Руны

И п зарудный. Зарудный иван петрович. Смотреть что такое "Зарудный, Иван Петрович" в других словарях

Точные сведения о месте рождения Ивана Зарудного не сохранились . Существует предположение, что архитектор родился на территории Речи Посполитой и поэтому получил прозвище «иноземец» . Большинство исследователей сходятся во мнении, что Иван Зарудный родился на территории современной Украины . Впервые Зарудный упоминается в делах Малороссийского приказа за 1690 годом как гонец гетмана Ивана Мазепы . С 1701 года он находился на царской службе в Москве , где создал ряд построек, для которых характерна переработка нарышкинского стиля в духе традиций европейской архитектуры того времени.

Иван Зарудный внёс значительный вклад в разработку архитектуры триумфальных ворот , построив одно из девяти сооружений в честь победы в Полтавской битве 1709 года , а также «Триумфальные врата у Синода » в Китай-городе , построенные в -1723 годах в честь мирного договора со Швецией и примечательные первым применением в русской архитектуре двухколонных портиков .

С именем Ивана Зарудного с той или иной степенью достоверности связывают и другие московские постройки: церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице (окончена в 1719 году), палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной , церкви Иоанна Воина на Якиманке , надвратную церковь Тихвинской Богоматери Донского монастыря и Спасский собор Заиконоспасского монастыря .

Иван Зарудный также работал и в Санкт-Петербурге. Он остался известен потомкам как скульптор, резчик и живописец, создавший иконостасы для Меншиковой башни (утрачен), ряда храмов Петербурга (в том числе и для Петропавловского и Исаакиевского соборов) и Ревеля (Преображенская церковь) .

Напишите отзыв о статье "Зарудный, Иван Петрович"

Примечания

Литература

  • В. Н. и Н. И. Былинины. И. Зарудный // Зодчие Москвы . - М .: Московский рабочий, 1981. - С. 95-105. - 302 с.

Отрывок, характеризующий Зарудный, Иван Петрович

Потом мужская сущность со сверкающей короной протянула руки в мою сторону и… мир изменился… Вокруг меня закружился ослепляюще яркий хрустальный смерч, который полностью «изолировал» меня от находящихся там друзей. Когда смерч распался, вокруг меня была странная чёрная голая Земля… Я находилась непонятно где и, опять же, была совершенно одна. Но почему-то не было страшно. Я чувствовала, что мне пытаются что-то показать и, что я обязательно должна постараться это увидеть. Вдруг появилось весьма жуткое ощущение абсолютной пустоты. Не было ничего – ни света, ни звуков, ни опоры под ногами. Я висела «нигде»…
Единственное, что я видела перед собой, был светящийся шар (как я теперь понимаю, это была Земля). А внутри него пылало зелёным огнём яркое «яйцо». Потом оно начало расти и меняться, становясь всё ярче и прозрачнее. От него во все стороны потянулись сотни зелёных «мостов», а на конце каждого из них была «другая» Земля… Я не знаю, как это можно по-другому объяснить, но это и в правду была наша Земля, только каждая из них выглядела совершенно по-разному, как будто находилась в другом времени или измерении…
Я не понимала, что это было, но совершенно точно знала, что должна это запомнить. И старалась, как только могла. Вдруг всё исчезло, и я снова оказалась внутри той же самой огромной пирамиды и увидела всех своих сияющих «друзей». Их было опять двенадцать и они так же, как в самый первый раз, стояли по кругу, а я – внутри. Только на этот раз, кроме исходящего от них тепла, я чувствовала ещё и странную глубокую грусть. И я поняла, что они пришли прощаться…
К своему великому удивлению, я восприняла это очень спокойно, как будто знала, что это не навсегда. Они подходили по одному и клали мне правую руку на грудь, отчего становилось необыкновенно тепло и спокойно. Прикосновение каждого оставляло на мне разный светящийся цвет, и под конец моё тело сияло двенадцатью изумительно яркими, меняющимися цветами. Я опять услышала странную музыку внутри себя, и всё исчезло… Больше я не помнила ничего.

С двояким чувством, одновременно потери и счастья, я тихо возвращалась домой. И вот тут-то меня ждал бо-ольшой сюрприз. Моя мама, в полуобморочном состоянии, ждала меня в моей комнате. Мир перевернулся, и я в тихом ужасе бухнулась со своих «сверкающих грёз» в безжалостную реальность… Я не могла лгать. Но я абсолютно не знала, что сказать. И ещё я чувствовала, что мама прекрасно знает, что это что-то опять же как-то связано с моими «странными талантами», разговора о которых ни она, ни я, к сожалению, не сможем избежать…

К моему огромному облегчению, в ту ночь она не сказала ничего. Возможно, даже и не знала, что сказать. Но на следующее утро окна в моей комнате надёжно заколотили. Мама не возвращалась к этому происшествию ещё недели две, как бы давая мне время осмыслить «содеянное». Но мне от этого, конечно же, ни чуточку легче не становилось. Папа в то время был в командировке и я от всего сердца надеялась, что может быть всё-таки как-то «пронесёт» и до его приезда всё забудется. Но, не тут-то было… В одно прекрасное утро, перед уходом на работу, мама сказала, что хочет со мной поговорить. Ну и естественно, для меня не было большого секрета – о чём…
Мама была, как всегда, ласковой и тёплой, но я всем своим нутром чувствовала что вся эта история её гнетёт и что она по-настоящему не знает с чего начать. Мы говорили очень долго. Я, как могла, пыталась ей объяснить, как много всё это для меня значит и, как страшно было бы для меня всё это потерять... Но, кажется, на этот раз я её по-настоящему напугала и мама заявила, что, если я не хочу чтобы она рассказала всё это отцу, когда он вернётся из командировки домой, я должна обещать, что такое больше не повторится никогда.
Она не понимала, что все эти мои странные диковатые «сюрпризы» отнюдь не происходят по моему желанию и что я почти никогда не знаю, когда одно или другое произойдёт….. Но, так как мнение отца для меня значило больше чем всё остальное, я дала маме обещание, что не буду делать ничего такого, насколько конечно это будет зависеть от меня. На этом и порешили.

Я честно, как все нормальные дети, ходила в школу, делала уроки, играла с моими «обычными» друзьями… и безмерно скучала о других, о моих необыкновенных, сверкающих «звёздных друзьях». Школа, к сожалению, тоже имела для меня свои сложности. Я начала ходить с шести лет, так как при проверке оказалось, что я могла бы пойти в 3-4 класс, что, естественно, никому не понравилось. Мои школьные друзья считали, что мне даётся всё слишком легко, а их мамы меня за это просто почему-то невзлюбили. И получилось, что в школе я почти всё время тоже проводила одна.
У меня была только одна настоящая школьная подруга, девочка, с которой мы просидели за одной партой все двенадцать школьных лет. А с остальными детьми отношения почему-то всё не налаживались. И не потому, что мне этого не хотелось или потому, что я не старалась – наоборот. Просто у меня всегда было очень странное ощущение, как будто мы все живём на разных полюсах... Домашние задания я почти никогда не делала или, вернее – делала, но это у меня занимало всего несколько минут. Родители, конечно же, всегда всё проверяли, но так как обычно ошибок не находилось, у меня оставалось очень много свободного времени. Я ходила в музыкальную школу (училась игре на фортепиано и пению), занималась рисованием, вышивала и очень много читала. Но всё равно, свободного времени у меня всегда оставалось предостаточно.

ЗАРУДНЫЙ ИВАН ПЕТРОВИЧ - один из руководителей строительного дела в первой четверт XVIII века, крупный чиновник .

«В некоторых документах иногда называется архитектором, хотя и не владел необходимыми профессиональными навыками» (Гатова. 2004 год).

Биография и творческое наследие И.П. Зарудного до сих пор исследованы недостаточно. И.П. Зарудный был дворянского происхождения и, видимо, родился и вырос на Украине (в некоторых документах до 1707 года фигурирует как «иноземец»). Участвовал в Азовских походах в чине сотника. И.П. Зарудный впервые упомянут в делах Малороссийского приказа (документ от 30 ноября 1690 года) как гонец гетмана И.С. Мазепы, по поручениям которого неоднократно приезжал в Москву в 90-х годах XVII века И.Э. Грабарь предполагал, что И.П. Зарудный являлся ближайшим помощником Осипа Старцева при строительстве соборов Никольского (1690-1696 годы, не сохр.) и Богоявленского Братского (1690-1693 годы, не сохр.) монастырей в Киеве, однако документальных подтверждений этому нет. Возможно, в Киеве И.П. Зарудный познакомился с будущим митрополитом Стефаном (Яворским), который затем неизменно ему покровительствовал. Как свидетельствовал сам И.П. Зарудный в челобитной 1722 года, он поступил на службу к императору Петру I по именному царскому указу в 1701 году и сразу получил ряд ответственных поручений. С 1707 года и до конца жизни И.П. Зарудный был руководителем Изуграфской конторы Приказа духовных дел, в сферу деятельности которой входил надзор не только за иконописанием, но и за другими сферами художественной жизни; с 1721 года эта должность определялась как «суперинтендант Канцелярии Изуграфств исправления Правительствующего Синода ».

И.П. Зарудный работал преимущественно в Москве, выезжая по делам в Санкт-Петербург и другие места. На основании документов в Москве с его деятельностью можно связать строительство церкви арх. Гавриила (1704-1707 годы), 1-го деревянного госпиталя (под руководством Н. Бидло, 1706-1707 годы), беседок в парке Головинского дворца на Яузе (1724 год), перестройку дворца А.Д. Меншикова (бывш. Лефортовского, 1712-1714 годы), интерьеры дома Ф.М. Апраксина (1712-1714 годы), патриарших палат и церкви Двенадцати апостолов (1721-1724 годы), ремонт и поновление росписей Грановитой палаты (1725 год), проекты каменных келий Заиконоспасского монастыря (1720 год). По проекту И.П. Зарудного были возведены деревянные церкви Александра Невского в Александрополе (1718 год, не сохр.) - крепости, построенной Меншиковым близ Почепа,- и дворец Петра I (1724-1725 годы, не сохр.) на курорте Марциальные Воды близ Петрозаводска.

Церковь арх. Гавриила (более известна как Меншикова башня) - один из архитектурных символов петровской эпохи. Была построена по заказу Меншикова на территории его московской усадьбы возле Поганых (Чистых) прудов. Работы начались в 1701 году с пристройки придела к старой церкви арх. Гавриила, а после ее разборки (1704 год) заложили новое здание в виде многоярусного башенного храма с острым шпилем, поднявшимся на полторы сажени выше колокольни Ивана Великого.

Масштаб церкви и оригинальность ее архитектурного облика во многом объясняются программой заказа. Меншиков хотел создать исключительное произведение, превосходящее существовавшие в Москве высотные доминанты (незадолго перед этим было завершено строительство Сухаревой башни),- стилистически новаторское здание с внешними признаками европейской архитектуры, которые, несомненно, должны были понравиться царю. Специально для церкви Меншиков приобрел часы с курантами английской работы и вложил в храм чудотворную икону Божией Матери, привезенную из Полоцка. Несмотря на близость объемно-планировочной структуры к ярусным храмам нарышкинского стиля, на нее могли повлиять известный в украинском храмоздательстве тип 3-частного храма и объемные структуры зальных храмов с трансептом, распространенные, например, в Галиции и Польше. Композиция обогащена вырастающим из средокрестия четвериком с убывающими восьмериками. Завершение в виде высокого (более 30 м) шпиля было скорее всего позаимствовано из архитектуры балтийских городов, хорошо известной по гравюрам и увражам.

Церковь арх. Гавриила, по-видимому, первое крупное каменное сооружение в России, где возникла архитектурная тема, определившая облик многих храмов петровской эпохи, в т. ч. и столичного Петропавловского собора (1712-1733 годы). Ее первоначальный облик не сохранился. В 1723 году от удара молнии сгорели шпиль с венчавшей его скульптурой архангела и верхний восьмерик, служивший ярусом звона. При восстановлении (1773-1779 годы) башню завершили куполом с золоченой главкой в форме шишки, сохранившейся до настоящего времени. Фасадный декор и внутреннее убранство были выполнены с обильным использованием каменной резьбы и скульптуры из алебастра. Плоские пилястры, лопатки и карнизы создают ордерный каркас фасада, жесткость которого снижена за счет многочисленных включений пластических деталей - гирлянд, картушей с фигурами, балюстрад с вазонами и т. д. Выполненные с почти ювелирным изяществом, они стилистически близки не столько к барокко, сколько к позднему маньеризму, характерному для Польши, Западной Украины и отчасти Южной Скандинавии.

Облегченность и наличие мелких форм, примененных на фасадах, кажутся более уместными для отделки интерьеров, что уже не раз отмечалось исследователями, писавшими о влиянии архитектуры иконостасов на наружное убранство русских храмов рубежа XVII и XVIII веков. Контраст с хрупкими колонками портика составляют колоссальные волюты по сторонам главного входа. Внутри использована объемная пластика, здесь присутствуют сочные гирлянды, горельефные изображения ангелов, кариатиды, поддерживающие карниз на хорах. Скульптурное убранство интерьера выполнено иностранными мастерами и сопоставимо только с 2 памятниками петровского времени - интерьерами церкви Знамения в Дубровицах (1697-1704 годы) и собора московского Богоявленского монастыря (1704-1705 годы). Эти произведения могли быть созданы одной из 3 групп иностранных мастеров, приехавших в Москву в 1703 году: итальянцами во главе с Доменико Руской либо Джованни Франческо Росси или австрийцами во главе со швейцарцем Францем Людвигом Циглером (см.: Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV - середина XVIII веков М., 2008. С. 500, 502, 623 и др.).

И.П. Зарудный руководил многочисленными декоративными работами, в т. ч. изготовлением резных деревянных иконостасов. Документально известны выполненные под его наблюдением иконостасы московских церквей арх. Гавриила (около 1720 года, не сохр.) и Двенадцати апостолов (1721-1723 годы, не сохр.), Андреевской церкви в Кронштадте (1715-1717 годы, не сохр.), церковь св. Пантелеимона в Ораниенбауме (ныне Ломоносов) при дворце Меншикова (около 1725 года, не сохр.), соборов Преображенского в Ревеле (ныне Таллин; 1717-1719 годы), Петропавловского (1722-1727 годы; общий замысел, возможно, принадлежал Д. Трезини) и церковь Исаакия Далматского (1724-1727 годы, не сохр.) в Санкт-Петербурге. Они кардинально отличаются от традиционного типа тяблового иконостаса, их динамичные композиции наделены чертами барочных католических алтарей.

Доминирующую роль в образе нового иконостаса играют не иконы, а решенная в духе барочной сценографии архитектурная декорация, варьирующая тему триумфальных врат. Новым было также включение в систему иконостаса скульптуры, количественно превышающей живописные изображения. Завершенный уже после смерти И.П. Зарудного иконостас Петропавловского собора, над которым работали более 50 мастеров-резчиков, является одним из самых сложных и зрелищных произведений барокко в России.

И.П. Зарудный неоднократно занимался в Москве оформлением торжеств, посвященных победам в Северной войне и важным династическим событиям. Его следует считать автором концепции и, возможно, детальной разработки многочисленных триумфальных ворот (напр., Синодальные ворота, сооруженные «трудами школьных учителей» (1709 год), триумфальные ворота при дворе Меншикова (1709 и 1721 годы), Синодальные ворота у Казанского собора (1721 год) и др.), богато декорированных аллегорической скульптурой и живописью. Облик нек-рых из них известен по гравюрам.

В 1722 году И.П. Зарудному было поручено изготовить новый постамент с надписями и рисунками для ботика Петра I, хранителем которого он был определен. В 1724 году И.П. Зарудный участвовал в подготовке торжественного перенесения мощей св. Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. Под его руководством были изготовлены роскошные балдахин и ковчег, в настоящее время известные только по описанию.

Широкий спектр занятий И.П. Зарудного характеризует его как разносторонне одаренного, активного человека, всецело задействованного в петровских преобразованиях и, видимо, ценимого царем за талант и деловые качества администратора. Несмотря на разнообразие его жизненных и профессиональных интересов, есть основания полагать, что их основной сферой была именно архитектура; при этом отсутствуют какие-либо прямые свидетельства об архитектурной деятельности И.П. Зарудного, его архитектурная графика практически неизвестна.

И.П. Зарудный обычно подписывался в документах как «главный над жилищами директор», что вместе с другими свидетельствами дало повод считать его главным архитектором Москвы петровских времен. Грабарь и другие исследователи пытались приписать И.П. Зарудному ряд известных памятников московской архитектуры начала XVIII века - церкви св. Панкратия близ Сухаревой башни (1700 год, не сохр.), мч. Иоанна Воина на Якиманке (1709-1717 годы), апостолов Петра и Павла на Новой Басманной (1705-1714 годы), соборы Заиконоспасского (1709 год) и Варсонофиевского (1709-1714 годы, не сохр.) монастырей, надвратную Тихвинскую церковь Донского монастыря (1713-1714 годы), новый фасад палат Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной (1703-1711 годы) и др. Эти атрибуции ценны как свидетельство стилистической общности упомянутых памятников; несмотря на то что в настоящее время не представляется возможным признать И.П. Зарудного архитектором, не подлежит сомнению его существенная роль во внедрении новой типологии и стилистических черт, сформировавших архитектурное пространство Москвы петровского периода.

Архитектор. В некоторых советских изданиях Зарудный представлен также как талантливый архитектор, для которого характерна переработка элементов русской архитектуры XVII века в духе традиций европейского барокко (Меншикова башня).

Биография

Иван Зарудный родился на территории современной Украины , входившей тогда в состав Речи Посполитой . С 1701 года он находился на царской службе в Москве , где создал ряд построек, для которых характерна переработка нарышкинского стиля в духе традиций европейской архитектуры того времени.

Иван Зарудный внёс значительный вклад в разработку архитектуры триумфальных ворот, построив одно из девяти сооружений в честь победы в Полтавской битве 1709 года , а также «Триумфальные врата у Синода» в Китай-городе , построенные в -1723 годах в честь мирного договора со Швецией и примечательные первым применением в русской архитектуре двухколонных портиков .

С именем Ивана Зарудного с той или иной степенью достоверности связывают и другие московские постройки: церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице (окончена в 1719 году), палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной , церкви Иоанна Воина на Якиманке , надвратную церковь Тихвинской Богоматери Донского монастыря и Спасский собор Заиконоспасского монастыря .

Иван Зарудный также работал и в Санкт-Петербурге. Он остался известен потомкам как скульптор, резчик и живописец, создавший иконостасы для Меншиковой башни (утрачен) и ряда храмов Петербурга, в том числе и для Петропавловского и Исаакиевского соборов.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Зарудный, Иван Петрович" в других словарях:

    - (? 1727) российский архитектор. В церквах Зарудного (Меншикова башня в Москве, 1704 07) традиционная ярусная композиция 17 в. сочетается с архитектурными элементами барокко. Барочные иконостасы (в соборе Петропавловской крепости в Санкт… … Большой Энциклопедический словарь

    - (г. рождения неизвестен ≈ умер 1727), архитектор и художник. Уроженец Украины. С 1701 ≈ на царской службе в Москве. Создатель т. н. Меншиковой башни в Москве (церковь Архангела Гавриила, 1704≈07), в которой традиционная композиция русских… … Большая советская энциклопедия

    - (ум. 1727), архитектор и художник. Уроженец Украины. С 1701 на царской службе в Москве. Создатель так называемый Меншиковой башни (церкви Архангела Гавриила; 1704 07), в которой традиционная для русской архитектуры XVII в. многоярусная… … Художественная энциклопедия

    - (? 1727), российский архитектор. В церквах Зарудного («Меншикова башня» в Москве, 1704 07) традиционная ярусная композиция XVII в. сочетается с архитектурными элементами барокко. Создавал также барочные иконостасы (в соборе Петропавловской… … Энциклопедический словарь

    ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович - Иван Петрович (1660? 19.03.1727, Москва), один из руководителей строительного дела в 1 й четв. XVIII в., крупный чиновник, «в некоторых документах иногда называется архитектором, хотя и не владел необходимыми профессиональными навыками» (Гатова.… … Православная энциклопедия

    - (умер в 1727, Петербург), архитектор, строительный подрядчик. Родился на Украине. С 1701 на царской службе в Москве, перерабатывал в духе европейской архитектуры традиции XVII в. В 1704—07 по заказу выстроил новую церковь Архангела Гавриила… … Москва (энциклопедия)

    Меншикова башня, построенная Иваном Зарудным Иван Петрович Зарудный (1670 (?) 1727, Санкт Петербург) русский архитектор, а также резчик, скульптор и живописец. Для построек Зарудного характерна переработка элементов русской архитектуры XVII в. в… … Википедия

    - (по другому написанию Зарудный) иконописец и живописец Петровского времени, умер в 1726 году. По П. Н. Петрову, кроме того, был цензором иконописных работ. Известно, что 22 января 1722 года ему было велено сделать надписи и рисунки на… … Большая биографическая энциклопедия

    Иван Петрович (? 1727), архитектор. В церквах Заруд ного (Меншикова башня в Москве, 1704 07) традиционная ярусная композиция 17 в. сочетается с элементами архитектуры барокко. Создавал также резные барочные иконостасы (в соборе Петропавловской… … Русская история

Зарудный Иван Петрович

Годы жизни: Вторая половина XVII века — 1727 г.

Архитектор

Прибыл в Москву, видимо, с Украины. Сведения об учении и ранних работах отсутствуют. Имел мастерскую, выполнявшую резьбу по дереву. С 1707 г.- суперинтендант всей российской церковной живописи. Первый представитель барокко в России. Мастерской Зарудного принадлежит ряд иконостасов в формах «южного барокко», из которых наиболее известен иконостас Петропавловского собора в Петербурге.

В Москве достоверна лишь одна работа Зарудного — церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах, так называемая «Меншикова башня»; ему приписывают ряд работ, сходных по манере с Меншиковой башней: церковь Петра и Павла на Новобасманной ул., церковь Иоанна Воина на Якиманке, палаты дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной.

Меншикова башня

Церковь Архангела Гавриила

Дата создания: 1705 г. — 1707 г.

Материал, техника: кирпич, белый камень, штукатурка

Меншикова башня построена вместо старой трехшатровой церкви Архангела Гавриила XVII в. на средства А. Д. Меншикова. Сооружена по типу крестчатый в плане, многоярусных храмов «московского барокко», но трактовка форм и деталей целиком принадлежит уже новой, петровской архитектуре. Первоначально четверик башни нес три сквозных арочных восьмерика со звоном, завершавшихся шпилем с фигурой ангела, но в 1723 г. верхний деревянный восьмерик, где были установлены часы с курантами английской работы, сгорел и уже не был возобновлен при достройке башни в 1770-х гг. (это не только уменьшило высоту башни, раньше возносившейся выше Ивана Великого на полторы сажени (3,2 л), но и сказалось на стройности ее пропорций и общей устремленности ввысь). Оставшиеся два восьмерика в 1773 г. были завершены главой.

Весь облик церкви Архангела Гавриила говорит о влиянии на ее архитектуру светского дворцового зодчества (балконы над входными портиками со свободно стоящими колоннами, тройные двусветные окна, обилие скульптурного декора и т.д.). В обработке стен применен классический ордер (причем фасады низа башни решены на сопоставлении большого и малого ордеров прием новый в московском строительстве). Грани восьмериков как бы накрыты сдвоенными пилястрами, что смягчает резкость очертаний их объемов; карниз основания башни и четверика имеет посередине на каждом фасаде полукруглое фронтонное завершение. Все эти новшества очень быстро привились в архитектуре Москвы первой половины XVIII в.

Но особенно удачной находкой зодчего были массивные волюты главного фасада эти своеобразные контрфорсы, выступающие из основного объема и подчеркивающие его мощь. Меншикова башня произведение более барочное, чем храмы «московского барокко». Ее зодчий стремится к усложнению форм, к их пластичности и многоплановости, отходя от плоскостной трактовки стены своих предшественников; одновременно он пытается смягчить переходы между ярусами, нивелируя тем самым ярусность построения башнеобразного храма и добиваясь слитности всех составляющих его объемов, пронизанных единым порывом в высоту.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

Иван Петрович Зарудный (иначе - Заруднев ; 1670 (?) - 1727, Санкт-Петербург) - архитектор, скульптор, живописец и резчик по камню, по некоторым данным, также цензор иконописных работ.

Наблюдение за иконописанием

Л. А. Успенский в работе «Богословие иконы Православной Церкви» приводит следующие сведения: «По именному указу Петра от 1707 года «управление и повелительство духовное» вверяется митрополиту Стефану Яворскому; но фактическое наблюдение за иконописанием и за моральным поведением иконописцев «во всей Всероссийской державе», по указу того же года, поручается архитектору Ивану Зарудневу, а «писатися ему Ивану супер-интендентом». <...> По указу 1710 года обязанности Заруднева изложены в 20 пунктах, в которых Петр руководствуется практическими государственными соображениями. Зарудневу вменялось в обязанность «лутчаго ради благолепия и чести святых икон во искусстве иконного, и живописного изображения, которые пишут иконы московских, градцких и иностранных приезжих людей по всей Его Царского Величества Всероссийской державе» (Материалы для истории иконописания в России, сообщенные П. П. Пекарским // Известия Императорского Археологического общества. СПб., 1865. Т. 5. С. 22) переписать и распределить по трем степеням с наложением на них пошлины в соответствии с каждой степенью. Он должен был выдавать им соответственное удостоверение. Архиереям, попам и монастырям вменяется в обязанность без этих удостоверений икон от мастеров не принимать. «А свидетельствованным изуграфом на святых иконах подписывати год, месяц и число, в которой он степени, имя свое, и отчество, и прозвание подлинно» (там же, с. 23). Устанавливались взаимоотношения между мастерами и учениками, между заказчиками и исполнителями. Так на церковное искусство налагаются узкие административные рамки в порядке общегосударственных реформ».

Архитектор

В некоторых советских изданиях Зарудный представлен как архитектор, для которого характерна переработка элементов русской архитектуры XVII века в духе традиций европейского барокко (Меншикова башня).

Точные сведения о месте рождения Ивана Зарудного не сохранились. Существует предположение, что архитектор родился на территории Речи Посполитой и поэтому получил прозвище «иноземец». Большинство исследователей сходятся во мнении, что Иван Зарудный родился на территории современной Украины. Впервые Зарудный упоминается в делах Малороссийского приказа за 1690 годом как гонец гетмана Ивана Мазепы. С 1701 года он находился на царской службе в Москве, где создал ряд построек, для которых характерна переработка нарышкинского стиля в духе традиций европейской архитектуры того времени.

Иван Зарудный внёс значительный вклад в разработку архитектуры триумфальных ворот, построив одно из девяти сооружений в честь победы в Полтавской битве 1709 года, а также «Триумфальные врата у Синода» в Китай-городе, построенные в 1721-1723 годах в честь мирного договора со Швецией и примечательные первым применением в русской архитектуре двухколонных портиков.

С именем Ивана Зарудного с той или иной степенью достоверности связывают и другие московские постройки: церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице (окончена в 1719 году), палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной, церкви Иоанна Воина на Якиманке, надвратную церковь Тихвинской Богоматери Донского монастыря и Спасский собор Заиконоспасского монастыря.

Иван Зарудный также работал и в Санкт-Петербурге. Он остался известен потомкам как скульптор, резчик и живописец, создавший иконостасы для Меншиковой башни (утрачен), ряда храмов Петербурга (в том числе и для Петропавловского и Исаакиевского соборов) и Ревеля (Преображенская церковь).