Гадание

Некоторые условия входа в царство небесное. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) Ничто нечистое не войдет в царствие небесное

«Царство ему Небесное» - принято говорить в нашем обществе в адрес умершего. При этом имеется в виду пожелание, чтобы душа усопшего непременно оказалась в Божьем Царстве. Давайте посмотрим, что говорит Священное Писание о Царстве Божьем. Где оно, и как туда попасть?

Иисус Христос перед распятием говорил ученикам: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Иоанна 14:2, 3).

Истина о Небе делает его одним из самых потрясающих мест, какие только можно себе представить. Согласно свидетельствам Иисуса и апостола Иоанна, столицей будущей славной Земли будет возводимый на Небе новый Иерусалим. Вот что говорит об этом Библия: «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откровение 21:2).

В настоящее время Господь готовит обители для всех верных христиан. Настанет день, когда этот светящийся белоснежный город опустится на землю, чтобы стать здесь вечным домом для спасённых, и сама земля станет частью Небесного Царства. Улицы Нового Иерусалима будут настолько чисты и прекрасны, что Иоанн сравнивает их с чистым золотом.

Спасённые верующие там будут иметь реальные тела из плоти и крови: «Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничижённое тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Филиппийцам 3:20, 21). Как это волнующе - узнать, что наша нынешняя физическая тленная природа будет изменена на нетленную.

Иисус сказал, что «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Матфея 8:11). Это указывает на то, что мы сможем узнавать этих героев Ветхого Завета. Мы будем навеки соединены не только с теми, кого любили на земле, но и познакомимся с этими величественными гигантами духа, вдохновлявшими нас со страниц Писаний.

Большинство людей любит вечера встреч и воспоминаний. Какая это радость - после многих лет встретить старых друзей или родственников! Небо не дало бы радости, если бы мы не могли там узнавать друг друга.

В одном из видений апостолу Иоанну была показана слава Нового Иерусалима. Город сиял столь ослепительным блеском, что пророк был совершенно ошеломлён. В Новом Иерусалиме Сам Бог будет обитать со спасёнными, а спасённые будут жить как в городе, так и на обновлённой земле. «И буду строить домы, и жить в них, и насаждать виноградники, и есть плоды их» (Исаия 65:21).

Господь встретит нас и проведёт по Святому Городу. Спасённые пройдут по золотым улицам, вдоль реки жизни, увидят дерево жизни, которое каждый месяц будет приносить новые плоды, а листья его - для исцеления народов. И всё это великолепие будет доступно для нас только потому, что Сын Божий Иисус Христос однажды не пощадил Своей жизни и отдал Себя в жертву за наши грехи на Голгофе. Благодаря Его смерти и воскресению наши грехи будут прощены. Перед нами будет чистый и прекрасный новый мир. В нём не будет больше греха. Животные будут свободно резвиться на лужайках, в лесу, у реки: «Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому» (Исаия 11:6, 7).

Это будет мир, в котором нет горя и слёз. В Откровении 21: 3, 4 сказано: «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло».

Библия говорит, что на Земле спасённых будут дети, они будут играть везде и в полной безопасности. «И улицы города сего наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его» (Захария 8:5) . Разве это не замечательно!?

Обладая телами, которые никогда не будут уставать, мы сможем исследовать сказочно великий Божий город. Вся Вселенная будет открыта для нашего созерцания и исследования. Чтобы посетить миллиарды необыкновенных планет, звёздных систем и галактик, никогда не осквернившихся грехом, не хватит, наверное, и вечности. Но мы сможем отправиться туда.

Невообразимая красота и счастье ожидают нас в Царстве Божьем. В Библии написано: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Коринфянам 2:9).

А теперь зададим себе вопрос, ответ на который за вами: «Когда спасённые войдут в Царство Небесное, буду ли я среди них?» Право стать жителями Царства Небесного есть у каждого человека. Главное, чтобы вы этим правом успели воспользоваться, живя здесь, на земле.

Познайте Бога, покайтесь во всех совершённых вами грехах и повинуйтесь Его Слову. Придите к Нему, нашему Защитнику, склонитесь, смиритесь сердцем и доверьте свою жизнь Господу. Он примет вас, простит, преобразит греховное сердце, и когда наступит великий День Спасения, вы сможете соединиться со спасёнными людьми всех веков, чтобы с ними вместе войти в этот прекрасный город, Новый Иерусалим, и навеки поселиться там. Не упустите такую возможность. Да благословит вас Господь!

Подготовил Виктор Бахтин

Свт. Феофан Затворник

Ст. 9-10 Или не весте, яко неправедницы царствия Божия не наследят? Не лстите себе: ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы царствия Божия не наследят

Слова: или не весте, яко неправедницы царствия Божия не наследят , относятся к предыдущему,– к убеждению, чтоб воздерживались от обид готовые обижать, и чтоб, таким образом, не было подаваемо повода к тяжбам. Обиды, или неправды, в житейских делах, подающие повод к тяжбам, на вид могут казаться и не так важными; но как они исходят от неуважения к правде, или разлюбления правды, и тем обличают покривление совести и испорченность сердца, то, как бы ни был маловажен предмет их, они делают их нечистыми и в царствие Божие негожими; ибо туда не войдет ничто нечистое. Кончив это, Апостол обращается к обличению греховной и страстной жизни вообще.

Не льстите себе ,– не заблуждайтесь, не обманывайтесь, не льстите себя пустыми надеждами, будто грех ничего. «Здесь Апостол разумеет некоторых, говоривших, как и ныне многие говорят: Бог человеколюбив и благ, Он не мстит за преступления, нам нечего бояться, Он никогда не накажет ни за какой грех. Посему и говорит: не льстите себе . Ибо крайнее обольщение и заблуждение – надеясь приятного, получить противное и думать о Боге так, как не думают и о человеке. Потому пророк говорит от лица Божия: вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя (Пс. 49, 21) » (святой Златоуст). Как ни нелепы такие мысли, однако ж все грешники всегда их держат. Враг уж так набивает им в голову. Только, когда, по милости Божией, начнут каяться, сознают, что были в обмане, и ясно видят, что у Бога милость милостью, а правда правдою. Благ Он беспредельно; но и праведен не меньше. Потому страха Его да убоимся.

Раскрывши грешникам глаза, закрытые лестию, Апостол теперь перечисляет их по родам, подобно тому, как делал выше, когда изгонял их из общества христианского (5, 10–11) . И тех всех снова поминает, и прибавляет новых, не то позволяя предполагать, что, кроме этих, другим грешникам дверь в царствие будет открыта, а то давая разуметь, что, подобно этим, и всем другим нарушителям заповедей входа туда не будет.

Ни блудники : безженные, с безмужными блудницами предающиеся любострастию; ни идолослужители , которые, позволяя себе вкушать идоложертвенное, впадают там и в другие непотребства, с тем соединенные; ни прелюбодеи , которые нарушают верность супружеского ложа; ни сквернители ,– в подлиннике нет сего слова: полагать надо, что оно прибавлено к непонятному следующему: малакии,– так чтобы читать: ни сквернители малакии , под коими кажется надо разуметь тех, кои сами себя сквернят блудными сластьми, или рукоблудников; ни мужеложники , когда мужчина мужчину имеет вместо женщины для удовлетворения блудной похоти; ни лихоимцы , жадные до имения, чтоб все больше и больше иметь, не разбирая средств, как то: непомерный рост, обман в торговле, разные хитрости в оборотах; к ним же причисляются и скупцы, которые, имея много, и сами тем не пользуются, как должно, ни с другими нуждающимися не делятся; ни татие – воры, окрадывающие дома, лавки, церкви, тайно, прикрываясь большею частию ночною темнотою; ни пияницы , не те только, которые всегда пьяны, или пьют запоем, но и те, которые вообще любят пьянственное веселье, в каком бы виде оно ни было сочиняемо,– осуждаемое, как произвольное себя одурение разгорячением крови и поставление себя в такое состояние, в котором бывают готовы на все; ни досадители – бранчивые и драчливые, наругатели и насмешники, от которых житья и проходу никому нет, это и в грубом, и в тонком виде; ни хищники , которые, подобно хищным зверям, рыщут по дорогам и заседают в тайных, чтоб напасть на кого и ограбить – разбойники; сюда же относятся и те, которые опустошают карманы, и те, которые насильно удерживают плату какую-нибудь. Два рода перечислено грехов – похоти плотской в самых срамных видах, и любостяжания со всеми неправдами. Из грехов раздражения и гневливости только один – досадительство, которое, впрочем, может исходить и от безгневной охоты досадовать другим.

Все такие царствия Божия не наследят . И в добром обществе такие нетерпимы, не только в пресветлом и пречистом царствии Божием. Выставляет же сие Апостол, вероятно потому, что многие из веровавших коринфян принадлежали к низшему классу и прежде были опутаны дурными привычками. Опыт кровосмесника показал, что возможны и в других ниспадения к прежним делам. Почему и пишет ко всей Церкви: изгонять таких из христианского общества, а тех, которые могли подвергнуться падениям вновь, устрашает геенною. Ибо ничто столько не сильно отрезвить и отвратить от приманок привычного греха, как сознание опасности потерять царствие и восприятие в чувство страха попасть в геенну. Что действительно цель у Апостола та, чтобы предотвратить, видно из того, что он говорит вслед за сим:

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Сщмч. Игнатий Богоносец

Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники

Не обманывайтесь , братья мои! Растлевающие домы не наследуют Царства Божия .

Послания.

Прп. Ефрем Сирин

Или не знаете, что лихоимцы и блудники и все, кои совершают подобные этим деяния, царства Божия не получат во владение (не наследуют) ?

Толкование на послания божественного Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют

Заключает увещание угрозой, усиливая речь и спрашивая их о предмете, известном всем.

Не обманывайтесь

Здесь намекает на тех из коринфян, которые говорили, что Бог человеколюбив и не будет наказывать, но введет в Царство. Посему говорит: не обманывайтесь : ибо и в самом деле явное самообольщение и заблуждение здесь ожидать всяких благ, а там подвергнуться казни.

Ни блудники

Того, кто уже осужден, ставит на первом месте.

Ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии

Малакиями называет тех, над которыми совершают постыдное, а потом перечисляет и совершающих постыдное.

Ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют

Многие спрашивают, почему поставил пьяниц и злоречивых наряду с идолослужителями и с теми, которые совершают непотребные дела? Потому, что и Христос признал повинным геенне того, кто скажет брату своему: безумный (Мф. 5:22), и потому опять, что иудеи от пьянства дошли до идолослужения. Далее, теперь идет речь не о наказании, но о лишении Царствия; Царствия же лишаются равно все таковые грешники, а будет ли различие в их наказаниях, об этом рассуждать здесь не место.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст

Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники

Сказанным Павел указывает им на то, что не по неведению грешат и оттого сильнее будет для них наказание.

На Послания к Коринфянам.

Ориген

Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники

Никто да не оправдывается: я был молод, был безбрачен, поэтому до брака согрешал блудом. Почему же ты не женился?

Фрагменты.

Лопухин А.П.

Ст. 9-10 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют

По поводу забвения коринфянами священной своей обязанности - любить братьев своих по вере, Ап. замечает, что и вообще среди коринфян стало утверждаться легкомысленное отношение к принятым ими на себя обязательствам вести чистую и праведную жизнь. Они стали воображать, что их религиозные, духовные дарования сами по себе уже могут открыть пред ними двери Царства Небесного, каково бы ни было их поведение. Нет, говорит Ап., этого быть не может! При этом он сначала перечисляет пять видов невоздержания, а потом пять видов нарушения чужих прав, как права на имущество, так и права на общественное уважение (злоречивые именно вредят чести других, их доброму имени).

"В царство Божие, в которое не может войти некрещеный" (Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 37).

"Кто после причащения не приносит добрых плодов, а напротив, творит грехи и неправды, тому место с неверными, нечестивыми и некрещеными (Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 46).

"Те же, которые совсем не получили такой благодати, то есть некрещеные, и которые получили ее, но не познали ее, такие суть враги Божии. Ибо всякий, кто непричастен Божеского естества, то есть не имеет Божественной благодати, плотян есть и не может благоугодить Богу, потому что помышление плотское вражда на Бога есть, и плоть и кровь царствия Божия наследити не может" (Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 51).

"Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие" (Ин. 3:5)

"Ибо при его (т.е. священстве) содействии и возрождаемся, и причащаемся Божественных Таин, без которых невозможно стать причастными небесных наград, по неложным изречениям самой Истины, изрекающей в одном месте: аще кто не родится водою и Духом, не войдет в царство небесное (Ин.3:5); и в другом: "Кто не яст плоти Моей и не пиет крови Моей, тот не имеет части со Мною" (Ин.6:56). Потому, если без сих Таинств не возможно сподобиться Божественного жребия" (Прп. Исидор Пелусиот. Письма. 552. Еп. Феодосию).

"И Господь говорит в Евангелиях: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Небесное (Ин. 3:5). Так что Авраам, и Исаак, и Иаков, и остальные святые прежде Христа, входя в Царствие Небесное, прежде крестились, потому что согласно свидетельству Христа, если бы не крестились, не спаслись бы. Свидетельствует же и Дух Святой, говоря: Отчуждены грешники от утробы (Пс. 57:4), то есть от крещения. Поэтому исповедуем, что все спасшиеся и спасаемые крещением спасены и спасаются по благодати Божией" (прп. Иоанн Дамаскин. Беседа сарацина с христианином).

"Явно мертвы и достойны сожаления те, которые не спогреблись Христу и не совоскресли с Ним в крещении, но пребывают в духовной смерти. Они не воскреснут с Ним, пока не окончится тысяча лет, то есть время, продолжающееся от первого Его пришествия до славного второго, но возвратятся в землю, как рожденные от земли, а не от Духа, потому что в смерти их - начало их будущих мучений" (Св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис Св. Иоанна Богослова. Статья 62. О первом воскресений и второй смерти).

"Кто хотя бы добр был по делам, но не получил запечатления водой, не войдет в Царствие Небесное. Слово дерзновенно, но не мое, поскольку так определил Иисус" (св. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. Огласительное поучение третье).

"Кто не принимает крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное" (св. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. Огласительное поучение третье).

"Аще кто во Христе, нова тварь, учит Апостол (2Кор.5:17). Сею новою тварию христианин становится в крещении. Из купели человек выходит совсем не таким, каким туда входит. Как свет тьме, как жизнь смерти, так крещеный противоположен некрещеному. Зачатый в беззакониях и рожденный во грехах, человек до крещения носит в себе весь яд греха, со всею тяготою его последствий. Он состоит в немилости Божией, есть естеством чадо гнева; поврежден, расстроен сам в себе, в соотношении частей и сил и в их направлении преимущественно на размножение греха; подчинен влиянию сатаны, который действует в нем властно, по причине греха, живущего в нем. Вследствие всего этого он, по смерти, неминуемо есть оброчник ада, где должен мучиться вместе с своим князем и его клевретами и слугами. Крещение избавляет нас от всех сих зол. Оно снимает клятву силою Креста Христова и возвращает благословение: крещеные суть чада Божии, как именоваться и быть дал им область Сам Господь. Аще же чада, то и наследницы, - наследницы убо Богу, сонаследницы же Христу… (Рим. 8:17). Царство Небесное принадлежит крещаемому уже по самому крещению. Он изъемлется из под владычества сатаны, который теперь теряет власть над ним и силу самовольно действовать в нем" (Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Как начинается жизнь христианская в Таинстве Крещения?).

Что доставляет человеку крещение? - Оно отверзает дверь Царствия Небесного. Какую благодать Божию получаем мы в крещении? - Очищение от прародительского греха и прощение остальных грехов, совершенных до крещения; ибо по крещении человек становится сыном Божиим и наследником благодати" (Свт. Димитрий Ростовский. Творения. Повествование о Святых Вселенских Соборах и их правила. Таинство святого крещения).

"Тайна Крещения есть дверь Божией благодати. Если не крестимся, даже Кровь Сына Божия не спасет нас" (Свт. Димитрий Ростовский. Цитаты из Духовные стороны христианства 113, 84).

"До Крещения для нас были закрыты двери к вечной жизни и небесному царствию, но Крещением отворились, и входят туда беспрепятственно хранящие благодать святого Крещения" (Свт. Тихон Задонский. Краткие нравоучительные слова. Слово 2: О святом Крещении).

"Ибо до Крещения мы были мертвы, как от греха умершие, и ни к какому доброму делу неспособны, - что же мертвый может сотворить? - и потому пред Богом были как бы несуществующими, ибо для Бога тот только жив, кто для греха мертв. Но в святом Крещении благодатью Божией оживляемся, и, отрекшись от греха, к святой и благочестивой жизни обновляемся" (Свт. Тихон Задонский. Краткие нравоучительные слова. Слово 5: О нашем обновлении святым Крещением).

"Освобождаемся от смерти и дьявольской власти и приходим в царство Христа, Сына Божиего. Становимся овцами святого стада Его и членами святой Церкви, а следовательно и Его, как Главы святой Церкви, так что называем Его нашим Царем и Господом. 3) Делаемся наследниками вечной жизни и блаженства, по неложному обещанию Его: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет" (Мк. 16:16). Поэтому апостол о Крещении говорит: "спас нас по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни" (Тит. 3:5 - 7)" (Свт. Тихон Задонский. Об истинном христианстве. Книга вторая. Статья 2: О святой Церкви и Крещении. Глава 2: О святом Крещении).

"Как падение наше состоит не в истреблении добра из естества нашего –это отличительный признак падения отверженных ангелов – а в смешении нашего естественного добра с неестественным для нас злом, то падшее естество наше имеет свойственные ему добрые дела и добродетели. Совершают их язычники, магометане и все, чуждые Христа. Добрые дела и добродетели эти, как оскверненные примесью зла, недостойны Бога, препятствуют общению с Ним, противодействуют спасению нашему. <…>Те, которые дают добрым делам падшего естества не заслуживаемую ими высокую цену, впадают в величайшую душевредную погрешность. Они впадают, не понимая того, в уничижение и отвержение Христа. Часто слышится от них вопрос: "Отчего не спастись язычникам, магометанам, лютеранам и всем подобным, явным и прикрытым врагам христианства? Между ними много самых добродетельных людей". Очевидно, что вопросы и возражение являются от совершенного незнания, в чем заключается погибель и спасение человеческие. Очевидно, что таким вопросом и возражением уничижается Христос, выражается мысль, что Искупление и Искупитель не были необходимостью для человеков, что человеки могут удовлетворить своему спасению собственными средствами. Короче, этим вопросом и возражением отвергается христианство. <…> Невозможно вступить в естественное существование, не родившись по закону естества, невозможно вступить в общение с Богом, <…>, не вступив в христианство посредством святого Крещения. Таково Божественное установление" (Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты II. Слово о спасении и о христианском совершенстве. Часть 1).

"Лучше удостоившись спасительнаго крещения впасть опять в грех, нежели кончить жизнь непричастным благодати. Ибо грех, может быть, получит и прощение по человеколюбию Божию, на которое великая надежда у добрых, а тому совершенно недоступно спасение по точному определению. Ибо когда слышу, что неложный голос говорит: аминь, аминь глаголю тебе, аще кто не родится, свыше, не может видети царствия Божия (Ин. 3:5), то ничего не могу ожидать добраго для неомытых водою крещения …Вижу я, что когда случится в мире землетрясение или язва или нашествие врагов, все спешат усердно к крещальне, чтобы не отойти из мира непричастными благодати. …Ибо повсюду течет река благодати; не в Палестине имеет она исток свой и не скрывается в соседнем море, но обтекает всю вселенную и впадает в рай, на встречу оных четырех оттуда вытекающих рек, внося в рай несравненно драгоценнейшее, нежели что оне износили. Ибо те несут ароматы, плодоносие, растительность земли; а эта вносит (в рай) людей, порожденных Духом. Куда ни поведешь (сию реку), туда и потечет; изливается на всю вселенную и не истощается, разделяясь на каналы. Ибо имеет богатый источник - Христа, и от Него истекая, омывает волнами весь мир. Сладка она и удобопиема, безъ всякой примеси неприятной солености (ибо делается сладкою от сошествия Духа, как источник Мерра, от прикосновения дерева (Исх. 15:23); удобопреходима для благочестивых, а глубока и недоступна для нечистых" (Свт. Григорий Нисский. Против отлагающих крещение).

"Смысл тpоекpатного погpyжения пpи Кpещении. ибо невозможно совершиться тому, если бы не предшествовало это. Невозможно же, говорю, человеку без возрождения в бане крещения достигнуть воскресения, имея в виду <…> восстановление в состояние блаженное, божественное и далекое от всяких печалей. Ибо не все, что воскресением снова возвращается в бытие, входит в ту же жизнь, но великая пропасть между очистившимися и имеющими нужду в очищении. Для кого в этой жизни предшествовало очищение баней крещения, тем будет исход к сродному, а чистому усвояется бесстрастие, и что в бесстрастии блаженство, - то несомненно. Но в ком огрубели страсти и не произведено никакого очищения скверны ни таинственной водой, ни призыванием Божественной силы, ни исправлением посредством покаяния, тем по всей необходимости должно быть в соответствующем этому состоянии" (Свт. Григорий Нисский. Большое огласительное слово).

"Вера и вода полагают начало вечному спасению. Особенное же свойство Божией деятельности - спасение имеющих в Нем нужду, а спасение действительно совершается очищением в воде, и очистившийся делается причастником чистоты; подлинно же чистое есть Божество" (Свт. Григорий Нисский. Большое огласительное слово).

"Посему когда, как бы на письме предначертывая Свое крещение, Сам Спаситель восхотел креститься крещением Иоанновым, Он отверз небеса, показывая, что чрез крещение только мы можем узреть небесныя пространства, и тем указано было, что нельзя войти в жизнь некрещенному, тем же указано и то, что купель есть вход и дверь" (Св. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе).

"Ибо некрещенному водою и Духом нельзя войти в жизнь, равно и не вкушающие плоти Сына человеческаго, и не пиющие крови Его, не могут иметь жизни в себе самих" (Св. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе).

"Что же Христос говорит? "Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие". Вот что этим Он дает разуметь: ты считаешь это невозможным; а Я говорю, что это очень возможно, даже и необходимо, и иначе спастись невозможно. А необходимое Бог соделал для нас и удобным. Рождение земное есть рождение по плоти, от персти, а потому для него и заграждено все небесное, потому что, что общего между земле и небом? Но другое рождение, как рождение от Духа, удобно отверзает нам небесные врата. Слышите вы все, чуждые просвещения (то есть таинства крещения): ужаснитесь, возрыдайте! Страшна эта угроза, страшно определение! Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родится водою и духом, войти в царствие небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, – еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой; не имеет условленного в царстве знака" (свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна).

"Я сказал: "Еще, господин, объясни мне". " О чем спрашиваешь?" "Почему, – говорю я, – эти камни были извлечены из глубины и положены в здание башни, тогда как они уже имели этих духов?" "Им было необходимо, – говорит, – пройти чрез воду, чтобы оживотвориться; не могли они иначе войти в Царство Божие, как отложив мертвость прежней жизни. Посему эти почившие получили печать Сына Божия и вошли в Царство Божие. Ибо человек до принятия имени Сына Божия мертв; но как скоро примет эту печать, он отлагает мертвость и воспринимает жизнь. Печать же эта есть вода, в нее сходят люди мертвыми, а восходят из нее живыми; посему и им проповедана была эта печать, и они воспользовались ею для того, чтобы войти в Царство Божие". "Почему же, господин, – сказал я, – вместе с ними взяты из глубины и те сорок камней, которые уже имели эту печать?" "Потому, – говорит, – что эти апостолы и учители, проповедовавшие имя Сына Божия, скончавшись с верою в Него и с силою, проповедовали Его и прежде почившими, и сами дали им печать; они вместе с ними нисходили в воду и с ними опять восходили. Но они нисходили живыми, а те, которые почили прежде них, нисходили мертвыми, а вышли живыми; чрез апостолов они восприняли жизнь и познали имя Сына Божия и потому взяты вместе с ними и положены в здание башни; они употреблены в строение необсеченное, потому что они скончались в праведности и чистоте, только не имели этой печати. Вот тебе объяснение этих камней", т.е. воду крещения. Здесь разумеется не таинство Церкви в собственном смысле, которое соединено с погружением тела в воду, но таинственная сила крещения, дары, сообщаемые в нем Богом. Патриархи, пророки и другие ветхозаветные праведные мужи, угодившие Богу своей добродетельной жизнью, для вступления в Царство Божие имели нужду только в печати Сына Божия, или крещении, т.е. в очищении грехов и обновлении духа, даруемом в крещении. Поэтому апостолы, сами уже крещеные, по смерти своей проповедали умершим праведным крещение и веру, с ними нисходили в воду – подобно как Филипп с евнухом (Деян. 8:38) – и восходили (Котельер)" ("Пастырь" Ерма. Кн. 3: Подобия. Подобие 9-е. XVI).

"Вопрос: Как же писание говорит, что есть "Небесный Иерусалим" (Евр.12:22), а ты сказал, что он находится в сердце? Ответ: Мы знаем, что не только Иерусалим, но и прочие блага, которые долженствуют получить в воскресении праведные, находятся горе; обручения же их и начатки в сердцах твердо верующих отныне действуют духовно, дабы, будучи удостоверены о будущих, мы презрели все настоящее и возлюбили Бога до смерти. Посему (апостол) не сказал: имеете приступить, "но приступаете к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному" (Евр.12:22), - ибо способными к принятию сих мы все соделались от Крещения, получить же их сподобляются одни твердо верующие, которые всякий день умирают ради любви Христовой, то есть стоящие превыше всякой мысли здешней жизни и не помышляющие ничего другого, кроме того, когда достигнут в совершенную любовь Христову, которая есть внутреннейшее отверзение сердца, "идеже Предтеча о нас вниде Иисус" (Евр.6: 20). Этого ища в начале всего, святой Павел говорил: "гоню же, аще и постигну, о немже и постижен был, то есть да возлюблю так, как и возлюблен был от Христа" (Флп. 3:12). И когда достиг этой любви, более уже не хотел помышлять ни о чем: ни о скорбном для тела, ни о дивном в творении, но все оставил явно и говорит: "Кто ны разлучит от любве Божия; скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечъ?" И еще: "Известихся, – говорит, яко ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни Начала, ни Власти, ниже Силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем" (Рим. 8:35, 38,39); ибо ни о чем из сих не хотел помышлять, а только пребывать там (в любви Христовой). Дух Святой верующих Ему соделал от Крещения способными к принятию всех Своих действий и даров" (Прп. Марк Подвижник. Нравственно – подвижнические слова. Слово 4-е. Тогоже, ответ недоумевающим о Св. Крещении).

"Если я не посвящен в Таинства, то невозможно, чтобы я, не крестившись, получил спасение. И еще, если я скажу, что могу не дышать и жить, – это ложь, ибо дышать необходимо, без этого невозможно жить" (Прп. Феодор Студит. Послание 39 (98). К Афанасию, сыну).

"Как действует в душе Дух истины и дух прелести прежде крещения и по крещении. Прежде крещения благодать со вне направляет душу на добро, а сатана гнездится в самых глубинах ея, покушаясь преграждать уму все правые исходы; с того же часа, как возраждаемся в крещении, бес бывает вне, а благодать внутри. Почему и находим, что как древле господствовала над душею прелесть, так по крещении господствует над нею истина" (тогоже блж. Диадоха, еп. Фотики, что в древнем Епире Иллирийском. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и разсуждения духовнаго. Добротолюбие. Т.3).

"Брат сказал: желал бы я, отче, вкратце услышать, какия заповеди должен я исполнять, чтобы спастись? - Старец ответил: Сам Господь сказал Апостолам по воскресении: шедши, научите вся языки крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф. 28, 19.20). Так, что все, заповеданное Им, должно соблюдать всякому человеку, крещенному во имя Животворящия и Богоначальныя Троицы. Господь неразрывным союзом сочетал с правою верою и соблюдение всех заповедей, зная, что при разделении одного от другой, невозможно спастись человеку" (Св. Максим Исповедник. Слово подвижническое, в вопросах и ответах. Добротолюбие. Т.3).

"Всякое благо, совершаемое в тебе мысленно, и сам ты содержи тщательно в тайне, потому что посредниками для тебя к оному были Крещение и вера; в них призван ты Господом нашим Иисусом Христом на дела Его благие" (прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 1. Об отречении от мира и о житии монашеском).

"Если, как говорят современные книжники-интеллигенты, во всякой вере можно найти спасение и покой своей обуреваемой страстями душе, то на что христианская вера, на что пришествие Христово на землю, Его воплощение, Его проповедь о Царствии Божием и средствах к достижению его, зачем нужны Покаяние, Причащение Святых Таин Тела и Крови, на что чудеса, страдание, Крест, смерть, погребение, сошествие во ад, Воскресение, вознесение на Небо, Второе пришествие? Если бы без всего этого можно было бы обойтись и спасти душу свою, то для чего все это, о чем сейчас говорено? Для чего исповедание веры, для чего мученики, для чего апостолы, иерархия, для чего посты, молитвы? Ведь все это имеет мировое, вселенское значение, ведь все это строгая, великая, премудрая воля первого, несотворенного и все сотворившего Ума – Бога. Видите, к какой нелепости приводит мнение вольнодумцев, что будто бы во всякой вере можно спастись. Нет, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона Христова, пока не исполнится все, и ни одно Слово Спасителя не идет мимо. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3,5). Если не будет есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6:53)" (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Собр. Соч в 6-ти томах. Том 2. Путь к Богу. -С. 508).

"Никакой младенец не войдет в Царство Небесное, если не будет он возрожден водою и Духом (ср.: Ин 3:5)" (блж. Августин. Письмо 194. К римскому пресвитеру Сиксту).

"Итак, поскольку по милости Христовой мы являемся кафолическими христианами: Мы знаем, что еще не рожденные не сделали в своей жизни ничего доброго или злого (Рим 9.11), и приходят в несчастья этой жизни не из-за неких заслуг какой-то предшествующей жизни, ибо не могут они иметь никакой подобной особой для каждого жизни; но они, будучи плотски рождены от Адама, с самого рождения имеют в себе заразу древней смерти и могут освободиться от наказания вечной смерти, навлеченного на них праведным осуждением, которое от одного переходит на всех, лишь будучи по благодати возрождены во Христе (Ср.: Рим 5.12). Мы знаем, что младенцам также предстоит получить доброе или злое сообразно тому, что они сделали, живя в теле. А сделали они это не сами по себе, но при помощи тех, благодаря ответам которых, произнесенным вместо них, можно говорить, что младенцы отверглись от диавола и уверовали в Бога. Потому они относятся к числу верующих, принадлежа [к тем, о ком сказано] в изречении Господа, говорящего: Кто будет веровать и креститься, спасен будет. А с теми, кто не приняли этого таинства, происходит то, что следует далее: А кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16:16). Итак, и они, как я уже сказал, если умирают в этом малом возрасте, то, несомненно, [судятся] соответственно тому, что сделали, живя в теле, то есть за то время, которое жили в теле, когда уверовали или не уверовали посредством уст приносящих их [для крещения], когда были или не были крещены, когда ели или не ели Плоть Христову, когда пили или не пили Кровь Его (Ср.: Ин 6:54), – они судятся соответственно тому, что сделали, живя в теле, а не соответственно тому, что сделали бы, если бы дольше пожили здесь" (блж. Августин. Письмо 217. К Виталию Карфагенскому. Гл. 5-я.12-ть положений против пелагиан).

"Только тогда они могут вполне освятиться и сделаться чадами Божьими, когда возродятся обоими Таинствами, по Писанию: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие (Ин. 3:5)" (Свщмч. Киприан Карфагенский. Письмо к папе Стефану о соборе).

"При этом некоторые (как будто человеческим мудрованием они могут упразднить истину евангельской проповеди) выставляют против нас оглашенных и спрашивают: если кто-нибудь из них прежде, чем успеет креститься в Церкви, будет захвачен за исповедание имени и умерщвлен, то уже ли и такой должен потерять надежду спасения и награду исповедания потому только, что не возродился прежде водою? Да будет же ведомо таковым благоприятелям и защитникам еретиков, что те оглашенные, во-первых, содержат чистую веру и истину Церкви и на победу диавола выходят из Божественного стана с полным и искренним познанием Бога Отца, Христа и Святого духа; а во-вторых, они и не лишаются таинства крещения, как люди крещенные славнейшим и величайшим крещением крови, о котором и Господь говорил: что он намерен креститься иным крещением (Лк. 12:50). А что крестившиеся своею кровию и освятившиеся страданием достигают совершенства и получают благодать Божественного обетования, это показывает тот же Господь в Евангелии, когда говорит разбойнику, верующему и исповедующему в самом страдании, что он будет с Ним в раю (Лк. 23:43). По всему этому мы, служители веры и истины, не должны обманывать и обольщать тех, кои обращаются к вере и истине и, раскаиваясь, просят себе отпущения грехов, но иначе, исправляя и преобразуя их небесными наставлениями, образовать их для Царства Небесного… вне Церкви нет ни крещения, ни отпущения грехов…" (свщмч. Киприан Карфагенский. Письмо к Юбаяну о крещении еретиков).

"Когда я находился во мраке ночи, когда плавал по морю жизни, туда и сюда, без надежды и опоры, не зная пути, лишенный всякой истины и всякого света, тогда я считал чрезвычайно трудным и несбыточным обетование Божественного милосердия, что можно снова родиться и, получив в святой купели новую душу и жизнь, оставить все прежнее и, еще живя в этом теле, сделаться новым человеком по духу и по сердцу. "Как возможно,-говорил я,-чтобы человек так скоро и вполне оставил то, с чем он родился и что от долговременной привычки стало его второй природой"…Так думал я про себя, потому что тогда сам был пленен заблуждениями прежней жизни, от которых не видел возможности освободиться, - был предан порокам и, отчаявшись, считал свою гибель естественной и необходимой. Но после того, как я омылся в бане возрождения от нечистого прошедшего и в очищенную душу излился новый чистый свет,- после того, как я воспринял свыше Духа и стал новым человеком, непостижимым образом сомнительное стало для меня верным, закрытое-открытым, темное - ясным, я получил силу к тому, что прежде считал трудным и неисполнимым" (Свщмч. Киприан Карфагенский Цитаты из Духовные стороны христианства 113, 493).

"Принявшие крещение Иоанново, поскольку не знали о Духе Святом, снова крестятся, чтобы кто из язычников не подумал, что для иудеев достаточно одной воды для спасения, без Духа Святого" (блж. Иероним Стридонский. Из письма к Океану).

"Поступая таким образом, я буду совершенно прав в отношении к вам, потому что стараюсь вас убедить доказательствами; а если вы остаетесь жестокосердыми или колеблетесь в вашем решении из страха смерти, которая определена христианам, и не хотите признать истину, то окажетесь сами виновными в своей гибели. И вы обманываете самих себя, когда на том основании, что вы семя Авраамово по плоти, думаете наследовать блага, которые Бог обещал даровать чрез Христа. Никто не получит ни одного на этих благ, кроме только тех, которые духом уподобились вере Авраама и познали все таинства: я разумею, что некоторые заповеди даны для благочестия и правой жизни, другие заповеди и обряды предписаны или по отношение к таинству Христа или по вниманию к жестокосердию народа вашего, Что это так, Сам Бог показывает у Иезекииля, говоря; "если Ной и Иаков и Даниил будут просить за сыновей или дочерей, не дастся им" (Иез. 14:20). Но эту же мысль Он и у Исаии говорит так: "Господь Бог сказал: и выдут и увидят остовы людей, преступивших против Меня; ибо червь их не умрет и огонь не погаснет, и будут они зрелищем для всякой плоти" (Ис. 66:23-24). Итак вы, отсекши такую надежду в душах ваших, должны постараться узнать, каким путем можете получить отпущение ваших грехов и надежду на наследство обещанных благ; а нет другого пути, кроме того" чтобы вы, познавши нашего Христа и омывшись тем крещением во оставление грехов, о котором возвещал Исаия, жили потом без греха" (св. Иустин Мученик. Беседа с Трифоном Иудеяниным).

"Крещение есть печать вечной жизни и возрождена в Бога, чтобы мы были чадами не умерших людей, но вечного и неизменного Бога; чтобы вечное и неизменное соделалось Богом, и Он стоял высоко над каждым из происшедших существ, и Ему все было подчинено, и подчиненные Ему все сделались для Него (собственными), чтобы Бог господствовал и был Владыкою не над чем-либо иным (чуждым), но над Своим, (напоминает), что все Божие и что поэтому Бог – Вседержитель и все от Бога. И поэтому крещение нашего возрождения совершается посредством этих трех положений, когда Бог Отец дарует нам благодать для возрождения посредством Своего Сына чрез Святого Духа. Ибо те, которые носят в Себе Духа Божия, приведены к Слову, т. е. к Сыну, а Сын приводит их к Отцу, и Отец дает им приобщиться нетлению. Следовательно, без Духа невозможно видеть Сына и без Сына невозможно приступить ко Отцу; ибо познание Отца есть Сын, и познание Сына – чрез Святого Духа, Духа же сообщает Сын, сообразно Своему служению, по благоволению Отца, тем, кому хочет и как хочет Отец (св. Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди) "Христос пришёл спасти через Себя всех, – всех, разумею тех, которые возрождаются чрез Него для Бога: младенцев и детей, и отроков, и старцев" (Св. Ириней Лионский).

"Но едва совершили мы часть пути, - поднялась страшная буря, какой, по словам плывших со мной, и не бывало на их памяти. Все пришли в страх при виде общей смерти; но я, бедный, боялся больше всех за свою душу; ибо подвергался опасности умереть некрещеным и среди губительных вод желал воды духовной; поэтому вопиял, просил и молил себе хотя малой отсрочки" (Свт. Григорий Богослов. Сл. 17. В память свв. мчч. Маккавеев).

"Не крестившийся не просвещен; а без света, как глаз не видит того, что можно ему видеть, так и душа не способна к созерцанию Бога. …Если бы Израиль не перешел чрез море, то не был бы отлучен от фараона; и ты, если не пройдешь чрез воду, не выйдешь из-под горького диаволова мучительства. Он не пил бы от духовного камня, если б не крестился прообразовательно; а тебе никто не даст истинного пития, если не крестишься истинно. Он, по крещении, хлеб ангельский яде (Пс. 77:25); как же ты вкусишь Хлеба животнаго (Ин.6:51), если не приимешь прежде крещения? Он чрез крещение взошел в землю обетования; как же ты возвратишься в рай, не запечатлевшись крещением? Или не знаешь, что приставлено пламенное оружие… хранити путь древа жизни (Быт. 3:24), для неверных страшное и опаляющее, а для уверовавших удобоприступное и приятно озаряющее? И Владыка соделал его обращающимся: когда видит оно верного, обращается задом, а когда видит кого-либо из незапечатленных, встречает его острием. Никто не узнает тебя, наш ли ты или из числа противников, если таинственными знаками не докажешь единения с нами, если не знаменался на тебе свет лица Господня (Пс. 4:7). Как будет оспаривать тебя Ангел себе, как исхитит у врагов, если не знает печати? Как скажешь: "Я Божий", если не носишь на себе признаков? Или не знаешь, что Погубляющий миновал дома запечатленные, и убивал первенец в домах незапечатленных (Исх.12,23-29)? Незапечатленное сокровище удобно похищается ворами; непомеченную овцу безопасно можно отманить. Там тьмы Ангелов, сонмы первородных, престолы Апостолов, председательства пророков, скипетры патриархов, венцы мучеников, похвалы праведников. Возжелай, чтобы к ним быть причисленным и тебе, омытому и освященному по дару Христа; потому что Ему слава и держава во веки веков. Аминь" (Свт. Василий Великий. Беседа 13. Побудительная к принятию святого крещения).

"Почему мы христиане? Всякий скажет: по вере. А каким образом спасаемся? Таким, что возрождаемся именно же благодатью, подаваемою в крещении. Ибо чем иначе спастись?" (Свт. Василий Великий. О Святом духе. Гл.10 в "Творениях Святых Отцов", том VII, стр. 296).

"Господь хощет, чтобы все люди сподобились сего рождения; потому что за всех умер и всех призвал к жизни. А жизнь есть рождение от Бога свыше. Ибо без сего рождения душе невозможно жить, как говорит Господь: аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия (Ин. 3:3). А посему все те, которые уверовали в Господа, и приступив, сподобились сего рождения, радость и великое веселье на небесах доставляют родившим их родителям. Все Ангелы и святые Силы радуются о душе рожденной от Духа и соделавшейся духом. Ибо тело сие есть подобие души, а душа - образ Духа; и как тело без души мертво и не может ничего делать, так без небесной души, без Духа Божия, и душа мертва для царства, и без Духа не может делать того, что Божие. Как золотая монета, если не примет на себя и не отпечатлеет на себе царского образа, не обращается в торговле, не влагается в царскую сокровищницу, но всякий отметает ее: так и душа, если не имеет образа небесного Духа в неизреченном свете, т.е. отпечатленного в ней Христа, то неблагопотребна для горних сокровищ, и отметается купцами царствия - добрыми Апостолами. Ибо и тот, кто был зван, но не имел на себе брачного одеяния, как чуждый изринут в чуждую тьму; потому что не имел в себе небесного образа. Это есть знамение и знак отпечатленного в душах Господа, это - Дух неизреченного света. И как мертвый ни на что не потребен и вовсе ни к чему не годен для живых, почему, выносят его вон и полагают вне города: так и душа, которая не имеет в себе небесного образа Божественного света, то есть жизни души, делается как бы неимеющею цены и вовсе отверженною; потому что неблагопотребна для града Святых душа мертвая, неимеющая в себе светозарного и Божественного Духа. Как в сем мире душа есть жизнь тела: так и в вечном и небесном мире жизнь души есть Божий Дух. если кто здесь не искал и не приял жизни душе, т.е. божественного света Духа, то он во время исшествия из тела отлучается уже на шуюю страну тьмы, не входя в небесное царство, и в геенне имея конец с диаволом и с аггелами его …Все мы - сыны этого омраченного рода, все причастны того же зловония. Какою немощию пострадал Адам, тою же пострадали и все мы, происходящие от Адамова семени. Ибо такая же немощь, как говорит Исаия, постигла и нас: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся: несть пластыря приложити, ниже елея, ниже обязания сотворити (Ис. 1:6). Такою неисцельною язвою уязвлены мы; одному Господу возможно уврачевать ее. Поэтому-то и пришел Он сам; ибо никто из ветхозаветных, ни самый Закон, ни Пророки не могли исцелить сей язвы: Он один пришедши уврачевал эту неисцельную душевную рану. И всякая душа, которая не прияла в себя, и не упокоила Его в себе ныне, или лучше сказать, сама не упокоилась в Нем, не имеет наследия со святыми в царстве небесном, и не может войти в небесный град" (прп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Беседа 30. Душе, чтобы войти в Царствие Божие, должно родиться от Святого Духа, и каким образом бывает сие).

"Никто не входит в Царство Небесное иначе, как только через Таинство Крещения" (Свт. Амвросий Медиоланский Цитирован по "Православное догматическое богословие" Митрополит Макарий Булгаков. СПб. 1857, - С. 258).

У каждого брата и сестры в Господе есть желание: войти в Царство Небесное, которое обещал нам Господь Иисус . Но как мы можем войти в Царство Небесное? Господь Иисус сказал нам: «Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной » (От Марка 10: 29-30). Поэтому, большинство братьев и сестер в Господе считают, что поскольку они оставляют свою семью, работу, брак и трудятся для Господа, они войдут в Царство Небесное и обретут вечную жизнь. Для этого некоторые христиане предпочитают отказаться от брака, чтобы трудится для Господа, думая, что они, таким образом смогут войти в Царство Небесное; некоторые предпочитают служить Господу всю свою жизнь, тратя все свои усилия и время на созидание церквей, благодаря чему, по их мнению, они смогут войти в Царство Небесное; некоторые думают, что поскольку они дают большие приношения и повсюду проповедуют, распространяя Евангелие , они смогут войти в Царство Небесное… В действительности, большинство братьев и сестер думают, что все это – основополагающие критерии входа в Царство Небесное и даже завидуют таким христианам, полагая, что они непременно войдут в Царство Небесное. Но действительно ли это так?

Недавно я изучал Библию и прочитал слова Господа Иисуса: «Не всякий, говорящий Мне: ‘Господи! Господи!’, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного » (От Матфея 7:21). Только тогда я узнал, что труд не является критерием для входа в Царство Небесное, и только те, кто исполняют волю Небесного Отца, войдут в Царство Небесное. Выполнение воли Небесного Отца означает осуществление слов Господа и соблюдение заповедей Господа. Когда человек работает и совершает труд и при этом реализует Господни слова, подчиняется Ему и благоговеет перед Господом, любит Бога прежде всего, а также искренне расточает себя для Бога, полностью угождая Ему, без условий и нечистых побуждений, такой человек живет по сердцу Господа и в конечном итоге войдет в Царство Небесное. И наоборот, если человек просто тяжело работает, но отказывается практиковать Господни слова или соблюдать Его заповеди, то в действительности он не повинуется и не поклоняется Ему, но делает просто то, что ему самому угодно. Такой труд является отображением личного характера и предпочтений, и никаким образом не угоден Господу. И если есть лукавство, условие, выгода и цена в тяжелом труде, и это даже используется как разменная монета или залог Богу для вхождения в Царство Небесное, для заключения сделки с Богом в обмен на благословения Царства Небесного, то это является еще и большим проявлением противления и богохульства перед Богом.

Вспомните, как священники, книжники и фарисеи служили Богу в храме в течение долгого времени. Они были знакомы с Библией и хорошо разбирались в законе. Они сжигали фимиам, приносили жертвы, молились, истолковывали Священные Писания, проповедовали в храме и даже путешествовали по земле и морем, трудились и работали ради распространения Евангелия. Люди превозносили их за их же страдания, но почему Господь Иисус осудил и проклял их? Господь Иисус сказал: «Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим » (От Матфея 15: 3-9). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас » (От Матфея 23:15). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете » (От Матфея 23:13). Размышляя над этими словами Господа, я понял, что хоть фарисеи и шли далеко для распространения Евангелия, но они не проповедовали ничего кроме традиций своих предков, они не проповедовали Божьих законов и Его заповедей, но в действительности оставили Божьи заповеди. Они тяжело работали и платили цену не ради любви к Богу или повиновения Ему, и не ради людей, чтобы научить их ходить путями Бога или поклоняться Ему, более того, не ради возвеличивания Бога или свидетельства о Нем. Вместо всего этого они возвеличивали и показывали себя, чтобы другие поклонялись им, проповедуя традиции своих предков. Поэтому, труды и старания фарисеев были наполнены личными целями и стремлениями.

Когда Господь Иисус пришел, чтобы переменить все на новое, Его проповеди и труд тепло принимались людьми, и многие люди последовали за Ним. В то же самое время, фарисеи боялись потерять свое влияние в сердцах людей. Ради сохранения своего статуса и своей деятельности они оказывали сопротивление Ему и яростно осуждали Господа Иисуса и даже вступили в сговор с римским правительством, чтобы распять Его, это выявило их характер наполненный ненавистью к истине и их сущность как антихристов. Вот, почему Господь Иисус проклял их и осудил их как лицемеров. Их жизнь заключалась в противостоянии Богу. Поэтому, их труд и дела не привели их в Царство Небесное. Напротив, они были подвержены Божьему праведному наказанию.

Таким образом, человек не может войти в Царство Небесное, внешне растрачиваясь и создавая вид деятельности, потому что то, чего желает Бог – это искреннее сердце человека. О критерии входа в Царство Небесное, Господь Иисус также сказал: «Не всякий, говорящий Мне: ‘Господи! Господи!’, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие » (От Матфея 7: 21-23). Господь Иисус сказал нам, что только те, кто исполняют волю Небесного Отца, могут войти в Царство Небесное, но Он не сказал, что тот, кто много работает для Него, сможет. Люди, которые могут посвятить себя Господу согласно Его требованиям, практикуют Его слова и повинуются Его заповедям и любят Его своим сердцем, душой, разумом, без противостояния и предательства, являются теми, кто следует Божьей воле. Подобно тому, что сказал Господь Иисус: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя …» (От Матфея 22: 37-39). Следование Божьей воле, не заключается в количестве приносимых жертв или перенесенных видимых трудностей или в религиозности, но в поступках наполненных почитанием и послушанием Бога. Люди, которые израсходуют себя для Бога из-за любви к Нему, стараются для Него и угождают Ему без личных интересов; которые могут отбросить свои интересы и всяческие желания, которые не рассчитывают на свои будущие перспективы и в полноте исполняют Божье поручение; через свой труд прославляют Бога и свидетельствуют о Нем, не работающие на свое положение и репутацию; те, которые принимают труд и подчиняются Божьему слову даже если это не согласуется с их собственными представлениями, они не распределяют и не судят, то что Бог дает, согласно своих представлений и суждений; те, которые все совершают независимо от того, какие встречаются испытания и несчастья на их пути, то ли близость смерти или тюрьмы и пытки …, повинуются Божьему управлению и Его постановлениям без выбора. Только такие люди достойны войти в Царство Божье.

Давайте подумаем о тех апостолах и пророках, которые снискали благоволение у Бога. Все они не только трудились и следовали за Господом, но более того, они могли применять Слово Божье на практике, подчиняться Его словам, повиноваться и принимать все, что Он делал, без сроков и условий. И в результате, они получили благоволение Божье. Например, Петр всю свою жизнь следовал за Господом Иисусом, испытывал любовь к Богу, сосредоточился на том, чтобы практиковать слова Господа, заботился о Его воле и угождал Ему во всем. Он не искал перспективы и судьбы для себя, но претерпевал все страдания из-за любви к Богу. Даже оказавшись распятым, он смог повиноваться до смерти. Он громко засвидетельствовал о Боге перед сатаной, получив Божье благоволение. Или к примеру, Авраам . Когда пришло Божье испытание, пожертвовать своего единственного сына Богу, он смог перенести страдания и отказаться от того, что он любил, чтобы угодить и повиноваться Богу, хотя и Божье требование было для него очень тяжелым. Следуя за Богом, он в итоге, был одобрен Им. Есть также Иов. Потеряв в испытании все что имел, будучи очень огорченным, он все еще шел Божьим путем, и не грешил своими устами. Он был назван Богом – человек, боящийся Бога и избегающий зла. Причина, по которой все они смогли твердо устоять в этих великих испытаниях, заключалась в том, что они имели сердце, способное переносить страдания, способное отвергнуть себя, способное отвергнуть плоть, любить Бога и угождать Ему. Все они были живым свидетельством следования по Божьему пути, поэтому они и получили Божье благоволение.

Очевидно, что если люди следуют истине, практикуют Божье Слово, живут реальностью слов Божьих и исполняют Его волю, они могут войти в Царство Небесное. Но тот, кто только трудится, но не может подчиняться Божьей воле и не отвергнул свою порочною сущность, тот, который не любит, не повинуется и не поклоняется Богу, такой человек никогда не войдет в Царство Небесное.

«И говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15).

«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).

«Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).

«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10:14).

«Утверждая души учеников, увещавая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит войти нам в Царствие Божие» (Деян. 14:22).

Апостолы уже при жизни своего Учителя получают миссию провозглашать Благую Весть Царствия Божия. После Пятидесятницы Царствие Божие остается конечной перспективой евангельской проповеди, даже у апостола Павла (Деян. 19:8). Но Царствие Божие немыслимо без имени Иисуса Христа, сообщающего Благой Вести полноту ее содержания (Деян 8:12); дабы войти в Царствие Божие, надо уверовать в Иисуса Христа (Словарь библ богословия, с. 1220).

Царствие Божие есть некая таинственная реальность, сущность которой мог открыть только Иисус Христос. Он дает откровение о Царствии Божием лишь смиренным, а не мудрым и разумным мира сего (Мф. 11:25), Своим ученикам, а не «тем внешним», для которых все остается загадочным (Мк. 4:11).

В иудаизме эсхатологические пророчества Ветхого Завета понимались буквально, и пришествие Царствия представлялось в торжестве славы и немедленно. Иисус Христос видит все это совершенно по-другому: Царствие приходит, когда Слово Божие обращается к людям. Оно возрастает, подобно семени, брошенному в землю (Мф. 13:3-9,18-23). Оно возрастает своей собственной силой, подобно зерну (Мк. 4:26-29). Скромность начала противополагается, таким образом, будущему, которое ему обещано.

Это Царство должно стать большим деревом, где укрываются все птицы небесные (Мф. 13:31-32). Царство примет в свое лоно все народы, ибо оно не связано ни с одним из них, даже и с народом иудейским. Оно существует в мире сем в той мере, в какой Слово Божие принимается людьми (Мф. 13:23), и может считаться некоей невидимой реальностью (Словарь библ. богословия, с. 1221).

Во время Своей земной жизни Иисус Христос очень сдержанно реагирует, когда Его называют Царем. Он принимает его как мессианское звание, соответствующее обетованиям пророков (Мф. 21:1-11), но освобождает его от всякого политического оттенка (Лк. 23:2), открывает Царство «не от мира сего», которое исповедуется свидетельством об Истине (Ин. 18:36). С другой стороны, Он, не обинуясь, отождествляет дело Царствия Божия со Своим делом: оставить все для Царствия Божия (Лк. 18:29) — значит все оставить ради имени Его (Мф. 19:29). Описывая эсхатологическую награду, которая ждет людей, Он отождествляет Царство Сына Человеческого с Царством Отца (Мф. 13:41) и заверяет Своих апостолов, что завещает им Царство, как завещал Ему Отец Его (Лк. 22:29).

Его воцарение происходит лишь в час Его воскресения: тогда Он сел на престол Отца (Отк. 3.21), будучи вознесен одесную Бога (Деян. 2:33-35). Таким образом, в продолжение времени Церкви Царствие Божие осуществляется среди людей посредством Царства Христова Иисус Христос — Господь над всем (Флп 2:11), ибо Бог сделал Сына Своего Царем царей и Господом господствующих (Лк. 22:29) (Словарь библ. богословия, с. 1223).

В Царствии Божием не может существовать никакая иная жизнь, кроме жизни Божией.

Если человек приобрел в сердце своем Царствие Божие, если он живет со Христом в сердце, то, хотя бы он не имел никаких земных благ, он все имеет; если он не нашел Царствия Божия, то, хотя бы он имел бесчисленные блага мира, он ничего не имеет.

Царствие Божие, которое верующий человек имеет в сердце своем посредством Духа Святого, может остаться в нем навсегда, и ничто и никто, кроме непрощенного греха, не может отнять у христианина этого счастья.

Царство Божие радует, успокаивает и всецело наполняет душу.

Вы слышали, что сказал Господь: «Ищите Царствия Божия». Он не сказал: «возьмите его» или «войдите в ограду его», но именно «ищите». Значит, нужно человеку прилагать свой труд к тому, чтобы Царство Божие найти.

О, если бы мы поняли всем сердцем, что нет и не может быть большего счастья на земле, чем быть верующим человеком и жить со Христом. Мы бы стремились к этому счастью день и ночь; искание Царствия Божия сделалось бы для нас первой думой среди всех дум, первой заботой среди всех забот и первым желанием для нашего сердца.

Царствие Божие, которое вселяется в сердце истинного христианина, — это праведная жизнь, согласная со Словом Божиим; это мир, покой совести человеческой, какой может дать человеку только Господь и какого никто из нас не может дать друг другу; это тихая радость в том, что мы знаем своего Господа, веруем в Него, идем за Ним, имеем Его в себе, что мы чада Божий, наследники вечного Небесного Царства; это плод спокойной совести, спутник того, что живем со Христом и во Христе.

Царство Божие не только предвидится в будущем — оно уже доступно всем, достаточно увидеть приход мессианских времен и узреть Иисуса.

Царство Божие есть царство Христа.

Таков закон в Царстве Божием: прежде вниз, затем вверх; через крест — к венцу; через ночь — к свету.

Евангелие говорит, что Царство Божие, с одной стороны, есть рай, где вечно пребывает Господь: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему [разбойнику] Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:42-43). С другой стороны, Царствие Божие есть нечто такое, что может быть внутри нас: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).

Царство Божие есть «обитель, владычество» Господа (Ин. 14:23; Лк. 16:9; Пс. 144:13), и искать Царство Божие — значит искать Самого Бога.

Где же находится Божия обитель и где мы можем искать Господа? Библия говорит, что Господь наполняет Собою «все во всем» (Еф. 1:23), что Он живет в небесных чертогах и в то же время в чистых и сокрушенных сердцах (Пс. 33:19), но что «далек Господь от нечестивого» (Пр. 15:29) и «близок ко всем призывающим Его» (Пс. 144:18).

Искать Царствия Божия, искать Господа нужно непрерывно и постоянно.

Царствие Божие — это общество на земле, в котором воля Божия исполняется так же совершенно, как это делается на небе.

Пребывать в Царствии Божием — значит повиноваться воле Божией.

Китайские христиане возносили хорошо известную молитву: «Господи, возроди Церковь Твою, начиная с меня», а мы можем перефразировать ее и сказать: «Господи, установи Царствие Твое, начиная с меня».

Молиться о Царствии Божием — значит молиться о том, чтобы мы могли полностью подчинить нашу волю воле Божией.

Царство Божие есть истребление всякого греха. Хотя враги и стараются насеять зло, принося греховные помыслы в сердце, в котором водворилось Царство Божие, но помыслы эти, не находя никакого сочувствия, не приносят плода.

Царствование Христа во святых наступает, когда по истреблении пороков в сердцах наших прекращается власть диавола, и Бог, по причине благоухания добродетелей, начинает в нас владычествовать, когда вместо побежденной плотской похоти воцарится в уме нашем чистота, вместо подавленного гнева — спокойствие, вместо попранной гордости — смирение (Иоанн Кассиан Римлянин).

Когда придет Царствие Божие, тогда все, обладающее нами теперь, обратится в ничто, потому что тьма не терпит присутствия света; не останется болезни после возвращения здоровья; не действуют страсти при появлении бесстрастия; бездейственна смерть, исчезает тление, когда воцаряется в нас жизнь (Григорий Нисский).

Душа, намеревающаяся воспарить к Богу и прилепиться ко Христу, должна изгнать из себя всякий грех… и все виды прегрешений — как явных, так и тайных… весь потаенный рой пороков, как и явный род грехов, ненавидит Писание и гнушается ими (Григорий Нисский).

Пребывание Царствия внутри нас означает не что иное, как небесное веселие духа, которое испытывает достойная душа (Ефрем Сирии).

Если Царство Божие находится внутри нас и это Царствие есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в Царстве Божием. И, напротив, живущие в неправде, раздоре и печали, производящей смерть, находятся в царстве диавола, в аду и смерти. Ибо этими признаками различается Царство Божие и царство диавола (Иоанн Кассиан Римлянин).

Знамение же и доказательство того, что Царствие Божие истинно внутри нас, есть следующее: если мы не желаем никаких временных благ мира сего — ни богатства, ни славы, ни удовольствий и никакого мирского или плотского наслаждения, но удаляемся и отвращаемся от этого всей душой и всем сердцем, как возвеличенные царской честью и властью удаляются от блудилищ и как привыкшие носить чистые одеяния и намащаться мирами и благоуханиями отвращаются от зловония. А кто не отвращается от всего этого, но имеет пристрастие к чему-либо из того, о чем мы сказали, тот не видел Царствия Небесного, не обонял, не вкушал сладости и благоухания его (Симеон Новый Богослов).

Царствие Божие — мир Христов. В душе, в которой от покорности Богу утихли страсти, царствует Бог, царствует мир Христов (епископ Игнатий).

Ощутивший в себе Царство Божие становится чуждым для мира, враждебного Богу… Он может желать, по истинной любви к ближним, чтобы во всех открылось Царство Божие. Он может непогрешительно желать, чтобы настало на земле видимое Царство Божие, потребило с лица земли грех, установило на ней владычество Правды (епископ Игнатий).

Нестерпима геенна, признаю, весьма нестерпима, но лишение Царства еще нестерпимее (Иоанн Златоуст).

В Царстве Божием… нет древа познания добра и зла, но только древо жизни. Уже не от ребра Адама — жена, но все мы от ребра Христова (Иоанн Златоуст).

«Меньший в Царствии Божием больше» (Лк. 7:28) Иоанна Крестителя. Совершенный в законе, каким был Иоанн, без сомнения, меньше крестившегося в смерть Христову. Ибо вот что значит Небесное Царство — умереть со Христом, нисшедшим расхитить добычу смерти, и восстать с Ним, дарующим власть над смертью. Иоанн был «больше» всех рожденных женами, но убиен прежде чем даровано Небесное Царство. И хотя он безукоризнен по правде Закона, однако, предварив смертью своей совершенных по духу жизни во Христе, он не достиг их. Поэтому всякий «меньший в Царстве Небесном», то есть в возрождении по Христу, больше того, кто оправдан Законом (Исидор Пелусиот).

Вход в Царствие Божие дается не за одни добрые дела, но и за веру. Видят его через рождение свыше, а получают — через добрые дела, совершаемые силою веры (Симеон Новый Богослов).

Как в царство диавола вступают совершением пороков, так Царство Божие приобретается упражнением в добродетелях, чистотой сердца и духовным знанием.