Привороты

Подворье Киево-Печерской Лавры. Церковь Успения Богоматери -Подворье Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни. Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы при подворье Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни (бывшее подворье Киево-Печерской лавры)

Нева еще подо льдом, левушки мерзнут на набережной..

И в жару, и в холод Петр Первый "строит лодку" у Адмиралтейства...

" На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел..Пред ним широко
Река неслася..."

Вот вышла на прогулку петербургская семья. Не туристы, явно. Редкий турист дойдет до конца набережной...)

Наблюдаю трогательную кормежку. Женщина принесла целый пакет еды для пернатых.

Уточки, голуби, вороны, чайки..Дружная невская семейка)

Самые хулиганистые - катаются на тающих льдинках)

А я нахожусь где-то тут...

За Невой, за мостом, виден купол Исаакиевского собора. Очень удачно луч солнца выглянул)

Вижу подводную лодку...Один из новых музеев, открыт совсем недавно. О нем я еще расскажу. Другой рассказ будет.

На набережной, как раз напротив лодки, стоит Успенская церковь. Точнее - церковь Успения Божьей Матери.

Церковь очень красивая. Р асположена она чуть вдали от основных достопримечательностей центра города, ближе к порту, за мостом Лейтенанта Шмидта, ныне Благовещенского моста.

Для меня она стоит в одном ряду с нашим Спасом-на-Крови и московским собором Василия Блаженного на Красной площади.

Кроме того, что она интересна сама по себе, с ней связана история нашей семьи. Точнее,страница жизни прародственницы Полины. О ней я чуть позже расскажу.
А сейчас - о церкви. Она - пятиглавая, вмещает до 2000 человек.

Проект выдержан в псевдорусском стиле. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя - песчаником. 14 сортов облицовочного кирпича поставлялись рижским заводом М. В. Нестерова.
Наружные мозаики были исполнены в мастерской В.Фролова. При строительстве храма впервые в Санкт-Петербурге гладкие части куполов были облицованы листами алюминия.
На звоннице помещены шесть колоколов общим весом 1128 кг.

С тех пор, как ее полностью восстановили, в этой церкви я еще не была ни разу. Только в "лесах" ее наблюдала.

Захожу... Открываю тяжелые двери.

Храмовое пространство - система перекрещивающихся арок.
Поэтому в церкви отсутствуют столбы.

Красиво...Необычно.
Стены церкви первоначально были расписаны московскими мастерами под руководством академика Ф.А Соколова. Роспись была затем отреставрирована.

Кроме того, в храме работала группа из 80 человек, сформированная выпускниками Санкт-Петербургского института им. Репина.

На внутреннем пространстве купола изображён «Христос Пантократор» с херувимами и серафимами (закончен совсем недавно, в 2007 году ).
Под барабаном — четыре композиции: «Рождество Иисуса Христа», «Крещение Господне», «Сошествие во ад» и «Вознесение Господне».

На парусах находятся образа четырёх Евангелистов.

Идет служба. Акустика великолепная! Чудо просто!

Главной темой центрального алтаря является Успение Пресвятой Богородицы.

В алтаре установлен престол из каррарского мрамора. Фарфоровый позолоченный иконостас был изготовлен в мастерской заслуженного художника Российской Федерации Л. С. Солодкова.

Храмовый список «Успения Божией Матери» после закрытия подворья был перенесён во Владимирский собор.
Там и остался..

История этого храма начинается еще с петровских времен, хотя в нынешнем виде храм был построен в конце 19 века.
В 1721 году на Васильевском острове, в соответствии с указом Петра I , началось строительство архиерейского подворья членов Святейшего Синода . Подворье использовалось, в основном, для проживания архиереев-синодалов, приезжающих в Санкт-Петербург на заседания. Синод находился на другой стороне Невы.

Доход был небольшим, поэтому в 1872 год у было решено его продать для подворья Киево-Печерской лавры. Теперь тут размещались монашествующие и продолжительный срок проживали киевские архиереи. Но места становилось мало, церковь оставалась маленькой и не вмещала всех желающих.


(фото из инета)

В 1894 году состоялся архитектурный конкурс на строительство здесь нового комплекса церковных зданий.
По его итогам был принят проект, с огласно которому главной архитектурной доминантой подворья и этой части невской набережной должен был стать новый храм, а большинство зданий предполагалось выстроить заново.

В 1894-1895 годах на месте снесённого здания на набережной был построен новый двухэтажный дом, в котором устроены квартира настоятеля и покои митрополита с балконом на главном фасаде.

Видите его выше на снимке прошлых лет? Слева за часовенкой.

Из своих комнат митрополит мог непосредственно перейти в храм.
Остальные служители подворья разместились в двухэтажном дворовом флигеле. Еще один, уже имеющийся, дом был надстроен третьим этажом.

Новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы был заложен в 1895 году.
Работы по строительству продолжались без перерыва с раннего утра до наступления темноты.

В 1896 году внутри строящегося храма была возведена временная церковь, где постоянно проходили богослужения. В следующем год у на купола были подняты кресты.

Затем были позолочены купола и произведены отделочные работы. После освящения в храме был установлен временный иконостас из старой домовой церкви подворья . Отделочные работы и роспись были завершены к 1903 году.


(фото из инета)

Тут я снова вспомню свою родственницу. Полина Михайловна владела доходным домом на углу Малого проспекта и 17 линии Васильевского острова до 1917 года. Жила она одна, детей и своей семьи у нее не было. Была она тогда уже немолода.

После революции дом отобрали, поселили туда рабочих и крестьян, а ей выделили комнатку на первом этаже.
Через некоторое время и эта комнатка оказалась нужна, Полина оказалась на улице.

Она отправилась в ближайшую к ее дому церковь, о которой идет рассказ, там ее приняли, определили жить в подвальное помещение храма.Питалась Полина в монашеской столовой.

Помещение было сырым, холодным. Помимо Полины, в нем жили крысы. Во время наводнений (а наводнения в то время были нередки, дамбы еще не было) подвал церкви, стоящей на берегу Невы, заливало и ходить приходилось по колено в воде.
Через какое-то время она там же и умерла..

Через два года после революции началось постепенное «уплотнение» и монашеского жилья, люди были перемещены из келий в небольшие помещения.

После закрытия Киево-Печерской лавры в 1926 году подворье продолжило своё существование самостоятельно.

Между прочим, в 1930-е годы в храме служили певчими М.В.Гундяев и Р. В. Кучина — родители патриарха Московского и всея Руси Кирилла .

В ночь на 23 августа 1932 года некоторые монашествующие и часть прихожан были арестованы по обвинению в «систематическом задерживании разменной серебряной монеты, подрывая этим денежное обращение в СССР». Они были осуждены с последующей отправкой в лагеря.
Последних членов братии арестовали и приговорили к ссылке в Казахстан.


(вид на церковь с борта ледокола "Красин")

Ленсовет решил снести церковь, на что получил согласие Наркомпроса . Прихожанам удалось отстоять храм, собрав более 3000 подписей в его защиту.
Эта акция и спровоцировала арест последних монахов подворья.

Подворье фактически перестало существовать.

После закрытия храма его здание было передано в ведение Ленинградского военного порта.
В 1936 году церковь использовали как спортивный зал.

В период блокады Ленинграда под куполом, выкрашенным в зелёный цвет, расположился наблюдательный пункт ПВО , в самом храме — склад РККФ, в подвале — бомбоубежище. В бывшем садике подворья находился зенитный расчёт.

В 1956 году, в соответствии с личным распоряжением А.Микояна, здание храма было передано под устройство в нём первого в Ленинграде закрытого катка.

В результате работ была уничтожена метлахская плитка; уничтожена или закрашена живопись.
В алтаре оборудованы машинное отделение и гардеробы; в центре размещено ледовое поле площадью 289 м 2 , на хорах — буфеты и кладовые для инвентаря.

Представляете, какая площадь у храма?!

Кроме того, здесь размещались склад спортивного инвентаря, мастерская по заточке коньков, раздевалки.
Зал был украшен портретами В. И. Ленина, флагами и транспарантами.

Торжественное открытие катка состоялось в 1961 году. На нём тренировались наши знаменитые фигуристы Л. Белоусова и О.Протопопов.

После окончания строительства Дворца спорта "Юбилейный" , крытый каток в бывшей церкви стали использовать для тренировок детей и проведения новогодних ёлок.

Однако, состояние храма ухудшалось, зданию требовался ремонт, стены были повреждены грибком и разрушались. Чтобы решить финансовые проблемы, в здании катка были открыты сначала бани, а затем — цветочная плантация для продаж.

В 1988 году вновь была открыта Оптина пустынь.

Наместник монастыря обратился к властям Ленинграда рассмотреть возможность передачи одного из городских храмов (в том числе закрытых) для основания в нём монастырского подворья.
Среди предложенных храмов был Успенский, на котором он и остановил свой выбор. С этого времени началась реставрация храма и восстановление помещений подворья.

В 1991 году в бывшем хореографическом зале катка был установлен временный иконостас, начаты службы. Ежедневно службы стали совершаться здесь лишь с 1996 года . Тогда же началась реставрация центрального алтаря.

В 1998 году на куполе был водружён крест. К 2003 году восстановлен иконостас. Три года назад церковь снаружи и внутри была полностью восстановлена и освящена патриархом Кириллом храм.

Вот такая история....

При подворье действуют Институт религиоведения и церковных искусств , православная гимназия, воскресная школа, реабилитационный центр «Диалог» , д еятельность которого направлена на помощь лицам, пострадавшим от деструктивных религиозных организаций . Кроме того, Центр ведёт профилактическую работу по предотвращению вовлечения в псевдорелигиозные и раскольнические организации. Есть так же золотошвейная мастерская и библиотека.

Интересный момент: при входе в церковь слева от дверей, ведущих в зал для молений, находятся два помещения.
Одно - церковная лавка, где можно купить свечи, заказать службы, купить монастырскую выпечку, мед и другие продукты.
И второе - помещение для бесед с прихожанами, над которым написано "Дежурный священник". На лавочках у кабинета сидели люди, ожидали своей очереди.
А священника и посетителя, сидевшего за столом с разных его сторон и разговаривающих о чем-то, было видно сквозь стеклянную стену кабинета.
Нигде раньше такого не видела.) Интересно, есть запись или живая очередь?....

Наверное, Крузенштерн, памятник которому стоит тут с 1873 года, мог бы много рассказать о том, как менялась церковь и какие люди шли к ней по набережной мимо него... Может быть, и сам бы зашел)

С главным специалистом отдела Петроградского и Василеостровского районов КГИОП Виктором Ворониным:

Алла Максимова : История храма не берегу Невы полна удивительных противоречий. С одной стороны, детище архитектора Василия Косякова почти не пострадало во время нескольких войн, с другой стороны, постарались в кавычках бюрократы сначала Петрограда, потом и Ленинграда. От собора остались почти одни только стены. Стены эти, однако, видели то, что сегодня мечтали бы запечатлеть камеры всего мира. Однако, обо всем по порядку. Возведения храма Успения Богородицы закончили в 1900-ом году. Авторство росписи приписывают знаменитому художнику Васнецову. Что касается архитектора Косякова, он работал также над проектами Морского собора в Кронштадте, храмами в Петергофе, Астрахани, Батуми. Церкви на Васильевском острове, впрочем, не повезло особенно. При новой власти храм пытались закрыть несколько раз. В частности, петроградцев пугали мракобесием, исходящим от этого места, потом начались аресты священников и монахов. В начале 30-ых посадили всех без исключения. Однако и это не помогло. Приход продолжал существовать несмотря ни на что. Тогда, рассказывает нынешняя заведующая канцелярией храма Лидия Ивановна Загородская, взялись и за простых людей.

Лидия Загородская : И вот тогда, в конце 1934-го, начале 1935-го года, арестовали 50 прихожан. Это были цвет, это были лучшие из лучших. Это были люди, которые верно служили церкви, и их арестовали. Арестовали хор, главного регента, певчих. Арестовали старосту. Всех арестовали. И тогда храм опустел. Люди испугались. И в 1935-ом году вышло решение исполкома Ленсовета о закрытии этого храма и передаче его под склад военно-морской базы.

Алла Максимова : Склад работал тут до войны, во время военных действий и в Блокаду здесь были устроены пункты наблюдения. Во дворе стояли зенитки. К этому моменту в келье монахов, с болью в голосе говорит Лидия Ивановна, были превращены в коммуналки. Кирпичная кладка и мозаика храма почти не пострадали, чего о других ценностях сказать нельзя.

Лидия Загородская : Иконостас ведь деревянный, позолоченный вывезли. Все иконы вывезли. Ни одной иконы не сохранилось, за исключением иконы храмовой «Успение Пресвятой Богородицы». Эта икона сегодня хранится в Князь-Владимирском соборе. Очень много было люстр, дорогие, индивидуальные, по рисунку Косякова, потому что Косяков прорабатывал все, вплоть до ручек дверных. Все это было снято, демонтировано, уничтожено, разграблено.

Алла Максимова : И вот середина 50-ых. В истории подворья Киево-Печерской Лавры наступает эпохальный момент. Впервые в Ленинграде, здесь, прямо в храме заливают каток с искусственным льдом. Фрески на стенах побелели. Позже на них нанесены несколько десятков слоев масляной краски. Историки называют переделки в храме кощунством. Факт, однако, остается фактом. Здесь начинаются тренироваться самые талантливые фигуристы города на Неве, в том числе пары Белоусова - Протопопов и Москвина - Мишин. Последний, Алексей Николаевич, признался нам, что это был его первый каток.

Алексей Мишин : Каток в самом церковном зале. И были хоры, и на этих хорах сидели родители и смотрели. Там был маленький кабинет директора, Григория Васильевича Рыбакова. Там была такая вообще обстановка, которая позволяла хорошо и вольготно дышать, потому что были очень высокие потолки, купола. Впервые в мировой практике мы стали выполнять там поддержки на одной руке, что было архисложно. И помню, как мы занимались атлетической подготовкой и таскали штангу в подвалах церкви, стены которой имели метровую толщину.

Алла Максимова : Понимание того, где они катались, пришло спустя годы. Тогда, впрочем, стены, которые помнили песнопения, молитвы и светлые праздники, здорово помогали. В этом тренер олимпийских чемпионов убежден.

Алексей Мишин : Вы знаете, чувствовался какой-то такой душевный подъем. И я был тогда совершеннейшим атеистом, конечно, но эта архитектура, она ведь создана не зря и не случайно. Она ведь создана для того, чтобы что-то пробуждать в человеке светлое, доброе, спокойное. Это атмосфера, безусловно, существовала, потому что я не помню, чтобы на этих катках существовали какие-то, я не знаю, грязные взаимоотношения или какие-то недобрые помыслы. И мы приходим туда часто, в эту церковь, спрашиваем: «Разрешите нам пройти вниз?». И нам разрешали пройти вниз. И мы видим те самые, они выглядят, в общем-то, как катакомбы, в которых когда-то творилось начало отечественного фигурного катания.

Алла Максимова : Ну а, так сказать, новая старая биография храма на берегу Неву началась в 91-ом году. Церковь тогда передали монастырю Оптина пустынь, почти сразу начали реставрировать.

Виктор Воронин : Да, это была реставрация несколько лет назад сделана, кстати, за средства городского бюджета, поскольку этот храм, наверное, самый заметный из храмов, которые есть в панораме Невы. И благодаря тому, что и фасады сейчас так заиграли, заблестели купола и золотом, и серебром. Все, кто видел это, обратили, наверняка, внимание на такое нетрадиционное, наверное, колористическое решение, которое применило Косяков. Купола были частично вызолочены, орнаменты в нижней части, а основная часть покрыта сусальным алюминием, который имитировал серебрение. Сейчас, при реставрации мы не стали воссоздавать алюминий, а восстановили собственно серебрение, которое позволило то самое колористическое решение Косякова воссоздать.

Наталья Костицина : Слушайте, если возвращаемся, Виктор, к церкви Успения Богородицы, моя коллега сказала в своем материале о том, что масляной краской были замазаны…

Виктор Воронин : Да, вся внутренняя роспись храма была многослойно закрашена масляной краской. Это создает, конечно, большие проблемы сейчас при воссоздании отделки храма. Очень много времени, сил и, соответственно, средства приходится затрачивать на послойное, очень тщательное, медленное снятие этой масляной краски. Но как у всякого явления есть разные стороны. Штукатурка не была сбита, не была уничтожена. При таком, казалось бы, кощунственном приспособлении под каток. Тем не менее, те, кто приспосабливал здание, сохранили эту роспись, и сейчас те, кто войдут в этот храм…

Наталья Костицина : Что можно сейчас там увидеть?

Виктор Воронин : Поражаются. И я сам, несмотря на то, что для меня это неудивительно, всякий раз, когда прихожу туда и вижу какие-то новые участки живописи, освобожденные от лесов, на меня это производит очень сильное впечатление, во многом нетрадиционная для нашего города архитектура, нетрадиционна живопись. Это подворье Киевского монастыря с сильными барочными западными влияниями, с очень богатым декором, стремлению к обилию позолоты и так далее. Участвовал ли в декорировании храма Васнецов - сомнительно. По крайней мере, документальных подтверждений этому нет, но, по-видимому, киевские мастера принимали участие в росписи. И я всем рекомендую, кто там не был, сходить и посмотреть на уже расчищенные участки, а их много, начиная от купола, где изображен Христос Вседержитель, заканчивая хорами, где, кстати, тоже очень нетрадиционные для города сюжеты, связанные с историей Киево-Печерского монастыря, всем рекомендую это увидеть.

Наталья Костицина : Кстати, упомянула о майолике, ведь эти майоликовые панно делал тот самый знаменитый Кремер, который и преподавал в училище Штиглица, его руке принадлежат майоликовые панно.

Виктор Воронин : И петербургские, и киевские мастера очень многие принимали участие в строительстве, постепенно все это раскрывается, то, что было закрашено краской не только в интерьере, но и на фасадах, оно постепенно раскрывается. И майолики, и мозаики, там очень много техник декорирования применено. И должен отметить, что как раз позиция пользователя, как мы выражаемся юридически, этого памятника подворья монастыря Оптина пустынь, она чрезвычайно способствует реставрации. Люди не стремятся сделать все как можно быстрее, что, как правило, приводит к ухудшению качества. Люди разделяют наш научный реставрационный подход. И не торопятся.

Это место на берегу Невы исторически всегда принадлежало монастырским подворьям. С 1721 по 1766 гг. здесь находилось подворье Троице-Сергиева монастыря (ныне Лавра), Псковского Архиерейского Дома (с 1766 по 1875 гг.), Киево-Печерской Лавры (с 1875 по 1933 гг.).

Киево-Печерское подворье было построено по проекту выдающегося архитектора Василия Антоновича Косякова.
В.А.Косяков предложил уникальное архитектурное решение по строительству свода храма, что позволило не ставить внутри храма дополнительные колонны. Это решение также улучшило и акустику.

В 1885 г. совершилась торжественная закладка храма во имя Успения Божией Матери и Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Строили подворье без перерыва с раннего утра до наступления ночи.
При всей богатой и тщательно выполненной отделке (желтый кирпич, мозаика, изразцы), главным для архитектора была выразительность силуэта церковного комплекса.
Косяков успешно развивал, ставший популярным к концу XIX века неорусский, а точнее неовизантийский стиль, который отражал назревшее в российском обществе стремление к духовным и историческим корням.

Все строительные работы были завершены в 1900 г. На берегах Невы было выстроено единое сооружение из четырех сомкнутых квадратом зданий, над которыми доминировала Успенская церковь. Её окружали двухэтажные здания Митрополичьих покоев и флигелей, в которых находились кельи монахов, а также служебные и хозяйственные помещения.
В 1902-1903 годах храм был расписан иконами в честь успения божей матери

В конце августа 1930 года прошел первый арест братии. Арестованных монахов обвинили в том, что они «систематически задерживали разменную серебряную монету, подрывая этим денежной обращение в СССР». Всех осудили по ст. 58-10 и 59-10 УК и отправили по этапу на Север на 3 года в концлагерь.

В марте 1932 г. были арестованы последние монахи Подворья, осуждёны за контрреволюционную деятельность и отправлены в ссылку на три года в Казахстан.

Киево-Печерское подворье перестало существовать, превратившись в приход Успенской церкви, состоявший из единодушно верных прихожан, что дало возможность продержаться Успенской церкви ещё четыре года.

В конце 1933 г. ОГПУ вычислили активистов из прихожан, составили сценарий и распределили роли «подрывников» Советской власти. Активисты были арестованы (всего 43 человека). Не погнушались даже арестами несовершеннолетних детей, обвинив их в подготовке убийства Сталина.

Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, будущий отец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

После ареста своих верных чад, Успенская церковь действовала ещё год. В январе 1935 г. она была закрыта.

В 1961 г. в церкви состоялось торжественное открытие первого в Ленинграде катка с искусственным льдом. Каток арендовали все спортивные общества того времени.

Здесь начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания. На льду в Успенской церкви тренировались фигуристы Л.Белоусова и О.Протопопов, впоследствии олимпийские чемпионы и неоднократные призёры Европы и мира.

Каток действовал до 1991 г., хотя со временем стал приходить в упадок и требовать всё больших вложений в ремонт здания, которое постепенно ветшало. От постоянной сырости стены повреждались грибком и разрушались.

В июне 1991 года монастырю Оптина пустынь было передано подворье бывшей Киево-Печерской Лавры.
В октябре 1993 г. в южном приделе Храма в честь Преподобных Антония и Феодосия и прочих чудотворцев Печерских стали совершаться богослужения.

Восстанавливать Храм оказалось труднее, чем строить. Почти пять лет ушло на изучение технического состояния памятника, создание методик восстановления и реставрации, изготовления проектно-сметной документации, ликвидацию последствий катка, вывоз мусора, восстановление пола.

Текст позаимствован отсюда.

На набережной Лейтенанта Шмидта стоит красивейшая Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Монументальное здание поражает кажущейся легкостью и простотой. Благодаря таланту архитектора, это строение удачно вписалось в облик помпезного Невского проспекта и Васильевского острова.

Славная история Успенской Церкви

На теперешнем месте храма в 1721-ом году было заложено монастырское подворье с небольшой церквушкой и несколькими строениями. За свою историю оно несколько раз переходило от одного монастыря к ведению другому. В 1875-ом году его приобрела Киево-Печерская Лавра.

На тот момент маленькая церквушка не вмещала всех прихожан, а здания вокруг не отвечали требованиям монашеского подворья. Митрополит Киевский Иоанникий ходатайствовал о перестройке подворья. И вот в 1894-ом году был проведен конкурс среди архитекторов на постройку комплекса церковных зданий. Среди множества работ был отобран проект Косякова Василия Антоновича. В своем проекте ему удалось придать строению солидности и простоты, объединить уют домашней церкви с грандиозностью митрополичьего собора.

Здание выполнено в псевдорусском стиле. Нижняя часть постройки отделана серым гранитом. Верх выстроен из радомского песчаника и четырнадцати видов лекального кирпича. Чтобы внутреннее пространство храма было как можно просторнее, архитектор предложил оригинальное решение – пересекающиеся арки. Таким образом, ему удалось обустроить внутренне пространство церкви без колонн, и зал для ведения служб получился огромным, он мог вместить до двух тысяч прихожан.

На подворье помимо церкви были выстроены еще конюшни, жилые, бытовые и служебные помещения, был разбит уютный садик. Постройки были расположены так, чтобы оградить мирную монашескую жизнь от столичного города.

Восемнадцатого декабря 1897-го года было проведено освящение главного придела в честь Успения Пресвятой Богородицы. А уже через день освящен боковой придел, посвященный Антонию и Феодосию Печерским.

К 1900-му году строительство закончилось. До 1903-го года велась роспись внутренней части храма, которую осуществляли художники из мастерской Федора Соколова. Исследователи утверждают, что к росписи стен приложил руку и Виктор Васнецов.

В храме ежедневно проводились службы, работала большая библиотека, монахи несли свое послушание в стенах обители. Но грянула революция 1917- года и спокойная жизнь монахов и прихожан прекратилась.

Сначала подворье обрело статус приходской церкви. В 20-е годы из храма были вынесены все ценности. Власти не раз предпринимали попытки закрыть церковь. Здание хотели передать в ведение завода "Метприбор", но передача не состоялась. Позднее было решено снести строение. Прихожане собрали больше трех тысяч подписей в защиту храма. Последовал арест оставшихся при храме монахов и ряда активистов из числа прихожан. В списке сосланных на Соловки был певчий хора Гундяев Михаил Васильевич, отец нынешнего Патриарха Кирилла.

В 1935-ом году храм закрыли и в нем устроили склад. В 1961-ом году тут обустроили каток с искусственным ледовым покрытием. Бесценные росписи на стенах были попросту закрашены. Воздействие длительного холода и влаги разрушали стены и фундамент исторического строения.

Второе рождение и возрождение храма

В июне 1990-го года храм был возвращен православной церкви. Комиссия, проводившая оценку здания, вынесла вердикт, что оно не подлежит восстановлению. Но было решено восстановить строение в первозданном виде. И уже в 1993-ем году в боковом приделе начались службы.

В 1997-ом году начались работы по восстановлению росписи стен, которые ведутся до сегодняшнего дня. Был установлен иконостас по сохранившимся фотографиям. На звоннице установлены шесть колоколов.

Одной из первых начала действовать приходская библиотека при храме. Сегодня в ее архиве более двадцати двух тысяч экземпляров.

В последний год двадцатого века при храме открылся Институт религиоведения и церковных искусств. Здесь все желающие могут освоить иконопись, вышивку, церковное пение, богословие. Позже была открыта православная Гимназия. Мужской хор является еще одним сокровищем Успенского подворья. Стройное пение хора сопровождает каждую службу.

Церковь стала островком духовной жизни в самом сердце Санкт-Петербурга. Городское месторасположение способствует ее обширной социальной и просветительской деятельности. Она проводит активную благотворительную работу.

Ставропигиальный православный собор располагается на Васильевском острове, что в Санкт-Петербурге. Церковь сооружалась в течение двух лет с 1885 по 1887 год., это пятиглавое религиозное здание рассчитано на 2000 прихожан. Сегодня Успенский храм является подворьем Козельской пустыни.

История постройки храма

В 1721 г. по указу государя Петра Первого на территории Васильевского острова началось возведение подворий для архиереев Синода. Троице-Сергиева пустынь приобрела землю у семьи Нарышкиных. Через 30 лет монастырь перенес подворье на набережную Фонтанки, оставив на берегу Невы церковь Рождества.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Санкт-Петербург

  • Это здание вскоре собирались продать, но покупатель так и не нашелся. Поэтому Екатерина II распорядилась передать оставшуюся одинокой церковь во владение епархии Пскова. В подворье проводились церковные заседания и проживали архиереи.
  • Вскоре Священный синод перенял правление, так как Псковской епархии недоставало средств и географической близости для рационального контролирования дел. Смена владельцев не повлияла на благоустройство, поэтому вновь встал вопрос о продаже участка с одинокой церковью. Священный синод отдал его за 86 тысяч рублей.
  • Участок включал, главным образом, двухъярусную, постоянно ремонтирующуюся церковь . Во дворе храма располагались служебные строения и склад материалов. Рядом находился общественный туалет и яма с мусором. Митрополит Арсений предлагал осуществить полноценную перестройку, но скончался, не успев разработать и утвердить проект.
  • Бедное подворье сдавалось в аренду мирянам, с 1879 г. начались ремонтные работы, архитектор П. Шестов построил одноэтажный флигель. Старый Рождественский храм, к сожалению, уже не мог вмещать всех желающих, его состояние становилось критическим: не хватало освещения, штукатурка стен отваливалась, целостность пола и потолков была сильно нарушена. В архиерейских покоях установили чугунные колонны, чтобы избежать крушения кровли.

В конце XIX века прошел архитектурный конкурс, где рассматривались проекты нового здания. В 1884 г. на месте одного из снесенных строений воздвигли двухэтажный дом для настоятеля и митрополита. Отсюда архиереи могли выходить прямо в храм. Через несколько лет соорудили сад и 2 двора, конюшню, сарай и ограду. Подворье обрело статус закрытого комплекса с отдельными помещениями для монахов, архиереев и настоятеля. В 1915 г. здесь благоустроили богатую библиотеку, принадлежащую отцу Владимиру.

Возведение Успенского собора

Первый камень заложили в конце лета 1895 г., работами руководил архимандрит Феогност. Строители трудились с самого утра до позднего вечера, вместо кирпича для арок было решено использовать бетонную смесь. В начале осени 1896 г. внутри строящегося здания воздвигли временный собор, предназначенный для ежедневных богослужений. Через год на купола храма подняли православные кресты.


На заметку! В начале лета 1932 г. Успенский храм передали под управление Ленинградского митрополита, а спустя четыре года, его использовали в качестве спортивного зала. Во время блокады Ленинграда под кровлей установили пункт ПВО, а внутри самого собора - склад морского флота. Подвал оборудовали в бомбоубежище, а сад использовали как зенитный расчет.

Восстановление

В 1956 г. поступило распоряжение о том, чтобы внутри церкви соорудить крытый каток. В результате подготовительных работ уничтожили напольное покрытие, настенную живопись, а на месте алтаря организовали гардероб. Здесь поместили склад инструментов и мастерскую по заточке, стены украсили знаменами и портретами вождей.

Другие храмы в честь Успения Богородицы:

В 1967 г. каток использовали для обучения детей. Состояние здания ухудшалось, требовался полноценный ремонт. Чтобы исправить проблемы с финансированием, здесь открыли бани и цветочный магазин.

В 1991 г. Успенский храм передали Оптину монастырю, временный иконостас разместили там, где располагался каток. Началось постепенное восстановление Божьего дома: убирались не принадлежащие архитектуре церкви стены, вывозился мусор. Ежедневные богослужения начали проводить только с середины зимы 1996 г.

Иконы Богородицы в Успенском храме, Санкт-Петербург

В 1998 г. на храм поставили крест, а к 2003 г. полностью реконструировали иконостас. В 2013 г. Успенский храм сиял новой жизнью, патриарх Кирилл освятил его традиционным ритуалом.

На заметку! В 1994 г. при храме открыли воскресную школу и богословские курсы. В 1999 г. эти заведение переквалифицировались в институт религиоведения, где изучалась христианская культурология и практиковалось миссионерство, социальная деятельность. В 2010 г. здесь организовали православную гимназию в честь святителя Амвросия.

Архитектура

Собор имеет пять глав и создан в псевдорусской манере, вмещает до 2000 человек. При возведении использовали кирпичную кладь и бетонную смесь. Нижний ярус облицевали гранитом серого цвета, а верхний - песчаником. Гладкие поверхности куполов покрыли алюминиевыми листами.

Внутреннее пространство собора образовалось за счет перекрещивания арок, поэтому зданию не требуются поддерживающие колонны. Изначально стены храма расписывали московские мастера. В восстановительных работах участвовали выпускники Академии искусств города Санкт-Петербурга.

Внутренняя роспись купола демонстрирует Христа и сонм ангелов, под барабаном располагаются композиции, рассказывающие о деяниях Спасителя. Тема алтаря, находящегося в центре, - Успение Пречистой Девы. Рядом располагается мраморный престол и позолоченный иконостас из фарфора.

Роспись главного свода Успенской церкви в Санкт-Петербурге

Святыни храма, как добраться

Сегодня Успенский храм благополучно принимает паломников и проводит ежедневные богослужения.

При Успенском храме, расположенном на Васильевском острове, работает и институт религиоведения. Братия также обладает скотом и имеет возможность заниматься сельским хозяйством.