Обереги и амулеты

Ы имеет ли звук. Буква ы, обозначающая гласный звук. Нахождение звука «ы» в словах

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Уточнить с ребенком последовательность элементов автоматизированных речевых рядов.

2. Учить различать гласные звуки по силе голоса (тихо — громко).

3. Научить правильно произносить звук [Ы], выделять его в середине и в конце слов.

4. Учить подбирать слово по первому заданному слогу.

5. Упражнять в образовании множественного числа существительных.

6. Учить анализировать и сравнивать слова.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Что за чем» (усвоение последовательности элементов автоматизированного ряда).

Взрослый выкладывает ряд цифр от 1 до 10 и предлагает ребенку ответить, какая цифра первая? последняя? перед цифрой 5? после 5? между 4 и 6? Сначала задание выполняется с опорой на карточки, а затем — без них.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Тихо — громко».

Взрослый произносит гласные звуки [А], [О], [У] тихо и громко, ребенок определяет, как взрослый произнес эти звуки. Затем взрослый просит ребенка произнести любой гласный звук тихо или громко.

Задание 3 . Знакомство со звуком [Ы].

Фонетические упражнения.

Медведь ревет: ыыыы... (произнести звук вслед за взрослым на плавном длительном выдохе).

Пароход плывет: ыыыы...; пароход приближается: ыыыЫЫЫЫ...; пароход удаляется: ЫЫЫЫыыыы...

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ы]:

Губки не напряжены;

Зубки разомкнуты;

Язычок отодвинут глубоко в ротик;

Горлышко «работает».

Взрослый объясняет ребенку, что звук [Ы] — гласный (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); знакомит ребенка с символом звука [Ы]: пароход гудит: ЫЫЫ..., и обозначением: красный кружок.

Задание 4 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ы]»:

а, у, ы, а, у, о, ы...; ым, ум, ...; ды, мы, ма...; сыр, мак, рог, дым, топоры, сумка...

Задание 5 . Взрослый предлагает ребенку выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых есть звук [Ы], голосом выделить звук в слове, определить место звука [Ы] в слове (середина, конец слова), используя карточку и красный кружок.

Задание 6 . Договорить последний слог в словах, назвать последний звук в них:

ТЫ: кус-..., мое-..., бол-..., ко-...;

ДЫ: са-..., хо-..., пло-..., ря-...

Задание 7 . Вместе со взрослым закончить слово: Мы... (-ло), лы... (-жи), сы... (-нок).

Задание 8. Дидактическое упражнение «Один — много» (образование множественного числа имен существительных).

Образовать слово по аналогии и ответить на вопрос: «Какой одинаковый последний звук появился во всех этих словах?»

двор — дворы, забор — ..., комар — ..., топор — ..., шар — ...

Задание 9 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Ы].

Задание 10 . Подобрать слова со звуком [Ы].

Задание 11 . Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворение и сказать, какое слово часто в нем слышится. Назвать второй звук в этом слове.

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.

Если б грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его наконец бы отмыло.

Я.Аким

Задание 12 . Вспомнить названия предметов со звуком [Ы].

Задание 13 . Выучить считалку:

Аты-баты, шли солдаты.

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты — три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты — это я.

Задание 14 . Знакомство с буквой Ы.

С палкой ходит буква Ы,

Ищет ягоды, грибы.

О. Гофман

На что похожа буква Ы? Игры с буквой.

Задание 15 . Анализ слов дом, дым: выкладывание схем слов из кружков, выкладывание слов из букв разрезной азбуки, сравнение слов (общее и различие), чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

Задание 16 Договорить предложения, выбрав подходящее по смыслу слово:

Из трубы идет... Строители построили новый... (дом, дым).


Слова с буквой Ы в середине слова : крыша, мышка, дым, дырка,
Буква Ы в конце слова : машины, шары, столы,

Загадки про букву Ы ()
Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква...

Эту букву знаешь ты?
Есть она в словах: "кроты",
"Бусы", "сыр" и в слове "мы".
Ты запомни букву...

Стихотворения про букву Ы () (ещё )
Вот топор.
Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы -
Все мы знать её должны.

А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.

В русском языке, увы,
Не бывает слов на "Ы".

Странный звук у буквы "Ы":
Он как "И", но твёрже "Ы".
Димку превращает в дЫмку,
Милу в мЫло, а рис - в рЫсь.
РЫсь, похожая на Тимку,
И скажу я рЫське - брЫсь!

Букве Ы не бЫть в начале,
Но и вЫ, и мЫ встречали
Букву ту, срЫвая рЫжик
И скользя на бЫстрЫх лЫжах

МЫ проходим букву "Ы" ,
В слове есть она "штанЫ",
В слове "дЫм" и в слове"бЫк",
К этой букве тЫ привЫк?

Эту букву знаешь ты?
Есть она в словах "кроты",
"Бусы", "сыр" и в слове "мы".
Ты запомни букву "Ы" !

МЫшки вЫшли из норЫ,
грЫзли сЫтнЫе сЫрЫ.
И конфетЫ и бобЫ,
И котлетЫ и грибЫ.

СЫтЫй ужин снился кошке:
СЫр дыЫрявый на окошке,
РЫбка жарилась в печи,
МЫшь прислала калачи.

Знаю я: бычок и мышка,
Мыло, дым, тычок, шары.
Выпь, лыжня, дыра, малышка…
Слов немало с буквой «Ы» .

Чистоговорки с буквой Ы
РЫ-РЫ-РЫ - съеду я горы.
ЫР-ЫР-ЫР - нашла мышка сыр.
ДЫ-ДЫ-ДЫ - вот стакан воды.
ЫД-ЫД-ЫД - жадиной быть - стыд.
МЫ-МЫ-МЫ - ждём уже зимы.
ЫМ-ЫМ-ЫМ - из трубы шёл дым.
НЫ-НЫ-НЫ - будем ждать весны.
ЫН-ЫН-ЫН - в огороде сын.

Скороговорки с буквой Ы ()
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Буква Ы купила мыло,
Им она посуду мыла.
Мыло мылилось и мыло,
Много сил у мыла было.

- Как ты думаешь, что мыла мылом буква Ы?
- Представь, что буква Ы потеряла палочку. В кого она тогда превратится?

Изображения буквы Ы


Поговорим с буквой Ы ()
- Что ты любишь кушать?
- Сыр.
- Каких животных ты знаешь?
- Мышь, крыса.
- Чем ты моешься дома?
- Мылом.
- Чем ты любишь заниматься?
- Прыжками, лыжами.
- Какие растения ты знаешь?
- Дыня, тыква.

Дефектология - звук [Ы].
Мой ребёнок не умел выговаривать звук [Ы]: у него что МИШКА, что МЫШКА - всё одинаково. Пыталась объяснить как ставить язык, но всё в пустую...

Покопавщись в интернете, я нашла несколько заметок про то, как помочь ребёнку - вот они:
1) широкая улыбка, при этом открыть рот широко (между верхними и нижними зубами щель около 2 см), спрятать кончик языка за верхние резцы и произносить звук ЫЫЫЫЫ.
2) Зажать ручку или карандаш зубами (не в рот положить, а поперёк между зубами держать, чтобы язык не поднимался вверх) и говорить "И". Когда ребёнок поймёт, где образуется звук "Ы", то сам сможет его произносить.
2а (другими словами): Пусть ребёнок улыбнётся, скажет "И". Потом берите карандаш или ложку и отодвигаете кончик языка назад. Язык при этом должен быть "бугром", а также показать на личном примере.
3) Надо попросить произнести сначала звук "И", затем попросить оттянуть язык назад, а спинку языка прижать книзу.
4) Чтобы ребёнок понял, как образуется звук "Ы", пусть говорит "КЫ-ГЫ-КЫ-ГЫ" - именно звук "Г" поможет языку отодвинуться назад.
5) Произносить долгое "Ууууууууу", а потом не меняя положения языка, поменять положение губ, растянув их в улыбку.
6) Произносить звук "Ммммммммм", потом открыть немного рот, растянув губы в небольшой улыбке - получится "мммммыыыыы".

У нас получилось!!! :) Теперь звук "Ы" есть, только надо чуть потренироваться несколько дней:) Наибольший результат дали упражнения №1, 5, 6. Упражнение №2 моему сынишке уж очень понравилось (ведь не каждый день мама разрешает брать карандаш в рот! :), но по-моему оно не дало того результата (или я не совсем правильно его делала).

Сказка про букву Ы ()

Однажды буквы стали играть в игру: каждая из них по очереди называла слова, которые с нее начинались. Проигрывала та буква, которая не могла назвать слово. Буквы твердый знак и мягкий знак играть отказались, сказав, что у них много дел и им некогда играть.

Остальные буквы играли много раз, и каждый раз проигравшей становилась буква Ы. Она не могла придумать ни одного слова, которое начиналось бы на нее.

Проиграв в очередной раз, буква Ы очень расстроилась и решила уйти из алфавита. Она сказала:

Нет ни одного слова, которое бы начиналось на букву Ы. Значит, я не нужна в алфавите, я уйду и никогда не вернусь.

Буквы стали ее уговаривать остаться, но Ы была непреклонна.

Что может убедить тебя вернуться? - тогда спросили буквы.

Михеева Маргарита Владимировна

МОУ «Райсеменовская СОШ»

Учитель начальных классов.

Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе.

Тип урока: ОНЗ (1-й урок)

Тема: Гласный звук [ы ], буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнение в чтении и письме.

(Учебник Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной «Моя любимая азбука», 1 класс)

Цели: Познакомить учащихся с гласным звуком [ы ], буквой ы; выполнять звуко-буквенный разбор слов, учить писать букву ы, учить читать слоги и слова с буквой ы. формировать навыки плавного чтения.

Развивать внимание, речь, фонематический слух, расширять кругозор, словарный запас учащихся; способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний.

Воспитывать уважение друг к другу, умение слушать и слышать другого человека.

Демонстрационный материал : картинки животных, буквы-«человечки», плакат с быквой ы, схемы слов.

ХОД УРОКА

    Организационный момент.

Подготовка артикуляционного аппарата к чтению. Фонетическая зарядка.

Как жужжит пчела, шмель? (Ж-ж-ж…)

Как звенит комарик? (З-з-з…)

Как пыхтит тесто? (Пых-пых-пых!)

- «Надуйте» воздушный шарик (Ф-ф-ф…)

Как шарик выпускает воздух (С-с-с…)

Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)

Проговорим скороговорку 3 раза с изменением силы голоса: шепотом, громче, совсем громко.

У Аг-ра-фе-ны и А-ри-ны

Растут ге-ор-ги-ны.

    Повторение пройденного.

1. Игра «Угадай звук».

Ребята, я буду показывать вам картинки, а вы должны определить, какой первый звук в слове, назвать его и показать с помощью кружка нужного цвета, какой он: гласный, согласный твердый или согласный мягкий.

(Гиря, иголка, апельсин, облако, парта, аист, тигр, работа, игра, пианино, горы)

Молодцы!

    Актуализация знаний.

Ребята, давайте проверим, как вы уже научились читать и прочитаем слоги на с. 42.

1-ый ряд читает первый столбик.

2-й ряд читает второй столбик.

3-й ряд читает третий столбик.

Все вместе читаем 4-й столбик.

Ребята, найдите слог, который образует слово, но здесь какая-то ошибка. Кто заметил?

Что можно сказать о согласных в четвертом столбике? (Они мягкие, т.к. после согласной стоит гласный [и].

    Определение темы и целей урока.

1 .Знакомство со звуком [ы].

Почему звуки-человечки взялись за руки?

Дайте характеристику этим звукам. (Это гласные звуки, могут быть ударными и безударными)

А знаем ли мы, для какого звука оставлено место? А хотим узнать?

-Откройте Букварь на с.44.

- Отгадайте загадку.

Желтый, круглый,

Весь из дыр

Любят мыши

Вкусный …(сыр)

Сколько гласных в этом слове? Какой это звук? (Один [ы].)

В какой части слова он находится?

- Ребята, а мы с вами знакомы со звуком [ы]?

- А хотите ли вы с ним познакомиться и научиться обозначать его на письме?

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Сколько слогов в этом слове? Почему?

Будем ли обозначать ударный слог? Почему?

Дайте характеристику каждому звуку.

    Знакомство с новым материалом .

Отгадайте следующую загадку.

Ну и кошка

Вот так кошка

Даже страх берет немножко

И у этой кисочки

На ушах по кисточке. (Рысь)

Сколько гласных звуков в этом слове? Какой?

Сколько слогов? Почему?

Сколько всего звуков в этом слове? Дайте характеристику каждому звуку.

Постройте схему этого слова. (Один ученик у доски, остальные в Букваре).

Найдите картинку, на которой изображены горы.

Сколько гласных звуков в слове горы?(Два) Какие? ([о], [ы].)

Обозначьте их на схеме.

Сколько слогов в слове? (Два) Разделите слово на слоги.

Какой слог ударный? (го – ударный, ры – безударный)

- Что вы можете сказать о звуке [ы] в словах сыр и горы. (В первом слове он ударный, а во втором безударный.)

Дайте характеристику звуку [ы]. (Звук [ы] – гласный, может быть ударным и безударным)

Раскрасьте звук-«человечка» в Букваре.

Какой звук –человечек будет четвертым? (гласный [ы])

2. Знакомство с буквой ы.

Звук [ы] обозначается буквой ы. (Плакат)

Рассмотрите печатную и строчную букву ы.

Что напоминает буква ы?

Вот топор, полено рядом-

Получилось то, что надо.

Получилась буква ы.

Все мы знать её должны.

Хотите научиться её печатать?

- Откройте тетрадь для печатания с.11. Напечатайте 5 букв ы . (ыыыыы)

Ребята, на схемах слов сыр, горы, рысь обозначьте звук [ы] буквой ы.

Рассмотрите следующую картинку. Что это? (тыква).

Сколько гласных звуков в слове? (Два) Какие? ([ы], [а].) Обозначьте их на схеме.

Напечатайте эти звуки буквами.

Сколько слогов? Разделите слова на слоги.

Какой слог ударный?

Какой первый звук в этом слове? [т]. Дайте ему характеристику.

Обозначьте его звуком и буквой на схеме.

Какие еще звуки вы услышали в этом слове?([к], [в].)

Твердые они или мягкие? Какими кружками обозначим их на схеме? (синими).

Аналогично проводится слого-звуковой разбор слов: рыба, бусы, дыня, дырка .

(Составление схем слов: обозначение гласных звуков красным кружком, деление на слоги, постановка ударения, выделение знакомых согласных звуков, обозначение твердых согласных звуков синим кружком, а мягких – зеленым, обозначение звуков буквами).

Ребята, вы познакомились со звуком [ы], научились его печатать. Давайте научимся писать письменную букву ы .

3. Релаксация.

Какие это деревья? (Выставляются картинки дуба и березы). Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулачки. Сильный ветер едва-едва раскачивает дубы. Они стонут низким голосом «ы-ы-ы». А сейчас превратитесь в березы. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Березы поют высоким голосом «ы-ы-ы».

Ребята, попробуйте придумать слова, в которых есть звук [ы].

В какой части слова находится звук [ы]?

Попробуйте придумать слова, которые начинаются на звук [ы]. Получилось?

Мы услыхали от совы,

Что нету слов на букву ы.

Действительно, в русском языке нет слов на букву ы. Она может стоять в середине или в конце слова.

4. Написание буквы ы. Пропись с.12.

Давайте подготовим наши ручки к письму.

Пальчиковая гимнастика.

Заштрихуйте машинку с наклоном вправо цветом, какой вам больше всего нравится.

Посмотрите на табло.

Из скольких элементов состоит буква ы ? Какие это элементы?

Показ написания буквы учителем с комментированием.

Начинаем писать букву сверху. Сначала наклонную линию, чуть не доводя до строчки, закругляем, продолжаем закруглять до середины буквы, делаем совсем маленькую петлю, но так, чтобы она не касалась написанной части, а потом ведем линию вверх и пишем наклонную линию с нижним закруглением.

Обведите букву ы в воздухе.

Обведите букву ы в воздухе над табло.

Напишите букву ы на спинке друг у друга.

Напишите букву ы пальцем на ладошке.

Обведите букву ы на табло зеленой ручкой.

Рассмотрите первую строчку. Какие элементы здесь прописаны?

Обведите прямую с замкнутым закруглением зеленым цветом, а прямую с закруглением вправо синим цветом под счет.

Рассмотрите вторую строчку.

Какую закономерность можно проследить? (буква ы чередуется с двумя прямыми с наклоном вправо).

Зачем нам необходимо писать прямые с наклоном вправо?

Обведем их синей ручкой под счет. (Диктует ученик).

А теперь под счет обведем букву ы зеленым цветом. (Диктует учитель «раз и раз и» ).

Подчеркните самую правильную букву красным цветом.

Рассмотрите 3-ю строчку. Какие буквы чередуются? (ы , и )

Какие элементы одинаковые в этих словах?

Откуда начинаем писать эти буквы?

Пропишите самостоятельно букву и зеленой ручкой, букву ы – синей. (Учитель помогает ученикам). Подчеркните самую красивую букву ы и букву ы .

Обведем 4-ю строчку. Какую закономерность можно проследить? (буква ы чередуется с точкой). Обведите под счет. (Диктует ученик).

    Закрепление изученного материала.

5. Чтение слогов и слов с буквой ы.

А) Чтение слогов.

Ребята, прочитайте слоги про себя Букварь с.44.

га ги гы

па пи пы

та ти ты

ра ри ры

Прочитайте 1-й столбик. Попробуем договорить эти слоги до слов.

Прочитайте слоги во 2-м и 3- м столбике. Чем они различаются?

ы ? (Твердо).

Как читаются согласные звуки перед и ? (Мягко)

Б) Чтение слов.

Прочитайте первый столбик слов про себя.

Прочитайте первую пару слов. (Тропа – тропы)

Что такое тропа? (Небольшая дорога).

Чем различаются эти слова?

Какой буквой заканчивается слово, обозначающее один предмет? (Буквой а). Подчеркните ее красным цветом.

Первое слово обозначает один предмет, по- другому говорят, что оно стоит в единственном числе.

Какой буквой заканчивается слово, обозначающее много предметов? (Буквой ы). Подчеркните ее красным цветом.

Второе слово обозначает много предметов, по-другому говорят, что оно стоит во множественном числе.

Прочитайте вторую пару слов. (Гитара- гитары).

Чем различаются эти слова?

Какой буквой заканчивается слово, которое стоит в единственном числе? (Буквой а)

Какой буквой заканчивается слово, которое стоит во множественном числе? (Буквой ы)

Подчеркните их красным цветом.

Аналогично проводится работа с другими парами слов: парта-парты, рота-роты, рот-рты, игра-игры, торт-торты, порог –пороги.

Как правильно произносить слово торты? На какой слог падает ударение?

Какой буквой заканчивается слово пороги?

Как вы понимаете слово пороги? (Пороги возле дверей, пороги на реке)

Какой можно сделать вывод?

Какие буквы пишутся в словах, которые стоят во множественном числе?

(На конце слов во множественном числе может быть буква ы или и ).

6. Составление предложений по рисункам.

Каким одним словом можно подписать 1-й рисунок? (Тигр) 2-й рисунок? (Тигры)

Самостоятельно выделите гласные звуки, разделите слова на слоги, поставьте ударение.

Составьте предложение со словом тигры . ( Тигры выступают в цирке ).

7. Игра.

Давайте поиграем в игру «Чудесные превращения» и попробуем превратиться в разных зверей.

Дилы-дилы-дилы – повились …(крокодилы)

Дети изображают охотящегося крокодила.

Афы-афы-афы – жуют листики …(жирафы)

Дети тянутся вверх, изображая жирафов.

Ны-ны-ны – водой брызгают …(слоны).

Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются.

Яны-яны-яны – по веткам скачут …(обезьяны).

Дети изображают скачущих обезьян.

8. Написание слогов. Пропись с.12.

Прочитайте слог на 5- строчке? (ры)

Какие буквы входят в это сочетание?

Какое соединение букв в этом слоге? (Верхнее)

Пропишите букву р и соединение зеленой ручкой, а букву ы припишите синей ручкой.

Подчеркните самый красивый слог.

(Аналогично проводится работа со слогом пы, ты.)

На новой строчке пропишите самостоятельно слоги ры, пы, ты.

Почему согласные звуки в этих словах твердые?

Прочитайте слоги внизу на с.12.

Запишите слоги под мою диктовку .(Па, пы, ти, ро, га, ры)

Проверка.

    Итог урока.

Придумайте слова, в которых есть звук [ы].

Назовите гласные звуки.

Перед какими гласными согласные произносятся твердо, а перед какими мягко?

Какие гласные могут быть на конце слов во множественном числе? Приведите примеры.

    Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Букварь»

    О.В.Пронина. Пропись «Мои волшебные пальчики» ч.3.

    Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина Методические рекомендации для учителя «Уроки обучения грамоте»

Задание

Составьте звуковые схемы слов: шар, шары

Чем отличаются эти слова? (Количеством звуков)

Какой звук появился в слове "шары"?

Что это за звук? (Гласный) Докажите.

Задание

Задание

В названиях каких картинок нет звука [ы]?

Звук [ы] обозначается специальным значком-буквой "ы". Посмотрите, какая она

Смешно мальчишкам и девчонкам:
Проходят рядом толстый с тонким.
Они идут, не понимают,
Что букву ы напоминают.

Задание

Напечатайте в тетради букву «Ы».

Упражнение в слиянии звуков

[д] + [ы] = [ды]
[к] + [ы] = [кы]
[м] + [ы] = [мы]
[с] + [ы]= [сы]

Какой согласный слышится в этом слиянии звуков? (Твердый)
Звук [ы] произносится только после твердых согласных.
Нужно различать: при слиянии со звуком [и] - со¬гласный смягчается; при слиянии со звуком [ы] - согласный остается твердым.

Упражнение на развитие фонематического слуха.

Если услышите в слове звук [ы], хлопните в ладоши.

Я нырну на глубину,
В гости к рыбам загляну!
Только жаль, на глубине
Ничего не слышно мне!

Задание

Назовите слова со звуком [ы]. Укажите, где он находится в слове:
Столы, рыба, дыня, сыр, зубы, лыжи, тысяча, тыква…
Запомните! В русском языке звук [ы] никогда не употребляется в начале слова.

Задание

Измените слово так, чтобы появился звук [ы]

Кран – краны
Лиса – лисы
Звезда – звезды
Гриб – грибы
Огурец - огурцы
Продолжите ряд таких слов.

Закрепление деления слов на слоги

Игра "Телеграф"

Я буду называть слова, а вы их по "телеграфу" передавайте в другой город.
Например: - В слове "папа" - 2 слога. Сколько раз нужно простучать? (2 раза)
Вы называете любое слово - ребенок должен суметь отстучать его по слогам:
Лы – жи; спорт; по – езд; снег; мед; са – мо – лет; ….

II вариант игры

Теперь я отстучу слово, но произносить буду только первый слог, остальные - стучать. А вы угадайте, что это за слово.
Сум – (ка); мя – (чик); цве – (ток); те – (ле – фон); во – (ро – бей); гра – (ни – ца).

Игра "Говори - не задерживай"

Дети должны стать, образовав круг. Один из них первым говорит какое-нибудь слово (громко и по слогам). Рядом стоящий должен сказать слово, начинающееся с последнего слога только что произнесенного слова. Он так же проговаривает свое слово громко по слогам, чтобы следующий мог легко выделить самый последний слог и подобрать свое слово, начинающееся с этого слога. Например, первый ребенок произнес слово "ваза", следующий по кругу говорит слово "задача", следующий "часы" и т. д. Если кто-либо из детей не может быстро назвать слово, слишком долго думает, повторяет уже названное или ошибается, он должен выйти из круга (или отдать фант). Постепенно круг играющих сужается.

Игра "Угадай слово по его схеме"

Конспект занятия

  • Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [и], [ы] (сравнение, различение, правильное произношение в слогах, словах, фразах);
  • Совершенствовать навыки звукового анализа слов;
  • Развивать слуховое восприятие;
  • Образовывать множественное число существительных с окончаниями
  • Обогащать и активизировать словарный запас;
  • Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Оборудование:

  • Настольные зеркала;
  • Предметные картинки на различаемые звуки;
  • Комплект предметных картинок (существительные в ед. и множ. числе).
  • Пособие для обучения чтению-«домики»;
  • Картинки- схемы слов;
  • Буквы И, Ы;
  • Пособие «Часы»;
  • Картинки, выполненные пунктиром.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети сидят на ковре полукругом.

Логопед Ребята, сегодня у нас будет интересное занятие, к нам придут гости, будем выполнять много разных заданий.

Выходят дети. Мальчик одет в костюм мишки Миши. У девочки костюм мышки Мыши.

Логопед:

Как-то рано поутру

Мышка Мыша шла в нору.

Мышка пела еле слышно

Песню тихую свою.

Мышка Мыша:

Я маленькая мышка

Люблю я сыр и пышки.

А кошки и коты

Желают нам беды.

Логопед:

А на встречу ей медведь:

Мишка Миша:

— Мышка, хватит грустно петь.

Я Мишка Миша, вот дела,

Сорока вести принесла:

У деток в садике урок,

Пойдем-ка вместе,

Будет впрок.

Посмотрим на занятие

И всем дадим задание.

Логопед:

Мишка с Мишей к нам пришли

И задания принесли.

Мишка Миша:

-Кто подскажет нам, друзья,

Что за звук услышал я?

Логопед:

Внимательно послушайте слова и назовите, гласный звук в середине слова:

кит, сын, мир, сыр, пыль, мил, выл.

Какие гласные звуки вы услышали? ([ы,и])

Мышка Мыша:

Вот ребята, молодцы,

Справились с заданием.

Но совсем мы не хотим

Сказать вам: « До свидания!»

На уроке посидим,

На ребяток поглядим.

Дети садятся на места. Мишка Миша и Мышка Мыша садятся с детьми за столы.

II. Постановка цели занятия.

Сегодня мы будем повторять звуки[ ы-и], учиться их различать. Уточняется характеристика этих звуков (гласные).

1. Сравнение и правильное произнесение звуков [и] и [ы].

Произнесём все вместе звук[ и]. Посмотрите в зеркала и скажите, в каком положении находится язык и губы?

Язык у нижних зубов, губки улыбаются

А теперь произнесём звук[ ы]. В каком положении находятся язык и губы?

Язык оттягивается от зубов, губки округляются.

2. Угадывание звуков[ ы-и] по беззвучной артикуляции.

Я буду показывать артикуляцию разных звуков. Если вы увидите артикуляцию звука [и ]– хлопните в ладоши, а звука [ы] – топните ногой.

3.Упражнение «Просмотри и назови»

Дифференциация звуков по схеме артикуляции.

На доске вывешена схема чередования звуков[ и-ы]

Логопед указывает на смайл, а дети произносят нужный звук.

4. Игра «Эхо». Произнесение слогов со звуками [и] и [ы] .

В игре участвуют две команды. Команда Мыши произносит слоги со звуком [ы], например пы, другая команда Миши отзывается, произнося слоги со звуком [и ] — пи.

Пы-пи мы-ми ты-ти кы-ки хы-хи

Задание усложняется. Вы должны заменить звук в середине слова.

Мыл-мил пыл-пил был-бил выл-вил ныл-Нил

5. Произнесение слов со звуками[ ы], [и].

Назовите картинки на доске. Выберите слова со звуком [и] –подарите их Мише, выберите картинки со звуком[ ы ]–подарите их Мыше.

Картинный материал: лимон, тыква, игла, весы, мыло.

III. Образование множественного числа существительных с окончаниями –и, -ы.

У логопеда картинки с существительными в единственном числе, у детей в конвертах картинки с существительными во множественном числе.

У меня на картинке один предмет, у вас- много. Я показываю картинку, называю предмет — кот. Отзывается тот, у кого много предметов.

Дети (показывая картинку) — коты

Назовите последний гласный в слове коты

Кот- коты жук- жуки

Бык- быки пингвин- пингвины

Дельфин- дельфины дыня- дыни

Банан- бананы ива- ивы

Мак- маки кит- киты

Хата- хаты муха- мухи

Конь- кони самолёт- самолёты

IV. Физминутка.

Выполнение движений с речевым сопровождением.

Пляшут Мышки-шалунишки,

Кто на вилке, кто на крышке.

Тише мышки, тиши мышки,

Не будите злого Мишку.

V.Звуковой анализ слов. Определение местоположения звуков[ ы],[ и] в словах по картинкам.

На столе карточки с картинками и схемой слова.

Назови картинку, определи, где в слове звучит[ и ]или [ы]. Положи нужную букву на схему слова (начало, середина, конец слова.)

И

Картинки: лимон, рыба, осы, бусы, коньки, тыква, липа, очки, санки, весы, гуси, плита, дубы, дым, тапки.

Звук [и ]может стоять в начале, середине, конце слова.

Звук [ы] только в середине или конце слова.

VI. Активизация словаря.

Логопед загадывает загадку:

Нет ног, а хожу.

Нет рта, а скажу.

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (часы)

Ребята, часы бывают разные (на доску вывешиваются картинки)

Если они висят на стене- это настенные часы.

Если они висят на башне- это башенные часы.

Если стоят на столе, это какие часы?

Настольные часы

Если их носят на руке?

Наручные часы

Есть часы, на которых время измеряют по солнцу – это солнечные часы

А есть часы, в которых время отсчитывает песок- это песочные часы.

VII. Чтение прямых и обратных слогов. Составление слов.

На доске картинки: маки, хаты, утки, коты, киты и слоги

Ребята, посмотрите, у нас на доске живут слоги. У каждого слога свой домик. Давайте их прочитаем. Но нашим слогам очень скучно жить одним в домике,

они хотят дружить с другими домами.

ма

ки

Слог ма дружит со слогом ки , посмотрите, какое слово получилось?

Слово маки

Правильно, это слово маки (слоги крепятся под картинку)

Сколько слогов в слове маки?

Два. Первый слог МА, второй слог КИ.

А что мы знаем про слог?

В каждом слоге есть гласный звук, он образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Аналогично дети составляют другие слова.

VIII. Подведение итога занятия.

На столе у детей картинки, выполненные пунктиром.

Что изображено у вас на картинках?

Дети

Ры ба, бы к, вафли , конфеты , ки т, ягоды , сы р, и ва.

Логопед

Определите позицию звука [и] или [ы] в слове. Дети определяют.

А теперь обведите их и подарите картинки со звуком [и ]–Мише, а со звуком [ы]- Мыше.

This entry was posted in . Bookmark the .