Обряды, заговоры и ритуалы

Состояние покоя определяется как форма движения. Покой. Апории - существуют ли изменения и процессы

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Движение и покой.
Рубрика (тематическая категория) Философия

Движение – это способ существования всех форм бытия. При всей абсолютности движения, в нем есть моменты относительности˸

Движение существует только относительно какой-либо точки отсчета.

Движение состоит из массы точек покоя.

На каждом из уровней бытия (кроме духовного) существует своя особая форма движения.

Покой – момент в рамках движения. Абсолютного покоя не существует. Это полностью относительная категория.

Движение и покой представляют из себяединство противоположностей, поскольку всякое движение состоит из точек покоя, а покоящиеся тела всегда движутся по отношению к иным системам отсчета.

Космос предстает как гигантская система взаимосвязанных элементов.

Система (целое) и элемент (часть).Система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией. Элемент - часть системы, выполняющая определенную функцию. Связи между элементами системы имеют сущностный, а не ситуативный характер (элементы существуют в своей определенности только находясь в связи с другими элементами).Система и элемент представляют из себяединство противоположностей, поскольку не существует элементов вне системы, а система всегда оформлена элементами.Всякая система предстает как оформленное содержание элементов.Содержание и форма.Содержание - совокупность различных элементов, определяющих характер того или иного объекта. Форма - внешняя организация того или иного содержания. Содержание и форма представляют из себяединство противоположностей, поскольку не существует бессодержательной формы и бесформенного содержания.Содержание обладает определенной структурой, сохранение которой является важным условием жизнеустойчивости системы. Структура, в свою очередь, сохраняется благодаря тому, что каждый элемент системы выполняет свою функцию.Структура и функция .Структура˸ А) Принцип (идея) организации объекта, определяющий одну из сторон ᴇᴦο качества.Б) Материальное воплощение данного принципа организации, т.е. относительно устойчивый способ связи элементов в рамках системы, её воплощенная организованность.

Функция - способ поведения какого-либо элемента в рамках структуры, способствующий её сохранению, т.е. сохранению качественной определенности данного объекта.

Структура и функция представляют из себяединство противоположностей, поскольку структура сохраняется благодаря тому, что элементы выполняют свои функции. В тоже самое время, осуществление функции элементом невозможно вне ᴇᴦο структурных связей с другими элементами объекта.В элементах системы существуют определенные стороны схожести и несхожести - тождества и различия. Тождество и различие.Тождество – соответствие объектов друг-другу. Абсолютно тождественных вещей не бывает. Даже два близнеца имеют различия во внешности. Различие - несоответствие объектов друг-другу. Абсолютно различных вещей также не бывает. Даже самые различные по уровню бытия объекты различны не абсолютно, т.е. имеют черты схожести – общий материальный состав, структурность и т.д. Например, человек и камень едины в своей материальности. Тождество и различие представляют из себяединство противоположностей, поскольку не существует даже двух тождественных объектов, между которыми нет сторон различия, а различия всегда сосуществуют с чертами схожести (тождества) объекта с другими.Различие имеет свои степени˸ оно должна быть несущественным и существенным. Предельный случай существенного различия - противоположность. Удачной моделью противоположности может служить магнит с ᴇᴦο двумя полюсами (его можно делить сколько угодно). Противоположности – это взаимосвязанные и взаимоисключающие стороны диалектического противоречия. Они противостоят друг другу в рамках единого взаимоотношения˸ наличие одной предполагает бытие другой.

Если в исследовании объекта или явления основываться на факте различия ᴇᴦο с другими, то он предстает как единичный. Но нельзя забывать, что всякий единичный объект имеет черты схожести с другими – черты общего.

Движение и покой. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Движение и покой." 2015, 2017-2018.

  • - Вопрос 4. Движение как способ существования матери. Движение и покой. Формы движения материи и их взаимосвязь.

    ДВИЖЕНИЕ. В применении к материи - это изменение вообще. Движение - это атрибут, неотъемлемое св-во материи. Материи неподвижной, неизменно пребывающей в состоянии абсолютного покоя не существует. Материя и движение неразрывны. Эта основополагающая идея материализма была... .


  • - Понятие универсума. Процессуальность универсума: движение и покой, функционирование и развитие.

    Универсум (от латинского «summarerum» - все имеющееся, все существующее) – субъект существования. Это понятие по своему содержанию близко или тождественно содержанию понятия «мир». Правда, многие авторы утверждают, что существует множество миров. В таком случае универсум есть... .


  • - Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития(прогресс,регресс).Движение и покой. Основные формы движения материального мира.

  • - Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития (прогресс, регресс). Движение и покой. Основные формы движения материального мира.

    Движение- любое изменение вообще, начиная с пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением. Движение есть атрибут материи, неотъемлемое свойство любого материального объекта. Не существует материи без движения как и наоборот. Движение-... .


  • - Движение и развитие. Движение и покой. Прогресс и регресс.

    Движение в общем можно определить, как изменение вообще. Если предмет движется, то он теряет тождество самому себе. Энгельс ввёл это определение с целью не отождествлять движение с атрибутом, некоторой разновидностью изменения. Он же отмечает, что движение, очевидно,... .


  • - Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития(прогресс,регресс).Движение и покой. Основные формы движения материального мира.

    Движение- любое изменение вообще,начиная с пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением.Движение есть атрибут материи,неотъемлемое свойство любого материального объекта. Не существует материи без движения как и наоборот. Движение-... .


  • - Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития(прогресс,регресс).Движение и покой. Основные формы движения материального мира.

    Движение- любое изменение вообще, начиная с пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением.Движение есть атрибут материии, неотъемлемое свойство любого материального объекта. Не существует материи без движения как и наоборот. Покой-... .


  • Одной из старейших философских категорий является материя. Понятие о ней изначально было очень конкретным, затем оно развивалось, расширялось и, в конце концов, превратилось в описание которую мы можем ощущать.

    Наиболее обобщенное категории тождественно бытию мира, как его понимает философия. Движение, пространство, время являются ее атрибутами. В этой статье мы поговорим об одной из важнейших философских категорий. Речь идет о движении. Можно сказать, что этот термин охватывает все процессы, происходящие в природе и обществе.

    Можно сказать, что эта категория описывает способ существования материи. В принципе, в очень общих чертах движение в философии - это любое изменение, взаимодействие материальных объектов, переход из одного состояния в другое. Оно объясняет все многообразие мира. Без него трудно представить себе любое бытие. Ведь существовать - это значит двигаться. Всякое иное бытие практически недоказуемо. Его невозможно обнаружить, ведь оно не вступает во взаимодействие ни с предметами, ни с нашим сознанием.

    Материя и движение в философии тоже взаимосвязаны. Они не могут существовать одно без другого. Поэтому движение считается абсолютным философским понятием. А покой, наоборот, относительным. Почему? Дело в том, что мыслители согласились с определением покоя как одного из Очень хорошо доказывают это астрономы. Если некое тело, к примеру, пребывает в покое на Земле, то оно двигается по отношению к другим планетам и звездам.

    Апории - существуют ли изменения и процессы?

    Еще в античном мире обратили внимание на противоречия этой проблемы. Движение в философии - это, с точки зрения школы элеатов, предмет для особого рода рассуждений - апорий. Их автор, Зенон, вообще полагал, что об этом нельзя непротиворечиво мыслить. Следовательно, размышлять о движении вообще невозможно. Философ приводил примеры того, что если на практике быстрый бегун (Ахилл) может догнать медленную черепаху, то в области мысли это невозможно, хотя бы потому, что за то время, пока животное ползет из одной точки в другую, человеку тоже нужно время, чтобы добраться туда, где оно было. А его там уже нет. И так до бесконечности, на которую делится пространство.

    То же самое происходит, когда мы наблюдаем за полетом стрелы. Нам кажется (наши чувства говорят об этом), что она движется. Но ведь каждый момент стрела находится (покоится) в какой-то точке пространства. Поэтому то, что мы видим, не соответствует тому, что можно помыслить. А поскольку чувства второстепенны, движения нет.

    Единство

    Правда, еще в эпоху античности нашлись критики и у этих утверждений. К примеру, против апорий элеатов выступил известный авторитет Древнего мира Аристотель. Движение в философии - это некое единство с пространством и временем, - утверждал мыслитель. Они не существуют в отрыве. Поэтому механически делить их на бесконечные точки - неверно и нелогично. Мир изменчив, он развивается из-за противоборства стихий и начал, и следствием этого является многообразие. Так, движение и развитие в философии стали отождествляться. Подтверждения этому появились в эпоху Возрождения. В указанное время была очень популярна идея о том, что и то, и другое происходит потому, что весь мир - это арена становления души или жизни. Последняя разлита по всему бытию. Даже материя одухотворена, и поэтому развивается.

    Источник

    Однако в Новое время философы принялись искать, что же является основой движения. Они отождествляли материю с веществом, а последнее наделяли косностью. Поэтому лучшего объяснения, чем то, что некто, например, Бог или Высшее существо, сделал «первый толчок», после чего все стало развиваться и двигаться по установленным законам, придумать не могли.

    В эпоху механицизма проблему движения преимущественно объясняли с точки зрения деизма. Это несколько преобразившая популярную религиозную теорию о том, что Бог «завел» Вселенную как часы, и потому является единственным и первоначальным источником движения в ней. Так объясняли причину изменений во времена Ньютона и Гоббса. Но это неудивительно, поскольку тогда человека тоже считали чем-то наподобие сложного механизма.

    Материализм

    Марксисты тоже очень много рассуждали о движении. Они, прежде всего, отвергли идею о его внешнем источнике. Представители этих взглядов первые заявили о том, что движение в философии - это атрибут материи. Последняя сама является его источником. Можно сказать, что она саморазвивается из-за собственных противоречий. Последние толкают и побуждают ее к движению.

    Движение материи происходит из-за взаимодействия различных противоположностей. Они являются причиной изменения конкретных ее состояний. Материя - это некое целое, которое нельзя уничтожить. Она постоянно видоизменяется. Поэтому мир столь многообразен. Если в нем происходят какие-то процессы, которые не меняют структуру объекта, то они называются количественными трансформациями. А если же предмет или явление внутренне преобразуется? Тогда эти изменения называют качественными.

    Разнообразие

    Диалектический материализм выступил с концепцией, которая описала формы движения. В философии марксизма изначально было пять таких видов изменения - от простых ко все более сложным. Считалось, что особенности форм движения обуславливают качества предметов. Они же представляют собой источник специфики явлений материального мира.

    В девятнадцатом веке выделялось пять таких форм. Это механика, физика, химия, биология и социальные процессы. Каждая из них имеет свой материальный носитель - тела, атомы, молекулы, белки, людей и общества. Однако впоследствии развитие науки показало, что эта классификация не совсем соответствует действительности. Теория о структурных формах организации материи продемонстрировала, что по своей сути является сложным, а не простым. Физические процессы имеют свои микро- и макроуровни. Оказалось, что каждая структурная организация материи обладает своей сложной иерархией, а количество форм их движения стремится к бесконечности.

    Развитие

    Как материя, так и общество находится в постоянном изменении. Если они последовательны, необратимы и качественны, то их принято называть развитием. Движение и развитие в философии очень связаны. Второй термин шире первого по значению, ведь существует и движение, не приводящее к качественным изменением, например, перемещение. Но и развитие имеет несколько уровней и значений. Например, о том, как произошел мир, куда он движется, есть мифологические и религиозные объяснения, а не только научные.

    В понимании диалектического материализма, существует такое развитие, как прогресс. Это значит, что уровень структурной организации повышается, становится более сложным. Если же происходит обратный процесс, он называется регрессом. Но это тоже развитие. Так называют и самодвижение природы, социума. В целом считается, что развитие является универсальным качеством Вселенной.

    Философия бытия

    Сделаем некоторые выводы. В разных школах мышления движение понимается онтологически, выступает основой бытия. Оно признается не только неотъемлемым свойством материи, но и принципом единства мира, и источником его многообразия.

    Движение в философии бытия - это связующее звено между пространством и временем. Оно - не только но и фундамент жизни природы, человека и общества. Движению присущи противоречия и диалектика. Оно одновременно абсолютно и относительно, изменчиво и устойчиво, находится в какой-то точке и не делает этого. В современной онтологии движение имеет также вид идеального. Речь идет о субъективных процессах в мире человеческого сознания. Наверное, это то движение, которое великий Гете называл счастьем.

    Движение – это способ существования всех форм бытия. При всей абсолютности движения, в нем есть моменты относительности:

    Движение существует только относительно какой-либо точки отсчета.

    Движение состоит из массы точек покоя.

    На каждом из уровней бытия (кроме духовного) существует своя особая форма движения.

    Покой – момент в рамках движения. Абсолютного покоя не существует. Это полностью относительная категория.

    Движение и покой представляют собой единство противоположностей, поскольку всякое движение состоит из точек покоя, а покоящиеся тела всегда движутся по отношению к иным системам отсчета.

    Космос предстает как гигантская система взаимосвязанных элементов.

    Система (целое) и элемент (часть).Система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией. Элемент - часть системы, выполняющая определенную функцию. Связи между элементами системы имеют сущностный, а не ситуативный характер (элементы существуют в своей определенности только находясь в связи с другими элементами).Система и элемент представляют собой единство противоположностей, поскольку не существует элементов вне системы, а система всегда оформлена элементами.Всякая система предстает как оформленное содержание элементов.Содержание и форма.Содержание - совокупность различных элементов, определяющих характер того или иного объекта. Форма - внешняя организация того или иного содержания. Содержание и форма представляют собой единство противоположностей, поскольку не существует бессодержательной формы и бесформенного содержания.Содержание обладает определенной структурой, сохранение которой является важным условием жизнеустойчивости системы. Структура, в свою очередь, сохраняется благодаря тому, что каждый элемент системы выполняет свою функцию.Структура и функция .Структура: А) Принцип (идея) организации объекта, определяющий одну из сторон его качества.Б) Материальное воплощение данного принципа организации, т.е. относительно устойчивый способ связи элементов в рамках системы, ее воплощенная организованность.

    Функция - способ поведения какого-либо элемента в рамках структуры, способствующий ее сохранению, т.е. сохранению качественной определенности данного объекта.

    Структура и функция представляют собой единство противоположностей, поскольку структура сохраняется благодаря тому, что элементы выполняют свои функции. В то же время, осуществление функции элементом невозможно вне его структурных связей с другими элементами объекта.В элементах системы существуют определенные стороны схожести и несхожести - тождества и различия. Тождество и различие.Тождество – соответствие объектов друг-другу. Абсолютно тождественных вещей не бывает. Даже два близнеца имеют различия во внешности. Различие - несоответствие объектов друг-другу. Абсолютно различных вещей также не бывает. Даже самые различные по уровню бытия объекты различны не абсолютно, т.е. имеют черты схожести – общий материальный состав, структурность и т.д. Например, человек и камень едины в своей материальности. Тождество и различие представляют собой единство противоположностей, поскольку не существует даже двух тождественных объектов, между которыми нет сторон различия, а различия всегда сосуществуют с чертами схожести (тождества) объекта с другими.Различие имеет свои степени: оно может быть несущественным и существенным. Предельный случай существенного различия - противоположность. Удачной моделью противоположности может служить магнит с его двумя полюсами (его можно делить сколько угодно). Противоположности – это взаимосвязанные и взаимоисключающие стороны диалектического противоречия. Они противостоят друг другу в рамках единого взаимоотношения: наличие одной предполагает бытие другой.

    Если в исследовании объекта или явления основываться на факте различия его с другими, то он предстает как единичный. Но нельзя забывать, что всякий единичный объект имеет черты схожести с другими – черты общего.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Философия: основы онтологии

    Сибирский государственный аэрокосмический университет.. имени академика м ф решетнева..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Идейная история диалектики
    В любой современной науке есть своя главная «стержневая» идея, определяющая собой глубинный смысл всей данной научной дисциплины. Так, для физики это идея материального строения мира, подчиненного

    Идейная история метафизики
    Почти одновременно с диалектикой, как учением о всеобщей связи, в философии возникает противоположное направление, которое Аристотель назвал метафизика (от греч.: «мета» – «над», «

    МСТ, ее основные принципы
    Метафизическая система теоретизирования, в свою очередь, определяется спецификой модели мира, сформировавшейся в условиях индивидуалистической социальности (мир как Универсум). Как

    Принцип линейного развития
    Принцип развития признается метафизикой, но трактуется с принципиально антидиалектических позиций. Поскольку метафизика не признает диалектическую противоречивость мира, постольку источник развития

    Основной вопрос философии
    Основной вопрос философии был сформулирован Ф. Энгельсом на основе сравнения неореалистского и неономиналистского сущностных исследовательских подходов метафизики (выраженных в идеализме и материал

    Бытие и небытие
    Бытие – основная категория диалектики, отражающая причастность объектов и явлений к существованию (в его различных степенях и проявлениях). Бытие устроено иерархически. Оно восходит по век

    Абсолютное и относительное
    Абсолютное – ни от чего не зависящее (духовная сфера бытия). Абсолютное имеет всеобъемлющий характер. Относительное – зависимое (материальная сфера бытия). Абсолютное и относительное – еди

    Сущность и существование, Сущность и явление
    Сущность – в самом общем смысле это – главное, основное в объекте. В диалектике в качестве сущности выступает духовная сфера бытия, представленная оформлениями совершенства. Данная

    Необходимость и свобода (случайность)
    Необходимость -единство причины и следствия. Этоединство является содержанием принципа законосообразности, как основы бытия. Необходимость – это отражение законосообразности бытия.

    Категории развития
    Источником всякого развития является борьба противоположностей, предстающих как диалектическое противоречие. Все материальные объекты и явления несут на себе «печать» первичного диалектического про

    Прогресс и регресс
    Прогресс – направление развития, характеризующееся переходом от низшего в высшему, от менее совершенного к более совершенному. Прогресс характеризует как систему в ее целом, так и

    Революция и эволюция
    Революция - глубокое, качественное изменение в развитии какой-либо вещи или явления. Революция означает разрыв постепенности в развитии, качественный скачек в развитии.

    Целесообразность и стихийность
    Целесообразность – установка развития, основанная на стремлении объекта к определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.

    Возможность и действительность
    Возможность – это предпосылки для возникновения нового, имеющиеся в существующем. Так, эмбрион обладает возможностью развития, потенциалом превращения во взросл

    Космос и хаос
    Космос – оформление совершенства материальной сферы бытия. Мир понимается в диалектике как космос – совокупность совершенств (оформлений совершенства), встраивающихся друг в друга.

    Пространство и время
    Пространство: А) Координация материальных объектов по отношению друг к другу (впереди, сзади, далеко, близко). Б)Одна из количественных характеристик объектов (дл

    Единичное и общее
    Единичное – характеристика уникальности (индивидуальности) объекта. При изучении материального мира человеку прежде всего бросается в глаза бесчисленное множество отдельных, единич

    Натурфилософия
    Философия природы, или натурфилософия (от лат. «натура» - приро­да) - древнейший раздел философии. Его предметом являются ос­новные закономерности существования природы, которые исс

    Эволюционная теория и ее метафизические основания
    Эволюционизм является научно-философской теорией, развивающейся в рамках неономиналистской версии МСТ. Неономиналистский характер теории эволюции проявляется в идеях первичности материального начал

    Основные принципы эволюционизма, как неономиналистской теории в натурфилософии
    Неономиналистская определенность теории эволюции представлена в соответствующей версии метафизического дуализма, основанного на универсалистской модели мира. Мир как Универсум не является и не може

    Проблема отсутствия реальных переходных форм
    Эволюция видов предполагает стихийное постепенное изменение органов животных, предполагающее сосуществование в «переходных» органах как «старых», так и «новых» признаков (например, эволюционный пер

    Проблема взаимоисключающих критериев естественного отбора
    Чаще всего такие критерии признаки, как яркий окрас, сложность, наличие особых технических приспособлений (все это – признаки, предназначенные для отпугивания врагов) не совмещаются у представителе

    Принцип развития
    Эволюционизм утверждает метафизическую идею линейности развития. Из развития изымается его противоречивость, согласно чему в формировании видов абсолютизируется их изменчивость (без учета устойчиво

    Креационная теория и ее диалектические основания
    Креационизм – это научная теория, основанная на религиозной идее сотворения мира Богом. Долгое время креационизм отвергался научным сообществом, что было обусловлено, во-первых, господством в научн

    Основные принципы креационизма, как диалектической теории в натурфилософии
    Согласно принципу единства бытия, материальный мир в своей мере един с Богом и отделен от Него (см. материал по диалектическому сущностному подходу). Мир, как символический образ явлений Бога – это


    1. Человек – это родовая категория, указывающая на один из родов живых существ, обитающих на Земле. Этот род в научной терминологии именуется "homo sapiens" - «человек ра

    Социально-ипостасная сущность личности
    Личность, как единство ипостасного и социального начал проявляет себя в двух векторах. «Я» изначально стремится к себе, к самопознанию, но также изначально стремится и к обществу, к общению, к восп

    Структура личности
    4. Основные принципы отечественной философской антропологии. Свобода личности является важнейшим условием реализации ее духовного потенциала. Но само понятие свободы является по сути пробл

    Структура личности
    Существует несколько теорий, раскрывающих структуру личности. В византийской диалектике за основу была взята идея трехчастного строения личности, согласно которой последняя предстает как единство т

    Основные принципы отечественной философской антропологии
    Отечественная философская антропология ориентирована на идею совершенной личности, которая разрабатывалась в русской философии еще с древних времен. Изложению данной идеи можно посвятить не одну ле

    Расскажите о структуре личности
    4.Каковы основные принципы отечественной философской антропологии? 5. Покажите проявления свободы в рамках мировоззрения представителей западной культуры. 6. В чём состоит принцип

    Основные сферы жизни общества
    В обществе осуществляются различные по своему характеру виды деятельности. В результате складываются соответствующие сферы жизни общества – духовная, социальная, экономическая, политическая.

    Роль природной среды в жизни общества
    Природная среда – естественное условие жизни общества. «История Земли и история человечества – это две главы одного романа», писал А. И. Герцен. Общество в своей мере является частью более обш

    Типы общества
    Дискуссия о различении типов общества имеет многовековую историю. Так, уже в социально-философских трудах Аристотеля была обоснована основная идея коллективистского общества. Суть этой идеи заключа

    Принципы индивидуалистической социальности
    Основные принципы индивидуалистической социальности: индивидуализм (отрицание всеобщей связи социальных явлений), свобода, плюрализм, равенство, стихийность, социальный атомизм, сознательность, огр

    Основные определения жизни общества индивидуалистического типа
    Принципы социальности индивидуалистического типа формируют основные определения жизни общества индивидуалистического типа– (конкретные проявления в обществе принципов его социальности) (см. с. 7).

    Принципы коллективистской социальности
    Таковыми являются принципы: коллективизма (всеобщей связи социальных явлений) и совершенствования общественных отношений. Принцип коллективизма. Теоретизация принципа колл

    Основные определения жизни общества коллективистского типа
    Принципы социальности коллективистского типа формируют основные определения жизни общества коллективистского типа (конкретные проявления в обществе принципов его социальности). Тип

    Библиографический список
    Основной 1. Мананникова, Е.Н. Философия: учебное пособие / Е.Н. Мананникова. М.: Дашков и Кº, 2008, – 302 с. 2. Медова, А.А. Философия. Введение в философию / А.А. Мед

    Тема 2. Занятие 1. Вопрос 4

    Понятие движения и покоя. Основные формы движения,их взаимосвязь и качественная специфика.

    При всей ограниченности взглядов на сущность материи филосо-

    фов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что призна-

    вали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первич-

    ной субстанции - воды - вели к образованию различных вещей; у Ге-

    раклита диалектична идея о вечных изменениях огня; Демокрит и дру-

    гие атомисты исходили из того, что атомы непрерывно движутся в

    Позднее, в условиях господства метафизических и механических

    воззрений в философии, хотя и поверхностно, но признавалась нераз-

    рывность материи и движения. Именно английский философ Д.Толанд в

    XIII в. высказал убеждение, что "движение есть способ существова-

    ния материи". Эта мысль была подхвачена и развита французскими ма-

    териалистами.

    Само понятие "движение", как и понятие "материя", есть абс-

    тракция. Нет движения как такового, а есть движение конкретных ма-

    териальных предметов.

    На основе развития частных наук, анализа философских идей

    своих предшественников создатели диалектико-материалистической фи-

    лософии углубили понимание сущности движения, его непрерывной свя-

    зи с материей, пространством и временем. Диалектический материа-

    лизм утверждает, что материя без движения так же немыслима, как и

    движение без материи.

    Философы, мыслящие метафизически, если они понимали движение

    как только механическое, видели причину движения во внешних обсто-

    ятельствах. На этой основе возникла идея первотолчка (Ньютон), ко-

    торая вполне могла совмещаться с признанием какой-то загадочной

    силы и даже с существованием бога.

    С точки зрения диалектического материализма причины движения

    материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противо-

    речивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и

    устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между ста-

    рым и новым, простым и сложным и т.д. Таким образом, движение есть

    результат внутренней активности материи, единство противоречий,

    есть ее самодвижение. Раздвоение единого на противоположности и

    борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи.

    Концепция самодвижения материи есть логический вывод из самой

    сущности диалектики, основными принципами которой являются принци-

    пы всеобщей связи и развития. Диалектико-материалистическая кон-

    цепция движения преодолевает механистическое и метафизическое по-

    нимание движения как только простого перемещения предметов друг

    относительно друга, как движение по замкнутому кругу с возвратом в

    исходное положение, как только чисто количественные или только ка-

    чественные изменения. С диалектико-материалистической точки зрения

    любой предмет, находящийся в состоянии покоя относительно одних

    тел, находится в движении по отношению к другим телам. Более того,

    внутри каждого предмета происходят непрерывные изменения и процес-

    сы, взаимодействия их внутренних частей (элементарных частиц,по-

    лей), переход частиц в поля и наоборот, что и является внутренней

    причиной их изменений, причиной того, что любая вещь в каждый мо-

    мент времени является той же и в то же время уже другой. Из ска-

    занного следует, что "движением называются всякие изменения и про-

    цессы во Вселенной, начиная от простого перемещения и кончая мыш-

    лением". И это бесконечный процесс, в этом суть, в этом основа и

    причина существования бесконечного многообразия вещей, объединяе-

    мых общим понятием "материя". Как видим, если предположить невоз-

    можным отсутствие движения, то материя представляла бы собой ли-

    шенную всякой определенности, мертвую, безжизненную, полностью ли-

    шенную активности массу. Именно благодаря движению материя диффе-

    ренцируется, происходит непрерывное возникновение и уничтожение

    всего многообразия предметов и явлений. Движение - способ сущест-

    вования материи, и, следовательно, быть, существовать значит быть

    вовлеченным в процесс изменения, в движение. А это значит, что

    движение абсолютно, как и материя. Но это не исключает признания

    относительности движения в различных конкретных случаях. Например,

    механическое движение одного предмета относительно другого или

    взаимопревращение конкретных элементарных частиц данного состояния

    по отношению к другому их состоянию. Так, аннигиляция электрона и

    позитрона ведет к появлению двух протонов. Здесь мы видим различие

    конечного результата по отношению к начальному состоянию элемен-

    тарных частиц.

    Признавая абсолютность движения, диалектический материализм

    не отрицает его противоположности - покоя. Под покоем понимается

    неизменность вещей, их стабильность, временное единство противопо-

    ложностей, равновесие, сохранение вещей и их состояний. Если дви-

    жение является причиной возникновения конкретных, качественно раз-

    личных вещей, то покой является причиной сохранения относительной

    устойчивости этих конкретных вещей,условием их существования. Если

    представить себе, что состояние покоя не существует, то всю мате-

    рию придется представить как нечто хаотичное, лишенное всякой оп-

    ределенности, качественно неразличимое. Таким образом, благодаря

    движению образуются конкретные качественно различные предметы, а

    благодаря состоянию покоя они существуют какое-то время в опреде-

    ленном состоянии и в известном месте. Например, Пи-мезон "живет"

    всего О,2 5. 01О 5-6 0 с. Это очень малое время, но в течение этого време-

    ни он остается самим собой. Таким образом, состояние покоя, состо-

    яние временного равновесия является, как и движение, необходимым

    условием дифференциации материи.

    Вместе с тем важно отметить, что сама возможность покоя, от-

    носительной устойчивости вещей определяется движением материи. Не

    было бы движения, не было бы и качественно различных предметов, не

    было бы и равновесия, стабильности и т.д., т.е. не было бы и по-

    коя. Это еще раз приводит к мысли, что "движение абсолютно, а по-

    кой относителен". И если можно в какой-то мере говорить об абсо-

    лютности покоя, то только в плане необходимости всеобщего времен-

    ного существования конкретных вещей.

    В отличие от механистического материализма, абсолютизирующего

    механистическую форму движения, распространяющего ее на любые ма-

    териальные образования, диалектический материализм, исходя из дос-

    тижений всей совокупности наук, рассматривает движение во всем

    многообразии его форм и во взаимопереходах последних. При этом

    важным является утверждение, что каждая форма движения имеет опре-

    деленного материального носителя.

    Впервые четкую классификацию основных форм движения, а через

    нее и классификацию наук дал Ф.Энгельс. Он выделил пять основных

    форм движения материи: механическую, физическую, химическую, био-

    логическую и социальную.

    Критерием выделения этих форм движения является связь каждой

    из них с определенными материальными носителями. Вместе с тем каж-

    дая основная форма характеризуется соответствующими законами,

    действующими на том или ином структурном уровне материи.

    простые. Более сложная форма движения не есть просто арифметичес-

    кая сумма более простых, а качественно новая, синтетичная форма

    движения.

    Энгельс выделил 5 основных форм движения:

    1. Механическая

    2. Физическая

    3. Химическая

    4. Биологическая

    5. Социальная

    Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более

    простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму

    движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множест-

    во видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая

    включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное,

    равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и

    Наиболее сложной формой движения является социальная, т.к.

    материальный носитель есть самый сложный вид материи - социальный.

    Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме

    отдельного человека. Так, сердце человека - это механическая дви-

    гатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто

    механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами

    высшей нервной деятельности человека. А жизнедеятельность организ-

    ма - условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда

    входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические из-

    менения, демографические процессы, развитие производительных сил и

    производственных отношений и другие изменения, определяемые зако-

    нами движения на социальном уровне материи.

    Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны

    переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения мате-

    рии и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и не-

    сотворимости материи и движения.

    Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инерт-

    ности - масса.

    Классификация основных форм движения материи, разработанная

    Энгельсом, опиралась на достижения наук XIX в. Оставаясь верной в

    принципиальном плане, она тем не менее должна быть уточнена и раз-

    вита в связи с развитием естественных и общественных наук.

    Развитие квантовой механики поставило вопрос об анализе новой

    основной формы движения - квантово-механической, которая, видимо,

    на сегодняшний день является простейшей. В развитие представлений

    об основных формах движения речь в настоящее время идет о геологи-

    ческой, космической формах движения, имеющих специфических матери-

    альных носителей, изучаемых современными науками - физикой, астро-

    физикой, геологией. Таким образом, развитие современной науки ве-

    дет к обогащению наших знаний об основных формах движения. К тому

    же сейчас возникает проблема уяснения природы особых биополей,

    "читаемых" экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно,становится

    насущной проблема дальнейшего развития учения о формах движения,

    считающихся пока загадочными и необъяснимыми. Так, подтверждаются

    догадки, сформулированные еще в начале ХХ в., что в природе будет

    открыто еще много диковинного. Все сказанное выше свидетельствует

    о том, что мир принципиально познаваем, хотя каждая ступень в раз-

    витии нашего познания расширяет область незнаемого, ставит новые

    проблемы.

    С попытками оторвать движение от материи выступали естествен-

    ники и философы, начиная с середины XIX в.

    Так, Освальд, пытаясь создать новое философское направление,

    сделал вывод, что первичной субстанцией, первоначалом всех веществ

    является энергия. Это направление в философии получило название

    "энергетизма". Против него выступили виднейшие физики и философы

    того времени, в частности, Планк, Лебедев и др.

    Гносеологические корни "энергетизма"- в абсолютизации движе-

    ния, энергии как меры движения, в их отрыве от материи.

    Другая крайность в философии состоит в попытке абсолютизации

    состояния покоя. В середине XIX в. известные ученые Томпсон и Кла-

    узиус открыли второй закон (второе начало) термодинамики, суть ко-

    торого состоит в том, что процесс передачи тепла от одного тела к

    другому необратим и всегда направлен от более теплого тела к более

    холодному.

    Исходя из этого закона, Клаузиус сделал вывод,что все виды

    энергии со временем превратятся в тепловую, а тепловая энергия, в

    силу указанного закона, равномерно рассеется во Вселенной, которую

    он представлял как замкнутую систему, и наступит общее энергети-

    ческое равновесие, прекратится движение и наступит абсолютный по-

    кой и "тепловая смерть" Вселенной.

    Против этой теории выступили Энгельс, физики Смолуховский,

    Больцман, Циолковский и др. Энгельс, рассуждая диалектически,счи-

    тал, что во Вселенной происходит непрерывный и вечный круговорот

    материи и энергии. Основываясь на качественной стороне закона сох-

    ранения и превращения энергии, он верил, что излученная в прост-

    ранстве теплота должна иметь возможность превращаться в другие

    формы движения. И это подтвердили работы советского академика

    В.Амбарцумяна, которые показали, что звезды не только остывают и

    гаснут, но и возникают вновь.

    Большой вклад в опровержение теории "тепловой смерти" Вселен-

    ной внес австрийский физик Больцман, установивший статистический

    характер второго закона термодинамики. Были открыты флуктуации,

    обратные процессам затухания во Вселенной. Циолковский высказал

    уверенность в вечной юности Вселенной. Развивая указанную теорию,

    советские физики И.П.Плоткин, К.П.Станюкович, Я.П.Терлецкий на ос-

    нове статистической физики доказывают, что наша Вселенная не явля-

    ется замкнутой системой и, следовательно, выводы Клаузиуса к ней

    неприменимы. Кроме того, Вселенная есть не только термодинамичес-

    кая система, но и гравитационная, мезонная, электронная и др. И

    этот ее многообразный статус обеспечивает взаимопереходы энергии,

    устраняя возможность одностороннего превращения всех видов энергии

    только в тепловую. Например, немецкий физик Нернст, допуская про-

    цесс, противоположный радиоактивному распаду, выразил уверенность,

    что Вселенная никогда не может стать мертвым кладбищем.

    И последний важный философский аргумент. Поскольку материя

    вечна и бесконечна, то в этой вечности бесконечное множество раз

    могло бы наступить состояние абсолютного покоя. А этого не прои-

    зошло. Таким образом, диалектико-материалистические воззрения не

    допускают возможности тепловой смерти Вселенной.

    В мире нет ничего, кроме движущейся материи, писал Ленин, и

    эта последняя движется в пространстве и времени.

    В разделе на вопрос что такое ПОКОЙ? это безразличие/любовь/просветление(хоть мне этот термин не нравится, тк он ни о чем)? что думаете? заданный автором No Name лучший ответ это термин действительно фонит, покой в покойницкой,
    вот на счет тишины есть некоторые интересные корреляции...
    но при условии, что что то в тишине,
    а что-то активно,
    в зависимости от субъектов которые в тишине или которые активны, могут быть много значений термина,
    но покой, это действительно жуткий термин
    4ek puk
    Мыслитель
    (6461)
    в четыре утра сужается не набор терминов, а увеличивается количество тишины,
    это время, когда термины мало отражают суть, потому что существо которое их использует, все глубже погружено в тишину,а та часть его(существа), которая все еще активна, с помощью этих терминов только поддерживает иллюзию активности существа в целом

    Ответ от Добросовестный [гуру]
    наверное мудрость.


    Ответ от +=- [гуру]
    Покой имеет весь спектр мира, а по сему может быть очень разным. Возможно, покой - отражение ваших достижений или, напротив, не нереализованности. Мне кажется, что высшая "планка" покоя - умиротворение.


    Ответ от Прослушать [гуру]
    это состояние, прежде всего физическое. В физике, кажется, должно быть определение. Вот такое, допустим: "изменение положения материальной частицы в 4-мерном пространстве в ходе расширения Вселенной, при котором её мировая линия прямолинейна и направлена строго по радиусу, то есть вдоль вектора абсолютного времени. Угловое положение материальной частицы на 3-мерной гиперповерхности 4-сферы при этом не меняется".
    Вы задали вопрос в философии, насколько я сейчас могу вспомнить в философии обычно покой - это противоположность движению. Хотя определение покоя будет зависить, как вы понимаете, от философской системы или учения. Можно и как энергию рассматривать и как движение, и как состояние вещества, то есть определение термина будет меняться в зависимости от заданных координат, относительно чего вы будете рассматривать это состояние.
    Вы пользуетесь психологическими точками - безразличие - любовь - просветление - в психологии тот же метод, покой - состояние не реагирования, состояние без рефлексии, ответной реакции. Как нибудь так.


    Ответ от Невропатолог [активный]
    на самом деле это чувство... а покой это слово, придуманное выразить это чувство, его не измерить.. и не описать.. его можно только чувствовать...