От сглаза и порчи

Традиция, значение и строгость последнего летнего поста. Успенский пост: история и традиции праздника Успенский пост значение для женщин

Впятницу, 14 августа, начнется Успенский пост. Ондлится две недели исчитается самым строгим постом после Великого.

Значение

История Успенского поста связана споследними днями земной жизни Богородицы. Попреданию, она заранее знала день своего ухода измира ипровела это время вмолитве иаскезе. « Узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась ипостилась занас, хотя, будучи святой инепорочной, неимела нужды впосте,- пишет святой Симеон Солунский , подвижник XVвека. - Апотому имыдолжны поститься ивоспевать Ее, подражая житию Ее» .

Вжелании приблизиться кидеалу Богородицы, вподражании ееподвигу заключен основной смысл Успенского поста.

Сроки

Успенский пост продолжается две недели- с14 по27 августа. Оноткрывается праздником Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа). Этот праздник берет начало вдревнем Константинополе: вавгусте город нередко охватывали эпидемии болезней, и, чтобы избежать этого, стали носить поулицам крест, освящая имдома иулицы, апозавершении хода предлагали поклониться кресту горожанам. НаРуси этот день называют еще Медовым Спасом- 14 августа начинался сбор иосвящение меда, совершалось малое освящение воды.
Кконцу первой недели поста следует праздник Преображения Господня (19 августа). Онпосвящен евангельскому эпизоду, когда Христос взял ссобой для молитвы трех ближайших учеников- Петра, Иакова иИоанна- иявил имсвое Божественное величие. Вовремя молитвы лицо Христа « просияло, как солнце» , аодежды сделались « белыми, как свет» . Кнему явились ветхозаветные пророки Моисей иИлия, которые беседовали сним. Иисус запретил ученикам упоминать опроизошедшем досвоего воскресения. Внароде этот день называют Яблочным Спасом, освящая плоды нового урожая. Считается, что именно сэтого дня природа поворачивает наосень изиму.

Финал поста- праздник Успения Пресвятой Богородицы. Вгодовом церковном календаре это последнее крупное торжество (двунадесятый праздник), после которого 14 сентября начинается церковное новолетие.

Строгость

Успенский пост- один изсамых строгих вгоду, онподобен Великому посту. Устав предписывает воздерживаться нетолько отмяса имолочных продуктов, ноиотрыбы.
Впонедельник, среду ипятницу Успенского поста полагается сухоядение- вкушение пищи без ееотваривания. Повторникам ичетвергам варить пищу можно, нобез « елея» (масла). Всубботу ивоскресенье допустимы некоторые послабления: устав разрешает добавлять веду масло ивыпивать немного вина.

Церковь обязует воздерживаться отвинограда ияблок допраздника Преображения Господня. Вмонастырях древности намонахов, вкушавших виноград прежде праздника, налагалось наказание- имзапрещалось есть « отгрозди» доконца августа. Всам праздник Преображения разрешается есть рыбу.

Сострогостью предписано относиться икразвлечениям. Нельзя ходить вкино, театры, развлекательные заведения. Лучше ограничить себя впросмотрах развлекательных программ потелевизору ивпраздном сидении винтернете. Святитель Василий Великий пишет: « При телесном посте чрево постится отпищи ипития; при душевном посте душа воздерживается отзлых помыслов, дел ислов. Настоящий постник воздерживается отгнева, ярости, злобы имщения. Настоящий постник воздерживает язык отпразднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи ивсякого злоречия. Настоящий постник- тот, кто удаляется отвсякого зла» .

Настроение

Митрополит Антоний Сурожский призывал подходить кУспенскому посту срадостью. Онназывал дни поста временем,« когда мыотряхиваем ссебя все, что внас обветшало иомертвело, чтобы вновь обрести способность жить совсем простором, совсей глубинной интенсивностью» .

На фото: Успение Пресвятой Богородицы (икона Феофана Грека).

Пресвятая Богородица по праву считается особой Заступницей и Молитвенницей перед Богом за весь человеческий род. Недаром и праздник Рождества Богоматери традиционно признается Церковью, как начало спасения людей. Ведь если бы не появилась на свет такая чистая и непорочная Дева, то не на что было бы рассчитывать людям, столь много раз отходившим от заповедей и тем самым оскорблявшим Бога вновь и вновь.

Успение Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам и отмечается во всех храмах и монастырях. Из Церковного Предания мы узнаем, что последние годы своей земной жизни Богородица жила в доме у любимого ученика Господа - Иоанна Богослова. Именно он вместе с Пречистой Матерью остался и видел последние страдания Христа. И ему были сказаны слова: «Се Мати твоя»; Пресвятой Богородице же Господь сказал: «Се сын Твой». Церковь уделяет этим словам большое внимание, указывая на то, что таким образом Богородица становится Заступницей не только для апостола, к которому обращена эта речь, но и всему человечеству.

В контексте этого усыновления всех людей в духовном плане, для верующих играет огромную роль Успение Божией Матери. Кто-то может возразить, что невозможно радоваться смерти. Но сама история Успения Божией Матери является удивительной. Будучи предупрежденной архангелом Гавриилом о том, что через три дня Ее земной путь закончится, Она усердно постится и посвящает все время и силы молитве. Является Господь с сонмом ангелов и забирает Ее Пречистую душу в небесные обители. После чего апостолы относят тело Богородицы в гробницу, где ранее были погребены ее родители - святые праведные Иоаким и Анна.

Один из апостолов, имя которому было Фома, не успел вовремя добраться и не успел попрощаться с Материю Господа. Поэтому его повели на место погребения. Однако, придя, апостолы не обнаружили тела Богородицы в гробнице. Уверившись, что никто не мог забрать его, они поняли, что господь забрал на небо и тело Пречистой Матери Своей.

Только узнав историю Успения, можно оценить значение этого праздника для всех христиан. Радость состоит в том, что теперь Пресвятая Богородица и на небе ходатайствует о каждом из нас у Сына Своего и Бога нашего.

Успенский пост. Как провести это время с пользой.

Пост Успенский официально был принят и установлен Церковью в 1166 году. Между тем первые упоминания о нем относятся еще к V-му веку. Совершается он в память о том, что Пречистая Богородица и Сама перед Своим Успением посвятила последние дни посту и молитве.

Успенский пост является вторым по строгости после Великого из всех четырех многодневных постов, которые соблюдают каждый год православные христиане. Пост этот предваряет праздник Успения Божией Матери, отчего и получил такое название. Проходит он с 14 по 28 августа по новому стилю.

Одна из главных книг, в ней можно найти указания относительно соблюдения постов - Типикон. Согласно ей, в понедельник, среду и пятницу стоит вкушать пищу без растительного масла. Однако современная практика чаще говорит о том, что на тот или иной подвиг следует благословляться у того священника, к которому человек чаще ходит на исповедь. 19 августа, в праздник Преображения Господня, разрешается вкушать рыбу.

В целом, несмотря на кажущуюся строгость, Успенский пост, как правило, проходит довольно легко. Связано это, во-первых, с тем, что в августе в большом количестве поспевают различные фрукты и овощи. Вторая же причина - это небольшой временной период, который захватывает собою Успенский пост, ведь идет он всего две недели!

Духовное отношение к посту

С точки зрения православного христианина, пост имеет одну цель: приблизить человека к Богу. В это время стоит отказаться от проведения увеселительных и шумных мероприятий. Усилия, которые прилагались к молитве, можно усилить. Например, если человек не читал утреннего и вечернего правила, то сейчас как раз пришло время все-таки начать исполнять их. Если же читал ранее правило, то теперь может постараться добавлять к нему каждый день по главе Евангелия. А кто выполнял и это, если ему по силам, мог бы взяться за чтение псалтири по кафизме в день.
Разумеется, все, что касается молитвы, делать лучше с благословения духовника.

Следует избегать во время поста бесполезного и пустого общения, праздности, так как они мешают сосредоточиться на своем внутреннем состоянии. В этот период хорошо будет выбрать книгу для духовного чтения, заручившись добрым советом духовного лица. В пост нужно чаще стараться прибегать к таким Таинствам Церкви, как исповедь и Причастие Святых Христовых Таин.

Не нужно относиться к посту только лишь как к какому-то ограничению в пище. Это время многие отцы Церкви величают «весной духовной». Согласитесь, не зря же они это делают! Мы должны хоть немного отвлечься в эти дни от привычной суеты и посмотреть на себя со стороны: как мы ведем себя с родными, на улице, на работе. Достойны ли мы называться учениками Христовыми? - Увы, у большинства ответ может оказаться отрицательным. Нужно помнить, что проверка эта дается отнюдь не для того, чтобы впасть в отчаяние, но, напротив, чтобы вооружившись воздержанием и молитвой с Божией помощью исправляться и становиться лучше.

Значение Успенского поста

Успенский пост идет по времени недолго. Но требует сосредоточенности и внимания к себе. Это маленькое августовское наше приношение Господу и Его пречистой Матери и еще одна попытка стать хоть немного лучше, чем сейчас.
Каждый может сделать что-то для себя и для других в этот период. Главное - просто быть немного более чутким, чем обычно. Обратить внимание на того, кому тяжело и нужна поддержка. Не пройти мимо просящего милостыню. Помочь женщине с коляской зайти в подъезд. Казалось бы, какие-то мелочи, а этими «мелочами» покупается дорога в Царствие Небесное.

Что касается пищи, то Успенским постом нельзя вкушать мяса, молочных продуктов, яиц. Однако и данные требования являются не безусловными: послабление предполагается для больных и беременных, а также в некоторых случаях для тех, кто занят на тяжелой физической работе.

Начинается пост с празднования Образа Спаса Нерукотворного, потом, 19 августа, Церковь празднует Преображение Господне. Завершается же малый подвиг этот торжеством - Успением Пресвятой Богородицы.

В сам день празднования, как правило, большинство верующих готовятся к принятию святых Христовых Таин. После того, как служба закончилась, садятся за праздничный стол. Теперь приходит время праздника, закончилось время поста.

В России этот день всегда очень любили. Видимо, по этой причине так много здесь есть храмов и монастырей Успенских (Псково-Печорский монастырь, Тихвинский мужской монастырь и др.) Нередко в обителях совершаются ночные богослужения: так монахи желают особенно почтить Матерь Божию и заручиться Ее Покровительством.

Удивительное по красоте и масштабам празднование проходит ежегодно в Печорах, куда съезжаются паломники не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Дорожка, выложенная камнями много столетий назад, полностью устилается цветами. По ней братия монастыря несет чудотворный образ Успения Пресвятой Богородицы, что хранится в обители. Настоящая Малая Пасха. Не только для Печор, но и для всей страны.

Летом, через месяц после Петрова (Апостольского) поста, начинается Успенский пост. Он пришел к нам из давних времен. Приблизительно в 450 году Лев Великий ясно указывал на Успенский пост среди четырех церковных постов, каждый из которых приходится на определенное время года.

Окончательно Успенский пост был установлен в 1166 году на Константинопольском Соборе, где председательствовал патриарх Лука. На Соборе было подтверждено, что все православные христиане должны соблюдать этот пост. Церковь призывает подражать Матери Божией, перед переселением на небо постоянно пребывавшей в молитве и посте.

Когда проходит Успенский пост

Успенский пост - самый коротких из всех постов. По старому стилю он был установлен с 1 по 15 августа, сейчас же сместился на 14-28 августа. Он проходит перед двумя великими праздниками - Преображения Господня и Успения Божией Матери, начинаясь с . Этот пост считается одним из самых строгих, он уступает только Великому.

Наиболее строго пост соблюдается в понедельник, среду и пятницу. Успенский пост уже считается осенним, он завершает церковный год и открывает новое время года - осень. Церковное новолетие происходит 14 сентября по новому стилю.

Весь Успенский пост как бы связывают воедино три праздника - три Спаса.

Что символизирует Успенский пост

Успенский пост должен быть временем радости, временем возвращения домой, оживания. Нужно отряхивать с себя все обветшалое и омертвелое, чтобы обрести способность жить. Пост готовит к празднику Успения, который можно назвать неожиданным для миропонимания. Действительно, что празднуется? Смерть Богородицы? Однако слово «успение» означает не «смерть», а «сон».

Смысл праздника в том, что нет больше такой смерти, какая ждала бы каждого, если бы не Воскресение Христово. Нет страха смерти и нет скорби о ней. И даже уйдя, Пресвятая Богородица не оставляет мир.

Согласно преданиям, после Вознесения Господа Иисуса Христа она жила возле Иерусалима и любила посещать Гефсиманский сад и Голгофу, где подолгу молилась. Она молилась о том, чтобы иудейский народ обратился к вере, о новых церквях в разных странах.

Однажды после такой молитвы пред ней предстал Архангел Гавриил, и до этого не единожды являвшийся ей с возвещениями велений Божиих. С радостью он ей сообщил, что спустя три дня ее земной путь будет окончен и Бог возьмет ее в вечные обители. При этом он дал ей сияющую неземным светом райскую ветвь.

Узнав о том, когда произойдет ее переход из этого мира, Дева Мария готовилась к нему с молитвой и постом, несмотря на то, что она не нуждалась ни в исправлении, ни в очищении души. Ее жизнь - образец жертвенности и святости.

В назначенный час в комнате пылали свечи, а Богоматерь возлежала на украшенном одре в окружении близких любящих людей. Внезапно храмина озарилась светом Божественной славы, и с неба сошел Сам Господь в окружении Ангелов, а также душ ветхозаветных праведников. Безо всякого телесного страдания, глядя на Своего Сына и словно засыпая, она передала Ему свою чистую душу.

Во время погребения апостолы несли одр с Пречистым телом, и огромная процессия верующих провожала его со священными песнями. Предание гласит, что Апостол Фома не успел на погребение, и ему позволили войти в пещеру в третий день, чтобы дать возможность в последний раз поклониться Пресвятой. Однако в пещере они увидели только погребальные пелены, приятно благоухающие, а тела Богородицы там не было. Тогда они поняли, что Господь взял на Небо ее пречистое тело.

Вечером того же дня во время трапезы Матерь Божия явилась апостолам и сказала им радоваться, ибо она с ними во все дни.

Пост для православных - это подражание подвигу Богородицы и ее чистоте, а также восхваление Пресвятой, которая неустанно насаждала и утверждала Христианскую Церковь.

Пояс Богоматери и святые одежды с благоговением хранятся, разделенные на части, и до сих пор творят чудеса, как и многочисленные иконы. С особой торжественностью праздник Успения Пресвятой Богородицы проходит в Гефсимании, где она была погребена.

Как поститься во время Успенского поста

Этот пост, с одной стороны, один из самых строгих. А с другой - он всегда считался легким, потому что можно было есть молодой картофель, овощи, фрукты и грибы. Виноград и яблоки разрешается есть после (19 августа).

Во время Успенского поста нужно воздерживаться от сыра, мяса, масла, яиц и молока. С 14 августа (Медовый Спас) освящается медовый сбор, и его тоже можно употреблять в пищу. В понедельник, среду и пятницу самый строгий пост - сухоядение, то есть нужно питаться неотваренной пищей. Во вторник и четверг можно есть вареную пищу без масла. В субботу и воскресенье разрешено вино и растительное масло.

19 августа, в день Преображения Господня, разрешена рыба, как и в праздник Успения, если он приходится на среду или пятницу, а разговение начинается на следующий день. Если Успение Пресвятой Богородицы приходится на другие дни недели, то поста уже нет.

Однако в дни поста немаловажным является и духовное воздержание: от страстных и греховных движений, которые услаждают пороки, и от ссор и раздражения. Пост также строг к шумным развлечениям. Принято тратить меньше денег на еду, освобождая их для благотворительности.

Нужно помнить о том, что приучаться к посту необходимо постепенно. Человек, никогда прежде не постившийся, скорее испортит себе здоровье, чем приблизится к святости, если начнет резко поститься. К тому же, он станет раздраженным и нетерпеливым.

Каждый сам должен определять, сколько в сутки ему нужно еды и питья, и постепенно уменьшать количество, сводя к необходимому для жизни минимуму. А главным правилом является то, что не нужно отягчать свои сердца пьянством и чревоугодием. Важно не забывать, что суть поста, прежде всего, не в отказе от животной пищи, а в том, чтобы ограничить удовольствия.

Пост призван сделать нашу телесную природу крепкой и легкой, которая могла бы подчиняться движениям духа и исполнять его требования. Все боголюбивые люди чувствовали, что пост - очень сильное средство, чтобы приготовиться к спасительным и великим делам, святые всегда строго постились и советовали другим.

Успенский пост – призыв к чистоте, непорочности, целомудрию и воздержанию, примером чему является Дева Мария.

На Успенский пост приходятся три праздника в честь Спасителя – на Руси их принято называть Спасами. В эти дни происходит освящение плодов земных.

Первый Спас – это праздник в честь Креста Христова, он приходится на начало поста, 14 августа. Во время него освящается мед.

Второй Спас – праздник Преображения Господня (19 августа) – включает в себя освящение винограда (Русь – не виноградная страна, поэтому эти плоды заменяются нашими фруктами овощами, в том числе, яблоками).

Третий Спас – праздник в честь перенесения Нерукотворного образа Спасителя из Едессы в Константинополь (29 августа) – отмечается на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы. В этот день освящаются хлеба нового урожая.

Существует представление, будто мы должны поститься, когда мы хотим чего-то достичь, словно акт пощения как-то умиротворяет Бога, и видение наших страданий заставляет Его выполнять наши просьбы. Но это далеко от истины.

Богу угоден не наш пост, а плоды поста (при условии, что мы постимся в должном умонастроении, с милостыней и молитвой, не просто соблюдая диету).

1) Мы постимся не для того, чтобы получить, что мы хотим, но чтобы подготовить себя к получению того, что хочет дать нам Бог.

2) Цель пощения – сделать нас более похожими на Марию, сестру Лазаря , и менее похожими на их сестру Марфу, которая в известном отрывке волновалась и беспокоилась о многом.

3) Пост задуман для того, чтобы привести нас к осознанию «единого на потребу». Он должен помочь нам поставить Бога на первое место, а наши желания на второе, если не на последнее.

Как таковой, он помогает нам приготовиться к тому, чтобы быть орудиями Божией воли : таким образом постился Моисей во время побега из Египта и на горе Синай, точно так же как постился наш Господь в пустыне. Пост отвлекает нас от самих себя и обращает к Богу.

4) Соблюдение Успенского поста помогает нам уподобиться Богородице, послушной рабе Господней, Которая услышала Его слово и сохранила его лучше, чем кто-либо когда-то это делал или мог сделать.

В дружной семье весть о том, что её мать находится на смертном одре, резко останавливает нормальную жизнь. Важные в другой ситуации вещи (вечеринки, предметы роскоши, личные желания) становятся ненужными, жизнь вращается вокруг умирающей матери. Тоже самое происходит в семье православных – известие о том, что наша Мать на смертном ложе, не может иметь никакого другого эффекта, кроме указанного.

Церковь, посредством своей службы параклисиса (молебный канон Пресвятой Богородице – в греческой традиции принято читать его каждый день Успенского поста – ред.), дает нам возможность подойти к этому смертному ложу, и восхвалять и ублажать Деву, родившую Бога, сосуд нашего спасения и нашу главную Ходатаицу у Его Божественного престола.

Служба параклисиса Пресвятой Богородице состоит из молитвенных прошений о получении утешения и мужества. Его следует читать во время искушений, упадка духа, или болезни. Особым образом его читают на протяжении двух недель перед Успением, или Взятием на небо Пресвятой Богородицы с 1-го по 14-е августа (Антиохийская Церковь живет по новому стилю – ред.).

Центральной темой этих служб параклисиса является прошение: Пресвятая Богородице, спаси нас .

Если у вас есть проблема, или что-то отягощает вашу душу, если вам духовно тяжело и вы не в мире с собой и окружающими, вам стоит прийти в Церковь в течение первых 15-ти дней августа и попросить заступничества Божьей Матери. И даже если вам повезло быть одним из тех немногих, кто в мире с собой и Богом, такому счастливцу следует прийти на эти службы и поблагодарить Бога и Его Блаженную Мать за те благословения, которые Они ниспослали вам и вашей семье.

Так как службы параклисиса Божьей Матери - это в первую очередь прошения о благоденствии живущих , пусть вся Церковь молится за вас первые пятнадцать дней августа, и в особенности в великий праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа (ст.ст.) .

Не дайте своей лени и апатии заставить вас пропустить это великое благословение и вдохновение, подаваемое вам Церковью, но позвольте миру и святости, которые может дать вам только Божья Матерь, войти в вашу жизнь.

“Отложим все земное попечение”, и в эти пятнадцать дней действительно примем участие в посте и молитвенной жизни Церкви, чтобы мы могли «вкусить и видеть, яко благ Господь», и чтобы мы могли полностью испытать то духовное благословение, которое подает нам Церковь в это святое время.

Блаженны те, кого Он найдет бодрствующими. Придите и помолитесь Богородице едиными устами с Церковью, и да обретем спасение нашим душам Ее молитвами и заступлением.

Соблюдение поста в полном смысле этого слова (воздержание от пищи, злых мыслей, действий и желаний) довершает это. Сокращение времени на досуг и другие занятия освобождает больше времени для молитвы и размышления о Той, Которая дала нам Христа, и стала Самой Первой и Великой Христианкой.

В размышлении о Ней и Ее ни с чем несравнимой жизни, мы видим норму христианской жизни, воплощающую ответ Христа женщине, сказавшая, что Мария блаженна, потому что носила Его: скорее блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Мария сделала это лучше, чем кто-либо другой.

Она услышала Слово Бога и сохранила его настолько хорошо, что из всех женщин в истории Она была избрана не только для того, чтобы слышать это Слово, но и чтобы дать Ему рождение. Поэтому, когда мы постимся, созерцая ее жизнь, мы одновременно готовимся жить, подражая Ей. Это и есть цель Успенского поста.

Когда готовилось взятие на небо Ее непорочного тела, апостолы созерцали Ее ложе, глядя на Нее с трепетом. Некоторые созерцали Ее тело и были поражены, и апостол Петр, обращаясь к Богоматери, громко воскликнул:
«О, Дева! В Тебя вселился Господь - Наслаждение будущей жизни. Как же я вижу Тебя прямо и недвижно распростертой? Прилежно молись Твоему Сыну и Богу о спасении невредимым Твоего стада».

Безболезненным, мирным было Ее разрешение от земных уз. Глаза Ее уже видели Бога, и последними словами Ее было радостное приветствие, как в юности, когда Она получила благую весть о предстоящем рождении от Нее Спасителя: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем…».

В те дни в Иерусалиме к Церкви присоединились сотни людей, даже из числа бывших гонителей христиан. При перенесении Ее тела в Гефсиманию совершались исцеления и чудеса. Так, на глазах у всех был наказан хуливший Ее иудейский священник Афоний, получивший тут же и исцеление, после искреннего раскаяния, и присоединившийся к числу учеников. Милостивая при жизни, Она и в успении Своем никого не хотела опечалить, прощая по заповеди даже врагов.

Всего через несколько дней апостолы стали свидетелями нового чуда. Тело Ее исчезло из гроба, остались лишь благоуханные пелены, а во время общей вечерней трапезы они вдруг увидели Деву Марию в воздухе в окружении ангелов, как будто сотканной из света, сияющей и прекрасной. Она приветствовала их словами: «Радуйтесь! Я с вами во все дни».

С тех пор Церковь празднует это событие. В нем всё – воспоминание о земной жизни Божией Матери, грусть и радость, ведь это и день Её рождения для жизни вечной, где Она поставлена выше ангельских чинов, день свидетельства о том, что обетования Господни непреложны, о жизни и о чуде Воскресения…

Вконтакте

Если вы хотите узнать больше о питании в Успенский пост, его традициях, смыслах и истории, то эта статья – специально для вас!

Через месяц после Петрова поста, 14 августа, начинается Успенский пост. Это самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается праздником Успения Божией Матери.

История Успенского поста

Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: “Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу (Петров пост – ред.), для осени осенний – в седьмом месяце (Успенский – ред.), для зимы – зимний (Рождественский – ред.)”.

Святой Симеон Солунский пишет, что “Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас”.

Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа.

Вальсамон об этом Соборе пишет: “Тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Поэтому сам святейший патриарх подтвердил, что хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября”.

Смысл

Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», говорит: «для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Фил 1.21). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…» – напоминает церковное песнопение.

По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее.

В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.

Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.

После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.

И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.

Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.

Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.»

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.

Дорога к храму. Успение Пресвятой Богородицы.

Питание в Успенский пост

Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг – “сварением пищи, но без елея”, то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию св. отцов, “если же кто от братий снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август”.

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, – заповедует Святая Церковь.

В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: “Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим”.

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.