Сонник

Родительское собрание на тему адаптация 5 классников. Родительское собрание "адаптация пятиклассников". Как подготовить родительское собрание

Уважаемые родители!

Мы рады встрече с вами. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к данной теме, а она действительно заслуживает внимания. Будет ли школьная жизнь наших детей радостной или, наоборот, омрачится неудачами, плохим самочувствием, во многом зависит от нас, взрослых.

Одна из болевых точек учебного процесса в школе – это адаптация пятиклассников, так как переход учащихся из начального звена обучения в среднее звено вносит изменения в привычную школьную жизнь:

    кабинетная система;

    большое количество учителей предметников;

    появляются новые виды домашних заданий;

    увеличивается количество изучаемых предметов,

    объем и темп работы на уроке, отличаются от начальной школы;

    сложность адаптации к учителям.

Все эти причины приводят к переутомлению детей, возрастанию состояния стресса, снижения успеваемости.

Социальная адаптация – это приспособление ученика к условиям социальной среды, является одним из основных факторов успешной социализации личности, который включает в себя и принятие ребенком социальной роли “ученика”.

Социальная адаптация включает:

    Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.

    Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.

    Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.

    Способность к самообслуживанию и самоорганизации.

    Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации у учащихся происходит всегда. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя, и каковы будут психологические и педагогические последствия такой адаптации. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

Важной задачей для ребенка является сохранение самоуважения, в чем ему обязаны помочь не только педагог и психолог, но и родители.

Родителям полезно знать, что трудности в учебе могут быть самого различного характера. Они связаны с необходимостью:

    Вспомнить ранее усвоенный материал, воспроизвести и изложить его.

    Запомнить новые данные, которые с трудом усваиваются.

    Спланировать предстоящую деятельность, выбрать наиболее рациональные пути и способы ее выполнения, предвидеть ее результаты.

    С необходимостью самоконтроля и самооценки выполняемой деятельности.

Правильно поступают родители, которые, помогая, в выполнении домашнего задания, обращаются к ребенку с такими вопросами:

Что ты думаешь предпринять?

Что нужно вспомнить для того, чтобы это сделать?

Какими еще средствами и способами можно выполнить данное задание?

Как проверить или доказать правильность полученных результатов?

Учебная работа, несмотря на ее сложность и интенсивность, ни в коем случае не должна вызывать переутомление. Поэтому необходимо учебу, режим дня, свободное время поставить под ненавязчивый, но четкий и твердый контроль.

Не забывайте хвалить ребенка, показать ему, что его успех тоже радует вас. Это придает ребенку уверенность в собственных силах и возможностях.

Чтобы процесс адаптации прошел успешно, мы рекомендуем родителям осуществлять:

    Неослабевающий контроль за успеваемостью и поведением детей.

    Поддерживать тесную связь с учителями - предметниками и классным руководителем.

    Являться союзниками школы.

    Планировать совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения хорошего контакта между родителями и детьми, развития кругозора детей.

    Помогать классному руководителю во внеклассных делах.

Приложение.

Уважаемые родители!

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Родительское собрание "Адаптация учащихся 5 класс.
Выступление педагога­психолога.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход
учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период; от того, как пройдет
процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача -
разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с
какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем
оказать ребятам.
Возрастные особенности учащихся в этот период
Подростковый возраст (10-15 лет) - период бурного роста и развития организма.
Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной
системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость,
раздражительность,
вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и
педагоги, и родители.
Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно.
Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает
дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во
взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый
возраст - это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного
стремления к творческой деятельности.
В 5­м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации
к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать - в широком смысле -
приспособление к окружающим условиям. Мы ведем речь именно психологической
адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым
условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними.
Адаптация пятиклассников к предметному обучению
Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным
периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том,
что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным.
Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы
приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного
месяца до целого года.
Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это
рассогласованность, требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации
множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их,
преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой
жизни.

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь
отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути
самосовершенствования и самореализации.
Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, –
завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку
необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и

помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе,
классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке
приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого
учителя.
Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10-11
лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под
влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер
самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными
характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении
в этот период кризиса самооценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4-5
классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. успеваемости.
Основные причины трудностей в обучении пятиклассников.
Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, “не
огорчались и не переживали”, “радовались”, “чтобы мама, когда посмотрит дневник, не
наказывала и не плакала” – достаточно сильно у пятиклассников. Отмечавшееся к концу
начальных классов снижение интереса к учебе, “разочарование” в школе сменяются ожиданием
перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с проблемами,
трудностями, непонимание может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это,
столь важное желание.
Поэтому важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в
учении и помочь ему преодолеть их. Это прежде всего недостатки учебной подготовки:
пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, неправильно усвоенные и
несформированные учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут
быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания ­
с неумением правильно определять корни слов, а, значит, и подбирать проверочное слово.
Проблема здесь в том, что эти пробелы не всегда легко определить. Это бывает трудно сделать
даже профессиональному педагогу, поскольку этот пробел нередко скрывается за другими,
полностью или частично усвоенными знаниями и навыками. Поэтому, помогая школьнику в
учебе, важно обратить внимание на то, чтобы он досконально понял даже мельчайшие детали
выполнения “трудного” задания. Для того чтобы выяснить это, можно попросить школьника
выполнить одно­два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает.
Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых
мыслительных действий и операций – анализа, синтеза, с плохим речевым развитием,
недостатками развития внимания и памяти. Пятый класс очень благоприятное время для
преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития
мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать
детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других.
Можно использовать в качестве методов тренировки и коррекции внимания и памяти
многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта),
сосредоточенности, зрительной памяти, подсчета на рисунках или в окружении нескольких
объектов, объединенных по разным основаниям (например, количества троллейбусов и

предметов синего цвета) и т.п. Все эти игры особенно эффективны при включении в них
элемента соревнования, что отвечает потребностям детей данного возраста.
Важно иметь в виду, что, во­первых, навыки в игре проявляются при достаточно сильном
мотиве и потому оказываются более ярко выраженными, чем в учебной деятельности, а во­
вторых, перенос сформированных таким образом навыков на учебную ситуацию составляет
отдельную задачу. Поэтому необходимо постепенно, по мере вовлечения школьников в занятия,
приблизить ситуации к учебной, поставив это как специальную задачу.
Еще одной причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность
поведения и деятельности – нежелание, “невозможность”, по словам школьников, заставить
себя постоянно заниматься. Хотя школьники­пятиклассники могут выполнять достаточно
сложную деятельность, преодолевая значительные трудности ради непосредственно
привлекательной цели, они испытывают значительные трудности в преодолении и внешних, и
тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.
Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой
деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету. Исследования
показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному
учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом
предмете, а субъективное отношение к нему (Дубровина И.В., 1991). Такое отношение к
собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей,
умений, интересов школьника, так как для этого оказывается важным по сути то, чтобы занятие
вызывало у десятилетнего школьника положительные эмоциональные переживания (а если
вспомнить, что дети в этот период характеризуются в основном жизнерадостным настроением,
то задача представляется еще более простой).
Но эта особенность может быть и причиной трудностей в учении. Общее положительное
к себе отношение и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей
реальной успешности, нередко приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела,
будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности бросают, не
испытывая при этом особых угрызений совести. Стандартное объяснение этому “разонравилось,
не хочется, не смогу” отражает, как это ни странно для взрослых, реальную причину: теряется
положительное отношение и, как следствие, снижается самооценка в этой области. При этом
из­за преобладания эмоциональной регуляции такие ситуации не влияют на общее
положительное отношение школьника к себе. Негативные оценки окружающих, собственные
неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное – не имеющие прямого
отношения к их способностям и возможностям.
Но известно, что слишком сильные или слишком длительные позитивные эмоции могут
оказать такое же отрицательное влияние, как сильные и длительные отрицательные,
способствовать возникновению своеобразной “эмоциональной усталости”, проявляющейся в
раздражении, капризах, “скандалах”, плаче и т.п. Таким образом, чрезмерное увлечение
эмоциональной стороной, стремление максимально позитивно окрасить любую деятельность
школьника могут привести к обратному эффекту.
В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе важно использовать
юмор. Юмор имеет очень большое значение для развития ребенка этого возраста, в том числе и
познавательного. В это время дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые часто
кажутся взрослым несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали

значение юмора для развития детей, были терпимыми к детским шуткам и умели использовать
юмор в своих целях. Как известно, многие достаточно сложные вещи запоминаются достаточно
легко (иногда на всю жизнь), если они представлены в шутливой форме (“Биссектриса – это
такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам”, “Медиана – это такая обезьяна,
которая прыгает на сторону и делит ее поровну”, “Как однажды Жак­звонарь городской сломал
фонарь” (расположение цветов радуги). Можно научить детей самим создавать подобные
фразы, используя юмор для лучшего запоминания.
Все указанные причины нередко выступают не изолированно, а совместно, объединяясь в
достаточно сложные комбинации, и требуют обычно значительных усилий, как со стороны
родителей, так и самого подростка. Сложности при ее осуществлении связаны с тем, что в
подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается
определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно высокой
самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и др.).
Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать
объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление
проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.
Рекомендации для родителей.
­ Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для
двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
­ Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности
светового режима.
­ Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей
рук,
­ Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.
Организация правильного питания.
­ Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря
на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
­ Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к
каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после
прошедшего школьного дня.
­ Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
­ Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка,
особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),
­ Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические
наказания.
­ Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.
­ Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного
контроля за его учебной деятельностью.
­ Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений
ребенка.

Родительское собрание №1

Тема собрания: Трудности адаптации пятиклассников к школе.

«Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь.»

Jl. Кьюи

Задачи собрания:

1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.

2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Форма проведения собрания: круглый стол.

Основные вопросы:

1. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

2. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

3. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

4. Анализ результативности учебной деятельности учащихся за I четверть.

5. Разное.

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя : Итак, первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь три месяца назад. Он теперь – пятиклассник. В пятом классе у ребенка новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
В большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

    очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

    непривычное расписание (новый режим);

    новый классный руководитель;

    в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;

    проблемы со старшеклассниками

Итак, рассмотрим проблемы школьной адаптации.

1. Изменение условий обучения и изменение требований

Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.

При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предметник выдвигает свои требования и таких требований МНОГО. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.

Чем можно помочь?

Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.

Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий

Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.

Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Во избежание «Психологических проблем адаптации пятикласс ников к школьному обучению и условия их успешного преодоления» хочу дать следующие рекомендации:

Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное при нятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

    Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Не формальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

    Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

    Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, де душек, сверстников).

    Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физи ческие и психические наказания.

    Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обуче нию. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

    Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и орга низация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

    Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное сти мулирование достижений ребенка.

    Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Мы не можем изменить учителей (все они разные, у каждого свои подходы к детям и своя методика преподавания), не можем изменить требования школы, но мы можем пересмотреть свое отношение к ребенку. Помните, насколько вы были вовлечены в процесс учебы, когда ребенок ходил в первый класс? Вы помогали ему собирать портфель, подолгу беседовали с учительницей, активно интересовались каждым школьным днем… Вспомните те времена. Подобное участие необходимо и пятикласснику.

Постарайтесь познакомиться и поговорить со всеми учителями. Поинтересуйтесь их основными требованиями. Так вам легче будет направлять действия сына или дочери.

Ненавязчиво помогите своему ученику сложить физкультурную форму, поинтересуйтесь, собран ли пенал, а также все необходимое для уроков «на завтра». Если вы работаете, а ребенок после уроков возвращается домой, не забывайте звонить ему, чтобы поинтересоваться: поел ли он, чем занимается, приступил ли к выполнению домашних заданий. Заранее составленный и красиво оформленный режим дня облегчит жизнь пятиклашке и вам.

Не корите ребенка за беспричинный плач, капризы, вспышки агрессии. Все это - защитные реакции психики.

Сравнительный анализ результативности учебной деятельности учащихся на конец года 4 класс и за I четверть 5 класса.

Хочу обратить ваше внимание на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

Разное.

Закончить наше собрание мне хочется словами притчи.

Притча Мудреца

Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».

То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках».

В первую очередь, это связь между новым и старым, наличие элементов уже хорошо знакомого в возникающих ситуациях. Таким образом, преемственность призвана обеспечить единство образовательного процесса.

«Адаптация» (лат.) — приспособление организма к новой среде. Применительно к школе термин означает физиологическую, социальную и психологическую готовность ребенка к изменениям. Детям предстоит не просто приспособиться к новым условиям, но и выработать свою позицию, наиболее способствующую успешному продвижению в социуме.

Что же меняется при переходе в 5 класс?

Темп жизни . Новые условия требуют быстрого реагирования на возникающие ситуации, когда приходится встречаться со старшеклассниками, новыми учителями, выполнять требования во все возрастающем темпе (объем знаний и умений, необходимый для усвоения, резко возрастает). Увеличивается количество предметов и учебных часов.

Стиль жизни . Дети сами переходят из одного кабинета в другой. Этого требует кабинетная система обучения. Теперь нет «своей» парты и своего закрепленного места, как это было в начальной школе. Соседи также меняются, так как предметники могут пересадить учеников по своему желанию или требованиям образовательного процесса.

Учителя . Учитель начальных классов прощается с классом, и в жизни пятиклассников появляется новая «классная мама». В основной школе нет такого контроля за детьми, как в начальной школе. У учеников появляется не 1-2, а множество новых учителей.

Цели и задачи . Осознание своего места в мире, личных предпочтений и возможностей в разнообразных видах деятельности.

Почему необходимо говорить об адаптации с родителями?

Ребенок несет в семью все свои проблемы, а с переходом в 5 класс трудности удваиваются. Дети могут стать более раздражительными и капризными, наработанный авторитет «отличника» или «хорошиста» подвергается проверке другими учителями. Успех оказывается не столь очевиден, а вот трудности достижения поставленной цели налицо.

В 5 классе начинаются дисциплинарные проблемы, и резко падает успеваемость. Педагоги и психологи обозначают эту тему так: «Проблемы адаптационного периода». Некоторые добавляют тезис о начале кризиса подросткового возраста. Хотя тут можно и не согласиться. До подросткового возраста еще года два.

Отношения учителей и учащихся, строившиеся на модели начальной школы, терпят существенные изменения. Происходит распад одной формы школьной жизнедеятельности и ее замена другой. Основные кризисные явления таковы:

  • спад учебной мотивации;
  • нарастание дисциплинарных трудностей;
  • рост тревожности;
  • дезориентация в жизненных ситуациях.

Собрание, где все родители явятся активными участниками, может предполагать особую форму, например, «Круглого стола», или «Работа в группах». Опыт показывает, что родителей привлекают такие необычные варианты.

Как подготовить родительское собрание

При проведении собрания учитель опирается на факты и цифры. Поэтому понадобится:

  • анализ текущей успеваемости, который лучше представить в форме газеты на доске или слайда презентации. Электронные дневники не всегда и не всеми родителями просматриваются, как показал опыт;
  • обзор проведенной в классе, накануне собрания, анкеты среди пятиклассников «Как живешь, пятиклассник?» или аналогичных ;
  • отзывы учителей. Лучшим вариантом здесь представляется присутствие учителей-предметников и школьного психолога на родительском собрании.

Повестка дня, тематика собрания

  • поведение и учеба детей в 5 классе по сравнению с начальной школой;
  • выступления предметников, где будут изложены требования к каждому предмету, тетрадям, дополнительным материалам;
  • координация межличностных отношений, подготовка домашнего задания и обстановка в семье.

Данный раздел подготовлен на основе реальных ситуаций, возникших на родительском собрании. Приводятся примеры диалога участников собрания.

Мама Кости : «Конечно, после рабочего дня, придя домой, пытаюсь найти время для сына и всегда спрашиваю: «Уроки сделал? Покажи дневник!».

Учитель: «Не стоит ограничивать круг вопросов темами уроков и оценок. Ненавязчиво старайтесь «разговорить» сына, спрашивайте о друзьях, деталях и событиях школьной жизни. Костя должен полюбить рассказывать о своих делах, он начнет советоваться с вами, а вы будете в курсе всех новостей, и сможете вовремя предотвратить нежелательные эксцессы».

Совет психолога: «Доверие в семье возникает тогда, когда ребенок чувствует вашу искреннюю заинтересованность в его делах. Если вы раз за разом произносите дежурную фразу о сделанных уроках, ребенок понимает, что вопрос вам на самом деле неинтересен, и доверие к вам падает».

Папа Артема : «А я не знаю других преподавателей, времени нет бегать по кабинетам…».

Учитель: «Если вы почувствовали, что назревает конфликт с одним из предметников, сообщите сначала об этом классному руководителю. Возможно, ситуацию удастся разрешить на начальной стадии».

Совет психолога: «Любой конфликт имеет стадии развития. Если не заметить скрытый этап его формирования, предотвратить следующие бывает невозможно. Будьте внимательны к своим детям».

Бабушка Никиты : «Усаживаю внука за домашние задания, и сама с ним сажусь, так дело быстрей идет».

Учитель: «Помогайте советом, но не готовым решением. Установите время выполнения. Например, вы говорите: «У тебя час на уроки! Минуты пошли!». Ребенок быстрее сконцентрируется и выполнит намеченное» (некоторые дети, наоборот, могут растеряться, когда ограничено время на выполнение задания. Правильным может быть научение ребенка самого планировать свой вечер и в т.ч. и подготовку домашнего задания с учетом расписания на следующий день, общего самочувствия, сложности предметов и объема заданий).

Совет психолога: «Формирование привычки выполнять домашнее задание происходит в процессе ежедневного труда. Необходимо каждый день садиться за уроки в одно и то же время, и привычка будет сформирована».

Приложение №1

Памятка родителям

Способы снижения тревожности у пятиклассников:

  • Ваш ребенок неповторим, не стремитесь к сравнению его с другими детьми.
  • Если хвалите, то ребенок должен понимать, за что.
  • Помните, что воспитывают не словами, а примером, демонстрируйте уверенность в ситуациях!
  • Давайте посильные задания, ибо завышенные требования ведут к упадку сил и разочарованию.
  • Создавайте ситуацию успеха. Овладел очередным рубежом? Хвалите!
  • Не одергивайте без повода, старайтесь делать меньше замечаний.
  • Наказывайте в крайних случаях, применяйте прием «отложенного наказания». Помните, что наказание — это не «стояние на горохе», оно не должно унижать.
  • Не рубите сук, на котором сидите: не подрывайте авторитет учителей своими замечаниями типа: «Ничего не понимает ваша учительница», и т.п. Так вы закладываете основы конфликта.
  • Наблюдайте за играми, в них проявляются профессиональные склонности, подбадривайте детей в полезных начинаниях.

Приложение №2

Анкета пятиклассника

Какие чувства ты чаще всего испытываешь в школе?

а) тревога, б) страх, в) спокойствие, г) радость

Какие новые предметы тебе легче всего даются? Перечисли от одного до трех.

По каким предметам испытываешь наибольшие трудности?

Какой кабинет в школе самый привлекательный для тебя?

Приложение №3

Пример протокола родительского собрания

Тема собрания: «Адаптация учащихся 5 «Б» класса к новым требованиям в школе».

  • дать понятие адаптационного периода и определить особенности его прохождения;
  • ознакомление с новыми требованиями образовательного процесса
  • проанализировать успеваемость класса, анкету пятиклассников;
  • ознакомить родителей с особенностями адаптационного периода в 5 «Б» классе
  • выработать общие подходы в решении проблем в семье и школе

Повестка:

  1. Доклад классного руководителя.
  2. Выступления предметников.
  3. Советы психолога.
  4. Вопросы родителей.
  5. Разное.

Резолюция:

  • Педагогам проводить консультации для родителей в определенное время не реже раза в месяц

Родительское собрание "Адаптация учащихся 5 класса"

Родительское собрание

«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Цели:

1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

3) привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Участники: родители учащихся 5-го класса, психолог

Оборудование:

1. Столы в классе стоят по кругу.

2. Памятки родителям, анкеты.

Ход собрания.

Вступительное слово психолога

Притча о путнике и проводнике (рассказывает психолог)

Любые переходные периоды в жизни человека всегда свя­заны с проблемами. Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школь­ная жизнь ребенка. Наша задача - разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам

С точки зрения психологии...

Подростковый возраст (10-15 лет) - период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.

Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает до­полнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст - это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое вос­произведение.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать - в широком смысле - приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра - биологический и психологический. Мы ведем речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренни­ми.

Адаптация пятиклассников к предметному обучению

Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.

Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10-11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса самооценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4-5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.

ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ, БЕСЕДА

Психолог:

Уже все стороны имели возможность высказаться, но молчит главный герой нашего консилиума. Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование. (психолог знакомит присутствующих с данными проведенной «Методики изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью», методикой «Незаконченные предложения»)

Текст анкеты:

1.В нашей школе мне больше всего нравится

учиться, уроки

учительница

наш класс, столовая, спортзал

что еще, допиши

2.Я больше всего люблю уроки_______________________________

3. Часто ли тебе нужна дополнительная помощь в подготовке домашних заданий?_______________________________________

Напиши, кто тебе помогает_______________________

4. Моя учительница часто говорит, что я______________

5. Мои родители говорят о школе

часто редко никогда

6. Мои родители о моей учебе в школе говорят, что я________

7. Когда я вспоминаю о 4-м классе, то__________________________.

Подведение итогов собрания.

Решение собрания:

1. Классному руководителю продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.

2. Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.

3. Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса

4. Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.

5. Провести в конце года совместный вечер «Мы и наши родители».

Психолог:

Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастья короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство.

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то труд­ные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптиро­ваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вы­зывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по пред­мету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организа­ции общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, созда­ние условий для двигательной активности детей между выполне­нием домашних заданий.

Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.

Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тре­нировка мелких мышц кистей рук,

Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.

Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие дви­гательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобре­тение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.

Активное участие членов семьи в развитии двигательной активно­сти ребенка.

Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря нате неудачи, с которыми он уже стол­кнулся или может столкнуться.

Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, кри­тики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабу­шек, дедушек, сверстников),

Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обу­чению.

Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и орга­низация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.