Хиромантия

Новый ректор двфу. Ректор двфу никита анисимов — об основных направлениях сотрудничества с арчк дв. Сколько иностранных студентов у вас обучаются? Как вы их привлекаете

Недавно в Совете безопасности РФ обсуждались рекомендации по подготовке кадров в рамках национального проекта "Цифровая экономика России". В частности, говорилось о необходимости повышения практико-ориентированных компетенций обучающихся в сфере информационных технологий. На "Деловом завтраке" в "Российской газете" мы расспросили ректора Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Никиту Анисимова, для кого вуз готовит специалистов по цифровой экономике и как решает кадровую проблему на Дальнем Востоке.

Никита Юрьевич, на базе вашего университета действует первая в России школа цифровой экономики. Что вы вкладываете в понятие "цифровая экономика"?

Никита Анисимов: Цифровая экономика - это экономика, основанная на данных, которые уже проникают во все сферы нашей жизни: "умные города", искусственный интеллект, технологии дистанционного зондирования Земли, даже искусство уже становится цифровым. Большие данные, блокчейн, виртуальная и дополненная реальность, интернет вещей - все это требует специальных знаний и навыков для создания новых конкурентоспособных решений и продуктов. Это значит, что в ближайшем будущем хэдхантеры начнут настоящую охоту за специалистами с цифровыми компетенциями, и наши выпускники будут самыми востребованными на новых рынках.

Вам не кажется, что в последнее время очень много говорится о цифровизации? У вас нет опасений, что попросту можем "заболтать" эту тему…

Никита Анисимов: Я думаю, наоборот, слишком мало об этом говорим. Мы рискуем непоправимо отстать, если не будем об этом говорить, а только думать и молчать.

Когда технопарк появляется только в 20-х годах XXI века на Дальнем Востоке, вот это можно назвать отставанием. Мы заболтали слово "инновации", реальную задачу, которая заключается не в том, чтобы построить здание, а в том, чтобы создать набор инструментов для поддержки молодежи. Когда они только пытаются выйти на сложный азиатский рынок, который перенасыщен предложениями. Им нужна сильная поддержка, как это сделано, например, в центральных регионах России. Это и фонды развития, и Сколково с его льготами, и множество инструментов финансовой поддержки. В созданном у нас технопарке, который уже работает, оказываем поддержку нашим ребятам всеми доступными нам способами.

Хэдхантеры скоро начнут настоящую охоту за специалистами с цифровыми компетенциями, и наши выпускники будут самыми востребованными на новых рынках

Как в вашем вузе будут обучать цифровизации, существуют ли уже какие-то стандарты?

Никита Анисимов: Открытие Школы цифровой экономики в ДВФУ отвечает одной из ключевых задач федеральной повестки - подготовка кадров для цифровой трансформации региональной и национальной экономики. Мы начали с пяти уникальных в масштабах страны магистерских программ. Это "Кибербезопасность", "Технологии виртуальной и дополненной реальности", "Искусственный интеллект и большие данные", "Управление развитием территорий на основе технологий и данных дистанционного зондирования Земли" и "Цифровое искусство". Все программы были собраны в партнерстве с технологическими лидерами и ведущими исследовательскими центрами. Во многом это еще эксперимент, и программы могут претерпевать изменения в процессе обкатки, но то, что школа станет точкой, где сойдутся высокотехнологичный бизнес, наука и образование, - это факт. Что касается стандартов, то модель обучения будет опираться на проектную деятельность и разработку цифровых проектов совместно с ведущими компаниями.

Как в ДВФУ работают с талантливыми детьми? Скоро в Приморье появятся научные центры, подобные сочинскому "Сириусу"?

Никита Анисимов: Такие задачи решаются ощущением ответственности руководителей за ту молодежь, которая живет у них в регионах. Если человек понимает, зачем нужен "Сириус" в регионе, то он появится завтра. Очень ждем, что новое руководство края реализует задачу, обозначенную в поручении президента. А пока мы работаем с ребятами, которые стремятся к знаниям, в ожидании открытия своего дальневосточного "Сириуса". За последние два года провели более 20 интенсивов и проектных школ по иностранному языку, математике, естественным наукам для молодежи не только Приморского края, но и всего Дальнего Востока. Результаты не заставили себя ждать: не прошло и полутора лет, как наши ребята поехали на финал Всероссийской олимпиады школьников. Такого в Приморском крае не было уже несколько лет.

Максим Ильясов, ученик выпускного класса школы поселка Бобровский Свердловской области, спрашивает вас: меня очень увлекает все, что связано с программированием, цифровыми технологиями. Мы с родителями переезжаем на Дальний Восток, насколько развито это направление в вашем университете?

Никита Анисимов: Сейчас на рынке фиксируется огромная нехватка программистов. В этом году проходной балл по ряду направлений в области информатики, компьютерной безопасности был от 72 до 75, в зависимости от направления подготовки. Программисты не дотянули до рекордных цифр, которые показали международники, где проходной балл был больше 80. Но в Приморском крае, где не так много ребят сдают ЕГЭ по информатике, большой спрос на направления, связанные с программированием, продиктован тем, что к нам приезжают ребята со всей страны. В следующем году количество бюджетных мест, например, на прикладную информатику - 50, на прикладную математику и информатику - 66, всего - более 300 бюджетных мест на разные IT-специальности. Пробуйте свои силы...

А куда сегодня самый большой конкурс? Чему хотят учиться?

Никита Анисимов: Огромный поток желающих в Школу биомедицины. Этот молодой факультет открыт с 2012 года, работает в очень плотной связке с Медицинским центром ДВФУ. В нем проходит около 7 тысяч высокотехнологичных операций в год, трудится множество профессионалов, в том числе из-за рубежа. У студентов и ординаторов есть возможность стажироваться, не выходя из здания! Поэтому конкурс сюда очень большой...

В этом году ДВФУ впервые попал в так называемую зеленую зону по баллу ЕГЭ у поступивших на бюджетное отделение. Какие факультеты рекордсмены по высокобалльникам?

Никита Анисимов: Приемная кампания-2018 подтвердила, что ДВФУ стали чаще выбирать талантливые абитуриенты. 41 человек - со 100-балльными результатами по ЕГЭ, почти 800 высокобалльников, которые набрали 230/320+ баллов за три/четыре экзамена (для сравнения, год назад таких было чуть больше 600). Средний балл ЕГЭ за год у нас вырос на 3 пункта. Самый высокий средний балл был у журналистов - 92,3, у юристов - 87,4, у международников - 86,7, у востоковедов - 85,5, у медиков на "лечебном деле" - 81, на робототехнике - 78 баллов. Причем, как я уже сказал, с такими высокими баллами поступают ребята со всей России. Только из Москвы приехали учиться 30 человек. Для тех, кто поступил с высокими баллами (230+), мы запустили специальную программу поддержки талантливых студентов Academic Excellence and Honors Education, которая включает в себя систему тьюторского сопровождения и индивидуальной грантовой поддержки. Это позволит талантливым первокурсникам ДВФУ выстраивать индивидуальные образовательные траектории для максимального развития своего потенциала.

Приезжие обучаются и уезжают к себе, а местные рискуют остаться без высшего образования. Можно ли для местных выпускников выделить специальные квоты?

Никита Анисимов: Я не вижу риска для ребят, которые живут в Приморье, поступить в любой понравившийся им вуз по результатам ЕГЭ, который является объективным механизмом контроля качества знаний. Оценивать качество школьного образования во Владивостоке мне, пожалуй, сложно. Хотя, когда вижу статистику, что средний балл ЕГЭ по математике по Приморью менее 42 баллов, то повод переживать есть. Но забирать этим право у ребят из Свердловской области поступать в ведущие университеты страны по результатам ЕГЭ я не готов. В наших школах при университете учатся более 2,5 тысяч школьников, и они сдают в среднем на 60 баллов. У нас есть девочка, которая получила две стобалльные отметки на ЕГЭ. И сейчас она - студентка ДВФУ. Поэтому нужно не стесняться учиться, где бы ты ни жил, и тогда будут открыты двери любого университета страны. Подростку нужно как можно раньше задумываться, что будет с ним через 10-15 лет.

Про меня в свое время очень многие говорили как о мальчике, который лишен детства. В 15 лет я поступил в мехмат МГУ, в 23 года защитил кандидатскую диссертацию. В 38 лет я стал ректором ДВФУ. Да, в чем-то я был лишен детства, но, поверьте, я ни о чем не жалею.

Вы готовите специалистов под реализуемые проекты на Дальнем Востоке?

Никита Анисимов: На последнем Восточном экономическом форуме наш университет заключил соглашения о подготовке специалистов для авиакомпании "Аврора", Дальневосточного морского пароходства, СИБУРа и др. Мы договорились, что совместно с Агентством по развитию человеческого капитала займемся разработкой новых образовательных программ, студенты которых будут проходить практику в компаниях-партнерах с перспективой трудоустройства. Кроме того, мы запустили новую модель образовательного партнерства с работодателями Дальнего Востока. Университет готов включаться в разработку кадровых стратегий для предприятий, которые приходят или уже работают на Дальнем Востоке, открывать совместные образовательные модули в интересах партнеров, чтобы обеспечить регион квалифицированными кадрами.

Еще год назад минпромторг и ФГУП НАМИ заявляли, что кампус ДВФУ может стать зоной тестирования беспилотного транспорта. Получилось?

Никита Анисимов: Мы обратились во все инстанции с просьбой запустить зону тестирования беспилотного транспорта на острове Русский. Но, к сожалению, бюрократическая машина пока нас победила. Для запуска беспилотного транспорта в нашей стране, как выяснилось, требуется соблюсти слишком много условий. И это возможно только на закрытых территориях, таких, как "Сириус" и Сколково, где уже были первые пробные запуски беспилотного транспорта. У нас же на территории кампуса одновременно находятся около 15 тысяч человек. Это зона повышенного риска, которая требует большого количества согласований и контроля за происходящим. Между ведомствами до сих пор происходят очень жесткие дебаты по этому поводу, но с открытием на острове юридического заповедника, я думаю, недалек тот час, когда мы с радостью запустим беспилотник. Мы уже сделали лабораторию, осталось определиться с платформой и индустриальными партнерами. Сейчас в лидеры по беспилотному транспорту выходит Яндекс, с которым мы ведем переговоры и надеемся найти общий язык в этом вопросе.

Студент первого курса ДВФУ Егор спрашивает вас: собирается ли вуз решать вместе с городом транспортный вопрос? Муниципальные автобусы ходят на остров через пень-колоду и переполнены. Добираться большая проблема.

Никита Анисимов: Прекрасно понимаю Егора и разделяю его негодование. Поверьте, когда на улице минус 20, на остановке стоит толпа, а автобус ходит один раз в 20 минут... тут не до смеха. И так два раза в день. Но из-за неурядиц, которые происходят у нас в системе управления городом и краем, нам довольно сложно добиться от тех, кто отвечает за транспортную доступность, решения этого вопроса. Пока заявлено, что еще один автобус на 100 мест начинает курсировать на маршруте город - остров. Нам удалось договориться, что в пиковые часы будут пускать больше автобусов. Конечно, мы боремся, и пишем, и встречаемся с руководством края, но ситуация пока решается медленно.

Одна из горячих тем осени - переход вузовских лекций в формат онлайн-курсов. Высшая школа экономики готова за пару лет сделать все лекции виртуальными. Как вам идея?

Никита Анисимов: В этом учебном году более 12 тысяч наших студентов будут слушать онлайн-курсы ведущих университетов страны: Физтеха, МГУ, ВШЭ, Питерского политеха и др. К примеру, все инженеры первого года обучения будут слушать онлайн-курс по математике Инны Садовничей - доктора наук из МГУ. Наши преподаватели будут сопровождать освоение этого курса "на местах", помогать, если студенту что-то непонятно в лекции. Я вижу в этом только преимущества. Да, преподаватели опасаются, что останутся не у дел. Это не так. Преподаватель - такой же ключевой капитал университета, как и студенты, это его база. Поэтому я буду выступать за взаимодействие двух режимов: онлайн и офлайн.

ДВФУ на острове Русском является одним из самых крупных вузов на Дальнем Востоке России, а его кампус считается одним из лучших в мире. Размер вуза равен небольшому городку, который вырос посреди дикой природы. Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС

Молодой ученый-экономист Надежда Часова спрашивает: какие меры материальной поддержки молодых ученых есть в вашем вузе?

Никита Анисимов: Каждый год проводим грантовые конкурсы для молодых ученых совместно с Фондом целевого капитала ДВФУ. Ученые получают целевые гранты в размере 2 миллионов рублей в год на приоритетные направления развития. В этом году, например, для нас такими приоритетами являются виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность, востоковедение и ресурсы мирового океана. Кроме того, у нас есть программа финансовой поддержки аспирантов и докторантов. В среднем ежемесячные доплаты аспирантам составляют 40 тысяч рублей, докторантам - 50 тысяч. За счет программы "Мотивация" предусмотрены дополнительные выплаты за опубликованные в научных изданиях статьи. К примеру, за публикации материалов в Science и Nature полагается до одного миллиона рублей.

ЕГЭ - не единственный способ контролировать качество знаний. Есть ребята, которые могут проявлять свои способности в естественных науках, не выдавая высоких результатов на экзаменах

В этом году был прилично сокращен перечень олимпиад школьников, которые дают льготы при поступлении в вузы. Многие ребята не могли подтвердить свой "олимпийский" результат высокими баллами ЕГЭ. На ваш взгляд, сокращение - необходимая мера? Сколько олимпиадников в этом году вы приняли?

Никита Анисимов: В ДВФУ зачислено 18 победителей и призеров всероссийских олимпиад. В 2007-2009 годах я был ответственным секретарем Российского совета олимпиад школьников. И уже тогда шли дискуссии о том, должны ли результаты олимпиад соотноситься с результатами ЕГЭ? По каким предметам должна проводиться олимпиада? Вы знаете, что долгое время олимпиады проводились исключительно по традиционным предметам. Пока не появился президентский проект "Национальная техническая инициатива" и Олимпиада НТИ по 19 междисциплинарным направлениям, таким, как "Агробиотехнологии" или "Интеллектуальная робототехника". Сегодня участие и победа в этой олимпиаде засчитывается при поступлении в вузы.

Убежден, что ЕГЭ - не единственный способ контролировать качество знаний. Есть ребята, которые могут проявлять свои способности в естественных науках, не выдавая высоких результатов ЕГЭ. И олимпиады, несомненно, имеют право на существование. Уверен, нынешнее руководство минобрнауки будет объективно оценивать не только их количество, но и качество.

Рособрнадзор собирается менять систему госаккредитации и лицензирования вузов. Возможно, появятся три уровня аккредитации. Вы к переменам готовы?

Никита Анисимов: Реформа действительно назрела. Сейчас стоит вопрос не столько борьбы с нарушителями, сколько вопрос повышения качества образования. Только здесь важно не связывать два процесса: бюрократический и содержательный. Конечно, ответственность за то, что происходит в образовании, должна быть. Скажу так: мы слишком не доверяем тем людям, которым отдали учить своих детей. На мой взгляд, это огромная проблема всей системы высшего образования. А будут уровни аккредитации или нет… Либо мы хорошо учим, и любой эксперт это подтвердит, либо мы учим плохо, и тогда уж точно найдутся те, кто это проверит.

Ключевой вопрос

По невостребованным в России специальностям будем обучать иностранцев

Обучение иностранцев - важное направление для вашего вуза. Как привлечь иностранного студента в Россию - есть секрет?

Никита Анисимов: Секрет прост: нужно делать такие образовательные программы, которые будут конкурировать с топовыми программами ведущих университетов мира. Это как раз к вопросу о контроле качества: ориентироваться не на документы, а на конкурентоспособность на мировом образовательном рынке. Добиться этого сразу по всему университету сложно, но по конкретным образовательным программам - вполне подъемная история. Например, мы сейчас запускаем совместную двухдипломную образовательную программу с МГИМО на английском языке. Для нее сформированы две учебные группы - для студентов-россиян и иностранцев. Скажу больше, все двухдипломные программы, которые мы сейчас запускаем с российскими университетами, будут программами, адаптированными под иностранцев. Кроме того, что иностранцам у нас интересно учиться, они комфортно себя чувствуют в комфортных условиях кампуса ДВФУ.

Вы говорили, что университету нужна система замещения российских студентов на иностранных на тех направлениях подготовки, потребность в которых временно отпадает в России. Как это будет?

Никита Анисимов: Речь о том, что необходим внятный механизм замещения студентов на образовательных программах в случае падения заказа на выпускаемых специалистов в нашей стране. Ежегодно контрольные цифры приема в вуз распределяются по конкурсу. Например, уже известно, что у нас на 2019/2020 учебный год сильно снизился бюджетный набор на машиностроительное направление подготовки. Но это не повод закрывать всю специальность. Нельзя закрывать машиностроение на Дальнем Востоке, даже если госзаказ был снижен по тем или иным причинам. Значит, мы должны обеспечить замещение, пусть временное, и обучать иностранцев из тех государств, где есть спрос на развитие машиностроения. Так мы сохраняем специальности, которые в силу перехода в цифровую эпоху менее популярны, и одновременно продвигаем российскую образовательную систему и культуру.

C 10 по 21 июля 2018 года при участии и поддержки Агентства стратегических инициатив в городе Владивостоке пройдет образовательный эксперимент «Остров 10-21».Данный проект – это уникальная возможность включиться в работу программы «Цифровая экономика» и Национальной технологической инициативы, а также присоединиться к команде пилотного запуска федеральных программ Университета НТИ «20.35». В ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная этому событию. Об этом журнал «Редкие земли» рассказывал в предыдущей публикации. По окончании пресс-конференции мы взяли интервью у Ректора Дальневосточного Федерального университета Никиты Анисимова.

Журнал «Редкие земли»: Сегодня мы узнали об интересной технологической инициативе «Остров 10-21». Никита Юрьевич, есть ли у Вас видение того, к чему приведут эти усилия?

Никита Анисимов, ректор ДВФУ:

- Если вы обратили внимание, большинство вопросов на сегодняшней пресс-конференции, посвященной Национальной технологической инициативе «Остров – 21» были из «Точек кипения», созданных по инициативе Агентства стратегических инициатив («Точка кипения» - пространство для коллективной работы, для реализации проектов, Прим. автора), задавались от университетов. Это не случайно.

Я, как член Российского Союза ректоров, недавно принимавший участие в съезде Российского Союза ректоров, могу говорить в целом за университетское сообщество. Именно в университетах России, наверняка, зарегистрирована та молодежь, которой в 2035-м году будет 30-35 лет.

Средний возраст тех, кто сегодня принимал участие в пресс-конференции, уже сорок лет. То есть на самом деле мы сейчас работаем с теми, кто будет управлять уже не в 2035-м, а в 2045-м году. Это надо правильно понимать. И спрогнозировать то, с какой реальностью они будут работать в 2045-м году, когда им будет сорок лет, мы сейчас не можем.

Поэтому то действо, которое будет происходить в формате «Остров 10-21» - это капля в море для тех изменений, которые должны произойти в отношении оптимизации университетов и той молодежи, которая там учится. Цель не в том, чтобы привезти лучших представителей из молодежи, и что-то с ними кардинально сделать. Это как спорт высоких достижений.

Важно, чтобы поменялось само отношение к тому, как университеты строят образовательную деятельность с молодежью, чтобы университеты не подменяли ту необходимость, которую они должны делать с молодежью, теми действиями, которые будут происходить по программе Национальной технологической инициативы «Остров 10-21» или «Университет 20.35».

«Университет-20.35» – это ответ на то, что университеты не всегда успевают среагировать на необходимость по-другому формировать образовательную траекторию, образовательную программу для студентов, например, культуру его мышления. Сейчас мы часто сталкиваемся с тем, что победители сложных технологических олимпиад – школьники, попадая в университет, не находят дальнейшего продолжения своим командным начинаниям, например, в деятельности сферы высоких технологий.

Они не могут найти «приземления» своей деятельности. Университеты не успевают реагировать на потребности сегодняшних запросов. Поэтому появился «Университет 20.35». Но конечно, те изменения, которые происходят, это только пример того, как в университетах может «приземлиться технология» отношения к людям, отношение к формированию будущего. В противном случае эта тысяча человек, которая примет участие в технологической инициативе «Остров 10-21» не сможет в достаточной мере изменить страну в целом.

РЗ: А просто уедут?

- Даже если не уедут, их просто не хватит для того, чтобы участвовать в мощнейшей гонке между государствами. Таких людей должно быть больше. Должно быть поколение.

РЗ: может необходимо такие направления делать для большего количества, чем одна тысяча человек?

Конечно, поэтому я и говорю, что это тот поток ребят, который дальше должен быть масштабирован с огромной скоростью, через все существующие сети, включая сеть Российского Союза ректоров, через университетскую сеть в стране.

Так, по результатам 2017 года эффективный управленец Никита Анисимов зарабатывал в месяц по 439 082 рубля. Средняя зарплата проректора – 350 тысяч в месяц. Возмущенные родители считают, что оплата обучения растет именно из-за нескромных финансовых аппетитов управляющего состава.

Первой об этом в своих соцсетях рассказала приморская телеведущая Елена Штейникова . По её словам университет, вопреки всем договорённостям, принял решение существенно повысить стоимость обучения в гимназии. Стоимость выросла сразу на пятьдесят процентов. Возмущенные родители намерены выйти на митинг 13 июля.

Дальневосточный федеральный университет, это огромная структура включающая в себя помимо высшего образования, еще и учреждения довузовского обучения. В состав университета входит гимназия, хореографическое училище, колледж, лицей и даже детский сад.

Дети Елены Штейниковой получают среднее образование в гимназии ДВФУ. Елена рассказала, что стоимость обучения в пятом классе поднялась сразу на пятьдесят процентов. Руководство ДВФУ пообещало Елене и другим взволнованным родителям, что существенного повышения цен на обучение не последует, если они удалят негативные посты из социальных сетей. Родители посты удалили, но цены все равно поднялись.

Ранее, ректор ДВФУ Никита Анисимов . Так, за 2017 год ректор заработал 6 344 257 рублей. Кроме того, стало известно сколько заработали директора филиалов университета. Самым богатым оказался директор арсеньевского филиала Юрий Огнев - 2 448 177 рублей. Руководитель филиала ДВФУ в Уссурийске Сергей Пишун благодаря 2 249 281 рублю стал вторым по обеспеченности. Тройку лидеров замкнул директор филиала ДВФУ в Петропавловске-Камчатском – Владимир Каух отчитался о 2 147 128 рублях.

«ДВФУ ощутило резкую деградацию во всех сферах деятельности», - с этой фразы началось обсуждение петиции об отставке нынешнего ректора ДВФУ Никиты Сергеевича Анисимова, вышедшая на сайте www.change.org 28 июня.

Инициатор петиции Мария Малкова написала, что корнем конфликта являются излишне завышенные цены на обучение в Школах ДВФУ.

«Стоимость обучения по программе высшего образования на 2018 год значительно выше чем на аналогичные специальности в других ВУЗах региона и центральной России. Абитуриенты (а это молодые люди от 18 до 25 лет) вынуждены уезжать из региона в поисках достойного и доступного образования. Их места занимают студенты-иностранцы из Индии, стран Азии и Африки и т.п. На настоящее время у наших детей нет выбора и права голоса», - говорится в петиции.

О том, что стоимость обучения по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры значительно выросла говорят и сам студенты, вынужденные платить «нереальные» суммы, чтобы поучиться. «Год назад, когда была на 3 курсе смотрела стоимость обучения на магистратуре. По моей специальности цена была 90 тысяч рублей, сейчас же - 120. Как дальше жить и учиться - вообще не представляю», - пожаловалась Ирина Хоп, выпускница ДВФУ.

В петиции также высказано мнение о том, что квалифицированных и знающих своё дело преподавателей увольняют, а на место них приходят лица, знания которых не сильно отличаются от студенческих.

«За неполные 1,5 года руководства университетом нынешнего ректора и его команды самый большой и некогда престижный ВУЗ Дальнего востока пришел в упадок. На руководящие должности были приглашены лица из других регионов, которые не имеют должного опыта работы, профильного образования. За это время были уволены практически все опытные и компетентные сотрудники, которые проработали в ВУЗе (в том числе в ВУЗах до их объединения) не один десяток лет. На их место ректором были приглашены молодые, неопытные менеджеры. Сокращения продолжаются. Объявлена оптимизация кадров. Но руководящая верхушка Департаментов из приглашенных специалистов продолжает расти», - отмечается в сообщении.

Также авторам петиции якобы стало известно, что к концу августа 2018 года около 200 преподавателей сотрудников ДВФУ покинут свои рабочие должности. Их увольнение никак не связано с «не способностью преподавать» - в столь радикальных мерах руководство видит «оптимизацию деятельности».

«Я являюсь сотрудником филиала ДВФУ в г. Дальнереченске. 29.05.2018 был подписан приказ о внесении изменений структуру и штатную численность филиала ДВФУ в г. Дальнереченске, то есть о закрытии нашего филиала. Практически всем сотрудникам были вручены уведомления о сокращении. Но, руководство Вуза даже не соизволило приехать и поговорить с сотрудниками филиала, студентами и их родителями (законными представителями), чьи права они нарушают»,- рассказала Нина Бравок, администратор образовательных программ филиала ДВФУ в г. Дальнереченске.

На данный момент петицию подписали 935 людей из 1000 нужных для рассмотрения проблемы. Но, отметим, что петиции, созданные на сайте Change.org не имеют никакой юридической значимости: все собранные под ними подписи государство в расчет принимать не может, а точнее даже не имеет права. За последние два года лишь около 20 петиций смогли повлиять на исход событий, и все они касаются небольших «местных» случаев.

В пресс-службе ДВФУ дали подробные официальные комментарии по поводу распространившейся в сети петиции. В сообщении специалистов отмечается, что большинство цифр и фактов, изложенных в петиции, оказались ложными или искажёнными.

На Четвёртом Восточном экономическом форуме (ВЭФ), прошедшем во Владивостоке с 11 по 13 сентября, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК ДВ) и Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) заключили меморандум о сотрудничестве в рамках реализации программы «Технопарк «Русский» в части развития человеческого капитала и обеспечения трудовыми ресурсами. Соглашение подписали генеральный директор АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке» Сергей Ховрат и ректор ДВФУ Никита Анисимов.

Подписание документа стало поводом к разговору о взаимодействии между ДВФУ и АРЧК ДВ, которое продолжается уже не первый год, имеет свою историю и новые актуальные направления развития. Вот как оценивает перспективы сотрудничества ректор Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов:

«Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке - системный стратегический партнёр нашего университета. Одним из направлений деятельности этого института развития Дальнего Востока является работа с людьми, формирование у них определённых профессиональных компетенций. И здесь сотрудничество АРЧК ДВ с ДВФУ, по моему ощущению, позволяет ускорить приток специалистов на предприятия Дальнего Востока. И не только на новые, созданные на территориях опережающего развития (ТОР) или получившие статус резидента Свободного порта Владивосток (СПВ), но и на уже действующие производства.

Должен сказать, что довольно большая доля выпускников ДВФУ работает сегодня в других регионах Дальнего Востока - не в Приморье. В августе Правительством Российской Федерации была утверждена «Программа мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики ДФО и поддержке молодежи на рынке труда на период до 2025 года», подготовленная Министерством науки и высшего образования совместно с Министерством по развитию Дальнего Востока и АРЧК ДВ. В этом документе можно увидеть, что целевой заказ на специалистов, подготовленных в нашем университете, простирается далеко за пределы Приморского края и охватывает самый широкий спектр направлений. Взаимодействие в подготовке кадров для предприятий ТОР и СПВ - одно из основных направлений совместной работы ДВФУ и АРЧК ДВ.

Хотел бы подчеркнуть, что в 2018 году среди абитуриентов, поступавших в университет, были представлены практически все субъекты Российской Федерации. В рамках работы на Восточном экономическом форуме мы договорились с Генеральным директором АРЧК ДВ Сергеем Ховратом, что одной из наших приоритетных задач будет закрепление ребят из недальневосточных регионов остаться жить на Дальнем Востоке. Будем целенаправленно готовить их к работе в местных компаниях - в том числе и к созданию своего дела на базе Технопарка «Русский», который мы учредили на прошлом Восточном экономическом форуме. Взаимодействие по этому направлению стало одним из предметов нашего нового соглашения на ВЭФ-2018.

Всего за один год к работе Технопарка «Русский» в ДВФУ подключились 58 резидентов, которые дают региону новые рабочие места. В этом и заключается одна из задач высшего образования - не просто подготовить специалиста для работы на производстве, а сформировать профессионала, который в дальнейшем сможет создавать экономику и возможности трудоустройства для других людей. Технопарк «Русский» позволяет резидентам работать удалённо. Мы, как в своё время и «Сколково», пошли по пути, когда можно физически находясь, к примеру, на Камчатке, получать все льготы резидентов Технопарка «Русский». И это ещё одно направление взаимодействия ДВФУ и Агентства по развитию человеческого капитала - подготовка кадров для компаний, которые являются резидентами нашего технопарка.


Важное направление сотрудничества, о котором нельзя не сказать - реализация в Дальневосточном федеральном университете проекта Chief Data Officer (CDO), соглашение о котором также было подписано в рамках Четвёртого Восточного экономического форума. Проект предусматривает создание в ДВФУ центра компетенций в сфере управления и цифровой экономики. В нём будут разрабатывать образовательные программы, проводить обучение государственных служащих, повышать их цифровую грамотность и готовить управленческие команды органов власти к работе с данными в условиях цифровой экономики.

Данный проект в комплексе с подписанным на ВЭФ соглашением между ДВФУ и АРЧК ДВ позволит готовить губернаторские команды по новым образовательным технологиям. Эти программы впервые были апробированы в университете в рамках интенсива «Остров 10-21» в июле 2018 года. Тысяча профессионалов - предприниматели из области высоких технологий и руководители субъектов Дальневосточного федерального округа - прошли обучение в формате 12-дневного интенсивного образовательного курса. Совместную работу над проектом Chief Data Officer я бы выделил в отдельное перспективное направление сотрудничества ДВФУ и Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке.

Университет работает с людьми. Миссия Агентства по развитию человеческого капитала - направлять людей туда, где они нужнее всего, помогать им стать профессионалами в полной мере. Подготовка кадров, работа с Технопарком «Русский» и по новому направлению Chief Data Officer - вот три основных вектора взаимодействия между ДВФУ и АРЧК ДВ. Наше сотрудничество уже доказало свою эффективность, и мы уверены в его будущем».