Гадание на картах Таро

Музыкальный инструмент реагирующий на движение рук. Лев Термен - терменвокс - theremin. Использование в исполнительском искусстве

ТЕРМЕНВОКС

Первый в истории электронный музыкальный инструмент.
Изобретен в России в 1919/1920 годах.
Назван по имени изобретателя Льва Сергеевича Термена .
Последнее десятилетие во всем мире отмечается небывалый всплеск интереса к этому удивительному инструменту.

Звук на этом инструменте возникает не от касания, а только от движений рук исполнителя в пространстве перед специальными антеннами. При этом со стороны кажется, что звук возникает из ниоткуда.

Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах и т.д

Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией.

Классический терменвокс

В первых, классических моделях, созданных самим Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн.
Исполнитель играет стоя.

Изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счет приближения другой руки к левой антенне.

Техникой игры на этом типе терменвокса виртуозно владела Клара Рокмор. Именно эта модель получила самое широкое распространение в мире. Существует целый ряд фирм, производящих инструменты этого типа. Признанным в мире экспертом является исполнитель-виртуоз Лидия Кавина.

Терменвокс системы Ковальского

В терменвоксе системы Константина Ковальского (первого исполнителя и ассистента Льва Термена) высота звука по-прежнему регулируется правой рукой, в то время как левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя.

Сам Константин Ковальский (1890-1976) виртуозно владел техникой игры на этом типе терменвокса.

Эта модель не получила столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, традиция продолжается благодаря ученикам и коллегам К.Ковальского Л.Королеву и З.В.Раневской Дугиной, создавшим в Москве свою школу.

Конструктор Лев Королев в течение многих лет развивал и совершенствовал терменвоксы этой системы. Им же был создан инструмент-разновидность терменвокса - "Тершумфон", звук которого представлял собой узкополосный шум, с ярко выраженной звуковысотностью.

Терменво́кс (лат. theremin или thereminvox) - электромузыкальный инструмент, созданный в 1918 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. После Октябрьской революции молодой технический специалист Лев Термен поступил на работу в одну из московских радиолабораторий. Там он занимался разработкой промышленной электроники. Одно из изобретений Термена – бесконтактная сигнализация. Оказалось, что если немного усовершенствовать это устройство, оно превращается в необычно звучащий музыкальный инструмент.

Обе разработки инженера принимал лично Ленин. Вдохновившись музыкальным прибором и бросив знаменитую фразу: «Хорошо, что именно у нас электрифицирована даже музыка», Ленин потребовал организовать Термену всероссийский образовательный тур. Пару лет инженер ездил по стране с лекциями и концертами. Параллельно разработав несколько смежных технологий, вроде автоматических дверей и действующего концепта телевизионной системы.

Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от своих рук до антенн инструмента, за счёт чего изменяется ёмкость колебательного контура и, как следствие, частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная - за его громкость. Для игры на терменвоксе необходимо обладать хорошо развитым музыкальным слухом: во время игры музыкант не касается инструмента и поэтому может фиксировать положение рук относительно него, только полагаясь на свой слух. Инструмент предназначен для исполнения любых музыкальных произведений, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, концертных программах. Сам Лев Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса - «Вокализ» С. Рахманинова.

Советское правительство отправило Льва Термена в долгосрочную командировку в Америку. Компания-производитель электроники, концерн RCA, купила у инженера патент на терменвокс. На вырученные деньги Термен основал свою музыкальную студию. Формально оставаясь гражданином СССР, Термен стал американским миллионером. С ним были дружны Чарли Чаплин и Альберт Эйнштейн. Он обедал с Джоном Рокфеллером и Дуайтом Эйзенхауэром – будущим президентом США. На волне популярности Термен развелся с русской женой и женился на известной балерине Лавинии Вильямс.

В 1938 г. инженера вызвали в Москву. Через год посадили. Реабилитировали Термена после Второй мировой войны. Практически до самой смерти он работал в исследовательских лабораториях на скромных должностях и умер аж в 1993 г., немного не дожив до своего 100-летнего юбилея.

Что же до самого терменвокса, то этот инструмент и сейчас, спустя почти век, выглядит революционно. Коробка с электроникой и пара антенн. Звук, по сути, рождается в электромагнитном поле, которое образует аппарат. Играть на терменвоксе сложно. Действующих музыкантов, умеющих управляться с прибором, насчитывается всего несколько десятков.

Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией. В настоящее время существуют как серийные, так и мастеровые терменвоксы, а также существуют школы игры на нём. Дальнейшее развитие идея терменвокса получила в инструменте под названием терпситон, где частота и амплитуда звука определяются изменением положения всего тела исполнителя.

В первых, классических моделях, созданных самим Львом Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путём приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счёт приближения другой руки к левой антенне. Именно эта модель терменвокса получила самое широкое распространение в мире. Существует целый ряд фирм, производящих инструменты этого типа. Техникой игры на этом типе терменвокса виртуозно владела одна из первых учениц Льва Термена - американка Клара Рокмор и дочь Льва Термена Наталья Термен.

Терменвокс Etherwave, разработанный Робертом Мугом, является самым популярным в мире терменвоксом-конструктором. Можно легко построить собственный Etherwave из специального набора деталей. При этом не требуется никаких специальных знаний из области электроники. Кроме того, Moog Music поставляет и собранные инструменты серии Etherwave различных модификаций. Основная плата собрана и настроена на фабрике. В комплект входят также никелированные антенны, деревянный корпус и внешний блок питания.

Терменвокс Classic, разработанный Андреем Смирновым, построен по классической схеме терменвокса. Благодаря использованию современной элементной базы инструмент отличается малым весом, высокой стабильностью и линейностью рабочего диапазона, надёжностью и выносливостью. Использование оригинальной схемотехники позволило, оставаясь в рамках классического дизайна, решить проблему стаккато и быстрой динамики. Эффективный рабочий диапазон инструмента - 6 октав. Плавная регулировка тембра.

Терменвокс «T-vox tour» разработан Джорджем Павловым, был выпущен ограниченным тиражом. Инструмент отличает оригинальный тембр, диапазон 8 октав.

В терменвоксе системы Константина Ковальского (первого исполнителя и ассистента Льва Термена) высота звука по-прежнему регулируется правой рукой, в то время как левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя. Сам Константин Ковальский (1890-1976) виртуозно владел техникой игры на этом типе терменвокса. Эта модель не получила столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, традиция продолжается благодаря ученикам и коллегам К. Ковальского - Л. Королёву и З. В. Раневской, создавшим в Москве свою школу. Конструктор Лев Королёв (1930-2012) в течение многих лет развивал и совершенствовал терменвоксы этой системы. Им же был создан инструмент-разновидность терменвокса - «Тершумфон», звук которого представлял собой узкополосный шум, с ярко выраженной звуковысотностью. Л. Королёв создал оптический индикатор текущей ноты терменвокса - визуализатор.

Существуют также виртуальные аналоги Терменвокса, в виде приложений, которые встречаются, преимущественно на смартфонах и КПК оборудованных сенсорными дисплеями. Программа российского программиста Александра Золотова SunVox имеет данную функцию как дополнительную для быстрой проверки (удобно задать несколько, например пять-восемь, октав на экране) фильтров и других частотнозависимых элементов создаваемых инструментов. Использовать этот инструмент в самой композиции, создаваемой в SunVox, к сожалению, нельзя. Виртуальный терменвокс представляет собой подобие графика координат, перемещая стило или палец по которому, можно извлекать звуки. Аналогично использованию настоящего терменвокса, перемещение по горизонтали экрана меняет высоту звука, а передвижение по вертикали изменяет его громкость. Однако, пользуясь данным режимом на КПК с достаточно высоким разрешением экрана (640x480), можно, в случае разбиения экрана на 1 или 2 октавы, играть и не только для забавы. Практика показывает, что можно играть вокальные партии. Используется амплитудное и частотное вибрато. Которое, кстати, и придает выразительность звучанию реального терменвокса. Два вида вибрато удобно вводить, делая стилусом непрерывные движения по окружности или эллипсу.

Цена за 2 инструмента, которые были в посылке.Посылка дошла очень быстро за 2 недели. Картонная коробка размером с 2 обувных содержала 2 подарочных наборов в виде красочных буклетов


Среди иероглифов русский язык, чем подчеркивается российское происхождение инструмента.

Буклет совмещен с коробкой в нее и был помещен пластиковый поднос с деталями обтянутый прозрачной пленкой.


Чтобы собрать сабж не требуется паяльник- все уже припаяно. Хоть в буклетах и иероглифы, но на рисунках очень доходчиво описан процесс сборки.










В процессе сборки затруднений нет. И вот в результате получается вот такое устройство.

Ну а теперь разберемся что к чему.

Терменвокс-справка

Терменво́кс (лат. theremin или thereminvox) - электромузыкальный инструмент, созданный в 1918 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от своих рук до антенн инструмента, за счёт чего изменяется ёмкость колебательного контура и, как следствие, частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная - за его громкость. Для игры на терменвоксе необходимо обладать хорошо развитым музыкальным слухом: во время игры музыкант не касается инструмента и поэтому не может фиксировать положение рук относительно него и должен полагаться только на свой слух.
Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах.
Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией.
В настоящее время существуют как серийные, так и мастеровые терменвоксы, а также различные школы игры на нём




Для работы требуются 4 батарейки АА, Внешнее питание не предусмотрено.
Рычажок справа это выключатель, он же ограничивает громкость наполовину. Плавной регулировки громкости нет. Нет выхода на внешний усилитель, хотя на картинках видно что в некоторых случаях подсоединен миниджек. Хотя доработать не сложно подсоединив гнездо 3,5 мм параллельно динамику.


К дну прикреплена отвертка для подстройки устойчивости звука, это нужно делать при каждом включении




Подстроечные резисторы, должны находится примерно в этом положении, на звук влияют доли миллиметра.
Диапазон где то 2 октавы. Чтобы освоить на интрументе легкую пьеску нужно затратить немало времени на упражнения. Чужое видео с ютуба. Кстати обратил внимание, что все видео по теме многолетней давности.


Прекрасная игрушка- но ценаааа. Но за экзотику надо платить. Такого у нас нет. Да и за морем телушка- полушка, да рубль перевоз. Похоже у японцев права на этот инструмент
Обзор второго девйса из посылки- аналогового синтезатора- в следующий раз Планирую купить +5 Добавить в избранное Обзор понравился +11 +20

В последнее время невозможно представить музыку без электронных инструментов. ЭМИ получили характер массовости. Но мало кто знает, что первый электронный музыкальный инструмент - терменвокс, который носит имя своего создателя, изобрел наш русский ученый Лев Термен в 1919 году.

Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от его рук до антенн инструмента, за счет чего изменяется емкость колебательного контура и, как следствие, частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная - за его громкость. Для игры на терменвоксе необходимо обладать идеальным слухом, так как вовремя игры музыкант не касается инструмента и поэтому может фиксировать положение рук относительно него, полагаясь только на свой слух.

Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах.

Сам Лев Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса - «Вокализ» С. Рахманинова.

Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией.

В настоящее время существуют как серийные, так и мастеровые терменвоксы, а также существуют школы игры на нём.

Дальнейшее развитие идея терменвокса получила в инструменте под названием терпситон, где частота и амплитуда звука определяются изменением положения всего тела исполнителя.

Классический терменвокс.

В первых, классических моделях, созданных самим Львом Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путём приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счёт приближения другой руки к левой антенне.

Именно эта модель терменвокса получила самое широкое распространение в мире. Существует целый ряд фирм, производящих инструменты этого типа.

Техникой игры на этом типе терменвокса виртуозно владела одна из первых учениц Льва Термена - американка Клара Рокмор и дочь Льва Термена Наталья Термен.

Терменвокс Etherwave.

Терменвокс Etherwave, разработанный Робертом Мугом, является самым популярным в мире терменвоксом-конструктором. Можно легко построить собственный Etherwave из специального набора деталей. При этом не требуется никаких специальных знаний из области электроники. Кроме того, Moog Music поставляет и собранные инструменты серии Etherwave различных модификаций.

Основная плата собрана и настроена на фабрике. В комплект входят также никелированные антенны, деревянный корпус и внешний блок питания.

Терменвокс Classic

Терменвокс Classic, разработанный Андреем Смирновым, построен по классической схеме терменвокса. Благодаря использованию современной элементной базы инструмент отличается малым весом, высокой стабильностью и линейностью рабочего диапазона, надёжностью и выносливостью. Использование оригинальной схемотехники позволило, оставаясь в рамках классического дизайна, решить проблему стаккато и быстрой динамики. Эффективный рабочий диапазон инструмента - 6 октав. Плавная регулировка тембра.

Терменвокс «T-vox tour»

Терменвокс «T-vox tour» разработан мужем российской исполнительницы на терменвоксе, Лидии Кавиной, Джорджем Павловым, был выпущен ограниченным тиражом. Инструмент отличает оригинальный тембр, диапазон 8 октав.

На «T-VOX» играют Барбара Бухгольц, Лидия Кавина, Олеся Ростовская

В 2006 году российский исполнитель Лидия Кавина и берлинский исполнитель Барбара Буххольц совместно создали международный проект Touch! Don’t Touch!, в рамках которого четыре российских и пять немецких композиторов сочиняли современную музыку для терменвокса.

Терменвокс виртуальный.

Существуют также виртуальные аналоги Терменвокса, в виде приложений, которые встречаются, преимущественно на смартфонах и КПК оборудованных сенсорными дисплеями. Программа Российского программиста Александра Золотова SunVox имеет данную функцию как дополнительную "для баловства". Использовать этот инструмент в самой композиции, создаваемой в SunVox, к сожалению, нельзя. Виртуальный терменвокс представляет собой подобие графика координат, перемещая стилус или палец по которому, можно извлекать звуки. Аналогично использованию настоящего терменвокса, перемещение по горизонтали экрана меняет высоту звука, а передвижение по вертикали изменяет его громкость.

Однако, пользуясь данным режимом на КПК с достаточно высоким разрешением экрана (640x480), можно, в случае разбиения экрана на 1 или 2 октавы, играть и не только для забавы. Практика показывает, что можно играть вокальные партии. Используется амплитудное и частотное вибрато. Которое, кстати, и придает выразительность звучанию реального терменвокса. Два вида вибрато удобно вводить, делая стилусом непрерывные движения по окружности или эллипсу.

Подобному использованию SunVox способствует и наличие форматных фильтров.

Терменвокс системы Ковальского.

В терменвоксе системы Константина Ковальского (первого исполнителя и ассистента Льва Термена) высота звука по-прежнему регулируется правой рукой, в то время как левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя.

Сам Константин Ковальский (1890-1976) виртуозно владел техникой игры на этом типе терменвокса.

Эта модель не получила столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, традиция продолжается благодаря ученикам и коллегам К. Ковальского - Л. Королёву и З. В. Раневской, создавшим в Москве свою школу.

Конструктор Лев Королёв в течение многих лет развивает и совершенствует терменвоксы этой системы. Им же был создан инструмент-разновидность терменвокса - «Тершумфон», звук которого представлял собой узкополосный шум, с ярко выраженной звуковысотностью. Л. Королёв создал оптический индикатор текущей ноты терменвокса - визуализатор.

Терменвокс своими руками.

Детали изделия:

Резисторы МЛТ-0,125 и СПО-0,15 (R1);
- Конденсаторы КТ, КЛС (С6, С7) и К50-6 (С8, С9), КПК (С5);
- Катушки гетеродина ДВ от портативного транзисторного приемника.
- Самодельная деталь - катушка 13, содержащая 70 витков провода ПЭВ-1 0,31 на стержне из феррита 600НН любого сечения длиной порядка 60 мм.
- Источник питания - батарея «Крона».

Устройство помещается в плоский металлический или пластмассовый футляр, оклеенный изнутри фольгой. Металлизация служит экраном и соединяется с общим проводом схемы. На верхней стенке футляра посредством пластмассового изолятора крепится антенна - алюминиевый штырь диаметром до 4 мм и длиной около 100 мм - ее надо уточнить при наладке. У другого края на кронштейне удерживается катушка L3, вблизи которой должна располагаться магнитная антенна приемника. На боковую стенку выводится ось со шлицем под отвертку резистора R1.

В набор входит комплект радиодеталей, из которых можно собрать два устройства: простой музыкальный электронный инструмент «Терменвокс», управление звучанием которого происходит приближением или удалением руки к антенне и «Металлодетектор», который получается в результате небольшого изменения в схеме конструкции. Сначала соберём «Терменвокс»: схема состоит из двух независимых генераторов на микросхемах К561ЛЕ9, каждая из которых содержит три логических элемента «3ИЛИ-НЕ». Частота генераторов - несколько сотен герц. Частота генератора на DD2 (нижний на схеме) устанавливается положением переменного резистора R2, частота генератора на DD1 (верхний) фиксированная. Сигналы с выходов обоих генераторов (10 вывод) через конденсаторы С4, С5 смешиваются и поступают на вход диодного детектора VD1, VD2 и далее на наушники. Человеческое ухо хорошо воспринимает звуки в диапазоне частот 20 - 20.000 герц, поэтому сигналы, вырабатываемые генераторами, в наушниках не слышны. При приближении частоты второго генератора к первой на несколько килогерц, детектор начинает выделять звуковой диапазон суммарной или разностной частоты. Слышимый в наушниках сигнал является биениями частот генераторов (в наушниках появляется высокий звук, уменьшающийся по частоте до нуля и вновь повышающийся до исчезновения). Частота первого генератора фиксированная, но на неё влияет ёмкость антенны, подключенной к входу генератора через конденсатор С1. Приближение/удаление руки к антенне изменяет её ёмкость и, соответственно, на небольшую величину частоту генератора, что отражается на звуке в наушниках. Оптимальное положение переменного резистора выбирается прослушиванием звука в наушниках и одновременным перемещением ладони к антенне и от неё. Небольшая переделка превратит Терменвокс в Металлодетектор - из схемы удаляются: антенна, конденсаторы С1, С2 и резистор R1. Вместо С1 устанавливается перемычка (соединяются выводы1,2,8 с 6,11,12,13), а вместо R1 устанавливаются катушка L1 и параллельно ей конденсатор С8. Настройка Металлодетектора заключается в выборе положением переменного резистора R2 именно тех биений частот,
при которых приближение и удаление металлического предмета к поисковой катушке будет максимально изменять тон прослушиваемого в наушниках сигнала. Чёрный и цветные металлы в зоне катушки звучат по-разному. В гнезде и вилке наушников общий (земляной) провод не используется, т.е. капсюли телефонов соединяются последовательно для увеличения сопротивления нагрузки.

Соблюдайте цоколёвку при установке микросхем в панельки и полярность при подключении батареи
к схеме. Нарушение этих правил приведёт к выходу
из строя микросхем!

Содержание радиоконструктора 034:
1. Микросхемы К561ЛЕ10 (2 шт.),
2. Панельки для микросхем (2 шт.),
3. Монтажная плата,
4. Детекторные диоды Д9 (2 шт.),
5. Конденсаторы:
С1 - 390 пФ,
С2, С3 - 15 пФ (2 шт.),
С4, С5, С7, С8 - 1н (4 шт.),
С6 - 47 МкФ,
6. Переменный резистор R2 - 10к,
7. Пластиковая ручка для переменного резистора,
8. Постоянные резисторы:
R1 - 27к (Кр/Ф/Ор),
R3 - 22к (Кр/Кр/Ор),
9. Головные телефоны (наушники),
10. Гнездо для наушников,
11. Катушка для металлодетектора (50 витков),
12. Батарея питания 9В,
13. Разъём для батареи (красный - плюс),
14. Провод для антенны,
15. Монтажные провода,
16. Схема и описание.