечал другой». Этим разговор и кончился».)

4) А нам в Казань и не нужно, и в Москву, в общем-то, ни к чему, потому что губернский город NN , в котором мы слышим этот диалог, самый обыкновенный город России времён Гоголя. Чтобы полнее увидеть жизнь России 19 столетия, нам необходимо получить информацию об экономическом положении страны. Обратимся к историкам.

Выступление «историков». 8-13 слайд

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века

К началу 19 в. в России складывается внутренний рынок; все активнее становится внешняя торговля. Крепостное хозяйство, втягиваясь в рыночные отношения, видоизменяется. До тех пор пока оно носило натуральный характер, потребности помещиков были ограничены тем, что производилось на их полях, огородах, скотных дворах и т.п. Эксплуатация крестьян имела четко обозначенные пределы. Когда же появилась реальная возможность превратить производимую продукцию в товар и получить деньги, потребности поместного дворянства начинают неудержимо расти. Помещики перестраивают свое хозяйство так, чтобы максимально повысить его продуктивность традиционными, крепостническими методами. В черноземных районах, дававших прекрасные урожаи, усиление эксплуатации выразилось в расширении барской запашки за счет крестьянских наделов и увеличении барщины. Но это в корне подрывало крестьянское хозяйство. Ведь крестьянин обрабатывал помещичью землю, используя свой инвентарь и свою скотину, да и сам он представлял ценность как работник постольку, поскольку был сыт, силен, здоров. Упадок его хозяйства бил и по хозяйству помещичьему. В результате после заметного подъема на рубеже XVIII - XIX вв. помещичье хозяйство постепенно попадает в полосу безысходного застоя. В еще более трудном положении оказалось промышленное производство России. В это время определяющую роль играла унаследованная от XVIII в. промышленность старого, крепостного типа. Однако у нее не было стимулов для технического прогресса: количество и качество продукции регламентировались сверху; установленному объему производства строго соответствовало число приписанных крестьян. Крепостная промышленность была обречена на застой.

5) Итак, что же стало главным препятствием на пути развития России?

(В первой половине XIX в. традиционная система экономики явно тормозила развитие производства и препятствовала становлению в ней новых отношений. Крепостное право превращалось в препятствие на пути нормального развития страны.)

6. Усвоение новых знаний.

3. «Особенности зародившегося в 1-й половине 19 века класса буржуа»?

14 слайд

Выступления социологов. 15 слайд

Проанализировав всю поэму и 11 главу в частности, мы сумели выявить те отличительные черты характера Чичикова, которые позволили ему провернуть столь сомнительную операцию:


  1. Цель в жизни Чичикова: страсть к обогащению: «Ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками – вот что беспрерывно носилось в голове его. Чтобы наконец потом, со временем, вкусить непременно всё это.

  2. Самый ценный совет, полученный в жизни: «а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Всё сделаешь, всё прошибёшь на свете копейкой».

  3. Главное жизненное правило: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальству, коли будешь угождать начальникам, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёт в ход и всё определишь»

  4. Что же помогает Чичикову двигаться вперёд? Прежде всего умение не унывать, сила характера и ум: «Ну, что ж!.. зацепил, поволок, сорвалось- не спрашивай. Плачем горю не пособить, нужно дело делать ».

  5. Каково отношение к нему помещиков? Помещики высказывались о нём по- разному.
Коробочка говорила, что «он, наверное, плут». Манилов «отзывался о нём в самых лестных выражениях». По мнению Собакевича, «Чичиков – человек хороший». Ноздрёв же объявил, что Чичиков- шпион. И решилось дело тем, что никак не могли узнать, что такое был Чичиков.

7) Так каким же видел Гоголь вновь зародившийся класс, именно в лице Чичикова?

(Отличительные особенности вновь зародившегося класса: страсть к обогащению, понимание того, что в жизни всего можно добиться, имея деньги, угодничая перед начальством, ну и конечно же проницательный ум и сильный характер) 15 слайд

(Подлые похождения Чичикова – выражение той морали, которая в правящих кругах России считалась добродетельной и почтенной. Приобретение в 40-е годы XIX века – своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие приобретатели исповедовали только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: “всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой”.)

Уважаемые историки, скажите, какие были в России объективные предпосылки, которые позволили Чичикову наживаться за счёт скупания «мёртвых душ»? 16 слайд

Выступление «историка».


  • В России с начала 18 века проводились переписи крестьян для взимания налога с помещиков. Списки крестьян назывались ревизскими сказками, а крестьяне – ревизскими душами. Ревизские сказки составлялись раз в несколько лет, и умершие за это время крестьяне продолжали числиться живыми до новой переписи. И за них надо было платить налог как за живых. Этим и воспользовался Чичиков.
С точки зрения истории всё понятно. А вот с точки зрения современности. Существует ли интерес к бизнес – плану Чичикова у современных недобросовестных предпринимателей, и чем это может угрожать банкам. Наши экономисты провели небольшое исследование. 18-31 слайд

4. Исследование учащихся «Интерес современных бизнесменов к проекту Чичикова»

Выступление «экономистов».

Цель исследования: показать интерес современных бизнесменов к проекту Чичикова

Не знаете, где найти идею, которая оправдает себя в кризис?

Загляните в книжный шкаф. Яркий пример литературного бизнесмена- Чичиков из «Мертвых душ» Гоголя.

Русская классическая литература практически не интересовалась предпринимателями - внимание по преимуществу уделялось дворянам, лишним людям, нигилистам.

Единственное исключение – Н. В. Гоголь. Всем известен сюжет его великой поэмы - Чичиков скупает мертвые души.

Опросы знакомых показывают, что лишь немногие понимают, для чего он это делает. Между тем проект Чичикова представляет значительный интерес и для нашего времени.

Чичикову нужен стартовый капитал, и основа его бизнес-плана - получение кредита под фиктивный залог умерших крепостных крестьян.

Кредит Чичиков собирался брать в Опекунском совете Воспитательного дома.

Попробуем оценить эффективность проекта, исходя из данных, приведенных в книге.

Блестящий результат.


  • При залоговой стоимости 200 рублей Чичикову каждая единица обошлась
в 70 копеек.

Доход : 199,3 х 416= 82908 рублей


  • Заложив крестьян в Опекунский совет, Чичиков получит кредит почти 83 000 рублей.
Это хороший стартовый капитал для будущей предпринимательской деятельности.

Он едет в банк за кредитом в 80 тысяч рублей на стандартных для того времени условиях - 6% годовых на 24 года.

В чём повезло Чичикову?

Российская фемида была нерасторопна по отношению к предпринимателям.

Особенность сделки Чичикова в том, что она была абсолютно законной и не к чему было придраться.

Вывод: банкам следует внимательно изучать заемщиков и тщательно оценивать и проверять залоги - кризис показал, что слишком многие из заложенных активов оказались сродни мертвым душам.

5.“Чичиков и помещики» 32 слайд

Так можно ли было “спасти” главного героя – Чичикова – может, он – “мёртвая” душа, и спасение его невозможно? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, посмотрим, что роднит Чичикова с помещиками и в чём его отличие от них. У вас на столах есть схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя” (Приложение 2). Вам предстоит поработать самостоятельно. Вы уже заметили, что на схеме около фамилии Чичикова 2 пустых колонки. В одной из них вы укажете те качества, которые роднят главного героя с каждым из помещиков. В другой колонке укажите те черты характера Чичикова, которые отличают его от поместного дворянства.

Ребята работают самостоятельно. Затем выдвигаемые версии обсуждаются вместе, в конце работы заполняем схему

(Примерные ответы детей:


  1. Первым в галерее помещиков Гоголь показывает Манилова. Преобладающий оттенок в описании героя – тема сахара и сладости, который превращается в назойливый мотив, чрезмерная деликатность сопутствует Манилову почти неотступно. Такие люди лишены способности испытывать гнев, скорбь, глубокую человеческую радость. Привычка жить за счёт крепостных развила в его характере черты апатии и лени, убила всякую способность к мышлению и полезной деятельности. 33 слайд
Роднит героев то, что Чичиков может быть также деликатен, как Манилов.

2. Условия патриархального быта, собственная нравственная глухота и тупость подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все другие стороны жизни, не связанные с накопительством и приобретательством, остались для неё недоступными.

Чичиков способен упорно копить, как Коробочка. Ведь он ещё ребёнком начал копить деньги и вскоре «зашил в мешочек первые пять рублей».

3.Ноздрёв ведёт бесцельный, праздный образ жизни, ему присуща безалаберность и бесхозяйственность, слова у него расходятся с делом. Для него нет никаких нравственных критериев. Его отличительные черты: отвага и удаль, безделье и наглое враньё.

Чичиков может покутить не хуже Ноздрёва. Он проявляет удивительную отвагу и изобретательность в контрабандистских операциях.

4. Вся жизнь Собакевича – накопительство ради накопительства. Он практичен: не разоряет мужиков, потому что это невыгодно ему самому. Он прекрасно понимает, что всё в этом мире продаётся и покупается.

Чичиков прижимист и деловит, как Собакевич. На службе в таможне он проявил дьявольское чутьё как таможенный контролёр. Поражает его гибкость и приспособляемость к любым обстоятельствам.

5.Плюшкин - полное крушение человеческого в человеке. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества. В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти.

В бережливости Чичиков не уступит Плюшкину той поры, когда тот ещё был настоящим хозяином.


  1. Многие качества поместного дворянства сродни тем качествам, которыми обладал Чичиков.
Вернемся к эпиграфу урока. И. Золотусский назвал Чичикова “странным подлецом”. Так есть ли отличительные черты в характере героя, что делает его первым лицом в галерее подлости?

34 слайд


- Гибкость

Выживаемость

Приспособляемость

Угодливость

Энергичность


- Наблюдательность

8) Итак, сделайте вывод: есть ли какие-то движения души, развитие характера Чичикова?

В характере Чичикова можно разглядеть практически все черты, которые мы наблюдаем у поместного дворянства, но есть у него и отличительные черты характера.

9)Так почему же Гоголю так важно было посвятить целую 11 главу биографии Чичикова?

(Она важна для мотивировки его поступков и черт характера.)

10) Биография Чичикова – это история “падения души”, но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой. Так возможно ли возрождение души Чичикова?

(Да, через покаяние.)

Как вы полагаете, случайно ли Гоголь дал своему герою имя Павел? Дадим слово нашему искусствоведу.

5. Тайна имени главного героя поэмы Н.В.Гоголя 35 слайд

Выступление искусствоведа. 36 слайд

Окунёмся в тайну имени главного героя поэмы Н.В.Гоголя. По древнейшему преданию Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который «всех наставляет и выводит на прямую дорогу», занимают исключительно важное место.

Итак, писатель шёл от евангельской традиции. С этим связана и главная идея «Мёртвых душ» - идея духовного воскресения падшего человека. И её должен был воплотить в первую очередь главный герой поэмы с символическим именем Павел. «И, может быть, в сем же Чичикове… заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес», - предсказывает автор грядущее возрождение своего героя, то есть оживление его души.

Конспект урока литературы в 9 классе

Образ Чичикова в поэме Гоголя «Мёртвые души»

Хорошева Ольга Александровна

Цель: обобщить и систематизировать материал по образу Чичикова.

Задачи: - формировать умение обобщать материал и делать выводы;

Развивать навыки устной речи;

Воспитывать правильные нравственные ориентиры.

Тип урока: изучение нового материала.

Ведущая технология: проблемное обучение.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал для работы в группах, маршрутный лист для индивидуальной работы обучающихся, текст произведения.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. (слайд 1)

В книгах, как и в жизни, мы встречаемся с «хорошими» и «плохими» людьми. Прочитав художественное произведение, посмотрев фильм, мы примерно так же оцениваем героев, деля их, как правило, на два разряда - положительные и отрицательные.

Подумайте, какими качествами должны обладать положительные герои и какими - отрицательные? Свои ответы занесите в маршрутный лист. Прокомментируйте.

3. Формулирование темы и цели урока.

На уроке сегодня мы поговорим об одном из героев поэмы Гоголя «Мёртвые души».

Мнения критиков по отношению к нему очень неоднозначны. К примеру, современные литературоведы Пётр Вайль и Александр Генис считают, что Чичиков - это «заурядный, серый «господин средней руки». Маленький человек с маленькими страстями, который слишком мелок для России». (слайд 2)

А вот В. Кожинов называет этого героя «по-настоящему сильной личностью». (слайд 3)

Русский писатель В.Набоков называл Чичикова «колоссальным шарообразным пошляком» и считал, что «дурак в нём виден потому, что он с самого начала совершает промах за промахом». (слайд 4)

А вот исследователь И. Золотусский хоть и считает Чичикова подлецом, но говорит, что «он всё же подлец какой-то странный…» (слайд 5)

Такие прямо противоположные мнения лишь подтверждают замечание молодого Чернышевского о том, что у Гоголя «это характер самый трудный». (слайд 6)

Так о ком же идёт речь? И какова, по-вашему, тема нашего урока?

Итак, кто же такой Чичиков: яркая, сильная личность или заурядный «маленький человек»? Самый «мёртвый» из всех гоголевских персонажей или новый герой эпохи?

Попытаться ответить на все эти вопросы - цель нашего урока.

Запишите тему и цель урока в маршрутный лист. (слайд 7)

4. Работа с текстом в группах.

А скажите, что необходимо знать, чтобы составить мнение о человеке?

(нужно знать, какой он, как он воспитывался, какие поступки он совершает, нужно выяснить качества его личности) (слайд 8)

Верно. И сейчас я предлагаю вам в группах поработать над вопросом: «Чичиков: какой он?»

Ваша задача проанализировать определённый этап жизни героя, его взаимоотношения с другими персонажами и сформулировать самые яркие качества его личности, те качества, которые помогли ему стать таким, каким мы видим его в конце I тома гоголевской поэмы.

Результаты этой работы каждый из вас должен будет записать в таблицу в маршрутном листе.

Оставшееся место в таблице вы заполните, слушая ответы других групп.

В группе я предлагаю вам разделить обязанности. (слайд 9)

Прокомментируйте свою работу в группе.

5. Работа над проблемной ситуацией.

Итак, перед нами развёрнутая характеристика Чичикова.

Ответьте теперь на вопрос, поставленный в теме урока: кто же он такой? Яркая, сильная личность или заурядный «маленький человек»?

Кажется, всё ясно, но почему-то ответить на вопрос однозначно не получается. Назвать Чичикова заурядным, особенно на фоне остальных персонажей поэмы, я думаю, нельзя, но и согласиться с тем, что он яркая, сильная личность тоже почему-то не представляется возможным. А почему?

Для начала подумайте и ответьте на вопрос: а что такое «личность» и какими качествами должна обладать яркая, незаурядная личность? (индивидуальное задание)

Обладает ли этими качествами Чичиков? Что мешает ему стать положительным героем?

6. Работа с заполненной таблицей.

Обратитесь ещё раз к уже заполненной вами таблице и подчеркните те качества героя, которые встречаются наиболее часто. Есть ли среди них любовь, сострадание, сочувствие, желание помочь?

В «лестнице типов» Чичиков стоит на последней ступени.

Главное, что мешает Чичикову стать положительным героем, - совершенное отсутствие в нём живых человеческих чувств, нравственных идеалов и ориентиров, отсутствие совести, души, нравственных исканий, метаний и, прежде всего, - любви, как самого светлого и сильного человеческого чувства. Душа Чичикова практически умерщвлена, раздавлена его воспитанием и, прежде всего, им самим. И даже когда робкие ростки живого чувства пытаются пробиться наружу (вспомним встречи с блондинкой), они тут же погибают под воздействием его небывалого практицизма и страсти к приобретательству.

Безнравственность героя, его сознательное подавление и систематическое истребление в себе всех человеческих чувств - главная причина, по которой Гоголь ставит его на самый низ своей «лестницы типов». И эта же причина позволяет считать Чичикова самым «мёртвым».

7. Беседа.

Гоголь постоянно иронизирует над Чичиковым, а в ХI главе открыто называет его подлецом («подлец» - негодяй; подлый, низкий, безнравственный, бесчестный человек).

Ну вот, кажется, и найдено слово для определения сущности нашего героя. Но… поэма ещё не закончена. На последних страницах I тома Гоголь рисует величественный образ Руси-тройки, бег которой устремлён в будущее…

Каким же образом в тройке, олицетворяющей вдохновлённую Богом Русь, может находиться подлец, человек бесчестный и безнравственный? Почему в будущее, куда несётся эта Русь-тройка, Гоголь отправляет самого «мёртвого» из всех своих персонажей? Неужели писатель видел грядущее России столь ужасным?

Чтобы ответить на все эти вопросы, обратим внимание на то, какое имя Гоголь даёт своему герою и почему? (Павел Иванович)

Индивидуальное сообщение ученика, подготовленное заранее, об апостоле Павле. (слайд 10)

а). Слушая сообщение, в своих маршрутных листах сформулируйте три вопроса к данному материалу.

б). Теперь снова попробуем ответить на поставленные ранее вопросы.

Таким образом, мы видим, что Чичиков - это человек новой, буржуазной формации - «приобретатель», хищник, хозяин. Это герой новой исторической эпохи.

Можно сказать, что это переходный тип, сочетающий в себе и свойства «старого», и признаки нарождающегося «нового».

Чичиков является «собирателем» основных черт практически всех персонажей поэмы, он обладает такими качествами, которых нет у помещиков и чиновников, а именно: энергией, волей, целеустремлённостью, цепкостью, выживаемостью в любых условиях и в любые времена, терпеливостью, настойчивостью. (слайд 11)

Если посмотреть на эти качества отстранённо, взять их отдельно от личности Чичикова, какими они будут: отрицательными или положительными? Разве плохо быть энергичным, целеустремлённым, терпеливым?

С уверенностью можно сказать, что это человек, положительные задатки которого приобрели подлую направленность.

Это, безусловно, нисколько не оправдывает героя, но показывает, что он способен меняться. Поэтому именно Чичиков, по замыслу Гоголя, должен был пройти через горнило испытаний и страданий, осознать неправедность своего пути и возродиться к новой жизни.

И поэтому именно Чичикова везёт «вдохновенная Богом» Русь-тройка. (слайд 12,13)

8. Рефлексия.

Я думаю, что за время урока у вас уже сформировалось определённое мнение о герое.

Работая в паре , я предлагаю отразить его в виде синквейна или кластера по выбору.

9. Подведение итогов.

А) Комметирование работы в паре. (синквейны и кластеры)

Исследование характера Чичикова в I томе заканчивается словами, обращёнными к читателям: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова? - Да, как бы не так!» - Гоголь видел, что чичиковщина, проникая в общество, несёт истребление человечности. Поэтому миром чичиковщины, самым низким кругом, завершается I том поэмы, охватывающий все те явления, которые заслуживают сатирического отрицания писателя.

Многогранный и противоречивый образ Павла Ивановича Чичикова, созданный великим Гоголем, заставляет задуматься о многом. Но самое главное, что, как мне кажется, хотел показать писатель в образе Чичикова, - это то, что человек - это арена постоянной, непрекращающейся борьбы светлых и тёмных сил за живую человеческую душу.

9А. Письменная работа: мини-сочинение * (если есть время)

А сейчас предлагаю вам, обобщая всё сказанное на уроке, письменно ответить на вопрос: Так кто же такой Павел Иванович Чичиков: беда или надежда России? Высказанное мнение прошу обосновать. Объём работы - 5 - 8 предложений. Время работы - 5 минут.

Б) Самоооценка по итогам урока (участие в работе группы, знание текста, активность во время урока, работа в паре)

В) Впечатления от урока.

10. Домашнее задание. (слайд 14,15)

Дома предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «Актуален ли образ Чичикова сегодня?»