Нумерология

Народный праздничный костюм. Открытый урок изобразительного искусства. Тема: Народный праздничный костюм.5 класс Урок изо народный костюм головной убор

МОУ Хайтинская ООШ

Открытый урок

изобразительного искусства

Тема: Народный праздничный костюм.

Учитель ИЗО:

Тема: «Народный праздничный костюм».

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Образовательная :

Раскрыть:

Народный праздничный костюм как целостный художественный образ;

Северорусский и южнорусский комплекс одежды;

Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России;

Цель которой, создание русского праздничного костюма.

Вы сейчас попробуете изобразить русский праздничный костюм, выполнить работу в цвете, не забывая об основных цветах и мотивах вышивки.

Этапы работы:

Выбрать вариант костюма;

Построить общую форму костюма;

Наметить места украшений и орнамента;

Определить колорит (цвет) костюма;

Выполнить в цвете работу.

И так ребята, приступаем к работе.

Во время работы, вы услышите записи фольклорного коллектива

«Ладушка», которые как и вы создавали праздничные костюмы и напевали эти душевные песни.

(Звучит мелодия народного фольклора).

IV . Итог урока.

Ребята, сегодня мы рассматривали северный и южный праздничный костюм русского народа.

Какие элементы костюма отнесём к северному рус. нар. костюму?

(Рубаха, сарафан, епанечка, душегрея)

Перечислите элементы южного костюма? (Рубаха, понёва, передник)

Таким образом, сегодня мы прикоснулись к нашей культуре, традициям русского народа, ведь в праздничном костюме отражалась широта души, сила воли, красота, целостность мира, нерасторжимость земного и небесного в образе строе народной праздничной одежды.

V . Рефлексия

1.Что было самым интересном на уроке?

2.Продолжите фразу: «Самым трудным на уроке было тогда когда…».

Спасибо за работу. Оценки за урок.

VI . Домашнее здание: Закончить работы в цвете.

МБОУ «Селиховская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок Изобразительного искусства Тема: Народный праздничный костюм 5класс

Учитель ИЗО:Ильющенко О.Д

2014г

Тема: «Народный праздничный костюм».

Цель: Образовательная : Раскрыть: - народный праздничный костюм как целостный художественный образ; - северорусский и южнорусский комплекс одежды; - разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России; - форму и декор женских головных уборов; выражение идеи целостности мира, нерасторжимости земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Развивающая: продолжить формирование умений и навыков выполнения эскизов праздничного костюма разных регионов и народов России с использованием различных техник и материалов Воспитательная: формировать у учащихся эстетический и художественный вкус, воспитывать уважение и любовь к народным традициям.

Оборудование (материалы: бумага, краски, карандаши, ластик); обучающая презентация, видеофильм «Женщина в народном костюме».

Ход урока.

Приветствие.

Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. - Я желаю всем нам хорошего урока!
    2. Сообщение темы и цели урока
На этой ноте мы начинаем наш урок. Сегодня мы продолжаем работать по разделу «Древние корни народного искусства», наш урок изучения нового материала посвящен теме: «Народный праздничный костюм». Цель нашего урока - Раскрыть составные элементы праздничного костюма; увидеть разнообразные формы украшений, декора головных уборов, прикоснуться к истории нашей Родины, родного села, почувствовать красоту и широту родного края, нашей России.
    3. Изложение нового материала.
I. Актуализация знаний.

Учитель: - Дети! Вы любите надевать красивую одежду?

В класс входит ученица, одетая в русский народный костюм.

Учитель: - Костюм, какого народа представлен на нашей помощнице?

Учитель: Ваши прабабушки и прадедушки тоже щеголяли в народном одеянии. Жизнь крестьян была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то этап нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились.

Праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями, которых, как правило, не было в повседневной одежде. Увидеть все красоту праздничного русского костюма нам поможет сегодня компьютерная презентация. У многих народов старинные праздничные одежды имели трехъярусный строй украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

Мы носим на голове кепки, береты, шляпы. А в стародавние времена женщины носили кокошники, сороки, накрывая их сверху платками. Состояли эти головные уборы из 2-5 элементов и весили порой несколько десятков килограммов.
Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.

Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами.

А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: “Девичья коса – всему миру краса”. Отсюда и различия: у девушек легкие воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.

Одежда девушки средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки, а в холодную погоду и душегреи.

Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. В Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской, Ярославской областях были распространены сочетания белой основы с красным узором.

В течении нескольких столетий складывалась традиция создания и ношения тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены как к климатическим условиям, так и для передачи определенной информации об их обладателях. Для России в целом характерны 2 типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объемная понева.

Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол.

Считалось, что чем богаче украшена рубаха. Тем счастливее ее владелица. Касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.

Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно-подводный мир.

Учитель: Какие формы орнамента вам известны? Где они применяются?

Ответы учеников:

Орнаменты классифицируются по трем формам: центрический, ленточный и сетчатый .


Центрическим орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Такой орнамент применяют для украшений скатертей, салфеток, тарелок, окон и других рамок.

Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, пояса, головной повязки.

Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи.

Учитель: Какие цвета преобладали в народном орнаменте и каково их значение?

Ответы учеников: В вышивке преобладал белый, красный, черный, желтый, коричневый цвета. Иногда нежный синий и натуральный зеленый.

Белый цвет в народных представлениях связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.

Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. _ А сейчас мы посмотрим интересный видеофильм. В нём вы увидите картины великих художников, которые изображали красоту народного костюма. Видеофильм «Женщина в народном костюме».

    4. Практическая работа.
А теперь, перейдем к практической работе. Цель которой, создание русского праздничного костюма. Вы сейчас попробуете изобразить русский праздничный костюм, выполнить работу в цвете, не забывая об основных цветах и мотивах вышивки. Этапы работы: - выбрать вариант костюма; - построить общую форму костюма; - наметить места украшений и орнамента; - определить колорит (цвет) костюма; - выполнить в цвете работу. И так ребята, приступаем к работе.
    5. Закрепление знаний.

Игра “Ромашка” на узнавание понравившегося элемента костюма. Помощница держит цветок в форме ромашки с отрывными лепестками, на которых написано название элементов русского народного костюма. Желающие учащиеся по очереди отрывают лепестки и отвечают на вопрос.

    6. Рефлексия

1.Что было самым интересном на уроке?

2.Продолжите фразу: «Самым трудным на уроке было тогда когда…».

Спасибо за работу. Оценки за урок.

    7. Домашнее здание: Закончить работу в цвете.

Тип урока: Народный праздничный костюм. 5 кл.

Цели:

    ознакомить учащихся с элементами и декором народного костюма;

    способствовать приобщению учащихся к миру духовно-нравственных, эстетических и художественных ценностей через изучение народного костюма и традиций на Руси;

    воспитывать уважение к русскому народу и развивать чувство патриотизма.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерные слайды “Народный костюм на Руси”, оснащение рабочих мест учащихся.

Словарь: орнамент, косоворотка, сарафан, юбка-понёва, венец, кокошник, кичка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Сегодня мы поговорим о народном костюме на Руси. Знаете ли вы, что носили ваши предки?

“По одёжке встречают…” – эта поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, какое положение занимает. Такая “визитная карточка” позволяла сразу решить, как себя вести с незнакомцем и чего от него ждать.

Сейчас мы не пашем, не сеем, не прядем, не ткем, почти не вышиваем и не шьем. Ушла старинная традиция ручного творческого труда. Чаще всего мы надеваем то, что покупаем в магазине. А ведь нам от наших предков досталось огромное наследство, сделанное их руками. Оно копилось веками, и вкладывали русские люди в него не только свой труд, но и душу, свои мечты, надежды, радости и горести. Национальные костюмы создавались многими поколениями людей. Русский народный костюм привлекает нас своей простотой и мудростью, богатой отделкой, цветным орнаментом, интересными деталями. У каждого узора и покроя есть своя история. Это делает русский костюм уникальным.

Познакомимся поближе с этим видом народного творчества и проследим, как сохраняются национальные традиции в одежде в наше время.

III. Изучение нового материала

Вспомним фольклорный и поэтический образ русской красавицы. В каком костюме вы её представляете?

Русский женский костюм был очень красочным и многообразным. Для того чтобы создать такой костюм, требовалось большое мастерство. Оно включало в себя крой и шитье, плетение кружев и вышивку. Мастер должен был владеть и ткацким ремеслом: пояса и рукава большинства русских костюмов ткали. Такое платье носилось не месяцы, а годы. Отдельные черты отличали костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась и по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров). Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия “красный” и “красивый” были в народном представлении однозначны.

Как вы думаете, из каких же основных элементов состоит традиционный народный костюм на Руси?

Конечно же, основными элементами традиционного костюма являются: рубаха, сарафан или юбка-понёва, пояс и головной убор.

Все детали костюма имели определенный смысл, закрепленный в традиции. Прежде всего, русский женский костюм не должен был подчеркивать формы тела: каждая женщина в нем была красавицей, статной и дородной. Сарафан был одеждой женщин всех сословий России вплоть до 40-х годов XX века, он подчеркивал красоту и стать русской женщины, такое богатство она “несла”, плывя, словно лебедушка. Отсюда походка, манера и стиль.

Женщины носили сарафан с передником, который защищал одежду от загрязнения и прикрывал ее неукрашенные части. Передник - запона или занавеска дополнял одежду крестьянки и являлся самой декоративной и богато украшенной частью женского русского

костюма. Его обычно делали из холста и украшали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами.

Под сарафаном носили белую длинную рубаху из холста или из шёлка. Летом рубаха нередко служила единственной одеждой девушек. Подол женской рубахи и юбка-понёва часто украшались тканым или вышитым орнаментом, содержащим древние идеограммы земли, засеянного поля – веточки, цветы, условные изображения растений. Все эти узоры выражают идею земли, плодоносящей почвы. В холодно время года на сарафан надевали теплую длинную или короткую телогрею или душегрею.

Ещё одной важной частью женского костюма был головной убор. Он являлся своеобразной визитной карточкой. По нему можно было узнать, из какой местности его владелица, ее возраст, семейное положение и социальную принадлежность. Почти каждая губерния (а иногда и уезд) имела свойственные только ей формы головных уборов. Как известно, головные уборы замужних женщин отличались от головных уборов девушек. Считалось, что волосы замужней женщины обладают магической силой, и их нельзя носить непокрытыми. Отсюда и пошло выражение “опростоволоситься” – оказаться на людях с непокрытыми волосами, т.е. в неловком положении. Головной убор был символом плодородия и силы. Обычно он состоял из нескольких частей (число деталей доходило до 12) и весил до 5 кг. Три основные из них: налобная часть – кичка с рогами или гладкая; чехол из кумача, бархата или ситца – “сорока” ; полотнище сзади – “позатылень” . Девичьи головные уборы, в отличие от женских, оставляли открытыми волосы – символ красоты, невинности, брачных возможностей. В день венчания девушке надевали “сороку” (в распластанном виде этот головной убор напоминает птицу с длинным хвостом, отсюда название).

Не менее важной частью костюма был пояс. Пояс был не просто деталью одежды, подбирающей рубаху, или сарафан. Он играл роль оберега. При его изготовлении мастерицы шептали специальные заговоры, которые передавались изустно на протяжении веков. Пояса бывали вязаными, ткаными и вышитыми. Русские люди носили обычно несколько поясов. Один надевался прямо на голое тело под одежду, на нем вышивали слова молитвы. Второй пояс надевали поверх одежды. Женщины завязывали его под грудью, двойным узлом с левой стороны. На пояс подвешивали кошельки, ключи и другие мелкие предметы, ведь карманов на сарафане не было – их изобрели гораздо позже. Ходить без пояса считалось недопустимым – так, о человеке, который ведет себя неподобающим образом, говорят, что он “распоясался”.

Русский мужской костюм также имел свои особенности. Главной частью мужского костюма была рубаха-косоворотка с воротником-стойкой или без него. Косовороткой она называлась потому, что разрез воротника был не посредине груди, а сбоку - косой.

Рубаху шили обычно из домотканого белого холста. Иногда холст красили в синий или красный цвет. Белую же рубаху украшали красивой вышивкой - по низу рукавов, рубахи, по вороту. Рубаху подпоясывали длинным шерстяным цветным поясом.

Штаны были неширокими, из крашенного в синий или черный цвет холста. Праздничные штаны часто бывали в полоску. Штаны заправляли в сапоги или онучи с лаптями.

Давайте рассмотрим с вами виды орнамента, которые наши предки использовали при украшении своих костюмов. Слово “орнамент” чаще всего понимается, как узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Он является частью декорируемого предмета и отражает художественный стиль своего времени.

Для украшения своих костюмов наши предки использовали следующие виды орнамента: растительный, пейзажный, геометрический, символический и животный.

Создавая орнамент, люди во все времена обращались к природе, но не просто копировали её, а перерабатывали, стилизуя упрощали, сохраняя самое характерное.

Что же характерно, для указанных нами видов орнамента?

Растительные орнаменты состоят из стилизованных (упрощенных) цветов, листьев, бутонов, стебельков. Геометрические орнаменты состоят из разнообразных геометрических

фигур: треугольников, ромбов, квадратов, звезд и др. Главными объектами пейзажного орнамента являются природные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, иногда встречающиеся в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента. Животный орнамент основан на изображениях птиц и зверей, как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому. Образами символического орнамента являются символы или системы символов.

В наше время при создании самой модной одежды художники постоянно используют узоры народной вышивки и кружева, изготовленные мастерицами промыслов. Вы легко узнаете в костюмах наших элегантных современниц элементы той одежды, которую 200 лет тому назад носили наши прабабушки: сарафаны, рубашки, платки, душегрейки, сапоги и многое другое.

Эти славные вещи, вышивки, старинные рисунки ткани и кружева продолжают радовать нас, так как они по-прежнему удобны и приятны. В нашу жизнь они вносят ощущение радости и уюта, праздничности и домашнего тепла. Наверное, это происходит потому, что истинная красота не боится испытания временем.

IV. Практическая работа

Задание: выполнить эскиз русского народного костюма.

V. Закрепление пройденного материала

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с традиционными русскими народными костюмами, которые были удобными, практичными и красивыми.

VI. Подведение итогов

Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка.

Наш урок подошёл к концу. В заключение нашего урока мне хочется, чтобы прозвучал гимн всем женщинам России, которые во всех времена были прекрасными.

Они – рукодельницы,
Они – мастерицы,
Они вас накормят,
Напоят водицей.
Работают днем,
Вышивают, ткут ночью –
Мадонны России –
Славные дочери!

Материал из НГПУ им. К.Минина

Автор проекта

Предмет, класс

Изобразительное искусство 5 класс

Краткая аннотация проекта

В данном проекте мы раскроем составные элементы праздничного костюма; увидим разнообразные формы украшений, декора головных уборов, прикоснёмся к истории нашей Родины, родного села, почувствуем красоту и широту родного края, нашей России.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Надо ли помнить и уважать традиции и обычаи русского народа?

Проблемные вопросы

Какие особенности имел русский женский костюм?

Какие особенности имел русский мужской костюм?

Почему костюм стал праздничным?

Учебные вопросы

Из каких основных элементов состоит традиционный народный костюм на Руси?

Какие виды орнамента наши предки использовали при украшении своих костюмов?

По какому назначению различалась народная одежда?

Чем украшали праздничную одежду?

Какие головные уборы традиционного народного костюма вы знаете?

Какие ткани применялись при изготовлении народного костюма?

План проведения проекта

I этап- Знакомство с проектом, деление на группы,составление планов работы, распределение обязанностей в группе.

II этап- сбор и обработка информации.

III этап- оформление результатов исследования, промежуточные отчёты, самооценивание и взаимооценивание.

IV этап- защита работ, оценивание работ продуктов проектной деятельности по критериям, рефлексия.

Публикация преподавателя

Г. Муром Владимирская область
МБОУ СОШ №13
Снисар Г.Д. учитель I категории
Изобразительное искусство 5 класс

Тема: « Народный праздничный костюм»
(по программе Б.М. Неменского)

Цели и задачи:
познакомить учащихся с народным русским костюмом;
воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре;
развивать творческую и познавательную активность;
совершенствовать графические умения и навыки.

Оборудование:
журнал Юный художник, 1993;
Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителя – М.; Просвещение, 1989;
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.А Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010;
зрительный ряд по теме;
художественные материалы;
ИКТ

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

План урока:
Организационная часть.
Вводная беседа по теме.
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов.

Ход урока:

Здравствуйте ребята, садитесь.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над блоком тем «Древние корни народного искусства». На этом уроке мы познакомимся с народным праздничным костюмом, увидим целостность его художественного образа
(сопровождается презентацией).
Обратите внимание на зрительный ряд, представленный на доске, он поможет нам в раскрытии темы.
В старину женщину на Руси называли лебёдушка, лебедь белая, пава, утушка, сера птица – эстетическое представление наших предков неразрывно связывало женщину с образом птицы – « древнейшим священным символом добра, довольства и благополучия в славянской мифологии». Награждая женщину этими эпитетами, русский народ подчёркивал этим зрительную, пластическую сторону образа, который передавался через русский народный костюм.
В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.
Русский Север был тогда заповедником нашей родной старины, которая продолжала жить в народной одежде. Она сохраняла основные черты одежды Древней Руси, где наряды простой крестьянки и великой княгини различались лишь ценой ткани и богатством отделки.
Будничные одежды были простыми и скромными, их шили из холстины или сукна, которые ткали сами крестьянки на нехитром деревянном ткацком стане. Праздничные же, сшитые часто из покупных тканей, были нарядными и богатыми.
Женские одежды поражают своей самобытной красотой и обилием вариантов, ведь в каждой губернии одевались по-своему. Местный традиционный костюм повторял старинные образцы и нёс в себе древние художественные традиции.
Для всех сословий и классов длинная нижняя рубаха со сборками у ворота была основной, а для холостой молодёжи нередко и единственной одеждой. Праздничная рубаха наверху и по подолу щедро украшалась вышитым и тканым узорочьем. Свободная и широкая, сшитая из прочной льняной или пеньковой холстины, она была хорошо приспособлена к работе. В старой деревне на покос или на жатву шли как на праздник, надевая свои лучшие рубахи.
В женской одежде бытовало два вида рубах: одна с широкими сборчатыми рукавами, связанная с новгородской культурой, носили её в северных деревнях, сёлах и городах. Рубаху с сужающимися книзу рукавами называли «московской», и её можно было встретить в центральных и южнорусских губерниях.
Поверх рубахи в северных и центральных губерниях носили сарафан – высокую юбку с лямками, а в праздничном костюме ещё и нарядную пышную на лямках душегрею, которая сзади собиралась крупными складками. В народе её называли перо или пёрышко.
Дешёвые будничные сарафаны шили из льняной холстины с набивным узором, из клетчатой пестряди, домашней крашеной шерсти. Праздничные же – из многоцветного красочного ситца, узорного атласа, штофа и бархата. Но чаще шили сарафаны из парчи. Крестьяне побогаче покупали хлопчатобумажную, с медной позолоченной нитью парчу. Состоятельные люди, купцы своим жёнам и дочерям заказывали сарафаны и душегреи из драгоценной парчи с золотым узором. Их очень берегли и надевали лишь в самые главные праздники: на Пасху, в Рождество, на Троицу. При покрое женских нарядов ткань использовалась очень бережно, и обрезков не оставалось.
В южнорусских губерниях поверх рубахи носили древнюю поясную одежду – панёву. Распашная панёва-разнополка шилась из трёх полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани и собиралась сверху на вздёржке. Полы крайних полотнищ не сшивались и не сходились: так было удобнее ходить и работать. В некоторых местностях в панёву стали вшивать ещё и прошиву с узором, и она походила на юбку.
Праздничные одежды южнорусских губерний более ярки и красочны, в то время как северные строже и богаче. Так, убранство северного головного убора состояло из парчи, золотого шитья, жемчуга, перламутра и цветных камней. В восемнадцатом веке иные кокошники здесь стоили тысячу рублей и более, в то время как хорошая лошадь – всего десять!
Российский жемчуг добывали обычно в северных реках. Однажды император Александр I, будучи в Каргополе, шёл по городу и любовался местными народными одеждами. Он даже расспрашивал каргополок, не поддельный ли у них жемчуг – так много его было в их украшениях. И убедившись, что жемчуг настоящий, император остался этим доволен.
В холодное время года бедные женщины носили овчинные полушубки и шубы, нередко расшитые цветной нитью. А богатые шили шубейки из штофа на лисьем и беличьем меху с широким собольем воротником. На картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», написанной в 1891 году, мы видим красивых, здоровых и крепких русских людей как раз в таких одеждах.
Излюбленные украшения девушек и молодых женщин перстенёк и колечко, которое служило залогом согласия девушки выйти замуж. Впоследствии оно стало символом брака. После венчания женщины русского Севера могли носить и шейные украшения: жемчужные и перламутровые бусы и серебряные цепочки. А вот для невесты здесь делали из дорогой ткани наборошники в виде воротничка, плотно прилегавшего к шее и украшенного золотым и серебряным шитьём, драгоценными камнями и цветными стёклами. На юге же носили янтарные бусы, многочисленные бисерные украшения и цепочки.
В девичью косу вплетали парчовый или шёлковый косник с шитьём. Лента же означала, что девушку можно сватать.
Красна девица идёт,
Словно павушка плывёт,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе,
На головушке перо.
Девичьи праздничные головные уборы от женских отличались тем, что не закрывали верхушку волос и делались в виде обруча, украшенного богатой тканью, жемчугом и цветными стёклами.
Женские головные уборы в разных местностях России были очень разнообразны по внешнему виду и назывались где кокошником (от «кокошь» - курица), а где сороками, кичками. Первые два походили часто на птиц, а вот южнорусская кичка была рогатой, что выражало идею плодородия.
Самые торжественные и богатые наряды надевала женщина на свою свадьбу. Если же в доме не было богатого штофного сарафана и жемчужной перевязки, то их занимали у соседей. А те, кто имел, по наследству передавал своим младшим сёстрам или дочерям.
В свадебное придание у девушки среднего достатка входило десять и более рубах, столько же холщёвых и ситцевых сарафанов, которых хватало лет на десять.
Подвенечный сарафан, в котором венчалась молодая в церкви, был траурного цвета, ведь девушка навсегда прощалась со своей волей. Участникам свадьбы нельзя было касаться друг друга голой рукой, что сулило бедность. Поэтому во многих местах шили рубахи-долгорукавки с рукавами порой до земли.
На второй день свадьбы надевала молодая красный сарафан, который символизировал супружество, а в южнорусских деревнях панёву красного цвета и красную шубу.
Русская народная одежда отмечена ярким национальным характером и отразила в себе богатые крестьянские и культурные будни.
- Ребята, сегодня на уроке вам необходимо выполнить эскиз праздничного костюма северных или южных районов России. При выполнении работы возьмите вертикальное положение листа, разместите работу посередине, прорисуйте элементы одежды. Важно аккуратно выполнять рисунок и сильно не нажимать на карандаш, чтобы он не проступал, когда начнёте выполнять эскиз цветом.
- Прежде, чем перейти к практической работе проведём физкультминутку.

Физкультминутка

У оленя дом большой,
Он глядит в своё окно.
Заяц по лесу бежит,
В дверь к нему стучится.
Тук, тук, тук, скорей открой
Там в лесу охотник злой.
Заяц, заяц забегай
Лапу подавай.

Во время выполнения практического задания учитель следит за работой учащихся, советует и помогает при необходимости.

Подведение итогов.
В конце урока лучшие работы демонстрируются перед классом, оценки выставляются в журнал.
- На это урок закончен. До свидания!