Астрология

Конспект урока по истории на тему "Восточные славяне в древности" (10 класс). Конспект урока по истории на тему "Восточные славяне в древности" (10 класс) Основные направления деятельности

Конспект урока

по истории в 10 классе

Тип урока: изучение нового материала

Вид: комбинированный

Форма урока: практическая работа с источниками с элементом критического мышления

Оборудование: интерактивный комплекс, презентация

Раздаточный материал: карточки с источниками элементов критического мышления

Дидактический материал: документ «Судебник Ивана III»

Тема урока: «Образование единого государства - России. Иван III

Цели урока: характеристика причин, хода и результатов феодальной войны второй четверти XV в; ее влияния на дальнейшую судьбу страны; анализ развития России в XV в. и определение признаков централизованного государства; анализ содержания Судебника 1497 г.; характеристика общественных отношений в российском обществе изучаемого периода.

План – конспект урока.

Ребята, мы с вами продолжаем тему Русь в XIII – XV веках, говорили о Москве как центре объединения русских земель, о Дмитрии Донском. Как повторение и закрепление пройденного сейчас мы проведём историческую перестрелку и Словарную разминку. Пожалуйста, начинаем.

Основные даты и события
1425-1453 гг. - феодальная война.
1462-1505 гг. - княжение Ивана III.
1478 г. - окончательное присоединение Новгорода к Москве.
1480 г. - стояние на Угре.
1485 г. - присоединение Твери к Москве.
1497 г. - принятие Судебника Ивана III.
XV - начало XVI в. - создание ансамбля Московского Кремля.

Термины и понятия урока
Автокефальная церковь - самостоятельная в административном отношении церковь в православии.
Боярская дума - высший совет при князе (с 1547 г. - при царе) в Русском государстве X - начала XVIII в. Деятельность Боярской думы носила законосовещательный характер. В Киевской Руси Боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжьими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками местной знати), иногда присутствовали и высшие представители духовенства. В Московском государстве членами Боярской думы были: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки.
Местничество - система распределения служебных мест в Русском государстве в XIV-XV вв. с учетом происхождения, служебного положения предков человека и его личных заслуг. Отменено в 1682 г.
Пожилое - пошлина в России конца XV-XVII в., которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня (осеннего).
Поместье - владение, получаемое князьями - дворянами за службу.
Помещики - держатели поместий, дворяне.
Приказы - центральные правительственные учреждения, ведающие отдельными отраслями великокняжеского управления.

Персоналии
Василий II Темный (1415-1462 гг.) - сын Василия I, великий князь московский с 1425 г. Одержал победу в феодальной войне (1425-1453 гг.). Ослеплен в ходе войны в 1446 г. князем Дмитрием Шемякой (отсюда прозвище). Ограничил самостоятельность Новгорода и Пскова.
Василий Косой (?-1448 гг.) - удельный князь звенигородский. Вместе с братом Дмитрием Шемякой вел долголетнюю феодальную войну с Василием II Темным. Пытался захватить власть в Москве, но был побежден в 1436 г. и ослеплен.
Дмитрий Шемяка (1420-1453 гг.) - сын Юрия Дмитриевича, князь Галича-Костромского. В ходе феодальной войны в 1446 г. взял в плен и ослепил Василия II Темного, после ряда поражений бежал в Новгород.
Юрий Дмитриевич (1374-1434 гг.) - князь звенигородский и Галича-Костромского, сын Дмитрия Донского. С 1425 г. вступил в борьбу с Василием II Темным. В 1433-1434 гг. дважды захватывал великокняжеский стол.
Иван III (1440-1505 гг.) - сын Василия II, великий князь московский с 1462 г. Женат первым браком на княжне тверской Марии Борисовне, вторым - на Софье Палеолог. В правление Ивана III сложилось территориальное ядро единого Российского государства, началось складывание центрального государственного аппарата. Были присоединены Ярославль, Новгород, Тверь, Вятка, Пермь и др. При нем было свергнуто монголо-татарское иго (стояние на Угре в 1480 г.), составлен Судебник 1497 г., развернулось большое строительство в Москве, вырос международный авторитет Российского государства, произошло оформление титула - великий князь всея Руси.

Оборудование урока: карта «Образование Русского централизованного государства», 2 презентации - «Образование единого государства – России», «Судебник Ивана III», работа с дополнительным материалом.
План изучения нового материала: 1. Феодальная война второй четверти XV в. 2. Иван III. Объединение русских земель вокруг Москвы. 3. Судебник 1497 г.

Ребята, мы с вами продолжаем тему Русь в XIII – XV века, на прошлом уроке говорили о Москве как центре объединения русских земель, о Дмитрии Донском. Как повторение и закрепление пройденного сейчас мы проведём историческую перестрелку и Словарную разминку. Пожалуйста, начинаем.

(историческая перестрелка и словарная разминка)

Тема нашего сегодняшнего урока – Образование единого государства - России. И новый исторический персоналий – Иван III.

Сегодня мы на уроке охарактеризуем причины, ход и результат феодальной войны второй четверти XV века, её влияние на дальнейшую судьбу страны, познакомимся с новым сводом законов Ивана III – Судебником 1497 года.

По первому вопросу плана О причинах, ходе и результате феодальной войны второй четверти XV века нам сейчас расскажет Кушниренко Виктория. (сообщение)

Я: Подоплека событий феодальной войны заключается в том, что война по своей сути была борьбой сторонников централизации, которых представляли великокняжеская власть, опирающаяся на московское боярство, дворянство и церковь, с противниками этого процесса - коалицией удельных князей во главе с галицко-звенигородским князем Юрием Дмитриевичем. Итоги войны : победа сил централизации, укрепление великокняжеской власти, русская церковь стала автокефальной.(Что означает автокефальной)

Мы продолжаем рассмотрение этапов образования централизованного государства. Ваша задача - завершить заполнение таблицы, начатой на предыдущем уроке.

Основные этапы политической централизации Руси

Этап

Хронологические рамки

Характеристика этапа

Начало XIV в. - 1389 г.

Период борьбы московского княжества со своими соперниками за лидерство в объединительном процессе и начало освобождения Руси от ордынского ига

Возвышение Москвы. Победа Московского княжества в борьбе за владимирский великокняжеский престол. Победа русских войск в Куликовской битве под знаменами московского князя

Период дальнейшей борьбы Москвы за упрочение своих позиций, укрепление власти великого князя Московского в результате феодальной войны

Феодальная война между потомками московского князя Дмитрия Донского (1425-1453 гг.). Присоединение Нижегородского княжества, борьба с Литвой (1406 г. - потеря Смоленска) и Ордой (набег Едигея и осада Москвы)

Период завершения политико-территориального формирования Русского государства при Иване III и Василии III, свержение ордынского ига

При Иване III: присоединен Новгород (1471 и 1477- 1478 гг.), Тверь (1485 г.), Вятка (1489 г.); стояние на Угре и конец ордынского ига (1480 г.); ликвидация Большой Орды с помощью крымского хана Менгли-Гирея; установление протектората над Казанью (1487 г.); войны с Великим княжеством Литовским и присоединение Северских земель (конец XV - начало XVI в.). При Василии III: присоединение Пскова (1510 г.), Смоленска (1514 г.) и Рязани (1521 г.)

.
2. Составляя историческую характеристику Ивана III, ребята, вы можете использовать материал параграфа и документы после него и материал презентации об Иване III .

Время правления Ивана III было периодом образования основной территории России, формирования ее политических основ. Высшей целью Ивана III было объединение под властью Москвы всех русских земель. Объединив большую часть русских земель, он начал вести себя как независимый государь и перестал платить дань Орде. Ахмат, хан Большой Орды, решил восстановить господство над Русью.
В 1480 г. Ахмат, заключив союз с литовским королем Казимиром, поднял Большую Орду в поход. Войска Ахмата подошли к реке Угре, притоку Оки. Однако форсировать ее татары не решились. Началось стояние на Угре войск противников, которое закончилось в пользу русских. Русь освободилась от монголо-татарского ига.
При Иване III сложились основные принципы внешней политики Московского государства, определившие ее на столетия вперед. Было выдвинуто положение о том, что московские князья являются наследниками князей Киевской Руси, а следовательно, все земли Киевской Руси - вотчина московских государей. Великий князь начал войну с Литвой. В результате по договору с Литвой 1503 г. к России перешли земли по Десне и Соже, в верховьях Днепра и Западной Двины с Черниговом, Новгородом-Северским, Стародубом, Гомелем, Брянском и т. д.
Большое значение для укрепления международного авторитета Московского государства имел брак Ивана III (после смерти его первой жены) с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога Зоей (Софьей) Палеолог. В государстве появились новые символы власти: герб с двуглавым орлом и титул царя (кесаря).
3. Рассмотрению Судебника 1497 г. (презентация) В 1497 г. был принят Судебник, впервые вводятся законодательные меры по ограничению коррупционных действий и начинает достаточно подробно обозначаться проблема продажности служащих. В ст. 1 сразу обозначается запрет посула в суде, а также использовать правосудие как орудие мести или решать дела в интересах отдельных лиц - «а судом не мстити ни дружите никому».по которому стало вершиться правосудие на Руси. Так, ст. 1 Судебника гласила: «Судите суд боярам и окольничим. А на суде быти у бояр и у окольничих диаком. А посулов боярам, и окольничим, и диаком от суда и от печалованиа не имати никому...». Под посулами в данной статье понималось получение должностным лицом, осуществляющим правосудие или разрешающим спор, гостинцев, поборов, взяток. В Судебник вводится термин «взятка» и в ст. 67 объявляет: «да велеть объявить по территории в Москве и во всех городах Московской земли, и Новгородской земли, и по всем волостям приказать, чтобы истец и ответчик судьям и приставам взятки не обещали в суде…». Данная статья не предусматривала санкции за получение посула, однако за совершение данного правонарушения должностное лицо могло быть наказано главою государства по своему усмотрению. Следовательно, коррупция как правовое явление, направленное против интересов правосудия, возникло на Руси в форме получения взяток. Хочется отметить, что любое проявления коррупции крайне не одобрительно воспринимаются обществом, которое ожидает применение мер государственного принуждения в отношении чиновников, желающих обогатится за счет занимаемой должности. Надо отметить, что первым легальным проявлением взяточничества явилось кормление - древнерусский институт направления князем своих воевод, наместников в провинцию без денежного вознаграждения, с тем чтобы они "кормились" (содержались) населением соответствующей территории. Воеводы ведали всеми делами в подвластном ему уезде: управляли войском, судили и назначали наказания, наблюдали за сбором налогов и т.п. При этом воеводы злоупотребляли своей властью, бессовестно брали вознаграждения, вымогали у жителей приношения, наживались на народной нужде. Они, как правило, назначались на два года, но вместо того чтобы управлять, большей частью стремились обогатиться в течение этого срока. Проект работы был выполнен дьяком Владимиром Гусевым, а потом получил силу закона в 1497 году с сентября, будучи утвержден великим князем с его детьми и боярами.
Причина появления судебника :
1. распространение юрисдикции великого князя на всю территорию централизованного государства
2. ликвидация правовых суверенитетов отдельных земель, уделов и областей.
3. центральное менеджмент и суд не были определены.
Судебник- инструкция для организации судебного процесса ("суда").
Новый общий закон не имел никакого названия, но обычно он именуется судебником по аналогии с царским Судебником.

Итак ____
Новые постановления, относящиеся к правотворческой деятельности Ивана III:
1. запрещение отказывать в правосудии (ст.2), но не наказывает
2. законы о взяточничестве и лжесвидетельстве и др. Судебник можно разделить на три части: первая (ст.1-36) - о суде центральном;
вторая (ст.37-44) - о суде провинциальном (наместничьем); третья часть (ст. 45-55, с добавочными ст.67-68) - содержит в себе материальное право (о давности, наследстве, договорах займа и купли-продажи, о переходе крестьян, о холопстве).
Основное содержание - процессуальное право. Судебник не охватил всех правовых форм Руси, поэтому он не исключал применения обычного права.

Во-первых, он закрепил единое устройство и управление в государстве. Учащимся может быть предложено построение схемы управления Русским государством в XV в. на основе материала параграфа.

Управление Русским государством при Иване III

Во-вторых, Судебник уравнял частновладельческих крестьян с черносошными (государственными) идворцовыми в уплате налогов в казну.
В-третьих, ограничил привилегии бояр, церковных иерархов, монастырей в судебных и податных делах.
В-четвертых, впервые в общегосударственном масштабе ввел правило, ограничивавшее выход крестьян; их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только один раз в году, в течение недели до и недели после Юрьева дня (осеннего) (26 ноября по старому стилю), после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев обязали платить владельцу пожилое - деньги за «двор» - хозяйственные постройки. Рассмотрение размера пожилого целесообразно провести на основе извлечения из Судебника, приведенного в конце параграфа.
В-пятых, изменяется система комплектования войска: вместо дружин создается единая военная организация - московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. Они по требованию великого князя должны являться на службу с вооруженными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости от величины поместья («конно, людно и оружно»).
Подводя итоги урока, я вместе с учащимися фиксирую историческое значение образования Русского централизованного государства, которое можно сформулировать следующим образом:
1) завершение периода политической раздробленности и разорительных усобиц внутри страны;
2) укрепление обороноспособности страны, что позволило освободиться от монголо-татарского ига;
3) создание благоприятных условий для развития хозяйства и культуры (введена единая система мер и весов);
4) рост международного авторитета Русского государства.
В заключение можно привести цитату из текста параграфа, в которой автор XVI в. отразил чувства своих современников: «Наша великая Русская земля освободилась от ига... и начала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне. Она снова достигла своего древнего величества, благочестия и спокойствия, как при первом князе Владимире».

Домашнее задание: § 23; используя материал § 22-23, составить развернутый план

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Смутное время», Класс -10

Предмет: История

Цель урока: формирование у учащихся понимания сущности и причин Смутного времени в истории России, осознание значения данного периода для истории нашего государства.

Задачи:

Образовательные:

1.Определить причины, сущность Смутного времени и его роль в российской истории;

2.Выделить основные периоды Смутного времени;

3.Усвоить стандартный минимум фактических сведений о событиях Смутного времени.

Развивающие:

1.Формировать навыки работы учащихся с ЭОР;

2.Развивать коммуникативные навыки работы в парах.

Воспитательные:

1. Учить вырабатывать собственное отношение к рассматриваемой проблеме;

2. Учить анализировать и давать собственную оценку событиям данного периода.

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Учащихся в классе: 8

Используемые учебники и учебные пособия:

Н.С. Борисов. История России с древнейших времен до конца 17 века. «Просвещение» 2010 год

Используемое оборудование:

ЭОР, компьютеры

Краткое описание: Разработка урока истории в 10 классе на тему «Смутное время» с применением ЭОР

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Проверка отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку.

Настрой на урок

Актуализация знаний

Введение

В декабре 2004 г. Государственная Дума установила новый для России праздник:

День народного единства, который отмечается 4 ноября. Почему именно этот день, и с какими событиями в истории России связан этот праздник?

На протяжении многих веков российская история знает немало примеров борьбы за власть, стремление избавиться от политических оппонентов.

Но в период с конца 16 –начала 17 века никогда ранее еще политическая борьба за власть в государстве не доходила до такого ожесточения. Никогда раньше на историческую сцену не выходило такое количество беспринципных и корыстолюбивых людей. Никогда раньше на царский трон не посягали беглый расстрига из заурядной дворянской фамилии, бывший холоп, бедный учитель из Восточной Белоруссии. Никогда раньше не была столь реальной угроза утраты Россией государственной

самостоятельности, расчленение на отдельные территории.

Этот промежуток времени на Руси известен как период Смутного времени. Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

Какие задачи вы поставите для себя на урок?

Сегодня мы будем говорить о трагическом периоде в истории России – Смутном времени,

А для начала нам нужно выяснить, а что же такое Смута?

Вывод: Смута - долгих 12 лет хаоса, гражданской войны, скрытой и открытой интервенции, тяжких стихийных бедствий и народных волнений.

У каждого события, особенно у трагического, есть свои причины.

слушают учителя,

формулируют цель и задачи урока

1 ученик работает со словарем,

остальные поясняют высказывания историков.

Новый материал

http://fcior.edu.ru/card/13745/smutnoe-vremya.html

    Причины Смуты

Работа с текстом параграфа: чтение, схема:

Проверка работы.

Выяснив причины Смуты, в ходе работы с информационным модулем «Смутное время» вы углубите свои знания об основных событиях смутного времени и расширите представление об участниках этих событий.

2.Основные вехи истории Смуты.

Организует и контролирует работу, консультирует.

работают с текстом параграфа стр.192-194.

заполняют схему

отвечают по схеме.

работают с ЭОР, составляют опорный конспект, выполняют задания по теме

Закрепление знаний и умений:

http://fcior.edu.ru/card/2445/praktika-smutnoe-vremya.html

Пояснение по работе с ЭОР (практический модуль), организует и контролирует работу, консультирует.

Предоставляет возможность ответа на аудиторию, дает оценку работы.

Проверить результат нашей работы нам поможет контрольный модуль «Смутное время»

работают с практическим модулем: выполнение заданий, применение знаний на практике.

(индивидуально, на класс)

Контроль

http://fcior.edu.ru/card/4904/kontrol-smutnoe-vremya.html

Пояснение по работе с ЭОР, контролирует работу, отслеживает результаты работы учащихся.

33-66%-«3»,67-86%-«4», 87-100%-«5»

работают с ЭОР: выполнение заданий по теме

Самооценка

Подведение итогов урока, домашнее задание

Итак, мы подходим к подведению итогов нашего урока. Каким же образом России удалось избежать национальной катастрофы?

Как и во все времена, народ России смог объединиться, потому что осознал, насколько важно научиться жить единой нацией в собственном государстве.

По этому поводу А.С. Пушкин в своём произведении « Борис Годунов» писал:

Но, знаешь ли, чем мы сильны, Басманов?

Не войском, нет, не польскою подмогой

А мнением: да! Мнением народным.

А как вы считаете, сейчас тема народного единства имеет важное значение? Почему?

(потому что только единый народ может добиться процветания своего государства)

Спасение страны было главным итогом Смутного времени, но не единственным. Какие ещё итоги (положительные и отрицательные) вы можете назвать?

Рост национального самосознания. + Упадок хозяйства. -

Новая династия. + Потеря территории. -

Укрепление царской власти. + Убыль населения

Сохранения единства страны. +

Усиление роли Земских соборов +

Но главный итог состоит в том, что после событий Смутного времени все усилия российского народа были направлены на восстановление могущества державы.

Д.з.- п.17-18, записи, подготовить сообщение «Роль исторических личностей Смутного времени в истории России»

отвечают

записывают домашнее задание

Рефлексия

Проводит рефлексию

Удалось

Не удалось

Причины затруднений

Не умел, научился

Самым интересным было

заполняют таблицу

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Смутное время

И-модуль

Лекция, иллюстрации, текст, анимированная карта

Смутное время

П-модуль

Практические задания

Смутное время

К-модуль

Контрольные задания

«Смута»…

Н.М. Карамзин

С.М.Соловьев.

В.О.Ключевский.

«Смута»…

«Смута – это несчастная случайность, вызванная послаблением царя Фёдора, злодеяниями царя Бориса и развратом народа»

Н.М.Карамзин

«Смута – это столкновение утверждающегося государственного начала с антигосударственной, антиобщественной силой, воплощенной в первую очередь в шайках воровских казаков».

С.М.Соловьев.

«Смута – социальная рознь, пресеченная национально – освободительным движением»

В.О.Ключевский.

Удалось

Не удалось

Причины затруднений

Не умел, научился

Самым интересным было

Удалось

Не удалось

Причины затруднений

Не умел, научился

Самым интересным было

Удалось

Не удалось

Причины затруднений

Не умел, научился

Самым интересным было

Удалось

Не удалось

Причины затруднений

Не умел, научился

Самым интересным было

Описание материала : Предлагаю вам конспект урока по истории для обучающихся 10 класса по теме «Личность и деятельность Петра I». Данный материал будет полезен учителям истории. Урок рекомендуется проводить в качестве обобщения после изучения темы «Преобразования Петра Великого. Россия в I половине 18 в..». В ходе урока активизируются имеющиеся знания учащихся, происходит сопоставление событий и определяется их взаимосвязь исходя из социального аспекта.

Тема урока: «Личность и деятельность Петра I»

Тип урока : урок-семинар

Место в системе уроков : обобщающий урок по теме «Личность и деятельность Петра I»

Класс: 10

План урока

1. Введение. Понятие исторической личности.

2. Петр I как историческая личность. Характеристика личности Петра I.

3. В чем состоит «идея общего блага» Петра? Согласны ли Вы с ней?

4. Почему Петр I был назван современниками «Великим»? Что ставили ему в заслугу современники, историки, потомки, и в чем они его обвиняли?

5. Ваша личная точка зрения на проблему?

Цель урока:

Формирование исторического мышления учащихся при анализе исторической деятельности выдающихся людей, оставивших заметный след в истории государства.

Задачи урока:

Обучение учащихся историческому анализу личности;

Формирование умения работы с дополнительной литературой и источниками с элементами сопоставления и исторического противопоставления;

Формирование понятия «историография», «историческая концепция и оценка»;

Работа над философским аспектом роли личности в истории;

Формирование чувства исторической справедливости, умения давать оценку на основе самостоятельной работы с историческим источником.

Ход урока

Введение. Учитель:

«Петр, как историческая личность, представляет своеобразное явление не только в истории России, но в истории всего человечества всех веков и народов. Великий Шекспир своим художественным гением создал в Гамлете неподражаемый тип человека, у которого размышление берет верх над волею и не допускает осуществляться на деле желаниям и намерениям. В Петре не гений художника, понимающий смысл человеческой натуры, а сама натура создала обратный тип - человека с неудержимою и неутомимою волею, у которого всякая мысль тотчас обращалась в дело. «Я так хочу, потому что так считаю хорошим, а чего я хочу, то непременно должно быть» - таков был девиз всей деятельности этого человека».

Урок начинается с вводной беседы-рассуждения, обобщающей представления учащихся о том, какую личность можно назвать исторической.

Следует обратить внимание на то, что личность складывается под влиянием общественных отношений (личность - есть совокупность общественных отношений) и является продуктом данного общественного строя.

Личность характеризуется:

1. Потребностями личности.

2. Сформированными целями деятельности, мотивами, интересами.

3. Средствами, которые личность использует для достижения поставленных целей.

4. Результатами деятельности.

Личность проявляется в действии.

Подводя итог беседе, обучающимися дается определение понятия личности, как динамичной, относительно устойчивой целостной системы интеллектуальных, социально- культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

Петр I относился к тем историческим деятелям, которые никого не оставляли равнодушными. В различные исторические периоды оценки менялись на диаметрально противоположные. Уже при жизни Петра его преобразования влекли как яростное неприятие (раскольники, старомосковское боярство, церковные круги и т. д.) так и восторженную поддержку («Птенцы гнезда Петрова»). В 18 в. происходит идеализация личности Петра I. В19 в. оценки еще больше разошлись: одни считали, что Петр I сделал Россию великим государством - империей, другие - принудил Россию сойти с естественного пути развития.

Выявляются особенности характера Петра: по своей натуре необычайно противоречив. Но, одновременно, это натура цельная, т. к. у него была идея, которая собирала воедино все черты его противоречивой натуры. Эта цель-идея - служение государству. Свое величие Петр видел не в том, что он царь, а он гордился своими делами.

Обучающимся предлагается сформировать таблицу, характеризующую личность Петра Великого. Она может выглядеть следующим образом:

После выявления личностных качеств Петра, проводится его сравнение с современниками, правителями других стран.

В выступлениях обучающихся раскрывается историческая роль деятельности Петра I:

1. Петр Великий сознательно выбрал для себя в жизни особую роль - Петр Михайлов, частное лицо, которое действовало на том ограниченном поприще, на котором в данный момент находилось (когда Петр исполнял обязанности мастерового, капитана, генерала, зубного врача - он был не царем, а Петром Михайловым).

Главная идея Петра - «идея общего блага». (Впервые эта идея была выражена в 1702 году в Манифесте о призыве иностранцев на русскую службу и окончательно сформирована к 1721 году в речи в связи с заключением Ништадского мира - «о прибытке общем нужно заботиться, чтобы народ был облегчаем»).

2. Однако все противоречия Петра объясняются абстрактностью его идеи. В понимании царя любой его поступок относится к общему благу. «Общее благо» имело ярко выраженный внешнеполитический аспект - независимость территории России. По отношению к подданным «общее благо» - справедливый суд, социальный мир, сбор налогов, удачная торговля.

Но подданные делились на податные и привилегированные сословия и «общее благо» для них было различным.

Таким образом, практически все сословия России понуждались к «общему благу». В связи с этим, главная проблема Петра Великого как исторической личности - его одиночество, непонимание его главной идеи современным ему обществом, что влекло за собой принуждение и жестокость (подавление выступлений стрельцов, борьба с православной церковной верхушкой, старообрядчеством, старым боярством и т. д.). Вместе с тем, Петру удалось достигнуть поставленной цели - превращение России в великую державу, что и позволяет считать личность Петра I выдающейся, великой.

Предлагается сделать основной вывод урока о превращении России в великую державу благодаря самозабвенной, хотя и жестокой политике Петра I, сопоставляя исторические споры и высказывания о Петре Великом:

«Все темные стороны характера Петра, конечно, легко извинять чертами века; справедливо могут указать нам, что подобных сторон еще в большей степени найдется в характере других современников Петровых. Несомненным останется, что Петр превосходил современных ему земных владык обширностью ума и неутомимым трудолюбием, но в нравственном отношении не лучше был многих из них; за то общество, которое он хотел пересоздать, возникло не лучшим в сравнении с теми обществами, которыми управляли прочие Петровы современники… Петр посредством своих деспотических мер создал из нее государство, грозное для чужеземцев войском и флотом, сообщил высшему классу ее народа наружные признаки европейского просвещения, но Россия после Петра все-таки, в сущности, не сделалась «новым Израилем»…

«При этом Петр, как исторический государственный деятель, сохранил для нас в своей личности такую высоконравственную черту, которая невольно привлекает к нему сердце: эта черта - преданность той идее, которой он всецело посвятил свою душу в течение своей жизни. Он любил Россию, любил русский народ, любил его не в смысле массы современных и подвластных ему русских людей, а в смысле того идеала, до какого желал довести этот народ; и вот эта-то любовь составляет в нем то высокое качество, которое побуждает нас, помимо нашей воли, любить его личность, оставляя в стороне и его кровавые расправы, и весь его деморализующий деспотизм, отразившийся зловредным влиянием на его потомстве. За любовь Петра к идеалу русского народа, русский человек будет любить Петра до тех пор, пока сам не утратит для себя народного идеала, и ради этой любви простит ему все, что тяжелым бременем легло на его памяти» .

Восточные славяне в древности (10 А класс)

Пилипенко Е.В., учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

Задачи:

Ход урока

I . Опрос домашнего задания.

1 карточка:

2 карточка:

3 карточка: Какие хозяйственно-культурные типы вам известны? Дайте краткую характеристику.

2. Составить кластер.

II .Изучение нового материала.

1. Занятия восточных славян.

    Учитель: Предположите, чем могли заниматься восточные славяне? Составьте кластер. Сравнить с информацией на слайде №2.

Занятия восточных славян:

    Практическая работа в тетради. Графическая организация материала. Взаимопроверка по слайду №3.

Занятия славян

Характеристика занятий

Строительное дело

Огородничество

Садоводство

Вишни, яблони

Пушной зверь, добыча меда

Рыболовство

Торговля

Грады на речных берегах

2. Общественный строй.

Самостоятельное чтение, в тетради составить схему «Общественный строй у восточных славян». Каковы причины изменения общественного строя славян? (Слайд 4) – родовые общины, племена, союзы племен, вече, соседская община, богатые и бедные, князь и дружина.

Учитель:

Слайд 5.

Учитель:

    Инсерт. Работа в группах с текстами. При чтении текста делаются пометки: * знаю, + новые знания, ! очень интересно, : то, что я хочу обсудить. Комментарии каждой группы.

Тексты: ОБРЯДЫ СЛАВЯН

Кунью шубу топтать!

Друг дружку толкать!

Здоровенько спать!

Веселенько встать!

5. ДУХИ СЛАВЯН

БАННИК - дух бани.

ЛИХО - дух зла, несчастья.

ПОЛЕВОЙ - дух поля.

Учитель:

III . Подведение итогов урока.

Учитель:

IV . Выставление оценок за урок.

V . Домашнее задание:

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • История

Описание:

Урок по истории для 10 класса «Восточные славяне в древности»

Цель: формирование представления о древнейшем периоде развития народов на территории нашей страны.

Задачи:

1. познакомить учащихся с образом жизни и чертами характера восточных славян;

2. выявить причины появления неравенства в общине и среди знати;

3. продолжить формировать умения анализировать и обобщать исторический материал.

Методические приемы: кластер, инсерт, игра «Перекрестный огонь», графическая организация материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки, тексты.

Ход урока

I . Опрос домашнего задания.

1. Работа по карточкам (3 человека).

1 карточка: Охарактеризуйте особенности развития Хазарского каганата.

· Примерный ответ: союзник Византии; занятия населения – скотоводство, земледелие, торговля; религии – иудаизм, христианство, ислам…

2 карточка: Каковы особенности развития Волжской Булгарии?

· Примерный ответ: занятия населения – пашенное земледелие, ремесло, торговля; религия – ислам...

3 карточка: Какие хозяйственно-культурные типы вам известны? Дайте краткуюхарактеристику.

· Примерный ответ: общества охотников, общество собирателей, общество рыболовов, общество земледельцев и оседлых скотоводов, подсечно-огневое земледелие, пашенное земледелие, кочевники-скотоводы, воины-кочевники, отгонное скотоводство, кочевники-оленеводы.

2. Составить кластер.

О каких восточнославянских племенах вам известно?

Работа с интерактивной доской: поляне, древляне, волыняне, дреговичи, белые хорваты, тиверцы, уличи, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, словене ильменские.

Как вы думаете, в чем главная особенность расселения восточных славян? (Вдоль рек, озер – это источники воды, рыболовство, торговый путь).

3. Игра «Перекрестный огонь». 3 ряда (3 группы) по очереди задают друг другу по 2 вопроса по пройденному материалу.

II . Изучение нового материала.

1. Занятия восточных славян.

· Учитель: Предположите, чем могли заниматься восточные славяне? Составьте кластер.Сравнить с информацией на слайде №2.

Занятия восточных славян: подсечно-огневое и пашенное земледелие, строительное дело, огородничество, садоводство, охота, рыболовство, ремесло, торговля.

· Практическая работа в тетради. Графическая организация материала. Взаимопроверка по слайду №3.

Занятия славян

Характеристика занятий

подсечно-огневое и пашенное земледелие

Рожь, ячмень, просо, пшеница, овес, бобы, горох, чечевица

Строительное дело

Бревенчатые дома, хозяйственные постройки, лодки, домашняя утварь, мебель

Огородничество

Репа, капуста, свекла, редька, морковь, чеснок

Садоводство

Вишни, яблони

Пушной зверь, добыча меда

Рыболовство

Использовали гарпуны, остроги, плетеные сети, верши

Кузнечное, ювелирное, мастера по дереву

Торговля

Грады на речных берегах

2. Общественный строй.

Самостоятельное чтение, в тетради составить схему «Общественный строй у восточных славян». Каковы причины изменения общественного строя славян? (Слайд 4) – родовые общины, племена, союзы племен, вече, соседская община, богатые и бедные, князь и дружина.

3. Мировоззрение древних славян.

Учитель: Восточные славяне были язычниками. Что такое язычество?

Слайд 5. Язычество – общее название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии.

Учитель: Славяне смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств. Они верили в загробную жизнь и почитали своих предков. Признавалось существование разной «нечистой силы».

· Инсерт. Работа в группах с текстами. При чтении текста делаются пометки: * знаю, + новые знания, ! оченьинтересно, : то, что я хочу обсудить. Комментарии каждой группы.

Тексты: ОБРЯДЫ СЛАВЯН

ОБРЯД, традиционное действие, сопровождающее важные моменты жизни человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называются семейными; сельскохозяйственные и другие обряды - календарными. В жизни славян обряды занимали особое место, абсолютно все жизненноважные события сопровождались обрядами.

1. СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД - по славянскому обычаю жених похищал невесту на игрищах, предварительно договорившись с нею о похищении: «Схожахуся на игрища... и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены». Затем отцу невесты жених давал вено - выкуп за невесту. За день до свадьбы будущая теща печет курник и посылает его в дом жениха. Жених же посылает в дом невесты живого петуха. В предсвадебный день никаких увеселений не происходит. Все тщательно готовятся к веселью. Утром свадебного дня жених извещает невесту, чтобы она готовилась к венцу. Родители невесты расстилают на скамье шубу, сажают на нее свою дочь и начинают одевать в свадебный наряд. Как только оденут, то посылают гонца к жениху. Вскоре свадебный поезд подъезжает к воротам. Дружка жениха стучит в ворота, вызывает хозяина и говорит, что, мол, охотимся на зайцев, да один заяц махнул к тебе за ворота, надобно-де отыскать. Жених усердно ищет спрятанного «зайца» (невесту), а, отыскав, и испросив благословения у родителей, сажает в свадебный поезд и едет на венчание. Долгое время «венчание» в греко-кафолической церкви с обязательной проповедью про «семейное счастье» какой-то там израильской семьи, не считалось настоящим венчанием, ибо люди долго еще с почтением относились к обычаям своих предков. Степан Разин, например, отменил церковное «венчание», повелев венчаться вокруг дуба. Венчание происходило после полудня, ближе к вечеру. В это время мать жениха готовила в клети брачное ложе: вначале настилала снопы (числом 21), поверх перину и одеяло, сверху бросала кунью шубу или шкуру куницы (либо ласки). Возле ложа ставились кадки с медом, ячменем, пшеницей, рожью. Все подготовив, будущая свекровь обходила ложе с рябиновой веткой в руке. 21 сноп означает «огненную страсть» (утроенная семерка, число Огня), кунья шуба должна была волшебным образом разжечь страсть у невесты, точно так же, как и шкурка куницы или ласки. Обратите внимание на названия зверьков, чьи шкурки использовались в волшебных целях, по-видимому, еще с общеиндоевропейских времен, если не раньше. Куна (куница) - того же корня, что и латинское cunnus, норка - то же, самое, только иносказательно, и, наконец, ласка собственно и означает ласку. Ветвь рябины служит, во-первых, своего рода, очистительным средством, а, во-вторых, знаком плодородия. Само слово венчание означает покрытие головы, венком (венцом). Перед венчанием место жениха занимал младший брат или подросток, родственник невесты, у которого жениху необходимо было выкупить место рядом с невестой. Обряд называется «продажа сестриной косы». Около невесты садятся также «глазки» - две родственницы невесты, чаще всего сестры или сеструхи (т.е. двоюродные сестры). Они во время всей свадьбы помогают невесте. Каждая из «глазок» держит в руках по блюду, завязанному платками концами в низ. В одном блюде лежит платок, повойник, гребень и зеркало, а в другом две ложки и краюха хлеба. После выкупа жених и невеста, держа в руках по зажженной свече, шли к храму или священному дубу. Впереди них шли плясуньи, за ними несли коровай, на котором лежали сребреники. Позади молодых осыпало нес чашу с хмелем, зерном и серебром. Сваха осыпала невесту и жениха из чаши. Гости желали невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. После таких пожеланий сваха милостиво осыпала еще и гостей. Раньше венчал жрец, брал невесту за руку, поручал ее жениху и приказывал им поцеловаться. Муж покрывал жену полой своего платья или плаща в знак покровительства и защиты, после чего жрец давал им чашу с медом. Стоя перед жертвенником, муж и жена трижды поочередно пили из чаши. Остатки меда жених плескал в жертвенник и бросал чашу под ноги, приговаривая: - «Пусть так под ногами будут потоптаны те, кто будет сеять меж нами раздоры». Кто первый ступал ногой на чашу, тот, по поверью, становился главой в семье. На почетном месте за свадебным столом всегда сидел деревенский знахарь или колдун. Однако он занимал почетное место не из-за того, что мог, разозлившись от недостаточного к нему почтения, «превратить в волков свадебный поезд» (зачем колдуну поезда с волками?), а оттого, что как раз зачастую являлся потомком тех самых волхвов, на протяжении сотен лет венчавших наших прапрадедушек с прапрабабушками. По дороге домой молодые шли, крепко прижимаясь друг к другу, а гости попеременно дергали их за рукава, пытаясь разлучить. После такого нехитрого испытания все усаживались за стол и начинали пировать. Все, кроме молодых, перед которыми хотя и стояла жареная курица, но съедали они ее лишь по окончании пира. Ни пить, ни есть молодым во время свадебного застолья не разрешалось. Когда на стол подавали курник, то это означало, что настала пора - «Тетера на стол прилетела - молода спать захотела». В разгар веселья молодые уходили в клеть, где заранее было подготовлено брачное ложе. Под напутствие, молодожены, захватив закутанный в рушник обрядовый коровай и курицу, закрывались в клети. У дверей с обнаженным мечом ходил дружка жениха, охраняя покой новобрачных.

Кунью шубу топтать!

Друг дружку толкать!

Здоровенько спать!

Веселенько встать!

После таких, достаточно откровенных пожеланий, гости удалялись в дом, но через некоторое время посылали узнать о «здоровье». Если жених отвечал, что он в «добром здоровье», значит «доброе» свершилось. «Веселенько встав», молодые приступали к еде. Взявши курицу, новобрачный должен был отломить ножку и крыло, после чего бросить их назад через плечо. Отведав курицы и коровая, молодые присоединялись к гостям, и веселье продолжалось. Дружка жениха читал благословения, после которых пир разгорался с новой силой. Застолье заканчивалось игрищами.

2. ОБРЯД ИМЯНАРЕЧЕНИЯ - если славянин или славянка с рождения были названы славянским именем, то обряд наречения проводить не нужно. Конечно, если нет необходимости наречь новым именем. Если же человек не был крещен или приведен к какой-либо другой чужой вере, то обряд наречения проводят следующим образом. Нарекаемый стоит лицом к Священному Огню. Жрец трижды окропляет родниковой водой лицо, чело и темя, произнося слова: «Яко тоя вода чиста, тако будет чисто лице; яко тоя вода чиста, тако будут чисты мысли; яко тоя вода чиста, тако будет чисто имя!». Затем жрец отрезает прядь волос у нарекаемого и кладет их в Огонь, произнося при этом шепотом новое имя. До того, как человек получит имя, никто, кроме жреца и нарекаемого не должен выбранное имя знать. После этого жрец подходит к человеку и громко произносит: «Нарцемо имя тебе... (имярек)». И так трижды. Жрец дает нареченному горсть зерна для принесения требы и братину сурьи для поминовения предков. Славянин, который был до этого крещен, либо был приведен к какой-либо другой чужой вере, должен сначала пройти обряд очищения. Для этого усаживают человека на колени на колоду (он не Должен касаться коленями земли), обводят это место замкнутым кругом. Перед тем, как сесть в круг, нарекаемый снимает с себя одежду, обнажаясь по пояс. Круг чертится ножом, который потом оставляют в земле до окончания обряда. Как правило, перед началом наречения бросают жребий: достоин ли человек такой чести получить Славянское имя и перейти под покровительство Предков. Делается это следующим образом: жрец, стоя за спиной нарекаемого, трижды взмахивает топором над головой последнего, стараясь слегка коснуться лезвием волос. Затем бросает топор на землю за своей спиной. Если лезвие упавшего топора указывает на нарекаемого, то продолжают обряд. Если нет - откладывают наречение до лучших времен. Итак, если жребий выпал удачно, то нарекаемому слегка омывают голову родниковой водой, обносят посолонь огнем, осыпают зерном, делая очистительные движения руками. Очищение проводит жрец или трое жрецов. Обходят нарекаемого посолонь по кругу, держа свои правые руки над его головой. В это время они протяжно возглашают клич «Гой» - три раза. Подняв руки к небу, торжественно восклицают: «Нарцемо имя тебе...», далее произносится имя, выбранное общиной (по согласованию со жрецом), или имя, которое нарекаемый выбрал себе сам (опять же по согласию жреца). И так восклицают три раза. Круг разрывается, нареченному дается горсть зерна для его первого жертвоприношения и ковш с медом для поминовения предков, под чье покровительство он теперь переходит.

3. ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД - простейший похоронный обряд состоит в следующем: «Аще кто умряше, творят трызну надъ нимъ, и посемъ творяху краду велику (особый костер, «крада» (крадущий из нашего мира положенные на него предметы) выкладывается в виде прямоугольника, высотой по плечи человека. На 1 домовину необходимо брать в 10 раз более дров по весу. Дрова должны быть дубовые или березовые. Домовина же делается в виде ладьи, лодки и т.д. Причем нос ладьи ставят на закат солнца. Самым подходящим днем для похорон считается пятница - день Мокоши. Покойника одевают во все белое, закрывают белым покрывалом, кладут в домовину милодары и поминальную еду. Горшок ставят в ногах покойного. Покойник у вятичей должен лежать головой на запад), и възложахуть и на краду мертвеца сожжаху (Поджигает старейшина, либо жрец, раздевшись по пояс и стоя спиной к краде. Краду поджигают днем, на закате, чтобы покойный «видел» свет и «шел» вслед за уходящим солнцем. Внутренность крады набита легковоспламеняющейся соломой и ветками. После того, как огонь разгорится, читается погребальная молитва. По окончании молитвы все замолкают до тех пор, пока к небу не поднимется огромный столб пламени - знак того, что умерший поднялся к Сварге), а посем собравши кости (у Северян, например, принято было кости не собирать, а насыпать сверху малый холм, на котором устраивалась тризна. Бросив сверху оружие и милодары, участники тризны расходились, чтобы набрать в шлемы земли и насыпать уже большой могильный холм), вложаху в судину малу (глиняный горшок) и поставяху на столпе (в маленькой погребальной избушке «на курьих ножках») на путехъ (на пути из селения к закату солнца), еже творять Вятичн и ныне (обычай ставить избушки «на курьих ножках» над могилой сохранился в Калужской области до 30-х годов XX века)».

4. ОБРЯДЫ В ЧЕСТЬ МЕРТВЫХ - во многих славянских землях до сих пор сохранились следы праздников в честь мертвых. Народ ходит на могильники 1 Сухеня (Марта), в час рассвета и там приносит жертвы мертвым. День носит название - «Навий день» и также посвяшен Морене. Вообще любой обряд в честь мертвых имеет свое название - Тризна. Тризна по умершим есть пир, посвященный в их честь. Со временем славянскую Тризну, изменили в поминки. Тризна ранее представляла собой целый ритуал: на могильник приносят лепешек, пирогов, крашенных яиц, вина, и поминают мертвого. При этом обычно женщины и девушки причитают. Причитанием вообще называют плачь по покойнику, но не безмолвный, не простой истерический припадок, допускающий потерю слез часто без звука, или сопровождаемый всхлипыванием и повременными стонами. Нет, это печальная песня потери, лишения которой автор сам потерпевший или понесший лишение. Автор таких причитаний, обливаясь горючими слезами об умершем родственнике, и будучи не в состоянии затаить в себе душевной тревоги падает на могильник, где скрыт прах, или, ударяя себе в грудь, плачет, выражая на распев в форме народных песен, слово, сказанное ею от всей души, от всего сердца, часто глубоко прочувственное, иногда даже носящее в себе глубокий отпечаток народной легендарности. После причитаний устраивалась тризна. Есть также народные тризны, во время которых памятствует весь народ. В современности, народ совершает такую тризну на Радуницу или Великдень (Пасха). Песни, яства, и причитания доставляют отраду душам умерших и они за это, живым внушают полезную мысль или совет.

5. ДУХИ СЛАВЯН

Духи играли важную роль в жизни восточных славян в древности. Среди духов встречались добрые и злые, каждый дух выполнял свою роль.

БАННИК - дух бани.

БЛАЗЕНЬ - приведение, призрак.

БОЛОТНИК - злой дух в болоте, старающийся затащить человека в трясину.

ВАСИЛИСК - мифический чудовищный змей.

ВОДЯНОЙ – дух, обитающий в воде. Водяной, водяник, живет в воде, откуда он выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом близ водяных мельниц. Водяному приписывают тоже значение, что и домовому, чему служит доказательством пословица: «дедушка водяной, начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками, которые поэтому не составляют самобытного божества. Народ олицетворяет водяного стариком, постоянно покрытого болотною травою. Водяной тоже требует себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека. Ему приписывают сома, как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома называет народ - чертова лошадь.

ДОМОВОЙ - по общим понятиям, домовой представляет дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живет в каждом доме в каждом семействе. От сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина, или хозяйку. Он прежде кончиною кого-нибудь в семействе, воет, иногда даже показывается кому-нибудь из семейства, производит стук, хлопает дверями и пр. По общему поверью, живет он по зимам близь печки, или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается близь лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит ее, заплетает гриву и хвост, дает ей корма, от чего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он ее мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть, любима домовым. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает в несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае, он бьет и колотит посуду, кричит, топает и пр. Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, то ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят, о какой-нибудь неприятности особенно, если синяк больно. Также наваливается во время ночи на спящего и давит его, так, что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать слова. Обыкновенно эта стена наваливается на того, кто спит на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом - «да» или «нет». Говорят, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит близь порога, или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем, как невидимому ничего этого не видно. В простом народе к домовому питают уважение, так что мужичок боится его, чем-либо оскорбить и даже остерегается произнести его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим». При переходе, или переезде из дома в другой, непременною обязанностью считают в последнюю ночь, пред выходом из старого дома, с хлебом-солью просить домового на новое место. Хозяйство каждого, по их мнению, находится под влиянием домового. Говорят, что домовой не любит ленивых, особенно ветреные мельницы. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить; в этом случае пред порогом дома зарывают в землю череп, или голову козла.

ЗМЕЙ - Существо, сочетающее в себе свойства пресмыкающего и человека.

ЗМЕЯ-СКОРОПЕЯ - змея, обитающая в поле, лесу, болоте. Властвующая над другими змеями.

КИКИМОРА - злой дух в облике женщины, появляется в доме.

КЛАДОВОЙ – дух, охраняющий клады.

КОРОВЬЯ СМЕРТЬ - злой дух, убивающий коров. Появляется в виде женщины или животного черного цвета.

ЛЕШИЙ - лесовик, леший, олицетворяется сходно с домовым. Власть лешего ограничивают одними лесами; а жилищем его предполагают густые камыши и лесные трущобы. Леший, как и домовой, может явиться к человеку в разных видах, но он всего чаще показывается дряхлым стариком. Ему приписывают то, что он любит кричать в лесу, пугая тем народ, заводить, и когда шутка удастся, то хохотать и хлопать в ладоши. Если кого он заведет в лесу, то народ думает, что стоит только вывернуть всю одежду наизнанку, чтобы выйти из лесу.

ЛИХО - дух зла, несчастья.

ЛИХОРАДКА - дух в облике женщины, поселяющийся в кого-нибудь и вызывающий болезнь.

ОБОРОТЕНЬ - существо обладающее способностью оборачиваться человеком или животным (обычно волком).

ОВИННИК - дух, живущий в овине.

ПОЛЕВОЙ - дух поля.

РУСАЛКА - дух в облике женщины, живущий в воде. Берегиня, спасающая утопающих.

УПЫРЬ – не мертвый (живой мертвец) – существо, убивающее людей и сосущее из них кровь или поедающее их.

Учитель: Как вы думаете, что из наследия восточных славян дошло до нашего времени? В чем значение культурного наследия наших предков?

III . Подведение итогов урока.

Учитель: Расселившись на огромных просторах Восточно-Европейской равнины, славянские племена положили начало формированию особой цивилизации, которая испытывала влияние проживавших по соседству со славянами племен и народов.

IV . Выставление оценок за урок.

V . Домашнее задание: стр. 52-56, в. 2-4, анализ документа. Инд. задание – подобрать материал о мировоззрении восточных славян.


Урок 1
Тема: Снова в школу
Цель урока: вести короткие монологические высказывания по теме «Воспоминания о школе»
Задачи урока:


иноязычную речь на слух.






Ход урока
1. Приветствие


2. Организационный момент

3. Сообщение целей урока
T: Open our books at page 8. Look at the title of the unit «A good start in life». What do you think of the
title? Are you glad to be at school again? Today we are going to talk about school and our feelings.
4. Организовать диалогическое высказывание
T: p.8 Here is a short quiz to help you find your way around the book.
Ex.1a p.8 These are some tips to help you learn English this year. Unjumble them.
Which tip seems the most useful? Why?
Ex.1b p.8 Think of one more piece of advice
5. Ознакомление с новой лексикой
How can people feel at school? (запись слов в словарь)
T: Ex.2a p.9 Look at the picture and say:
­how people in the picture feel on the first day at school
­how you feel now eou are back at school
Ex. 2b p.8­9 Choose the alternative that describes you best
Ex.2c p.9 Calculate your results and read your learning style description
6. Организовать аудирование
T: Ex.2b p.9 Listen to these Russian kids and guess which class they are in.
Ex.2c p.9 Listen again and say how each speaker feels
7. Домашнее задание
T: At home you must do WB ex. 1,2, 3, p.3­4 (пояснение домашнего задания)

8. Подведение итогов урока
T: So, now tell me, please
1) What have you known today?
2) What did you do at the lesson?
3) What was the most interesting and useful for you?
9. Оценки
Teacher puts marks for pupils’ work.

10 класс Unit 1 Хороший старт (Проблемы образования)
Урок 2
Тема: Снова в школу
Цель урока: читать стихотворения о школе
Задачи урока:
1) развитие лексико­грамматических навыков речи; развитие монологической и диалогической
речи; умение читать с пониманием основного содержания; развитие умения слушать и понимать
иноязычную речь на слух.
2) расширение общего кругозора учащихся.
3) формирование стремления к совершенствованию своей речевой практической деятельности;
совершенствование коммуникативной культуры ученика; воспитание уважительного отношения к
другим культурам; воспитание внимания, умения слушать друг друга.
4) формулированию выводов из прочитанного и услышанного; развитие способности к подбору
выражений необходимых для данной ситуации.
Ход урока
1. Приветствие
T: Good morning, boys and girls! Glad to see you! How are you today?
P: I am fine (good, excellent, great, OK, all right, so­so) thanks.
2. Организационный момент
T: Who is absent today? What is the date today? What is the day of the week?
P: All are present. Today is …. Today is ….
3. Проверка домашнего задания
WB ex. 1,2, 3, p.3­4
3. Сообщение целей урока
T: Today we "ll talk about the topic "" Off to school"" again.
4. Организовать аудирование и чтение
T: 3. А Reading and listen to the poem. Give it a title.
5. Организовать диалогическое высказывание с опорой на текст
T: 3B. Look through the poem again and answer these questions.
a) Can you see any unusual words in this poem?
b) Why do you think the words are like this?
c) What words do they stand for?
d) What are the feelings of the child?
e) What other evidence of the child"s feelings can you see in the poem?
5. Ознакомление с конструкцией used to
T: 4. A. Remember what it was like to be so small when you were at school for the first time, etc.
. How have things changed for you? Look at this sentence:
(пояснение грамматического материала)
B. Make some more true sentences about how things have changed for you, using the same pattern.
Refer to your clothes, doing homework, school subjects, etc.
6. Организовать письмо
T: 5. A. Read some extracts from a diary and learn about diary style.
5 B. Write your own Feelings Diary for one week.
Express your feelings about your first week at school.(See List of irreqular Verbs, p. 172.)
7. Домашнее задание
T: At home you must do WB упр.5,6,7 стр.4­5 (пояснение домашнего задания)
Pupils write down home task for the next lesson.