Сонник: онлайн толкование снов

Святой: Домна Томская. Домна томская Домна томская

В лике День памяти

До́мна То́мская (Домна Ка́рповна ; начало XIX века - 16 (28) октября , Томск) - томская юродивая . Канонизирована Русской православной церковью в 1984 году в составе Собора Сибирских святых .

Жизнеописание

Основным источником о жизни Домны являются данные собранные томским священником Н. Митропольским и изданные им в 1883 году.

Напишите отзыв о статье "Домна Томская"

Литература

  • Жития Сибирских святых. - Новосибирск, 2007. - С. 245-251. - ISBN 5-88013-010-X .
  • Митропольский Н. Юродивая Домна Карповна // Томские епархиальные ведомости. - 1883. - № 6 . - С. 168-173 .
  • Погожев Е.П. (Евгений Поселянин). Юродивая Домна Карповна // Русские подвижники XIX века. - СПб, 1910. - С. 518-522.
  • Скворцов Г. В. // Православная энциклопедия . - М ., 2007. - Т. 15 . - ISBN 978-5-89572-026-4 .

Ссылки

  • . Православие в Томске. Проверено 3 июля 2009. .

Отрывок, характеризующий Домна Томская

Камердинер махнул рукой.
– Не чаем довезти! У доктора спросить надо. – И камердинер сошел с козел и подошел к повозке.
– Хорошо, – сказал доктор.
Камердинер подошел опять к коляске, заглянул в нее, покачал головой, велел кучеру заворачивать на двор и остановился подле Мавры Кузминишны.
– Господи Иисусе Христе! – проговорила она.
Мавра Кузминишна предлагала внести раненого в дом.
– Господа ничего не скажут… – говорила она. Но надо было избежать подъема на лестницу, и потому раненого внесли во флигель и положили в бывшей комнате m me Schoss. Раненый этот был князь Андрей Болконский.

Наступил последний день Москвы. Была ясная веселая осенняя погода. Было воскресенье. Как и в обыкновенные воскресенья, благовестили к обедне во всех церквах. Никто, казалось, еще не мог понять того, что ожидает Москву.
Только два указателя состояния общества выражали то положение, в котором была Москва: чернь, то есть сословие бедных людей, и цены на предметы. Фабричные, дворовые и мужики огромной толпой, в которую замешались чиновники, семинаристы, дворяне, в этот день рано утром вышли на Три Горы. Постояв там и не дождавшись Растопчина и убедившись в том, что Москва будет сдана, эта толпа рассыпалась по Москве, по питейным домам и трактирам. Цены в этот день тоже указывали на положение дел. Цены на оружие, на золото, на телеги и лошадей всё шли возвышаясь, а цены на бумажки и на городские вещи всё шли уменьшаясь, так что в середине дня были случаи, что дорогие товары, как сукна, извозчики вывозили исполу, а за мужицкую лошадь платили пятьсот рублей; мебель же, зеркала, бронзы отдавали даром.
В степенном и старом доме Ростовых распадение прежних условий жизни выразилось очень слабо. В отношении людей было только то, что в ночь пропало три человека из огромной дворни; но ничего не было украдено; и в отношении цен вещей оказалось то, что тридцать подвод, пришедшие из деревень, были огромное богатство, которому многие завидовали и за которые Ростовым предлагали огромные деньги. Мало того, что за эти подводы предлагали огромные деньги, с вечера и рано утром 1 го сентября на двор к Ростовым приходили посланные денщики и слуги от раненых офицеров и притаскивались сами раненые, помещенные у Ростовых и в соседних домах, и умоляли людей Ростовых похлопотать о том, чтоб им дали подводы для выезда из Москвы. Дворецкий, к которому обращались с такими просьбами, хотя и жалел раненых, решительно отказывал, говоря, что он даже и не посмеет доложить о том графу. Как ни жалки были остающиеся раненые, было очевидно, что, отдай одну подводу, не было причины не отдать другую, все – отдать и свои экипажи. Тридцать подвод не могли спасти всех раненых, а в общем бедствии нельзя было не думать о себе и своей семье. Так думал дворецкий за своего барина.
Проснувшись утром 1 го числа, граф Илья Андреич потихоньку вышел из спальни, чтобы не разбудить к утру только заснувшую графиню, и в своем лиловом шелковом халате вышел на крыльцо. Подводы, увязанные, стояли на дворе. У крыльца стояли экипажи. Дворецкий стоял у подъезда, разговаривая с стариком денщиком и молодым, бледным офицером с подвязанной рукой. Дворецкий, увидав графа, сделал офицеру и денщику значительный и строгий знак, чтобы они удалились.
– Ну, что, все готово, Васильич? – сказал граф, потирая свою лысину и добродушно глядя на офицера и денщика и кивая им головой. (Граф любил новые лица.)
– Хоть сейчас запрягать, ваше сиятельство.
– Ну и славно, вот графиня проснется, и с богом! Вы что, господа? – обратился он к офицеру. – У меня в доме? – Офицер придвинулся ближе. Бледное лицо его вспыхнуло вдруг яркой краской.
– Граф, сделайте одолжение, позвольте мне… ради бога… где нибудь приютиться на ваших подводах. Здесь у меня ничего с собой нет… Мне на возу… все равно… – Еще не успел договорить офицер, как денщик с той же просьбой для своего господина обратился к графу.
– А! да, да, да, – поспешно заговорил граф. – Я очень, очень рад. Васильич, ты распорядись, ну там очистить одну или две телеги, ну там… что же… что нужно… – какими то неопределенными выражениями, что то приказывая, сказал граф. Но в то же мгновение горячее выражение благодарности офицера уже закрепило то, что он приказывал. Граф оглянулся вокруг себя: на дворе, в воротах, в окне флигеля виднелись раненые и денщики. Все они смотрели на графа и подвигались к крыльцу.
– Пожалуйте, ваше сиятельство, в галерею: там как прикажете насчет картин? – сказал дворецкий. И граф вместе с ним вошел в дом, повторяя свое приказание о том, чтобы не отказывать раненым, которые просятся ехать.
– Ну, что же, можно сложить что нибудь, – прибавил он тихим, таинственным голосом, как будто боясь, чтобы кто нибудь его не услышал.
В девять часов проснулась графиня, и Матрена Тимофеевна, бывшая ее горничная, исполнявшая в отношении графини должность шефа жандармов, пришла доложить своей бывшей барышне, что Марья Карловна очень обижены и что барышниным летним платьям нельзя остаться здесь. На расспросы графини, почему m me Schoss обижена, открылось, что ее сундук сняли с подводы и все подводы развязывают – добро снимают и набирают с собой раненых, которых граф, по своей простоте, приказал забирать с собой. Графиня велела попросить к себе мужа.

Родилась в начале XIX века в дворянской семье в Полтавщине, ее отца завали Карп. Рано осиротев, жила и воспитывалась в доме своей тетки. Получила прекрасное образование и свободно говорила на нескольких языках. В молодости была красивой девушкой и к ней многие сватались, надеясь взять её в жёны. Но праведница желала ради Господа сохранить девство. Узнав, что родственники хотят насильно отдать её замуж, она тайно оставила дом, переоделась в простые одежды и странницей отправилась по святым местам. Документа, подтверждающего её личность, у неё не было, поэтому её арестовали в Полтаве. По решению суда под именем Марии Слепченко она была сослана в Сибирь, в Каинский округ.

Блаженная Домна Томская (справа)

Кто она была в миру? Об этом можно только догадываться из различных списков и редакций ее жизнеописаний. Воспитание получила в дворянской семье, и ее благовоспитанность просвечивала даже во дни юродства. Была образованна, что видно из следующего: однажды мимо села, в котором в то время жила Домна Карповна, проезжала одна знатная женщина, и Домна долго беседовала с ней на иностранном языке. Наружность ее была привлекательная; в молодости она, очевидно, была очень красива. Но все это она вменила ни во что, возлюбив Господа Иисуса Христа и ради Его желая сохранить девство, она обрекла себя на трудный и опасный путь юродства.

Говорить о себе она не любила. Только однажды она сказала женам сельских священников: "Чепчики, маменьки, носите, платьице чистенькое. Лучше уважать будут. Смолоду я сама наряжалась хорошо. Жила я в господском доме, да ушла". В другом разговоре с преданной ей женщиной, которую она называла "мамкой", она говорила: "Родителей у меня не было, жила я у тетки. Тетка хотела отдать меня замуж силою, а я замуж идти вовсе не хотела. Гуляла в садике и убежала". Из других ее слов можно заключить, что она стала странствовать по святым местам: "Ступай в монастырь, - сказал ей один священник, - молиться за нас, грешных". - "Я уже много ходила по монастырям, - отвечала она, - да нигде не принимают, везде гонят, да, наконец, сослали в Сибирь".

Она не имела постоянного жилища, жила где Бог приведет, одевалась очень странно: собирала всякую ветхую одежду, составляла из нее узлы и затем всю себя обертывала и обвешивала этими тяжелыми узлами, которые, таким образом, представляли собою вериги. За пазухой и в карманах находились битые стекла, камни, щепки, опилки, навоз, сахар, которые она раздавала своим попечителям, придававшим этим подаркам иносказательный смысл.

В редких случаях Домна в беседе с некоторыми особами оставляла свое юродство и говорила разумно, назидательно, слово ее дышало высокой христианской любовью и своей теплотой успокаивало души слушающих.

Многие жители дарили ей подарки, а преосвященный Порфирий подарил даже шубу, она с благодарностью принимала и немедля раздавала нищим. Епископ Порфирий говорил: "Дурочка учит нас, умников. О, если бы и мы додумались до такой любви к ближнему и до такого терпения ради Христа!".

Любила Домна ходить по улицам и петь духовные песни, а также обличать сильных мира сего, за это она попадала в полицейскую тюрьму. Томские купцы и купчихи и сюда присылали целыми коробами блины, чай, сахар. Все это она раздавала арестантам. Когда блаженная выходила из-под ареста, то ее соузники иногда со слезами провожали ее и в простоте сердца желали ей поскорее опять попасть в полицию.

Она юродствовала на народе, но прекрасна и величава была ее тайная молитва. "Заглянула я однажды в придел, - рассказывала одна благочестивая женщина, - смотрю, Домна Карповна, стоя на коленях, молится, - ах, как молится! А слезы-то, слезы-то! так и текут в два ручья из глаз ее". Но чуть только замечала Домна Карповна свидетелей своей молитвы, как опять начинала юродствовать.

Домна делала вид, что не любит нищих, и весьма редко кто видел ее им помогающей, но между тем собирать всякую ветошь и вообще все ненужные вещи она очень любила и заставляла своих знакомых беречь все это, непременно в ящиках. Потом через руки этих хранителей все вещи переходили к нищим. Особо Домна заботилась о странниках, для которых выпрашивала хлеб, булки, молоко и тому подобное и отдавала им, как называла она странников – "слепеньким".

Зная о тяжелом пребывании заключенных в Томском полицейском участке, Домна начинала расхаживать возле них и петь духовные песни, за что сама задерживалась. Узнав об этом, томские купцы и купчихи, почитавшие Домну, грудами несли ей пироги, блины, чай и сахар. Все это она раздавала бедствующим арестантам. Когда наступало время ее освобождения, товарищи по заключению "в простоте душевной желали ей поскорее попасть в тюрьму."

Помня слова Священного Писания: "Праведник милует души скотов" (Притч 12:10), святая проявляла заботу и о бездомных животных, а также цепных собаках. Она часто кормила их, а привязанных собак, о которых хозяева не заботились, отпускала на волю. Животные также любили праведницу и ночью во множестве окружали её. Томичи часто слышали во мраке ночи, среди собачьего лая, её молитвенные возгласы: "Пресвятая Богородице, спаси нас!"

Горячо и усердно молилась блаженная и в храме, но только когда там почти не было народа. По одному свидетельству: "Заглянула я однажды в придел храма, - смотрю, Домна Карповна, стоя на коленях, молится - ах, как молится! А слёзы-то, слёзы! Так и текут в два ручья из её глаз." Но как только она замечала свидетелей своей молитвы, опять начинала юродствовать: переходила с места на место, разговаривала, гасила свечи.

Так среди подвигов юродства святая Домна хранила своё девство, несла добровольную нищету, умерщвляла греховные страсти, терпела зной и холод. К концу земной жизни получила от Господа дар прозорливости, которым служила духовной пользе ближних.

Блаженная Домна предсказала имя нового Томского архипастыря - Алексия.

Преставилась 16 октября 1872 года и была погребена в Иоанно-Предтеченском женском монастыре города Томска. В 1984 году была прославлена как блаженная при установлении празднования Собора Сибирских святых. Её захоронение было разорено в советские годы, но впоследствии близ того места была воздвигнута часовня её имени.

***

Молитва блаженной Домне Томской, Христа ради юродивой:

  • Молитва святой блаженной Домне Томской, Христа ради юродивой . Блаженная Домна Томская - заступница всех нуждающихся и обидимых, молитвенная помощница в семейных заботах и скорбях, покровительница социальных работников и благотворителей. Ей молятся о помощи при плотских искушениях и соблюдении девства
Прославлена Беатифицирована

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Канонизирована В лике Главная святыня

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

День памяти Покровительница

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Атрибуты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Деканонизирована

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Труды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подвижничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

До́мна То́мская (Домна Ка́рповна ; начало XIX века - 16 (28) октября , Томск) - томская юродивая . Канонизирована Русской православной церковью в 1984 году в составе Собора Сибирских святых .

Жизнеописание

Основным источником о жизни Домны являются данные собранные томским священником Н. Митропольским и изданные им в 1883 году.

Напишите отзыв о статье "Домна Томская"

Литература

  • Жития Сибирских святых. - Новосибирск, 2007. - С. 245-251. - ISBN 5-88013-010-X.
  • Митропольский Н. Юродивая Домна Карповна // Томские епархиальные ведомости. - 1883. - № 6 . - С. 168-173 .
  • Погожев Е.П. (Евгений Поселянин). Юродивая Домна Карповна // Русские подвижники XIX века. - СПб, 1910. - С. 518-522.
  • Скворцов Г. В. // Православная энциклопедия . - М ., 2007. - Т. 15 . - ISBN 978-5-89572-026-4.

Ссылки

  • . Православие в Томске. Проверено 3 июля 2009. .

Отрывок, характеризующий Домна Томская

А я, из последних сил стараясь не поддаваться нахлынувшей безысходности, дрожащей рукой скинула шаль и опустилась на ближайший диван. Что же оставалось мне – измученной и одинокой?.. Каким таким чудом я могла уберечь свою храбрую девочку, не побоявшуюся войны с Караффой?.. Что за ложь они сказали ей, чтобы заставить покинуть Мэтэору и вернуться в это проклятое Богом и людьми земное Пекло?..
Я не в силах была даже подумать, что приготовил для Анны Караффа... Она являлась его последней надеждой, последним оружием, которое – я знала – он постарается использовать как можно успешнее, чтобы заставить меня сдаться. Что означало – Анне придётся жестоко страдать.
Не в силах более оставаться в одиночестве со своей бедой, я попыталась вызвать отца. Он появился тут же, будто только и ждал, что я его позову.
– Отец, мне так страшно!.. Он забирает Анну! И я не знаю, смогу ли её уберечь... Помоги мне, отец! Помоги хотя бы советом...
Не было на свете ничего, что я бы не согласилась отдать Караффе за Анну. Я была согласна на всё... кроме лишь одного – подарить ему бессмертие. А это, к сожалению, было именно то единственное, чего святейший Папа желал.
– Я так боюсь за неё, отец!.. Я видела здесь девочку – она умирала. Я помогла ей уйти... Неужели подобное испытание достанется и Анне?! Неужели у нас не хватит сил, чтобы её спасти?..
– Не допускай страх в своё сердце, доченька, как бы тебе не было больно. Разве ты не помнишь, чему учил свою дочь Джироламо?.. Страх создаёт возможность воплощения в реальность того, чего ты боишься. Он открывает двери. Не позволяй страху ослабить тебя ещё до того, как начнёшь бороться, родная. Не позволяй Караффе выиграть, даже не начав сопротивляться.
– Что же мне делать, отец? Я не нашла его слабость. Не нашла, чего он боится... И у меня уже не осталось времени. Что же мне делать, скажи?..
Я понимала, что наши с Анной короткие жизни приближались к своему печальному завершению... А Караффа всё так же жил, и я всё так же не знала, с чего начать, чтобы его уничтожить...
– Пойди в Мэтэору, доченька. Только они могут помочь тебе. Пойди туда, сердце моё.
Голос отца звучал очень печально, видимо так же, как и я, он не верил, что Мэтэора поможет нам.
– Но они отказали мне, отец, ты ведь знаешь. Они слишком сильно верят в свою старую «правду», которую сами себе когда-то внушили. Они не помогут нам.
– Слушай меня, доченька... Вернись туда. Знаю, ты не веришь... Но они – единственные, кто ещё может помочь тебе. Больше тебе не к кому обратиться. Сейчас я должен уйти... Прости, родная. Но я очень скоро вернусь к тебе. Я не оставлю тебя, Изидора.
Сущность отца начала привычно «колыхаться» и таять, и через мгновение совсем исчезла. А я, всё ещё растерянно смотря туда, где только что сияло его прозрачное тело, понимала, что не знаю, с чего начать... Караффа слишком уверенно заявил, что Анна очень скоро будет в его преступных руках, поэтому времени на борьбу у меня почти не оставалось.
Встав и встряхнувшись от своих тяжких дум, я решила всё же последовать совету отца и ещё раз пойти в Мэтэору. Хуже всё равно уже не могло было быть. Поэтому, настроившись на Севера, я пошла...
На этот раз не было ни гор, ни прекрасных цветов... Меня встретил лишь просторный, очень длинный каменный зал, в дальнем конце которого зелёным светом сверкало что-то невероятно яркое и притягивающее, как ослепительная изумрудная звезда. Воздух вокруг неё сиял и пульсировал, выплёскивая длинные языки горящего зелёного «пламени», которое, вспыхивая, освещало огромный зал до самого потолка. Рядом с этой невиданной красотой, задумавшись о чём-то печальном, стоял Север.
– Здравия тебе, Изидора. Я рад, что ты пришла, – обернувшись, ласково произнёс он.
– И ты здравствуй, Север. Я пришла ненадолго, – изо всех сил стараясь не расслабляться и не поддаваться обаянию Мэтэоры, ответила я. – Скажи мне, Север, как вы могли отпустить отсюда Анну? Вы ведь знали, на что она шла! Как же вы могли отпустить её?! Я надеялась, Мэтэора будет её защитой, а она с такой легкостью её предала... Объясни, пожалуйста, если можешь...
Он смотрел на меня своими грустными, мудрыми глазами, не говоря ни слова. Будто всё уже было сказано, и ничего нельзя было изменить... Потом, отрицательно покачав головой, мягко произнёс:
– Мэтэора не предавала Анну, Изидора. Анна сама решила уйти. Она уже не ребёнок более, она мыслит и решает по-своему, и мы не вправе держать её здесь насильно. Даже если и не согласны с её решением. Ей сообщили, что Караффа будет мучить тебя, если она не согласится туда вернуться. Поэтому Анна и решила уйти. Наши правила очень жёстки и неизменны, Изидора. Стоит нам преступить их однажды, и в следующий раз найдётся причина, по который жизнь здесь быстро начнёт меняться. Это непозволимо, мы не вольны свернуть со своего пути.
– Знаешь, Север, я думаю, именно ЭТО и есть самая главная ваша ошибка... Вы слепо замкнулись в своих непогрешимых законах, которые, если внимательно к ним присмотреться, окажутся совершенно пустыми и, в какой-то степени, даже наивными. Вы имеете здесь дело с удивительными людьми, каждый из которых сам по себе уже является богатством. И их, таких необычайно ярких и сильных, невозможно скроить под один закон! Они ему просто не подчинятся. Вы должны быть более гибкими и понимающими, Север. Иногда жизнь становится слишком непредсказуемой, так же, как непредсказуемы бывают и обстоятельства. И вы не можете судить одинаково то, что п р и в ы ч н о, и то, что уже не вмещается более в ваши давно установленные, устаревшие «рамки». Неужели ты сам веришь в то, что ваши законы правильны? Скажи мне честно, Север!..

Святая блаженная Домна Томская

Христос в Евангелии говорит: "Царство Небесное подобно жемчужине, найдя которую, человек оставляет всё, чтобы приобрести её". В порыве горячей любви к Своему Спасителю и Господу многие люди оставляют мир, славу и богатство, чтобы всегда неразлучно пребывать с Богом. Ради Господа и спасения души они терпят многие невзгоды и лишения, зная, что единственное их сокровище - благодать Святого Духа. Нередко Господь наделяет таких Своих избранников чудесными дарами - исцеления прозорливости, утешения. Чтобы избегать человеческой славы, они принимали на себя внутренний вид безумия, посрамляя суетную гордыню этого мятежного мира. Такой христианский подвиг именуется Христа ради юродством. Многие прошли этим путем и среди них - блаженная Домна Томская.

Она родилась в начале XIX века в знатной семье. Рано осиротев, Домна жила и воспитывалась в доме своей тетки. Она получила прекрасное образование и свободно говорила на нескольких языках. В молодости Домна была красивой девушкой и потому к ней многие сватались, надеясь взять её в жёны. Но праведница желала ради Господа сохранить своё девство. Узнав, что родственники хотят насильно отдать её замуж, она тайно оставила дом, переоделась в простые одежды и странницей отправилась по святым местам. Документа, подтверждающего её личность, у неё не было, поэтому её арестовали и сослали в Сибирь, где, поселившись в городе Томске, она и восприняла на себя подвиг юродства.

Постоянного жилища Домна Карповна не имела, часто проводила дни и ночи под открытым небом. Одежда её состояла из разной величины узлов, навешанных почти на голое тело. Домна часто перебирала их вместо четок, таким образом скрывая от людских взоров свою непрестанную молитву. Когда сердобольные люди в трескучие морозы дарили ей шубу, она с благодарностью принимала, но через несколько часов отдавала её другому бедняку, продолжая страдать от мороза. Такова была её любовь к ближним. Зная о тяжелом пребывании заключенных в Томском полицейском участке, Домна начинала расхаживать возле них и петь духовные песни, за что сама задерживалась. Узнав об этом, томские купцы и купчихи, почитавшие Домну, грудами несли ей пироги, блины, чай и сахар. Все это она раздавала бедствующим арестантам.

Помня слова Священного Писания: "Блажен, кто и скотов милует",- святая проявляла заботу и о бездомных животных, а также цепных собаках. Она часто кормила их, а привязанных собак, о которых хозяева не заботились, отпускала на волю. Животные также любили праведницу и ночью во множестве окружали её. Но и среди бессловесных Домна Карповна не забывала о Боге, и Томичи часто слышали во мраке ночи, среди собачьего воя её молитвенные возгласы: "Пресвятая Богородице, спаси нас!"

Горячо и усердно молилась блаженная и в храме, но только когда там почти не было народа. "Заглянула я однажды в придел храма,- смотрю, Домна Карповна, стоя на коленях, молится - ах, как молится! А слёзы-то, слёзы! Так и текут в два ручья из её глаз". Но как только она замечала свидетелей своей молитвы, опять начинала юродствовать: переходила с места на место, разговаривала, гасила свечи.

Так среди подвигов юродства святая Домна хранила своё девство, несла добровольную нищету, умерщвляла греховные страсти, терпела зной и холод. К концу своей жизни она получила от Господа дар прозорливости, которым служила духовной пользе ближних. Свою душу Господу она предала 16 октября (29 октября нового стиля) 1872 года и погребена в Иоанно-Предтеченском женском монастыре г. Томска. Недалеко от её захоронения, преданного разорению в послереволюционные годы, в наши дни воздвигнута часовня её имени.

Домна Томская
Рождение:

начало XIX века

Смерть:
Почитается:

в Русской православной церкви

Канонизирована:

в 1984 году

В лике:

юродивых

День памяти:

Домна Томская (Домна Карповна ; начало XIX века - 16 (28) октября 1872, Томск) - томская юродивая. Канонизирована Русской православной церковью в 1984 году в составе Собора Сибирских святых.

Согласно ревизским сказкам Домна Карповна родилась в Полтавской губернии и, рано осиротев, воспитывалась тёткой. Получила хорошее образование, владела несколькими иностранными языками. Избегая замужества, ушла из дома и начала странствовать. Как беспаспортная была арестована за бродяжничество и сослана в Томск, где начала юродствовать.

Домна не имела постоянного жилья, часто ночевала на улице, носила с собой мешки с ветошью, которые были для неё веригами. В карманах носила битые стёкла, камни, щепки, опилки, кусочки сахара - всё это она раздавала людям, вкладывая в подарок иносказательный смысл. В церкви на службах она переходила с места на место, переставляла и гасила свечи, а некоторые снимала и складывала в свои мешки. Очень любила собак, которых прикармливала и они ходили за ней стаей.

Отличалась нестяжанием, не принимала подаяние деньгами, предпочитая хлеб, который раздавала странникам. Стремясь помогать арестантам, Домна, гуляя по улицам, громко распевала духовные песни, за что задерживалась и попадала в полицейский участок, куда её почитатели приносили еду, достававшуюся заключённым.

При этом отмечают, что, оставляя юродство, Домна Карповна имела разумную речь, вела назидательные разговоры. Однажды через Томск проезжала знатная женщина, оказавшаяся её знакомой, и с ней Домна всю ночь проговорила на иностранном языке.

Скончалась Домна Карповна в 1872 году, была погребена на кладбище Иоанно-Предтеченского женского монастыря Томска. В 1927 году монастырь был закрыт и через три года ликвидировали его кладбище на месте которого позднее был построен студенческий городок Томского технологического института. В 1996 году в год столетия закладки института на месте предполагаемого захоронения блаженной Домны была построена часовня. Табличка на ней сообщает:

Источники

  • Погожев Е.П. (Евгений Поселянин) Юродивая Домна Карповна // Русские подвижники XIX века. - СПб, 1910. - С. 518-522.
  • Скворцов Г. В. Домна Томская // Православная энциклопедия . - М .: 2007. - Т. 15. - ISBN 978-5-89572-026-4.
  • Святая блаженная Домна Томская . Православие в Томске. Проверено 3 июля 2009.