Хиромантия

Сочинение на тему «Спорт. Доклад на тему: «Виды спорта Сочинение «Спорт в моей жизни»

Активный здоровый образ жизни является неотъемлемой частью жизни любого современного человека. К счастью, безвозвратно прошло то время, когда крутым считалась сигарета в зубах и бутылка пива в руках. Сейчас все больше людей отказываются от вредных привычек, выбирают правильное питание и спорт.

Спорт и здоровый образ жизни неразрывно связаны друг с другом. Это подтверждает знаменитая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух!» С этим нельзя поспорить: как правило, спортсмены – решительные и целеустремленные люди, постоянно идущие вперед. Положительное влияние спорта на здоровье и характер человека никогда не подлежало сомнению и уже давно научно доказано. Не зря ведь еще древние греки уделяли особое внимание физическим нагрузкам юношей и девушек, создавая специальные заведения – гимназии.

Профилактика здорового образа жизни включает в себя три основных правила: отказ от вредных привычек, правильное питание и регулярные занятия спортом. И если первые два пункта требуют от человека колоссальной силы воли, то вспомнить школьные уроки физкультуры может каждый. Не стоит пытаться стать профессиональным спортсменам, но элементарные физические нагрузки пойдут на пользу всем. Если вы готовы пообещать себе вести активный здоровый образ жизни, мы готовы помочь и рассказать, как заниматься спортом для наибольшего эффекта. Для начала разберемся, почему профилактика здорового образа жизни так необходима?

Влияние спорта на здоровье

На эту тему можно написать целую научную работу, рассмотрев вопрос с медицинской точки зрения. Однако такой текст вряд ли будет доступен и понятен обычным читателям, поэтому мы лишь перечислим те факты, которые известны каждому практически с детства.

    При регулярных занятиях спортом улучшается осанка. Это способствует правильному расположению всех человеческих органов.

    Кости и связки становятся прочнее, что уменьшает риск травм при падениях и сильных ушибах.

    Сердце становится более выносливым, а, значит, снижается возможность инсультов и инфарктов в пожилом возрасте.

    Физические упражнения улучшают кровообращение.

    Спорт и здоровый образ жизни помогают выглядеть лучше: обеспечивают красивую подтянутую фигуру.

    Регулярные физические нагрузки снимают стресс, улучшают настроение и повышают работоспособность человека. Может быть поэтому люди, занимающиеся спортом с юношеских лет, даже в пожилом возрасте выглядят молодо, меньше страдают от недомоганий и всегда улыбаются.

Теперь, когда вы узнали о том, как велико влияние спорта на здоровье человека, вам наверняка захочется прямо сейчас приступить к тренировкам. Не торопитесь, сначала прочтите некоторые рекомендации.

Как заниматься спортом для здоровья?

Прежде всего, трезво оценивайте силы. В таком деле, как физические нагрузки, главное – не перестараться. Если вы - начинающий спортсмен, нужно особенно внимательно прислушиваться к собственным ощущениям. Не стоит заниматься «до упаду». Как только почувствуете, что мышцы потрудились достаточно, прекращайте выполнение упражнения. Не расстраивайтесь, если не получится сразу сделать много подходов или достигнуть определенного результата. Успехи придет постепенно с течением времени. Не навредите себе в таком благом намерении, как вести активный здоровый образ жизни.

Дозируйте нагрузки в зависимости от возраста. Понятное дело, что маленьким детям, подросткам и пожилым людям противопоказаны нагрузки, связанные, например, с поднятием тяжести. Мужчинам и женщинам среднего возраста можно работать над определенными группами мышц, которые считаются проблемными.

Тренировки должны быть регулярными. Только тогда возможно достижение желаемого результата. А если ваши занятия спортом ограничатся посещением спортзала дважды или трижды за полгода, спорт и здоровый образ жизни никак на вас не повлияют.

Если вы решили заниматься дома, ничего не должно отвлекать от поставленной задачи, так что предупредите всех близких, что ближайший час или два вас нельзя беспокоить. А лучше пригласите их тренироваться вместе с вами. Так намного веселее и проще!


Польза здорового образа жизни общеизвестна и вот уже долгие годы не подлежит сомнениям. Качественное и сбалансированное питание, крепкий сон, посильный физический труд, частые прогулки на свежем воздухе – все эти аспекты во многом помогают укреплению организма, способствуют молодости и долголетию. Однако именно спорт в жизни человека становится наиболее мощным и действенным фактором в деле сохранения здоровья. Спорт всячески способствует гармоничному развитию человека, и в особенности это важно в молодом возрасте. Именно поэтому и мальчишкам, и девчонкам рекомендуются регулярные занятия спортом с самых юных лет, дабы он сумел оказать свое благотворное влияние и заложил хорошую основу здоровья на долгие, долгие годы. Занятия спортом – это неотъемлемая составляющая жизни человека, обеспечивающая необходимую активность. Физкультура и спорт дарят заряд бодрости и оптимизма, укрепляют иммунитет и тем самым ограждают человека от различных заболеваний.

Спорт неразделимо связан с закаливанием, и этот момент чрезвычайно важен, поскольку стойкость человека ко всякого рода внешним факторам, таким как низкие температуры, сырость или зной, обеспечивает его хорошее здоровье на протяжении всей жизни. Занимаясь спортом, также можно с удовольствием и радостью отмечать легкость и гибкость своего тела, силу мускулов, эластичность суставов, ведь отличная физическая форма – достойная награда тому, кто с готовностью преодолевает лень и уверенно стремится навстречу собственному совершенству. Однако польза физической культуры не ограничивается лишь оздоровительными функциями. Спорт – это еще и отличное настроение, высокий жизненный тонус и необычайный душевный подъем, и это прекрасная основа для стремления к успеху, новым свершениям и плодотворному труду.

Сейчас современный мир очень быстро развивается, все куда-то спешат, часами стоят в пробках, работают допоздна. И порой времени и сил на занятия спортом уже не остается.

Я же считаю, что заниматься спортом необходимо каждому человеку. Нехватка времени – это все отговорки. Думаю, не так уж и сложно выделить 10-15 минут в день, чтобы сделать гимнастику, пробежаться со своей собакой утром по парку, прокатиться на велосипеде или роликах.

Здоровье – это самое ценное, что есть у человека, и его нужно беречь и укреплять. Каждый день мы говорим другу «Здравствуй!», а значит, желаем здоровья. И даже в поздравлениях на День рождения, Новый год или любой другой праздник мы в первую очередь желаем друзьям, учителям и близким доброго здоровья. Я думаю, что занятия спортом – это один из самых доступных и приятных способов заботы о собственном здоровье. Совсем необязательно часами проводить в спортзале и выполнять тяжелые упражнения. Достаточно по утрам делать гимнастику, не пропускать уроки физкультуры, а после учебы заниматься тем видом спорта, который по душе. Я, например, очень люблю играть в волейбол и баскетбол, даже хожу в спортивную секцию и участвую в соревнованиях. я люблю кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей. Все мои друзья, так же как и я, занимаются спортом. Кто-то ходит в секцию плавания, кто-то играет вместе со мной в волейбол. Многие девочки из нашего класса занимаются танцами и гимнастикой. Я никогда не понимал тех, кто прогуливает уроки физкультуры и говорит, что там нечего делать. Мне кажется, это один из самых важных уроков, ведь на нем мы отдыхаем от умственного труда и заряжаемся хорошим настроением.

Спортсменов всегда уважали. В первую очередь, конечно, за их достижения в спорте. Но стремление к победе, пропаганда здорового образа , самоорганизация тоже заслуживают похвалы. Наша страна славится спортсменами во многих видах спорта – синхронное плавание, прыжки с шестом, теннис и др. Нам есть с кого брать пример, ведь спортсмены точно знают, что быть спортивным и здоровым – это модно!

Сочинение на тему спорт | Март 2015

Сочинение на тему «Спорт и здоровый образ жизни»

Польза здорового образа жизни общеизвестна и вот уже долгие годы не подлежит сомнениям. Качественное и сбалансированное питание, крепкий сон, посильный физический труд, частые прогулки на свежем воздухе – все эти аспекты во многом помогают укреплению организма, способствуют молодости и долголетию. Однако именно спорт в становится наиболее мощным и действенным фактором в деле сохранения здоровья.

Спорт всячески способствует гармоничному развитию человека, и в особенности это важно в молодом возрасте. Именно поэтому и мальчишкам, и девчонкам рекомендуются регулярные занятия спортом с самых юных лет, дабы он сумел оказать свое благотворное влияние и заложил хорошую основу здоровья на долгие, долгие годы.

Занятия спортом – это неотъемлемая составляющая жизни человека, обеспечивающая необходимую активность. Физкультура и спорт дарят заряд бодрости и оптимизма, укрепляют иммунитет и тем самым ограждают человека от различных заболеваний.

Спорт неразделимо связан с закаливанием, и этот момент чрезвычайно важен, поскольку стойкость человека ко всякого рода внешним факторам, таким как низкие температуры, сырость или зной, обеспечивает его хорошее здоровье на протяжении всей жизни.

Занимаясь спортом, также можно с удовольствием и радостью отмечать легкость и гибкость своего тела, силу мускулов, эластичность суставов, ведь отличная физическая форма – достойная награда тому, кто с готовностью преодолевает лень и уверенно стремится навстречу собственному совершенству.

Однако польза физической культуры не ограничивается лишь оздоровительными функциями. Спорт – это еще и отличное настроение, высокий жизненный тонус и необычайный душевный подъем, и это прекрасная основа для стремления к успеху, новым свершениям и плодотворному труду.

Сочинение спорт и здоровый образ жизни | Март 2015

Сочинение «Спорт в моей жизни»

Спорт помогает человеку быть в хорошей физической форме, а кроме того он воспитывает характер и силу воли. Занятия спортом способствуют укреплению здоровья. Даже простая зарядка утром под любимую музыку заряжает энергией на весь день.

Я всегда любил активные развлечения. Сколько себя помню, всегда играл в разнообразные подвижные игры. И получал от этого невероятное удовольствие! Поэтому родители записали меня на настольный теннис. Это очень интересный вид спорта, в котором необходимо проявлять быструю реакцию, хорошую координацию движений, концентрацию. Когда я играю, это захватывает меня целиком! Мне нравится этот вид спорта, потому что в нем нет перегрузок, он не очень травматичен, зато развивает гибкость, координацию, выносливость и силу мышц.

А еще занятия спортом дают почувствовать радость собственных достижений. Вот не получалось у тебя когда-то и мячик через сетку перебросить, а теперь — занимаешь призовые места на соревнованиях! И ты понимаешь цену приложенных усилий и работы над собой. А кроме того, осознаешь, что настойчивость хорошо помогает в достижении любых целей.

Не обязательно быть профессиональным спортсменом, чтобы получать пользу и удовольствие от занятий спортом. Многие из людей бегают по утрам, кто-то ходит на аэробику и фитнес, кто-то играет в футбол или занимается каратэ. Главное, чтобы это нравилось. А вместе с тем, это делает вас физически сильными и уверенными в себе, а также дает возможность знакомиться со многими интересными людьми.

Сочинение на тему Спорт в моей жизни | Октябрь 2015

Сочинение на тему «Мое отношение к спорту»

Я хотела бы сказать о своем отношении к спорту. Спорт играет важную роль в нашей жизни. Многие люди занимаются спортом в нашей стране. Они хотят быть здоровыми. Спорт — хорошее средство для борьбы со стрессом. По моему, спорт важен для здорового проведения свободного времени, спорт делает людей сильными.

Некоторые люди принимают участие в соревнованиях, другие предпочитают смотреть их по телевизору. Известно, что часовая прогулка полезнее постоянного участия в физических занятиях. Чтобы быть здоровым, люди присоединяются к занятиям по йоге и аэробике, делают гимнастические упражнения. Другие играют в футбол , бадминтон, волейбол или в теннис. Что касается меня, я стараюсь принимать все во внимание, и при этом я нахожусь в хорошей форме и надеюсь остаться такой же .

Я хотела бы немного рассказать о своих зимних забавах. С детства мои родители приучили меня кататься на лыжах. Для маленького ребенка и к тому же для новичка мне этот вид спорта показался очень сложным: то вечно падала, или просто лень было вставать на лыжи.

Несколько лет спустя, я уже стала с нетерпением ждать, когда выпадет . Прогулки на лыжах на свежем воздухе, катание на санках с крутой горы или же легкая пробежка по стадиону – все это стало моим хобби.

Почти каждый год мы вместе с братом ездим кататься на горнолыжную базу. Выбрав самую экстремальную тропинку, мы начинаем игру, кто первый дойдет до финиша. От этой игры мы получаем столько адреналина, что на весь год хватает.

А когда приходишь домой, ощущается такая приятная усталость. И что необходимо после катания на лыжах – это приготовить горячий чай и наслаждаться просмотром любимого фильма для полного расслабления мышц. Так я и делаю всегда.

Если вы хотите прожить жизнь без болезней и продлить свою жизнь до 100 лет или более, занимайтесь спортом . Ведь это намного лучше, чем сидеть целыми выходными перед телевизором.

Сочинение на тему отношение к спорту | Март 2015

Сочинение на тему «Мой любимый вид спорта - футбол»

Я обожаю игры с мячом, а больше всего люблю футбол . Это очень интересная игра, полная азарта. Она пришла к нам из Англии, хотя еще в Древнем Египте и у индейцев майя были похожие игры с мячом. Сегодня футбол - самая распространенный вид спорта в мире. Миллионы людей занимаются им в свободное время, а поистине миллиарды смотрят мировые чемпионаты. Профессиональные игроки, звезды футбола, стали кумирами целых народов. Можно назвать Диего Марадону, Паоло Мальдини, Рональдо, Зинедина Зидана, Андрея Арашавина, Андрея Шевченко.

Этот вид спорта развивает скорость, сообразительность, точность реакции и выносливость. Футболисты очень закаленные люди, ведь они гоняют мяч на свежем воздухе с ранней весны до поздней осени. Футбол является командной игрой и развивает сплоченность и командный дух. А больше всего меня привлекает непревзойденный азарт этой игры!

Я слежу за российскими и мировыми чемпионатами по футболу. Еще надеюсь, что когда-нибудь чемпионат Европы, будет принимать Россия, как в этом году Украина. Конечно, я всей душой желал, что на Евро-2012 наша сборная выйдет хотя бы в четвертьфинал. Но, увы…

Я сам тоже играю в футбол. С весны до осени мы гоняем мяч на спортплощадке и школьном стадионе. А зимой я занимаюсь футболом в крытом зале спортивного комплекса.

Моя любимая футбольная команда - питерский «Зенит», а в Европе - английский «Арсенал», итальянский «Милан». Еще я болею за украинский «Шахтер». Я еще не побывал на больших стадионах и на знаменательных матчах. Ходил только болеть за нашу местную команду, которая играет во втором дивизионе первенства страны. Но когда я вырасту, то обязательно поеду на серьезный чемпионат и увижу игру футболистов высокого класса.

Сочинение про спорт — футбол | Февраль 2016

Сочинение на тему «Волейбол — мой любимый вид спорта»

Я люблю подвижные игры, в том числе с мячом. А самый любимый вид спорта - это волейбол. Мы часто играем в него на уроках физкультуры в школе. Еще мы с друзьями натягиваем сетку во дворе, собираем две команды и бросаем мячик. Это занятие мне нравится намного больше, чем сидеть на лавочке и болтать ногами со скуки. На пляже или на природе мы тоже любим поиграть в волейбол. Правда, без сетки это не так удобно.

Мне нравится эта игра, потому что у нее достаточно простые правила. Надо приземлить мяч на половине команды-соперника. При этом нельзя пинать мяч ногой, можно только отбивать его руками. Недаром слово «волейбол» означает «летающий мяч». Выигрыш считается по очкам, так что всегда есть шанс изменить счет в свою пользу.

Волейбол развивает ловкость и силу рук, быстроту реакции и точность глазомера, а еще внимательность. У тех, кто много играет в волейбол, хорошо развита координация движений.

Поскольку бить мяч ногами нельзя, то не нужно бегать по площадке сломя голову, как в футболе. Но ноги все равно тренируются, когда подпрыгиваешь вверх, как на пружинах. Движения волейболиста легкие, изящные и красивые. И эта игра не из тех, что забирают очень много сил.

Поэтому я больше люблю играть в волейбол самой/(самому), чем смотреть соревнования по телевизору, например. Хотя бывает интересно и понаблюдать за другими, ведь волейбол входит в программу Олимпийских видов спорта.

Волейбол - очень азартная игра, она крепко объединяет игроков одной команды. Здесь надо бороться за команду, переживать за удачу всех. А победа приносит мне массу удовольствия, которое можно разделить со своей командой!

Сочинение о спорте — волейбол | Февраль 2016

Спорт. Всего одно слово, а как много оно значит! Занятие спортом - определенный вид деятельности людей, направленная на достижение заданного результата в физическом развитии человека.

Спорт - составная часть физической культуры, при которой основной упор делается на само физическое развитие человека, укрепление его здоровья и самочувствия.

Профессиональный спорт - та его часть, в которой участвуют спортсмены, направленные именно на достижение определенного результата в своей физической деятельности, на достижение победы и новых спортивных рекордов. Спортивные состязания, среди которых Олимпиады, Чемпионаты и Турниры выявляют лучших спортсменов. Конечно, мечта каждого спортсмена - победа на Олимпийских играх, самых крупных мировых состязаниях, которые возникли еще в Древней Греции, а впоследствии собирали участников со всего мира.

За свою историю развития, а история спорта простирается далеко-далеко в прошлое, начинаясь почти что с каменного века, возникло большое количество видов спорта , в которых каждый может реализовать свои наиболее выдающиеся способности. Обучение занятию спортом проводят различные спортивные организации , специализирующиеся на тех или иных видах спорта.

Развитие, пропаганду и популяризацию спорта проводят различные Спортивные Федерации, Ассоциации и Союзы , хотя основную роль в этом играет Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ.

Спорт окружает нас практически с самого рождения, в детском саду, школе, институте. Многие выбирают его в качестве своей профессии. И этому немало способствует огромная и все нарастающая популярность спорта и спортивного образа жизни.

Как быть оригинальным и написать интересное сочинение "Спорт в моей жизни"? Как правило, любой рукотворный шедевр письменного характера состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.

Сочинение на тему "Спорт в моей жизни": вступление

Какая должна быть вводная часть, о чем, из скольких предложений состоять? Сочинение "Спорт в моей жизни" может начинаться с наводящих вопросов, ответы на которые можно будет подробно изложить в основной части. Как вариант, введение можно оформить следующим образом:

"Какое место занимает спорт в вашей жизни? Это ваш лучший друг? А может, вы настолько ленивы, что не можете представить себя делающим какие-либо упражнения? Вы начинаете свой день с утренней гимнастики или предпочитаете провести еще 5 минут в теплой кровати? Какой спорт подходит именно вам? И какова роль спорта для мира в целом?"

Основная часть

Несмотря на то, что вступление и заключение очень важны, самой большой и информативной является именно основная часть. Сочинение "Спорт в моей жизни" может включать в себя факты, связанные с этой деятельностью в целом, например:

"Есть много различных видов спорта в настоящее время. Каждый может выбрать то, что хочет. Если вы полны энергии, то можете пойти поиграть в футбол, баскетбол, теннис и другие игры".

"Что касается меня, я люблю плавание. Я обожаю воду и не представляю свою жизнь без плавания. Я не профессионал, но два дня в неделю посещаю бассейн. Летом я предпочитаю плавать в море. К сожалению, проводить все летние каникулы в Испании или Египте слишком дорого. Но есть еще озера и реки, где можно также увлекательно проводить свое время.

Мои друзья говорят, что я очень спортивный. Но я с этим не согласен. Я хотел бы быть более стройным и подтянутым. А для этого было бы неплохо ездить на велосипеде. И я тоже считаю, что мы должны есть полезную и питательную еду, чтобы выглядеть привлекательно и свежо. Я выпиваю стакан сока и иду на пробежку.

Во время бега я люблю слушать музыку. Спорт и музыка - это мои хобби! Жить без них мне довольно трудно. Они все время поднимают мое настроение. Спорт заставляет меня улыбаться! Большим удовольствием также является просмотр различных спортивных программ. Особенно захватывающими я считаю гонки".

В основной части сочинения "Спорт в моей жизни" также стоит упомянуть мнения других людей по этому поводу:

"Многие мальчишки без ума от просмотра футбола. Большинство девушек не понимают их футбольной одержимости. Они если и смотрят игру, то наблюдают скорее не за техникой, а за самими игроками. Ведь футболисты все такие сильные и красивые. Мы должны понимать, что каждый человек выбирает то, что лучше для него самого".

Заключение

Итоговая часть сочинения "Спорт в моей жизни" должна включать основной вывод, в котором будет отражаться призыв или конечная оформленная позиция автора. Заключение может быть таким:

"Вы хотите быть толстыми и неповоротливыми и наслаждаться жизнью, лежа на диване перед телевизором с тарелкой гамбургеров? Лично для себя я решил, что буду иметь активную жизненную позицию. Каждый должен оценить влияние спорта на нашу жизнь. Спорт - это жизнь и здоровье. Это залог нашего хорошего настроения! Давайте дружить со спортом".

Вот и все, рассказ готов.

Спорт в жизни человека

Спорт играет важную роль в нашей жизни. Его можно воспринимать как хобби или же относиться к нему более серьезно и рассматривать как основную профессию. Люди в различных регионах мира имеют самые разные любимые виды спорта.

Чтобы сделать более информативным и оригинальным ваше сочинение можно добавить в него некоторые интересные статистические сведения, например, какие в мире

Топ-10 популярных видов спорта

Назовем такие:

  1. Футбол.
  2. Крикет.
  3. Баскетбол.
  4. Хоккей на траве.
  5. Теннис.
  6. Волейбол.
  7. Настольный теннис.
  8. Бейсбол.
  9. Рэгби.
  10. Гольф.

В эпоху современной научно-технической революции, происходящей практически во всем цивилизованном мире, наука властно и деятельно проникает и в промышленное производство, и в сферу быта, и в область, казалось бы, далекую от нее - досуг, организацию свободного времени современного человека. Физическая культура и спорт еще одно убедительное подтверждение поистине глобального характера современной науки и ее безграничных возможностей.

Исключительно быстрый рост спортивных достижений, наблюдающийся за последние годы во многих странах мира, активная работа ведущих советских и зарубежных тренеров и ученых, раскрывающих процессы, происходящие в человеческом организме в ходе достижения высших спортивных результатов, говорят о том, что спортивная тренировка достигла ныне совершенно нового качественного уровня. Используя лишь многолетний тренировочный опыт и основываясь на поверхностном знакомстве с биологическими и психологическими закономерностями жизнедеятельности организма, достичь сколько-нибудь значительных результатов в современном спорте невозможно.

Одна из характерных черт научно-технической революции заключается в том, что наука сама должна выступать как непосредственная производительная сила. Убедительные примеры этого в области спорта - многочисленные образцы исключительно полезного сочетания научной и тренерской деятельности.

Все большее развитие в общей системе научных знаний приобретает группа наук о направленном совершенствовании человека и о системе физической культуры.

Поскольку в сфере физической культуры и спорта отразились самые разнообразные стороны общества и государства (его экономика и политика, правовые установления, моральные и духовные ценности), понятно, что наука, изучающая сферу спорта, вынуждена исследовать не какую-то отдельную, частную область жизни, а ту, которую сейчас принято называть "междисциплинарной". Изучить эту область не под силу одному научному направлению. Осилить ее может лишь совокупность наук: педагогика и психология, биология и биомеханика, медицина, социология и Экономика и т. д. Поэтому в изучении физической культуры и спорта как социально-культурной отрасли необходим системный подход, при котором изучение взаимосвязей не менее существенно, чем исследование самих явлений.

И что не менее важно - изучение не ради самого процесса исследования, а во имя скорейшего решения тех задач, которые физкультурно-спортивиая практика ставит перед наукой. Многообразие этих задач целесообразно свести к двум: научное обоснование организации и управления советским физкультурным движением и научное обоснование его программно-методического обеспечения.

Если сформулировать коротко, то задача № 1 - как наилучшим образом организовать и управлять советским спортивным движением, системой физического воспитания и спортивной подготовки. Задача № 2 - каким должно быть конкретное программно-методическое содержание специализированных для каждой возрастной и профессиональной категории населения физкультурно-оздоровительных занятий или спортивной подготовки.

В пределах этих двух генеральных задач и находится практически любая проблема спортивной науки, в частности наиболее крупные, такие, как дальнейшее совершенствование научных основ советской системы физического воспитания, совершенствование системы подготовки спортсменов; исследования по истории физкультурного движения, организации и управления советским физкультурным движением; совершенствование системы подготовки кадров; совершенствование научной аппаратуры, оборудования и спортивного инвентаря; научные обоснования основных направлений в проектировании, строительстве и эксплуатации спортивных сооружений; разработка отраслевой автоматизированной системы управления. спортивным движением.

Важная черта современной научно-технической революции - концентрация усилий многих научных учреждений на изучении и разработке больших комплексных проблем практики, объединение возможностей многих ученые, лабораторий и даже институтов. В августовском (1966 г.) постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах но дальнейшему развитию физической культуры и спорта" признано необходимым сосредоточить усилия научных учреждений на изучении важнейших социологических, педагогических, психологических, медико-биологических и организационных проблем массового физкультурного движения и роста спортивного мастерства. Академии наук СССР, Академии медицинских наук СССР, Академии педагогических наук СССР рекомендовано принять активное участие в разработке этих проблем. Центральный научно-исследовательский институт физической культуры преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры.

Разработка важнейших научных проблем распределяется между наиболее значительными коллективами, в число которых входят как учебные институты физической культуры и кафедры физического воспитания крупнейших вузов страны, так и научные учреждения других министерств и ведомств. В науке о физическом воспитании все чаще осуществляются типичные для периода научно-технической революции широкие комплексные исследования с участием представителей различных научных направлений.

Естественно, с развитием спортивной науки совершенствуется и ее планирование. Оно все больше приближается к тому эффективному методу управления, который получил название "целевого", направленного прежде всего на дальнейшее повышение эффективности научных исследований, на их теснейшую связь с запросами практики, на конкретное решение ее задач.

Вместе с тем определенное место в плане научных работ занимают и поисковые, фундаментальные исследования, задача которых - дальнейшее непрерывное развитие самой системы знаний.

Планирование спортивной науки - неотъемлемая часть созданной в нашей стране общегосударственной системы планирования научно-исследовательской работы. Учитывая, что в сфере научной деятельности в нашей стране находится около 5 тыс. научных учреждений, десятки тысяч проектных, изыскательских и конструкторских организаций, сотни высших учебных заведений, становится понятным, что их работа невозможна без четкого планирования и надежной координации. Больше того, общегосударственное планирование и координация возможны лишь в условиях социалистического общества. Поэтому закономерно, что главные вопросы, определяющие прогресс науки, рассматривает и утверждает правительство нашей страны - Совет Министров СССР. Это основные направления развития науки; план развития науки; финансирование научных исследований и, наконец, основные мероприятия, направленные на улучшение развития науки и руководства ею.

Спортивная наука - неотъемлемая составная часть всего общегосударственного научного массива. Она развивается по общим законам.

Главная отличительная черта спортивной науки - в ее теснейшей связи с социалистическим государством, в неразрывности устремлений науки с задачами, которые выдвигает государство. И что не менее существенно - неустанные усилия нашего государства направлены на создание самой науке условий, которые позволяют ей с этими задачами справиться. Одним словом, налицо диалектическое единство: государство ставит перед наукой постоянно усложняющиеся задачи, но одновременно создает и возможности для решения этих задач. Опираясь на постоянную поддержку партии и правительства, наука спортивная растет в объеме и развивается в глубину.

Остановимся на некоторых количественных данных, характеризующих развитие самой спортивной науки.

Важное место в современном обществе, с одной стороны, и рост социально-экономических возможностей общества в результате технического прогресса, с другой, определили исключительно быстрый рост всех показателей науки в последние годы. В Советском Союзе значительными темпами растет число научных работников. Удвоение населения нашей страны произошло за 70 лет. Количество же научных работников удвоилось за 10 лет - с 1949 по 1959 г. Следующее удвоение произошло уже за 5 лет. И это устойчивая тенденция, продолжающаяся в наши дни.

Подобная тенденция характерна и для спортивной науки. Так, по некоторым данным, к 1950 г. насчитывалось немногим более 120 кандидатов и 3 доктора наук. С 1950 по 1960 г. 378 человек защитили кандидатские и 13 докторские диссертации. С 1960 по 1970 г. 526 человек защитили кандидатские и 32 докторские диссертации. Ныне же более 1600 кандидатских диссертаций и около 100 докторских находятся в активе спортивной науки.

Естественно, что столь же заметными темпами растет и количество научных работников, занимающихся проблемами физической культуры. Только в исследованиях, предусмотренных сводным пятилетним планом научно- исследовательских работ по физической культуре и спорту, принимает участие 21 институт физической культуры, общее число научных и научно-педагогических работников в них около 5 тыс. человек, в их составе свыше 100 докторов наук и профессоров.

Основной объем научных исследований проводится, таким образом, в институтах физической культуры, среди которых головным является Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры (ВНИИФК) в Москве. Но научные исследования по проблемам физической культуры и спорта проводятся отнюдь не только в институтах физической культуры, их объем возрастает и за счет вузов Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства просвещения, Академии медицинских наук, Академии педагогических наук, а также других научных ведомств. Интересно сравнить темпы роста численности научных кадров в нашей стране и странах капитализма. Если количество научных работников в странах Западной Европы удваивается в среднем за 15 лет, в США - за 10 лет, то в СССР - за 6 лет.

Чтобы оценить объем научных знаний о спорте, нужно воспользоваться объемом выпускаемой спортивной литературы, который в этом случае будет говорить не только о количестве выполненных научных работ, но и о расширении сферы потребления знаний о спорте.

Таблица, составленная на основании данных официальной статистики, отражает рост выпуска спортивной литературы в послевоенные годы. Она в достаточной степени показывает и увеличение объема научно-методической информации о спорте, поскольку подавляющая часть отраженной в ней литературы посвящена науке и методике.

Более чем тридцатикратное возрастание за 25 лет говорит о значительном качественном росте объема научно-методических знаний, которыми располагает и оперирует спортивная наука и практика. Если оценить этот поток данных и весь объем информации, создаваемой наукой о физической культуре и спорте, то можно убедиться в том, что спортивная наука в нашей стране развивается темпами, соответствующими росту всей советской науки. Видимо, и к ней относится предсказание о том, что в ближайшие 10 лет объем новой научной информации превзойдет все, что было создано наукой за всю ее предшествующую историю.

При выяснении закономерностей развития спортивной науки не менее важна и качественная сторона, отражающая единство двух процессов, происходящих в современной мировой науке. Первый из них - процесс дифференциации научных знаний, процесс образования десятков, сотен новых научных направлений. Этот процесс наглядно отражает многообразие и сложность жизни современного общества, стремление человека все глубже проникнуть в таинство природы. Но вместе с этим процессом происходит и другой, противоположный: интеграция знаний, поиск наиболее общих закономерностей в природе и общественной жизни. Два эти взаимно дополняющие, обогащающие друг друга процесса происходят и в большом комплексе наук о физическом воспитании человека.

Интеграцию науки можно наглядно проиллюстрировать на убедительном примере использования в науке о физическом воспитании такого всеобъемлющего научного направления, каким в наши дни является кибернетика.

Кибернетика, которую Норберг Винер, один из ее основателей, определил как науку об общих закономерностях управления и связи в технике, природе и обществе, находит в последнее время все более широкое применение в существенно различных областях: технике, языкознании, физиологии, психологии, изучении явлений общественной жизни. Не исключение спортивная наука и практика.

Задолго до провозглашения Н. Винером основных принципов кибернетики выдающийся советский ученый Н. А. Бернштейн высказал отдельные положения кибернетики в применении к биомеханике движений человека. Сейчас теория построения движений Н. А. Бернштейна стала общепризнанной.

Характерная черта современной спортивной науки - ее "математизация", то, что она, говоря образно, становится "точной наукой". Все более широко используются в процессе научных исследований и новейшие технические достижения. Например, важнейшую роль в развитии научных исследований сыграло использование прямых преобразований механических характеристик движений в электрические сигналы путем применения датчиков усилий, скорости, ускорений, гониографов. Но мало измерить значение какого-либо биомеханического или физиологического параметра - его нужно передать к записывающему прибору. Тут на помощь приходят радиотехнические средства - миниатюрные, не мешающие спортсмену передатчики и чувствительные приемные устройства, предназначенные для передачи информации по нескольким каналам. Наконец, при обработке полученных данных все шире используются электронно-вычислительные машины.

Итак, лишь при условии использования всех широких возможностей современной науки и техники (это типичные для периода современной научно-технической революции широкие комплексные исследования, концентрация усилий и возможностей многих ученых, лабораторий и даже институтов на изучении и разработке больших комплексных проблем спортивной практики) наука о физическом воспитании может идти по тому эффективному пути, о котором говорилось выше.

Но отнюдь не уменьшается, а становится еще более заметной роль каждого исследователя, роль лидера науки, роль основателя того или иного научного направления, научной школы. Поэтому с таким интересом каждый год ожидается решение Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР об итогах конкурса на лучшие научно-исследовательские работы в области физической культуры и спорта. Золотые медали и премии становятся достойной наградой лидерам советской спортивной науки. Впервые присуждение золотых медалей состоялось в 1970 г.

Когда знакомишься подробнее с научным творчеством лауреатов спортивной науки, видишь, что каждый из них шел к признанию своим собственным путем. Но есть главное, что объединяет социолога и биомеханика, педагога, медика и биохимика, - это преданность советской науке, желание отдать все без остатка силы служению своему народу.

В своем развитии советская спортивная наука, опираясь на отточенное оружие марксистско-ленинского мировоззрения, использует и лучшие достижения зарубежных специалистов физического воспитания, особенно представителей науки братских социалистических стран. С каждым годом ширятся контакты советских ученых с зарубежными коллегами (путем обмена научными делегациями, участия в международных научных конференциях, симпозиумах, конгрессах).

Международные научные конгрессы 1972 г. в Мюнхене и 1976 г. в Квебек-Сити (Канада) были приурочены соответственно к XX и XXI Олимпийским играм. Советские ученые выступали на этих конгрессах с докладами и сообщениями, охватывающими практически все наиболее актуальные направления спортивной науки.

Через несколько часов после закрытия предолимпийских научных конгрессов ученых торжественно открывались олимпийские игры. Эти большие события объединяло не только единство времени и места, но и одно качество: и советские ученые, и советские спортсмены еще выше подняли международный авторитет нашего спортивного движения, успешно решающего важнейшую социальную задачу - добиться, чтобы физическая культура и спорт в стране носили подлинно общенародный характер.

Но, пожалуй, наиболее значительным научным событием стал I Всемирный научный конгресс "Спорт в современном обществе", проведенный под эгидой Международного совета спорта и физического воспитания - СИЕПС ЮНЕСКО - в Москве с 26 по 30 декабря 1974 г.

В конгрессе приняло участие более тысячи ученых из 43 стран. Многими зарубежными специалистами были отмечены глубокое научное содержание конгресса и та роль, которую он сыграл в исследовании сферы физической культуры и спорта.

Громадную роль в успехе конгресса сыграло послание его участникам Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. В нем отмечалось: "Усилиями ученых и специалистов многих стран мира за последние годы внесен значительный вклад в дальнейшее повышение роли физической культуры и спорта в жизни современного общества. Спорт ныне является важным фактором сближения народов, укрепления здоровья населения, воспитания молодежи".

Научная программа конгресса дала возможность проявить себя ученым, работающим практически во всех направлениях многоплановой спортивной науки. При формировании научной программы конгресса в основу были положены три концепции: а) системный подход, в максимальной степени влияющий на выбор и главных направлений работы конгресса, и тех проблем, которые предстояло рассматривать на секционных заседаниях; б) понимание того, что в спортивной науке все более проявляется диалектическое единство двух взаимообогащающих процессов: интеграции научного знания, когда в исследование вкладывают свою лепту специалисты не одного, а многих научных направлений, и его дифференциации - постоянного сужения предмета исследования, что позволяет проникать все глубже в его существо; в) сложность современного спорта, определяемая во многом тем, что он представляет собой синтез двух сторон - социальной и биологической.

Исходя из этих трех концепций, была разработана структура научной пограммы конгресса, согласно которой его пленарные и секционные заседания проходили по трем основным направлениям:

1. Философия, история, социология. На секционных заседаниях этого направления были обсуждены такие актуальные темы, как "Спорт и сохранение мира", "Спорт и личность", "Спорт в системе ценностей современной культуры", "Спорт и современная научно-техническая революция", "Спорт и социальное развитие", "Спорт и свободное время", "Спорт и массовые коммуникации".

2. Педагогика, психология. Темы секционных заседаний позволили проследить взаимосвязь спорта с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, решать проблемы юношеского и женского спорта, раскрыть педагогические стороны спортивной науки и практики.

3. Биология, биомеханика, медицина. Секционные заседания были посвящены проблемам влияния спорта на различные стороны жизнедеятельности человеческого организма.

В принятом конгрессом обращении к ученым, преподавателям физического воспитания, тренерам, спортивным врачам, работникам и специалистам физической культуры всего мира содержится призыв повышать роль физической культуры и спорта в укреплении дружбы, установлении взаимопонимания, сотрудничества между народами, в деле разрядки напряженности и упрочения мира на нашей планете; добиваться, чтобы физическая культура и спорт стали доступными для людей всех возрастов, профессий и социального положения; совершенствовать в своих странах физическое воспитание молодежи, массовое физкультурно-оздоровительное движение.