Приметы и суеверия

Что такое унитарное государство: примеры стран. Государство унитарное

Карта мира неоднократно менялась, возводились или рушились империи. Но что заставило эгоистичных разумных существ объединится? Ответом на этот и другие вопросы станет сегодняшняя статья.

Вконтакте

Основополагающие понятия

Государство – одна из форм организации общества, располагающее инструментарием для принуждения и управления. Установка правовых порядков в пределах территории – неотъемлемая часть суверенитета.

Примечательно, что международное право до сих пор не дало единой трактовки унитарного государства, лишь примеры таких образований.

Важно! В политологии этот термин один из важнейших, ведь вся история человечества делится на «до» и «после» создания управляющих/ принуждающих механизмов.

Популярные теории происхождения

Наиболее популярные точки зрения представлены ниже:

  • Теологическая – религиозное течение раннего Средневековья. Влияние церкви диктовало божественность всего сущего, а виды унитарных государств – дело рук Господних. Ярый последователь такой точки зрения – Фома Аквинский.
  • Патриархальная – Аристотель был уверен, что в основе каждой страны лежит разросшаяся семья. Власть же рассматривается, как продолжение отцовской (монарха) заботы о детях – поданных.
  • Договорная – феномен частной собственности стимулировал поиск методов ее защиты. С этой целью группа людей (народ) добровольно объединился по заранее оговоренным условиям.
  • Органическая – виды унитарных государств рассматриваются как человеческий организм с обилием составляющих. Г. Спенсер считал людей клетками организма, взаимодействие которых заставляет функционировать ткани и органы (государственный аппарат).
  • Теория насилия – считается, что воинственность и вражда племен привела к формированию новообразований из осколков от унитарного государства. Действительно, история знает немало таких примеров (Золотая Орда), но абсолютизировать роль насилия не стоит.

Виды государственного строя

Унитарное

Унитарное государство – это вид государственного устройства , подразумевающий отличие административно-территориальных единиц, не имеющих статуса независимых образований. Единая и неделимая власть и свод законов (Конституция) – признаки УГ:

  1. Единый нормативно-правовой акт, верховенствующие на всей протяженности границы.
  2. Одна денежная система, гражданство, высшие органы власти.
  3. Новообразования не имеют суверенного статуса.

Примеры разнообразия унитарных стран:

  • УГ без автономий – полнота власти распространяется на всю территорию. Список стран: Швеция, Польша, Болгария, Ирландия, Япония.
  • УГ с отдельными автономиями – составные части могут принимать свои законы: Франция, Великобритания, Уэльс, Узбекистан.
  • Децентрализованная страна, состоящая из самоуправляемых частей: Испания, Италия.

Страна пользуется благами централизации, если во главе регионов находятся назначенные с центра руководители. Децентрализация предполагает самостоятельную выборность главы административно-территориальной единицы.

Важно! По форме территориально-политической организации выделяют федеративные и унитарные государства.

Виды государственного устройства

Факторы, формирующие УГ

Признаки унитарного государства:

  • На территории проживает население, имеющее один язык, культурную близость, схожесть менталитетов.
  • Экономически оправданное объединение. Однако обязательными условиями является: единая валюта и налогообложение, общность природных ресурсов и правовой системы.
  • Внешнее давление, как инструмент манипуляции на унитарные государства.

Наиболее развитые УГ

Франция – отличный пример централизованного устройства . Страна делится на 95 департаментов, те – на коммуны. Центральная власть на местах сосредоточена в руках префектов, назначаемых лично главой правительства.

В коммуны избираются представители из местного населения, выборы проводятся каждые 6 лет.

Внимание! Сочетание парламентской и президентской республик – это отличительная особенность французского строя. Так, во главе системы стоит Президент, он выбирается путем всеобщих выборов на 5 лет.

Великобритания квази-унитарная система , где монарха ограничивает парламент. Королева Елизавета II выполняет не только политическую роль, она стоит у истоков трех ветвей власти, имеет право объявления войны.

Примечательно, на территории Великобритании нет единой правовой системы, понятия единого документа «Конституция» не существует. Жизнь страны регулирует список международных договоров, судебных прецедентов.

Правительство имеет двухуровневую структуру: Палату Общин и Лордов. Регулирование основного законодательного органа осуществляет Вестминстерская система.

Япония – страна разделена между 47 префектурами , где признаки унитарного государства необычайно велики. Принятая Конституция ограничила власть императора до «символа нерушимости», фактическая власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право на утверждение премьер-министра (независимая кандидатура). Нынешний император выполняет только церемониальные функции.

Преимущества УГ:

  • единая правовая система, обеспечивающая неукоснительное исполнение предписаний;
  • структурные особенности позволяют избежать дублирования выполняемых функций, конфликтных ситуаций;
  • более справедливые условия труда, внутреннего .

Недостатки:

  • различия в менталитете и культуре населения;
  • экономическая «зависимость» регионов друг от друга;
  • недостаточный уровень жизни, низкая скорость принятия решений «в центре»;
  • политическая культура народа низкая, умы граждан легко поддаются манипуляциям и пропаганде.

Федеративная форма устройства

Страна управляется властями на нескольких уровнях. Федеративные субъекты пользуются собственными правами и свободами.

Смешанные формы находятся, как правило, в переходной стадии развития. В дальнейшем наблюдается либо расширение автономии, либо ее ограничение.

Основополагающие характеристики:

  1. Множественность самостоятельных административных частей.
  2. Субъекты не суверенны, не могут выйти из состава федерации.
  3. Деление государственной власти на субъектную и федеральную.
  4. Регулирование функций между институциями осуществляет Конституция.
  5. Федерация задает внешнеполитический курс страны, сохраняет ее целостность, единые вооруженные силы и гражданство.
  6. Субъекты берут на себя управление природными ресурсами, образовательной, экономической и социальной сферами.

Также существует деление по другим признакам.

Способу образования:

  1. Конституционно-правовая – переходная форма превращается в федерацию за счет принятия соответствующей Конституции.
  2. Договорно-правовая – создается благодаря соглашению ряда стран объединится в единое государство с сохранением широкой автономии ().

Степени однородности субъектов:

  1. Симметричная – составные части едины, одинаковы и обладают равными правовыми статусами. Идеальной симметрии на политической карте мира не существует.
  2. Асимметричная – характеризуется нарушением баланса между статусом и природой образования.

Важно! В широкой автономии административно-территориальных образований состоит отличительная особенность федерации от унитарного государства.

Федеративная форма устройства

Конфедерация — редкое явление

В современном мире не встретить подобного устройства. Главным принципом является добровольная интеграция ряда стран для совместных решений на время острых военных или политических катаклизмов.

Некоторые политологи считают, что данной государственной формы не существует в природе. Как не утихают и споры насчет Япония – унитарное или федеративное устройство.

Как правило, конфедеративное устройство слабо, поскольку:

  • наблюдается отсутствие юрисдикции над гражданами;
  • органы «совместного» управления лишены возможности немедленного действия;
  • длительное обсуждение и согласование каждого вопроса с каждым органом власти государств-членов конфедерации;
  • в такой стране нет законодательного рычага политической власти;
  • каждый участник оставляет право выйти из озвученного государственного устройства.

Термин "унитарное государство" происходит от латинского слова "unitas", что переводиться как один, единственный.

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире. Унитарными государствами являются такие страны как Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания и т.д.

Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран и иных форм государственного устройства федераций и конфедеративных государственных союзов.

Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия, и др.), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, и др.). Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.

Административно-территориальное деление в разных странах строится по неодинаковым принципам и включает разное число ступеней, звеньев. Обычно это области, провинции, губернаторства и т.д., на которые непосредственно делится территория государства; районы, уезды, округа и т. д., из которых состоят единицы областного звена; общины - как низовая единица.

После второй мировой войны в ряде стран наметились два направления изменений в территориальном делении. Во-первых, стали создаваться крупные единицы, охватывающие несколько областей - регионы. Они создаются не актами центральных органов, а снизу, путем соглашений, и их создание, прежде всего, преследует цель экономической координации различных частей страны. Такие объединения, каждое из которых охватывает несколько штатов, играют значительную роль в Бразилии.

Вторая тенденция связана с опытом заокеанских стран (прежде всего США), где уже давно создавались специальные округа (по вопросам образования, водоснабжения, санитарии и др.). Управление этими округами специализировано, осуществляется назначаемыми ими, избираемыми по конкурсу чиновниками (агентствами), являющимися профессионалами в данной области.

Особое положение занимают столицы государств или столичные округа (столица с прилегающими окрестностями). Нередко полномочия избираемого в столице муниципалитета ограничены по сравнению с другими местными представительными органами (Вашингтон в США и др.). Такие ограничения означают большой контроль со стороны центра и в ряде стран преследуют цель уменьшить роль населения столицы в событиях, которые могут произойти вследствие противостояния различных социальных и политических группировок. Центром таких событий, оказывающих решающее влияние на политику государства, обычно оказывают столицы.

С точки зрения взаимоотношения местного самоуправления и органами государственными власти, унитарные государства можно разделить:

а) Децентрализованные государства - это государства, в которых Конституцией разграничены полномочия между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня (Франция, Испания).

В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решает переданные им в ведение вопросы. Чаще всего - это вопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п.

б) Централизованные государства - это государства, в котором властные функции на местах осуществляют только, представители, назначенные центральными органами власти (Великобритания, Швеция, Дания).

Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центральными органами управления.

Также являются государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. В прочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

в) На их основе организуется и третий тип - смешанный, присущий системам самоуправления Италии, Норвегия.

Унитарное государство в зависимости от этнического состава может быть:

· национальным (Франция, Эстония, Япония);

· многонациональным (Китай, Афганистан);

Для стран с унитарной формой государственного устройства характерно наличие следующих признаков:

1) На территории унитарного государства действует одна конституция на всей территории без изъятий или ограничений. Так как все административно-территориальное единицы государства имеют равный правовой статус. В ней содержится, принципы разграничения полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня, административно-территориальное деление, форма государственного устройства, компетенцию главы государства, правовое положение личности, форма правления, структура высших органов государственной власти. Но существует исключения из правила Конституция Великобритании и Новой Зеландии, там действует неписаная конституция. Ее предписание содержатся не в одном документе, а в огромном их числе (нормативно-правовые акты и правовые обычаи).

2) Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны. Органы местного самоуправления могут издавать законы, только имеющий подчинительный характер и не противоречит Конституции и также центральными органами власти. Действия органов местного самоуправления на прямую подчинено главе государства, правительству, парламенту.

3) Однопалатный парламент. Действуют в половине государств Европы как Финляндия, Венгрия, Болгария, Дания, Швеция и др. Но существует и исключения как Франция, Испания, Италия, Польша и др. Верхняя палата парламента формируется по политико-административным территориальным единицам.

На протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентов были двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные.

4) Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Административно-территориальные единицы не имеют своих самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов, унитарное государственное устройство может быть централизованным или децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы местного самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Имеются и смешанные системы местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации. Местное самоуправление Японии практически не зависит от центральных органов. В префектурах управление осуществляют выборные префектурные собрания. Подобные собрания имеются в городах, поселках и деревнях. Выборными являются также должностные лица органов самоуправления: в префектурах - губернаторы, в городах - мэры, в поселках и деревнях - старосты. Примером смешанной системы местного и государственного устройства может служить Турецкая республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах в Турции осуществляется представителями центральной власти, но есть еще и Генеральные Советы, и их исполнительные органы - Энджомены. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах - совет старшин и староста, который одновременно является представителем основной административно-территориальной единицы.

5) Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого проживают, в основном, лица казахской национальности. В Судане согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 г., автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган - Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств.

6) В унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Административно-территориальное единицы не имеют правового статуса, так как они все равны и не обладают суверенитетом (как субъекты федерации).

7) В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального где действуют специализированные государственные органы.

Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция четыре.

Современные тенденции в развитии политико-административного деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации - создании крупных регионов, как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во Франции, Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории, не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. В данном случае речь идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились.

Во многих странах процессы урбанизации привели к возникновению обширных городских агломераций, однако, как правило, они не преобразовались в единые территориальные структуры, и не имеют общих органов публичной власти; создаются координационные органы. Все чаще городские и сельские общины создают союзы (синдикаты) с общими органами, которым передаются некоторые полномочия общин и средства, необходимые для их реализации.

8) В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

Этому способствует единая правовая система. Ее базу образует единая конституция, и нормативные акты, издаваемые государственной властью, так же нормативные акты, издаваемые органами местного самоуправления (подчиненный характер и только в соответствии со своей компетенции).

Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и, несомненно, сыграл исторически прогрессивную роль по отношению к прогрессу развития государственности. В научной литературе он рассматривается как наиболее распространенная и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства - управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.

Итак, подводя итог, еще раз заметим, что унитарному государству свойственны:

1) единство и однородность территории;

2) отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (то есть государств в Государстве);

3) деление страны осуществляется исключительно по административно-территориальному признаку;

4) административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства;

5) наличие только одной общегосударственной конституции;

6) наличие единой системы законодательства;

7) наличие единых для всей страны высших органов государственной власти;

8) парламент, как правило, имеет однопалатную структуру;

9) органы власти административно-территориальных образований подчиняются центральной власти;

10) единое гражданство для всей страны;

11) единая денежная система.

Унитаризм (французское unitarism от лат. unitas - единство) - самая простая форма территориальной организации государства. Государство считается унитарным (слитным, простым), если большинство частей этого государства не имеют статуса государственного образования. В составе унитарного государства могут находиться отдельные автономные национально-государственные образования, имеющие ряд атрибутов собственной государственности (Республика Крым в составе унитарной Украины). Как правило, в унитарном государстве есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов власти. Составные части унитарного государства чаще всего имеют статус единиц административно-территориального деления; они управляются на основе законов принимаемых центральными органами; их территория может быть изменена простым общегосударственным законом без согласия местных органов и местного населения.
Таким образом, унитарное государство характеризуется следующими признаками:
1. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами. На территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.
3. Составные части унитарного государства (области, департаменты. округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.
4. Унитарное государство, населенное небольшими по численности национальностями, широко допускает национальную и законодательную автономию.
5. Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
6. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
7. В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют специализированные государственные органы (судебные округа).
Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция - четыре.
Государство - это не статичное, раз и навсегда сложившееся образование. Оно находится в постоянной динамике, вызванной развитием общества, народов, внешнеполитическими процессами. В политически организованных странах действуют две взаимно противоположные тенденции.
С одной стороны, народы, отдельные части общества территориально обосабливаются. Иногда это вызвано желанием больших групп населения сохранить национальную, религиозную идентичность, обеспечить их местные экономические интересы (например, в форме борьбы за использования ресурсов). Разница в обычаях, традициях, прошлые межэтнические, межплеменные конфликты толкают народы к разъединению.
С другой стороны, действует и противоположный вектор. Общность экономических интересов, развитие рынка требуют единого правового пространства, которое необходимо для эффективного хозяйствования. Взаимопроникновение культур, религий, вытеснение старых традиций сглаживают различия, которые в прошлом разделяли людей. Многие государства сегодня решают проблему, которую ярко обозначил еще в началеXX в. российский правовед В.М. Гессен: «Является необходимость в такой форме взаимоотношений, которая, распределяя законодательство между центром и окраинами, позволяла бы использовать на благо государства богатые местные силы..., и сохраняя живую связь между частями государства, уравновешивала бы существующие в нем центробежные и центростремительные силы»1. Взаимодействие этих тенденций (центробежных и центростремительных) представляет большой интерес для исследователей, работающих в области теории государства и права и сегодня.
Наиболее распространенной его формой является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Но это не означает, что развитие форм государства достигло совершенства. Скорее всего, в процессе эволюционного развития, в ближайшей исторической перспективе появятся новые элементы форм государства. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения содержания государственной власти.
Итак, унитарное государство - это такая форма государственного устройства, при которой существует простое административно-территориальное (политико-административное, политико-территориальное) деление государства, высшие органы власти едины и обладают абсолютным суверенитетом на всей территории страны, действует единые Конституция и гражданство.
Исторически первичной и заметно преобладавшей до XX в. формой государственного устройства было унитарное государство, хотя сам термин «унитарное» имеет позднее происхождение (XIX в.) и является антонимом термина «федеративное». В качестве исторических примеров унитарных государств можно привести деспотии Древнего Востока, полисы Древней Греции, Римскую империю.
После распада Римской империи на ее территории в течение долгого времени (Средневековья) существовало множество мелких областей, время от времени объединяемых в рыхлые крупные «империи», которые так же легко распадались, как и образовывались. Правители и мелких и крупных образований тяготели к унитаризму.
Начиная с эпохи Возрождения (XIV в.), продолжаясь в Новое Время (конец XVI - конец XIX вв.), в Европе идут процессы складывания крупных унитарных государств, которые доказывают свое преимущество перед временными «союзами» мелких государств. Эту тенденцию в самом ее начале заметил и проанализировал Никколо Макиавелли в своих классических политических трактатах «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Он однозначно высказался в пользу единого (унитарного) государства (на примерах Испании, Франции, Турции), оценивая трагическую ситуацию своей родины - раздробленной Италии. Его предсказания подтвердились. Сильные унитарные государства, захватив ресурсы практически всей планеты, превратились в колониальные империи, долгое время определявшие судьбы мира. К ним можно отнести Великобританию, Францию, Испанию, Нидерланды. В то же время раздробленность надолго затормозила политическое и экономическое развитие таких стран, как Италия и Германия, объединившихся только в начале 1870-х гг. Необходимо добавить, что сильным унитарным государством в XVIII-XIX вв. была и Пруссия, которая объединила Германию.
Следуя за мыслителями, занимавшимися политическими проблемами и вопросами государственного устройства (Платон, Макиавелли, Гоббс, Гегель, Ортега-и-Гассет, Чичерин), попробуем сформулировать, что способствует складыванию унитарного государства и его длительной устойчивости.
Можно выделить следующие факторы:
1. Однородность населения или значительное преобладание одного культурно-исторического и национального типа населения, что включает в себя:
- единство языка (близость языков, диалектов);
- единство истории (научной и мифологической, т. е. единые мифы происхождения, герои, общие героические и трагические периоды истории);
- единство религиозное или существование ведущей «государственной» религии (или сосуществование неантагонистических религий);
- схожесть массового менталитета (мировосприятия и поведения), который включает в себя как рациональные стороны, так и подсознательные, иррациональные, автоматично-традиционные.
2. Сильное внешнее давление (угроза) - осознание населением общности перед лицом внешнего врага. Но в то же время сильно сплачивает и общность внешних завоевательных задач, национальная гордость победителей (Древний Рим, Испания в XV-XVI вв.), так называемая общность перед «вызовом истории».
3. Удобство сильного единого унитарного государства для экономической деятельности, создания единого экономического пространства. Они включают в себя (наряду с другими):
- территориальную специализацию (разделение труда);
- единство и богатство ресурсов;
- отсутствие внутренних таможенных барьеров
- единство налогообложения;
- единую валюту;
- защиту от внешней экономической экспансии (протекционизм в отношении отечественной экономики);
- единое правовое поле в экономике;
- общие выгоды от использования колоний.
Важным является и еще один признак, который, является одним из составляющих менталитета, но из-за особой важности может быть специально выделен. Это исторически сложившаяся устойчивая привычка «уважения» к власти, к элите всех видов, умение добровольно ей подчиняться, понимание не только своей пользы, но и общей. Такое качество можно назвать уровнем политической культуры, что совсем необязательно впрямую связано с общим уровнем культуры.
Среди основных «ослабляющих» централизованное государственное устройство факторов можно выделить следующие:
1. Разные истории, культуры, языки, религии, менталитет;
2. Ощущение регионами (частями) невыгодности объединения по экономическим причинам.
3. Насильственное (неестественное) присоединение в прошлом каких-то частей унитарного государства;
4. Недовольство населения уровнем жизни. Вера в быстрое решение всех проблем в своем «отдельном» государстве (регионе);
5. Низкая политическая культура населения. Общественным мнением такого населения легко манипулировать политикам-сепаратистам. Проследив, таким образом, основные особенности развития унитарных государств в прошлом, перейдем к анализу современного унитаризма.

1. Германия;

2. Казахстан.

3. Россия;

5. Все ответы верны

39. К исполнителям государственных интересов не относят:

1. Отраслевые министерства;

2. Правительство;

3. Профсоюзы.

4. Региональные и местные органы власти;

5. Министерство финансов

40. Носителями хозяйственных интересов являются:

1. Безработные;

2. Наемные работники;

3. Фермеры;

4. Предприниматели;

5. Все вышеперечисленные

41. Политическая партия превращается в исполнителя интересов если:

1. Выражает интересы большинства населения;

2. Выражает интересы наиболее могущественных корпораций;

3. Побеждает на парламентских выборах.

4. Объединяется с другой партией;

5. Нет правильного ответа

42. К центральным органам управления экономикой Республики Казахстан не относятся:

1. Министерство финансов;

2. Министерство экономики;

3. Министерство энергетики.

4. Национальный Банк;

5. Все ответы верны

Какой институт отвечает за реализацию государственного бюджета

2. Министерство финансов.

3. Министерство экономики;

4. Национальный Банк;

5. Министерство энергетики

Какой институт несет ответственность за состояние кредитно-денежной системы РК?

1. Министерство образования, культуры и здравоохранения;

2. Министерство финансов;

3. Министерство экономики;

4. Национальный Банк.

5. Министерство энергетики

Чем обусловлена необходимость изучения зарубежного опыта ГРЭ?

1. Желанием избежать ошибок;

2. Возможность изучения общих закономерностей смешанной экономики;

3. Возможность изучения системы государственных мер по регулированию экономики;

4. Возможностью осуществления сравнительного анализа и корректировки курса ГРЭ;

5. Все ответы верны

46. Что из перечисленного относится к основным инструментам ГРЭ за рубежом:

1. Индикативное планирование;

2. Программирование;

3. Экономическое прогнозирование;

4. Бюджетно-налоговая политика;

5. Все ответы верны

47. Если прогноз разрабатывается на период от 3 до 5 лет то это:

1. Долгосрочный прогноз;

2. Краткосрочный прогноз;

3. Среднесрочный прогноз.

4. Частный прогноз;

5. Комплексный прогноз

48. Если прогноз разрабатывается на период 10 - 20 лет то это:

1. Долгосрочный прогноз.

2. Комплексный прогноз;

3. Среднесрочный прогноз;

4. Частный прогноз;

5. Комплексный прогноз

49. Если подход к прогнозированию исходит из анализа предыстории развития объекта, это:

1. Аналитический подход;

2. Генетический подход.

3. Исторический подход;

4. Телеологический подход;

5. Комплексный подход

50. Если подход к прогнозированию исходит из целевых установок развития данного объекта - это:

1. Аналитический подход;

2. Комплексный подход;

3. Генетический подход;

4. Исторический подход;

5. Телеологический подход.

Что из ниже перечисленного не является объектом социального прогнозирования?

1. Демографические процессы;

2. Динамика дохода;

3. Динамика занятости;

4. Развитие здравоохранения;

5. Развитие науки

52. Что из ниже перечисленного выступает объектом научно-технического прогнозирования:

1. Воспроизводство природных ресурсов;

2. Динамика общественного воспроизводства;

3. Инновации.

4. Структура производства;

5. Динамика доходов

Обобщающим показателем научно-технического прогнозирования

1. Государственный долг;

2. Динамика инвестиций;

3. Доля новых изделий в выпускаемой продукции.

4. Темпы экономического роста;

5. Инновации

54. Что из ниже перечисленного выступает показателями социального прогнозирования:

1. Затраты на социально-культурную сферу на душу населения;

2. Конечное потребление домохозяйства на душу населения;

3. Средняя продолжительность жизни;

4. Все ответы верны.

5. Нет правильного ответа

Что из ниже перечисленного является обобщающим показателем прогнозирования внешнеэкономических связей?

1. Государственный долг;

2. Динамика инвестиций;

3. Доля ВВП на обслуживание государственного долга.

4. Темпы экономического развития;

5. Динамика инвестиций

56. Основоположником теории предвидения является:

1. Е.Домар;

2. Й.Шумнетер;

3. Н.Кондратьев.

4. Р.Харрод;

5. Д.Кейнс

Возрастание роли прогнозирования в современной экономике

1. Децентрализацией управления;

2. Изменчивостью экономической динамики;

3. Усложнением процесса управления;

4. Все ответы верны.

5. Нет правильного ответа

58. К функциям прогнозирования относятся:

1. Обоснование принимаемых решений;

2. Предвидение тенденций развития;

3. Прогнозное сопровождение выполнения решений;

4. Все ответы верны.

5. Нет правильного ответа

59. Что не входит в систему прогнозов:

1. Временной горизонт;

2. Объект прогноза;

3. Субъект прогнозирования.

4. Уровень управления;

5. Характер управления прогнозами

60. Что из ниже перечисленного относится к методам прогнозирования:

1. Нормативно-целевой метод;

2. Эвристическое моделирование;

3. Экстраполяция;

4. Метод «мозговой атаки»;

5. Все ответы верны

Какие виды экономических моделей используются в прогнозировании?

1. Модели на основе межотраслевого баланса;

2. Односекторные модели;

3. Эконометрические модели;

4. Модель Кобба-Дугласа;

5. Все вышеуказанные

62. Что не характеризует индикативное планирование:

1. Вариантность при разработке плана;

2. Директивный характер планирования.

4. Учет материальных и финансовых ресурсов;

5. Возможность концентрации сил на нерыночном секторе

Какие методы используются государственными органами, чтобы побудить рыночные структуры следовать показателям индикативного

1. Административные;

2. Экономические;

3. Юридические;

4. Прямые;

5. Все ответы верны

64. К инструментам монетарной политики не относятся:

1. Регулирование банковских резервов;

2. Операции на открытом рынке;

3. Регулирование процентной ставки;

4. Селективное регулирование кредита;

5. Сокращение бюджетного дефицита.

65. Политика кредитной экспансии имеет своей целью:

1. Ограничение кредита;

2. Ограничения спроса на деньги;

3. Увеличение денежного предложения.

4. Уменьшение денежного предложения;

5. Нет правильного ответа

66. Кейнсианцы утверждают, что:

1. Монетарная политика не является необходимой;

2. Необходимо государственное вмешательство в экономику.

3. Рынку внутренне присуща стабильность;

4. Рынку свойственна только свободная конкуренция;

5. Роль государства в экономике необходимо сокращать

67. Дефицит государственного бюджета образуется в случаях, когда:

1. Доходы государства превышают его расходы;

2. Расходы государства превышают его доходы.

3. Расходы государства превышают сумму налоговых поступлений;

4. Сумма налоговых поступлений сокращается;

5. Сумма налоговых поступлений растет

68. Политика кредитной рестрикции имеет своей целью:

1. Расширение кредитного рынка;

2. Стимулирование спроса на деньги;

3. Увеличение денежного предложения;

4. Уменьшение денежного предложения.

5. Нет правильного ответа

69. Государственный долг - это сумма предшествующих:

1. Бюджетных дефицитов;

2. Бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков.

3. Государственных расходов;

4. Расходов на оборону;

5. Административных расходов

70. Если центробанк продает большое количество государственных ценных бумаг, то эта мера ведет к:

1. Снижению уровня процентных ставок;

2. Увеличению депозитов в коммерческих банках;

3. Увеличению количества денег в обращении;

4. Уменьшению объема ссуд представляемых коммерческим банкам.

5. Нет правильного ответа

При котором страна разделена на несколько административных частей, которые не имеют статус государственных образований. Но в некоторых случаях отдельные регионы страны могут обладать некоторой долей самостоятельности в принятии решений. Признаки унитарного государства характерны для небольших по площади и численности населения стран. Но и тут есть исключение в виде Китая, который, несмотря на солидную территорию и огромное население, считается унитарным государством. В таких странах действует единый свод законов, единая конституция и правовая система. Высшие органы управления одни для всех образований в государстве. В настоящее время унитарными является абсолютное большинство независимых государственных образований в мире. Среди таких стран можно отметить Великобританию, Францию, Испанию, Украину и многие другие. В последнее время мы особенно часто слышим упоминание про унитарное государство. Что это такое, мы рассмотрим более подробно.

Унитарность как форма государственного устройства

Прежде чем рассмотреть более подробно само определение «унитарного государства», необходимо упомянуть о существующих формах государственного правления. По своей сути форма государственного строя является административным, территориальным и национальным строением страны, которое показывает взаимоотношения между регионами, органами местного и центрального государственного аппарата, а также между разными народностями и нациями, проживающими на одной территории.

Кроме этого, форма государственного строя демонстрирует из каких субъектов состоит государство, какое у них правовое положение и степень их взаимодействия между собой, в какой форме выражаются интересы национальных меньшинств, проживающих в одном регионе, а также как строятся отношения между органами центральной власти и местным самоуправлением.

А вот конкретная форма государственного устройства в той или иной стране зависит от географического расположения регионов, их национального состава, а также от целого ряда факторов, среди которых можно выделить экономический, социальный, исторический и культурный.

Виды форм государственного строя

В настоящее время существует 3 вида форм государственно-территориального строя:

1. Федерация. Данная форма государственного строя представляет объединение нескольких ранее суверенных (или обладающих широкой автономией в составе государства) стран (регионов) в единое государство на добровольной основе. Самыми известными примерами федеративного строения являются Российская Федерация (в составе 85 субъектов, из которых 22 республики, 4 автономных округа и 1 автономная область), США (50 штатов и несколько свободно ассоциируемых территорий), Индия (29 штатов, столичный округ и 6 союзных территорий) и другие.

2. Конфедерация. Эта форма устройства является государственным объединением нескольких независимых стран. При этом ни один их субъектов конфедерации не теряет свой суверенитет, и обладает собственными вооруженными силами, денежной и правовой системами. Единой ныне существующей конфедерацией является Швейцария (однако в последнее время она приобрела все признаки федерации). Также своеобразными конфедерациями считают ЕС, Союз России и Беларуси, Евразийский Союз.

4. Низкая политическая грамотность населения, которая позволяет «политическим лидерам» регионов активно пропагандировать идею создания