Хиромантия

Обществознание егэ тест. Что нового в егэ по обществознанию. Полезные материалы для ЕГЭ по обществознанию

Проект подготовлен к общественно-профессиональному обсуждению

Единый государственный экзамен по 0БЩЕСТВ03НАНИЮ

Демонстрационный вариант
контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по обществознанию

подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2013 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2013 г. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2013 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2013 г. по обществознанию.
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ.

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 37 заданий.
Часть 1 содержит 20 заданий (А1-А20). К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 8 заданий (В1-В8), на которые надо дать краткий ответ в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр.
Часть 3 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом (С1-С9). Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!


Вниманию школьников и абитуриентов предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 50 типовых вариантов экзаменационных работ по обществознанию. Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями ЕГЭ, включает задания разных типов и уровня сложности по всем базовым наукам, на основе которых формируется курс обществознания: философии, экономике, социологии, социальной психологии, политологии, правоведению. Значительный по объему банк экзаменационных материалов (1000 заданий части 1, 400 - части 2, 450 - части 3) знаниями, умениями и навыками. В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания частей 1 и 2, основное содержание ответов на задания части 3 и рекомендации для написания эссе.

Примеры.
В стране Г. получили распространение среднее и высшее образование, отсутствуют какие-либо ограничения правового характера при его получении. Экономическая доступность образования выражается в бесплатности обучения и возмещении сопутствующих расходов. Реализуется принцип равных возможностей детей в осуществлении их права на образование. Какую тенденцию развития образования в стране Г. иллюстрирует данный пример?
1) демократизацию
2) гуманизацию
3) гуманитаризацию
4) интернационализацию

Верны ли следующие суждения о сущности человека?
А. Все люди рождаются равными от природы, только социальная среда делает всех разными.
Б. Тем, чем человек является в настоящий момент, он обязан только генам, врождённым качествам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

При расчёте ВВП текущего года экономисты не учитывают стоимость проданных
1) автомобилей
2) акций
3) продуктов питания
4) медицинских услуг

Правительство страны В. использует продажу крупных объектов государственной собственности в частные руки как дополнительный источник государственных доходов. Какую политику государства иллюстрирует данный факт?
1) экономической стабилизации
2) обеспечения занятости
3) бюджетно-налоговую
4) денежно-кредитную

К отличительным признакам мировой экономики не относится
1) возникновение многонациональных корпораций
2) нарастание степени закрытости национальных хозяйств
3) наличие развитой сферы международной торговли
4) создание системы международных негосударственных организаций, призванных обеспечить стабильность и сбалансированное экономическое развитие

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 4
Инструкция по выполнению экзаменационной работы 8
Вариант 1 9
Вариант 2 16
Вариант 3 23
Вариант 4 30
Вариант 5 37
Вариант 6 44
Вариант 7 51
Вариант 8 58
Вариант 9 65
Вариант 10 72
Вариант 11 79
Вариант 12 86
Вариант 13 93
Вариант 14 100
Вариант 15 107
Вариант 16 114
Вариант 17 121
Вариант 18 128
Вариант 19 135
Вариант 20 142
Вариант 21 149
Вариант 22 156
Вариант 23 163
Вариант 24 170
Вариант 25 177
Вариант 26 184
Вариант 27 191
Вариант 28 198
Вариант 29 204
Вариант 30 211
Вариант 31 218
Вариант 32 225
Вариант 33 232
Вариант 34 239
Вариант 35 246
Вариант 36 254
Вариант 37 261
Вариант 38 268
Вариант 39 275
Вариант 40 282
Вариант 41 289
Вариант 42 296
Вариант 43 303
Вариант 44 310
Вариант 45 317
Вариант 46 324
Вариант 47 331
Вариант 48 338
Вариант 49 345
Вариант 50 352
Ответы 359
Образцы экзаменационных бланков 438.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ-2013, Обществознание, 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ, Баранов П.А., Шевченко С.В., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ЕГЭ 2019, Обществознание, 50 тренировочных вариантов экзаменационных работ, Баранов П.А., Шевченко С.В., 2018
  • ЕГЭ 2019, Обществознание, 50 тренировочных вариантов, Баранов П.А., Шевченко С.В., 2018

Немного о ЕГЭ 2012 по обществознанию. По данным Рособрнадзора в 2012 году обществознание сдавали 405 тысяч человек, из них 5,9% не преодолели минимальный порог в 39 баллов. Максимальную оценку в 100 баллов получили лишь 80 учеников по всей России. Информацию о ЕГЭ 2012 вы можете прочитать на этой странице .

Планируемые изменения КИМ ЕГЭ 2013 по обществознанию

  • Усложнено задание В5 - общее количество суждений увеличено с 4 до 5, а группы увеличины с 2 до 3: суждения-факты, суждения-оценки, суждения - теоретические утверждения.
  • Темы эссе сгруппированы в 5 блоков вместо 6. Темы социологии и социальной психологии объединены в общее направление
  • Скорректированы требования задания С9.
  • Усовершенствованы критерии оценивания заданий С5, С8, С9.

Демоверсия ЕГЭ 2013 по обществознанию

Минимальный балл ЕГЭ по обществознанию 2013

Впервые в практике ЕГЭ Рособрнадзор установил минимальное количество баллов по всем предметам за 9 месяцев до проведения ЕГЭ. Минимальный балл ЕГЭ по обществознанию в 2013 году составил 39 баллов.

Полезные материалы для ЕГЭ по обществознанию

На этой странице будет собираться полезная информация о проведении ЕГЭ по обществознанию в 2013 году: новые учебники, материалы для подготовки, а также новости и нововведения в структуре единого госэкзамена по обществознанию. Эти материалы с прошлого года вам также могут помочь:

  • Сборник эссе по обществознанию для С9 ЕГЭ - целая куча!
  • Типовые экзаменационные варианты по обществознанию 2012

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

1. Назначение КИМ ЕГЭ
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию.
Результаты единого государственного экзамена по обществознанию признаются образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по обществознанию.
2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ
Содержание экзаменационной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, профильный и базовый уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ
Основная цель экзамена - оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по обществознанию.
Объектами проверки выступают элементы содержания, а также умения, способы познавательной деятельности, определенные требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Для достижения поставленной цели разработан и используется комплекс заданий, различающихся по характеру, направленности, уровню сложности. Предлагаемый на экзамене комплекс заданий нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки учащихся по предмету в рамках стандартизированной проверки.
Модель экзаменационной работы отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные разделы курса, базовые положения различных областей обществознания. В результате объектами проверки выступают широкий спектр предметных умений, видов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и условиях их формирования, важнейших экономических явлениях и процессах, политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.
Задания КИМ различаются по характеру и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение,
конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценивание и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
К основным принципам отбора конкретных объектов проверки следует отнести:
- включение в КИМ ЕГЭ дидактических единиц и основных умений, формируемых при изучении курса на базовом уровне, за исключением тех, которые определены в стандарте как изучаемые, но не подлежащие проверке в рамках итоговой аттестации, а также требований, соответствие которым не может быть выявлено с помощью используемого инструментария (проектная деятельность, устные презентации и т.п.);
- постепенная трансформация перечня проверяемых элементов в направлении более полного учета содержания и требований стандарта профильного уровня: выделение дополнительных аспектов, включение новых позиций;
- равномерное представление в КИМ всех содержательных разделов курса с учетом степени их раскрытия в примерных программах и действующих учебниках;
- соблюдение баланса между формализуемыми элементами знаний и теми компонентами проверки, которые требуют свободно конструируемого ответа.
К основным принципам отбора моделей заданий и формирования структуры КИМ помимо общих требований и подходов к данной модели итоговой аттестации можно отнести:
- сочетание форматов заданий, многолетнее использование которых подтвердило их эффективность, с новыми моделями, создающими дополнительные возможности для демонстрации экзаменующимися уровня своей подготовки;
- постепенное увеличение числа заданий, нацеливающих выпускников на применение полученных при изучении курса знаний и умений для анализа типичных социальных ситуаций и распространенных практик;
- использование для проверки основных объектов заданий различных типов и уровней сложности, что позволяет экзаменующемуся более полно продемонстрировать свой уровень овладения данным компонентом содержания, умением, видом познавательной деятельности.
Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, неадаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.
4. Структура КИМ ЕГЭ
Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма предъявления результата выполнения заданий и способ обработки результатов:
- часть 1 содержит задания с выбором ответа;
- часть 2 содержит задания с кратким ответом;
- часть 3 содержит задания с развернутым ответом.
К каждому из заданий с выбором ответа части 1 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
В заданиях с кратким ответом части 2 работы ответ дается соответствующей записью в виде слова (например, право), словосочетания (например, социальный статус), набора цифр (например, 1342), записанных без пробелов.
В заданиях с развернутым ответом части 3 работы ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
Результаты выполнения заданий частей 1 и 2 обрабатываются автоматически. Ответы на задания части 3 анализируются и оцениваются экспертами на основе специально разработанных критериев.
...........................

Лебедева Юлия Васильевна
Ст.преподаватель
кафедра экономической теории и менеджмента
Петрозаводский государственный университет

Сроки проведения ЕГЭ по Обществознанию, 2013 г.

Основные сроки
10 июня (понедельник)
17 июня (понедельник) – доп.день
«Вторая волна»
12 июля (пятница)
15 июля (понедельник) – доп.деньФедеральный институт педагогических измерений (fipi.ru)
(кодификатор
спецификация
демоверсия контрольных измерительных материалов
+ обновленные проверочные и тестовые задания по предметам ЕГЭ)
Официальный информационный портал ЕГЭ (ege.edu.ru)
ФОМ (fom.ru) – Фонд «Общественное мнение»
ВЦИОМ (vciom.ru) – Всероссийский Центр Изучения
Общественного Мнения
Госкомитет по статистике (gks.ru)
Рекомендованные МО учебники и учебные пособия
Словари, справочники

Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ

ЕГЭ-2013. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 10
вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. - М.: Издательство
«Национальное образование», 2012. - (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)
ЕГЭ-2013. Обществознание: тематические и типовые
экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. Е.Л. Рутковской.
- М.: Издательство «Национальное образование», 2012. - (ЕГЭ2013. ФИПИ-школе)
ЕГЭ-2013 Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова,
О.А. Котова – М.: Астрель, 2012
Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ
авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.:
Интеллект-Центр, 2012.
ЕГЭ. Обществознание. Тематические тестовые задания/ФИПИ
авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.:
Экзамен, 2011.

ЕГЭ-2013. Обществознание:
тематические и типовые экзаменационные варианты:
30 вариантов
Серия «ЕГЭ-2013. ФИПИ – школе» подготовлена
разработчиками КИМ (изд-во Национальное образование).
В сборнике представлены:
· 10 (30) типовых экзаменационных вариантов для
подготовки к экзамену 2013 года;
· инструкция по выполнению экзаменационной работы и
типовые бланки ответов ЕГЭ;
· ответы к заданиям всех частей экзаменационной работы
(1, 2, 3);
· критерии оценивания.
Выполнение заданий типовых экзаменационных вариантов
предоставляет учащимся возможность самостоятельно
подготовиться к итоговой аттестации, а также объективно
оценить уровень своей подготовки.
Учителя могут использовать типовые экзаменационные
варианты для организации контроля результатов обучения
школьников и интенсивной подготовки учащихся к ЕГЭ.

Обществознание как вступительный экзамен на направления бакалавриата в ПетрГУ в 2013 г.

Минимальное количество
баллов по Обществознанию
Бизнес-информатика
39
История
Документоведение и архивоведение
39
39
Юриспруденция
39
Политология
Социология
Социальная работа
46
46
39
Экономика
Менеджмент
39
39
Сервис
Туризм
Гостиничное дело
39
39
39
Товароведение и экспертиза товаров
39

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ 2012 года по России

Год
Ср.балл
Число 100балльников
Процент 100балльников
2012
55,7
80
0,02
2011
56,6
32
0,01
2010
56,2
32
0,01
Результаты работ более половины участников, как и в 2011 г.,
оказываются в диапазоне 41–60 баллов.

В 2009 году была отменена процедура
выставления школьных отметок по результатам
выполнения экзаменационных работ ЕГЭ.
Баллы, которые занесут в свидетельство о
результатах ЕГЭ для поступления в ВУЗы и
ССУЗы, подсчитываются по 100-балльной шкале
по итогам выполнения всех заданий работы (при
условии, если выпускник набрал баллы не ниже
минимального уровня).

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В КАРЕЛИИ - 2012 (основные сроки)

Административнотерриториальная
единица
Количе
ство
сдавав
ших
Средний
тестовый
балл
Республика Карелия
1917
57,2
3,3 %
96,7 %
Россия
около
460 000
55,2
5,2 %
(было 4,5%)
94,8 %
%
%
участников участников
ЕГЭ, с
ЕГЭ, с
результатом результатом
НИЖЕ
ВЫШЕ
уровня
уровня
минимально минимально
го
го
количества количества
баллов
баллов
По числу участников, как и в предыдущие годы, Обществознание
остается наиболее массовым из экзаменов, сдаваемых по выбору.

10. Динамика величины среднего тестового балла по Обществознанию в РК (за три года) (данные ЦОКО)

Год
Средний тестовый балл
2012
57,2
2011
57,6
2010
57,6

11. Диаграмма уровней освоения образовательного стандарта по предметам в общеобразовательных учреждениях Карелии и России, 2012 (данные ЦОКО Р

Диаграмма уровней освоения образовательного стандарта по предметам в
общеобразовательных учреждениях Карелии и России, 2012 (данные ЦОКО РК)

12.

МР
Доля выпускников, успешно сдавших Обществознание в РК (выше
порога) в 2012 г. (по данным ЦОКО)
Беломорский МР
97,2%
Калевальский НМР
94,7%
Кемский МР
95,5%
Кондопожский МР
95,8%
Костомукшский ГО
97,8%
Лахденпохский МР
92,1%
Лоухский МР
98,0%
Медвежьегорский МР
98,9%
Муезерский МР
81,3%
Олонецкий НМР
98,7%
Петрозаводский ГО
97,5%
Питкярантский МР
97,9%
Прионежский МР
93,8%
Пряжинский НМР
100,0%
Пудожский МР
95,4%
Сегежский МР
97,4%
Сортавальский МР
97,6%
Суоярвский МР
91,4%

13. Рейтинговая диаграмма среднего тестового балла по Обществознанию в муниципальных районах РК, 2012 (данные ЦОКО)

14.

Динамика уровня освоения образовательного стандарта
по Обществознанию в РК (за три года), (данные ЦОКО)
Год
% участников ЕГЭ, с результатом ВЫШЕ
уровня минимального количества баллов
2012
96,7
2011
97,5
2010
98,7

15.

Спецификация
Определяет подходы к отбору содержания,
разработке структуры КИМ ЕГЭ
Объектами проверки выступают элементы содержания,
а также умения, способы познавательной
деятельности, определенные требованиями
Федерального компонента государственного
образовательного стандарта.
Разработан и используется комплекс заданий,
различающихся по характеру, уровню сложности.
Предлагаемый на экзамене комплекс заданий
нацелен на дифференцированное выявление
уровней подготовки учащихся по предмету в рамках
стандартизированной проверки.

16. Данные о контрольных измерительных материалах (КИМ) - 2013

Вре Общ.
Число
мя число заданий с
ЕГЭ зада- выбором
ний
ответа
(А)
210
37
мин, (было
3,5 ч 39)
20
Число
заданий с
кратким
ответом
(В)
8
Число
Макс.
заданий с
первич.
развернутым
балл
ответом (С)
9
59

17. Распределение заданий по частям работы

Части
работы
Число
задан
ий
Максималь
ный
первичный
балл
% максимальн.
первичного
балла за задания
данной части
от
максимального
первичного
балла
Часть 1
20
20
33,9%
С выбором ответа
Часть 2
8
13
22,0%
С кратким ответом
Часть 3
9
26
44,1%
С развернутым ответом
Итого
37
59
100%
Тип заданий

18. Время выполнения работы

На весь экзамен – 210 минут (3,5 ч).
Примерное время на выполнение отдельных
заданий:
Часть 1 – по 1 – 4 мин на задание;
Часть 2 – по 3 – 10 минут на задание;
Часть 3 – по 5 – 35 минут на задание.

19. Распределение заданий по уровню сложности - 2013

Часть 1
14 заданий –
базовый
уровень;
6 заданий –
повышенный
уровень
Часть 2
5 задания –
базовый
уровень;
3 задания –
повышенный
уровень
Часть 3
2 задания –
базовый
уровень;
7 заданий –
высокий
уровень

20. Часть А (А1 – А20)

Представлены задания, сгруппированные в 5 блоковмодулей: человек и общество, экономика,
социальные отношения, политика, право.
Эти задания с выбором ответа (1 из 4).
А1, А2, А3, А5, А6, А7,
А10, А11, А13, А14, А15,
А17, А18, А19
Базовый уровень
сложности
А4, А8, А9, А12, А16, А20
Повышенный уровень
Каждое правильно выполненное задание части А оценивается
1 баллом.

21. Часть В (В1 – В6)

Задания с кратким ответом
(в виде слова, словосочетания, набора цифр).
Задания В1, В2, В3, В5,
В8
В4, В6, В7
Базовый уровень
сложности
Повышенный уровень
Правильное выполнение заданий части В оценивается:
В1, В2, В8 – 1 баллом
В3 – В7 – до 2 баллов.
Задания В3 – В7 оцениваются следующим образом:
полное правильное выполнение – 2 балла; выполнение задания с
одной ошибкой (одним неверно указанным символом) ИЛИ неполное
выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных
других символах) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух
и более ошибочных символов) – 0 баллов.
Каждое задание части В считается выполненным верно, если верный ответ
записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

22. Часть С (С1 – С9)

Задания в совокупности представляют базовые
общественные науки, формирующие обществоведческий
курс основной и средней (полной) школы (философию,
экономику, социологию, политологию, социальную
психологию, правоведение).
Задания с развернутым ответом, ответы формулируются и
записываются самостоятельно.
Эти задания нацелены на выявление выпускников с
наиболее высоким уровнем обществоведческой
подготовки.
Задания С1 и С2
Базовый уровень
С3, С4, С5, С6, С7, С8, С9 Высокий уровень
сложности

23.

Полное правильное выполнение заданий
части С оценивается от 2 до 5 баллов.
За полное правильное выполнение заданий
С1, С2, С5 - по 2 балла;
заданий С3, С4, С6, С7, С8 – по 3 балла;
задания С9 – до 5 баллов.

24. План 3 части (С) экзаменационной работы

Задания Содержание задания
С1 – С2 Задание с фрагментом текста; направлены на
выявление осознанности восприятия и точности
воспроизведения информации
С3
Задание с фрагментом текста; задание на
характеристику текста или его отдельных
положений на основе изученного курса, с опорой на
полученные знания
С4
Задание с фрагментом текста; использование
информации текста в другой познавательной
ситуации, аргументацию и формулировку
оценочных суждений, связанных с текстом
С5
Задание, проверяющее умение применять
правильно раскрытое в смысловом отношении
теоретическое положение в заданном контексте

25. План 3 части (С) экзаменационной работы (продолжение)

С6
С7
С8
С9
задание, требующее конкретизации приведенных
положений; оно проверяет умение иллюстрировать
примерами изученные теоретические положения и
понятия соц.-экономических и гуманитарных наук
Задание-задача, требующая анализа представленной
информации, в том числе статистической и
графической
Задание, требующее составления плана развернутого
ответа по конкретной теме
Альтернативное задание (мини-сочинение по 1 теме
из 5), предлагаемое в виде высказываний. Каждая
тема-высказывание соотносится с одной из базовых
наук обществоведческого курса. Темы по социологии
и социальной психологии объединены в единый блок.

26. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Часть 1
Каждое правильно выполненное задание
оценивается в 1 балл (выбирается в
задании только 1 ответ из 4)
Часть 2
В1, В2, В8
В3 – В7
1 балл
2 балла за полное правильное выполнение
(с одной ошибкой – 1 балл; за неверное
выполнение - 0 баллов)
Часть 3
От 2 до 5 баллов
С1,С2,С5
2 балла
С3,С4,С6,С7,С8 3 балла
С9
5 баллов
Проверка части 3 проводится экспертами на основе специально
разработанной системы критериев.

27.

Кодификатор
элементов содержания и требований к
уровню подготовки выпускников
Содержит полный перечень вопросов, которые
могут контролироваться на ЕГЭ.
Задания, представляющие все содержание
школьного курса обществознания в КИМ ЕГЭ 2013 г.
сгруппированы в 5 блоков-модулей:

28. Человек и общество

1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической
и социокультурной эволюции)
1.2 Мировоззрение, его виды и формы
1.3 Виды знаний
1.4 Понятие истины, ее критерии
1.5 Мышление и деятельность
1.6 Потребности и интересы
1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности
1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы
1.9 Основные институты общества
1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и
социально-гуманитарные науки
1.12 Образование, его значение для личности и общества
1.13 Религия
1.14 Искусство
1.15 Мораль
1.16 Понятие общественного прогресса
1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)
1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

29. Экономика

2.1 Экономика и экономическая наука
2.2 Факторы производства и факторные доходы
2.3 Экономические системы
2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
2.5 Постоянные и переменные затраты
2.6 Финансовые институты. Банковская система
2.7 Основные источники финансирования бизнеса
2.8 Ценные бумаги
2.9 Рынок труда. Безработица
2.10 Виды, причины и последствия инфляции
2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
2.12 Роль государства в экономике
2.13 Налоги
2.14 Государственный бюджет
2.15 Мировая экономика
2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника,
потребителя, семьянина,

30. Социальные отношения

3.1 Социальная стратификация и мобильность
3.2 Социальные группы
3.3 Молодежь как социальная группа
3.4 Этнические общности
3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их
разрешения
3.6 Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ
3.7 Социальный конфликт
3.8 Виды социальных норм
3.9 Социальный контроль
3.10 Свобода и ответственность
3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
3.12 Социальная роль
3.13 Социализация индивида
3.14 Семья и брак

31. Политика

4.2 Государство, его функции
4.3 Политическая система
4.4 Типология политических режимов
4.5 Демократия, ее основные ценности и признаки
4.6 Гражданское общество и государство
4.7 Политическая элита
4.8 Политические партии и движения
4.9 Средства массовой информации в политической системе
4.10 Избирательная кампания в Российской Федерации
4.11 Политический процесс
4.12 Политическое участие
4.13 Политическое лидерство
4.14 Органы государственной власти РФ
4.15 Федеративное устройство России

32. Право

5.1 Право в системе социальных норм
5.2 Система российского права. Законотворческий процесс
5.3 Понятие и виды юридической ответственности
5.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ
5.5 Законодательство РФ о выборах
5.6 Субъекты гражданского права.
5.7 Организац.-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
5.8 Имущественные и неимущественные права
5.9 Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения труд. договора
5.10 Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и
расторжения брака
5.11 Особенности административной юрисдикции
5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
5.13 Международное право (международ. защита прав человека в условиях мирного и
военного времени)
5.14 Споры, порядок их рассмотрения
5.15 Основные правила и принципы гражданского процесса
5.16 Особенности уголовного процесса
5.17 Гражданство РФ
5.18 Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
5.19 Права и обязанности налогоплательщика
5.20 Правоохранительные органы. Судебная система

33.

Обобщенные данные по выполнению
заданий (части А, В, С)
По спецификации КИМов

34. Обобщенные результаты выполнения экзаменационной работы по РК, 2012

Зада Проверяемые элементы содержания
ние
Ур-нь Примерный %выпо
сл
%выпо
л
ож
лнения нения
А1 Системное строение общества; основные институты общества; понятие Б
обществ. прогресса; многовариантность обществ.развития (типы
обществ); угрозы XXI века (глобальные проблемы).
Природное и общественное в человеке (Человек как результат биолог. и
социокультур.эволюции); мировоззрение; мышление и
деятельность; потребности и интересы; свобода и необходимость.
60% - 90% 70,53
%
А 2 Виды знаний;понятие истины,ее критерии;понятие культуры,ее формы; Б
наука; осн.особенности науч.мышления; естеств. и соц.-гуманит.
науки; образование,его значение;религия;искусство; мораль.
60% - 90% 70,32
%
А3 Человек и общество.Познание и дух. жизнь(обращение к соц.реалиям)
Б
60% - 90% 79,34
%
А 4 Человек и общество.Познание и дух. жизнь(анализ 2 суждений)
П
40% - 60% 59,21
%
А 5 Экономика и эконом. наука; эконом.системы; роль государства в
экономике; эконом. рост и развитие; понятие ВВП
Б
60% - 90% 68,86
%
А6 Факторы производства и факторные доходы; рынок и рыноч.механизм; Б
спрос и предложение; постоянные и переменные затраты; осн.
источники финансирования бизнеса; рынок труда; безработица
60% - 90% 62,49
%
А7 Финанс.институты; банк.система; ценные бумаги; виды, причины и
последствия инфляции; налоги, уплачиваемые гражданами и
предприятиями; гос. бюджет; мировая экономика
60% - 90% 62,34
%
Б

35. Обобщенные результаты выполнения экзаменационной работы по Обществознанию по РК, 2012 (продолжение)

А8
Экономика (задание на обращение к соц.реалиям и графической
информации)
П
40% - 60%
64,74%
А9
Экономика (задание на анализ 2 суждений)
П
40% - 60%
55,03%
А10
Социальная стратификация и мобильность; социальные группы;
молодежь как социальная группа; этнические общности;
социальный конфликт; межнационал. отношения,
этносоциальные конфликты, пути их разрешения;
конституционные принципы (основы) национал.политики в
РФ.
Виды социальных норм; социальный контроль; свобода и
ответственность; отклоняющееся поведение и его типы;
социальная роль; социализация индивида; семья и брак.
Б
60% - 90%
79,03%
А11
Социальные отношения (задание на обращение к соц. реалиям)
Б
60% - 90%
83,26%
А12
Соц. отношения (задание на анализ 2 суждений)
П
40% - 60%
65,52%
А13
Понятие власти; государство, его функции; политич. система;
средства массовой информации в политической системе;
органы гос. власти РФ; федеративное устройство РФ
Б
60% - 90%
60,88%
А14
Типология политических режимов; демократия, ее основные
ценности и признаки; гражданское общество и государство;
политическая элита; политические партии и движения;
избирательная кампания в РФ; политический процесс;
политическое участие; политическое лидерство
Б
60% - 90%
64,89%

36. Обобщенные результаты выполнения экзаменационной работы по Обществознанию по РК, 2012 (продолжение)

А15
Политика(задание на обращение к соц.реалиям)
Б
60% - 90%
73,50%
А16
Политика (задание на анализ двух суждений)
П
40% - 60%
62,75%
А17
Право в системе социальных норм; система российского права;
понятие и виды юридической ответственности; Конституция
РФ; основы конституционного строя РФ; законодательство РФ
о выборах; законотворческий процесс в РФ; Международное
право (международная защита прав человека в условиях
мирного и военного времени); право на благоприятную
окружающую среду и способы его защиты; гражданство РФ.
Б
60% - 90%
62,65%
А18
Субъекты гражданского права; организационно-правовые формы и
правовой режим предпринимательской деятельности;
имущественные и неимущественные права; порядок приема на
работу; порядок заключения и расторжения трудового
договора; правовое регулирование отношений супругов;
порядок и условия заключения и расторжения брака;
особенности административной юрисдикции; споры, порядок
их рассмотрения; основные правила и принципы гражданского
процесса; особенности уголовного процесса; воинская
обязанность, альтернативная гражданская служба; права и
обязанности налогоплательщика; правоохранительные органы;
судебная система.
Б
60% - 90%
58,22%
А19
Право (задание на обращение к соц. реалиям)
Б
60% - 90%
77,83%
А20
Право (задание на анализ двух суждений)
П
40% - 60%
49,66%

37.

В целом по России:
лидером выступает сфера Социальных
отношений. Именно по ней в 1 части
заданий (А10–А12) выпускники показали
самые высокие результаты (Этот наиболее
компактный и проработанный в учебниках
раздел курса, очевидно, хорошо
усваивается учащимися.)
среди заданий с выбором ответа более
низкими показателями отличаются задания
на оценку верности двух суждений (А4, А9,
А12, А16, А20).

38.

В разделе «Человек и общество» по-прежнему более
низкие показатели приходятся на задания, связанные с
проблемами познания.
Знания по разделу «Экономика» в целом несколько
улучшились. В частности, участники экзамена стали лучше
справляться с заданием А8, представляющим информацию
в графическом виде. Вместе с тем проявляются пробелы в
знаниях некоторых базовых понятий, например: «спрос»,
ВВП, «государственный бюджет».
В разделе «Политология» по-прежнему вызывает
затруднение понятие «форма государства».
Сложными среди правовых вопросов остаются вопросы
гражданства, правовых форм субъектов хозяйственной
деятельности.

39. Обобщенные результаты выполнения экзаменационной работы по Обществознанию по РК, 2012 (продолжение)

В1
Различное содержание в разных вариантах: выявление
структурных элементов с помощью схем и таблиц
Б
60% - 90%
63,07%
В2
Различное содержание в разных вариантах: соотнесение
видовых понятий с родовыми
Б
60% - 90%
74,49%
В3
Различное содержание в разных вариантах: классификация
путем установления соответствия
Б
60% - 90%
43,66%
В4


П
40% - 60%
45,44%
В5
Различное содержание в разных вариантах: дифференциация в
социальной информации фактов и мнений
Б
60% - 90%
44,29%
В6
Различное содержание в разных вариантах: определение
терминов и понятий, соответствующих предлагаемому
контексту
П
40% - 60%
39,07%
В7
Различное содержание в разных вариантах: осуществление
выбора необходимых позиций из предложенного списка
П
40% - 60%
43,04%
В8
Различное содержание в разных вариантах: выбор обобщающего
понятия для всех остальных понятий, представленных в
перечне
Б
60% - 90%
68,44%

40.

В целом по России:
среди заданий с выбором ответа более низкими
показателями отличаются задания В5, В6
В5 - выявить суждения, фиксирующие факты, и суждения,
отражающие оценки (иными словами, проверяется очень
важное умение различать в любых сообщениях социальной
направленности объективные констатации и субъективнооценочные составляющие)
В 2011 г. – 86% учащихся это задание выполнили, а в 2012 г. –
60% (В 2012 г. в заданиях этой группы был ослаблен
«подсказывающий компонент»: сокращено использование
слов-ориентиров («скорее всего», «думается» и т.п.)
В6 - включение понятий и терминов в определенный
смысловой контекст (45% выполнили).
Причем наибольшую сложность вызывает использование
правовых терминов.

41. В5 (пример задания с 2013)

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено
определённой буквой.
(А) Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили о своём
слиянии. (Б) Это вызвало значительный рост курса акций большинства из
этих компаний. (В) Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на
углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь
устойчивый характер. (Г) Акции нефтяных компаний становятся
«локомотивами» фондового рынка. (Д) Акции как ценные бумаги являются
представителями реального капитала и в определённой мере отражают его
величину.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру,
выражающую его характер.
Ответ: 11223

42. В6 (пример задания)

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из
предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человек живёт в ________(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в
человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ________(Б) с
окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых
общественных отношений, рыночной ________(В) и конкурентной борьбы значительно
возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания
творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные
взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(Г). И в этом неоценимую
помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает ________(Д)
психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль
________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть
использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим,
мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке
больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Cписок терминов: 1) знание
2) общество
3) группа
4) позиция
5) отношение
6) норма
7) закономерность
8) поведение
9) экономика
В таблице ниже приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу
под каждой буквой номер выбранного Вами слова

43. Обобщенные результаты выполнения экзаменационной работы по Обществознанию по РК, 2012 (продолжение)

С1
Б
60% - 90%
70,74%
Б
60% - 90%
66,15%
С3
В
Менее 40%
31,09%
С4
В
Менее 40%
19,51%
С2
Различное содержание в разных вариантах: задания на анализ
источников
С5
Различное содержание в разных вариантах: задание на
перечисление признаков, явлений или на использование
понятия в заданном контексте
В
Менее 40%
23,27%
С6
Различное содержание в разных вариантах: раскрытие
теоретических положений на примерах
В
Менее 40%
14,24%
С7
Различное содержание в разных вариантах: задание-задача
В
Менее 40%
14,81%
С8
Различное содержание в различных вариантах: задание на
составление плана доклада по определенной теме
В
Менее 40%
11,11%
С9
Альтернативное
задание,
предполагающ
ее написание
эссе
В
Менее 40%
69,74%

К2 Представление и пояснение собств.
позиции (изменился с 2013)
63,28%
К3 Характер и уровень приводимых
суждений и аргументов (изм.с 2013)
1,51%
Результаты по РК за задания 3 части ниже, чем результаты в целом по России

44.

С8 – самые низкие показатели выполнения и по РК и по России (Только треть участников
экзамена справляются полностью или частично)
Выпускники нередко затрудняются в определении границ темы. С одной стороны,
упускаются ее важные аспекты, с другой стороны, привлекаются позиции, не являющиеся
для данной темы характерными.
Нередко встречаются планы сложного типа, но по существу не раскрывающие вопроса.
Приведем один пример.
Вот как участник экзамена осветил тему «Федеративное устройство РФ»:
«1) Современное федеративное устройство России, понятие федеративное устройство.
2) Особенности территориального устройства РФ
а) группировка регионов
б) зарубежные территории РФ
3) История Российского федерализма
а) советский федерализм
б) изменения в территориальном устройстве России после прекращения существования СССР
4) Будущее федеративного устройства РФ
а) перспективы дальнейшего укрепления регионов
б) порядок и перспективы расширения РФ.»
На первый взгляд, экзаменующийся не отклонился от заданной темы и ее четко структурно
выстроил.
Однако здесь есть весьма бессодержательные пункты, например пункты 2 и 4. И вместе с
тем отсутствуют важные для данной темы аспекты: статус субъектов РФ,
распределение полномочий между центром и субъектами Федерации.
Характерно, что выпускник ни разу не употребил понятий «субъект Федерации»,
«предметы ведения субъекта Федерации», которые являются ключевыми в
соответствующем разделе Конституции РФ. Отсутствует какое-либо указание на
Конституцию РФ и союзные договоры.
Можно заключить, что и сам вопрос, по которому предложен план, не усвоен выпускником.

45. Действия при составлении плана ответа

1. Представьте содержание курса, раскрывающее
предложенную тему.
2. Разделите это содержание на смысловые части, выделив
в каждой из них главную мысль.
3. Озаглавьте каждую часть.
4. В каждой части выделите несколько положений,
развивающих главную мысль.
5. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана,
связан ли последующий пункт плана с предыдущим,
полностью ли отражено в них основное содержание темы.
6. В случае необходимости внесите коррективы.
7. Помните, план должен охватывать основное содержание
темы.
8. В заголовках нежелательно повторять сходные
формулировки.

46.

С9 - востребованными являются темы всех
шести (до 2012) научных направлений:
философии, социальной психологии,
экономики, социологии, политики и права.
Наиболее выбираемыми в 2012 году стали
темы по социологии: почти треть от всех
выпускников.
На втором месте по популярности – темы по
социальной психологии. Их выбрали
немногим менее четверти экзаменующихся.
Выбор тематики по экономике, политике и
праву немного превысил 10%.

47. Результаты по критериям оценивания выполнения С9 по России

К1
К2
К3
Философия
85
71
28
Социальная
психология
92
80
29
Экономика
86
73
27
Социология
92
80
30
Политика
91
79
32
Правоведение
89
75
26
Существенные затруднения выпускники испытывают
при аргументации собственного понимания и отношения к проблемам (К3),
которые поднимает автор высказывания, послужившего темой эссе.
Примерно треть выпускников справляются с этой задачей.
Но сама аргументация часто носит формальный и поверхностный характер

48. Изменения в критериях С9

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 - определяющий. Если
выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил
поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1-0 баллов,
то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2– К3) в протокол проверки заданий с
развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.
К1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании 1 балл
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании 0 баллов
К2 Характер и уровень теоретической аргументации
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению
оценки по этому критерию на 1 балл
Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы
2 балла
Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами
аргументации понятия или положения 1 балл
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические
положения, выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные
непосредственно с раскрываемой темой 0 баллов
К3 Качество фактической аргументации
Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы
учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и
собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников) 2 балла
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления.
ИЛИ Приведён(-ы) пример(-ы) из источника одного типа 1 балл
Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому
тезису 0 баллов
Максимальный балл 5

49.

К2 –
к раскрытию вопроса на теоретическом уровне, в первую очередь,
следует отнести использование научных понятий определенной
области (или областей) обществознания, формулирование
утверждений и выводов, приведение принципов и подходов,
системно-логическое обоснование своей позиции, раскрытие
причинно-следственных, функциональных, иерархических связей и
отношений.
К3 –
фактическая сторона ответа предполагает привлечение статистических
данных; показ конкретных проявлений установленных связей и
отношений; использование примеров, иллюстрирующих отдельные
положения и выводы. Источниками фактических данных могут быть
материалы, приведенные в учебниках, в различных СМИ и даже
«случаи» из собственной жизни. Важно, чтобы фактическая
составляющая находилась в органической связи с теоретической
составляющей ответа, а не присутствовала, что называется сама по
себе, как некий необходимый довесок к ответу.
Для получения 2 баллов - факты и примеры должны быть почерпнуты
из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы
учебных предметов (истории, литературы, географии), факты
личного социального опыта и собственные наблюдения.

50. Изменения в КИМ - 2013

Усложнено задание В5. Общее количество приведенных в
условии задания суждений увеличивается с четырех до пяти.
Экзаменующиеся должны распределить их по трем, вместо
прежних двух, группам: суждения-факты, суждения-оценки,
суждения – теоретические утверждения. Данное изменение
позволит выявлять умение различать в текстах социальной
направленности важный и широко представленный в них
компонент – положения теории, на которых базируется
современное научное обществознание.
В С9 теперь - 5 альтернативных заданий (было 6 высказываний).
Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной
психологии, теперь включаются в одно общее направление.
Экзаменуемый при написании эссе получает возможность
использовать положения и понятийный аппарат каждой из этих
общественных наук.
Скорректированы требования задания С9.

51. Выводы - 2012

Более 50% выпускников демонстрирует овладение на
базовом уровне содержанием всех основных разделов
курса (имеется устойчивая тенденция изучения всех
частей предмета Обществознание в отличие от еще
недавно доминирующего подхода избирательного
ознакомления учащихся с содержанием предмета)
Несколько выше стали результаты по разделу Экономика.
Ниже других, как и ранее, показатели по сферам
«Политика» и «Право».
При этом если в правовых вопросах затруднения, как
правило, вызывает конкретизация правовых норм, анализ
ситуации с правовой точки зрения, то в разделе Политика
выявляются большие пробелы в уровне теоретической
подготовки (формы государства, типы избирательных
систем, разновидности политических партий и т.п.).

52. Выводы (продолжение)

Владение знаниями и умение применить их к анализу и
оценке социальных явлений показывает около трети
участников экзамена.
Об этом говорят результаты выполнение заданий со свободно
конструируемым ответом (С3, С4, С5, С6, С7, С8, С9).
Особенно показательны здесь задания из разных частей
работы, проверяющие одну дидактическую единицу.
Например, учащиеся достаточно уверенно выделяют
признаки понятия «социальный контроль» в заданиях
1части, классифицируют санкции на формальные и
неформальные в части 2. Но при этом «не опознают» это
явление на основе приведенного определения и
затрудняются конкретизировать его формы, выполняя
задания в части 3.

53. Выводы (продолжение)

Экзамен выявил некоторую фрагментарность знаний у
части выпускников, отсутствие понимания связей между
явлениями и процессами общественной жизни,
отсутствие целостных представлений по ряду
центральных обществоведческих вопросов.
Об этом говорят, в первую очередь, результаты выполнения
заданий С8, которые как раз и предполагают наличие
целостного представления по теме.
Также сложными являются задания, направленные на
конкретизацию теоретического положения и
аргументацию своей позиции (С6, С7, С9).
Обратите внимание: не всегда возможно оценить задания,
выполненные в рисунках («пляшущие человечки»). Но
составление таблицы в ответе допускается.
Почерк в работе должен быть четкий и разборчивый.