Нумерология

Януш корчак король матиуш первый. Король матиуш первый

Януш КОРЧАК

КОРОЛЬ МАТИУШ ПЕРВЫЙ

Повесть-сказка


Дело было так.

– Если через три дня королю не станет лучше, можно всего ожидать, – сказал доктор. – Король тяжело болен, и если через три дня состояние его не улучшится, можно всего, всего ожидать, – повторил он.

Все опечалились, а главный министр, нацепив на нос очки, спросил:

– Что значит «можно всего ожидать»?

Доктор ничего более определенного не сказал, но все и так поняли: значит, король умрет. Главный министр переполошился и созвал государственный совет.

Министры собрались в просторном аудиенц-зале и расселись в мягких креслах вокруг большого стола. Перед каждым из них лежал лист бумаги и два карандаша: один – простой, второй – с одного конца красный, с другого синий. А перед главным министром стоял еще колокольчик.

Дверь заперли на ключ, чтобы никто не мешал. Зажгли свет и долго сидели молча. Наконец главный министр позвонил в колокольчик и сказал:

Первым взял слово министр военный:

– Надо позвать доктора. Пусть скажет прямо: вылечит он короля или нет?

Военного министра все боялись: он носил саблю и пистолет. Поэтому ему никто не прекословил.

– Правильно, позвать сюда доктора! – единодушно согласились министры.

Послали за доктором, но он не мог прийти, так как ставил королю двадцать четыре банки.

– Ну что ж, придется подождать, – сказал главный министр. – А пока давайте обсудим, что делать, если король умрет.

– По закону, – заговорил министр юстиции, – престол переходит к его старшему сыну. Потому он и называется наследником престола. Итак, если король умрет, на трон вступит его старший сын и наследник.

– Но у нашего короля один сын.

– Этого вполне достаточно.

– Но Матиуш еще совсем ребенок! Вот так король, даже писать не умеет!

– Закон есть закон, – изрек министр юстиции. – Такие случаи в истории известны. В Испании, Бельгии и некоторых других государствах бывало, что престол занимал малолетний монарх.

– Да, да, – поддакнул министр почт и телеграфа, – я даже марки видел с изображением короля-ребенка.

– Помилуйте, господа, ведь это абсурд! Король, который не умеет ни читать, ни писать, не знает ни географии, ни грамматики!.. – возмутился министр просвещения.

– Я разделяю мнение уважаемого коллеги, – сказал государственный казначей. – Как же он будет проверять счета или отдавать распоряжения, сколько чеканить новых денег, не зная таблицы умножения?

– Это еще полбеды, господа! – вмешался военный министр. – Короля-мальчишку никто слушаться не будет. Разве он справится с генералами и солдатами?

– Дело не только в солдатах, – мрачно сказал обер-полицмейстер, – его вообще никто не будет бояться. Начнутся беспорядки и бунты. Если Матиуша провозгласят королем, я слагаю с себя всякую ответственность.

– Об этом в законе ничего не сказано. – Министр юстиции побагровел от злости. – Повторяю: по закону после смерти короля престол переходит к его сыну.

– Но ведь Матиуш еще совсем маленький! – хором воскликнули министры.

Атмосфера накалялась; казалось, вот-вот вспыхнет ссора, но тут двери широко распахнулись, и в зал вступил иноземный посол.

Министры оторопели: как чужестранец проник в запертый на ключ зал? Вот чудеса! Однако, как выяснилось потом, ничего таинственного в этом не было. Просто, когда ходили за доктором, забыли запереть дверь. Но по дворцу поползли зловещие слухи об измене: дескать, министр юстиции нарочно приказал оставить дверь открытой, потому что заранее знал о приходе знатного иностранца.

– Добрый вечер! – Посол раскланялся. – Именем моего августейшего повелителя и государя имею честь сообщить: если вы не провозгласите Матиуша королем, мы объявим вам войну.

У канцлера (то есть главного министра) душа ушла в пятки, но он с невозмутимым видом взял лежащий перед ним листок бумаги и написал синим карандашом: «Хорошо, пусть будет война», – и протянул записку иностранному послу.

– Я доложу об этом своему монарху! – важно сказал посол и с поклоном удалился.

Тут в зал вошел доктор, и министры стали его умолять во что бы то ни стало спасти короля. Ведь смерть короля означала теперь войну и бедствия.

– Я уже перепробовал все лекарства, какие знал. Даже банки ставил… Я бессилен помочь королю. Но можно пригласить других докторов.

Как утопающий за соломинку, ухватились министры за этот совет. Любой ценой, но короля надо спасти! Тотчас из королевского гаража в разные концы города помчались автомобили за медицинскими светилами. А проголодавшиеся министры тем временем велели королевскому повару подать им ужин. Они ведь не знали заранее, сколько пробудут во дворце, и потому не пообедали дома.

Дворцовые лакеи расставили на столе серебряные блюда с изысканными кушаньями, бутылки с самыми лучшими винами. Повар из кожи вон лез, стараясь угодить министрам: он боялся, как бы после смерти короля его не прогнали из дворца.

Министры как ни в чем не бывало пьют, едят, оживленно беседуют, а рядом в зале собрались врачи.

– Королю необходимо сделать операцию, – решительно заявил один старый бородач.

– А я думаю, – возразил другой доктор, – больше помогут припарки.

– Порошки – вот единственное средство, которое спасет короля! – изрек знаменитый профессор.

– А может, капли? – робко вставил какой-то безвестный лекарь.

Каждый врач привез с собой толстенную книгу, и в каждой книге по-разному было написано, как лечить такую болезнь.

Время шло. Министры клевали носами. Но хочешь не хочешь, а надо ждать, что скажут доктора.

Переполох, поднявшийся в ту ночь во дворце, разбудил Матиуша, маленького наследника престола.

«Пойду посмотрю, что там за шум», – подумал Матиуш и, соскочив с постели, наскоро оделся и выскользнул в коридор.

Перед дверью столовой он остановился – вовсе не для того, чтобы подслушивать, просто не мог дотянуться до ручки и открыть дверь. И вот что он услышал…

– Вино в королевских подвалах отменное! – раздался громкий голос казначея. – Выпьем-ка, друзья, еще по одной! Матиушу, если он будет королем, вино ни к чему – ведь детям пить не полагается.

– И сигар дети тоже не курят! – закричал министр торговли. – Предлагаю по этому случаю прихватить немного сигар с собой!

– Вот увидите, господа, если будет война, от этого дворца камня на камне не останется. Смешно думать, будто страну сумеет защитить маленький мальчик.

– За здоровье нашего защитника, его величества короля Матиуша Первого! – послышались пьяные крики и хохот.

Спросонья Матиуш не мог сообразить, о чем это они толкуют. Он знал, что из-за болезни отца министры часто теперь совещаются во дворце. Но почему они над ним, над Матиушем, смеются? Почему называют его королем? И о какой войне идет речь?

– А я утверждаю: король непременно умрет. Никакие порошки и микстуры ему не помогут.

– Голову даю на отсечение: король не протянет больше недели.

Мальчик не дослушал. Опрометью бросился он бежать по коридору, пересек два просторных покоя и, запыхавшись, влетел в королевскую опочивальню.

Король-отец, очень бледный, лежал на кровати и часто-часто дышал. Возле него сидел добрый старый доктор, который лечил и Матиуша, когда тот болел.

– Папочка! Папочка! – заливаясь слезами, закричал Матиуш. – Я не хочу, чтобы ты умирал!

Король приоткрыл глаза и устремил скорбный взгляд на сына.

– Я тоже не хочу умирать, – прошептал он. – Не хочу оставлять тебя одного на белом свете.

Доктор взял Матиуша на колени. Они просидели так довольно долго, не проронив ни слова.

И в памяти Матиуша всплыла такая картина: он сидит на коленях у отца, а на кровати лежит мама – бледная как полотно и часто-часто дышит. «Значит, папа тоже умрет», – подумал Матиуш.

У мальчика сердце сжалось от горя. И одновременно вспыхнули гнев и обида на министров: как они смеют смеяться над ним и над его умирающим отцом!

«Я им покажу, когда стану королем!» – пронеслось у него в голове.

Похороны устроили очень пышные. Фонари были обернуты черным крепом, звонили во все колокола, оркестр играл траурный марш. По улицам двигались пушки, маршировали солдаты. Благоухали цветы, за большие деньги выписанные из жарких стран. Народ оплакивал кончину любимого монарха. Газеты сообщали о тяжелой утрате, постигшей страну.

Пригорюнившись, сидел Матиуш в детской. Предстоящая коронация его ничуть не радовала: ведь у него умер отец и он теперь круглый сирота.

Мальчик вспомнил маму – это она выбрала ему такое имя: Матиуш. Мама нисколько не кичилась своим королевским саном. Она играла с ним, строила дома из кубиков, рассказывала дивные сказки, они смотрели вместе книжки с картинками. С отцом Матиуш виделся реже – у него, как у всех королей, было дел по горло: то военные парады, то визиты иностранных королей, то сам он ездил за границу, а потом – бесконечные совещания, заседания, советы.

Корчак (Korczak) Януш (наст, имя Генрик Гольдшмидт, Goldszmidt) (1878-1942), польский писатель, педагог, врач. Повести «Дети улицы» (1901), «Король Матиуш I» (1923), книги «Как любить детей» (1914-1922) проникнуты высоким гуманизмом. В годы оккупации Польши фашисткой Германией Корчак героически боролся за жизнь детей в варшавском гетто; погиб в Треблинке с 200 своими воспитанниками.

Ниже приводятся отрывки из чудесной сказки про Матиуша, маленького мальчика венценосных родителей, оставшегося сиротой, но вынужденного стать королем своей страны. Власть не испортила Матиуша, он сохранил свое доброе сердце и желание сделать всех детей своей страны счастливыми.

Источник: Корчак Януш Король Матиуш Первый. Король Матиуш на необитаем острове: Повести-сказки./ Януш Корчак; Сокр. Пер. с польского Н. Подольской; послесловие В. Смирновой; рис. польского художника Е. Сроковского. - М.: Детская литература, 1978. - 415с.

С.307-310

Да, Матиуш стал философом, то есть человеком, который размышляет обо всем, что видит. Сидит целый день и думает. Но это вовсе не значит, будто философы – бездельники. Мышление тоже труд, и очень тяжелый. Между обыкновенным человеком и философом большая разница. Для обыкновенного человека лягушка - просто лягушка, а философ увидит лягушку и думает: "Зачем она существует в природе?"
Вместо того чтобы рассердиться и обругать своего обидчика, как это делает обыкновенный человек, философ размышляет, почему один человек задира и злюка, а другой нет? Обыкновенный человек увидит что-нибудь хорошее у другого и завидует, ломает себе голову "Как бы мне тоже заиметь такую штуку?" А философ предается раздумьям: "Как сделать, чтобы все было у всех людей?"

Вот таким человеком и стал Матиуш. Сидит он на берегу и бросает в воду камешки. Со стороны можно подумать вот бездельник! Но это не так, в голове у него идет напряженная работа, рождается тысяча вопросов:
"Что происходит в мозгу, когда человек думает? Почему человек спит? И почему засыпаешь всегда незаметно? И вообще, что такое сон? Почему мы растем, стареем, умираем? Дерево тоже растет, становится трухлявым, болеет. А сказать, что ему больно, бедное дерево не может Почему?
А море живое? Если прислушаться, оно вздыхает, как великан, а в непогоду стонет и воет.
И все-таки оно неживое. Зато в море водятся рыбы. И снова загадка почему человек не может жить в воде, а рыба - на суше?
До того как изобрели аэроплан, летали только птицы. Чудно муха умела летать, а человек - нет. Выходит, муха умней нас? Почему муха ползает по потолку, по стенам, по стеклу, а если попробовал бы человек, то упал бы и разбился.
Интересно, есть у птиц свои птичьи слова. Когда канарейка поет, понимают ее другие канарейки или нет? В голове у Матиуша - тысяча вопросов, и на все надо ответить самому, потому что нет у него ни книг, ни товарищей, ни учителей. Получается, будто он ученик и учитель одновременно И это ему нравится Раньше он обо всем спрашивал иностранца-гувернера или капитана, но те никогда не могли объяснить ему так понятно, как он объясняет себе сам.
И вообще у Матиуша такое ощущение, будто он не один Человек в одиночестве скучает, а Матиушу не скучно Он рассуждает сам с собой, и ему кажется, словно у него много собеседников Почему это?
"Наверно, в голове у нас много-много малюсеньких человечков, и каждый что-то знает, говорит свое Иногда они спорят, ссорятся, потом мирятся и дают друг другу советы. Почему, например, в памяти всплывает внезапно то, о чем ты давно забыл? Наверно, малютка, которому поручили это дело, заснул, а, проснувшись, напомнил тебе то, о чем позабылось Таинственные существа, эти мысли-малютки! А может, это не живые существа, а маленькие механизмы, пружинки или что-то вроде фонографа?! Нет, приборы и механизмы делаются из железа на фабриках, они сами не умеют говорить. В крови тоже есть крохотные существа - красные и белые кровяные тельца, которые можно увидеть только под микроскопом. И в воде есть микробы, их тоже невооруженным глазом не разглядишь Наверно, ученые не изобрели еще таких увеличительных стекол, через которые можно увидеть мысли малютки.
А может, и в сердце они живут? Соберется много грустных человечков, и на сердце становится тяжело. А развеселятся, разыграются шалуны - на сердце легко и радостно.
А что такое совесть? Не самый ли это главный человечек, который знает, что можно делать, а чего нельзя. И все остальные его слушаются, как ученики – учителя. А когда не слушаются, человек совершает дурные поступки Если это так, тогда понятно, почему один и тот же человек может поступать то хорошо, то плохо".
Иногда Матиушу кажется, будто в голове у него идет настоящий бой. Одни побеждают, другие терпят поражение Похоже, там тоже есть свои министры и войско. А самая главная мысль - как матка в пчелином улье. Пчелы перелетают с цветка на цветок, и мысли передаются от одного человека другому. Матиушу, например, передались некоторые мысли министров, лорда Пакса, папины и мамины мысли и даже бабушкины и прадедушкины.
Сидит Матиуш на берегу, бросает в воду камешки, а мысли, как пчелы, роятся в голове. И чудится Матиушу он - на уроке, только не один у него учитель, а тысяча или миллион Но никто друг друга не перебивает, все говорят по очереди, и первым отзывается тот, кто нужнее. Может, никаких человечков и нет, просто Матиуш выдумал их, чтобы было интересней.
Надоест смотреть на море, Матиуш идет в лес - к муравейнику. Сядет на пенек и наблюдает за муравьями. Это тоже очень интересно. Бросит листик или кусочек коры и глядит, как муравьишка его к себе в муравейник тащит. А то возьмет осторожно муравья и посадит на руку, тот мечется, суетится, убежать хочет. Матиуш поднимет палец, а муравей думает, что это гора. Перебирает лапками-крючочками, бегает взад вперед по ладони и воображает, будто десятки верст сделал. Вот чудак!
А то вынесет Матиуш клетку с канарейкой, повесит на сук, откроет дверцу и ждет, что она станет делать. Канарейки с воли не понимают, о чем поет канарейка-узница, и не любят ее. Однажды Матиуш выпустил свою канарейку, они накинулись на нее и чуть не заклевали
А ему казалось, между ними никакой разницы нет и это желтая, и те. И поют одинаково Но, значит, есть разница, если они не признают ее. Канарейка в клетке скок - скок с жердочки на жердочку и поет А канарейки с воли слушают и что-то щебечут в ответ. Подлетит канарейка-узница к открытой дверце, повертит головкой, защебечет, словно советуется, как быть. Взмахнет крылышками, вот-вот улетит, но нет – раздумала. Иногда осмелеет трусишка, выпорхнет из клетки, но тут же опустится на нее снаружи боязно, видно, покидать темницу. Канарейки с воли переговариваются с пленницей, но Матиуш не понимает птичьего языка и не знает, ссорятся они или просто спрашивают, откуда она. То ли завидуют ее позолоченной клетке, то ли смеются, что летать разучилась.
"Ничего, привыкнут,- думает Матиуш, -Моя канарейка может многому их научить. И они знают много такого, чего она не знает".
Сколько в природе интересных загадок!
Со стороны кажется, будто Матиуш ничего не делает. Но у него каждая минута занята, а когда наступает вечер, не хочется спать ложиться.
Вечером на небе загораются звезды Матиуш глядит на них, словно впервые видит. Неужели они такие же большие, как наша Земля? А есть ли там люди, пчелы, мухи? Человек по сравнению с океаном или Вселенной - жалкая козявка. Матиуш пробовал сосчитать звезды на небе, да сбился со счета.

Матиуш завел дневник.
Он взял тетрадку, нарисовал на обложке домик, пальму, в отдалении - скалу и море, заходящее солнце, парящих в небе орлов…
Под картинкой он написал, какие книги хотел бы прочесть. Их было семь.
1. Книгу, в которой рассказывается про все науки, - чтобы выбрать самую интересную и с нее начать.
2. Книгу про королей, когда они были маленькими.
3. Книгу о знаменитых изобретателях, путешественниках и разбойниках, когда они были детьми.
4. Книгу сказок всех народов земного шара.
5. Книгу, очень толстую, о пчелах, муравьях и животных.
6. Книгу про разных людей: хороших и плохих, лентяев и прилежных, веселых и грустных, добрых и жадных, задир и воображал. Про то, как сделать, чтобы они не дрались, не ссорились и не приставали.
7. Книгу про глупые и мудрые законы, - чтобы знать, какие отменить, а какие уставить. И еще я хотел бы прочесть книгу про то, как дрессируют диких зверей:львов, тигров и т. д…
Сегодня я думал: что такое вода? То она жидкость, то пар, то лед. Какая же она взаправдашняя: лед, пар или вода? Человек тоже бывает разный.

С.350

Если к маленьким и беззащитным относиться бережно, с любовью, они тебе все расскажут, даже камень и ракушки заговорят. Недаром Матиуш разговаривает с ракушкой, которую подарил ему Ало, и с камешком Алы.

С.360

Дорогие братья и сестры, белые дети! Докажите на деле, что вы добрые. Кто хочет пользоваться правами наравне со взрослыми, должен доказать, что у него есть ум и отзывчивое сердце. Негритята гибнут от голода и болезней, помогите им! У вас есть красивые платья, конфеты, игрушки, вы ходите в школу. Поливаете цветы и даже едите хлеб с медом. А у несчастных негритят ничего нет. Честное слово, не вру. Я побывал в разных странах, участвовал в разных войнах и повидал немало горя. Но такой беды не видел. По сравнению с ней меркнут все человеческие несчастья.
Поспешим на помощь маленьким слабым негритятам!
Король Матиуш Первый.

С.364

Злой, но сильный человек, желая добиться своего, пускает в ход кулаки. А слабый, ради достижения преступных целей, строит козни, идет на предательство…

С.368

Да, сынок, в жизни так часто бывает. Человек хочет одно, а выходит другое. И я когда-то был маленьким мальчиком, ходил в школу, с товарищами играл, а по вечерам отец, возвращаясь с работы, приносил мне конфеты. В оковах не рождается никто. В цепи человек человека заковывает.
И зазвенел цепью, словно в подтверждение своих слов.

Матиуш - мальчик очень любознательный. «Не беда, что плохо, зато узнаю и увижу что-то новое», - утешал он себя в любой передряге. И хотя тюрьма была страшная, неделя пролетела незаметно.

С.377

Шагает Матиуш по шоссе, держит путь в родную сторонку. Но на душе у него невесело. Была над головой крыша, был кусок хлеба, а теперь он опять один на белом свете. В тюрьме тяжело, слов нет, но разве мысли о будущем не тяжелее корзины с углем? А работать все равно надо, задаром есть хлеб не годится, даже если дадут… остановился Матиуш и записал в своем дневнике:
Жизнь - это неволя.
Но как бы опровергая его слова, запел соловей. Прислонися Матиуш к плетню и заслушался
«Почему люди не похожи на птиц?»

С.384

Не любят тех, кто лучше их умеет что-либо делать… наверно, от зависти…

С.405

Нехорошо умереть внезапно, ничего не сказав напоследок.

С.407

Фелек, ты не огорчайся… Клу-Клу, это моя последняя просьба… - голос оборвался, продолжать не было сил. - Фелек, возьми этот перстень, а серьги - тебе Клу-Клу. Фелек тебе трудно будет здесь жить. Поезжай с Клу-Клу.. А когда вы станете большие…
По городу пронеслась весть: «Матиуш умер».
Печальная весть облетела всю страну.
И весь мир.
Матиуша похоронили на необитаемом острове, на вершине скалы. Ало и Ала украсили могилу цветами, и канарейки поют над ней свои нескончаемые песни.

Источник: Смирнова В. ЯНУШ КОРЧАК «КОРОЛЬ МАТИУШ ПЕРВЫЙ»./ Вера Смирнова.// Корчак Януш Король Матиуш Первый. Король Матиуш на необитаем острове: Повести-сказки./ Януш Корчак; Сокр. Пер. с польского Н. Подольской; послесловие В. Смирновой; рис. польского художника Е. Сроковского. - М.: Детская литература, 1978. - 415с. - с.408-414

Кто прочёл эту книгу, тот, наверное, захочет узнать что-нибудь про того, кто её написал. Ведь книга это так непохожа на всё, что мы читали раньше, - очевидно, и автор был незаурядным человеком. И это правда: Януш Корчак был человек необыкновенный. Он прожил удивительную жизнь, достойную уважения, и умер как герой. Он оставил по себе благодарную память у тех, кто его знал или слышал о нём, а нам остались в наследство его книги.

Януш Корчак, польский писатель, родился и жил в Варшаве. Он соединил в себе три, благороднейших призвания, три профессии, необходимые людям, в особенности детям: он был врач, педагог и писатель-сказочник. Талантливый и опытный врач, он был почитаем среди варшавской бедноты - лечил бесплатно тех, у кого не было денег, чтобы лечиться, и всегда был готов днём и ночью прийти на помощь к больному. Особенно ласков был Януш Корчак с детьми. Он не только лечил их, когда они заболевали, он заботился о том, чтобы они росли крепкими, добрыми и весёлыми.

Ещё совсем молодым он собирал детей бедняков, которые не имели возможности выехать на лето за город, и устраивал общую детскую «дачу», где дети могли отдохнуть летом, гулять по лесу, купаться в речке, загорать на солнышке, дышать чистым свежим воздухом, собирать ягоды, грибы, орехи, питаться простой и здоровой пищей - и привыкали жить дружно, подчиняясь общему порядку и выполняя несложные обязанности по обслуживанию самих себя. Корчак сам жил с детьми в этой маленькой «колонии», был их воспитателем, совершал с ними прогулки по окрестностям, придумывал весёлые игры, полезные для здоровья и для развития ума и смекалки. А чтобы ребята приучались жить дружно, по-товарищески, не мешая друг другу, заботясь об общей пользе, Корчак научил их придумывать забавные и твёрдые правила, которые всеми должны выполняться беспрекословно. Например: нельзя опаздывать к обеду, завтраку, ужину, потому что нехорошо заставлять всех ждать одного, когда кушанье уже готово и пора садиться за стол. И вот когда двое мальчиков, отправившись за цветами в дальний лес, заблудились и не пришли ни к обеду, ни к ужину, заставив всех волноваться, их, когда они, наконец, нашлись, ребята дружно решили отправить обратно в город. Конечно, потом их простили, потому что они раскаялись, да и причина была признана уважительной - ведь в городе у них никогда не было цветов.

Пожив с детьми в этой маленькой детской «колонии», Януш Корчак открыл в своей душе такой огромный и неиссякаемый запас любви и нежности к этим маленьким человечкам, что уже не мог не думать о них постоянно. Он сам испытал на себе, что значат ранние невзгоды и лишения в детстве, - он рос сначала в семье обеспеченной, но после смерти отца семья бедствовала, и мальчику рано пришлось зарабатывать, чтобы поддержать мать и родных. Жизнь его сложилась так, что своей семьи, своих детей у него не было, и он все свои силы, все заботы, всю любовь отдал чужим детям - сиротам. Он задумал нелёгкое по тем временам дело: устроить в Варшаве Дом сирот, где могли бы жить, воспитываться, учиться дети, потерявшие родителей, и ему пришлось приложить немало усилий, чтобы выполнить свой замысел. Но Януша Корчака к этому времени уже хорошо знали в Варшаве - ему удалось затронуть сердца многих людей, удалось собрать деньги на постройку целого дома по своему плану. В этом доме были мастерские, где дети учились разным ремёслам, целый этаж был отведён под классы, где дети учились, как в обычной школе; на другом этаже были спальни и комнаты, где дети могли собираться - играть в разные игры или на собраниях решать общие дела. Ведь в Доме сирот всё управление было в руках самих ребят, которые выбирали для этого совет. Был и суд, который разбирал все проступки ребят и устанавливал наказания. Был придуман длиннейший и подробнейший «Кодекс», которым руководствовались ребята, - в нём было 1000 параграфов, на все случаи жизни. Всякий новичок, поступивший в дом, должен был пройти «испытательный срок» под руководством выделенного ему старшего воспитанника и, только поняв весь распорядок дома и привыкнув к нему, получал такие же права, как остальные. А на самом верху дома, на чердаке, была комната Старого Доктора. Его самого редко можно было застать там, но комната никогда не пустовала: в ней либо отлёживался какой-нибудь заболевший ребёнок, либо сюда прибегали решить какой-то спор, либо приносили птицу со сломанным крылом, либо тут отогревался какой-то заблудший котёнок или щенок... Об этом доме можно без конца рассказывать- столько смешных и весёлых историй там было, столько озорства и выдумок, столько хороших и честных людей выросло там и вышло оттуда в жизнь.

Когда фашистская Германия напала на Польшу и гитлеровцы заняли Варшаву, фашисты стали преследовать население, особенно евреев. Многих людей тогда выселяли из города и отправляли в фашистские лагеря: Треблинку, Майданек, Освенцим - и там убивали тяжёлой работой, голодом, сжигали в крематориях. Очередь дошла и до Дома сирот. Фашистские начальники объявили, что дети из Дома сирот должны покинуть Варшаву и отправиться в лагерь. Дети, конечно, не понимали, что это значит, но Януш Корчак знал. И вот в Доме сирот последний завтрак. Дети одеваются, им сказали, что их повезут за город. Корчак ласково помогает детям одеваться, устанавливает их парами... И вот по Варшаве идёт печальное шествие. Корчак ведёт за руки малышей, а когда они устают, несёт их на руках. Украдкой, сквозь спущенные занавески окон варшавяне со слезами следят за уходящими: запрещено выражать сочувствие, запрещено вмешиваться. Детей приводят на вокзал, рассаживают в вагоне. Один из офицеров СС подходит к Корчаку - он свободен, может уйти, говорят ему. Но Старый Доктор смотрит гневно: разве он может оставить своих детей?! Поезд трогается, и всю дорогу Корчак рассказывает ребятам сказку, показывает им в окно зелень деревьев, высокое синее небо, ласкает малышей, успокаивает. Вместе с ними, со своими детьми, он вошёл в ворота фашистского лагеря и погиб в огне крематория.

Януш Корчак-врач и педагог - был в то же время и замечательным писателем. Им написаны и медицинские сочинения, и книги о воспитании детей, но больше всего запомнились людям его повести-сказки; две из них переведены на русский язык - «Когда я снова стану маленьким» и «Король Матиуш Первый».

«Когда я снова стану маленьким» - это повесть о том, как дети, вырастая, теряют детство, как потом взрослым хочется вернуть его, но оно невозвратимо, и потому надо беречь его, любить и ценить. Детям не надо спешить стать взрослыми, взрослым надо помнить своё детство и не мешать детям расти и радоваться жизни. Особенно это должны помнить родители и учителя, тогда и в семье и в школе будет дружно и весело. «Король Матиуш Первый» - самое большое и значительное произведение Корчака, и в него он вложил так много своих дум о жизни, о детях, о человеческом счастье.

Есть книги, которые мы прочитываем с интересом и удовольствием и надеемся сохранить надолго впечатление от них; но проходит время, и в один прекрасный день, взяв с полки эту книгу и перелистав её, мы начинаем удивляться и спрашиваем себя: «Почему это так нравилось нам раньше? Чем мы так восхищались когда-то?» И мы даже сердимся, словно книга нас обманула. Но не надо сердиться: это мы выросли, а книга осталась та же, но мы ушли от неё - вот и всё.

Но есть другие книги: чем старше мы становимся, тем больше нового и интересного открываем мы в книге, которую прочли когда-то. Словно заколдованное сокровище в сказке, книга заманивает нас в свою глубину, удивляет и радует всё новыми и новыми красотами - мыслями, образами, игрой фантазии, - мы находим в ней вопросы, которые сами себе задавали, и ответы на них, которые кажутся нам поразительными. Мы следим за течением мыслей автора, соглашаемся с ним или спорим, мы даже вскакиваем порой с места и восклицаем: «Вот здорово!» Нашему воображению дан толчок, голова наша работает живей, сердце бьётся сильней, всё вокруг преображается, приобретает другой смысл, в нас закипают желания, хочется что-то сделать, что-то изменить в мире, кому-то помочь. .. Вот такая книга - «Король Матиуш Первый» Януша Корчака. Она вызывает множество самых разнообразных чувств и мыслей - читать её то смешно, то весело, то страшно и очень грустно. Не правда ли?

Вы, наверное, читали увлекательную книгу Марка Твена «Принц и нищий»? Вы помните, как, поменявшись платьем, маленький принц и нищий оборвыш Том Кенти оказались: Том - в королевском дворце, принц - в жалком убежище бедноты, и как трудно пришлось обоим осваивать новое своё положение. Сколько побоев и насмешек пришлось испытать принцу, а поведение Тома, его незнание придворного этикета и мальчишеское простодушие, внушило даже подозрение, что он ненормален. Кончилась эта история благополучно. Но обоим было полезно узнать на себе тяготы и человеческого бесправия, и королевской власти.

Я не случайно вспомнила эту книгу, которой издавна зачитываются школьники. Мне думается, что есть какая-то связь между «Принцем и нищим» и «Королём Матиушем Первым». В литературе часто бывает так, что одно произведение вызывает на спор и на продолжение и развитие темы в другом; такую преемственность мы наблюдаем часто, и это естественно, ведь литература, как и вся жизнь, как история земли и человечества, связана крепкими нитями с прошедшим, настоящим и будущим. Конечно, это только догадка, не книга ли Твена натолкнула Корчака на то, чтобы написать «Короля Матиуша Первого», и уже не у кого спросить, так ли это, - ведь Корчака нет в живых. Но я постараюсь объяснить, почему я так думаю.

Ведь и Твен, и Януш Корчак в своих книгах, несомненно, думали о власти, о неравенстве людей, о том, кто имеет право управлять людьми. Но думали они очень по-разному. Несмотря на сочувствие лондонской бедноте, несмотря на то что Твен разоблачил жестокость неограниченной королевской власти, лицемерие и праздность придворного быта, всё же в «Принце и нищем» утверждается непререкаемое право наследственной королевской власти, и маленькому принцу придан некий ореол превосходства над другими людьми (даже Том, когда он вынужден играть роль короля, начинает чувствовать себя возвышенным над другими любовью народа и общим поклонением). А сам маленький принц преисполнен сознанием своего превосходства над людьми, своей «особенности», он не сомневается в своём праве властвовать над толпой. У Корчака же всё по-другому. Маленький Матиуш - просто одинокий, заброшенный, несчастный ребёнок, чужой в своём королевском дворце. Он рано лишился матери, а в начале повести теряет и отца, остаётся, как говорят, круглым сиротой. Королевское звание не только не даёт ему преимущества перед другими детьми, а наоборот - всё время ограничивает его простые детские желания: он не может, как всякий другой мальчик, пойти играть на улицу с детьми, не может покататься на коньках с ними или побиться в снежки. И сын простого сержанта Фелек, которому доступно всё это, кажется Матиушу таким свободным и счастливым. В королевском дворце пусто и холодно, там господствует порядок, заведённый сотни лет назад, который никто не решается менять. Матиуш своим детским живым умом видит, как много нелепостей вокруг, как много несправедливости, и, став королём, узнав, что его «королевская воля» может многого добиться, он мечтает изменить и улучшить жизнь. Сначала он, как всякий мальчишка, заводит себе друга - Фелека, и с ним он, как всякий мальчишка, стремится совершить подвиг навойне - и бежит на фронт. Но война оказывается совсем не такой, какой воображают её себе мальчишки; хорошо, что они встречают добрых и смелых людей, которые им помогают. И хорошо, что война кончается скоро и - победой. Матиуш возвращается в столицу весёлый и гордый и на радостях начинает управлять страной «по-своему». Вы помните, какая началась суматоха и сколько бед произошло от его «реформ»! Как он «избавил» детей от скучных занятий в школах, засадил за парты взрослых (что было не так плохо), а детей послал на фабрики и заводы, торговать в магазинах, следить за порядком на улицах, печь хлеб и булки (чего они не умели делать и что тотчас привело к печальным последствиям)...

Бедный Матиуш! Он чувствовал свою ответственность перед людьми и изо всех сил старался что-то сделать для них, но он ведь не знал, что именно надо делать. Он думал прежде всего о детях, потому что ему казалось, он знает, что им нужно. Он подарил Иренке куклу ростом до потолка, приказал выдать всем-всем детям в стране шоколад, он велел строить карусели и качели, загородные санатории для ребят. Чтобы добыть средства для этого, он съездил в Африку, подружился там с королём Бум-Друмом, который подарил ему много золота, и его дочкой Клу-Клу. Он выписал из Африки диких зверей для городского зверинца - ведь дети так любят смотреть на них и удивляться им. Но все эти добрые намерения Матиуша оборачивались дурными последствиями: не все дети получили шоколад (его утаили для себя те, кто должен был раздавать), в загородных санаториях ребят плохо кормили (взрослые воспитатели брали продукты для себя), а клетку с дикими зверями забыли запереть, и звери вышли на улицу, произведя панику среди населения... Чтобы узнать, что же нужно детям, Матиуш приказал устроить отдельный детский парламент, где маленькие депутаты высказывали бы свои нужды. Но ребята-депутаты думали каждый только о себе и требовали кто часы, кто велосипед, мальчишки бранили девчонок, девчонки - мальчишек, детский парламент стал местом драк и потасовок, и его пришлось закрыть. К тому же старый друг Матиуша, Фелек, вдруг потребовал, чтобы его сделали бароном и назначили ему высокое жалованье, стал надменным и захотел распоряжаться. А этого Матиуш терпеть не мог. Отношения со взрослыми тоже не принесли Матиушу радости.

С какой великолепной насмешкой изобразил Корчак бесконечные споры и распри между королями, собравшимися на съезде, который был устроен, чтобы помирить их. Вообще книга Корчака-замечательная пародия на весь капиталистический строй и уклад жизни.

Но сам Матиуш никогда не вызывает у автора насмешки - напротив, Корчак явно сочувствует своему маленькому герою, любит его. Чем же он мил и ему и нам? Да прежде всего именно этим ранним чувством ответственности за всё и всех, бескорыстием - ведь Матиуш ничего не хочет для самого себя, - удивительной правдивостью и честностью, а больше всего добротой, которой щедро - от своего доброго сердца - наградил его Корчак.

Разочаровавшись в своих напрасных усилиях устроить счастливую и привольную жизнь в своей стране, Матиуш решает добровольно отправиться на необитаемый остров, отказавшись от королевского звания. Эта часть книги - «Матиуш на необитаемом острове» - написана Корчаком совсем в другом музыкальном ключе: она лирична, полна раздумья и тихой грусти, и юмор, никогда не покидающий автора, здесь мягкий и добродушный, как добрая усмешка взрослого, незаметно наблюдающего за ребёнком. И в самом деле, Матиуш здесь более чем когда-либо предстаёт перед нами просто ребёнком, подростком, одиноким, словно перенёсшим тяжёлую болезнь разочарования в жизни и в себе самом. Теперь это уже не король, из своего королевского детства он взял только портрет матери да клетку с канарейкой. Здесь, на острове, наедине с природой Матиуш переживает тот удивительный период перехода от детства к отрочеству, какой переживают все подростки, одарённые способностью наблюдать и размышлять. Тысячи вопросов встают перед Матиушем. И на все он должен ответить сам. Не у кого спросить, не с кем поспорить. Иногда Матиушу кажется, что в голове у него ведут спор, а иногда настоящий бой самые разные мысли - маленькие человечки.

И вот Матиуш, как почти всякий подросток, живущий летом на природе, в одиночестве, заводит дневник. «Мои мысли и поступки» - озаглавливает он этот дневник. На первой странице он пишет, какие книги хотелбы прочесть. Вы, конечно, запомнили это, потому что сами мечтали или мечтаете прочесть, например, «книгу, в которой рассказывается про все науки, - чтобы выбрать самую интересную и с неё начать». Я уверена, любой из вас с интересом прочёл бы книги, о каких мечтал Матиуш, только, к сожалению, далеко не все они уже написаны.

В дневнике Матиуш записывал:
«Сегодня я думал: что такое вода? То она жидкость, то пар, то лёд. Какая же она взаправдашняя: лёд, пар или вода?
Человек тоже бывает разный.
... Сегодня день моего рождения...
Понятно, я расту, но как-то не верится, что я когда-нибудь буду большим и старым. Чудно!
... Сеть лучше удочки, потому что рыбам не больно и можно их выпустить обратно в море.
... В старину для освещения служила лучина, потом свечи, потом керосиновая лампа, потом газ, а теперь электричество. Интересно, что придумают ещё?
... Как делаются открытия?»

Признаемся: у кого из нас не было таких мыслей, таких вопросов - в дневнике или просто в голове? Матиуш как зеркало отражает нас самих, когда нам было 12-13 лет. Но судьба приготовила ему новые необычные и тяжкие испытания: его похищают с острова, бросают в каторжную тюрьму, где ему приходится добывать из-под земли уголь и где никто не знает, кто он такой и в чём виноват. Но везде, даже среди закоренелых преступников, находятся люди, которые жалеют ребёнка. Матиушу помогают бежать. А когда вновь начинается война, он направляется в свой город, надеясь спасти его от захвата солдатами Молодого короля. Правда, солдаты Молодого короля не любят его, не хотят воевать за него, дезертируют и даже покушаются на жизнь своих командиров. И Молодой король в страхе перед своими солдатами сдаётся в плен Матиушу. Матиуш великодушно прощает его. Он не помнит зла и рад, что война так быстро кончилась, но слава и почести ничуть не радуют его, и Матиуш окончательно покидает королевский дворец. Он не хочет никаких поблажек и привилегий, поступает простым рабочим на фабрику на окраине города и начинает жить самостоятельно, на свой заработок и своим трудом. Тут он снова встречается со своим прежним товарищем, Фелеком, который однажды является к нему оборванный, голодный, злой. Матиуш приютил его, устроил работать на фабрику. Но Фелеку не по душе такая жизнь, он плохо работает, прогуливает, ссорится с рабочими, даже с самим Матиушем. И вот такой печальный конец у Матиуша: он погибает от руки своего старого друга.

Неизвестно, как сложилась бы жизнь Матиуша дальше, может быть, он нашёл бы единственно верный путь к переустройству жизни - путь к новому строю, несущему подлинное равенство и братство людей и их свободу. Но когда Януш Корчак писал своего «Короля Матиуша Первого», он и сам, наверное, ещё не знал этого пути.

Но он, как никто другой, прекрасно знал детей - всяких: и дурных и хороших, и добрых и злых, и послушных и озорников, - знал, как трудно было ребёнку расти и становиться человеком в старом мире, где столько соблазнов, несправедливости, обманов и разочарований. И он создал своего Матиуша, вложив в него многое из своего детства, из своих переживаний, и дал его вам - в товарищи, как пример и как предостережение. Матиуш не научит вас плохому: он, может быть, по-детски, наивно откроет вам тайны того старого мира, который вы знаете только понаслышке, но который существует за морями и океанами и просто за земными рубежами вашей Родины. Он расскажет вам и про главных шпионов королевства и про хитрого журналиста, который уверен, что в газетах надо писать неправду, и про многое, многое другое. И он будет напоминать вам о том, что тревожит всех добрых и честных людей на свете: «Война спит, но в любой момент может проснуться». Так говорит нам Януш Корчак устами своего Матиуша.

Повесть Януша Корчака впервые была издана в 1923 году в Варшаве. В том же 1923 вышло продолжение – «Король Матиуш на необитаемом острове». В СССР в 1924 году вышла книга «Приключения Короля Матюша». Перевод непосредственно оригиналов был сделан в конце 1950-х годов Музой Павловой. Обе повести на русском выпустило польское издательство «Полония».

Публикация перевода Павловой в России состоялась только в 1992 году. В 60-х годах по сюжету предложенного в СССР варианта повести были созданы 2 театральные постановки. В 1988 году советский композитор Лев Конов создаёт по сюжету повести детский мюзикл, состоящий из одного акта. В 2009 году Конов переработал свой мюзикл и сделал из него оперу на 2 акта.

Кто именно послужил прототипом для создания образа юного короля, неизвестно. В некоторых событиях, происходящих в книге, нетрудно узнать реальные события, произошедшие в Польше: приобретение страной выхода к морю, раздел Польши и т. д. Вымышленный Матиуш I очень похож на короля Станислава II, который также имел склонность к новаторству.

Некоторые исследователи полагают, что на создание книги Корчака вдохновила судьба Наполеона II. В какой-то степени прототипом короля Матиуша мог быть и сам автор. В своём предисловии Корчак указывает, что мечтал когда-то быть королём. Будучи ребёнком, автор был уверен, что если бы он был на месте короля, то непременно смог бы сделать жизнь людей лучше.

Принц Матиуш (уменьшительное от имени Мачей) становится королём после смерти своего отца. Ни братьев, ни сестёр у юного принца не было, поэтому он был единственным наследником престола. Матиуш I ещё слишком молод и не понимает, что в действительности от его имени правят чиновники. Политика чиновников привела к тому, что королевство Матиуша оказалось втянутым в войну с тремя соседними государствами. Король тайно покидает дворец и отправляется на фронт. Матиуш берёт себе новое имя и становится «сыном полка».

Отправляясь на войну, юный король и не подозревал, насколько она ужасна. Война представлялась Матиушу слишком романтичной. Тем не менее, разочарование не смогло сломить Матиуша. Он достойно переносит все тяготы солдатской жизни. Вскоре воины узнают, что среди них находится король. Всех охватывает воодушевление. Война заканчивается полным разгромом неприятеля.

Вернувшись домой, Матиуш решает управлять страной самостоятельно. Король считает себя повзрослевшим и более опытным, хотя на самом деле опыта в управлении страной у него по-прежнему нет. Матиуш I проводит ряд реформ, направленных на улучшение жизни своих подданных. Особое внимание король уделяет детям. Он создаёт детский парламент, в котором заседают его ровесники. Согласно королевскому предписанию, все дети королевства должны занять рабочие места взрослых. Взрослые, в свою очередь, отправляются учиться вместо детей.

Реформы Матиуша приводят к плачевным результатам. Королевство вновь оказывается втянутым в войну. На сей раз, победил неприятель. Юный король был сослан на необитаемый остров. После бегства из заточения и многочисленных скитаний Матиуш вернулся домой. Он больше не хотел быть королём и отрёкся от престола. Матиуш устроился работать на фабрику. Вскоре главный герой погибает в результате несчастного случая.

Характеристика персонажа

Король Матиуш представлен в повести одиноким, никому не нужным ребёнком. Автор сочувствует главному герою. Трон не даёт маленькому королю никаких преимуществ. Скорее наоборот, королевский титул не позволяет Матиушу быть полноценным ребёнком: кататься на коньках, играть в снежки и просто общаться со сверстниками.

Автор отмечает чуткость и отзывчивость главного героя. Несмотря на свою неопытность и юный возраст, Матиуш уже не ребёнок. Он перестал им быть с тех пор, как понял, насколько велики страдания его подданных, сколько несправедливости и зла вокруг. Юный король готов на всё, чтобы решить проблемы жителей своего королевства. Наибольшего внимания удостаиваются дети. Матиуш сам страдает от бездушного отношения взрослых, поэтому он, как никто другой, способен понять своих ровесников.

Королевские реформы

Реформы, которые Матиуш проводит в своей стране, тоже могут многое рассказать о его характере. Король приходит к выводу о том, что жизнь так тяжела потому, что все правила и законы созданы взрослыми. Следовательно, детей и взрослых нужно поменять местами. В итоге, появился детский парламент. Ровесники короля занимают места своих родителей. Но поскольку у ребят нет ни опыта, ни необходимого образования, реформа привела страну к очередной войне. На этот раз, королевство Матиуша не смогло победить, так как было приведено к полному упадку королевскими реформами.

Следует отметить самокритичность короля и его умение признавать собственные ошибки. Матиуш понял, что одной только любви к людям недостаточно, чтобы управлять страной. Главный герой отрёкся от престола. Матиуш считает, что его место должен занять по-настоящему опытный и сильный правитель, способный помочь подданным королевства. Ребёнок сделал то, на что никогда бы не согласился ни один взрослый – отказался от собственных амбиций ради всеобщего блага.

В качестве темы своей повести Януш Корчак выбрал взросление человека. Маленький король Матиуш – это не только вымышленный персонаж. Это и сам автор, и каждый, кто прочтёт его повесть.

В раннем детстве ребёнку всё кажется простым и понятным. Он живёт в своём собственном вымышленном мире, где все невзгоды исчезают сами собой, достаточно взмахнуть волшебной палочкой или использовать другой магический предмет. Сказочный мир начинает рушиться в тот момент, когда дети сталкиваются со злом и несправедливостью. Ребёнок начинает взрослеть. Он уже понимает, что не всё в этом мире так безоблачно. Непонятным остаётся только одно: почему взрослые не могут уничтожить зло? Каждый человек хотя бы однажды в детстве говорил: «Вот когда я вырасту…». Ребёнок точно знает, что нужно делать и начинает ждать, когда же он, наконец, станет взрослым. Но проходит время, и дети понимают, что они так же бессильны перед злом, как когда-то были бессильны их родители.

Идею повести тоже нетрудно обнаружить: совершенства достичь невозможно. Люди часто ругают правителя за жестокость и бессердечие, за невозможность дать им счастье. На извечный вопрос «Как сделать, чтобы всем было хорошо?» автор отвечает коротко и безапелляционно: «Никак!». Доброты недостаточно для создания всеобщего счастья. Ни одни мудрый правитель не сможет дать своим подданным то, что они от него ждут. Всеобщее счастье невозможно хотя бы потому, что каждый человек понимает счастье по-своему. То, что кажется правильным одному, может показаться совершенно недопустимым другому. Имея одну и ту же сумму денег, один человек чувствует себя обладателем целого состояния, а другой – нищим.

Трагическая смерть

Несмотря на всю свою любовь к главному герою, автор «убивает» Матиуша. Примечательно, что мальчик погиб не доблестным воином, сражающимся за свою родину. Его не убили в борьбе за власть. В смерти Матиуша вообще никто не виноват, он погиб в результате трагической случайности. Символичным становится и тот способ, которым автор «убил» своего героя: Матиуш попал под станок и умер от ран.

Януш Корчак

Король Матиуш Первый

Król Maciuś Pierwszy

© Copyright by The Polish Book Institute

© Подольская Н. Я., наследники, перевод с польского, 2015

© Капустина О. Н., иллюстрации, 2015

© Оформление. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2015

* * *

Дело было так.

– Если через три дня королю не станет лучше, можно всего ожидать, – сказал доктор. – Король тяжело болен, и если через три дня состояние его не улучшится, можно всего… всего ожидать, – повторил он.

Все опечалились, а главный министр, нацепив на нос очки, спросил:

– Что значит «можно всего ожидать»?

Доктор ничего более определённого не сказал, но все и так поняли: значит, король умрёт. Главный министр переполошился и созвал государственный совет.

Министры собрались в просторном аудиенц-зале и расселись в мягких креслах вокруг большого стола. Перед каждым из них лежал лист бумаги и два карандаша: один – простой, второй – с одного конца красный, с другого синий. А перед главным министром стоял ещё колокольчик.

Дверь заперли на ключ, чтобы никто не мешал. Зажгли свет и долго сидели молча. Наконец главный министр позвонил в колокольчик и сказал:

Первым взял слово министр военный:

– Надо позвать доктора. Пусть скажет прямо: вылечит он короля или нет?

Военного министра все боялись: он носил саблю и пистолет. Поэтому ему никто не прекословил.

– Правильно, позвать сюда доктора! – единодушно согласились министры.

Послали за доктором, но он не мог прийти, так как ставил королю двадцать четыре банки.

– Ну что ж, придётся подождать, – сказал главный министр. – А пока давайте обсудим, что делать, если король умрёт.

– По закону, – заговорил министр юстиции, – престол переходит к его старшему сыну. Потому он и называется наследником престола. Итак, если король умрёт, на трон вступит его старший сын и наследник.

– Но у нашего короля один сын.

– Этого вполне достаточно.

– Но Матиуш ещё совсем ребёнок! Вот так король, даже писать не умеет!

– Закон есть закон, – изрёк министр юстиции. – Такие случаи в истории известны. В Испании, Бельгии и некоторых других государствах бывало, что престол занимал малолетний монарх.

– Да, да, – поддакнул министр почт и телеграфа, – я даже марки видел с изображением короля-ребёнка.

– Помилуйте, господа, ведь это абсурд! Король, который не умеет ни читать, ни писать, не знает ни географии, ни грамматики!.. – возмутился министр просвещения.

– Я разделяю мнение уважаемого коллеги, – сказал государственный казначей. – Как же он будет проверять счета или отдавать распоряжения, сколько чеканить новых денег, не зная таблицы умножения?

– Это ещё полбеды, господа! – вмешался военный министр. – Короля-мальчишку никто слушаться не будет. Разве он справится с генералами и солдатами?

– Дело не только в солдатах, – мрачно сказал обер-полицмейстер, – его вообще никто не будет бояться. Начнутся беспорядки и бунты. Если Матиуша провозгласят королём, я слагаю с себя всякую ответственность.

– Об этом в законе ничего не сказано. – Министр юстиции побагровел от злости. – Повторяю: по закону после смерти короля престол переходит к его сыну.

– Но ведь Матиуш ещё совсем маленький! – хором воскликнули министры.

Атмосфера накалялась; казалось, вот-вот разразится скандал, но тут двери широко распахнулись, и в зал вступил иноземный посол.

Министры оторопели: как чужестранец проник в запертый на ключ зал? Вот чудеса! Однако, как выяснилось потом, ничего таинственного в этом не было. Просто, когда ходили за доктором, забыли запереть дверь. Но по дворцу поползли зловещие слухи об измене: дескать, министр юстиции нарочно приказал оставить дверь открытой, потому что заранее знал о приходе знатного иностранца.

– Добрый вечер! – Посол раскланялся. – Именем моего августейшего повелителя и государя имею честь сообщить: если вы не провозгласите Матиуша королём, мы объявим вам войну.

У канцлера (то есть главного министра) душа ушла в пятки, но он с невозмутимым видом взял лежащий перед ним листок бумаги и написал синим карандашом: «Хорошо, пусть будет война», – и протянул записку иностранному послу.

– Я доложу об этом своему монарху! – важно сказал посол и с поклоном удалился.

Тут в зал вошёл доктор, и министры стали его умолять во что бы то ни стало спасти короля. Ведь смерть короля означала теперь войну и бедствия.

– Я уже перепробовал все лекарства, какие знал. Даже банки ставил… Я бессилен помочь королю. Но можно пригласить других докторов.

Как утопающий за соломинку, ухватились министры за этот совет. Любой ценой короля надо спасти! Тотчас из королевского гаража в разные концы города помчались автомобили за медицинскими светилами. А проголодавшиеся министры тем временем велели королевскому повару подать им ужин. Они ведь не знали заранее, сколько пробудут во дворце, и потому не пообедали дома.

Дворцовые лакеи расставили на столе серебряные блюда с изысканными кушаньями, бутылки с самыми лучшими винами. Повар из кожи вон лез, стараясь угодить министрам: он боялся, как бы после смерти короля его не прогнали из дворца.

Министры как ни в чём не бывало пьют, едят, оживлённо беседуют, а рядом в зале собрались врачи.

– Королю необходимо сделать операцию, – решительно заявил один старый бородач.

– А я думаю, – возразил другой доктор, – ему помогут припарки.

– Порошки – вот единственное средство, которое спасёт короля! – изрёк знаменитый профессор.

– А может, капли? – робко вставил какой-то безвестный лекарь.

Каждый врач привёз с собой толстенную книгу, и в каждой книге по-разному написано, как лечить такую болезнь.

Время шло. Министры клевали носами. Но хочешь не хочешь, а надо ждать, что скажут доктора.

Переполох, поднявшийся в ту ночь во дворце, разбудил Матиуша, маленького наследника престола.

«Пойду посмотрю, что там за шум», – подумал Матиуш и, соскочив с постели, наскоро оделся и выскользнул в коридор.

Перед дверью столовой он остановился – вовсе не для того, чтобы подслушивать, просто не мог дотянуться до ручки и открыть дверь. И вот что он услышал…

– Вино в королевских подвалах отменное! – раздался громкий голос казначея. – Выпьем-ка, друзья, ещё по одной! Матиушу, если он будет королём, вино ни к чему – ведь детям пить не полагается.