Астрология

Образ врача в русской и советской литературе. Врачи в русской классической литературе. Начального профессионального образования

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Давным-давно, в те времена, когда профессию психиатра еще не придумали, литература играла роль врачевателя душ. С помощью книг люди могли разобраться в себе и найти решение проблем. Однако современные исследователи с подозрением смотрят на героев наших любимых произведений: многим из них смело можно ставить серьезный диагноз.

сайт решил разобраться, какими ментальными недугами страдали герои популярных произведений. Для этого мы перелопатили горы медицинской литературы - оказывается, врачи до сих пор изучают болезни на примере персонажей из книг.

История болезни: Молодая дворянка Офелия медленно сходит с ума. Девушка начинает говорить загадками и напевает бессмысленные песни. На психическое здоровье Офелии повлияли сразу 3 события: смерть отца, навязчивые требования брата, который буквально помешан на целомудрии сестры, и предательство Гамлета, который велит девушке идти в монастырь и вообще ведет себя крайне резко.

История болезни: Родители Эдварда Рочестера женили его на Берте Мейсон ради титула и денег. Однако родственники женщины скрыли семейную склонность к безумию. За пару лет из симпатичной женщины Берта превратилась в буйнопомешанное чудовище: она нападала на мужа и даже пыталась сжечь дом. В книге Берта Рочестер предстает антагонистом главной героини Джейн Эйр.

Предполагаемый диагноз - болезнь Гентингтона. Неврологи из Нью-Йорка внимательно изучили роман Шарлотты Бронте и пришли к выводу , что Берта Рочестер страдала генетическим заболеванием нервной системы.

При этом недуге нервные клетки мозга разрушаются, что ведет к медленному распаду личности. В викторианской Англии у Берты не было шансов: душевнобольных пациентов и за людей-то не считали. Эта болезнь до сих пор неизлечима, однако ее прогрессирование можно замедлить.

История болезни: Золушка живет с токсичной мачехой и сестрами, которые только и делают, что издеваются над девушкой. Однако героиня не прилагает никаких усилий, чтобы уйти из дома или хотя бы дать отпор распоясавшимся женщинам.

Предполагаемый диагноз - бессознательный страх независимости. Сегодня психологи называют это состояние «комплексом Золушки» . В надежде завоевать любовь и уважение близких людей Золушка терпит неудобства, но не желает брать ответственность за свою жизнь. Она предпочитает надеяться, что вмешаются третьи силы (фея-крестная, принц) и спасут ее.

История болезни: Холмс не умеет вести диалог, а разговоры с ним больше напоминают нудные лекции. Знания детектива глубоки, но интересуется он только очень узкими областями. Он отстранен, хладнокровен и ни с кем не дружит . К тому же Шерлок подвержен частым перепадам настроения и пытается бороться с ними с помощью наркотиков.

История болезни: Медсестра Энни Уилкс живет совсем одна, и единственная радость в ее жизни - чтение романов писателя Пола Шелдона. Однажды Энни спасает мужчину, который попал в автоаварию. Выясняется, что мужчина и есть любимый писатель Энни. Женщина сначала восхищается Шелдоном, а потом мгновенно сходит с ума и устраивает писателю персональный ад .

История болезни: Таинственный революционер V борется с тоталитарным режимом. V никогда не показывает своего лица и применяет весьма спорные методы борьбы: он не задумываясь убивает людей и устраивает теракты.

Предполагаемый диагноз - ПТСР и частичная амнезия. Из сюжета комикса становится ясно, что V - ветеран и в прошлом пережил травмирующие события. Однако V загнал воспоминания в глубину своего подсознания и теперь испытывает только агрессию и жажду мести. Он не отдает себе отчета, что его мотивы глубоко эгоистичны, и прикрывается светлыми идеями.

История болезни: «Добрая» волшебница Глинда обрушивает дом на свою соперницу. А потом прилюдно насмехается над Злой Ведьмой Запада, которая оплакивает свою сестру, да еще и забирает у несчастной единственную память о родственнице - красные башмаки.

Предполагаемый диагноз - садистическое расстройство личности. Для лиц с таким расстройством характерно не только отсутствие жалости к жертвам, но и феномен «обратной эмпатии» (мучитель специально вызывает ужас у жертвы). К тому же садисты отлично умеют манипулировать людьми, чтобы добиться своей цели: Глинда без раздумий заставляет Элли и ее друзей рисковать своей жизнью и не стесняясь упивается унижением врагов.

История болезни: Скарлетт нуждается в постоянном внимании со стороны, ведет себя провокационно, чтобы получить выгоду, использует мужчин в своих целях, драматизирует любое событие и плохо контролирует гнев.

История болезни: Герцог Йоркский (будущий король Великобритании Георг VI) решает лечить заикание, которым страдает с детства. Врачи не могли помочь Георгу, и спас его человек, которого все считали шарлатаном. Лайонел Лог разглядел психологические корни болезни.

Предполагаемый диагноз - хроническая тревожность. Видимо, в детстве у будущего короля произошла травмирующая ситуация, которая запустила патологический процесс. Удивительно, но врачи стали

Образ медицинского работника в русской литературе

"Профессия медика - подвиг. Она требует самоотверженности, чистоты души и чистоты помыслов".

А. П. Чехов

медицинский работник врач профессия

Символика медицинского работника непосредственно связана с православной духовностью русской литературы. Врач в высшем смысле - это Христос, изгоняющий самые свирепые недуги своим Словом, более того - побеждающий смерть. В ряду притчевых образов Христа - пастырь, строитель, жених, учитель - отмечен и врач: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф., 9, 12). Именно такой контекст рождает предельную требовательность к «эскулапу», и поэтому во все времена отношение к медикам жестко и критично: умеющий только лишь пустить кровь и потчевать от всех болезней содой слишком далек от христианской стези, если не становится враждебен ей (Христиан Гибнер - гибель Христа), но даже возможности самого способного врача не сравнятся с чудом Христа. «Что для медицинского работника важнее: доброта и чуткость или профессиональные навыки?» Ответ на этот вопрос мы получим, проследив образы медиков в русской литературе.

Александр Сергеевич Пушкин весьма не благоволил лекарям того времени, поэт, как известно, в свое время «убежал от Эскулапа, худой, обритый, но живой». В «Евгении Онегине» у него о врачах всего две строки, но, сколько в них заложено тайного смысла и отчаяния о состоянии медицины и профессионального уровня врачей:

«Все шлют Онегина к врачам,

Те хором шлют его к водам…»

А в «Дубровском» «лекарь, по счастию не совершенный невежда» появляется лишь однажды, но читатель легко поймет, с каким вздохом облегчения писал русский гений эти строки, мол, слава богу, хоть на кого-то есть надежда. У Николая Гоголя мы встречаем в «Ревизоре» шарлатана Христиана Гибнера и «великого инквизитора» из «Записок сумасшедшего». Матушки святы, как жить больному страшно! Кажется, отношение литераторов к врачу достигло своего дна. И тут, словно маяк в бушующем море негатива, на литературную сцену Михаил Лермонтов выводит Вернера («Герой нашего времени»), а Лев Толстой в «Войне и мире» показывает, как хирург после операции склоняется над раненным пациентом, чтобы поцеловать его. Так раскрывается суть профессии врача, приближенной к основам и сущностям бытия: рождение, жизнь, страдание, сострадание, упадок, воскрешение, мука и мучительство, наконец, сама смерть. Эти мотивы, безусловно, захватывают личность каждого, но именно во враче они сосредоточены как нечто должное, как судьба. Поэтому, кстати, так остро воспринимается плохой или ложный медик: это шарлатан самого бытия, а не только своей профессии.

Литературный герой может быть разным: в одной книге он воин, сражавшийся за честь и славу своего народа, в другой книге пират, ищущий приключение в морских пучинах, а где то он медик, да-да, именно медик. Ведь люди просто не замечают, что чувствует медицинский работник, когда спасает человека, что он делает ради выздоровления его. На что он готов пойти, что бы спасти сотни жизней.

Медики - представители одной из сложнейших профессий. В их руках находится жизнь человека.

Не многие кто в русской классической литературе взяли в жанр медицину и ее обстановку: А. Солженицын "Раковой корпус", А. Чехов "Палата№6", М. Булгаков "Записки юного врача", "Морфий"и т.д.

Более того, немало талантливейших писателей пришло в русскую литературу из медицины: Чехов, Вересаев, Булгаков и т.д.. Литературу и медицину сближает глубочайший интерес к человеческой личности, поскольку именно неравнодушное отношение к человеку определяет истинного писателя и истинного врача.

Профессия врача отпечаталась на всём творчестве Булгакова. Но особый интерес представляют те произведения, где отображены врачебная деятельность самого писателя и связанные с этим переживания, а это, прежде всего, "Записки юного врача" и "Морфий". В этих произведениях "заложены глубокие человеческие проблемы соприкосновения врача с пациентом, трудность и важность первых контактов врача-практика, многосложность его воспитательной роли в контакте с болящим, страдающим, испуганным и беспомощным элементом населения".

М. А. Булгаков - писатель интересный, со своей особенной творческой судьбой. Стоит заметить, что изначально Булгаков занимался совсем другой деятельностью. Он учился на врача и долгое время работал по профессии. Поэтому во многих его произведениях звучит медицинская тема. Так, Булгаков создает целый цикл рассказов и повестей, объединенных названием «Записки юного врача». Они связаны единым героем-рассказчиком - молодым доктором Бомгардом. Именно его глазами мы видим все описываемые события.

Повесть «Морфий» показывает постепенное превращение человека в полного раба наркотического дурмана. Это особенно страшно, потому что наркоманом становится врач, университетский приятель доктора Бомгарда Сергей Поляков.

Доктор Поляков в своем дневнике оставил предупреждение всем людям. Это исповедь глубоко больного человека. Автор выдает нам очень достоверный материал именно потому, что использует дневниковую форму записи. Он показывает обратное развитие человека, от нормального состояния до окончательного порабощения души наркотиками."

Мы видим, что Антон Павлович Чехов уделял большое внимание как медицинской деятельности, так и писательской, и считал, что медицинские, естественнонаучные знания помогли ему избегнуть многих ошибок в писательстве и помогли глубоко раскрыть мир чувств и переживаний героев его произведений.

Хочу остановиться на рассказе «Ионыч», в котором автор поведал историю молодого доктора, приехавшего работать в провинцию, и спустя годы превратившегося в обывателя, живущего одиноко и скучно. Он очерствел и стал равнодушен к своим больным. Образ Ионыча - предостережение всем молодым врачам, вступающим на путь служения людям: не стать равнодушными, не очерстветь, не остановиться в своем профессиональном развитии, преданно и бескорыстно служить людям. О своей первой и главной профессии Чехов писал: «Медицина - это так же просто и так же сложно, как и жизнь».

Подводя итоги, можно сказать, что образ медицинского работника в русской литературе не только один из самых распространенных, но и один из самых глубоких и наполненных по количеству тех проблем и вопросов, которые он призван был выделить и заострить. Это и вопрос социального устройства государства, и вопросы религии, морали и этики. Образ врача часто имеет большое значение, когда в произведении речь идет об основных модусах человеческого существования: заботе, страхе, решимости, совести. Это неудивительно, поскольку проникнуть в самый корень человеческого существования можно только в таких пограничных ситуациях, с которыми часто имеет дело именно медик: борьба, страдание, смерть. В русской литературе образ врача прошел длинный и интересный путь от шарлатана к романтическому герою, от романтического героя к приземленному материалисту и от материалиста к носителю морали, герою ведающему истиной, знающему все о жизни и смерти, несущему ответственность за других в самом широком смысле.

"Будучи даже обыкновенным средним человеком, медик

всё-таки, в силу самой свое профессии, делает больше

добра и проявляет больше бескорыстия, чем другиелюди".

В произведениях советской литературы образ врача раскрывается главным образом через его отношение к труду и больному, через конфликт между новатором и традицией, учителем и учеником, между теми, кто стремится любой ценой спасти человека, помочь больному, и людьми, использующими медицину как средство достижения материального благополучия. Великолепные образы самоотверженных врачей, преданных своему делу, врачей по призванию созданы Ю. Германом, В. Кавериным, А. Корнейчуком, Юлием Крелиным, В. Аксеновым, А. Коптяевой,…. Их произведения хорошо известны, многие экранизированы.
Советская литература 50-60-х годов очень часто идеализировала врачей, что вызывало возражения у самих медиков. Они призывали писателей, журналистов больше писать о будничной стороне деятельности врачей, а не только о благородных и героических поступках.
В настоящее время идеализация уступает место более сложному подходу. Поясним это на примере повести Ю. Крелина «Хирург». Её герой – хирург Мишкин. На работе его уважают за чело-вечность, подлинную интеллигентность. Он – совесть коллектива. Мишкина ценят за высокий профессионализм. «На нем вся хирургия в районе держится», - говорит главный врач. Мишкин безотказен и абсолютно бескорыстен, чужд всякой суеты. Несмотря на житейскую неустроенность, он счастлив. Его цель – лечить, спасать людей. Труд для него – главная жизненная потребность. И все-таки врач Мишкин – не схема, а живой человек, с которым автор не всегда согласен.… Так, автор не скрывает, что мышление его героя ограничено рамками практической хирургии. Он не придает особого значения теории, не стремится довести до конца начатое исследование.
Интересный образ рисует в повести «Приговор» Владимир Солоухин. Академик Б.П. Петров – ученый старой школы, крупный хирург, глубоко интеллигентный человек. Автор восхищается чуткостью Петрова, его умением поддержать больного. Писатель замечает, что у многих врачей, с которыми он столкнулся, не хватало терпения для подробного расспроса больного. С этим он связывает проблему запоздалой постановки диагноза. Не все суждения писателя бесспорны, о чем говорилось при обсуждении его произведения медицинской общественностью, но они интересны. Например, заслуживает внимания разговор об отрицательных эмоциях, постоянно угнетающих человека, или «цейтноте» даже непродолжительном, но пагубном для здоровья. Наблюдения В.А. Солоухина во многом совпадают с мыслями других писателей.
Хочется обратить внимание и на записки хирурга Федора Углова «Под белой мантией». Это – не художественное произведение. Автор рассказывает о представителях советской медицины В.П. Демихове, В.К. Калзине, А.А. Смородинцеве, И.М. Великанове, М.П. Чумакове, В.Н. Шамове, С.Т. Зацепине и др. Главная идея записок – утверждение идеала врача-творца, революционера в науке, бескорыстного борца за здоровье человека и резкая критика так называемого «делового стиля», администрирования, карьеризма. Ф. Углов заостряет внимание на проблеме руководящих кадров здравоохранения, от которых во многом зависит совершенствование медико-санитарного обслуживания населения в нашей стране. Говорит он и о состоянии хирургии за рубежом, в частности о профилактике хирургических заболеваний. Написанные страстно, правдиво, записки Углова созвучны и «Призванию» В.В. Кованова и прозе В.А. Солоухина. К произведениям этого ряда примыкают книги Н.М. Амосова «Мысли и сердце», «Книга о счастье и несчастьях», раскрывающие внутренний мир крупного ученого-медика.
Образы врачей запечатлены и в произведениях изобразительного искусства в виде портретов выдающихся и многих безвестных медиков. Их писали Рембранд, Ф. Гальс, Голбейн, Веронезе, Эль Греко, Гойя, Давид, И.Е. Репин, Ван-Гог, М.В. Нестеров и др. Благодаря этому сохранились имена многих известных и малоизвестных врачей, а также их облик в различные исторические периоды. Образы медиков раскрываются также в полотнах на тему «Врач и больной», принадлежащих кисти таких голландских художников, как Я. Стен, Г. Лоу, Андриан ванн Остаде, Г. Терборх, Питер де Гох и др., оставивших нам жанровые сцены из жизни врачей. Обычные их персонажи – больной и врач в кабинете, установленном атрибутами врачевания. Как правило, врач щупает пульс у пациента или рассматривает склянку с мочой. В лучших произведениях этой серии раскрываются взаимоотношения между больным и врачом. Этой теме посвящали свои полотна многие отечественные живописцы. Их картины дают зримое представление об условиях работы врачей и особенностях медико-санитарного обслуживания в мирное время и на полях сражений.
В книгах Е.И. Лихтенштейна «Пособие по медицинской деонтологии» (Киев, 1974) и «Пом-нить о больном» (Киев, 1978) проблемы медицинской деонтологии рассматриваются на материале произведений Л.Н. Толстого, Г. Флобера, А.П. Чехова, О. Генри, С. Моэма и других классиков отечественной и зарубежной литературы. Автор отмечает, что в развитии медицинской деонтологии как науки классическое искусство сыграло большую и еще не в полной мере осознанную и оцененную роль.
В советской литературе проблемы медицинской деонтологии привлекают все большее внимание. В.А. Солоухин обращается к такому явлению, как лечение по протекции. В.М. Шукшин («Змеиный яд»), Ю. Крелин, Виктория Токарева («Плохое настроение») возмущаются проявлениями бюрократизма, равнодушия, хамства со стороны некоторых врачей, среднего и младшего медицинского персонала. В периодической печати получила освещение и пресловутая проблема «подарков». Анализ этих публикаций показывает, что советские литераторы расширили традиционное представление о сфере этико-деонтологических проблем медицины, включив в него и отношение к пациенту вспомогательного персонала – работников регистратуры, гардероба и т.д. Выходит, что не только театр начинается с вешалки…
О взаимоотношениях внутри медицинских коллективов рассказывают Ю. Крелин, Н.М. Амо-сов, Ф. Г. Углов, В.В. Кованов, Н.В. Эльштейн. И.А. Шамов, Л.Д. Хунданов, Ан. Софронов. Их раз-мышления интересно сопоставить с суждениями, например, Рене Лерища («Воспоминания о моей минувшей жизни»), М.Л. Гросса («Доктора») и Мадлен Риффо («Больница как она есть»)

Образ врача в отечественной литературе

Корсак В.О., Хроменкова Ю.Ю.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра гуманитарных наук, философии и психологии

Врачи - представители одной из сложнейших профессий. В их руках находится жизнь человека. Наиболее ярко сущность профессии врача раскрывается в произведениях классической литературы. Писатели разных эпох нередко делали героями своих произведений врачей. Более того, немало талантливейших писателей пришло в литературу из медицины: Чехов, Вересаев, Булгаков. Литературу и медицину сближает глубочайший интерес к человеческой личности, поскольку именно неравнодушное отношение к человеку определяет истинного писателя и истинного врача.

С древнейших времен главная заповедь врача - «не навреди». Вспомним произведение Астафьева «Людочка». В одном из эпизодов мы встречаемся с парнем, умирающим в больнице. Паренёк простудился на лесосеке, и на виске у него появился фурункул. Неопытная фельдшерица отругала его за то, что обращается по пустякам, брезгливо помяла пальцами гнойник, а через день она же сопровождала парня, впавшего в беспамятство, в районную больницу. Возможно, при осмотре фельдшерица сама спровоцировала прорыв гнойника, и тот начал оказывать свое разрушительное действие. В медицине такое явление носит название «ятрогения» - негативное воздействие медицинского работника на пациента, приводящее к неблагоприятным последствиям.

Для сравнения приведем рассказ Булгакова «Полотенце с петухом». В провинциальной больнице после медицинского университета оказался молодой врач. Его беспокоит отсутствие профессионального опыта, однако он ругает себя за свой страх, ведь медицинский персонал больницы не должен сомневаться в его врачебной состоятельности. Он испытывает настоящее потрясение, когда на операционном столе оказывается умирающая девушка с раздробленной ногой. Он никогда не проводил ампутаций, но помочь девушке больше некому. Несмотря на то что герою рассказа не чужды человеческие слабости, все личные переживания отступают перед сознанием врачебного долга. Именно благодаря этому он спасает человеческую жизнь.

Проведя анализ данных произведений, выявим качества, которыми должен обладать настоящий врач: самоотверженность, преданность делу, гуманность. Необходимо быть настоящим профессионалом, ответственно относиться к работе, иначе последствия могут оказаться трагическими. В любых условиях для врача главное - спасать человеческую жизнь, преодолевая усталость и страх. Именно об этом - великие слова клятвы Гиппократа.