Саморазвитие

В.П. Астафьев. Презентация на тему: "Такой писатель, как Астафьев, с его русской чуткостью и любопытством к новому, с его знанием жизни, пониманием того, что в жизни ладно, а что не очень,". Скачать бесплатно и без регистрации Организационный момент. Сооб

Слайд 2

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Еще когда Виктор был ребенком, он потерял родителей. Отец его был под арестом, а мать умерла во время одной из поездок к мужу. Так что Виктор Астафьев детство провел с бабушкой. Это время, запомнившееся светлыми воспоминаниями, Виктор позже описал в своей автобиографии. После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом.

Слайд 3

Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в Викторе склонность к литературе и развивал ее. Сочинения воспитанника Астафьева публиковались в школьном журнале. Среди них и ученическая работа о любимом озере, которая через много лет превратится в повесть «Васюткино озеро». После выпуска из детдома Астафьеву удалось скопить на билет и уехать в Красноярск. Там он учился в ФЗО по железнодорожной специальности. По окончании курса обучения Астафьев некоторое время работал на станции Базаиха под Красноярском составителем поездов.

Слайд 4

В 1942 году Астафьев Виктор Петрович добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать. До 1945 года он служил на передовой, рядовым пехоты, шофером, артразведчиком, связистом. Был ранен, контужен. Закончил войну кавалером ордена «Красной звезды», награжден также медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши».

Слайд 5

Когда война закончилась, Астафьев женился на рядовой Марии Корякиной, вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области. Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. Однако кроме работы Виктор интересовался литературой: даже был постоянным членом литературного кружка.

Слайд 6

Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор стал работать в газете «Чусовский рабочий», это место не покидал 4 года. Для газеты Астафьев написал множество статей, очерков, рассказов, его литературный талант начал раскрываться все полнее. В 1953 году была опубликована книга Астафьева «До будущей весны». А в 1958 году в жизни Виктора Астафьева произошло важное событие – его приняли в Союз писателей. Для повышения своего литературного уровня Астафьев учился на Высших литературных курсах с 1959 по 1961 год.

Слайд 7

Важнейшие темы творчества Астафьева - военная и деревенская. Отечественная война предстает в его произведениях, как великая трагедия(роман «Так хочется жить», повесть «Прокляты и убиты»). Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести «Царь-рыба». Многие его рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл «Последний поклон» – это лирическое повествование о народном характере. Большинство рассказов и повестей, написанных им для детей, вошли в сборники «Конь с розовой гривой», «Дядя Кузя, куры, лиса и кот», «Зорькина песня», книгу «Огоньки».

Слайд 8

В 1997-1998 годах в Красноярске осуществлено издание Собрания сочинений В. П. Астафьева в 15 томах, с подробными комментариями автора.В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он удостоен премии "За честь и достоинство таланта" Международного литфонда.В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности. В 1999 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Слайд 9

Виктор Петрович Астафьев является автором многочисленных литературных произведений: романа «Тают снега» , повестей «Кража» , «Последний поклон» , «Стародуб», «Пастух и пастушка», «Звездопад», «Слякотная осень», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Перевал», книги коротких новелл «Затеси» и др. Виктор Петрович Астафьев умер 29 ноября 2001 года. Похоронен в родном селе Овсянка.

Слайд 10

"Ни дня без строчки" – эти слова были девизом всей жизни неутомимого труженика, истинно народного писателя.

Посмотреть все слайды

Урок русского языка на тему «Анализ текста. По рассказу В. Астафьева «Далекая и близкая сказка»

    ФИО учителя – Бутуханова Регина Владимировна

    Предмет – русский язык

    Класс –11

    Технология – РКМЧП

    Форма работы – групповая

    УМК – Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Цель урока - повышение уровня текстовой компетенции.

Задачи урока:

    обучение правильному, тонкому, глубокому пониманию текста, побуждение к творческому его восприятию;

    развитие коммуникативных навыков (говорение, письмо, слушание), мышления, способности анализировать и синтезировать;

    воспитание умения видеть красоту человека и окружающего мира, формирование ценностных ориентаций учащихся.

Методы – «погружение» в текст, частично-поисковый, исследовательский

Технология - РКМЧП

Оборудование: текст из рассказа «Далекая и близкая сказка» В. А. Астафьева, запись полонеза «Прощание с Родиной» Михала Клеофаса Огинского (1765-1833), компьютерная презентация о В.П. Астафьеве.

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Обратим внимание на слова, записанные на доске: Анализ текста. Эпиграф: «Искусство писателя состоит в том, чтобы находить единственно нужное размещение единственно нужных слов».

Л.Н. Толстой.

Какие задачи мы можем поставить перед собой? (Озаглавить наш урок. Анализировать текст. Понять его, определить его стиль, тип речи, роль изобразительно-выразительных средств. Выявить, как автор нашел « единственно нужное размещение единственно нужных слов» и т.д.)

На слайде портреты Астафьева и Огинского. Как вы думаете, что связывает их: русского писателя 20 века и польского композитора, который родился почти 250 лет назад?

Чтобы узнать точный ответ на этот вопрос, обратимся к тексту. Он взят из рассказа Виктора Петровича Астафьева «Далекая и близкая сказка». Но читать текст я буду с остановками. А вы каждый раз попробуете придумать продолжение текста.

Чтение с остановками

1.На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2) Я первый раз в жизни здесь услышал музыку - скрипку. (3) На ней играл Вася-поляк. (4) О чём же рассказывала мне музыка? (5) О чём-то очень большом, (6) На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7) Тревожно и горько мне, (8) Хочется заплакать, оттого

________________________________________________________________________

что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9) Вася, не переставая играть, говорил: «(10) Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11) Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12) Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, - но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13) Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14) Написал на границе, прощаясь с родиной. (15) Он посылал ей последний привет. (16) Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

(17) «Спасибо вам, дяденька», - прошептал я. (18) «3а что, мальчик?» -

_____________________________________________________________________

(19) «3а то, что я не сирота». (20) Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21) В эти минуты не было для меня зла. (22) Мир был добр и одинок так же, как я. (23) Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24) А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,- это и была моя родина.

(25)…Прошло много лет. (26) И вот однажды

_____________________________________________________________________________

в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27) Кругом пахло гарью, пылью. (28) И вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29) Эта музыка разбередила воспоминания. (30) Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31) Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32) Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33) Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34) Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)

_______________________________________________________________________

После трех первых предложений звучит первая часть полонеза.

Вторая часть после текста.

Когда же родился этот страстный и драматичный полонез, которому композитор дал название – «Прощание с родиной»? Представьте себе, полонезу ровно 220 лет!

Душевная боль и сила, вложенные в него автором, способны целые века питать людей энергией чувств.

«Простые слова таят в себе множество загадок… Их простота обманчива, как крохотный полевой цветок, который устроен сложнее самого современного механизма». Мир слов, действительно, сложен и многоцветен. А как бы вы «простыми словами» озаглавили наш урок? («Во мне звучала музыка…», «Тоска по родине», «Мелодия сердца» и т.д.)

Сегодня мы будем работать с текстом. Но прежде нам нужно рассказать об авторе.

Что вы знаете о Викторе Петровиче Астафьеве?

Презентация учащихся о писателе. Краткий рассказ.

Виктор Петрович Астафьев родился в селе Овсянка Красноярского края. Отец Астафьева попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». В 1931 г. мать Виктора утонула в Енисее. Мальчику тогда было семь лет, он остался сиротой. После смерти матери Виктор жил у её родителей.

О детстве, проведённом с бабушкой и дедом, у писателя остались светлые воспоминания. Об этом Астафьев рассказал в автобиографическом цикле «Последний поклон», откуда этот отрывок.

В ушёл добровольцем на фронт. Был шофёром, связистом. Награждён , медалями , «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

Первая его книга «До будущей весны» вышла в .

С 1980 года жил на родине в е, затем в родном селе Овсянка.

Герой социалистического труда, Лауреат Государственных премий СССР и России.

Умер в 2001 году, похоронен в селе Овсянка. Горячо любил Родину, которую защищал в годы войны, прославлял в своих книгах.

1. Давайте поработаем с текстом. Скажите, к какому стилю вы отнесли бы этот текст?

Каковы черты художественного стиля, какова его главная функция?

Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование средств других стилей. Главная функция художественного стиля - эстетическая.

2. Какого типа речи текст?

3. Какова композиция текста? Из скольких частей состоит текст по смыслу?
Что мы узнали о герое из первой части? Какие чувства вызвала музыка у мальчика? Какое у него было детство? Найдите в тексте подтверждение этому.
- Чему Вася-поляк научил мальчика? Что общего в судьбе мальчика и Васи? Кто из них более несчастен? За что мальчик благодарит Васю-поляка?

Что мы узнали о герое из второй части текста? Какие чувства вызвала музыка у взрослого мужчины? Объясните, почему. Вспомнил ли он Васю-поляка, скрипача, из своего далекого детства? Найдите в тексте подтверждение этому.

Работа в группах

Не забывайте, что наша задача – определить, как писатель находит « единственно нужное размещение единственно нужных слов».

1 группа

Понаблюдайте над лексикой текста:

Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение (возможные варианты: полонез, задворки, свая и т.д.);

Найдите опорные слова в каждой части текста;

Найдите в тексте контекстуальные синонимы и /или антонимы и т.д.;

Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов; на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля.

2 группа

Какими морфологическими средствами пользуется автор? (Возможные варианты: обилие глаголов и деепричастных оборотов; обилие прилагательных при описании предметов и пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных и т.д.)

3 группа

Понаблюдайте над синтаксисом текста. (Возможные варианты: употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных; употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, диалога, прямой речи и т.д.)

4 группа

Языковые средства выразительности в тексте.
Какие средства художественной выразительности, на ваш взгляд, играют в этом тексте важную роль?

Выступление групп

Главное для человека – Родина, если есть родина, он не сирота.

В годы войны происходит переоценка ценностей. Война меняет человека внутренне, добавляет ощущение страдания и в то же время не может убить в нём чувство прекрасного, умение сопереживать другим.

Настоящая музыка – это всегда гимн, прославляющий любовь к жизни, зовущий к свету, добру…

Какие ключевые слова можно выделить в этом тексте? (Музыка и родина).
Какое слово более значимо, более важно для писателя?
- Сформулируйте проблемный вопрос, опираясь на ключевое слово «родина».
(Что такое родина для человека?)

Сформулируйте проблемный вопрос, опираясь на ключевое слово «музыка».
(Какова роль музыки или искусства вообще для человека?)

Проблемы, поднимаемые в тексте:

Любовь к родине (Что значит родина для человека?)

Войны и мира (Как меняется человек на войне?)

Влияние музыки на человека (Как музыка воздействует на человека?)

Давайте вспомним критерии написания части С в ЕГЭ.

На слайде

Попробуйте поработать в группах и составить наброски к сочинению. Давайте обратимся лишь к нескольким пунктам, а аргументы вы подберете дома.

Пишут эскизы сочинений по одной из проблем, поднятых в тексте.

«Цель музыки – трогать ». Иоганн Себастьян Бах

«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может». Джордж Ноэл Гордон Байрон

Читаем, слушаем, анализируем.

Итоги урока.

Что узнали, чему научились? Тронул ли ваше сердце рассказ В.П. Астафьева? Поможет ли урок в дальнейшей работе по подготовке к экзамену? Как оцениваете свой вклад в общую работу? Поставьте себе оценку.

Любите русский язык, литературу и музыку. Цените и понимайте искусство, и ваша жизнь будет интересней и ярче. Спасибо за урок.

Такой писатель, как Астафьев, с его русской чуткостью и любопытством к новому, с его знанием жизни, пониманием того, что в жизни ладно, а что не очень, нужен, ох как нужен сегодняшнему дню. Такой писатель, как Астафьев, с его русской чуткостью и любопытством к новому, с его знанием жизни, пониманием того, что в жизни ладно, а что не очень, нужен, ох как нужен сегодняшнему дню. А.Макаров А.Макаров



Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая 1924, с. Овсянка, Енисейская губерния 29 ноября 2001, Красноярск, похоронен в Овсянке) Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая 1924, с. Овсянка, Енисейская губерния 29 ноября 2001, Красноярск, похоронен в Овсянке) советский и русский писатель. советский и русский писатель. Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая 1924, с. Овсянка, Енисейская губерния 29 ноября 2001, Красноярск, похоронен в Овсянке) Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая 1924, с. Овсянка, Енисейская губерния 29 ноября 2001, Красноярск, похоронен в Овсянке) советский и русский писатель. советский и русский писатель.


20 баллов На фронте Астафьев был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Петрович оставался простым солдатом До конца войны Виктор Петрович оставался простым солдатом. На фронте Астафьев был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Петрович оставался простым солдатом До конца войны Виктор Петрович оставался простым солдатом.


В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком, журналистом в газете «Чусовской рабочий». В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком, журналистом в газете «Чусовской рабочий».




После долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, которая и стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края; здесь его посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели. Здесь он и похоронен – Виктор Астафьев умер в 2001 году


10 баллов Произведения В. Астафьева переведены на многие языки мира Произведения В. Астафьева переведены на многие языки мира. Назовите самые известные. 10 баллов Произведения В. Астафьева переведены на многие языки мира Произведения В. Астафьева переведены на многие языки мира. Назовите самые известные. «Стародуб»(1960), «Кража» (1968), «Последний поклон» (1968), «Пастух и пастушка» (1971), «Царь-рыба» (1977), «Печальный детектив» (1986), «Зрячий посох» (1991), «Прокляты и убиты» (1994) и др.




Откуда эти строки? Откуда эти строки? «Музыка льется тише, прозрачней, слышу я, и у меня отпускает сердце. И не музыка это, а ключ течет из-под горы. Кто-то припал к воде губами, пьет, пьет и не может напиться - так иссохло у него во рту и внутри. Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком…» Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком…» Откуда эти строки? Откуда эти строки? «Музыка льется тише, прозрачней, слышу я, и у меня отпускает сердце. И не музыка это, а ключ течет из-под горы. Кто-то припал к воде губами, пьет, пьет и не может напиться - так иссохло у него во рту и внутри. Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком…» Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком…» «Далёкая и близкая сказка» из повествования в рассказах «Последний поклон» (1968) «Далёкая и близкая сказка» из повествования в рассказах «Последний поклон» (1968)1968 Главный герой, Витя Потылицин слушает «Полонез Агинского» в исполнении деревенского Васи-скрипача, больного. одинокого поляка…


Из рассказа Виктора Астафьева "Жизнь прожить"








30 баллов Какое произведение Астафьева «родилось» из школьного сочинения будущего писателя? Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро».


40 баллов. Почему Почему Последний поклон не сборник рассказов, а единое произведение? Почему Почему Последний поклон не сборник рассказов, а единое произведение? так как все его элементы объединены одной темой, а повествование ведётся от лица мальчика Вити Потылицина «Последний поклон» не сборник рассказов, а единое произведение, так как все его элементы объединены одной темой, а повествование ведётся от лица мальчика Вити Потылицина, сироты, живущего с бабушкой.


50 баллов. «Своя игра». Назовите произведение: «Перед тем, как люди собрались накрывать Васю крышкой, я протиснулся вперед и, ни слова не говоря, положил ему на грудь скрипку и смычок, на скрипку бросил несколько живых цветочков мать-мачехи, сорванных мною у моста-перекидыша.» Назовите произведение: «Перед тем, как люди собрались накрывать Васю крышкой, я протиснулся вперед и, ни слова не говоря, положил ему на грудь скрипку и смычок, на скрипку бросил несколько живых цветочков мать-мачехи, сорванных мною у моста-перекидыша.»



Точка зрения 20 баллов «Быть может, это самое тяжкое преступление коммунистов…» Продолжите мысль писателя. Продолжите мысль писателя. 20 баллов «Быть может, это самое тяжкое преступление коммунистов…» Продолжите мысль писателя. Продолжите мысль писателя. Быть может, это самое тяжкое преступление коммунистов, что сделали людей атеистами, лишили веры в небесное будущее. Что там свет, там Бог, там Богородица там Бог, там Богородица.


30 баллов «Не может «Не может выжить выжить Россия без…» Россия без…» Без чего, считает В.Астафьев, не может выжить Россия? «Не может «Не может выжить выжить Россия без…» Россия без…» Без чего, считает В.Астафьев, не может выжить Россия? Не может выжить Россия без своего сельского хозяйства, без деревни. «Родная моя деревня, как же ты там… отнятая от корней, с перерубленным стволом?» («Серёжки») Не может выжить Россия без своего сельского хозяйства, без деревни. «Родная моя деревня, как же ты там… отнятая от корней, с перерубленным стволом?» («Серёжки»)


40 баллов Что, по мнению писателя, является самой большой радостью на земле? Что, по мнению писателя, является самой большой радостью на земле? Земля наша справедлива ко всем, хоть маленькою радостью наделит она всякую сущую душу… и самая бесценная, бескорыстно дарованная радость – сама жизнь!» («Падение листа»)


50 баллов Предположите, что ответил писатель на вопрос: «А что бы вы пожелали народу нашему?» «А что бы вы пожелали народу нашему?» в интервью «Литературной газете»? (февр. No 6. Из диалога Ирины Ришиной и Виктора Астафьева) «Воскресения, «Воскресения, воскресения, воскресения, воскресения. воскресения. Силы есть, способные это сделать… это сделать… …помогал бы Бог, которого мы гневим и гневим, но он иногда обращает к нам свой милосердный лик, прощает нам наши тяжкие грехи, спасает и врачует нас...»


10 баллов Какова, главная причина истребления природы человеком? (По повести «Царь-рыба») (По повести «Царь-рыба») Прозаик с горечью называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека « « Сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек, и выставляется … низколобое мурло первобытного дикаря.» В. Астафьев


20 баллов Кому адресует эти строки автор? Душевно легка, …свободна жизнь таких людей, … ко всем с раскрытой нараспашку душой,… с чувством беспричинного счастья и любви ко всему. ко всем с раскрытой нараспашку душой,… с чувством беспричинного счастья и любви ко всему. Красота души человеческой «сквозит и тайно светит». Кому адресует эти строки автор? Душевно легка, …свободна жизнь таких людей, … ко всем с раскрытой нараспашку душой,… с чувством беспричинного счастья и любви ко всему. ко всем с раскрытой нараспашку душой,… с чувством беспричинного счастья и любви ко всему. Красота души человеческой «сквозит и тайно светит». Людям, способным жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными и миром природы.


30 баллов «Царь-рыба» «Царь-рыба» Сформулируйте основную идею произведения. «Царь-рыба» «Царь-рыба» Сформулируйте основную идею произведения. Основная идея произведения- идея нераздельности Человека и Природы Основная идея произведения- идея нераздельности Человека и Природы


40 баллов Какое идейно- художественное значение имеет место действия «Царь-рыбы»? Какое идейно- художественное значение имеет место действия «Царь-рыбы»? Место действия "Царь-рыбы" - Сибирь. Огромные неосвоенные пространства одновременно являются и сокровищем, и болью России. Богатства Сибири осваиваются экстенсивно, без мысли о завтрашнем дне. "Царь-рыбы" - Сибирь. Огромные неосвоенные пространства одновременно являются и сокровищем, и болью России. Богатства Сибири осваиваются экстенсивно, без мысли о завтрашнем дне.


50 баллов "Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она (царь-рыба) грохнулась где-то в невидимости…» Какой символический смысл имеет борьба человека с царь-рыбой? "Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она (царь-рыба) грохнулась где-то в невидимости…» "Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она (царь-рыба) грохнулась где-то в невидимости…» Какой символический смысл имеет борьба человека с царь-рыбой? "Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она (царь-рыба) грохнулась где-то в невидимости…» С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы человеком, который связан с Природой теснейшей связью, но забыл об этом и губит себя и ее. С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы человеком, который связан с Природой теснейшей связью, но забыл об этом и губит себя и ее.


10 баллов Настоящим событием в жизни и в литературе стало произведение В.П. Астафьева, отмеченное Государственной премией СССР в 1978 г. Назовите его? Назовите его? 10 баллов Настоящим событием в жизни и в литературе стало произведение В.П. Астафьева, отмеченное Государственной премией СССР в 1978 г. Назовите его? Назовите его? Повесть «Царь-рыба»






40 баллов. Раунд «Своя игра». За какое произведение В.П. Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. За какое произведение В.П. Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. После публикации романа «Прокляты и убиты»(1995) Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. и убиты»(1995) Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. После публикации романа «Прокляты и убиты»(1995) Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. и убиты»(1995) Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.


50 баллов Каких наград за свою творческую деятельность был удостоен В.П. Астафьев? Каких наград за свою творческую деятельность был удостоен В.П. Астафьев? Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии РСФСР им. Горького (1975), Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1991), премии «Триумф» (1995), Государственной премии России (1996 и посмертно), Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997).

  • формировать умение анализировать литературное произведение;
  • способствовать развитию у учащихся интеллектуальной компетенции и исследовательских навыков;
  • за счет включения в урок музыки как вида искусства содействовать развитию творческого воображения, эмоционального восприятия произведения, а также повышению читательского интереса.
  • Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, полонез Огинского “Прощание с Родиной”, слайдовая презентация к уроку.

    Ход урока

    I. Мотивационный этап урока. Целеполагание.

    Звучит музыка полонез Огинского “Прощание с Родиной”. (Приложение 1)

    Предварительная учебная задача: попытаться не только прослушать, а “вжиться” в звучащую музыку.

    А) Вопросы и комментарии после прослушивания .

    Обращение к лексическому значению слова “полонез” (торжественное музыкальное произведение; бальный танец)

    Какие мысли, чувства возникли при слушании музыки?

    Всегда ли одна и та же музыка может вызывать одинаковые эмоции?

    От чего это зависит? Приведите примеры из жизни, литературы?

    (Человек при разных обстоятельствах и в разном возрасте может по-разному воспринимать музыку. Рассказ В.П. Астафьева “Далекая и близкая сказка”)

    Рассказ В.П. Астафьева “Далекая и близкая сказка” Открывает произведение писателя “Последний поклон”. Как вы думаете, почему В.П. Астафьев так назвал свое произведение? “Поклон” чему?

    (Детству, бабушке, родным местам)

    Определите каждый для себя цель, которой он желал бы достичь на уроке.

    II. Проверка первичного восприятия рассказа. Беседа по вопросам.

    • От чьего лица в рассказе ведется повествование?
    • Кто находится в центре внимания Вити Потылицына? Почему? Что необыкновенного нашел в Васе-поляке деревенский мальчишка? И в чем состоит необычность повествования?
    • Как рассказчик стремиться передать нам его восприятие музыки?

    (Выделение основных эпизодов, подтверждающих ранее высказанную детьми мысль)

    • Как это можно зафиксировать, чтобы всегда держать во внимании и что облегчило бы нам работу? (Составление соответствующей теме урока таблицы на интерактивной доске и в тетрадях)
    № эпизода Когда и где слушал музыку “Язык” музыки Чувства, вызванные музыкой Образы, вызванные музыкой К чему побудила музыка
    Первое слушание Ранней осенью у ворот завозни “Тихо и одиноко”, “сделалось страшнее”, “жуть такая”, одинокая скрипка не грозится, жалуется”, “нет жуткого”, “смолкла скрипка, выдохнув боль”, “стоном оборвалась в поднебесье” “Боялся громко дышать”, “холод под рубахой”, музыка пригвоздила к стене”, “страх сердце отпускает”, “жаль чего-то, самого себя”, “восторг”, “сердце, раненное на всю жизнь музыкой”, “слезы”, “не было сил подняться” “Ключ течет”, “кто-то пьет”, “тихий Енисей”, “человек, обоз, что-то размытое тиной, бабушка, рвущая волосья”, “говорит о болезни моей”, “грозный поток”, “громы, молнии” “Хотелось умереть всеми заброшенным и забытым”, “пробрался к караулке, сел на порог. “Сыграйте, дяденька, ещё”
    Второе слушание В караулке у Васи-поляка, ночью “Мягче, добрее, тревога и боль”, “скрипка уже не стонала, не сочилась её душа кровью, не бушевал огонь …не рушились камни” “Скрипка снова тронула те самые струны, что накалились при давешней игре и еще не остыли”, чувство благодарности (“спасибо вам, дяденька”), “ничего сейчас не страшно”, “мир добр и одинок” Пошел на могилу матери, попросил прощения за забвение, “не хотелось идти домой”
    Третье слушание “Последней военной осенью, в небольшом, разбитом польском городе на посту возле пушек” “Разлились звуки органа”, “музыка разворачивала душу…, “все-все обнажилось, со всего сорваны одежды”, “все вывернуто грязной изнанкой”. “горло мое сдавило, стиснуло” Вася-поляк, “музыка, словно вздох родной земли” “Звучала боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы потухли эти пожары…чтобы люди зашли в свой дом…”

    III. Организация мини-исследования. Работа в группах по анализу эпизодов и заполнению таблицы (в тетрадях, представитель от группы - на интерактивной доске)

    IV. Отчет о работе групп с завершением таблицы на интерактивной доске.

    Каждая группа формулирует вывод о силе воздействия музыки на рассказчика.

    При анализе второго эпизода в дополнение к содержанию рассказа Васи-поляка приводится историческая справка. (В марте 1794 года в Речи Посполитой началось восстание, которым руководил Тадеуш Костюшко. Граф Михал-Клеофас Огинский, - горячий его сторонник. Он был избран в Национальный Совет, на одном из заседаний которого он заявил: "Отдаю на благо Родины свои имущество, труд и жизнь”. На свои средства он сформировал большой вооруженный отряд, которым сам и командовал. Старинный герб Огинских он заменил щитом с девизом: “Свобода. Стойкость. Независимость". После поражения восстания М.Огинский вынужден был бежать в Италию).

    Учитель: Рассказ “Далекая и близкая сказка” был написан в 60-ых годах прошлого столетия. В нем В.П. Астафьев открыл нам способность музыки влиять на человека, формировать его мысли, чувства.

    V. Рефлексия. Подготовка к выполнению домашнего задания.

    На дворе 21-ый век. А музыка продолжает с помощью своего языка волновать, вызывать ответные чувства. Прослушайте стихотворение современной поэтессы Татьяны Савостьяновой.

    Что может быть красноречивей рук?

    Что может быть красноречивей рук
    Чувствительнее, мягче и нежнее?
    Для музыканта Пальцы – образ! Слух –
    Аккордов бесконечное движенье.

    То звуки осторожны и тихи
    Или задорны, жалостно-печальны.
    Со всех сторон, снаружи, изнутри,
    Возникшие нарочно и случайно.

    Безумное шептание листвы
    Осенним утром, ветра плач надрывный
    Я слышу дребезжанье темноты,
    И шелест волн, и чайки крик унывный.

    Все в музыке, природе и во мне
    Сливается, расходится кругами…
    Я таю…Наяву или во сне…
    Как млечная дорога под ногами.

    Вопросы и задания для анализа стихотворения.

    • Определите тему и идею стихотворения.
    • Почему автор называет руки музыканта “красноречивыми”?
    • Найдите строки, подтверждающие это.
    • Укажите строки, с помощью которых автор передает силу воздействия музыки на слушателя.

    Учитель: Я взрослый человек… Но так же, как вы, училась когда-то в школе. До сих пор помню, как однажды на уроке пения (так тогда называлась “музыка”) мы классом слушали полонез Огинского “Прощание с Родиной”.

    В классе стояла мертвая тишина, и почему-то нам было грустно…

    Спустя много лет я прочитала “Последний поклон”, который начинался рассказом “Далекая и близкая сказка”. Это произведение вызвало во мне бурю чувств, я даже плакала. А потом родилось стихотворение “Далекая и близкая сказка, или Читая Астафьева…”. (На фоне полонеза читаю стихотворение – авт.)

    Тишина над миром и покой,
    Только плачет скрипка над рекой,
    И поют в ночи тоскливо звуки,
    говоря о боли и разлуке.
    Изнывает скрипкина душа о стране,
    Что очень хороша:
    Полонез Огинского играл
    Человек, что родины не знал.
    В нем Огинский через много лет
    Посылал свой Родине привет.
    В помощь скрипке вторил Енисей,
    О заветном напевая ей.
    - Затаившись, слушал я хорал
    И душою многое познал.
    Я узнал тоску, печаль и боль
    О стране далекой и чужой,
    Я узнал, что трудные пути
    Мне придется по земле пройти.
    41-ый. Началась война.
    Оборвалась скрипкина струна.
    Нежный голос гулом заменен.
    Ужас, страх и боль вселяет он.
    И уж велено Всевышним мне
    Оказаться в той чужой стране.
    Через череду прошедших лет
    Мне Огинский вновь прислал привет:
    Сквозь огонь пожарищ, взрывов ураган
    Я услышал, что звучит орган!
    Как? Откуда этот звук проник?
    Вижу: на стене Святого лик…
    А в глазах его прямой укор
    За кровавый смерч, войну, разор…
    Музыка звучала все сильней!
    Гром орудий прорывался в ней!..
    Но брала она над страхом власть,
    Так сильна была по миру страсть!
    Прекратите, люди, смерти пир –
    Пусть на свете воцарится мир!

    Сейчас ничего не надо говорить. Просто молча посидим. Дадим справиться душе с нахлынувшими чувствами, а дома…

    Домашнее задание.

    Написать сочинение “ Тронутая музыкой душа…”.

    На тему «Анализ текста. По рассказу В. Астафьева «Далекая и близкая сказка»

    1. ФИО учителя –

    2. Предмет – русский язык

    3. Класс –11

    4. Технология – РКМЧП

    5. Форма работы – групповая

    Цель урока - повышение уровня текстовой компетенции.

    Задачи урока:

    · обучение правильному, тонкому, глубокому пониманию текста, побуждение к творческому его восприятию;

    · развитие коммуникативных навыков (говорение, письмо, слушание), мышления, способности анализировать и синтезировать;

    · воспитание умения видеть красоту человека и окружающего мира, формирование ценностных ориентаций учащихся.

    Методы – «погружение» в текст, частично-поисковый, исследовательский

    Технология - РКМЧП

    Оборудование: текст из рассказа «Далекая и близкая сказка» , запись полонеза «Прощание с Родиной» Михала Клеофаса Огинского (1765-1833), компьютерная презентация о.

    Ход урока

    Здравствуйте, ребята. Садитесь.

    Обратим внимание на слова, записанные на доске: Анализ текста. Эпиграф: «Искусство писателя состоит в том, чтобы находить единственно нужное размещение единственно нужных слов».

    Какие задачи мы можем поставить перед собой? (Озаглавить наш урок. Анализировать текст. Понять его, определить его стиль, тип речи, роль изобразительно-выразительных средств. Выявить, как автор нашел « единственно нужное размещение единственно нужных слов» и т. д.)

    На слайде портреты Астафьева и Огинского. Как вы думаете, что связывает их: русского писавека и польского композитора, который родился почти 250 лет назад?


    Чтобы узнать точный ответ на этот вопрос, обратимся к тексту. Он взят из рассказа Виктора Петровича Астафьева «Далекая и близкая сказка». Но читать текст я буду с остановками. А вы каждый раз попробуете придумать продолжение текста.

    Чтение с остановками

    1.На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2) Я первый раз в жизни здесь услышал музыку - скрипку. (3) На ней играл Вася-поляк. (4) О чём же рассказывала мне музыка? (5) О чём-то очень большом, (6) На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7) Тревожно и горько мне, (8) Хочется заплакать, оттого

    ________________________________________________________________________

    что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

    (9) Вася, не переставая играть, говорил: «(10) Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11) Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12) Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, - но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13) Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14) Написал на границе, прощаясь с родиной. (15) Он посылал ей последний привет. (16) Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

    (17) «Спасибо вам, дяденька», - прошептал я. (18) «3а что, мальчик?» -

    _____________________________________________________________________

    (19) «3а то, что я не сирота». (20) Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21) В эти минуты не было для меня зла. (22) Мир был добр и одинок так же, как я. (23) Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24) А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,- это и была моя родина.

    (25)…Прошло много лет. (26) И вот однажды

    _____________________________________________________________________________

    в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27) Кругом пахло гарью, пылью. (28) И вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29) Эта музыка разбередила воспоминания. (30) Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31) Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32) Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33) Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34) Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)

    _______________________________________________________________________

    После трех первых предложений звучит первая часть полонеза.

    Вторая часть после текста.

    Когда же родился этот страстный и драматичный полонез, которому композитор дал название – «Прощание с родиной»? Представьте себе, полонезу ровно 220 лет!

    «Простые слова таят в себе множество загадок… Их простота обманчива, как крохотный полевой цветок, который устроен сложнее самого современного механизма». Мир слов, действительно, сложен и многоцветен. А как бы вы «простыми словами» озаглавили наш урок? («Во мне звучала музыка…», «Тоска по родине», «Мелодия сердца» и т. д.)


    Сегодня мы будем работать с текстом. Но прежде нам нужно рассказать об авторе.

    Что вы знаете о Викторе Петровиче Астафьеве?

    Презентация учащихся о писателе. Краткий рассказ.

    Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края . Отец Астафьева попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». В 1931 г. мать Виктора утонула в Енисее. Мальчику тогда было семь лет, он остался сиротой. После смерти матери Виктор жил у её родителей.

    О детстве, проведённом с бабушкой и дедом, у писателя остались светлые воспоминания. Об этом Астафьев рассказал в автобиографическом цикле «Последний поклон», откуда этот отрывок.

    В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Был шофёром, связистом. Награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

    Первая его книга «До будущей весны» вышла в 1953 году.

    С 1980 года жил на родине в Красноярске, затем в родном селе Овсянка.

    Герой социалистического труда, Лауреат Государственных премий СССР и России.

    Умер в 2001 году, похоронен в селе Овсянка. Горячо любил Родину, которую защищал в годы войны, прославлял в своих книгах.

    1. Давайте поработаем с текстом. Скажите, к какому стилю вы отнесли бы этот текст?

    Каковы черты художественного стиля, какова его главная функция?

    Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование средств других стилей. Главная функция художественного стиля - эстетическая.

    2. Какого типа речи текст?

    3. Какова композиция текста? Из скольких частей состоит текст по смыслу?
    Что мы узнали о герое из первой части? Какие чувства вызвала музыка у мальчика? Какое у него было детство? Найдите в тексте подтверждение этому.
    - Чему Вася-поляк научил мальчика? Что общего в судьбе мальчика и Васи? Кто из них более несчастен? За что мальчик благодарит Васю-поляка?

    Что мы узнали о герое из второй части текста? Какие чувства вызвала музыка у взрослого мужчины? Объясните, почему. Вспомнил ли он Васю-поляка, скрипача, из своего далекого детства? Найдите в тексте подтверждение этому.

    Работа в группах

    Не забывайте, что наша задача – определить, как писатель находит «единственно нужное размещение единственно нужных слов».

    1 группа

    Понаблюдайте над лексикой текста:

    Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение (возможные варианты: полонез, задворки, свая и т. д.);

    Найдите опорные слова в каждой части текста;

    Найдите в тексте контекстуальные синонимы и /или антонимы и т. д.;

    Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов , историзмов , неологизмов ; на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля.

    2 группа

    Какими морфологическими средствами пользуется автор? (Возможные варианты: обилие глаголов и деепричастных оборотов; обилие прилагательных при описании предметов и пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных и т. д.)

    3 группа

    Понаблюдайте над синтаксисом текста. (Возможные варианты: употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных; употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, диалога, прямой речи и т. д.)

    4 группа

    Языковые средства выразительности в тексте.
    Какие средства художественной выразительности, на ваш взгляд, играют в этом тексте важную роль?

    Выступление групп

    Главное для человека – Родина, если есть родина, он не сирота.

    В годы войны происходит переоценка ценностей. Война меняет человека внутренне, добавляет ощущение страдания и в то же время не может убить в нём чувство прекрасного, умение сопереживать другим.

    Настоящая музыка – это всегда гимн, прославляющий любовь к жизни, зовущий к свету, добру…

    Какие ключевые слова можно выделить в этом тексте? (Музыка и родина).
    Какое слово более значимо, более важно для писателя?
    - Сформулируйте проблемный вопрос, опираясь на ключевое слово «родина».
    (Что такое родина для человека?)

    Сформулируйте проблемный вопрос, опираясь на ключевое слово «музыка».
    (Какова роль музыки или искусства вообще для человека?)

    Проблемы, поднимаемые в тексте:

    Любовь к родине (Что значит родина для человека?)

    Войны и мира (Как меняется человек на войне?)

    Влияние музыки на человека (Как музыка воздействует на человека?)

    Давайте вспомним критерии написания части С в ЕГЭ.

    На слайде

    Попробуйте поработать в группах и составить наброски к сочинению. Давайте обратимся лишь к нескольким пунктам, а аргументы вы подберете дома.

    Пишут эскизы сочинений по одной из проблем, поднятых в тексте.

    «Цель музыки – трогать сердца».

    «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может». Джордж Ноэл Гордон Байрон

    Читаем, слушаем, анализируем.

    Итоги урока.

    Что узнали, чему научились? Тронул ли ваше сердце рассказ? Поможет ли урок в дальнейшей работе по подготовке к экзамену? Как оцениваете свой вклад в общую работу? Поставьте себе оценку.

    Любите русский язык, литературу и музыку. Цените и понимайте искусство, и ваша жизнь будет интересней и ярче. Спасибо за урок.