Расклады Таро

Эпистемическая модальность примеры. Деонтическая модальность. Использование модальностей в науках

Физическая модальность

Физическую модальность называют также онтологической, т.е. присущей бытию, и каузальной (основанной на причинно-следственных закономерностях).

Физически необходимо то, отрицание чего нарушает законы природы, т.е. невозможно физически.

Пример : Физически необходимо, что всё живое рождается и умирает.

Физически возможно высказывание, не противоречащее законам природы. При этом, если физически возможно как данное высказывание, так и его отрицание, то оно является физически случайным.

Примеры: Физически возможно, что Кутузов одержал победу при Малоярославце. Физически случайно, что наш дом построен на горе.

Физически невозможно высказывание, противоречащее природным законам.

Пример : Физически невозможно, что крокодил беззубый, а ёжик без иголок.

Правила взаимоотношений физических модальностей абсолютно аналогичны закономерностям логических модальностей. При этом, если сравнить логическую и физическую модальности между собой, то станет ясно, что самым широким модальным понятием является оператор "логически возможно" - за его пределами истин не существует. Значительно уже понятие "физически возможно" - оно ограничено законами нашего мира, т.е. всеми законами естественных наук. Объём физически необходимого ещё уже, это круг явлений и объектов, существующих реально. Самым узким модальным понятием является понятие "логически необходимо" - это только логические законы и всё, что из них необходимо следует. Очевидно, большая часть действительного мира живёт в рамках логически возможного, но за пределами логически необходимого.

Логическую и онтологическую модальности называют алетическими (от греческого "алетос" - не скрытый, истинный, прямой).

Эпистемическая модальность (от греч. "эпистема" - познание) выражает степень достоверности знания:

доказано то, что получило научное обоснование и практическое подтверждение.

Пример: Доказано, что сбалансированное питание благоприятно влияет на экстерьер собак;

проблематично то, что на данный момент может оказаться как истинным, так и ложным.

Пример: Вероятно, Россия - родина слонов;

опровергнуто означает, что доказано обратное (противоречащее данному).

Пример: Опровергнуто, что Сальери отравил Моцарта.

Отношения эпистемических модальностей аналогичны алетическим. Основные их законы:

Ничто не может быть доказанным и опровергнутым одновременно;

Что доказано, то не может быть проблематично, и наоборот;

Что проблематично, то не может быть опровергнуто, и наоборот;

- "знание проблематично" означает, что это знание не доказано и не опровергнуто, и наоборот.

Суждение как форма мышления содержит двоякого рода информацию – основную и дополнительную. Основная информация находит явное выражение в субъекте и предикате суждения, в логической связке и кванторах. Дополнительная информация относится к характеристике логического или фактического статуса суждения, к оценочным и другим его характеристикам. Такая информация называется модальностью суждения. Она может быть выражена отдельными словами, а может и не иметь явного выражения. В этом случае ее выявляют анализом контекста.

Модальность – это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о степени его обоснованности, логическом или фактическом статусе, о регулятивных, оценочных и других его характеристиках.

Эпистемическая (от греч. эпистема – высший тип достоверного знания) модальность это выраженная в суждении информация об основаниях его принятия и степени обоснованности. К таким основаниям относится вера и знание.

По эпистемическому статусу вера – это стихийное, некритическое принятие чужих мнений, истинных или ложных, прогрессивных или реакционных

Знание как логическое обоснование – это принятие суждения как истинного или ложного в силу его обоснованности другими суждениями, из которых принимаемое суждение логически вытекает как следствие.

По степени обоснованности среди знаний различают два непересекающихся класса суждений: достоверные и проблематичные.

1. Достоверные суждения – это достаточно обоснованные истинные или ложные суждения.

Их истинность или ложность устанавливается либо путем непосредственной проверки, либо опосредованно, когда суждение подтверждается эмпирическими или теоретическими положениями.

Достоверность относится к такой модальной характеристике суждения, которая, подобно понятиям истины и лжи, не изменяется по степеням. О двух высказываниях нельзя сказать, что одно из них «более достоверно», чем другое. В случае достаточной обоснованности суждения его считают доказанным, тем самым достоверным, т. е. истинным или ложным без изменения по степеням.

2. Проблематичные суждения – это суждения, которые нельзя считать достоверными в силу их недостаточной обоснованности. Поскольку истинность или ложность таких суждений точно не установлена, то они лишь претендуют быть таковыми. Отсюда и названия их: проблематичные, правдоподобные или вероятные.

В естественном языке показателями проблематичности суждения обычно служат вводные слова: по-видимому, вероятно, представляется, возможно, можно предположить и др.

В судебном исследовании в форме проблематичных суждений строятся версии (гипотезы) об обстоятельствах расследуемых дел. Будучи обоснованными, правдоподобные суждения направляют расследование по правильному руслу и способствуют установлению по каждому делу достоверных результатов.

Обоснованность проблематичных суждений может быть представлена в терминах теории вероятности.

Логическая вероятность суждения в этом случае означает степень его обоснованности.

Эпистемическая (греч. "эпистема" – в античной философии соответствует высшему типу несомненного, достоверного знания) модальность суждений – это выраженная в суждении информация об основаниях принятия и степени обоснованности знания.

Эпистемическая модальность характеризует степень достоверности знания. Она выражается с помощью слов "доказано", "не доказано", "опровергнуто" и им подобных. Различают две разновидности эпистемической модальности.

Первая – суждения, основанные на вере. Под верой в данном случае понимается убеждение, не получившее обоснование как знание. Символически: В(р), что означает: принимается на основе веры". Например: "Верю в существование Бога".

Вторая – суждения, основанные на знании. Например: "Автором романа в стихах "Евгений Онегин" является А. С. Пушкин". Символически: К(р) .

Знание – убеждение, основанное на истинности других исходных суждений.

Эпистемическая модальность выражается с помощью операторов:

V – доказуемо (верифицируемо);

F – опровержимо (фальсифицируемо);

Р – проблематично (правдоподобно, вероятно).

По степени обоснованности знаний различают два непересе– кающихся класса суждений.

1. Достоверные суждения – это достаточно обоснованные истинные или ложные суждения.

Модальность этих суждений выражается с помощью модальных операторов: доказанности (верифицируемости) – V и опровергнутости (фальсифицированности) – F. О любом достоверно установленном суждении можно говорить как о доказанном или верифицированном, т.е.

Например: "Доказано, что М. А. Шолохов является автором романа “Тихий Дон”".

2. Проблематичные суждения – это суждения, которые нельзя считать достоверными в силу их недостаточной обоснованности.

Для проблематичных суждений принято выражение: "S, по-видимому, есть Р". В естественном языке для обозначения проблематичности суждений используются вводные слова: "по-видимому", "вероятно", "возможно" и т.п. Например: "Возможно, завтра будет дождь".

Проблематичность суждения р выражается оператором Р, и выражение Рр читается так: "Вероятно, р".

Проблематичность суждения р выражается в терминах доказанности или опровергнутости, когда р не доказано и не опровергнуто:

Достоверность и проблематичность суждений играют важную роль в науке и практической деятельности. Например, в форме проблематичных суждений формулируются версии об обстоятельствах расследуемых дел, а требование доказанности предъявляется ко всем суждениям, с помощью которых описываются составы преступлений.

Анализируя суждения по эпистемической модальности, не следует подменять понятие логической или эмпирической достоверности понятиями "отсутствие сомнений" и "уверенность", относящимися в большей мере к психологической оценке достоверности суждения, поскольку, как и отсутствие сомнений и чувство уверенности в достоверности, суждения не всегда определяются рациональными, логическими основаниями, а могут возникнуть под влиянием и других внелогических факторов, которые не всегда явно осознаются и контролируются, например, различного рода интересов, пристрастий, субъективных склонностей, привычек и т.п. Как результат этого, желаемое может выдаваться за действительное.

Аксиологическая модальность

Аксиологическая (греч. "аксиос" – ценный и "логос" – понятие, учение) модальность – это выраженная в суждении информация об отношении человека к объекту с точки зрения определенной еистемы ценноетей.

Аксиологическая модальность выражает отношение человека к материальным и духовным ценностям. Она включает такие слова, как "хорошо", "плохо" и т.п. Например: "Хорошо, что я поступил учиться в Московский гуманитарный университет".

Аксиологическая модальность характеризует не реальные предметы, ситуации, признаки сами по себе, а отношение к ним субъекта.

Аксиологическая модальность бывает двух видов:

1) абсолютная , которая выражается модальными операторами:

G – хорошо;

I – аксиологически безразлично;

Н – плохо;

2) сравнительная , ее модальные операторы:

В – лучше;

S – равнодушно;

А – хуже.

Специалисту любой области современного общества приходится иметь дело с аксиологическими модальностями и выражающими их оценочными высказываниями (оценками). Например, экспертные оценки, оценочные высказывания в процессе характеристики подчиненных, учащихся, товаров, качества услуг и т.п. Например: "Медицинское обслуживание на сегодняшний день в России крайне низкого качества", "Хорошо, что Президент – мой близкий друг" и т.п.

Знание логической структуры оценки является полезным для установления надежности, адекватности предоставленных экспертных оценок.

Логическая структура оценки включает в себя следующие элементы (рис. 6.1):

1) субъект оценки – лицо, группа лиц, официальная организация, дающие оценку;


Рис. 6.1

  • 2) предмет оценки – та сторона объекта, которая выделена в качестве существенной в ходе оценки;
  • 3) основание оценки – информация о предмете, которой располагает субъект оценки. Например, в качестве основания оценки может выступать знание (теоретическое или фактическое), навыки владения методикой, техникой, методологией;
  • 4) характер оценки (хорошо, плохо, безразлично и т.п.).

Если оцениваемый признак имеет градации, то оценка может быть выражена как результат сравнения "равноценно", "лучше", "хуже".

Если же оцениваемый признак не имеет градации, то оценка производится по схеме. Например, А или ┐А, т.е. выбирается один из вариантов.

В ситуации, когда специалист получает две экспертные оценки одного и того же объекта – одну отрицательную, а другую – положительную, то следует проанализировать обе оценки с точки зрения выполнения следующих логических требований:

  • 1. Явным ли образом заданы все структурные элементы оценки (субъект, объект, предмет, основание, характер).
  • 2. Является ли основание оценки истинным и достаточным.
  • 3. Согласовываются ли все элементы оценки друг с другом и не вступают ли они в противоречие друг с другом.

Выполнение этих требований, как минимум, предполагает следующее:

  • а) основание оценки должно соответствовать ее предмету;
  • б) субъект оценки должен быть компетентным в той области, куда входят объект и предмет оценки, а также в той области, откуда заимствованы основания оценки;
  • в) оценка должна производиться на основе тех признаков, которые существенны в процессе оценки.

Если окажется, что предметы оценки разные (хотя объект исследования один), а основания, на которых строились оценки – разные, то оценки вовсе не исключают друг друга, а дополняют одна другую. Например, человека можно оценивать по профессиональным и личным качествам.

Оценки одного и того же объекта будут разные, но это не будет означать, что они (оценки) будут противоречить друг другу.

Эпистемическая модальность

Эпистемическая модальность - это выраженная в суждении информация об основаниях принятия и степени ᴇᴦο обоснованнос­ти.

Обмен информацией между людьми в процессе общения предпо­лагает отчетливое понимание оснований принятия или непринятия выраженных в высказываниях мнений, оценок, фактических данных и т.п. Принятие высказываний зависит от многих объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. Важнейшими среди них являются логические и внелогические факторы, предопределяю­щие два эпистемических типа суждений, различающихся основания­ми их принятия. Первый тип - это основанные на мнениях сужде­ния, выражающие веру; второй тип - логически обоснованные суж­дения, выражающие знание.

Вера. К нелогическим факторам, влияющим на принятие сужде­ний, относятся˸ мнение авторитетов, прагматический интерес, тра­диции, коллективное и индивидуальное внушение и другие. Подоб­ного рода воздействия могут приводить к некритическому принятию чужих мнений и формированию на их базе различного рода веро­ваний. По своей социальной направленности верования могут быть как прогрессивными (вера в правое дело), так и реакционными - различного рода националистические доктрины, религиозный фана­тизм и другие верования. По эпистемическому статусу вера - это стихийное, некритическое принятие чужих мнений, истинных или ложных, прогрессивных или реакционных.

Если модальным оператором В обозначить верование, т.е. приня­тие высказывания р без обоснования, то выражение В(р) будет озна­чать˸ ʼʼр принимается на базе верыʼʼ.

Знание. Фактор логического воздействия - это принятие суж­дения как истинного или ложного в силу ᴇᴦο обоснованности други­ми суждениями, из которых принимаемое суждение логически вы­текает как следствие. Характерная особенность рационально ориентированного познания - принятие лишь таких суждений, кото­рые опираются на достоверно установленный эмпирический или теоретический фундамент из проверенных суждений. Такого рода обоснованные суждения приобретают эпистемический статус зна­ний˸ К(р) , где К - модальный оператор, означающий ʼʼзнаниеʼʼ.

По степени обоснованности среди знаний различают два непере­секающихся класса суждений˸ достоверные и проблематичные.

1) Достоверные суждения - это достаточно обоснованные ис­тинные или ложные суждения. Их истинность или ложность уста­навливается либо путем непосредственной проверки, либо опосре­дованно, когда суждение подтверждается эмпирическими или тео­ретическими положениями.

Модальность таких суждений можно выразить с помощью двух операторов˸ доказанности (верифицированности) - V и опроверг­нутости (фальсифицированности) - F . Суждение р доказано, в случае если оно достаточно обосновано˸ Vp . Если достаточно обосновано отри­цание суждения, т.е. не-р , то такое суждение также считается дока­занным˸ V ùр . Например, доказано суждение ʼʼНеверно, что N при­нимал непосредственное участие в совершении преступленияʼʼ, в случае если установлено алиби, т.е. факт пребывания N во время совершения преступления в другом месте.

Таким образом, о любом достоверно установленном суждении можно говорить как о доказанном, или верифицированном, т.е. Vp v V ù р .

Эпистемическая модальность - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Эпистемическая модальность" 2015, 2017-2018.

ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ.

Этот тип модальности - выраженная в суждении информация о характере принятия и степени обоснованности знания. Это характеристики наших знаний. Данная модальность выражается в терминах "доказано", "опровергнуто", "не доказано и не опровергнуто", "знает", "верит", "убежден", "сомневается". Название эпистемической модальности происходит от греческого "эпистема", означавшего в античной философии высший тип несомненного, достоверного знания. Мы можем принимать знания некритически, на основе веры ("Верю, что бывают синие коты" или "Отвергаю то, что марсиане прилетали на Землю"), или принимать их только на основе знания ("Доказано, что все люди смертны" и "Доказано, что все люди не являются смертными").

ДЕОНТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ.

Данный тип модальности - выраженное в суждении побуждение людей к конкретным действиям в форме совета, пожелания, команды, правила поведения или приказа. Другими словами, это характеристики действий и поступков людей в обществе. Данная модальность выражается в терминах "обязательно", "разрешено", "запрещено", "безразлично" (аналог алетической модальности "случайно"). К деонтическим относятся высказывания типа "Запрещается переходить улицу на красный свет", "Курить в аудитории не разрешается". К деонтическим относятся различного рода нормативные высказывания, в том числе и нормы права, т. е. официально принятые общеобязательные правила поведения, регулирующие правовые отношения в социальной среде.