Мантры

Акафист святому авраамию болгарскому чудотворцу. Мученик авраамий болгарский, владимирский чудотворец Молитва авраамию болгарскому о здоровье детей

История древних булгар была известна принятием ислама в далёком 944 году, но мало кто знает, что среди булгарского народа (да и среди казанских татар) просияла и христианская вера. А также были свои святые, мученики и преподобные, были древние храмы и монастыри, были чудеса и святые христианские места, являлись чудотворные иконы.
Увы, отношения мусульман и христиан не всегда были мирными, но также отметим и то, что были периоды, когда разные народы нашей страны объединялись вместе для защиты нашего Отечества от внешнего врага.
И чаще случалось так, что объединяло нас гораздо больше, чем разъединяло, поэтому надеемся на то, что имя святого Авраамия будет памятно всем народам Поволжья.
Авраа́мий Бо́лгарский (ум. 1 апреля 1229, город Болгар, Волжская Булгария) — православный святой, мученик, Владимирский чудотворец.

Память совершается (по юлианскому календарю): 1 апреля — в день кончины, 9 марта — в день первого перенесения мощей, в четвёртую неделю по Пасхе («Неделю о расслабленном») — в день второго перенесения мощей, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Казанских святых.
Древнейший источник, сообщающий об Авраамии Болгарском, — Лаврентьевская летопись (XIV в.; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 452—453). св. АВРААМИЙ БОЛГАРСКИЙ

ИЗ ИСТОРИИ

14 апреля - день памяти святого Авраамия Болгарского, пострадавшего за христианскую веру. Это произошло в 1229 году в Волжской Булгарии, у того самого святого колодца, вода которого не утратила своей целебной силы по сей день.
Сейчас на месте святого источника мученика Авраамия Болгарского находится архитектурный ансамбль в стиле построек Волжской Булгарии с колодцем внутри. Отсюда открывается вид на Волгу, и можно полюбоваться её простором. В ветреную погоду река с барашками волн даже несколько похожа на море.
На этом месте когда-то находился Ага-Базар (большой базар). Здесь можно было купить всё, что душе угодно: сибирскую пушнину, восточные пряности, ткани, украшения и т.д. А у источника, под прохладой деревьев, отдыхали и утоляли жажду местные жители и приезжие купцы. Один из них впоследствии на многие века прославил это место, освятив его своей мученической кровью.
Из древних летописей следует, что купец этот - булгарин, милостивый, добродетельный и сострадательный человек. Он принял крещение с именем Авраамий и был казнён за это.

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК

Посещая русские города, общаясь с русскими купцами, он глубоко заинтересовался христианской верой. По Божию смотрению благодать коснулась его сердца и, познав истину святой веры Христовой, он принял Святое Крещение. Так сей купец становится христианином и получает новое имя, с которым и записан на страницах книги жизни, — Авраамий (нигде в летописях не упоминается об имени святого до Крещения). По Крещении святой евангельским словом, а — главное — христианским образом жизни несёт апостольскую проповедь среди своего народа. И как до принятия христианства сострадал Авраамий бедствиям и лишениям ближних, так по принятии спасительной веры Христовой, стал болезновать духом и скорбеть о духовных бедствиях своих единоземцев, о незнании ими истинного Бога неба и земли, открывшегося нам через Единородного Сына Своего во Святом Духе, и о происходящем от сего незнания неустройстве и беспорядочности нравов (Ин. 17:3; Римл. 25:31).

Летопись свидетельствует о том, что Авраамий Болгарский прибыл по торговым делам в город Булгар (Болгар), столицу Волжской Булгарии, где стал проповедовать среди своих соплеменников христианство.
Одушевленный святою ревностью по святой вере и братскою любовью к нечестивым соплеменникам своим, Авраамий, будучи по торговым делам в столице Волжской Булгарии — Великих Булгарах, во время ярмарки (ага-базара) вместо того, чтобы заниматься торговлею и приобретать блага временные, земные, начинает благовествовать своим единоплеменникам о благах вечных, нетленных, и предлагает им проповедь о Христе богочеловеке, «распеншемся за ны волею, воскресшему из мертвых и со славою воснесшемся с плотию на небо», о безначальном Его Отце и о совечном Отцу и Сыну Всесвятом Духе.

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК

Мусульмане настойчиво уговаривали его отречься от Христа. Но Авраамий Болгарский был непоколебим в своей вере. Узнав, что он не русский и не находится под защитой Владимиро-Суздальского князя, Авраамия Болгарского арестовали и долго увещевали. Видя непреклонность Авраамиям Болгарского, его истязали и повесили вниз головой. Как сказано в летописном упоминании, святой мученик «проклял Магомета и веру болгарскую». 1 апреля 1229 г. он был усечён мечом (четвертован) у берега Волги.

В изумление пришли болгары, услышав проповедь христианскую от своего единоплеменника и бывшего единоверца. Его соотечественники не только не изъявили сочувствия к проповеди святого мужа, но даже раздражились на проповедника, особенно когда увидали его непреклонность после многократных увещаний и советов оставить христианскую веру. Они стали Авраамия первоначально, как любимого всеми, уговаривать, чтоб оставил Христову веру. Когда ласковые убеждения не подействовали на исповедника Христова имени, ему стали угрожать отнятием имения. На эти угрозы блаженный отвечал, что за Христа Спасителя он готов лишиться не только имения, но не пожалеет и самой своей жизни. После этого пошли побои. Били Авраамия «всем миром», били так жестоко, что на теле мученика не осталось ни одного неповрежденного места «яко не бытии на нем места цела и неуязвленна» (из акафиста мученику). Пытались заставить его замолчать, отречься от Христа, но было тщетно. Тогда болгары, рассвирепев, как звери, на исповедника много дней томили его в заключении, многими мучениями принуждая отвергнуться веры христианской. Не изнемог в муках доблестный страдалец за истинную веру, но укрепляемый благодатию Божиею, ещё больше утвердился в святой любви к Искупителю мира. Тогда, видя его непреклонность в вере, злобные изуверы отвели за город и у колодца, недалеко от берега Волги отсекли ему сперва руки, потом ноги и главу.
Тело Авраамия Булгарского было погребено русскими купцами (согласно одному из предположений, муромскими) на христианском кладбище в Булгаре.
Вскоре, согласно летописному свидетельству, в наказание «за кровь мученика Христова» город Булгар (Болгар) сгорел. На месте же казни Авраамиям Болгарского забил источник чистой воды, от которого начали исходить исцеления. Местное предание говорит о том, что первым человеком, получившим исцеление от этого источника, был человек магометанского вероисповедания.

Владимирские купцы много рассказывали Великому князю Владимирскому Георгию Всеволодовичу о святом чудотворце. После заключения мира с булгарами князь поставил его условием выдачу тела мученика Авраамия Болгарского.

Как сообщает летопись, благочестивый князь Георгий, епископ Владимирский Митрофан с игуменами, княгинями и всеми людьми далеко за городом с великой честью встречали святые мощи, принесённые в основанный его матерью Великой княгиней Марией Шварновной Владимирский Успенский Княгинин монастырь и положенные в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы, где от них начали совершаться многочисленные чудотворения.
Лаврентьевская летопись сообщает, что перенесение мощей произошло 9 марта 1230 г. Этот же день указан в святцах Симона (Азарьина) 1650-х гг. (РГБ. МДА. № 201. Л.л. 312 об.-313). В более поздних источниках указано 9 марта 1231 г. (Житие Авраамия Болгарского 1798 г., опубликованное Л. Кавелиным) или 1229 г. (святцы из РНБ. Погод. № 637. Л. 326 об., 3-я четверть XVII в.).
Время местной канонизации святого Авраамия Болгарского неизвестно. Вполне вероятно, что местное празднование памяти мученика началось сразу после принесения его мощей во Владимир, тогда как основные сведения о святом содержатся в летописях и в литературных памятниках XVII в. К тому времени он особо чтился во Владимире, именовался великомучеником, его вериги возлагали на душевнобольных, и многие исцелялись, считался покровителем немощных младенцев.
Во время татаро-монгольских набегов мощи были спрятаны в Благовещенском приделе Владимирского Успенского Княгинина монастыря, где и находились до начала XVIII в.
В середине XVII в. во Владимире, среди других писаний посвящённых местно почитаемым святым, было составлено «Мучение и похвала мученику Авраамию, Болгарскому и Владимирскому чудотворцу». Кроме того, стали записываться чудеса, происходившие от мощей святого: так, в рукописи XVII—XVIII в. имеется указание на шесть чудес, преимущественно связанных с исцелением глазных болезней.
В 1798 г. во Владимирском Успенском Княгинином монастыре было написано или переписано житие святого Авраамия Болгарского.

Второе перенесение мощей Авраамия Болгарского

11 мая 1711 г. (в «Неделю о расслабленном») мощи Авраамия Болгарского были перенесены из Благовещенского придела Успенского храма в главный, Успенский, придел и переложены в новую деревянную раку. Обветшавшая старая рака была уничтожена, а верхнюю доску с изображением святого поместили в особом киоте у левого столба Успенского храма с северной стороны, где она находилась до начала XX в.
С тех пор это воскресенье жители Владимира стали звать Авраамиевым. В этот день в Владимирском Успенском Княгинином монастыре на поклонение святому мученику стекалось огромное число людей, а в 1785 г. в память второго перенесения мощей был установлен крестный ход из городского кафедрального Успенского собора в Княгинин монастырь. В 1806 г. для мощей была изготовлена новая серебряная рака, в особом шкафу хранились железные вериги, по преданию принадлежавшие Авраамию Болгарскому.
в 1916 г. мощи святого мученика были перенесены в тёплый Казанский храм, в благолепно украшенную раку с гранитной сенью, которая сохранилась до сего времени.
В 1919 г. мощи святого Авраамия Болгарского подверглись «освидетельствованию». В 1923 г. Владимирский Успенский Княгинин монастырь был закрыт, мощи передали в музей.
В 1931 году Ивановский областной музей получил из Владимирского районного отделения ряд «экспонатов», среди которых первым в списке значились мощи мученика Авраамия. В дальнейшем след мощей теряется. И последнее упоминание о них, как «не представляющих исторического значения», встречается в «Акте о вещах, подлежащих исключению из инвентарной книги фонда Суздальского музея» за 1954 год.

В 1950-х гг. они были списаны из музейного хранения, их настоящее местонахождение неизвестно. Перед изъятием мощей настоятельница монастыря Олимпиада (Медведева) отдала частицу мощей на хранение жительнице Владимира, и в 1992 г. она была передана епископу Владимирскому Евлогию.
В 1993 г. монастырь был возобновлён, а 10 апреля того же года состоялся крестный ход из кафедрального Успенского собора в возрождённый монастырь. Крестный ход возглавил владыка Евлогий, который перенёс ковчежец с частицей мощей Авраамия Болгарского в обитель. Ковчежец был установлен в Успенском храме Княгинина монастыря, на солее, напротив северо-западного столба храма. Над ним находится вышитая золотом икона мученика конца XIX в. работы монастырских мастериц, по преданию принадлежавшая игумении Олимпиаде и до открытия монастыря находившаяся в Успенском кафедральном соборе. Авраамиеву неделю продолжают праздновать во Владимире особо торжественно, после литургии совершается крестный ход вокруг обители с частицей мощей святого.

С середины XIX в. память святого Авраамия Болгарского стала особо почитаться в Казани.
В 1873 г., по просьбе архиепископа Казанского и Свияжского Антония (Я. Г. Амфитеатрова), известного своей миссионерской деятельностью, из Владимира в Казань была прислана икона Авраамия Болгарского с частицей его мощей, помещённая в правом приделе кафедрального Благовещенского собора.
В Казани, как и во Владимире, торжественно праздновалась Авраамиева неделя. В этот день совершалась литургия архиерейским служением, после литургии служился молебен святому с акафистом, икону Авраамия Болгарского вынимали из киота и ставили на аналое. По благословению архиепископа Казанского и Свияжского Антония (Я. Г. Амфитеатрова) было составлено и издано краткое житие Авраамия Болгарского на чувашском и татарском языках.


В 1899 г. было опубликовано следующее распоряжение по епархии:
Имена святых мучеников Авраамия Болгарского, Иоанна, Петра и Стефана, пострадавших в пределах казанской паствы, как покровителей и заступников её, должны быть поминаемы во всех храмах Казанской епархии всегда на отпусках церковных служб и при других случаях после имен святителей Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских чудотворцев.

Почитание в Булгаре (Болгаре)
Авраамий Болгарский особо почитался и почитается также в селе (ныне — городе) Болгары, расположенном на месте древнего Булгара.
После завоевания Казанского ханства недалеко от места страданий мученика Авраамия Болгарского был поставлен храм, где покоилась часть его святых мощей (кисть правой руки). На самом же месте мученической кончины святого, над целебным источником, был сооружён колодец, а рядом с ним — памятник-часовня в виде четырёхгранного столба, на сторонах которого помещались иконы.
В 1878 г. епископ Владимирский Феогност (Лебедев) прислал в Болгар икону святого мученика с частицей его мощей. В 1892 г. Святейший Правительствующий Синод разрешил по желанию жителей села перенести из Владимира деревянную раку, в которой мощи святого находились до 1806 г., и поставить её в Успенской церкви Болгар в приделе во имя Авраамия Болгарского. Торжественное, с крестным ходом, перенесение состоялось 30 мая 1892 г., на раку положили присланную из Владимира икону мученика.
В советское время святыни были утеряны, часовня у колодца на месте смерти мученика разрушена, а сам колодец осквернён. Сохранилась лишь фаланга перста правой руки, сберегавшаяся жителями города по домам, которая ныне находится в Храме святого мученика Авраамия Болгарского (Свято-Авраамиевском храме) города Болгар.
Осенью 1993 года часовня была отстроена заново и освящена, вместе с нею был освящён и колодец, предварительно очищенный от нечистот и мусора. При этом на его дне было обнаружено два ключа чистой воды.
Считается, что мученик Авраамий Болгарский обладает особой благодатной силой предстательствовать перед Богом о больных детях (сохранились записи об исцелении больных). Авраамию Болгарскому молятся о покровительстве и успехе в торговле, личном предпринимательстве.


А от воды святого источника и по сей день не прекращаются чудотворения и исцеления.
После проведённой в период с 2004 по 2007 годы силами немногих энтузиастов реконструкции источника его внешний вид кардинально изменился: часовня была обложена декоративным облицовочным кирпичом, территория покрыта брусчаткой, вдоль дорожек установлены лавочки для отдыха, оборудованы кабины для обливания. Сооружение обнесено невысоким забором с кирпичным основанием, в тон часовне, в сочетании с металлом.
Перед входом установлен каменный столп с описанием жития мученика Авраамия. После очистки родников вода стала пригодной для питья, причём, как показали лабораторные исследования, она обогащена микроэлементами и минералами, полезными для организма. Многие местные жители и приезжающие со всех уголков России туристы и паломники пользуются этой хрустально-чистой целебной водой для питья.
C 1989 года установилась традиция совершать в четвёртое воскресенье после Пасхи крестный ход от Свято-Авраамиевской церкви к святому источнику, где служится водосвятный молебен с акафистом. Этот день отмечается как престольный праздник церкви, богослужение отличается особенной торжественностью, у источника собирается много народу. Но люди здесь бывают постоянно.

Болгар. Часовня Авраамия Болгарского

Часовня на Авраамиевском источнике
Часовня. Действует.
Год постройки: Дата постройки неизвестна.

КАК ПРОЕХАТЬ, ГДЕ НАХОДИТСЯ
Адрес: Республика Татарстан, г. Болгар, 400 метров к западу от пристани "Болгары".
Проезд:
После въезда в город Болгар у Аврамьевской церкви повернуть направо во второй поворот после АЗС (справа) на улицу Ленина (первый поворот будет на улицу Смирнова к музею-заповеднику "Болгары"). Через 1,4 км повернуть налево по направлению главной дороги на улицу Хирурга Шеронова.
Ехать прямо через весь город, после окончания городской застройки ехать прямо через лес, всего около 2,2 км. Проехать прямо по грунтовой дороге около 500 метров, когда асфальтовая дорога свернет налево. Источник с часовней будет слева, сразу за перекрестком двух грунтовых дорог.
Координаты: 54.997072, 49.008761.

ХРАМ СВЯТОГО АВРААМИЯ БОЛГАРСКОГО В БУЛГАРАХ

БОЖИЯ ПОМОЩЬ ПО МОЛИТВАМ СВЯТОГО АВРААМИЯ БОЛГАРСКОГО

Чудесное исцеление

Летом 2002 г. в День святой Троицы мы, ульяновские паломники, приехали на праздничное Богослужение в Свято-Авраамиевский храм г. Болгара. Было радостно, но мне лично досаждали физические недомогания: острая боль в позвоночнике (обострился остеохондроз) и гриппозное состояние. Поэтому, конечно, стоять в храме и учавствовать в общей молитве было трудно.

После Богослужения, превозмогая боль в пояснице, поехала вместе со всеми на молебен к источнику святого Авраамия.
День выдался теплый, солнечный; казалось, что и природа радовалась вместе с людьми празднику.
После молебна матушка Вера облила меня из двух ведер святой водой с добрым пожеланием получить исцеление по молитве к святому мученику.
Потом я села в машину, чтобы отправиться домой, и вскоре почувствовала, что прошла боль в спине, улетучилось гриппозное состояние - почувствовала себя здоровой. И вот я опять в вашем храме, где получаю большую духовную радость.
Шанина Л. А., г. Ульяновск.

Помощь мученика Авраамия родному по крови
По промыслу Божьему тысячи людей ежегодно приезжают в г. Болгар для того, чтобы соприкоснуться с жизнью мученика Авраамия и вознести ему свои молитвы. Он жил более восьми веков назад, нёс проповедь о Христе не только словом, но и примером христианской жизни. Как после своего мученического подвига, так и сегодня - в двадцать первом веке - Авраамий своим апостольским служением не перестаёт прославлять имя Божье. Благодаря тому, что летом этого года был организован вывоз его мощей для поклонения в другие города, он стал родным и скорым заступником для многих жителей Поволжья.
В г. Набережные Челны человек мусульманской традиции - соплеменник мученика Авраамия, исцелился после того, как приложился к его святым мощам. В один из осенних дней Господь привёл этого человека в Свято-Авраамиевскую церковь. Вот что он поведал:
Наиль Марданов:
-С диагнозом «пневмония» я оказался в больнице. Врачи во время обследования выявили, к тому же, цирроз печени. Сорок дней я совсем не вставал, находился в плохом состоянии. В палату ко мне приходил верующий сосед по дачному участку и читал молитву об исцелении. После выписки супруга приехала со мной на дачу, надеясь на свежем воздухе поправить моё здоровье. В один из дней сосед взволнованно рассказал, что в городской храм привезли мощи святого - некоего Авраамия Болгарского. Мы тут же собрались и отправились в церковь. В тот момент, когда мы оказались на месте, мощи мученика уже собирались увозить, но в последний момент мы успели приложиться и помолиться ему. На следующий день я стал ходить! С каждым днём слабость уходила, мне становилось лучше. На четвёртый день я уже самостоятельно отправился в больницу и удивился положительным анализам. Я почувствовал себя совершенно другим человеком. Каждый день читаю молитву об исцелении, тропарь мученику Авраамию и благодарственную молитву. Через два дня я выхожу на работу после трёхмесячного больничного. По вероисповеданию я мусульманин и до этого никогда не соприкасался с Православной Церковью. Но после такого чудаво мне горит желание продолжать молиться святому, который помог мне и по молитвам которого я исцелился. Проделав путь в триста километров сам, управляя машиной, я приехал в Болгары для того, чтобы понять, как жить дальше.
В череде мелькающих событий Господь через болезни и страдания открыл Себя, вошёл в сердце этого человека. По молитвам святому мученику Авраамию Он Духом Своим Святым совершил телесное исцеление и духовное рождение Наиля. Милостивый Господь действием благодати явил Свою Силу и безграничную любовь!

«Дивен Бог во святых своих...»
В свои неполные тридцать лет я в жизни повидал немало. Был избалованным маменькиным сынком, увлекался музыкой и ее «тяжелым металлом». Пресыщенная беззаботная жизнь привела к наркотикам, от пристрастия к которым не остановила даже тюрьма.
Снаружи я был цветущий молодой человек, а внутри потерявший всякий интерес к жизни.
Волею судьбы оказался в городе Болгаре. Родственники, к которым приехал, люди верующие, и мне, далекому от всего духовного, пришлось, скорее всего от скуки, посетить местный храм святого мученика Авраамия Болгарского.
После церковной службы и после того, как я приложился к мощам Авраамия, во мне родилось новое чувство, объяснить которое не мог. Спросить кого-то постеснялся. Целую неделю жил, как бы борясь см с собой. Вся моя прежняя жизнь показалась мне до омерзения пустой и ничего не значащей.
Стал спрашивать у родственников о церкви, о религии, узнал, что в храме обновляются иконы. Удивлялся, что внутри меня не было сомнений в истинности православной веры, было острым желание снова пойти в церковь.
Мои переживания не остались незамеченными, родственник полушутливо заметил: «Название-то у нашего района Спасский! Не за спасением ли Господь привел тебя сюда?»
Я осознал, что мне необходимо исповедаться.
В воскресенье снова пошел в храм, где приложился к святым мощам. Исповедываться во время службы не хватило духу. А когда церковь опустела, подошел к настоятелю. Я начал говорить. Память из самых темных недр души выволакивала такие мерзости, о которых не то что говорить, думать боялся. Говорил, а сам удивлялся, как могу это все произносить вслух.
Исповедь длилась больше часа. Столько же времени я слушал духовные наставления настоятеля храма. Из церкви не шел, а словно на крыльях летел.
Вскоре пришлось уехать к себе домой. Не мог поверить, но пристрастия к наркотикам не было. Сердце наполняло радостное чувство, что можно жить по-другому. Очень сильно хотелось вновь приехать в Болгар. Бросил все дела, через месяц вновь посетил эту землю. Побывав на святом колодце, облился из него с верой об исцелении души.
Моя жизнь резко изменилась. Сменился круг знакомых, нашлась интересная работа, появилось трезвое отношение к жизни. Не могу с уверенностью сказать, как сложиться мое будущее. Но ощущение чуда, произошедшего со мной на болгарской земле, будет жить во мне всегда.
Хочу сказать всем: не пройдите мимо такого великого места. Поистине дивен Бог во святых своих, посылающих нам свою помощь, спасающих нас!
Сергей, г. Саратов

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
http://www.kazeparhia.ru/temples/poblagochiniym/spasskoe/svklavraam/
http://sobory.ru/
Фото: пользователь Терентий.
Авраамий Болгарский // Открытая православная энциклопедия «Древо».
Авраамий (Аврамий) Болгарский // Православная энциклопедия. Том I. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 172-173. — 752 с. — 40000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
Житие святого мученика Авраамия Болгарского// Православный Болгар.
http://www.bolgar-hram.info/

Авраамий жил в XIII веке, происходил из камских болгар-мусульман и был богатым купцом. Он был весьма добр и милостив к бедным. После принятия христианства в городе Болгары Авраамий стал проповедовать соотечественникам-мусульманам о Христе Спасителе. Его схватили и после мучений казнили. Небесный покровитель благочестивых купцов, благотворителей и миссионеров. Ему молятся о дарование веры, обращение в Православие мусульман, иных иноверцев и сектантов.

***

Тропарь мученику Авраамию Болгарскому, глас 4

Днесь, благовернии людие, сошедшеся, восхвалим добляго сего мученика и страдальца Аврамия, сей бо, укрепляемь силою Божиею, душу свою положи за Христа, много пострадав от зловерных болгар. Сего ради от Господа венец прият и ныне предстоит Ему и молится о граде сем и о всех нас, чтущих память его.

Кондак мученику Авраамию Болгарскому, глас 3

Укрепився, славне, любовию Господнею и Того честный Крест на рамо взем, иго Господне, посрамил еси диаволя коварствия и пострадал еси даже до смерти, и сего ради, досточудне, явися страдалец велик, Авраамие, и оружником храбротаинник и участник Божия благодати.

Второй кондак мученику Авраамию Болгарскому, глас 8

Яко многоценное сокровище, принесено бысть от Болгарския страны во град Владимир пречестное тело твое, мучениче Авраамие, имже подаеши всем чтущим преславную память твою обилие исцелений, предстоя на Небеси Христу Богу и моля Его о спасении душ наших.

Величание

Величаем тя, страстотерпче святый Авраамие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Молитва мученику Авраамию Болгарскому

Святый мучениче Авраамие, доблий воине Христа, Царя Небеснаго, в скорбех и напастех преславный наш помощниче и защитниче! Ничтоже возможе отлучити тя от любве ко Господу Иисусу: ни лестная обещания благ временных, ни прещения, ни муки от злых врагов святейшия Христовы веры; ты, яко лев, изшел еси на брань противу волков мысленных, духов злобы, подвигших на тя, ради добраго твоего исповедания, единоплеменный тебе народ болгарский, и, яко огненная стрела, тех поразил еси силою благодати Святаго Духа и крепкия, яко смерть, любве твоея к Богу. Аще и пролиял еси кровь твою за Христа Бога нашего, погубив временную жизнь, обаче безсмертною душею, яко орел, воспарил еси в Горния обители Отца нашего, наследовав там вечную жизнь, славу и блаженство неизреченное и оставив нам нетленныя останки твоя, яко крин многоценный и благоуханный. Веруем, страстотерпче святый, яко, предстоя со Ангелы и всеми святыми Престолу славы Триипостаснаго Бога, усердныя и Богоприятныя возносиши молитвы не токмо о нас и о граде нашем, но и о всей святей Христовой Церкви и православнем отечестве Российстем. Веруем, преславный чудотворче, яко ты, силою Всемогущаго Господа Иисуса Христа, чрез святыя мощи твоя, источаеши обильныя дары благодатныя помощи во спасение всем, с верою к тебе притекающим, наипаче же испрашиваеши кончину с покаянием тебе чтущим и благосердно помогаеши немощным младенцем, да вси от мала до велика единодушно прославляем неисповедимое величие благости Божией. Темже верою и любовию ко святым мощем твоим припадающе и благоговейно оныя лобызающе, умоляем тя, добрый на Небеси наш молитвенниче и заступниче: помогай нам, грешным и смиренным, твоими молитвами во всех скорбех, нуждах и обстояниих наших, сохраняй нас и град сей от всякаго зла и всякия напасти, наипаче же споспешествуй вечному спасению нашему и всех, просящих от тебе помощи и заступления. Ей, смиренно молим тя, угодниче Божий: моли Христа Бога нашего, да даст Он мир и тишину всем православным Христианом и да отвратит от нас всякий гнев, на ны движимый, да избавит нас от сетей вражиих, томления во узах греха и мучений адских и да сподобит нас, недостойных, одесную Себе стати на Суде Своем праведном и внити в вечный покой святых Его, идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих доброту лица Его; и тако возможем с тобою и всеми святыми безконечно прославляти Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Аминь.

Волжские болгары называли Авраамия Болгарского вероотступником, русские — святым мучеником. Претерпев кончину от рук соплеменников, святой Авраамий Болгарский по воле Господа упокоился своими мощами в Успенском соборе Княгинина монастыря.

Житие чудотворца Авраамия Болгарского полно традиционных агиографических формул и образов, превращающих его в своеобразную словесную икону; несомненных же фактов жизни предание предлагает лишь несколько: их, в сущности, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Святой Авраамий Болгарский родился и вырос в Волжской Болгарии в правоверной мусульманской семье — соответственно и исповедовал он от младых ногтей ислам как родную религию, впитанную с молоком матери. При этом, как это обыкновенно случается со святыми, уже в детстве Авраамий заметно отличался от сверстников, не принимая участия в шумных и нередко злых забавах, не имея пристрастия к материальным благам, любя одиночество и размышление. С возрастом эти качества его душевной организации проявлялись лишь ярче и выпуклее. А наблюдение и размышление подвигли Авраамия к мысли о неправедной жизни его соотечественников и в конце концов понудили усомниться в истинности магометанства.

Повзрослев, Авраамий, подобно многим волжским болгарам, стал купцом. Это было промыслительное решение, ибо оно позволило ему побывать на Руси и ближе познакомиться с христианами, уже виденными им на базарах Болгара: тут бывали русские торговцы. И вскоре святой, отказавшись от магометантства, крестился. Где это произошло, не известно, но с большой вероятностью можно предполагать, что в русских землях, — христианских церквей и священников в Волжской Болгарии просто не было.

Торговые дела Авраамия Болгарского шли хорошо, удача сопутствовала ему, приносила богатство, которое, впрочем, не разожгло в святом алчности, как это обычно случается, — лишние деньги он раздавал в качестве милостыни. Внутренне же, напротив, стал еще более строг и сосредоточен, нежели раньше, — нося в себе страх Божий, Авраамий, подражая древним аскетам, тайно возложил на себя вериги и уже никогда их не снимал. Милость его к несчастным и страждущим с тех пор еще более возросла.

Единственное, что приносило ему острое страдание, — это то, что его соплеменники, не знавшие истинного Бога, продолжали оставаться в прелести, неведении и неправедности. Когда сердечная боль от этого превысила все пределы, святой Авраамий встал на путь исповедничества. В 1229 году, возвратившись в Болгар из очередного коммерческого путешествия, он обратился с прямой христианской проповедью к своим соотечественниками, призвав их отказаться от заблуждений магометанства и обратить свои сердца к Христу.

Слушавшие Авраамия Болгарского сначала удивились, а потом пришли в страшную ярость. Уговорами и откровенной лестью они пытались вернуть Авраамия в лоно ислама, однако тот был непреклонен, и, отчаявшись в своих попытках, изнемогая от злобы на «изменника», бывшие его единоверцы повесили мученика вниз головой, после чего четвертовали.

Русские купцы, бывшие в то время на ярмарке в Болгаре и явившиеся свидетелями жестокой расправы, погребли тело мученика, а позже поведали о его подвиге владимирскому князю Георгию Всеволодовичу.

Как Мощи чудотворца Авраамия Болгарского попали на Русь

В 1223—1229 годах Владимирское княжество вело войну с волжскими болгарами. В начале 1230 года к князю Георгию Всеволодовичу, сыну основательницы Княгинина монастыря княгини Марии Шварновны, явились болгарские послы просить мира — к тому времени Волжская Болгария уже испытала первый натиск татар и пыталась избежать войны на два фронта.

Незадолго до этого Георгий Всеволодович слышал рассказ вернувшихся из Болгара Великого русских купцов о святом чудотворце Авраамии Болгарском, весной 1229 года принявшем мученическую кончину в главном городе Волжской Болгарии от рук соотечественников-магометан.

Князь предложения волжских болгар рассмотрел благосклонно, но на мир согласился лишь при условии передачи тела убиенного Авраамия во Владимир. Это условие было принято, и ранней весной владимирцы встречали мощи мученика — по преданию, нес их в Княгинин монастырь, где им надлежало пребывать, на своих плечах сам князь Георгий Всеволодович.

Сразу же развилось почитание святого Авраамия — уже в 1231 году владимирский и ростовский архиереи установили празднование мученику 6 марта, в день перенесения его мощей во Владимир.

В монастырской описи 1665 года указывается, что гробница святого Авраамия находится в северном, Благовещенском, приделе справа от царских врат. При этом исследователи предполагают, что в 1230 году мощи мученика были положены в самом храме, а в приделе их сокрыли после того, как Владимир стал страдать от татарских набегов. Потом старый Успенский собор оказался разрушен. При его возобновлении на рубеже XV—XVI веков Авраамиевы мощи были открыты и переложены в деревянный гроб, упоминаемый в описи 1665 года. В 1711 году мощи перенесли из придела в храм, поместив их в новую деревянную раку, — на этом месте они оставались до 1916 года, когда их снова перенесли — на этот раз в Авраамиевский придел Казанского храма.

Мощи Авраамия Болгарского после революции


В 1919 году большевики совершили кощунственное вскрытие мощей святого Авраамия — с неизбежным «разоблачением поповских сказок». Тем не менее до самого закрытия Княгинина монастыря святые мощи по-прежнему пребывали в обители, а потом началось их «хождение» по музеям.

С 1923 года они значатся как экспонат музея, размещенного в бывшем Успенском кафедральном соборе Владимира, с 1931 года — в антирелигиозном отделе Ивановского музея, с 1945 года — предположительно снова во Владимирском музее, позже — в Суздальском музее. В последний раз мощи мученика упомянуты в 1954 году среди «вещей», «подлежащих исключению из инвентарной книги основного фонда Суздальского музея как не имеющих музейного значения». Тогда, вероятнее всего, они были уничтожены.

В 1993 году святой Авраамий все-таки вернулся в Успенский собор — частицей своих мощей, сохраненной святителем Афанасием (Сахаровым), викарным епископом Владимирской епархии, и переданной им после закрытия монастыря последней настоятельнице обители игумении Олимпиаде (Медведевой).

После кончины матушки частица мощей передавалась из рук в руки ее келейницами и духовными дочерями — ныне она хранится в ковчеге в южной части Успенского собора.

Этот богатый и знатный купец жил в Волжской Булгарии в конце XII-начале XIII вв. Жизнь этого человека сильно отличалась от жизни многих его земляков и соплеменников. Был он человеком необыкновенно сострадательным, милостивым к бедствующим, тратил свои богатства на нужды страждущих. Посещая русские города, общаясь с русскими купцами, он глубоко заинтересовался христианской верой. По Божию смотрению благодать коснулась его сердца и, познав истину святой веры Христовой, он принял Святое Крещение. Так сей купец становится христианином и получает новое имя, с которым и записан на страницах книги жизни, - Авраамий (нигде в летописях не упоминается об имени святого до Крещения*). По Крещении святой евангельским словом, а - главное - христианским образом жизни несет апостольскую проповедь среди своего народа. И как до принятия христианства сострадал Авраамий бедствиям и лишениям ближних, так по принятии спасительной веры Христовой, стал болезновать духом и скорбеть о духовных бедствиях своих единоземцев, о незнании ими истинного Бога неба и земли, открывшегося нам через Единородного Сына Своего во Святом Духе, и о происходящем от сего незнания неустройстве и беспорядочности нравов (Ин. 17:3; Римл. 25:31). Одушевленный святою ревностью по святой вере и братскою любовью к нечестивым соплеменникам своим, Авраамий, будучи по торговым делам в столице Волжской Булгарии - Великих Булгарах, во время ярмарки (ага-базара) вместо того, чтобы заниматься торговлею и приобретать блага временные, земные, начинает благовествовать своим единоплеменникам о благах вечных, нетленных, и предлагает им проповедь о Христе богочеловеке, «распеншемся за ны волею, воскресшему из мертвых и со славою воснесшемся с плотию на небо», о безначальном Его Отце и о совечном Отцу и Сыну Всесвятом Духе.

В изумление пришли болгары, услышав проповедь христианскую от своего единоплеменника и бывшего единоверца. Его соотечественники не только не изъявили сочувствия к проповеди святого мужа, но даже раздражились на проповедника, особенно когда увидали его непреклонность после многократных увещаний и советов оставить христианскую веру. Они стали Авраамия первоначально, как любимого всеми, уговаривать, чтоб оставил Христову веру. Когда ласковые убеждения не подействовали на исповедника Христова имени, ему стали угрожать отнятием имения. На эти угрозы блаженный отвечал, что за Христа Спасителя он готов лишиться не только имения, но не пожалеет и самой своей жизни. После этого пошли побои. Били Авраамия «всем миром», били так жестоко, что на теле мученика не осталось ни одного неповрежденного места «яко не бытии на нем места цела и неуязвленна» (из акафиста мученику). Пытались заставить его замолчать, отречься от Христа, но было тщетно. Тогда болгары, рассвирепев, как звери, на исповедника много дней томили его в заключении, многими мучениями принуждая отвергнуться веры христианской. Не изнемог в муках доблестный страдалец за истинную веру, но укрепляемый благодатию Божиею, еще больше утвердился в святой любви к Искупителю мира. Тогда, видя его непреклонность в вере, злобные изуверы отвели за город и у колодца, недалеко от берега Волги отсекли ему сперва руки, потом ноги и главу. Так 1 апреля 1229 года с исповеданием истинной веры на устах отошел к своему Небесному Отцу этот милосердный и искренний человек Божий. Муромские купцы, бывшие тому свидетелями, погребли мученика на особом кладбище, «где погребались все христиане». Господь вскоре наказал жителей Великих Булгар за кровь Своего угодника страшным пожаром «... вскоре выгорел оный град Великий со многим и неисчисленным богатством!»

При гробе очень скоро начались знамения, послужившие поводом к почитанию святого, слух о которых распространился по всей Православной Руси. В 1230 году к благоверному владимирскому князю Георгию Всеволодовичу явились послы от волжских булгар просить мира (после шестилетней войны с Русью). Князь Георгий согласился на их желание и, едва заключен был мир, послал в Булгары посольство для перенесения мощей мученика Христова. 9 марта 1230 года его мощи были перенесены во Владимир, в Княгинин монастырь (где и поныне хранится уцелевшая частица).

Незадолго до революции в с.Болгары были переданы древний образ святого с частицей его мощей и старая деревянная рака. Эти святыни были утеряны в период безбожного лихолетья. Сохранилась лишь фаланга перста правой руки, в безбожное время сберегавшаяся с благоговением жителями города по домам, ныне же находящаяся в Свято-Авраамиевском храме г. Болгара. Господь прославил Своего угодника многими чудесами, происходившими по его молитвам у святых мощей. Было замечено, что мученик обладает особой благодатной силой предстательствовать перед Богом о больных детях, сохранились записи об исцелении больных. Авраамию Болгарскому молятся о покровительстве и успехе в торговле, личном предпринимательстве . Так гласит житие этого замечательного святого.

На месте его казни забил источник чистой воды, от которого начали исходить исцеления. Можно предполагать, что и после смерти мученик молитвенно предстательствует за своих соплеменников булгар. Местное предание говорит о том, что первым человеком, получившим исцеление от этого источника, был человек мусульманского вероисповедания.

Сейчас на месте святого источника мученика Авраамия Болгарского** находится архитектурный ансамбль в стиле построек Волжской Булгарии с колодцем внутри. Отсюда открывается вид на Волгу, и можно полюбоваться её простором. В ветреную погоду река с барашками волн даже несколько похожа на море. На этом месте когда-то находился Ага-Базар (плывучий базар). Здесь можно было купить всё, что душе угодно: сибирскую пушнину, восточные пряности, ткани, украшения и т.д.

Святой Авраамий:

Мне показалось, он немного похож на меня =)

Вода считается целебной. Известны случаи исцеления болящих как среди местных жителей, так и среди приезжающих. Источник посещают люди из других городов и сёл, не только православные, но и мусульмане. Приятная на вкус вода. Все бутыли, которые у нас были, мы наполнили этой водой и привезли домой в Башкирию.

Когда восстанавливали ключ, было найдено множество таких крестов. Их ставили здесь люди в благодарность Господу за помощь, которую они получали после молитв на этом святом месте. Чтобы и другие знали, что это место особое и благодатное.

Единственное, что меня немного огорчило, это плохая дорога, ведущая к источнику. Глядя на то, как облагораживается вся территория Болгарского городища, это место кажется намеренно игнорируемым. Надо бы и сюда проложить новый асфальт. Ведь туристы сюда тоже приезжают.

А это храм святого Авраамия. На всем белом свете имеется всего два храма, посвященные этому святому. Второй храм находится во Владимирской области в поселке Энергетик. Мне кажется, церквей с таким названием должно быть гораздо больше, особенно в Татарстане. Это же все-таки местный и даже, можно сказать, национальный святой для казанских татар (среди них православных сейчас очень много и их становится все больше и больше), кряшен и чувашей, для которых волжские болгары являются прямыми предками. Если бы булгары пошли христианским путем, сейчас Авраамий для них был бы таким же популярным, как святой Патрик у ирландцев. А 1 апреля, возможно, отмечался бы как национальный праздник - День Святого Авраамия. Но, к сожалению, булгары упустили этот шанс. Впрочем, кто знает, если популярность Авраамия достигнет достаточных высот, этот праздник действительно станет отмечаться широкомасштабно... Дай Бог, Дай Бог!

Памятник в честь 20-летия основания храма его именем:

Что меня приятно удивило, так это большое количество туристов, посещающих сей храм. Значит, все-таки люди знают об Авраамие Болгарском:

Иконная лавка:

Себе купил вот эти две маленькие иконки. По опыту знаю, ни в одной церкви их нельзя найти, только в храме Святого Авраамия они имеются:

Авраамий Болгарский - покровитель мусульман, обратившихся ко Христу! А так же предпринимателей и болящих младенцев:

Рака с частицей мощей Авраамия Болгарского:

Не описать тот трепет, который меня охватил, когда я прикоснулся к нему:

В отличие от большинства православных церквей, тут много скамеек.

К сожалению, все это фотографировалось в спешке и мне не удалось сделать все, что мне хотелось, я даже не смог побывать на литургии, а так хотелось! Увы, надо было скорее ехать домой. Но я сюда еще вернусь, дай Бог!

* Возможно, до крещения его звали Ибрагимом, т.к. это имя в Волжской Болгарии было распространено (например, известны булгарские правители с таким же именем). А мусульманское Ибрагим по-христиански звучит как Авраамий .
** Есть и другое название у источника - "Туйбике коесы" (Источник Туйбики). По одной из легенд, Туйбика была дочерью булгарского царя Айдара.

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • К оглавлению:Свято-Успенский Княгинин женский монастырь
  • Свято-Успенский Княгинин женский монастырь.
    9. Святые мощи мученика Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца.

    1230 году сын великой княгини Марии великий князь Георгий принес во Владимир и положил в Княгинином монастыре мощи святого мученика и чудотворца Авраамия.

    Святой мученик Авраамий был из богатых купцов, родом из волжских болгар, исповедовал магометанство. Общаясь по делам купеческим с христианами, уверовал во Христа и принял Святое Крещение. За ревностную проповедь Евангелия он был умучен и усечен мечом своими соплеменниками (| 1229). Тело его было погребено христианами. Владимирские купцы много рассказывали великому князю Георгию Всеволодовичу о святом чудотворце. После победы над волжскими болгарами князь поставил условием мира выдачу ему тела мученика Авраамия. На своих плечах принес князь святые мощи в основанный его матерью великой княгиней Марией Шварновной Успенский монастырь. В то время случилось много исцелений от честных мощей мученика Авраамия.


    Святой мученик и чудотворец Авраамий Болгарский. Фреска на западной стороне юго-западного столба в Успенском соборе. XVII век.

    В 1231 году епископом Владимирским Митрофаном и епископом Ростовским Кириллом было установлено празднование памяти мученика Авраамия Болгарского в день перенесения его святых мощей во Владимир - 6 марта. Во время татаро-монгольских набегов мощи были спрятаны в Благовещенском приделе и почивали там до начала XVIII века.

    Торжественное открытие и перенесение мощей мученика Авраамия в главный придел Успенского собора обители состоялось 11 мая 1711 года в Неделю о расслабленном. Мощи были положены в деревянную раку. С того времени совершается празднование в честь святого мученика в 4-ю Неделю по Пасхе. Празднование это всегда было особо торжественным, а с 1785 года было установлено «крестное хождение» из кафедрального собора в Успенский монастырь. Воскресенье это называлось во Владимире «Авраамиевым».

    Позднее, в 1916 году, мощи мученика Авраамия были перенесены в теплый Казанский храм, в благолепно украшенную раку с гранитной сенью, которая сохранилась до сего времени.

    После революции, 11 февраля 1919 года, состоялось вскрытие мощей мученика Авраамия, которое отозвалось болью в сердцах и душах православных людей Владимирской земли. Но и после такого поругания святой угодник являл чудеса помощи и заступления, подвигая народ к покаянию и молитве.

    В 1931 году Ивановский областной музей получил из Владимирского районного отделения ряд «экспонатов», среди которых первым в списке значились мощи мученика Авраамия. В дальнейшем след мощей теряется. И последнее упоминание о них, как «не представляющих исторического значения», встречается в «Акте о вещах, подлежащих исключению из инвентарной книги фонда Суздальского музея» за 1954 год.

    Бережно хранилась сестрами обители частица мощей, спасенная владыкой Афанасием. В этой святыне сестры и прихожане разоренной обители видели залог об исполнении предсказания владыки Афанасия (см. с. 42).


    Икона святого мученика Авраамия Болгарского и ковчежец с его мощами - древнейшей святыней монастыря.

    Сейчас для частицы мощей мученика Авраамия устроен красивый ковчег, перед которым находится вновь написанная икона святого, и деревянная резная сень над ними. Все притекающие к святому получают благодатную помощь и милостивое заступление.