Предсказания

Иеромонах Виссарион: “Ванга – несчастная женщина, жертва темных сил”. Православная церковь о ванге

Пользовательского поиска

Добрый день, батюшка! Спасибо Вам за Ваши ответы. Еще вопрос. А каково отношение православной церкви к Ванге и ее предсказаниям?

Добрый день! Ванга была таким же экстрасенсом, как Кашпировский, Чумак и Григорий Распутин. Да, она обладала даром некоего предвидения. Но дар этот был для неё самой как проклятие, потому что исходил он от силы явно не Божественной. Это видно из воспоминаний о Ванге митрополита Неврокопского Нафанаила (Болгария).Согласно его воспоминаниям, Ванга проживала на территории Неврокопской епархии, предстоятелем которой и являлся владыка Нафанаил. Однажды, незадолго до смерти Ванги, к митрополиту Нафанаилу прибыли посланцы от нее и передали ее просьбу приехать к ней. Ванга сообщала владыке, что очень нуждается в его совете и нижайше просит его снизойти к ее старости и болезни и приехать к ней. Владыка, надеясь, что может она желает покаяться, обещался быть. Когда он через несколько дней приехал и вошел в комнату старухи, он держал в руках крест-мощевик с частицей Честного Креста Господня. В комнате было полно народа, Ванга сидела в глубине, что-то вещала и не могла слышать, что еще один человек тихо вошел в комнату. Вдруг она прервалась и изменившимся низким хриплым голосом с усилием проговорила: "Сюда кто-то зашел. Пусть он немедленно бросит на пол ЭТО!" "Что "это"?" - спросили у Ванги окружающие. И тут она сорвалась на бешеный крик: "ЭТО! Он держит ЭТО в руках! ЭТО мешает мне говорить! Из-за ЭТОГО я ничего не вижу!" - вопила старуха, топая ногами и раскачиваясь. Владыка развернулся, вышел, сел в машину и уехал. Это очень похоже на одержимость. в определённые млменты она была как медиум в руках какой-то враждебной силы. Поэтому Церковь относится к Ванге и её предсказаниям крайне негативно.Ванга видела будущее, но информация ее была бесполезной.Эта информация была как ПРИГОВОР!Принимающий ее ничто уже не мог изменить.А прозорливый человек(батюшка,священник) от Бога никогда не скажет своему духовному чаду о том что он через неделю умрет,даже если это будет правдой!А подойдет и скажет ему: - дорогой мой,дитя мое,тебе нужно сходить причаститься.И тем самым поможет человеку спастись,получить возможность прощения грехов!А там глядишь и Господь не возьмет человека из этой жизни раньше времени. В книге Деяний описывается случай, когда апостол Павел изгнал из женщины духа прорицательного, хоть она и вещала правду: "Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки -- рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час." (Деян.16, 16-18). То есть, как видите, и отношение апостолов к данному феномену было явно негативным. Благослови вас Господь!

Интервью, данное иеромонахом Виссарионом, автором книги “Петр Дынов и Ванга - пророки и предтечи антихриста” газете “24 часа”.

15 марта 2011 г. в одном из главных духовно-просветительских центров Софии - Приходском центре при храме Свв. Кирилла и Мефодия состоялась презентация книги Его Высокопреподобия иеромонаха Виссариона Зографского “Петр Дынов и Ванга - пророки и предтечи антихриста”. С благословления Его Святейшества Болгарского патриарха Максима мероприятие было организовано председателем храма Свв. Кирилла и Мефодия о. Александром Георгиевым и братством болгарского монастыря Св. Георгия Зографа на Святой Горе Афонской в лице его игумена схиархимандрита Амвросия и иеромонаха Виссариона. В подготовке и проведении этого очень значимого для Болгарии события участвовали о. Сергей Павлов, священник в столичном храме Св. Мины в жилом квартале Модерно предградие, д-р Десислава Панайотова-Пулиева, директор Центра религиозных исследований и консультаций им. свв. Кирилла и Мефодия и г-жа Весела Игнатова, региональный редактор официального сайта Болгарской патриархии.

- Bаше преподобие, Ваша книга ”Петр Дынов и Ванга - пророки и предтечи антихриста” наделала много шума.

Одна часть книги посвящена анализу учения Дынова, а другая Ванге - современной ворожее. Оба они уже в руках Бога, но плохо то, что успели внедрить в общество заместитель христианства, называемый оккультизмом. Он оперирует как будто бы церковными понятиями, но в действительности тянет людей в другом направлении. Эта уловка и заставила меня написать о Дынове и Ванге.

- А как Вы это объясните людям, многие из которых считают Вангу святой?

Это плод атеистического воспитания. Наш народ держали в духовном неведении именно в те годы, когда появился феномен Ванги. Людей, забывших об истинных критериях святости и духовности, можно легко заблудить.

Общество само может найти аргументы в пользу того, была ли Ванга святой или нет. Достаточно взглянуть на силы, с которыми она общалась. Как они держались с ней. Есть много свидетельств, что они мучили Вангу.

Ее поклонница Величка Ангелова в своей книге “Пророчества Ванги - единственная связь между небом и землей” описывает случаи, когда вышеупомянутые силы заставляли Вангу сметать паутину ночью, затем раздеваться и снова одеваться. Бессмысленные вещи. Когда Ванга пыталась сопротивляться, они, по ее рассказам, столкнули ее с лестницы и она сломала себе ногу. Все эти вещи показвают темную природу этих сил.

Бог не держится так со своими созданиями. Бог не держится как тиран. Хорошо известно, что Ванга впадала в транс. Это не божественное состояние, а напротив: медиум (в данном случае Ванга) впадает в транс под влиянием темных сил, которые используют его тело как бездушную вещь.

Никто нарочно не хочет очернить Вангу - ее поклонницы сами пишут об этих вещах. Пишут, потому что не понимают их истинную сущность. Величка Ангелова описывает момент, когда Ванга рычит как собака, угрожает окружающим, что сделает им зло, ломает кости. Эти моменты показывают людям, кто была на самом деле Ванга - несчастная женщина, мучимая злыми силами. Много раз она жаловалась на головную боль. После транса чувствовала себя плохо. Все это очень важно для понимания того, была ли она святой или нет.

- И даже если она была жертвой, она помогала людям.

Точно в этом заключается вопрос. Эта помощь может иметь два источника. Один - божественный, проявляющийся через Бога, святых или исцеление от икон. Другой - уловка, потому что злые силы не могут привлечь к себе людей, проповедуя смерть и разрушения. Их уловка это кажущаяся помощь. И люди без духовных критериев обращаются к таким, как Ванга. Вера Кочовская также из экстрасенсов подобного рода.

- Где теперь Вера Кочовская и баба Ванга?

К сожалению, Божье слово говорит, что чародеям, которые занимались вызыванием мертвых (сама Ванга говорила, что общалась с душами умерших) место не у Бога, а в огненном озере. Так буквально пишется в Священном Писании. Мы можем довериться Божьему слову, но имеем свободную волю и не довериться. Однако христианин должен верить словам Бога и выстраивать свою жизнь в соответствии с ними. Русский архимандрит Варнава описал один случай, произошедший вскоре после смерти Ванги. Она явилась к своей сестре Любке и сказала ей: “Хватит, хватит литургий. Хватит. Они мне не помогают. Напротив, я нахожусь в темноте ада и они меня сжигают”. Конечно, нельзя доказать, что это видение верно на 100% и оно показывает, где сейчас Ванга. Но многие факты приводят к этому выводу.

Ванга имела много богословских заблуждений. Она говорила о перерождении, об учении Рериха “Агни йога”, которое официально отречено Церковью. Она говорила, что Дынов святой. А он объявлен самоотлучившимся от Церкви человеком, еретиком, опасным лжеучителем. Она говорила о фатализме, о метемпсихозе (переходе человеческой души из одного тела в другое). По ее мнению, Христос не имеет фигуры, а известно, что Христос принял человеческую плоть. Т.е она искажает веру из-за общения с духами. И в результате получает общение с темными силами зла.

Я сравнил в деталях лечение, которое применяли святые отцы, с лечением Ванги. Разница поразительная. У Ванги было много магических элементов. Например, если у человека был страховой невроз, Ванга советовала ему зарезать петуха, вынуть сердце и положить его в бутылку с вином, затем съесть и выпить вино. Старец Паисий говорил, что многие маги главным образом лечат людей, одержимых бесами, и болезни которых произошли не в силу естественных факторов, а из-за темных сил.

Из-за своей связи с бесами Ванга могла “помогать”, но душа исцеленных телесно людей оказывалась связанной с бесовским влиянием. Мы должны смотреть не только на то, что стало с телом некоторых людей, но и на то, что произошло с грешной душой. Бог не случайно говорит, что люди вызывающие мертвых, впадают в грех перед Ним. Можно ли пренебречь Божьими словами и начать думать своим человеческим мышлением? Бог думает вечными категориями, а человеческая мысль направлена на земной мир.

- Священник из Петрича объявил, что Вангу нужно канонизировать как святую

Да, архиерейский наместник Ангел Кочев. Я глубоко сожалею, что призванный быть учителем людей в правой вере и вести их к вечности, он пытается канонизировать преклонение перед злом, потому что в ее теле обитали именно нечистые силы. И вместо того, чтобы объяснить людем, что такое ворожея, маг и экстрасенс и что эти явления отрицаются Богом, он пытается поставить зло в пример.

Проф. Светлин Русев говорит, что такие священнослужители, как Вы, это позор и для церкви, и для веры, а Дынов и Ванга дар судьбы для этой несчастной земли.

К сожалению, Светлин Русев является представителем оккультного общества, которое не хочет следовать голосу Христа и Иоанна Рыльского, а преклоняется перед оккультным учителем, каковым является Петр Дынов Он имел претензии к божественности - считал себя или переродившимся Христом, или Отцом, или духом истины. Дынов говорил: “Христос пришел 2000 лет тому назад, сын пришел, а сейчас в Болгарию пришел Отец” и визирует себя. Может ли христианин, каким он себя считал, так богохульствовать?

Дынов в сущности является предтечей антихриста, потому что антихрист, когда придет, будет утверждать, что он Бог. Плохо то, что достаточно много людей будут обмануты его чудесами, его личностью, будто бы несущей свет, который в дейсвительности будет прикрывать темноту. Дынов потому опасен, что имел естественные способности духовного лидера. Слово его было наполнено силой, но оно не вело к истинному христианству, а к бездне.

В данный момент возрождается интерес к восточным учениям, к оккультизму и Дынов является прекрасным примером именно такого оккультного лидера с доказанными гипнотическими способностями.

Св. Синоду многократно задавались вопросы, но до сих пор он так и не высказал официальной точки зрения на феномен Ванги. Почему наши духовные учители молчат, вместо того, чтобы указать нам верный путь?

К сожалению, Вы правы. В важных вопросах митрополиты должны вести народ, а не народ митрополитов. Они должны проявлять твердость и решимость. Но поймите - долгие годы Церковь сознательно лишалась самых лучших своих чад.

В Церкви работали агенты госбезопасности и они ее вели в погрешном направлении. Митрополит Климент действительно был агентом ГБ. Госбезопасность заботилась, чтобы в семинарии и Духовную академию попадали люди, не всегда достойные этой чести. Но каждый из нас несет ответственность, включая и духовных лидеров. Бог спросит каждого, почему он не сделал того, что должен был сделать.

Мы, церковные представители, не находимся на том уровне, на котором должны быть, но мы - часть этого общества. СМИ ожидают от священников и митрополитов, чтобы они были ангелами Божьими во плоти. Мы не ангелы Божьи, но должны пытаться ими быть. Пусть каждый человек всмотрится в себя перед тем, как указать пальцем на другого и говорить: “Он сгрешил, он упал”.

Но Вы правы в том, что архиереи долго молчат по поводу Ванги. Сейчас я надеюсь, что состоится общественная дискуссия по этим важным вопросам. Я хочу, чтобы учение Христово было услышано. А каждый сам может сделать выбор кому верить - ворожеям, оккультистам, Светлину Русеву или учению Христа. Но нужно дать возможность человеку сделать свой выбор.

Много писалось об окружении Людмилы Живковой и об ее интересе в последние годы жизни к оккультизму. Среди близкого окружения были Светлин Русев, Богомил Райнов, а также Святослав Рерих, которого пригласили сделать выставку и даже наградили. Все они эрудированные творцы, интеллектуалы, с помощью которых Людмила Живкова управляла культурой в Болгарии. А Ванга была близка с ними. Может быть занятия верхушки общества каким-то образом отразились на народе?

Несомненно они повлияли на целостное движение болгарского общества к оккультизму и, к сожалению, Ванга имела покровителей на высших этажах власти. Она была связью между оккультным, темным и простыми людьми, потому что к ней ходили не только партийные функционеры, но и люди из народа. И именно Ванга была мостом, по которому темные силы вошли в душу болгарина. Но несомненную роль сыграла и Людмила Жинкова, а сейчас и Нешка Робева, которую считают положительной личностью в обществе. Она действительно имеет много положительных сторон - это видно и по ее лицу. Она воспитала наших девушек, которые стали чемпионками мира по художественной гимнастике и прославили нашу страну. Этого нельзя забыть. Но вот и Нешка Робева поддерживает Вангу! И снова мы приходим к тому, что не хватает духовного образования и духовных критериев. В то время, как Ветхий Завет категорично называет таких людей, как Ванга - предсказателей, магов, гадателей, ворожей, экстрасенсов и т.д. - грехом перед Богом, священник из Петрича, призванный Богом быть учителем, говорит: “Давайте канонизируем Вангу”. Это показывает, как движется во времени болгарское общество - к оккультному восприятию событий. В этом моя боль и поэтому я написал эту книгу - чтобы сделать сравнение между оккультизмом и истинным христианством, а каждый человек пусть сам сделает свой выбор.

В 12 лет Ванга ослепла при трагических обстоятельствах. Причем существует две версии, одна, так сказать официальная, (ослепла, попав в смерчь), которую рассказывала Ванга и ее последователи, и версия, извлеченная на свет из архивов полиции болгарской журналисткой Святославой Тодорковой (была изнасилована и ослеплена насильником).


Болгарская журналистка Святослава Тодоркова разыскала архивы метеонаблюдений начала 20 века.(0:11:40) «Я сделала справку в метеорологической службе. Мне сделали архивную справку с 1900 года: Были ли в этом районе какие-то стихийные бедствия? Торнадо или крупные ветры? И мне ответили, что ничего такого не было.

Также ей удалось разыскать рапорт полиции Новосела, где в то время жила Ванга «Из полицейского рапотра 1923 г, Струмица, Македония: Местными жителями на окраине Новосела без сознания найдена девочка примерно 12 лет. В больнице врачи подтвердили. Она была изнасилована. Более того, преступники выкололи ей глаза» (0:12:45) ...В рапорте не указано имя, но совпадений и так слишком много»

Пророчествовать, или как она сама говорит – «гадать», Ванга начала только в 30 лет, перед началом второй мировой войны. Причем, вот как она описывает свой первый контакт с потусторонними силами:

(0:19:23)Ванга: «Приходит незнакомец и спрашивает: Знаю ли я его? Я говорю – нет. Он говорит, что он святой Иоанн Златоуст. Сказал, что на следующий день будет война. И что скажет мне: кто умрет и кто останется в живых. Когда я начала предсказывать, все называли меня сумасшедшей, но уже через четыре часа... началась война».

(0:20:53) Корреспондент; «А мертвые говорят?» Ванга: «Да, они и сейчас говорят. Они здесь рядом стоят» Корреспондент: «Подождите, они здесь?» Ванга: «Да они стоят и сами рассказывают о себе. Например, кто-то приходит ко мне и ищет сына. Голос говорит мне: скажи ему, что сын умер»

Должен сказать, что этот опыт передачи информации в корне отличается от того, что, например, описывал Серафим Саровский:

"Серафим со смирением ответил: - Он шел ко мне, как и другие, как и ты, шел, яко к рабу Божию: я, грешный Серафим, так и думаю, что я – грешный раб Божий, что мне повелевает Господь, как рабу Своему, то я и передаю требующему полезного. Первое помышление, являющееся в душе моей, я считаю указанием Божиим и говорю, не зная, что – у моего собеседника на душе, а только веруя, что так мне указывает воля Божия для его пользы. – Как железо – ковачу, так я передаю себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли ни имею; а что Богу угодно, то и передаю.

Житие, наставления, пророчества преподобного Серафима Саровского чудотворца .(http://www..htm)

Хотя, конечно бывают и посещения святых, но на краткое время, для душеполезного общения. Но я не разу не слышал и не читал, чтобы в голове у святого звучали голоса. На это различие я не могу не указать. Тем более, что звучащие в голове Ванги голоса мучают ее, не дают ей покоя.

(1:06:49) Знакомая Ванги: «Она очень сильно уставала. И всегда говорила, что у нее голова болит. Вы, говорила, сейчас идете домой спать. А меня вот всю ночь будут мучить. Кто ее мучил, я не знаю»

Хотя, в фильме это объясняют как голоса не святых, а как души умерших. Что Церковь тоже не признает. Голоса умерших по учению Церкви и опыту святых, звучать сами по себе не могут. Являться из того мира могут только святые для помощи людям, но никак не простые умершие, чтобы поболтать с оставшимися на земле, через медиума.

Соседка Ванги Василка Стоянова (0:22:57) «Однажды к Ванге пришла женщина, у которой болел муж. Ванга приказала поймать птицу, выташить сердце, положить это сердце в бокал с вином и принести к ней, чтобы оно постояло у нее один вечер. После чего Ванга сказала: Это сердце должен съесть твой муж и выпить вино. Он так и сделал, после чего резко перестал болеть»

Отношение к людям

Ванга: (0: 29:15) «Слушай, гадаю я с 6 апреля 41го года, и до сих пор не видела ни одного бабника, а вот каждая вторая женщина потаскуха»

Гадание и Проклятие

Сама Ванга часто говорила, что на ней проклятие. Что все, кого она любит, умирают. Первый муж Демитр, спился и умер в 1962году. Перед тем как жениться на Ванге он бросил самую красивую девушку в деревне, с которой уже был помолвлен. Любовник Иван Благой, прелюбодействовавший с гадалкой имея жену и четверых детей – повесился (0:32:43 -0: 36:00)

Ванга знала что гадание смертный грех (1:14:10) «Она говорила посетителям, что гадание – это смертный грех. В минуты усталости жаловалась близким, что совершает не Богоугодное дело, и боится, что будет жестоко наказана. Провидица боялась смерти, и того, что ждет ее за гробовой чертой...»

И чтобы снять проклятие она решает построить храм и снять этим свое проклятие (0:36:05).

Надо сказать, что построенная Вангой церковь, весьма странная. Расписывал ее какой-то светский модернистский художник. В итоге получилось нечто не то что не церковное, но и даже просто ужасное, больше напоминающее насмешку над Церковью (см. фото внутри, и снаружи )


Но, мне кажется важнее отношение к самому строительству, к самой постройке церкви. Для чего она ее строила? Из разрозненных цитат становится понятно, что Ванга боялась смерти, боялась наказания за небогоугодное гадание. И считала, что она может загладить свою вину не личным покаянием, а этим самым строительством, и тем, что ее будут в этой церкви отмаливать.

(0:36:30) Ванга: «Церковь будет работать и днем и ночью. Вот... Это вам не городская церковь, чтобы по часам работала, открыта она весь день будет. И двое мужчин чтобы охраняли»

Причем желая очистить себя таким поступком, Ванга совершенно не желает принести плод личного покаяния. Не желает отказаться от гадания хотя это стало единственным условием со стороны Церкви. Покайся, откажись от гадания, и мы освятим твою церковь. Но этого не произошло. Показательно как ведутся переговоры между Вангой и представителем Церкви накануне предполагаемого освящения ее постройки

(1:18:31) Ванга: "служба будет в четверг вечером!» Священник: «Мы не можем прийти. Все люди могут, но священники, монахи не могут».... Ванга: «что вам нужно?! Чего вам не хватает?! Почему не хотите прийти?! Столько людей будет, а вас не будет?! Что это такое? ! В пятницу 14го церковь будем освящать!

Священник: «Священнику так нельзя. Церковь одна. Если ты чувствуешь себя частью этой Церкви, надо делать как положено»

Ванга: «В пятницу придешь освятить церковь! Всё! Да там просто приходишь, аллилуйя, аллилуйя и всё»

Священник поставил условие: храм будет принят и освящен в одном единственном случае: если Ванга покается, и навсегда отречется от предсказательства... Ванга отказалась, и храм так не освятили... тогда она самостоятельно открыла храм. Вместо икон на его стенах изображения самой Ванги»

Обратите внимание на тон с каким она говорит. Она приказывает священнику прийти, и освятить! Более того, по ее словам, это же так просто сделать «приходишь, аллилуйя, аллилуйя и всё» Ужасное поведение взбалмошной старушонки – иначе это не назовешь. Но тут надо понять, почему она себя так ведет. Чувствуется, что она крайне напугана. Ведь если «аллилуйя и всё», то можно и без священника обойтись. Построил и всё! Но нет же, она смертельно боится наказания, она смертельно боится остаться без прощения, без «защиты». Ей крайне нужно «запустить» церковь, заставить, чтобы там начались службы. Ей кажется, что в этом случае ей всё простится! И поэтому она раздражается, когда священник высказывает свой отказ прийти в назначенный Вангой день.

Надо указать на нехристианское поведение Ванги, на отсутствие смирения, гордыню, и самоуправство. Сама решила построить церковь, сама назначила день освящения, и приказывает прийти и освятить, хоть бы даже это была только видимость «приходишь, аллилуйя и всё».

Но еще один эпизод показывает, что Ванга относилась к строительству церкви как к магическому действу.

(1:17:30) «в 94м году за два года до смерти Ванги церковь наконец была построена. Родные рассказывали, что накануне открытия храма пророчица волновалась как никогда, и в последний момент даже заменила черезчур пышную церемонию открытия на камерное семейное торжество»

Прямая речь (1:17:46) «Завтра, когда освящать будем... мне страшно... чтобы я не упала в транс, когда войду...Поэтому не хочу, чтобы кто-либо был рядом... Никому не доверяю... Если упаду в транс в церкви, тогда всё!...»

Очевидно, ей кажется, что если она не впадет в транс, то значит ее простили, но если и в церкви на нее нападут потусторонние силы, «то всё». Она не понимает, что такое покаяние, и что строительство церкви, жертвование миллионов тут вовсе не причем, что нужно одно только сердечное раскаяние. И это говорит о том, что она крайне далека от Церкви. Замечу также, что нигде ни разу я не встречал, чтобы говорилось, что Ванга посещала службы или хоть раз причащалась. Поправьте меня если это не так. Однако, складывается впечатление, что она была очень далека от Церкви.

Последние годы жизни

(0:43:55) "В последние дни жизни Ванга чувствовала себя крайне плохо. Она мучилась от кошмарных видений, постоянно теряла сознание, и говорила какие-то бессвязные фразы. Это фрагмент ее предсмертного интервью. Ванга: «Ох какие вокруг клоуны. Оставьте меня хоть сейчас, чтобы у меня не тряслось сердце»

Ванга к концу жизни накопила большое состояние. Охранник Ванги Петр Костадинов говорит: (0:49:20) «Я лично вносил на счет Ванги 16 млн. левов. Это была лишь часть ее состояния»

(0:49:30) «Это фрагмент ее предсмертного интервью. В последние минуты жизни Ванга не говорила о глобальных вещах, не делала громких предсказаний. Пожилую женщину больше беспокоило: как родные будут делить ее наследство»

Я не брал самих предсказаний, я просто показал как жила Ванга, как она относилась к Церкви, и как она умирала. И могу сделать вывод, что святые ей являться не могли, а бесы – вполне. Тем более, что человек вне Церкви беззащитен перед духами злобы. Хотя бы потому, что совершенно забывает о том, что являются в виде ангелов и бесы тоже. Человек вне Церкви лишен дара различения духов злобы, и зачастую гибнет, отдавшись им.

Когда я смотрел этот фильм и писал статью меня не покидало чувство сострадания к этой женщине, и чувство сожаления к легковерным людям, готовым идти на поклон к любой пророчице. Несчастная обманутая бесами женщина умерла мучительной смертью от рака, и неизвестно где сейчас пребывает без покаяния. А тысячи людей продолжают как завороженные пересказывать бесовские предсказания, и даже называть ее святой.

15 лет прошло со дня смерти болгарской ясновидящей Ванги. Можно было бы не обращать внимания на ажиотаж вокруг этой даты в светских СМИ, но в прошедшей по НТВ передаче «Русские сенсации» Ванга показана в окружении духовенства, во время крестин. Более того, еще при жизни она на свои деньги пострила в Рупите, где жила, храм в честь святой Петки. Многие нецерковные люди сравнивают ее с блаженной Матроной Московской. В чем принципиальное отличие между ними и как относится к Ванге Болгарская Православная Церковь?

Александр ДВОРКИН, завкафедрой сектоведения ПСТГУ:

Я уже писал в «Афонских рассказах» о митрополите Неврокопском Нафанаиле (Ванга проживала на территории Неврокопской епархии), как незадолго до смерти Ванги к владыке пришли посланцы от нее и передали, что Ванга нуждается в его совете и просит приехать к ней. Через несколько дней митрополит Нафанаил приехал и вошел в комнату Ванги. В руках он держал крест-мощевик с частицей Честного Креста Господня. В комнате было много народу, Ванга сидела в глубине, что-то вещала и не могла слышать, что еще один человек тихо вошел в дверь, и уж точно не могла знать, кто это. Вдруг она прервалась и изменившимся – низким, хриплым – голосом с усилием проговорила: «Сюда кто-то зашел. Пусть он немедленно бросит на пол ЭТО!» «Что «это»»? – спросили у Ванги ошеломленные окружающие. И тут она сорвалась на бешеный крик: «ЭТО! Он держит ЭТО в руках! ЭТО мешает мне говорить! Из-за ЭТОГО я ничего не вижу! Я не хочу, чтобы ЭТО было в моем доме!» – вопила старуха, суча ногами и раскачиваясь. Владыка развернулся, вышел, сел в машину и уехал.
Ванга была колдуньей, контактировала с темными силами. При жизни она, как любой человек могла покаяться, и именно на это надеялся митрополит Нафанаил, откликнувшись на ее просьбу. Но, увы, не покаялась, и, естественно, Болгарская Православная Церковь относится к ней отрицательно. Самой же ведьме очень хотелось показать свою связь с Православием, так как таким образом она рассчитывала привлечь новых «клиентов». Для этого и храм построила на территории своего поместья, но если внимательно посмотреть, его трудно назвать православным. Какие-то внешние формы соблюдены, но иконы ужасные, архитектура чудовищная, все грубо, аляповато, и вообще все построено вокруг Ванги. Поддерживали ее раскольнические или откровенно сектантские псевдоправославные группировки. Нарядиться в рясу может каждый, но от этого он не станет священником.
Ну а что она была у кого-то крестной, так бытовое православие, в котором соблюдаются лишь какие-то внешние формы, без связи с содержанием, а иногда и вопреки ему, в Болгарии распространено еще больше, чем в России. У нас тоже иногда крестными становятся некрещеные люди – нецерковные родители приглашают в кумовья своих друзей, даже не интересуясь, крещены ли они. В Болгарии часто происходит то же самое.
А вот что общего между Вангой и блаженной Матроной Московской, я не понимаю. Слепота? Так и Гомер был слеп. И венецианский дож Энрико Дондоло тоже ничего не видел. Тем не менее сумел привести 4-й крестовый поход к стенам Константинополя и руководил предательским взятием византийской столицы, невиданным грабежом и надругательством над ее святынями. Ванга открыто занималась колдовством, говорила об особом даре, который появился у нее после черепно-мозговой травмы, брала деньги за прием. Это был хорошо поставленный и отработанный бизнес, на котором наживалось немало людей – все окружение болгарской колдуньи. Блаженная Матрона лежала парализованная, смиренно несла свой крест и молилась Богу за людей, которые ее об этом просили.

Записал Леонид ВИНОГРАДОВ

Церковь признала Вангу ведьмой




Споры о том, кем была великая пророчица Ванга, после ее столетия не утихли. Часть ее поклонников добивается канонизации. А некоторые церковные иерархи напротив - считают ее ведьмой. Но, что интересно, даже они признают ее дар. Мне приходилось бывать в Болгарии, я разговаривал с родственниками и близкими знакомыми Ванги. Они рассказали, что Ванга регулярно ходила в церковь, причащалась и исповедывалась, отправляла пожертвования монастырям. Себя же называла "великой грешницей".
Время рассудит. Для меня ясно, что она была великой личностью, механизм ее дара до сих пор не разгадан учеными. Я выкладываю свою заметку про Вангу, которая вышла в "Жизни" в сентябре. Это полный вариант. Фото Ванги мне дала ее племянница Красимира. На цветном - Ванга в Роженском монастыре в 1992-м году. На черно-белом - Ванга на с родственниками у церкви в Рильском монастыре в 1970-м.

"Церковь объявила Вангу ведьмой

Болгарский митрополит Николай назвал великую пророчицу колдуньей, а ее дар – дьявольским.

43-летний Пловдивский митрополит Николай, один из авторитетнейших богословов, выпускник Московской духовной академии, в своем архипастырском послании верующим объявил всемирно известную пророчицу ведьмой.

Сделано это в ответ на обращения земляков Ванги и архиерейского наместника в Петриче Ангела Кочева в патриархию с просьбой канонизации Вангелии Пандевой-Гущеровой.

При жизни великой пророчицы болгарская церковь считала Вангу своим верным чадом. Она регулярно посещала монастыри, делала им крупные пожертвования, исповедывалась, причащалась. Даже храм, построенный Вангой в Рупите, который церковь сочла неканоническим по форме и росписям, все-таки был освящен при ее жизни, в 1994-м году.

Похоронили Вангу тоже по христиански – отпевали несколько священников, на могиле поставили крест. Почему же именно сейчас, спустя 16 лет после кончины церковь ведет массированную атаку на Вангу? Дело в том, что популярность пророчицы после смерти не растаяла, а растет, обрастая легендами. А в канун обещанного календарем майя в 2012-м году конца света почитание слепой вещуньи переходит в истерию. А фонд Ванги, созданный в Болгарии при ее жизни, превратился, по мнению церкви, в оккультную организацию.

Атака на Вангу началась в год ее столетия. Сначала в Софии была презентована книга иеромонаха Виссариона из Зографского монастыря на Афоне. Он назвал ее громко и резко: «Ванга – портрет современной ведьмы». В русском издании слово «ведьма» смягчили, заменив на более мягкое “колдунья”. Книгу, написанную как научное исследование, поначалу церковь аттестовала как частное мнение богослова.

Книга вызвала бурю – в Болгарии Вангу почитают, ее крестных детей там несколько сотен, а уж людей, исцеленных этой женщиной или тех, кому она помогла советом – десятки тысяч.

Мне приходилось бывыть в Болгарии, я встречался с родственниками, соседями и друзьями Ванги. На ее могилу в Рупите люди приходят, словно к святой – со своими молитвами и просьбами. Говорят, что они исполняются – почитатели Ванги ведут летопись посмертных чудес. Недавно национальное телевидение провело опрос, по результатам которого Ванга была названа в числе самых популярных личностей. Она – бренд Болгарии. И вдруг богослов с Афона объявил ее ведьмой! В патриархию посыпались возмущенные письма. Люди называли Вангу святой и просили канонизировать.

Митрополит

Церковь ответила твердо и жестко - устами митрополита Пловдивского Николая. Он считается близким к Болгарскому патриарху Максиму епископом, не случайно архипастырское послание владыки Николая по поводу Ванги помещено в разделе официальных документов патриархии. Оно стало уже не «пробным шаром», как книга Виссариона, а выстрелом из орудия крупного калибра. Вот выдержки из послания митрополита Николая:

«С сожалением должен сказать, что так называемый «феномен Ванги» становится более опасным и тревожным, потому что Ванга и ее адепты всегда действовали и продолжают действовать под прикрытием церкви. Ванга под видом благочестивой православной христианки возводила хулу на церковь, церковные каноны называла «телешоу»…Ни один пророк Божий не решился вызывать души умерших, это чистое колдовство, а Ванга делала это сотни раз на протяжении всей своей жизни.»

Митрополит Николай в своем послании обвинил Вангу в том, что «она обирала людей, брала деньги и подарки за свои услуги, вовлекала людей в свои оккультные действия, заставляя спать на сахаре». (Напомню, что Ванга просила каждого посетителя принести ей кусочек рафинада, который накануне полагалось подержать под подушкой - авт.)

Ванга, по заявлению митрополита, «не смирилась перед церковью и ее прелатами, ставя себя выше церкви». Митрополит, ссылаясь на Священное писание, сравнивает провидицу с язычниками и идолопоклонниками, которые не покаялись. Он заявляет, что «люди, считающие Вангу своим кумиром, упорствуют в своем заблуждении и отделяют себя от церкви».

Владыка Николай жестко ставит своей пастве ультиматум: «Или отказаться от Ванги, как от врага, или взять ее в пророки и святые, отказавшись от Церкви.»

Следующим шагом церкви в борьбе с феноменом и культом великой пророчицы может быть отлучение ее от церкви. Уж очень похожи послание митрополита Николая и труд иеромонаха Виссариона на богословское обоснование необходимости крайней меры.

Виссарион

Иеромонах Виссарион, который в юности до принятия сана сам увлекался оккультными учениями, исследовал феномен Ванги с дотошностью следователя Инквизиции. Кажется, если была бы возможность, он допросил бы с пристрастием и саму пророчицу. Но Вангу из гроба не поднимешь, с того света не вызовешь, и Виссарион воспользовался воспоминаниям близко знавших Вангу людей, документальными фильмами, записями интервью. Проанализировав слова и поступки провидицы, афонский богослов пришел к выводу, что дар пророчества у нее действительно был, но не от Бога.

Мне не было легко работать над этой темой, восемь месяцев копаться в этой отраве, - утверждает Виссарион. - Достаточно взглянуть на силы, с которыми общалась Ванга, чтобы понять, что они темные. Есть много свидетельств, что злые духи мучили Вангу. Они заставляли ее сметать паутину ночью, затем раздеваться и снова одеваться. Когда Ванга пыталась сопротивляться, столкнули ее с лестницы, сломав ногу. Ванга впадала в транс под влиянием духов, которые использовали ее тело как бездушную вещь, заставляли говорить чужим голосом. Поклонница Ванги Величка Ангелова описывает момент, когда та рычала, как собака, угрожала окружающим. На самом деле Ванга – несчастная женщина, мучимая злыми силами. По писанию, чародеям, которые занимались вызыванием мертвых, как Ванга, место не у Бога, а в адском огне.

Богослов Виссарион в деталях сравнил лечение, которое применяли святые отцы, с целительством Ванги.

У Ванги было много магических элементов. Страдающему неврозом Ванга советовала зарезать петуха, вынуть сердце и положить в бутылку с вином, потом съесть и запить вином. Старец Паисий говорил, что маги так лечат людей, одержимых бесами, и болезни которых произошли не в силу естественных факторов, а из-за темных сил. Из-за своей связи с бесами Ванга могла “помогать”, но душа исцеленных телесно людей оказывалась связанной с бесовским влиянием.

По мнению Виссариона, чтобы проявились плоды святости, необходим долгий период очищения, а у Ванги его совсем не было:

В юности, когда она она ослепла и начала предсказывать, перед ней по ее словам явился святитель Иоанн Златоуст, который сказал, что она станет первой гадалкой. Это трагикомический момент - Иоанн Златоуст всегда говорил о ворожеях, как о слугах лукавого. И Ванга, невежа в духовном отношении, то лживое бесовское видение приняла за чистую монету. А в 1941 году она начинает говорить чужим голосом, как одержимая бесом. Она получает предсказания от общения с демоническими силами. Они иногда говорят истину, но только для того, чтобы впоследствии обмануть тех, которые им доверяют. Именно поэтому мы не должны обращаться к ворожеям – даже если они и скажут что-то верное, все равно душа человека будет осквернена бесовским воздействием. Иоанн Златоуст советует нам быть очень осторожными, ненавидеть ворожей, которые называют себя христианками. Я доказал, что Ванга – колдунья, которая очень далека от святости.

В Петриче, где стоит дом Ванги, ее по-прежнему почитают как святую. В годовщину смерти на могиле Ванги в Рупите была отслужена панихида. Священник Ангел Кочев, выступивший с инициативой канонизации Ванги, считает, что высказал сердечное желание многих людей в Болгарии. В отличии от иеромонаха Виссариона, автора книги, низвергающей пророчицу в ад, Кочев близко знал Вангу лично, с 1972 года он регулярно проводил обряд елеосвящения в ее доме.

Ванга была мученицей, с большой радостью я бы согласился, чтобы она была канонизирована, потому что это не только мое личное желание, но и многих людей в Болгарии, - обозначил свою позицию отец Ангел. – Такое право предоставлено Святейшему Синоду нашей Церкви. Одно из условий канонизации святого – чудеса. Они совершались еще при жизни Ванги, она помогала даже безнадежно больным. Не воскрешение ли это, не чудо ли, когда возвращаешь к жизни человека? Так что, дай Бог, чтобы появились видимые знаки после ее смерти на ее могиле, куда за помощью приходят тысячи людей. Были скептики, которые говорили, что чудеса после смерти закончится, но они продолжаются.

Про то, что Ванга – колдунья, и ее дар не от Бога, разговоры вокруг шли всю ее жизнь, – рассказывала мне в Болгарии племянница Ванги Красимира Стоянова. – Они ранили тетю больше всего...

По словам родственников и близко знавших Вангу людей, она действительно часто говорила о голосах, которые диктовали ей пророчества. Провидица, похоже, была всего лишь рупором. Но чьим?

– Ванга была избрана Небом, – утверждает Красимира Стоянова. – Моя тетя была верующая и добродетельная, высоконравственная и скромная женщина. Она соблюдала все каноны православной веры, много молилась, с радостью посещала церкви и монастыри. И всегда и везде призывала людей к вере в Бога! Что касается служителей церкви, то по отношению к Ванге они применяли тогда двойные стандарты. Официально они ее не признавали, но священники, даже митрополиты, приезжали к моей тете и спрашивали о своих личных делах. И она всегда им говорила правду, даже нелицеприятную. Ругала за то, что их распри привели Болгарскую православную церковь к расколу. (Сейчас она вновь воссоединилась – авт.)

В домике Ванги в Рупите всюду висят иконы. На стене ее любимая – образ Святой Петки. В России ее называют Параскевой. Имя этой великомученицы носила мать Ванги. И церковь, которую построила Ванга на свои деньги, тоже освящена в честь Святой Петки. Этот храм был мечтой всей ее жизни.

– Осенью 1991 года Ванга начала строить церковь на свои средства, – вспоминает Красимира Стоянова. – Она выбрала место, заложила фундамент. Но люди из Фонда Ванги, которые тогда увивались вокруг моей тети, велели перенести храм в другое место. Они построили сооружение, которое местные жители назвали «масонским храмом». Земляки не разрушили его только из уважения к Ванге – они принесли туда свои иконы, чтобы хоть что‐то было по канонам. Я расцениваю этот храм как насмешку над мечтой тети Ванги. Она желала построить для людей церковь, но настоящую...

Митрополит Неврокопский Нафанаил, близко знавший Вангу (именно он освятил алтарь в построенной в Рупите церкви), незадолго до ее смерти приезжал в дом к Ванге. Он тихо вошел в комнату к больной с мощевиком, в котором была частица Креста Господня. Вокруг было много людей, слепая Ванга вдруг заговорила низким хриплым голосом: “Сюда кто-то зашел. Пусть он немедленно бросит на пол это! Он держит это в руках! Это мешает мне говорить! Из-за этого я ничего не вижу!" Владыка уехал, не сказав в адрес Ванги ни одного худого слова. И сейчас в ответ на распросы о ней отвечает:

Молитесь за ее душу!

97-летний патриарх Болгарской православной церкви Максим воздерживается от участия в богословских спорах о Ванге. Его позиция мудра: "Время рассудит!"