Руны

Молчит фотография, но не молчит память. Русский язык: Методические указания по выполнению контрольных работ для слушателей заочных подготовительных курсов Когда люди уходят остаются вещи и безмолвные

Часть 1

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Таинственные письмена

Когда люди уходят, после них остаются вещи. Вещи безмолвно свидетельствуют о самой древней истине - о том, что они долговечнее людей. Неодушевлённых предметов нет. Есть неодушев­лённые люди. Без вещей Пушкина, без природы пушкинских мест трудно понять до конца его жизнь, творчество, это хорошо знали ещё современники поэта, и лучше всех Александр Иванович Тур­генев, писавший о доме Пушкина, о соснах, сирени, гульбище и многом другом в Михайловском.

Сегодня вещи Пушкина - в заповедниках и музеях. Здесь они живут особой, таинственной жизнью, и хранители читают скрытые их письмена. Передо мной в Михайловском прошли сотни тысяч людей разных возрастов, знаний и стремлений. И все они хотели увидеть то, что окружало поэта. И вот я говорю им: «У этого окна любил сидеть Пушкин». Тут они начинают смотреть на обыкновен­ное окошко и вдруг видят, что оно необыкновенное, что никто из них такого окна раньше не видел, не видел около окна этого зелё­ного куста. Они понимают, что другого такого куста нет на всём свете, что над кустом небо, какое было при Пушкине, и облако, и отражённый стеклом силуэт пролетающей птицы, которую, может быть, видел и он.

Ещё много-много лет после того, как совсем обветшали окна, и двери, и порог пушкинского дома, - пышная сирень каждую весну раскрывала для людей свои душистые цветы. Когда-то её сажали и холили чьи-то заботливые руки, и сирень заглядывала в комнату Пушкина. А потом всё кануло в Лету.

И вот теперь выровнялись и порог, и ступени, и окна пушкин­ского дома, и мы вновь посадили сирень, и, как прежде, дарит она мечтательному путнику свои цветы.

В каждом листке кустика есть свои письмена. Пушкин умел их читать. Чтобы понять деревенского Пушкина, нужно, чтобы всякий приходящий в Михайловское попробовал разобрать эти письмена.

Когда Пушкина спрашивали про его кабинет, он отвечал: «Де­ревня - вот мой кабинет».

Деревня - это природа. Деревья, травы, кусты, птицы и звери. Пушкин любил эту землю. Он ходил по лесу без сюртука, в рубаш­ке, часто на босу ногу, в ветер, и в дождь, и в прохладу... Он видел, что в природе всё безгранично и почти ничего не меняется. Она - вечность. Это только мы меняемся, люди.

Весною, когда в Михайловском начинается всё заново и люди выходят на волю, они видят и слышат только воду. Так было при Пушкине, так и сейчас. Вода идёт отовсюду, она заливает заветные луга, рождает огромное море и топит в нём ручьи и реки, старицу реки и её новь, - и вода эта стоит от одной горы до другой.

Природа Михайловского имеет своих стражей. О них Пушкин писал в стихотворении «Домовому». И самый верный страж этого места - вода.

Каждый день деревья, кусты, луга и поляны Михайловского проявляют свой характер по-новому. Каждое утро хранитель этой великолепной галереи заменяет одну из старых картин какой-ни­будь новой и как бы говорит нам: «Всё это видел Пушкин. Посмот­рите и вы. Станете лучше».

(С. Гейченко)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В14.

(1) Огонь, дым, пепел да зола, искорёженная, плетёная ржавой проволокой, начинённая минами земля - вот что оставили, отсту­пая, фашисты.

(2) Вместо заповедника - пустыня. (3) Рваная незатянувшаяся рана, боль и мёртвая тишина.

(4) Бывший тогда президентом Академии наук Сергей Ива­нович Вавилов, по старой памяти, через верных друзей разыскал Семёна Степановича Гейченко. (5) Он знал его давно как работ­ника Пушкинского дома, как хранителя петергофских дворцов; ценил этого не ведающего покоя учёного, умеющего мыслить и действовать.

(6) - Я надеюсь на вас, беритесь, восстанавливайте, - сказал Сергей Иванович.

(7) Стоял апрель 1945 года. (8) Война подходила к Берлину во всей своей нарастающей силе и беспощадности. (9) Земля ожидала. (10) Её оживлял обретающий своё истинное призвание человек.

(11) В это время на случайных попутных машинах, с вещмешком за плечами, по разъезженной, перевороченной железным тараном войны дороге, и приехал в Пушкинские Горы Семён Степанович Гейченко.

(12) Надо было расчистить, разгрести эту опоганенную войной землю и на пепле восстановить всё так, как было при Пушкине. (13) Гейченко отлично понимал, что восстанавливать гораздо труд­нее, чем строить заново.

(14) - Ну что ж, милый, начнём, - сказал он не то себе, не то первому скворцу, которого увидел в чудом сохранившейся скво­речне на полуобгоревшей, иссечённой осколками берёзе, одиноко стоящей у развалин домика няни. (15) - Тебе-то легче, у тебя есть скворечник, а у меня ничего нет. (16) Ну, хоть ты пой, - все-таки веселее...

(17) За скворцами прилетели утки, цапли. (18) Два аиста облюбо­вали старую ганнибаловскую липу со сбитой снарядом верхушкой и начали вить гнездо. (19) Запела серебряную песню иволга. (20) Тра­ва пошла в рост. (21) Посечённые осколками берёзы чудом пускали новые побеги. (22) На треть подпиленная могучая сосна, на которой был наблюдательный пункт и которую фашисты не успели срезать, заплывала смолой и оживала. (23) Из-под векового дуба в Тригорском по брёвнышку был вытащен весь блиндаж, а пустое пространст­во было забито землёй и навозом. (24) И дуб стал охорашиваться, и при некоторой доле воображения в его зелёных листьях можно было заметить скрывающихся русалок.

(25) Всё было растащено, разгромлено, разворовано фашиста­ми. (26) Но директор заповедника и люди, работающие с ним, ве­рили светлой верой в то, что всё будет так, как было при Пушкине, и не жалели для этого сил, работая от зари до зари.

(27) Первым был восстановлен домик няни. (28) В 1949 году был отстроен дом Пушкина и состоялось торжественное открытие за­поведника.

(29) Со всех континентов на это неумирающее торжество поэзии съехались поэты. (30) Их разноязыкие голоса, усиленные репро­дукторами, зазвенели в промытой буйной зелени, и к ним прислу­шивались пёстрые праздничные толпы людей и в самом Святогорском, около могилы поэта, и в Михайловском, на широком лугу у входа в усадьбу.

(31) И среди этой праздничной, восхищённой и зачарован­ной толпы то тут, то там мелькала сухая высокая фигура резкого в движениях человека с выразительным острым лицом, с доброй улыбкой и густым наплывом русых волос, спадающих на глаза.

(32) Он то и дело поправлял их или единственной правой рукой, или характерным взмахом головы. (33) Он объяснял, советовал, показывал. (34) Он был весь в движении. (35) И незримое чувство удовлетворённости, может быть даже не осознанное, делало его прекрасным.

(По М. Дудину)

К каждому заданию А1-А 7 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Напишите номер правильного ответа.

А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему СИ. Вавилов сказал С.С. Гейченко, что он надеется на него?»

1) С.С. Гейченко был фронтовиком.

2) Семён Степанович был хорошим строителем.

3) Гейченко был учёным, который умел мыслить и действовать.

4) У С. И. Вавилова не было другого выбора.

А2. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему Гейченко и люди, работающие с ним, трудились от зари до зари?» Гейченко и люди, работающие с ним, трудились от зари до зари, пото­му что

1) стремились заработать как можно больше денег.

2) верили, что пушкинские места - это святыня, и хотели их восстановить.

3) стремились угодить начальству.

4) хотели показать своё профессиональное мастерство.

A3. Как С.С. Гейченко характеризует информация, заключённая в предложениях 31-35?

1) Семён Степанович был суетливым человеком.

2) Гейченко всегда навязывал своё мнение другим людям.

3) Семён Степанович стремился блеснуть своими знаниями.

4) Гейченко был деятельным, знающим своё дело человеком.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово сухая (предложение 31).

1) лишённая воды 3) худощавая

2) безучастная, неласковая 4) безжизненная

А5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1) Вместо заповедника - пустыня. Рваная незатянувшаяся рана, боль и мёртвая тишина.

2) Война подходила к Берлину во всей своей нарастающей силе и беспощадности. Земля оживала.

3) Тебе-то легче, у тебя есть скворечник, а у меня ничего нет. Ну, хоть ты пой, - всё-таки веселее...

4) Первым был восстановлен домик няни. В 1949 году был от­строен дом Пушкина и состоялось торжественное открытие заповедника.

А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор текста называет героя по имени и отчеству?» Такая форма имени говорит

1) о преклонном возрасте героя.

А7. Укажите, какое средство художественной выразительности содержится в пятом (5) предложении текста. Он знал его давно как работника Пушкинского дома, как хранителя петергофских дворцов; ценил этого не ведающего покоя учёного, умею­щего мыслить и действовать.

1) сравнение 3) метафора

2) перифраза 4) метонимия

Ответы на задания В1-В14 записывайте словами и цифрами, раз­деляя их, если нужно запятыми.

В1. Замените разговорное слово опоганенную из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 14-16 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

В3. Из предложений 2-6 выпишите слово, правописание кото­рого определяется правилом: «После приставки, оканчива­ющейся на согласную букву, вместо И пишется Ы»;

В4. Из предложений 1-4 выпишите слова, в которых правопи­сание -Н- определяется правилом: «Одна буква -Н- пишется в словах, образованных от бесприставочных глаголов и не имеющих пояснительных слов».

В5. Из предложений 11 - 12 выпишите слева, правописание приставки в которых определяется правилом: «Не конце приставки пишется С, если после неё следует буква, обоз­начающая глухой согласный».

В6. Из предложения 21 выпишите слово, образованное суффик­сальным способом.

В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном определении, выраженном причастным оборотом. И среди этой праздничной, (1) восхищённой и зачарованной толпы то тут, (2) то там мелькала сухая высокая фигура резкого в движениях че­ловека с выразительным острым лицом, (3) с доброй улыбкой и густым наплывом русых волос, (4) спадающих на глаза.

В8. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обознача­ющую запятую между частями сложносочинённого пред­ложения.

Их разноязыкие голоса, (1) усиленные репродукторами, (2) зазвенели в промытой буйной зелени, (3) и к ним прислушивались пёстрые празд­ничные толпы людей и в самом Святогорском, (4) около могилы поэта, (5) и в Михайловском, (6) на широком лугу у входа в усадьбу.

В9. Из предложения 19 выпишите словосочетание, построенное на основе связи управление.

В10. Выпишите грамматическую основу предложения 31.

В11. Среди предложений 12-16 найдите предложение с обраще­нием. Напишите номер этого предложения.

В12. Среди предложений 17-24 найдите предложение с однород­ным подчинением. Напишите номер этого предложения.

В13. Среди предложений 25-30 найдите сложносочинённые предложения. Напишите номера этих предложений.

В14. Из предложения 26 выпишите деепричастие.

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе только одно из заданий: С 2.1 или С 2.2.

С2.1

Ознакомьтесь с мнением Ивана и Владимира об исполь­зовании союзов. Иван: «В тексте автор использует сочинительные и подчини­тельные союзы. А разве нельзя обойтись только подчинительными союзами?»

Владимир: «При написании текста нужны и сочинительные, и подчинительные союзы».

Помогите Владимиру доказать свою точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Союзы и их роль в тексте».

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Хранитель на­циональной святыни».

Для справок.
Виды текстов.
В зависимости от содержания и характера изложения материала различаются: а) о п и с а н и е; б) по-, вествование и в) рассуждение.
В описательных текстах предметы или явления изо-бражаются путем перечисления характерных для них признаков. В начале или в конце описания дается представление о предмете или явлении в целом, основную часть составляют элементы описания - отрывки, рас-крывающие отдельные стороны изображаемого. Элементы описания приводятся по определенной системе: в порядке их важности, в порядке последовательности расположения в пространстве и т. д.
Повествовательные тексты содержат рассказ о событиях, который ведется в хронологической последовательности. В повествовании выделяются основные события, указывается порядок их следования, показывается их взаимосвязь. Примером подобных текстов может служить биографическое произведение, рассказ о путешествии и т. п.
Рассуждением называется такой вид текста, в котором исследуются предметы или явления, вскрываются причины, анализируются внутренние признаки, доказываются определенные положения. В доказательствах выделяются основное положение, истинность которого доказывается (так называемый тезис), и суждения, обосновывающие правильность тезиса (их называют аргументами).
489. Выясните приемы простого (делового) описания в приводимом ниже тексте.
КЛАССНАЯ КОМНАТА. Налево от двери были две полочки: одна - наша, детская, другая - Карла Иваныча, собственная. На нашей были всех сортов книги - учебные и неучебные: одни стояли, другие лежали; коллекция книг на полочке Карла Иваныча если не была так велика, как на нашей, то была еще разнообразнее.
На другой стене висели ландкарты, все почти изо-рванные, но искусно подклеенные рукою Карла Иваныча.
На третьей стене, в середине которой была дверь вниз, с одной стороны висели две линейки: одна - изрезанная, наша; другая - новенькая, собственная; с другой - черная доска, на которой кружками отмечались наши большие проступки и крестиками - маленькие. Налево от доски был угол, в который нас ставили на колени.
Посредине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некраше- ных, но от долгого употребления залакированных табуретов.
Последняя стена была занята тремя окошками. Вот какой был вид из них: прямо под окнами дорога, за которой стриженая липовая аллея, из-за которой кое-где виднеется плетеный частокол; через аллею виден луг, с одной стороны которого гумно, а напротив лес; далеко в лесу видна избушка сторожа. Из окна направо видна часть террасы, на которой сиживали обыкновенно большие до обеда.
(Л. Н. Толстой)
Составьте описание улицы, на которой вы живете (опишите жилые дома по соседству, магазины, зеленые насаждения, виды городского транспорта, средства уличного освещения и т. д.).
Выясните приемы художественного описания в приводимом ниже тексте. Чем оно отличается от простого (делового) описания?
РОЩА.
Жара заставила нас наконец войти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника, над которым молодой, стройный клен красиво раскинул свои легкие ветви. Касьян присел на толстый конец срубленной березы. Я глядел на него. Листья слабо колебались в вышине, и их жидко-зеленоватые тени тихо скользили взад и вперед по его тщедушному телу, кое-как закутанному в темный армяк, по его маленькому лицу. Он не поднимал головы.
Наскучив его безмолвием, я лег на спину и начал любоваться мирною игрою перепутанных листьев на далеком светлом небе. Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, спус-каются, отвесно падают в те стеклянно-ясные волны; листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгуща- ются в золотистую, почти черную зелень. Где-нибудь, далеко-далеко, оканчивая собою тонкую ветку, неподвижно стоит отдельный листок на голубом клочке прозрачного неба, и рядом с ним качается другой, напоминая своим движением игру рыбьего плёса, как будто движение то самовольное и не производится ветром. Волшебными подводными островами тихо на-плывают и тихо проходят белые круглые облака, и вот вдруг все это море, этот лучезарный воздух, эти ветки и листья, облитые солнцем, - все заструится, задрожит беглым блеском, и поднимется свежее, трепещущее лепетание, похожее на бесконечный мелкий плеск внезапно набежавшей зыби.
Вы не двигаетесь - вы глядите, и нельзя выра-зить словами, как радостно, и тихо, и сладко становится на сердце. Вы глядите - та глубокая, чистая лазурь возбуждает на устах ваших улыбку, невинную, как она сама, как облака по небу, и как будто вместе с ними медлительной вереницей проходят по душе счастливые воспоминания; и все вам кажется, что взор ваш уходит дальше и дальше и тянет вас самих за собой в ту спокойную, сияющую бездну, и невозможно оторваться от этой вышины, от этой глубины.
(Я. С. Тургенев)
Опишите летний вечер по своим собственным наблюдениям. Всмотритесь в краски на небе, проследите их переливы, вслушайтесь в окружающие вас звуки. Привлеките, где это будет уместно, эпитеты, сравнения и другие изобразительные средства языка. Так как наблюдаемые явления будут происходить одновременно, используйте в основном глаголы в форме несовершен-ноговида (так называемое настоящее или прошедшее описательное).
Укажите черты описания и повествования в приводимом тексте.
Около полувека назад в дачном поселке Куоккала стоял неподалеку от станции деревянный домишко,
X. X.
над которым торчала несуразная башенка с разно-цветными, наполовину разбитыми стеклами. Там, в башенке, около полувека назад находилось мое жилье, и лестница туда была очень крутая.
По этой лестнице однажды, перед вечерними сумерками, очень легко, без одышки, взобрался ко мне пожилой человек - в первую минуту я принял его за посыльного - и подает мне письмо:
Из Питера, от Ивана Ивановича...
И называет фамилию одного очень небольшого писателя, который печатал в тогдашних газетах мелкие заметки об искусстве.
Я вскрываю конверт и читаю:
«Пользуясь любезностью Ильи Ефимовича Репина, который доставит Вам эту записку, спешу сообщить...».
Дальше я не читал. Мысль, что здесь, передо мною, в этой крохотной комнатке, создатель «Бурлаков», «Запорожцев», «Не ждали», «Ивана Грозного», «Крестного хода», привела меня в состояние крайней растерянности. Я стал усаживать его на свой единственный стул, но он сказал, что он только что с поезда, что ему нужно поскорее домой, и все же задержался на минутку, чтобы оглядеть мою скудную книжную полку.
Когда в Третьяковке или в Русском музее смотришь десятки картин, написанных репинской кистью, Репин кажется великаном. Самое количество этих картин поражает своей колоссальностью. И вот он стоит передо мною - небольшого роста, с улыбаю-щимся, крепким, обветренным, стариковским лицом, с прищуренным правым глазом, в черной шинельке, с накидкой, в самых обыкновенных деревенских перчатках, и даже не перчатках, а варежках, вокруг усов у него топорщатся рыжеватые волосы, совсем простой, даже как будто застенчивый, будто и не знает, что он - Репин.
Ах, вы и по-английски читаете! - сказал он, увидев на полке какую-то английскую книгу, и сказал таким уважительным голосом, словно умение читать на чужом языке было величайшей премудростью, недоступной обыкновенному смертному.
(К. И. Чуковский)
Опишите свое посещение музея или картинной галереи, сочетая повествование с описанием.
Дайте описание какого-либо производственного процесса, в котором вы принимали участие или который наблюдали.
Напишите короткую хроникальную заметку в стенгазету. В такого рода заметках содержатся ответы на вопросы что? где? когда?
Напишите в стенгазету более подробную корреспонденцию, в которой не только сообщалось бы о факте, месте и времени происшествия, но также указывались бы деятель и мотивы его действий (кто? что? где? когда? почем у?).
Составьте зарисовку внешности кого-либо из своих знакомых.
Используя материалы из спортивной жизни, напишите сочинение на тему «Какими качествами должен обладать настоящий спортсмен?».
Укажите черты повествования и рассуждения » приводимом ниже тексте.
Когда на южной окраине города рассвело, третья батарея уже окопалась и стояла замаскированная. За снегами поднялось зимнее солнце, и все увидели немецкие танки, изготовившиеся к атаке. Они не скры-вались, на глазах у всех перестраивались, и оттого, что двигались все время, их трудно было сосчитать. Но их было много.
v
V
Впереди несколько слева третьей батареи стояла тяжелая батарея другого полка. Комбата ее издали можно было отличить по высокой черной папахе с красным верхом. Он стоял у колеса пушки, одной рукой держа бинокль, другой, в перчатке, делал знаки расчету, и, повинуясь его руке, стволы пушек разворачивались. Видно было, как работают под щитом номера, наводчик крутит колесики поворотного и подъ-емного механизмов. Батарея готовилась открыть огонь по танкам.
После первого снаряда танки ожили. Они ждали этого, опасались идти в атаку по снежному полю, не зная наших огневых точек, и вызывали огонь на себя. Теперь всей мощью они навалились на батарею. Снаряды густо рвались вокруг нее, и батарейцы только отстреливались.
Оттуда по глубокому снегу бежал человек. Еще издали закричал рыдающим голосом:
Что же вы смотрите? На ваших глазах нас рас-стреливают, а вы стоите?
Это был лейтенант, командир взвода.
Величенко чувствовал на себе взгляды бойцов.
Быстро подошел Назаров:
Товарищ комбат, разрешите открыть огонь.
А танки все били по батарее. Одно орудие ее уже молчало. Снаряд угодил под колесо, и пушка осела набок, щит был погнут. Несколько человек осталось лежать в окопе, другие, рассыпавшись, бежали к садам.
Назаров ближе шагнул к Беличенко:
Если вы не прикажете, я сам открою огонь!
Я вас расстреляю на месте! - задохнувшись, тихо сказал Беличенко.
Когда он обернулся, он не встретил ничьих глаз.
На батарее уже и вторая пушка была подбита и не отвечала на огонь немецких танков. Расчет покинул ее. последние номера уже добегали до садов. Только комбат в своей высокой черной папахе с красным верхом сидел за колесом пушки сжавшись, не желая оставлять батарею, которую он сам погубил. Кому
этот его героизм теперь был нужен. Нет, не мог Бели- ченко открывать огонь. Не имел права, поддавшись чувству, принять бой в условиях, которые навязывали ему немцы. Открой он огонь, и танки обнаружат его замаскированную батарею и с выгодных позиций, издали расстреляют ее, как они только что расстреляли соседнюю. Он отвечал за жизнь людей, но эти же люди сейчас под его взглядом отводили глаза, как перед человеком, который сделал жестокое дело.
На разбитой батарее оставались снаряды, и он послал за ними бойцов. Низинами, садами, оврагами они пробрались туда и вынесли все ящики, а комбат по-прежнему сидел на батарее, оставшейся без пушек и без снарядов.
Но у Беличенко не было сейчас жалости к этому человеку. Да и времени жалеть не оставалось.
Здесь, на окраине садов, третья батарея встретила танки и отбила их, а потом потеряли атакам счет. И с каждой отбитой атакой укреплялось сознание, что хотя и нет уже никакой возможности, а все же держаться здесь можно.
(По Г. Я. Бакланову)
Опишите эпизод из вашей жизни, который вы считаете интересным. Для указания последовательности событий используйте глаголы в форме совершенного вида (так называемое прошедшее повествовательное).
Укажите элементы рассуждения в приводимом ниже тексте.
Когда люди уходят, после них остаются вещи. Вещи безмолвно свидетельствуют о самой древней истине - о том, что они долговечнее людей. Неодушевленных предметов нет. Есть неодушевленные люди. Без вещей Пушкина, без природы пушкинских мест трудно понять до конца его жизнь и творчество. Это хоро-шо знали еще современники поэта, и лучше всех Александр Иванович Тургенев, писавший о доме
Пушкина, о соснах, сирени, гульбище и многом другом в Михайловском.
Давно известно, что для любого поэта места, где складывалась его судьба, где открылись его «вещие зеницы», особенно дороги. Они остаются для него навсегда самыми примечательными на свете.
Начало своей творческой биографии сам Пушкин связывал не только с царскосельскими садами, но и с Михайловскими рощами. В Михайловском он осознал, «зачем на свет родился». Он постиг в нем истинную щедрость природы, ее безграничность, «красу, вечно сияющую». И он отдал сердце и любовь здешнему небу и земле, ее хлебу, цветам, деревьям и птицам. Михайловское было его домом, через окна которого он увидел свою Отчизну. Оно было его судьбой и счастьем.
Через любовь к цветам, птицам и травам к великому поэту пришла любовь к своему народу, любовь светлая, жизнерадостная, как чудесная песнь соловья или иволги.
Через любовь к природе Михайловского приходит радость и ко всем нам.
(С. С. Гейченко)
503. Прочитайте отрывок из книги М. М. Пришвина
«Дорога к другу». Сформулируйте основную мысль, выраженную в отрывке.
Человек семидесяти пяти лет, его жизнь на волоске, а он сажает сирень!
И мало того, он не один, и, может быть, не было времени, когда бы так страстно хватались люди за растения: все, кто может, сажают сады.
Это значит, во-первых, что люди живут все как бессмертные, презирая свое знание смерти; во-вторых, это значит, что лучшее у человека есть действительно сад.
Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не себе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки посаженного растения.
К какому виду изложения (описанию, повествова-нию,рассуждению) вы отнесете следующий текст? Мотивируйте свое мнение.
На днях в Коктебеле один плотник, толковейший молодой парень, указал мне могилу М. А. Волошина, расположенную высоко над морем на левом черепашьем берегу Ифигениевой бухты. Когда мы подняли прах на указанную в завещании поэта гору, пояснил он, все изумились новизне открывшегося вида. Только сам М. А. - наибольший, по словам плотника, спец в делах зоркости - мог так удачно выбрать место для своего погребения.
В руках плотника была магнитная стамеска. Он окунал в гвозди голую голубую сталь и вынимал ее всю упившуюся цепкими железными комариками. М. А. - почетный смотритель дивной геологической случайности, именуемой Коктебелем, - всю свою жизнь посвятил намагничиванию вверенной ему бухты. Он вел ударную дантовскую работу по слиянию с ландшафтом и был премирован отзывом плотника.
(О. Э. Мандельштам)
Напишите сочинение на тему «Что мне дает чтение произведений художественной литературы?». Каждое свое утверждение подкрепите нужной аргументацией.
Подготовьте устный пересказ приводимого ниже текста.
НЕОБЫЧНЫЕ ПАМЯТНИКИ. Весной 1942 года немецко-фашистские самолеты забросали глубинными бомбами английскую подводную лодку. Когда бомбежка утихла, экипаж обнаружил, что лодка обречена: руль и системы подъема повреждены, связь на глубине не работала. Медленная смерть казалась неизбежной, единственная робкая надежда была на двух голубей: вдруг птицы помогут связаться с базой? Голубей поместили в спасательную капсулу, через торпедный аппарат выбросили наружу и стали ждать. Помощь пришла на вторые сутки, причем спасительницей оказалась голубка: в жестокий шторм она пролетела над океаном несколько сот километров и принесла на базу координаты лодки. За этот подвиг птице поставлен памятник и она навечно зачислена в экипаж лодки.
На острове Родос в Греции можно увидеть монументы оленей: животным воздана честь за истребление опасных змей.
Наибольшую благодарность людей заслужили, конечно, собаки. Какую только работу не выполняют они по поручению человека! Собака и сторож, и пожарник, и санитар, и сапер на войне, и незаменимый помощник пограничника, криминалиста, охотника; собаки первыми из живых существ побывали в космосе, на них испробованы операции с пересадкой сердца и множество других опытных операций. В 1935 году в поселке Колтуши по настоянию академика И. П. Павлова воздвигнут монумент, названный «Памятник неизвестной собаке».
В Париже поставлен памятник сенбернару по кличке Барри. На пьедестале выбита надпись: «Доблестный Барри спас от гибели сорок человек. Во время спасения сорок первого погиб». За этой надписью стоит полная драматизма история.
Вот как все произошло. Сенбернары - это собаки- горноспасатели: они разыскивают людей, когда бывают снежные обвалы. На спине большого и сильного животного приторочены средства первой помощи: продукты, бутылка вина, одеяло. Если собака не в силах раскопать пострадавшего, она мчится в селение и там зовет на помощь людей. Таким образом Барри удалось спасти 40 человек. Сорок первый, обнаруженный под завалом, не подавал признаков жизни, однако собака раскопала его и, согревая дыханием, стала лизать человека в лицо. Пострадавший очнул- ся, открыл глаза, но, испугавшись, выхватил револьвер и выстрелил.
К счастью, концовка этого рассказа - легенда. На самом деле Барри жил при монастыре на горе Большой Сен-Бернар с 1800 по 1812 год, а когда состарился и стал слаб для работы в горах, то настоятель монастыря отправил его в столицу Швейцарии - Берн, и, как записано в одном документе, «город кормил его до самой смерти». Чучело Барри и сейчас можно видеть в Зоологическом музее в Берне.
507. Прочитайте текст научно-популярного содержания. Укажите особенности его изложения.
ЧТО МОЖЕТ РАСКРЫТЬ ОБЫКНОВЕННЫЙ СУФФИКС.
«Как ваша фамилия?» - «Кузнецов». - «А ее?» - «Надеждина». - «А вот этого малыша в валенках?» - «Его фамилия Козловский».
Вот три вида суффиксов, при помощи которых чаще всего образуются наши русские фамилии: «-ов» (Столяров, Викторов, Ушаков), «-ин» (Добрынин, Пушкин, Дружинин), «-ский» (Вяземский, Жуковский, Даргомыжский).
Так же часто, как суффикс «-ов», встречаем мы в фамильных именах и его разновидность - суффикс «-ев»: Дмитриев, Сараев, Соловьев. <...>
Что может значить фамилия «Петров»? Она означает «принадлежащий Петру». «Град Петров» у Пушкина значит: «построенный, созданный Петром Первым».
В применении к человеку суффикс «-ов», когда он присоединяется к человеческому же имени, значит обычно: «сын такого-то». «Васильев» - это почти то же, что и «Васильевич». «Васильев» - либо сын, либо же потомок Василия.
Вплоть до самой революции крестьянство у нас в России почти не имело настоящих фамилий, которые переходили бы из поколения в поколение. Если у Петра рождался сын Николай, то он получал фамилию «Петров». Внук же Петра и сын Николая назывался бы чаще всего не Александр Николаевич Петров, а Александр Николаев.
В еще более далеком прошлом существовало обыкновение, совсем уж ясно показывавшее, что именно означал первоначально суффикс «-ов» или «-ев», входящий в состав наших фамилий. Тогда говорили так: «Лев Кириллов - сын Нарышкин; Борис Львов - сын Кречетов».
Именно поэтому, встречая какую-нибудь фамилию с этими суффиксами, мы имеем полное право предположить, что остальная часть слова была когда-то именем, мужским именем.
Чаще всего тут и предполагать нечего: ясно, что Петр, Иван, Григорий - это мужские имена. <...>
По-видимому, мужскими именами были когда-то многие слова, которых мы сейчас уже никогда не встречаем в этой роли; иначе откуда взялись бы такие фамилии, как «Чемоданов», «Быстров», «Киселев», «Чурбаков» и множество им подобных? Ведь все они означают не что иное, как «потомок Чемодана, Киселя, Чурбака».
(Л. В. Успенский)
508. По соответствующим разделам учебника русского языка подготовьте устное сообщение на одну из тем: «Типы простых предложений с одним главным членом», «Способы выражения сказуемого в предложениях с двумя главными членами», «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях». К каждой теме продумайте план ответа и подберите нужные примеры.
Для справок. Для самого общего ознакомления читателей с содержанием и назначением книги, статьи, сборника нередко к ним прилагается аннотация.
Аннотация - это краткая характеристика печатного издания, помещаемая в его начале, излагающая его содержание в виде перечня главнейших вопросов, иногда дающая также его оценку.
Ознакомьтесь с приводимой ниже аннотацией на книгу «Живые страницы. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах», предназначенную для учащихся старших классов. По этому образцу составьте аннотацию одной из прочитанных вами книг.
«Живые страницы» - своеобразная летопись жизни и творчества четырех великих представителей русской литературы первой половины XIX века: Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Белинского. Книга знакомит и с ближайшим их окружением. В ней освещены также наиболее важные события общественной жизни того времени, которые волновали писателей и нашли отражение в их произведениях.
Напишите отзыв о недавно прочитанной вами книге. В отзыве приведите краткое содержание книги, укажите идею, тему, сюжет, отметьте композицию, особенности языка и стиля, дайте оценку (понравилась ли книга или не понравилась? Почему?). В качестве образца используйте знакомые вам критические статьи на произведения художественной литературы.
.Напишите отзыв о просмотренном вами спектакле, кино- или телефильме. Изложите кратко их содержание, дайте оценку. Рассмотрите содержание приводимой ниже информации.
ПОЧВА И СУДЬБА. В этом году кинематограф отмечает 100-летие со дня рождения одного из крупнейших мастеров кино - Александра Довженко.
Важнейший для понимания новаторской поэтики режиссера фильм «Земля» и сегодня остается актуальным поводом для размышлений о насущных проблемах киноискусства. Летом 1929 года Довженко начнет работу над своим лучшим фильмом. Предчувствие возрождения, на-ступающего «золотого века» доминировало в той сре- де, частью которой был Довженко. Предметом спора, однако, было то, на кого ориентироваться в ренес- сансном процессе. На массы, на хлебопашца и его ценностный мир или же на сверхчеловека?
Украина представлялась нередко в виде нетронутой, спящей земли, которую надлежало взять силой, пробудить. Отсюда, именно отсюда симпатии к большевизму, к его силе. Слабые должны уйти, исчезнуть, раствориться - им не место здесь... Разве ж задумывались, что сильный, придя и утвердившись, начнет и своих идеологов вышвыривать куда-нибудь подальше.
Начало «Земли»: поле, волнуемое ветром, девушка и подсолнух. Последний есть наместник солнца на земле, знак его, и, стало быть, нам явлен образ земли, помеченной данным знаком. Девушка есть символ нетронутости, непорочности. Солнцу еще предстоит взойти над этой землей, пока же здесь вечерние су-мерки. Их выражением служит закат жизни Василёва деда - он уходит из жизни, подобно солнцу, тихо закатываясь за горизонт. И склоняются над ним подсолнухи, предвещая будущий восход. Только для этого нужно чье-то усилие.
Комсомолец Василь уходит в город и возвращается оттуда на тракторе, встречаемый всем селом.
Где-то близко солнце, его восход, его рождение и возрождение. Но чтобы это произошло, нужна искупительная жертва спасителя. Выстрел, смерть, похороны... И - солнце, вот оно дрожит в каждой капельке влаги, вот брызжет светлой небесной радостью дарованной, вновь возрожденной жизни. Спасена земля, возрожден снова род людской - нет конца этому волшебству.
Но большевик здесь не политический титан, побеждает не он, а сама жизнь, вовлекая в свой водо-ворот и большевика. Здесь преобладает поэзия земли, почвы, на которой взращен род людской. Дов-женко победил как художник. Он остается с нами как человек Возрождения в подлинном смысле этого слова, не тускнеющем от прикладного его использования, как художник неистовый, одержимый могучим стремлением обновить человеческую жизнь. Пусть не обновилась она, пусть снова впала во тьму, мрак и ужас. Мы все же верим... И можно ли не верить, когда снова и снова смотришь эти ликующие, победительные кадры «Земли»? Несмотря на ни что - человек прекрасен. В этом Довженко не сомне-вался никогда.
(До С. Тримбачу)

Благодарения читателей

Я никогда не была в Пушкиногорье, не была знакома с С.С. Гейченко, да и творчество А.С. Пушкина я знала в рамках школьной программы. Поэтому книга «Пушкиногорье» С.С. Гейченко стала для меня настоящим открытием и откровением.

Вот эта книга передо мной. Листаю, просматриваю иллюстрации, читаю поэтические строки под ними. Как все просто, ясно, красиво! Пробегаю глазами одно четверостишие, другое, то улыбаюсь, то грустнею, попадая в унисон с переживаниями и чувствами поэта.

Только теперь начинаю понимать, как интересен, тонок и богат был его внутренний мир, как искренен и мудр был он. А как он современен!

Вчитываюсь. Передо мной явственно встают картины Пушкинского заповедника: Михайловское, его аллеи, дорожки, беседки, строения, убранство комнат. Сколько подробностей, деталей того далекого прошлого!

Читая, слышу и пчелиный рой в липовых деревьях, и «серенады лягушек» в Михайловских прудах, чувствую запах «льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах» и дух цветного разнотравья в «душистых скирдах», вижу ряженного в монаха Пушкина на коне, плачущего Никиту с умирающим поэтом она руках, ощущаю зной летнего дня и стужу февральских дней, когда не стало Пушкина.

Незаметно погружаюсь в этот мир и живу в нем. Каким прекрасным русским языком написана книга! Читаю и как будто очищаюсь от того сквернословия и цинизма, которого в нашей жизни предостаточно.

Отрываюсь от книги и мне с трудом верится в то, что автор книги С.С. Гейченко не был современником А.С. Пушкина, настолько живо, наглядно описывает он жизнь русского поэта, его переживания, быт, окружение.

С какой нежностью и любовью он рассказывает о

А.С. Пушкине и о восстановлении музея. Всю свою жизнь он посвятил этому. Такое преданное отношение к делу вызывает уважение и восхищение. С.С. Гейченко сумел воссоздать мир, в котором жил и творил великий Пушкин и подарил его нам. Хватит ли у нынешнего поколения ума, умения, а главное, желания сохранить все это для потомков?

В книге я нашла такие строки С. Гейченко «Когда люди уходят, после них остаются вещи. Вещи безмолвно свидетельствуют о самой древней истине - о том, что они долговечнее людей». С. Гейченко оставил нам в наследство замечательные «вещи» - этого его книги. Они не будут безмолвствовать, если мы их будем брать с полок и читать.

Не стало Главного Хранителя Пушкиногорья, но благодаря его трудам мир Великого Пушкина стал нам ближе и понятнее.

Любовь Алексеевна Кузнецова,

учитель Кетовской средней школы

Курганская область

А сердце оставляю вам...

Передо мной лежит большая нарядная книга в красивой обложке. Давайте вместе с вами пе-релистаем эту книгу. «А сердце оставляю вам». Какое проникновенное название! Эта книга - свидетельство огромной любви к Пушкину, и написана она неравнодушным, страстным человеком - Галиной Николаевной Кияновой. Автор книги давно занимается журналистикой, из них 12 лет - только Пушкиным и его окружением. Много лет она была знакома с С.С. Гейченко - «Пушкинским домовым» - именно так назвала она одну из глав, именно его светлой памяти посвятила она эту книгу.

Совсем недавно я прочитала книгу С.С. Гейченко «У Лукоморья». Она мне очень понравилась не только своим содержанием, особенной манерой повествования, но и необычностью личности самого автора. Поэтому в книге Кияновой мне запала в сердце именно глава о С.С. Гейченко.

Гейченко был удивительным человеком, он не только безмерно любил Пушкина, он очень много знал о поэте и с радостью делился своими знаниями со всеми, кто проявлял искренний интерес к Пушкину и Пушкинским местам. О себе же он говорил Пушкинскими словами. Он словно услышал это обращение поэта:

Поместья мирного незримый покровитель, Тебя молю, мой добрый домовой, Храни селенье, лес и дикий садик мой, И скромную семьи моей обитель!

Услышал и … стал хранителем этих святых мест.

Бесподобное чувство юмора, своя особенная манера говорить привлекали к С.С. Гейченко людей.

«Звуки сладкие», «умиление сердечное», «радость безмерная», «благолепие и «торжественность», «суть божество» - любимые выражения Семена Степановича, страстного хранителя русского языка, языка гениального Пушкина, о котором он, Пушкинский «домовой», говорил не иначе, как «чудотворец».

С.С. Гейченко любил мудрые слова А.С. Пушкина: «Трудись и помни вечно, что все на свете быстротечно».

Именно эти слова явились девизом всей его жизни, отданной беззаветному служению Пушкину и Пушкинским местам, распространению знаний о Пушкине среди россиян.

Чтобы получить доверие Семена Степановича, Галине Николаевне пришлось много трудиться, получить «Пушкинскую прививку».

А это, в понимании Семена Степановича, воспитание у человека любви к природе, к ее гармонии, ко всему, с чем соприкасался Пушкин, что возбуждало его творчество.

Благословение Пушкинского «домового» помогало и помогает автору книги - Кияновой Галине Николаевне - в творчестве. Именно отсюда та нежность и любовь, которой пронизаны все главы книги.

У автора имеется особый дар от Пушкинского заповедника - кусочек ели - сверстницы Пушкина, погибшей от урагана 7 августа 1987 года. Это бесценный дар, который напоминает, что не так давно сам Пушкин сидел под этой елью и сочинял свои бессмертные творения.

В одной из глав книги дана обширная переписка Г.Н. Кияновой с С.С. Гейченко. Эта переписка произвела на меня неизгладимое впечатление. Особенно запомнилась манера общения Гейченко с автором книги и ее помощницей: «Дорогуся Галочка - белгородская птичка, добрая, ласковая, милая!», «Дорогие белгородочки! Милые дружни!», «Ваши письма для меня, как хорошее песнопение и звуки сладкие!»

Очень хочется воспроизвести часть одного из писем: «За все спасибоньки, мерси и благодарение Божие!

1. Спасибо за газеты.

2. Спасибо за каталог фотоновелл Виталия Собровина.

3. Постараюсь найти для вас двухтомник «Друзья Пушкина».

Есть у меня двухтомник «Рисунки Пушкина», может быть, и он Вам нужен? Телеграфируйте поскорее…»

А какие интересные и занимательные, веселые и остроумные подписи под письмами!

«Ваш старый избеныш Семен Гейченко». «Ваш дед Симоника Сычикофор», «Ваш бывший молодой парень - ныне старец Симеон».

Из писем можно многое узнать о людях, их написавших, об их увлеченности Пушкиным.

Еще мне запомнилась и понравилась глава под названием «Святому братству верен я»…, посвященная лицейским годам А. С. Пушкина, его лицейским друзьям.

Первый выпуск Царскосельского лицея состоял из очень талантливых людей, многие в будущем стали известными писателями, музыкантами, защитниками Родины. Самыми близкими друзьями Пушкина в лицее и после лицея были Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер. Они находили общий язык, помогали друг другу в трудностях и бедах.

После окончания лицея все они (весь первый выпуск!) не потеряли связи. Каждый год, 19 октября, они собирались вместе, вспоминали свою юность, лицей, любимых преподавателей. Пушкин читал друзьям новые стихи. Это было общение для души. На этих встречах они молодели, возвращаясь в юность.

Много великих и талантливых людей дал России XIX век. Со многими из них Пушкин был не только знаком, но и поддерживал хорошие отношения. Среди них были композитор М. Глинка, поэты Дельвиг, Жуковский, жены декабристов: М. Волконская, А. Муравьева, просто замечательные женщины, которые сыграли в его жизни немаловажную роль, - П.А. Осипова-Вульф, Е.А. Карамзина.

Прочитав книгу «А сердце оставляю вам»…, я узнала много нового и интересного о Пушкине, о лицейской жизни поэта, о Пушкинских местах и о Пушкинском «домовом» - Семене Степановиче Гейченко.

Я поняла, насколько необходим Пушкин и его творчество в наши дни, как оно близко и дорого многим русским людям даже через 200 лет.

Лучше понять книгу, понять время и прочувствовать события помогают иллюстрации и фотографии.

Сама книга - это объяснение в любви к Пушкину, она помогает понять величие поэта, его значимость для каждого русского человека, для всей русской культуры.

Коростелева Ирина,

ученица 10 класса

Кетовской средней школы

Курганская область

Мои открытия

Уважаемая редакция, здравствуйте.

Пишет Вам ученица Кетовской средней школы Курганской области Хлызова Марина. Учусь я в восьмом классе.

В прошлом году мы всем классом смотрели фильм, в котором Семен Степанович Гейченко рассказывал о Пушкинских местах, о восстановлении разрушенной войной святыни. Конечно, мне не совсем было бы понятно, какого труда стоило С.С. Гейченко восстановление Пушкинского заповедника, если бы учитель русского языка и литературы нашей школы Михалева Нина Васильевна, в течение полутора десятилетий занимающаяся изучением жизни и творчества А.С. Пушкина с ребятами на кружке, не рассказала об этом замечательном человеке и о том, сколько труда, любви, душевной энергии пришлось ему вложить в Пушкиногорье.

И вот передо мной маленький томик «У Лукоморья», автор его С.С. Гейченко. Произведение это я прочитала на одном дыхании. Ожил Александр Сергеевич, стал ближе, дороже, понятнее. Многое узнала я из этой книги: о предках Пушкина и его друзьях, о последнем пути и похоронах, об отношении царя и народа к великому поэту, а главное - о Пушкине и Михайловском. Удивительно, но совершенно четко представила Лукоморье между реками Соротью и Великой. Вот оно, Лукоморье! В памяти всплывают строчки: «У Лукоморья дуб зеленый...» Да и дуб, тот самый чудо-дуб у Лукоморья.

В этом году мы изучали повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Читаю главу о Никите Тимофеевиче Козлове - да это же Савельич! А вот и слова Сергея Львовича (а в повести отца Петра Гринева): «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, ничего не донес о сыне...»

Мне очень понравилась глава «Пушкинская белочка». Как будто пришедшая беличья семья слушала строчки из сказки: «Белка там живет ручная»...

Я не перестаю восхищаться простым и ясным языком каждой главы. Так мог написать человек, любящий Александра Сергеевича и желающий оставить потомкам на долгие века Пушкина, Лукоморье, Дуб...

Читаю, возвращаюсь к некоторым главам, перечитываю.

Очень жаль, что нет этой книги в продаже, я бы хотела очень иметь ее в своей библиотеке.

Марина Хлызова,

ученица 8 класса

Кетовской средней школы

Курганская область

502. Укажите элементы рассуждения в приводимом ниже тексте. Когда люди уходят, после них остаются вещи. Вещи безмолвно свидетельствуют о самой древней истине - о том, что они долговечнее людей. Неодушевленных предметов нет. Есть неодушевленные люди. Без вещей Пушкина, без природы пушкинских мест трудно понять до конца его жизнь и творчество. Это хорошо знали еще современники поэта, и лучше всех Александр Иванович Тургенев, писавший о доме Пушкина, о соснах, сирени, гульбище и многом другом в Михайловском. Давно известно, что для любого поэта места, где складывалась его судьба, где открылись его «вещие зеницы», особенно дороги. Они остаются для него навсегда самыми примечательными на свете. Начало своей творческой биографии сам Пушкин связывал не только с царскосельскими садами, но и с Михайловскими рощами. В Михайловском он осознал, «зачем на свет родился». Он постиг в нем истинную щедрость природы, ее безграничность, «красу, вечно сияющую». И он отдал сердце и любовь здешнему небу и земле, ее хлебу, цветам, деревьям и птицам. Михайловское было его домом, через окна которого он увидел свою Отчизну. Оно было его судьбой и счастьем. Через любовь к цветам, птицам и травам к великому поэту пришла любовь к своему народу, любовь светлая, жизнерадостная, как чудесная песнь соловья или иволги. Через любовь к природе Михайловского приходит радость и ко всем нам. (С. С. Гейченко)

Когда люди уходят, после них остаются вещи. Они безмолвно свидетельствуют о самой древней истине – о том, что вещи долговечнее людей. Все они несут на себе печать исторических событий и событий личной жизни.

Надёжен дом, коль сохраняют в нём

Сквозь годы, времена лихие,

Альбом семейный, самый первый том,

В познании истории России.

Николай Рубцов.

Каждая фотография - это кусочек жизни, она может рассказать о многом. Возможно, именно поэтому мы все испытываем особые чувства, когда берём в руки старые снимки. Они дают возможность прикоснуться к истории семьи, к тому времени, о котором мы слышали только из рассказов пап и мам, бабушек и дедушек, и всегда появляется желание понять, как жили отображённые на них люди, что их волновало. Нам словно брошена "ниточка" из прошлого.

Герой этого рассказа мой прадедушка Алексей Иванович Ровкин. Он участвовал в Великой Отечественной войне.

Несмотря на то, что я никогда его не видела, не разговаривала с ним, я могу узнать о том, что происходило с ним много лет назад по фотографиям, военным архивам, наградам.

Сегодня наличием фотоснимков в доме никого не удивишь, а в конце XIX в начале XX столетия это было делом профессионалов. Фотографию сравнивали с "чудом".

Нашей семье повезло, у нас сохранились старые фото. На пожелтевшем снимке, сделанном в 1945 году, запечатлён молодой солдат. На обратной стороне написано: "На долгую вечную память дорогим родителям от Ровкина Алексея Ивановича". Я всматриваюсь в его лицо: умные проницательные глаза, красив, молод. Здесь ему всего 22 года. Одет в военную форму. Я смотрю на этот фотоснимок и по-настоящему испытываю гордость за своего прадеда.

Надписи на фотографиях часто помогают узнать место, год, кому она отправлена, одним словом - это целый исторический документ.

Когда я была совсем маленькой, то не понимала ценности потёртых временем снимков, не понимала, почему бабушка бережно берёт их в руки и подолгу разглядывает. Только сейчас я осознала, что это память, оставшаяся от прадеда, которую надо беречь для внуков и правнуков.

В нашем семейном архиве ещё хранятся справки из центрального архива Министерства Обороны Российской Федерации. Прочитав эти материалы, я узнала, что мой прадед был призван в Красную Армию в июне 1941 года Омским военным комиссариатом. Ему было 18 лет. Он служил в 227-м гвардейском стрелковом полку 79-й стрелковой дивизии. Его воинское звание - гвардии сержант. Он прошёл всю войну, освобождал страны Европы, дошёл до Берлина.

Благодаря сайту "Память народа" мне стало известно о подвигах прадедушки.

В боях в районе реки Ингулец (правый приток Днепра) 26 февраля 1944 года под сильным пулемётным огнём противника А. И. Ровкин обеспечил бесперебойную связь на этом участке, на протяжении дня устранил 12 порывов на линии, тем самым обеспечил хорошую связь в дивизионе при наступлении. За этот подвиг он был награждён медалью "За отвагу".

В боях 30 апреля 1945 года в районе зоопарка и церкви в городе Берлине А. И. Ровкин с группой солдат ворвался в подвал дома и огнём своего автомата уничтожил 5 и пленил 6 солдат противника. За этот подвиг он награждён Орденом Славы 3-й степени.

В июне 1945 года согласно архивной справке, мой прадед из Берлина был доставлен в Москву, где 24 июня 1945 года участвовал в Параде Победы. После войны он ещё два года служил в Германии, в городе Гера. Снимки этого времени тоже хранятся в нашем семейном альбоме.

На фронте прадедушка несколько раз был ранен, контужен.

У моей бабушки дома очень бережно хранятся его награды. Мне их показывали и рассказывали - за что и когда ему их вручали. Многие медали потерялись во время войны.

Вернувшись в родные края, Алексей Иванович работал в колхозе. Он был хорошим плотником. Дом для своей семьи построил сам.

Нужно было восстанавливать хозяйство. Приходилось трудиться там, где требовались умелые руки. Мой прадедушка работал электриком, а вечерами играл на гармошке, был весельчаком и балагуром.

Бабушка поведала мне много интересных историй про своего отца, и теперь мне он кажется таким близким, хорошо знакомым, хотя я никогда его не видела. Пусть молчит фотография, но не молчит память, которая передаёт из поколения в поколение историю нашей семьи. Все дети моего прадеда и прабабушки давно выросли, сами стали дедушками и бабушками, но мы все храним память о них в своих сердцах и на этих снимках.

Я горжусь, что в нашей семье был герой войны: мужественный, мудрый, скромный и добрый человек, верой и правдой служивший своей Родине.

Анастасия АРХИПОВА, Суерская школа.