Саморазвитие

Сократ - биография, информация, личная жизнь. Философия Сократа: кратко и понятно. Сократ: основные идеи философии Сократ годы жизни и достижения

История философии античной эпохи делится на досократовскую и послесократовскую. Учение именно этого знаменитого древнегреческого философа задало новый вектор последующим поколениям: если ранее объектом рассмотрения являлась природа и мир, то теперь философы обратились к рассмотрению человека в этом мире, к этико-политической тематике, вопросу воспитания человека, который бы был достойным гражданином и добродетельной личностью.

О биографии человека, с чьим именем связан переломный момент в античной философии, известно крайне мало. Во многом его образ является мифологизированным, поскольку главным источником сведений о нем являются сочинения других авторов. Известно, что Сократ был уроженцем Афин, где в семье каменотесов Софрониска и Фенареты-повитухи родился примерно в 469 г. до н. э. Его женой была некая Ксантиппа. Сократ не считал необходимым участие философов в управлении государством, но от общественной жизни не самоустранялся. Он был участником Пелопоннесской войны, трех сражений - под Потидеей, а также при Делии и Амфиполе. Сократ являлся наставником воспитанника своего друга Перикла - полководца и политика Алкивиада.

После поражения в этой войне Афин власть в городе принадлежала т.н. Тирании тридцати. В этот период философ никоим образом не сотрудничал с проспартанскими ставленниками, более того - он саботировал мероприятия диктатуры, осуждал тиранов. Тем не менее после ее свержения, через четыре года, Сократ был привлечен согражданами к суду. Афиняне были обозлены на философа за то, что тот спас в свое время жизнь Алкивиаду и тем самым не предотвратил нанесения вреда Афинам. Формально ему было предъявлено обвинение в расшатывании государственных устоев. С их точки зрения, Сократ не почитал чтимых городом божеств, а вводил новые, а также развращал юношество (известно, что он называл свинством процветавшую в то время мужскую любовь). Произошло это в 399 г. до н. э. Его бросили в темницу, но пребывание в неволе Сократ перенес, сохраняя присутствие духа, и даже отказался от побега, который намеревались ему устроить друзья.

Поскольку он был свободным афинским гражданином, его не мог казнить палач, смерть должна была наступить после принятия яда. Известно, что перед кончиной Сократ обратился с просьбой принести в жертву петуха божеству Асклепию. Как правило, это делалось в качестве благодарности за выздоровление, поэтому философ продемонстрировал восприятие собственной смерти как выздоровления души, освобождения от оков тела. В мае он спокойно выпил кубок с ядом и умер, находясь в полном сознании.

Сократ не оставил после себя ни одного письменного сочинения. Его излюбленным времяпрепровождением были беседы с представителями самых различных социальных слоев. В этих беседах, удачно ставя вопросы, ведя живой диалог, он приводил собеседника к тем или иным выводам. О чем именно были эти разговоры - об этом человечество узнало благодаря ученикам Сократа - Платону и Ксенофонту, их многочисленным сочинениям. В меньшей степени сведения о Сократе можно встретить в сочинениях Аристотеля , Диогена , Плутарха и других авторов.

С точки зрения Сократа, главным критерием философии являлась нравственность, которую он приравнивал к знанию, истине, мудрости. Целью его учения было самопознание, являющееся путем к достижению блага. Огромное значение Сократ придавал изучению людей как созданий нравственных. Бог для него являлся источником справедливости, добродетели, государство – порядком как частью божественного плана. Сократ призывал людей не позволять страстям брать над собой верх, но не выступал за полный отказ от наслаждений. Сам же он всегда оставался разумен, умел бороться со страстями, поэтому приобрел репутацию идеального мудреца, особенно в глазах представителей последующих исторических периодов. Именно Сократа считают первым философом в истинном смысле этого слова.

Годы жизни: 470/469 год до н. э. - 399 год до н. э.

Государство: Древняя Греция

Сфера деятельности: Философия

Величайшее достижение: Открыл новое направление в философии - изучение личности человека

Сократ (469-399 гг. до н. э.), рассматриваемый многими как основатель западной философии, является самым образцовым и самым странным из греческих философов. Он вырос в золотой век Афин Перикла, служил солдатом, но стал самым известным оратором. Его стиль обучения — увековеченный как метод Сократа — включал не передачу знаний, а постановку вопроса и только в следствии диалога между индивидами можно прийти к пониманию.

Он сам ничего не писал, поэтому все, что известно о нем, фильтруется через сочинения нескольких современников и последователей, прежде всего, его ученика Платона. Его обвинили в развращении молодежи Афин и приговорили к смертной казни. Решив не убегать, он провел последние дни в компании своих друзей, прежде чем выпить чашу ядовитого болиголова.

Ранние годы

Сократ родился и жил почти всю свою жизнь в Афинах. Его отец Софрониск был каменщиком, а его мать Фенарета была акушеркой. В молодости он проявлял интерес к обучению. описывает, как он охотно приобретает сочинения ведущего современного философа Анаксагора и говорит, что он учил риторику у Аспазии, талантливой любовницы великого афинского лидера Перикла.

Хотя он никогда не отвергал стандартного афинского взгляда на религию, убеждения Сократа были нонконформистскими. Он часто ссылался на Бога, а не на богов, и сообщал, что руководствуется внутренним божественным голосом.

У его семьи, по-видимому, были средства, необходимые для того, чтобы начать карьеру Сократа в качестве гоплита (пехотинца). Будучи пехотинцем, Сократ проявил большую физическую выносливость и мужество, спасая будущего афинского вождя Алкивиада во время осады Потидеи в 432 г. до н.э.

В течение 420-х годов Сократ был участником нескольких сражений в Пелопоннесской войне, но также провел достаточно времени в Афинах, для того чтобы стать известным и любимым среди молодежи города.

В 423 году он был представлен широкой публике как карикатура в пьесе Аристофана «Облака», которая изображала его как неопрятного шутника, философия которого заключалась в обучении риторическим трюкам.

Философия как жизнь

Несмотря на то, что многие критические высказывания Аристофана кажутся несправедливыми, Сократ в Афинах представлял собой странный образ, который соединял босоногого, длинноволосого и немытого человека и невероятно утонченные стандарты красоты. Это не помогло, так как он был во всех отношениях физически уродлив, с перевернутым носом и выпученными глазами. Несмотря на свой интеллект и связи, он отверг славу и власть, к которым, как ожидали, должны были стремиться афиняне.

Его образ жизни — и, наконец, его смерть — воплощали его дух, ставя под сомнение каждое предположение о добродетели, мудрости и хорошей жизни. Два его младших ученика, историк Ксенофонт и философ Платон, записали самые важные рассказы о жизни и философии Сократа.

В более поздних работах Платона Сократ говорит то, что, по-видимому, в основном является идеями Платона, но в более ранних диалогах, которые, по мнению историков, являются наиболее точным изображением, — Сократ редко раскрывает какие-либо свои взгляды, поскольку он блестяще помогает своим собеседникам анализировать свои мысли и мотивы.

Одним из величайших парадоксов, которые Сократ помог исследовать своим ученикам, была возможность совершать ошибка, в тот момент, когда они действительно знали, что делают ошибку. Таким образом, развитие личной этики — это вопрос овладения тем, что он назвал «искусством измерения», исправлением искажений, искажающих анализ выгод и издержек. Сократ был также глубоко заинтересован в понимании границ человеческого знания.

Когда однажды друг Сократа Херефон посетил оракула в Дельфах, чтобы узнать у Аполлона ответ на вопрос: «Кто мудрее Сократа?» пифия ответила: «На свете нет человека мудрее Сократа»!

А Сократ говорил: «Я знаю лишь то, что ничего не знаю…» Многим известна эта фраза, однако мало кто помнит её продолжение:

«Я знаю лишь то, что ничего не знаю, но другие не знают даже этого».

Сократ единственный, кто был готов к признанию собственного невежества.

Политика и идеальная смерть

Сократ избегал участия в политике, хотя у него были сторонники в ожесточенной борьбе за власть после окончания Пелопоннесской войны. В 406 г. до н. э. он был призван служить в афинскую армию, и он стал единственным противником незаконного предложения о том, чтобы группа лучших Афинских генералов вернулась с битвы со Спартой в качестве мертвецов (генералы были казнены после собрания Сократа).

Три года спустя, когда тираническое афинское правительство приказало Сократу принять участие в аресте и казни Леона Саламиса, он отказался, применив так называемый « акт гражданского неповиновения», о котором Мартин Лютер Кинг рассказал в своем «Письме из тюрьмы Бирмингема».

Тираны были вынуждены покинуть власть, прежде чем они смогли наказать Сократа, но в 399 году ему было предъявлено обвинение в том, что он не удостоил вниманием афинских богов и развратил молодых.

Хотя некоторые историки предполагают, что за судом могут быть политические махинации, он был осужден из-за его мыслей и учения. Платон рассказывает о том, что он показывает свою добродетель перед присяжными, но спокойно принимает их вердикт.

Его казнь была отложена на 30 дней из-за религиозного праздника, во время которого безумные друзья философа безуспешно пытались убедить его убежать из Афин. В свой последний день, говорит Платон, он «казался счастливым в манере и словах, когда он умер благородно и без страха». Он выпил чашу заваренного болиголова, который его палач вручил ему, походил, пока его ноги не онемели, а затем лег, окруженный своими друзьями, и ждал, когда яд достигнет его сердца.

Метод Сократа

Сократ был уникален среди великих философов из-за того, что он изображается и запоминается как квази-святой или религиозный деятель. Действительно, почти каждая школа древнегреческой и римской философии, от скептиков до стоиков до циников, желала видеть его как своего сторонника (только эпикурийцы не приняли его, называя его «афинский шут»).

Сократ и его последователи расширили цель философии, пытаясь понять внешний мир и пытаясь разглядеть свои внутренние ценности. Его страсть к определениям и вопросам вдохновила на развитие формальной логики и систематической этики со времен Аристотеля через эпоху Возрождения и в современную эпоху. Более того, жизнь Сократа стала образцом сложности и важности жизни (и, если необходимо, смерти) в соответствии с хорошо изученными убеждениями.

В своей автобиографии 1791 года соединил это понятие к одной строке: «Смирение: подражать

Величайшая жизненная заслуга великого древнегреческого философа состояла в неутомимой борьбе с ложью, тщеславием и корыстолюбием своих современников. Сократ был сын скульптора Софрониска и повивальной бабки Фенареты. Он родился в Афинах 469 г. до Р. Х., и умер в 399 г., пожертвовав жизнью за убеждения. В начале своей биографии Сократ занимался ремеслом своего отца, но на 30 году оставил его и с тех пор жил в бедности. Подобно всем афинским гражданам, он принимал участие в войнах своего отечества, находился, между прочим, в том войске, которое, в начале Пелопоннесской войны , осаждало Потидею, и участвовал в битвах при Делосе и Амфиполе. На военном поприще он не только отличался храбростью, но своею стойкостью и терпением заслужил удивление изнеженных соотечественников. В битве при Делосе, где афиняне были разбиты наголову, Сократ сражался с такою храбростью, что впоследствии один из полководцев говорил, что афиняне непременно одержали бы победу, если б все так блистательно выполнили свои обязанности, как Сократ. Когда афинское войско обратилось в бегство, он спас свою честь упорною обороною во время отступления. Окруженный врагами, Сократ неминуемо бы погиб, если б его не освободил подоспевший на помощь Алкивиад .

Великий древнегреческий философ Сократ

В государственном управлении Сократ принимал участие лишь настолько, насколько этого требовал долг гражданина. Он хотел служить своему отечеству не как государственный человек, но как учитель народа и судья нравов. Не обращая внимания ни на выгоды, ни на опасности, Сократ всегда действовал согласно своим убеждениям, приходилось ли ему высказывать свое мнение в суде, или произносить приговор в народном собрании. Так, например, когда после битвы при Аргинузских островах судили оставшихся в живых военачальников за неисполнение их обязанностей, Сократ, несмотря на волнение народа и угрозы демагогов, один из всех тогдашних пританов противился осуждению обвиненных. Во время владычества Тридцати тиранов , когда столько граждан было умерщвлено или осуждено на изгнание, Сократа не преследовали, хотя он однажды прямо воспротивился приказанию тиранов. Без сомнения, он был пощажен только потому, что не принадлежал ни к какой политической партии и не хотел играть никакой роли в государстве, или, как он сам выражался, потому, что никогда не имел честолюбия.

О частной стороне биографии Сократа, особенно об его семейных отношениях рассказывают множество вымышленных анекдотов, сделавших из его истории какой-то роман. Позднейшие писатели древнего мира передали нам о его жене, Ксантиппе , различного рода анекдоты, появившиеся только после смерти философа. По их рассказам, Ксантиппа была самая несносная и беспокойная женщина. Но в сочинениях афинских писателей времен Сократа, как враждебных, так и расположенных к нему, содержащих в себе много подробностей его частной биографии, мы не встречаем ничего подобного. Ксенофонт , любимый ученик и друг философа, говорит в одном месте, что Сократ, напротив того, очень уважал свою жену. Он действительно рассказывает, что Ксантиппа была капризна и однажды поссорилась со своим мужем; по всей вероятности, это обстоятельство и дало повод к тем преувеличенным рассказам, вследствие которых имя Ксантиппы, как злой женщины, обратилось в поговорку.

Сократ употребил для своего образования все, что только могло ему представить его время. Он глубоко изучил математику, физику, грамматику, музыку, поэзию и различные отрасли философской науки; ознакомился, под руководством Продика Кеосского, с искусством софистов и, находясь в знакомстве с Аспазией и другими знаменитыми женщинами, старался усвоить себе светское образование.

Первоначальная цель всех стремлений Сократа сосредоточивалась на одной мысли – узнать истину; он не думал, как большая часть философов того времени, ни основывать школы, ни ораторствовать публично, и не заботился, подобно софистам , о приобретении богатств с помощью тех средств, которые ему давали наука и образование. Эта высокая цель отличала Сократа от всех современных философов и вывела его на новую дорогу.

Одаренный от природы здравым, практическим умом, Сократ не мог удовлетвориться тогдашним направлением философии и тем ходом, которым шло её развитие от первого появления этой науки до перерождения в диалектику и софистику. Первоначально стремления греческих философов были почти исключительно направлены к познанию природы и предметов отвлеченных; но такому человеку, как Сократ, все мудрствования о природе, основанные не на фактах и наблюдениях, а на выводах и умозаключениях, должны были казаться несостоятельными и бесполезными. Он ясно сознал всю нелепость того, что при исследовании первоначальной причины всего и вопросах о божестве не обращают внимания на нравственные склонности человека и свойства человеческой природы. Сократ понял очень хорошо, что ложным путем мнимого знания и понимания, современники его были доведены до тщеславного самообольщения и приучились диалектическими и софистическими злоупотреблениями философы пренебрегать основные законы нравственности и насмехаться над всяким истинным чувством.

Поставив главною целью своих философских исследований изучение законов нравственности и природы человека, Сократ занимался философией не для философии, как искусством для искусства, но старался о её приложении к действительной жизни. Направление деятельности Сократа внушило Цицерону следующие слова: «он первый, – говорит римский писатель, – свел философию с неба в города и жилища, внес ее в действительную жизнь людей, которых приучил размышлять о себе, отдавать себе отчет в своих действиях и намерениях, в добре и зле, и сознавать настоящую цель жизни». Так понимал и сам Сократ изречение «познай самого себя», служившее надписью над входом в Дельфийский храм , сказав, что в этих словах заключается истинная мудрость. Он говорил, что сверхчувственные предметы, сокровенные силы и конечные причины природы непостижимы для человеческого разума, да если б и можно было их понять, то это не принесло бы никакой существенной пользы жизни и её целям. Чтобы показать все превосходство здравого смысла над ученостью и знанием, Сократ, в противоположность софистическим крикунам своего времени, утверждал, что сам он ничего не знает, и уже одно это сознание доказывает, что он был умнее других людей.

На протяжении всей своей биографии Сократ не думал создавать и строить новой философской системы; его простое, популярное учение предназначалось для каждого непредубежденного человека. Выступая с одним здравым смыслом на борьбу против заблуждений своего времени, он этим самым думал удачнее противодействовать влиянию софистов. Он не желал учить своих современников различным философским воззрениям и делать из них ученых, но хотел приучить людей мыслить и сделать их разумнее и лучше. Оттого Сократ не имел школы, а был только народным учителем, философом, который хотел действовать на ум и сердце современников, развивать и облагораживать людей. Самый способ философской проповедиСократа вполне соответствовал его главной цели, и очень понятно, что он не основал особой школы, не построил никакой системы. Сократ никогда не читал лекций, но учил, спрашивая, так что казалось, что в разговорах с другими он сам только искал истины. Философ, шутя, говорил, что, помогая развитию других людей, он в умственном отношении продолжает занятие своей матери. Его талант учить методою катехизическою, т. е. в вопросах, был так велик, что этот способ преподавания и теперь часто называется сократовским. Постоянно и добросовестно стремясь узнать истину, Сократ дошел до такой уверенности в справедливости своих убеждений, что мог во всем полагаться на себя. Этот инстинктивно действующий рассудок, развитый им в борьбе с господствовавшими тогда диалектикою и софистикою , он называл своим гением-хранителем, который никогда его не оставляет, предостерегает в опасностях и удерживает от заблуждений. Не основав особенной школы, Сократ сгруппировал около себя молодых людей, которые, находясь в постоянных сношениях с ним, получили образование под влиянием его учения или усвоили себе его направление. На них-то и смотрели как на учеников Сократа. Знаменитейшими из них были: историк Ксенофонт , Алкивиад , тиран Критий , сделавшийся во время своего владычества врагом прежнего учителя, великий философ Платон , так называемый, сократик Эсхин , получивший это прозвание для отличия от оратора Эсхина, Эвклид Мегарский, Аристипп Киренский и Антисфен Афинский. Нам передано об отношениях Сократа к его ученикам и о сближении с ними много разных анекдотов, и хотя большая часть этих мнимых биографических сведений вымышлена, но все они, вместе взятые, определяют характеристические черты практического философа и его учения и в то же время указывают на господствовавшие о нем взгляды в позднейшем греческом мире. Знакомство Сократа с Ксенофонтом произошло следующим образом. Встретив однажды на улице молодого человека, красота и наружность которого понравились философу, Сократ остановил его и спросил, не знает ли он, где продается мука и другие припасы. Когда Ксенофонт указал ему место, Сократ спросил его: «А знаешь ли, где можно приобрести мудрость и добродетель?» – и, увидев изумление молодого человека, сказал: «иди за мной, я покажу тебе». С того времени Ксенофонт сделался самым горячим приверженцем и учеником философа. Два другие ученика Сократа, Эвклид Мегарский и Антисфен Афинский были так преданы своему учителю, что, несмотря на отдаленность своих жилищ (последний жил в Пирейской гавани , отстоявшей от города почти на две мили) пользовались каждым удобным случаем, чтобы быть с ним вместе. Даже запрещение ходить в Афины, объявленное жителям Мегары по случаю войны, возникшей между обоими городами, не могло остановить Эвклида, приходившего к Сократу переодетым в женское платье. Молодой Эсхин, желая сделаться учеником философа, боялся придти к нему, видя его окруженным богатыми юношами. Узнав об этом, Сократ сказал ему: «неужели ты так мало ценишь себя и ни за что не считаешь подарка, который ты мне делаешь в себе самом?»

Сократ. Античный бюст. Национальный археологический музей, Неаполь

После всего сказанного не может быть и речи о философской системе Сократа, нравственные правила которого никогда не имели характера догматического учения, твердой и законченной систематичности. Сам Сократ за всю свою биографию не написал ни одного сочинения, не считая нужным записывать свое учение, приспособленное только к духу времени и к потребностям тогдашней жизни. Трое из его учеников – Эсхин, Ксенофонт и Платон – записали изречения своего учителя в той диалогической или катехизической форме, в которой сам он излагал свое учение. Но все трое представляют своего учителя так, как сами его понимают, и часто приписывают ему свои собственные мысли.

Нельзя, однако, сказать, чтобы взгляды Сократа были совершенно независимы от той философии, которая преподавалась до него в Афинах, потому что духовная жизнь людей, подобно внешним событиям истории, тесно связана с общим ходом дел и является только результатом всех обстоятельств, имевших на нее влияние. По всей вероятности, воззрения Сократа ближе всего подходили к учению ионийской (милетской) школы . Ученик Анаксагора , Архелай , которого некоторые писатели древности прямо называют учителем Сократа, преподавал в Афинах вместе с философией природы и нравственное учение, которое, кажется, имело более всего влияния на взгляды и направление великого философа. Впрочем, учение этих двух философов далеко не было сходно; философия Архелая только вызвала философию Сократа, но не послужила для неё содержанием. Философия Сократа , развившись из учения Архелая, была совершенно новым, самостоятельным учением, имевшим мало общего со своим источником.

Не считая вообще философских систем надежными руководительницами человека в жизни, Сократ не следовал в своей практической деятельности ни одной из школ, развившихся до него, и не признавал поэтической народной религии (бывшей в то же время государственной религией), исполняя однако внешние её обряды. Он видел, что его современники, стремясь только за ученостью и внешними благами, предпочитают всем остальным наукам софистику и диалектику, сделавшиеся модною философией, как средство достичь своих корыстных целей; видел, что тщеславные афиняне гордятся только блеском знания и отвергают истины, очевидные для каждого здравомыслящего человека, но нетерпимые и ненавидимые эгоистами и корыстолюбцами. Сократ презирал подобные цели, так же как и средства, служившие к их достижению. Все его стремления были направлены к тому, чтоб сделаться самому умнее, узнать начала добра, уметь всегда отличать истину ото лжи и определить себе настоящую цель жизни. Развить природный ум людей приобретенными сведениями и житейской опытностью, внушить доверие к собственным силам тем, которые не имели софистического образования, обратить внимание своих современников на нравственные побуждения и цели, показать им пустоту софистических мудрствований и бесполезность исследований о человеке, мире и божестве, не основанных на наблюдении и опыте – вот что было главной целью его деятельности, существенной задачей его жизненной биографии. Выступив с правдою и чистыми побуждениями на борьбу против современников, Сократ подвергся преследованию своих тщеславных и корыстолюбивых врагов, боявшихся его стремлений. Но среди всех гонений он сохранял спокойствие, умеренность и твердость, и наконец пожертвовал жизнью за истину, которую проповедовал.

Знакомый со всеми софистическими тонкостями и уловками, Сократ, с помощью своей иронии и сатирического таланта, успешно боролся против пагубного влияния софистов, – и в этом отношении его деятельность имела особенно благодетельные последствия. Все стремления Сократа были в высшей степени полезны уже по одному тому, что имели характер отрицательный и, следовательно, были главным образом направлены к уничтожению лжи и низости; сверх того, его учение, назначенное для народа и приспособленное к его понятиям, было хорошо и потому, что заменило собой древнюю религию, уже утратившую все свое значение. Но, с другой стороны, деятельность Сократа имела и свои вредные последствия. Его философия, предназначенная исключительно для жизни, была перенесена учениками в школу, облечена в форму и превращена в систему. К этому нужно присоединить еще то замечание, что никакая философия, никакие правила разума и нравственности не могут заменить религии у неразвитых людей, составляющих огромное большинство. Для них недостаточно одного простого сознания добра: им нужна еще игра фантазии, страх и надежда, нужно, чтоб страсти противопоставлялась страсть.

Не принадлежа ни к какой политической партии и не желая никогда принимать участия в государственных делах, Сократ не мог быть опасен тогдашнему правительству, и потому беспрепятственно продолжал свою деятельность под владычеством тиранов, которые с ожесточением преследовали всех лучших граждан. Но положение его изменилось, когда, с восстановлением демократии, выступили на сцену толпы софистов, лицемерных жрецов и корыстолюбивых государственных людей. Для них Сократ был слишком опасным врагом. Пока длилась Пелопоннесская война, поглощавшая все внимание народа, враги Сократа не имели возможности возбудить против него народа: но с восстановлением мира можно было действовать успешнее, и Сократ, даже в старости, был им так страшен, что они не хотели выждать его и без того уже близкой смерти. Враги Сократа соединились, чтобы общими силами преследовать его. Прежде всего они старались клеветою восстановить против него общественное мнение. Для возбуждения ненависти к Сократу они воспользовались еще свежею в памяти народа тираниею свирепого Крития, ученика Сократа, и презрением к религии другого его ученика, Алкивиада. И Критий, и Алкивиад были, правда, в сношениях с Сократом, но они никогда не имели склонности следовать его нравственным принципам, а старались только приобрести себе философское и образование, для преследования своих честолюбивых планов и, достигнув цели, оставили своего учителя; Критий был даже решительным его врагом. Но при непостоянстве и легкомыслии народа, все было возможно в Афинах. Так старались распространить мнение, что учение Сократа воспитало в Алкивиаде и Критии атеистические и тиранические идеи, принесшие столько вреда афинянам. Враги Сократа могли тем легче рассчитывать на успех, что философ не очень благосклонно отзывался о действиях народного собрания, часто действительно безрассудных, и, следовательно, не трудно было представить его человеком, враждебным народной религии и существовавшему правлению.

Когда таким образом общественное мнение было достаточно подготовлено, враги Сократа открыто выступили против него. Они формально обвинили его в том, что он отвергает существование богов и своим учением развращает юношество. Защищаясь перед судом, Сократ не употреблял тех средств, которыми обыкновенно, пользовались обвиненные, чтоб подействовать на судей и склонить их на свою сторону; он остался верен себе, и в минуту опасности говорил энергично, с полным сознанием собственного достоинства. Со свойственною ему ловкостью и иронией, он опроверг своих обвинителей и, доказав самым очевидным образом нелепость взведенных на него обвинений, пристыдил и осмеял своих врагов. Обращаясь к судьям, Сократ говорил так смело и решительно, что привыкший к лести народ несколько раз прерывал его речь ропотом, и за это главным образом признал его виновным. По афинскому судопроизводству осужденному дозволялось, до произнесения приговора, объявить какого рода наказание, по его мнению, он заслужил. Подсудимые пользовались обыкновенно этим правом, чтобы склонить судей к более легкому приговору; но Сократ, считавший себя невинным, объявил с полным сознанием своего достоинства, не обращая никакого внимания на чувствительность судей, что, в награду за свои попечения о благе афинян, он заслужил права обедать в пританее на счет государства. Судьи приговорили его выпить чашу с ядом (обыкновенный род смертной казни в Афинах). Со спокойствием и твердостью выслушав приговор, Сократ отвечал на него краткой речью, в которой с полным благородством доказал своим судьям как легко бы ему было спасти себя, но что, в течение всей биографии неуклонно следуя своим правилам, он скорее перенесет все возможные несправедливости, чем отступит от своих убеждений.

Смерть Сократа. Художник Ж. Л. Давид, 1787

В сочинениях Платона, знаменитейшего из учеников Сократа, находится сказанная Сократом в свою защиту речь , написанная так, как будто Сократ действительно произносил ее перед судьями. Но эта речь не принадлежит Сократу, она написана уже после его смерти и с другою целью самим Платоном. Передав в ней в общих чертах то, что говорил Сократ и как он держал себя перед судьями, Платон влагал в уста своего учителя свои слова, имевшие, очевидно, целью оправдать и почтить его перед всем греческим народом. Оттого в частностях сочинение Платона может и не согласоваться с тем, что действительно говорил Сократ.

Смертный приговор, произнесенный над Сократом, мог быть приведен в исполнение только через тридцать дней, потому что корабль, ежегодно отправляемый в Делос с жертвенными дарами, незадолго перед тем отплыл и не скоро должен был вернуться. Между тем, по древнему закону, никакая казнь не могла совершиться в то время, как корабль находился в пути. Эти последние дни своей биографии Сократ провел, как всегда, со своими учениками, ежедневно приходившими к нему в темницу. Спокойствие и твердость не покидали его и тут; он остался до последней минуты верен своим правилам и убеждениям. За несколько дней до казни, один из учеников философа предложил ему бежать, но Сократ не хотел воспользоваться представлявшимся случаем, потому что думал и учил, что ничто не дает людям права не повиноваться законам государства.

Смерть Сократа. Художник Ж. Б. Реньо, 1785

По поводу последней беседы Сократа с его учениками, Платон развивает в особом сочинении учение Сократа о бессмертии души и при этом превращает смерть своего учителя в трогательную драму.

Наиболее интересным и влиятельным мыслителем 5 века до н.э. был Сократ. Этот мыслитель проживал в древней Греции. Жизнь и (кратко описать очень сложно, но мы постараемся выделить ключевые моменты) неразрывно связаны, как вы убедитесь, прочитав данную статью. Так как он искал подлинное знание, а не стремился просто к победе над соперником, Сократ использовал в стремлении достижения истины те же логические приемы, что и софисты. Он ставил все вещи под сомнение и принимал их за истину только после тщательного рассмотрения, благодаря чему этот мыслитель считается первым представителем критической философии. Философия Сократа кратко и понятно изложена ниже и представляется вашему вниманию.

Источники изучения

Сократ как мыслитель был хорошо известен в свое время благодаря ораторскому мастерству и общественной деятельности. Сам он ничего не написал, так что при его изучении мы полагаемся лишь на записи, оставленные его учениками (в частности, Ксенофонтом и Платоном). Биография и философия Сократа кратко изложена в их трудах. Сложность в том, что Платон тоже был философом и часто вставлял собственные теории в диалоги, которые он представлял как дискуссии между Сократом и другими известными его современниками.

"Евтифрон": что такое благочестие

В "Евтифроне", например, описывается резко критическая беседа Сократа с самоуверенным молодым человеком. Находя, что Евтифрон полностью уверен в своей этической правоте, даже в морально неоднозначном случае судебного разбирательства с собственным отцом, Сократ спрашивает его, что же такое "благочестие" по его мнению. Речь здесь идет не просто о некотором списке поступков, которые можно назвать благочестивыми. Евтифрон должен дать общее определение, охватывающее самую суть понятия "благочестие". Но каждый ответ, который предлагает юноша, подвергается тщательной критике Сократа до тех пор, пока Евтифрон больше не может ничего предложить.

Одобрение богов

В частности, Сократ систематически опровергает предположение Евтифрона о том, что критерий правильности того или иного поступка - одобрение богов. Во-первых, вопрос о том, что считать "правильным", всегда вызывает нескончаемые споры, и боги зачастую противоречат в этом сами себе, так же как люди, называя тот или иной поступок одновременно и хорошим, и плохим. Сократ позволяет Евтифрону отыграться (только в целях продолжения дискуссии) и принимает оговорку о том, что боги сначала должны стать полностью единодушны в этом вопросе (обратите внимание, что эта проблема возникает только в политеистической культуре).

Во-вторых, что еще более важно, Сократ делает формальную дилемму из простого, казалось бы, вопроса: "Любят ли боги благочестие как таковое или же благочестие становится благочестием только потому, что его любят боги?".

Ни одна из этих двух альтернатив не подходит к определению благочестия, предложенного Евтифроном. Если правильные поступки являются благочестивыми только потому, что их одобряют боги, тогда моральная правота является произвольной, полностью зависящей от капризов богов. Если боги любят благочестие как таковое, из этого следует, что должен быть какой-то небожественный источник ценностей, известный нам.

Трудная дилемма

В самом деле, эта дилемма предлагает значительные трудности при попытке сопоставить мораль с внешней властью. Рассмотрим, например, вопросы с аналогичной структурой: "Мои родители одобряют этот поступок потому, что он правильный; или мой поступок правильный потому, что родители его одобряют?", "Государство запрещает такое поведение из-за того, что оно неблагочестиво; или же оно неблагочестиво потому, что государство запрещает его?". Во второй альтернативе в каждом из этих случаев действия становятся правильными (неправильными) только потому, что некая власть одобряет (не одобряет) их. Выбор, таким образом, не имеет рационального обоснования, так как невозможно приписать неоспоримую мудрость этой внешней власти. Но в первом варианте власть одобряет (или не одобряет) какое-то поведение, потому что оно само по себе правильно (или неправильно), не зависимо от нее. То есть, следуя этой логике, мы способны самостоятельно отличать добро ото зла.

Таким образом, философия Сократа и Платона, кратко изложенная выше, предполагает ставить под сомнение (если не отрицать) прогресс в решении любой философской проблемы. Этот метод помогает устранить ошибки при решении серьезных вопросов и призывает к интеллектуальной независимости. Философия Сократа кратко и понятно открывается нам на примерах.

Характер Евтифрона, однако, не изменяется, в конце диалога он уходит со сцены таким же самоуверенным, каким и был. Использование приводит к победе разума, однако может не убедить тех, к кому он апеллирует.

"Апология"

Из-за того, что Сократ не являлся сторонником действующего режима, представители афинской демократии обвинили его в подрыве государственной религии и совращении малолетних. Речь, которую он выдвинул в свою защиту, приводится в "Апологии" Платона и дает нам более глубокое понимание особенностей подхода Сократа к философии, его отношения к практической жизни.

Ироническая скромность

Объясняя свою миссию философа, Сократ цитирует сообщение оракула о том, что он самый умный из греков. Затем следует серия иронических описаний усилий мыслителя опровергнуть оракула в беседах с известными афинянами, которые должны быть, безусловно, мудрее, чем он. После каждой такой беседы, однако, Сократ приходит к выводу, что обладает таким видом мудрости, которого не хватает этим людям, а именно признанием собственного невежества.

Философия софистов и Сократа кратко

Цель такого сомнения была в том, чтобы помочь людям достичь подлинного самопознания, даже если оно приводит к неприятным открытиям. Философия Сократа, кратко и понятно изложенная, всегда сводится к этому сомнению. Сократ выворачивает наизнанку методы софистов, используя логические несоответствия, чтобы показать (а не создать) иллюзию реальности.

Преданность истине

Даже после того как он был признан судом виновным, Сократ отказывается отречься от своих убеждений и своего метода. Он также отказывается принять изгнание из Афин и требование замолчать, настаивая на том, что публичное обсуждение важнейших проблем жизни и добродетели - неотъемлемая часть любой человеческой жизни. Философ предпочитает умереть, чем отказаться от своей философии.

Даже после того, как его приговорили к смертной казни, Сократ (философия кратко представлена выше) спокойно произносит последнее слово - размышление о том, что готовит нам всем будущее. Сказав о том, что судьба человека после смерти неизвестна, он тем не менее выразил непоколебимую веру в силу разума, которую проповедовал на протяжении своей жизни и которой не имели его судьи. Так что с этой позиции остается не ясным, кто на самом деле выиграл судебное дело.

Драматическое изображение Платоном человека, предпочитающего смотреть в лицо смерти, но не отречься от своих убеждений, послужило прообразом будущих философов древности, бравших пример с этого выдающегося мыслителя. Философия Сократа, Платона, Аристотеля кратко и в общих чертах несколько схожа.

"Критон": человек и государство

Описание Платоном последних дней Сократа было продолжено в "Критоне". Находясь в тюрьме в ожидании казни, философ продолжает спокойно размышлять о серьезных вопросах, волновавших его еще на свободе. Основные идеи философии Сократа кратко были озвучены им и здесь. Даже несправедливость приговора судей не вызывает в мыслителе горечи или гнева. Друзья прибывают в тюрьму с безупречным планом побега из Афин и жизни в добровольном изгнании, но Сократ спокойно вовлекает их в разумную дискуссию о нравственной ценности такого поступка, ставя ее под сомнение.

Конечно, Критон и другие ученики хорошо знали своего учителя, они пришли уже подготовленными к подобному спору и запаслись аргументами в пользу своего плана. Спасение позволит Сократу выполнить личные обязательства в жизни. Более того, если он откажется бежать, многие будут считать, что его друзья недостаточно о нем заботились и поэтому не организовали побег. Таким образом, для того чтобы выполнить свои обязательства и сохранить репутацию друзей, Сократ должен был сбежать из тюрьмы.

Истина дороже

Но философ отвергает эти соображения как не имеющие отношения к истине. То, что скажут другие, не имеет никакого значения. Как он утверждал в "Апологии", верным будет не мнение большинства, а мнение одного человека, который действительно знает. Только истина может быть критерием принятия решений и только аргументы, апеллирующие к истине, он готов принять от своих друзей.

Сократ исходит здесь из общего морального принципа:

Не следует делать зла (даже в ответ на зло, совершенное другими).

Следует подчиняться государству.

Избегая смертного приговора, вынесенного он проявил бы неподчинение государству, Сократ решил, что ему не следует бежать из тюрьмы. Как всегда, его поступки соответствовали ходу его рассуждений. Философ выбрал приверженность истине и морали, хотя это и стоило ему жизни.

Вообще, обязанность действовать по справедливости имеет основополагающее значение с точки зрения нравственности, и побег Сократа считался бы неповиновением. Однако утверждение о том, что всегда следует подчиняться государству, нельзя считать столь уж бесспорным. С точки зрения Сократа, государство должно обращаться со своими подданными как родитель с ребенком, а поскольку родителей стоит слушаться всегда, точно так же всегда следует подчиняться государству. Однако вопрос о допустимости подобного сравнения остается спорным. Слушаться родителей - временное обязательство, которое мы берем на себя, пока не вырастем, а подчиняться государству мы должны до тех пор, пока не умрем.

Вашему вниманию был представлен древнегреческий философ Сократ. Философия кратко и, надеемся, понятно была изложена в данной статье.

Сократ — античный мыслитель, первый афинский философ.

Биография

Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. Его отец, Софроникс, был каменотесом, а мать — повитухой. У своего отца Сократ научился ремеслу скульптора. Сократ любил говорить, что унаследовал от матери ее искусство, сравнивая его с философским методом - майевтикой: “Теперь мое повивальное искусство во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела”.

Учился Сократ у одного из самых знаменитых философов античности — Анаксагора из Клазомен, который был также учителем Перикла.

В 440 г. до н. э., когда население Афин страдало от эпидемии чумы, Перикл пригласил участвовать в церемонии по очищению города великую жрицу храма Аполлона — Диотиму из Мантинеи. Для юного Сократа встреча со жрицей стала решающей. Диотима посвятила его в мистерии Эроса согласно орфической традиции, что позже Платон передал в эпизоде про Диотиму в диалоге “Пир”.

Сократ мало путешествовал и почти никогда не покидал Афины. Будучи молодым, он посетил только Дельфы, Коринф и остров Самос вместе с философом Архелаем. Сократ участвовал в битвах при Потидеи в 432 г. до н. э. и Амифиполе в 422 г. до н. э. Рассказывают, что когда афиняне отступали, он шел спиной вперед, лицом к врагу.

Беседы Сократа вызывали восхищение. Своих слушателей он считал, в первую очередь, друзьями, а уже потом учениками. Благодаря своему необычайному обаянию, он имел влияние на людей разного возраста, что вызывало зависть, неприязнь и даже враждебность. В 399 г. до н.э. его обвинили в неуважении к богам (ибо он верил в бога высшего) и в развращении молодежи, поскольку он проповедовал свое учение. Он был судим, но продолжал философствовать, потому что считал это миссией, которую Бог возложил на него и не мог отречься от того, что говорил или делал: “…пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас… говоря то самое, что обыкновенно говорю: “О лучший из мужей, гражданин города Афин… не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, не заботишься и не помышляешь?”

Сократ предпочитает умереть, защищая свои идеи:
“Но вот уже время идти отсюда, мне — чтобы умереть, вам — чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это ни для кого не ясно, кроме Бога”.

Через тридцать дней после вынесения приговора Сократ выпивает чашу цикуты в окружении своих учеников, которым он говорит о единстве жизни и смерти: “Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью”.

В своих комментариях к “Кратилу” Платона, которые касаются значения имен, Прокл утверждает, что имя Сократа происходит от “soet tou kratou”, что значит “освобожденный силой души, той, которая не соблазняется вещами материального мира”.

Диоген Лаэртский приводит много свидетельств и анекдотов, заимствованных у давних авторов, изображающих характер Сократа: решительность, отвага, контроль страстей, скромность и независимость от богатства и власти.

Сократ принципиально не записывал свои мысли, считая действительной сферой существования истинного знания и мудрости живую беседу с оппонентами, живой диалог, полемику. Вступать в диалог с Сократом означало держать “экзамен души”, подвести итог жизни. По свидетельству Платона “Всякий, кто был рядом с Сократом и вступал с ним в беседу, о чем бы ни шла речь, пропускался по виткам спирали дискурса и неизбежно оказывался вынужденным идти вперед до тех пор, пока не отдаст себе отчета в самом себе, как он жил и как живет теперь, и то, что даже мельком однажды проскальзывало, не могло укрыться от Сократа”.

Основные идеи:

Майевтика и ирония

Сократовские диалоги были поиском истинного знания, и важным шагом на этом пути было осознание его отсутствия, понимание собственного незнания. Согласно легенде, Дельфийской пифией Сократ был назван “мудрейшим из всех мудрых”. Видимо, это связано с его высказыванием об ограниченности человеческого знания: “Я знаю, что ничего не знаю” . Пользуясь методом иронии, Сократ надевает на себя маску простака, просит обучить чему-либо или дать совет. За этой игрой всегда стоит серьезная цель — вынудить собеседника обнаружить себя, свое незнание, добиться эффекта благотворного потрясения слушателя.

О человеке

Повторяя за Дельфийским Оракулом “Познай самого себя”, Сократ обращается к проблеме человека, к решению вопроса о сущности человека, о его природе. Можно изучать законы природы, движение звезд, но зачем же идти так далеко, как бы говорит Сократ, — познай самого себя, углубись в близкое, и тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам. Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало. Если сущность человека — его душа, то в особой заботе нуждается не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души. Благой и совершенной делает душу добродетель. Добродетель связана у Сократа с познанием, являющимся необходимым условием совершения хороших поступков, потому что, не понимая сути блага, не будешь знать, как действовать во имя добра.

Добродетель и разум совершенно не противоречат друг другу, так как мышление крайне необходимо для открытия Доброго, Прекрасного и Справедливого.

Сократ раскрывает понятие счастья и возможности его достижения. Источник счастья находится не в теле и не в чем-то внешнем, а в душе, не в наслаждении вещами внешнего материального мира, а в чувстве внутренней исполненности. Человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и добродетельна.

Душа, по Сократу, госпожа тела, а также инстинктов, связанных с телом. Это господство и есть свобода, которую Сократ называет самообладанием. Человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях: “Мудрость состоит в том, чтобы победить самого себя, тогда как невежество ведет к поражению от самого себя” .