Обереги, амулеты и талисманы

Мясопустная родительская суббота, особое поминовение усопших перед великим постом. Родительская Мясопустная суббота. Неделя мясопустная. О Страшном суде 18 февраля года вселенская мясопустная суббота

Православный календарь — это обязательная и неотъемлемая часть жизни верующих людей.

Заглянув в него, можно узнать даты великих постов и праздников, а также распланировать свой график на последующий год — рабочие, выходные, посадочные, постные и поминальные дни.

Родительские субботы в 2017 году имеют четко установленные даты. Если нет времени сходит в церковь и поставить свечку, то надо обязательно съездить на могилы усопших. Отвезти цветы, прибраться и выказать дань почтения. Родительских суббот в течение года не много, но они позволяют остановиться в повседневной суете и вспомнить, хотя бы на минуту, о тех людях, которые были и остаются для нас очень дорогими. Важно иметь в сердце весь смысл Великого поста, и ограничивать себя в слабостях.

Родительские субботы в 2017 году

Родительскими днями называются специальные дни, в которые принято вспоминать усопших людей.

. 9 мая 2017 года , вторник - день памяти по погибшим в Великой Отечественной войне.

Июньская Родительская суббота предшествует великому празднику Троице и выпадает на 3 июня.

11 сентября 2017 года , понедельник - день поминовения усопших православных воинов

Что нужно делать в родительский день

Довольно большое количество народу посещает родных и близких на кладбище именно в праздник Пасхи. Многие, к сожалению, придерживаются кощунского обычая сопровождать посещения умерших пьяным диким разгулом. А те, кто не делает так, очень часто даже не знают, когда в Пасхальные дни можно (и нужно) поминать усопших.

Первое после Пасхи поминовение почивших совершается на второй пасхальной седмице (неделе), после Фомина воскресенье, во вторничный день. А распространившаяся традиция ходить на кладбище в сам праздник Пасхи, остро противоречит установлениям Церкви: до девятого дня от Пасхи поминовение умерших совершать нельзя. Если же человек уходит в мир иной на Пасху, тогда его хоронят по особому пасхальному чину.

Как и многие православные священнослужители, священник Валерий Числов, настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы на Успенском кладбище Челябинска, предостерегает от необдуманных поступков и от прочих действий, совершенных по незнанию в праздник Радоницы:

«Следует помнить, что кладбище — это место, где следует вести себя с благоговением, Печально видеть, как некоторые люди пьют там водку и поют мирские песни. Кто-то крошит на могильный холм хлеб и яйца, льёт спиртное. Устраивают порой настоящий разгул. Всё это напоминает скорее языческие тризны и неприемлемо для христиан. Если уж мы взяли на кладбище еду, лучше раздать её нищим. Пусть они помолятся за наших усопших, и тогда Господь, возможно, пошлёт какое-нибудь утешение нашим родным»

Придя на кладбище в праздник Радоницы, нужно зажечь свечку и совершить литию (усиленно помолиться). Для совершения литии во время поминовения умерших, следует пригласить священника. Также можно прочесть Акафист об упокоении усопших. Затем надо прибрать могилу, немного помолчать, вспоминая почившего.

Не нужно пить, и есть на кладбище, недопустимо лить спиртное на могильный холм - эти действия оскорбляют память мертвого. Традиция оставлять на могилке рюмку водки с хлебом является пережитком языческой культуры и не должна соблюдаться в христианских православных семьях. Еду лучше отдать нищим или голодным.

Даты некоторых церковных мероприятий ежегодно сдвигаются, и чтобы отслеживать их, нужен календарь. Например, когда пройдут родительские субботы в 2018 году, в чем собственно смысл, что делают люди в эти субботы?

В календаре ежегодно есть праздники постоянные, с недвижимыми датами, а есть «плавающие», даты которых немного сдвигаются. Если посмотреть на церковные мероприятия, то там кроме праздников есть , как специальные дни для почитания родителей, поминальные службы.

Родительские субботы для 2018 года

Иногда эти дни еще называют «вселенскими», но это неверно. Нужно различать настоящие Вселенские субботы (поминальные) – это Мясопустная, потом Троицкая. А «вселенскими» их зовут потому как общие для Православных церквей, священники проводят общие богослужения, поминая всех погибших, неважно в какой степени родства или дружеской близости они состояли с прихожанами. Ведь церковь считает, любой христианин, вообще, любой погибший человек имеет свое право на поминальную службу.

Сколько людей гибнет далеко, на чужбине, неизвестно, когда и остается безымянными? Родные годами, десятилетиями ищут, не зная о судьбе несчастных. Сколько младенцев погибает, не дожив и до крещения. Неважно, где и в каких обстоятельствах. Многие гибнут в центре боевых действий, от несчастий, от болезни – неважно. И далеко не все имеют родственников, друзей, способных заказать отдельно поминальную службу.

Церковь дарит всем тепло, любовь Вселенская суббота, это день такой любви. Она видит мир единым, без своих или чужих. Ведь все люди имеют души, которые после смерти продолжают путь и им нужны молитвы.

В христианстве верят, именно молитва помогает усопшим там, за гранью, жизни. Идти к Творцу, не заблудится, получать поддержку и тепло. Всех объединяет любовь Всевышнего, для него все люди – это его дети.

Какие даты нужно отмечать для родительских суббот:

Вселенская сама родительская суббота (известна как мясопустная) – 18 февраля;
Суббота от 2 седмицы у – это 11 марта;
Суббота от 3 седмицы у Великого поста – это 18 марта;
Суббота от 4 седмицы у Великого поста – это 25 марта;
Поминовение всех усопших воинов -9 мая;
Радоница – это 25 апреля;
Троицкая (родительская) суббота – это 3 июня;
Димитриевская (родительская) суббота – это 4 ноября.

Стоит различать субботы, когда можно поминать своих близких, это 2, 3 с 4-й субботы у Великого поста, плюс Димитриевская суббота, которая изначально считалась днем, посвященным всем когда-либо павшим воинам (когда-то поминали лишь погибших от Куликовской битвы), потом превратилась в общий день (поминания).

Павших воинов нужно поминать отдельно, их смерти были неожиданными, душам потом трудно отыскать покой. Церковь не делит воинов «своих» или «чужих», также нет понятия «давно погибшие».

Поминальные службы как раз посвящены всем, кто когда-то служил, защищал Родину или участвовал в разных боевых операциях. Причем с начала становления христианства.

Много войн, сражений видело человечество, и христиане ежегодно помогают павшим солдатам молитвами, богослужениями. Опять же, многие воины пропали, родные не могли заказывать им поминальные отдельные службы, не зная о судьбе близкого человека. У других просто не оказалось родных.

Димитрий Солунский

Это святой великомученик, памяти которому посвящен день, аккурат выпадающий на субботу. Он считался покровителем у Дмитрия Донского, князя, предложившего поминать павших от Куликовской битвы воинов. Увы, время прошло, и вскоре люди забыли о славных деяниях освободителей, и постепенно Дмитриевская суббота просто стала одним из специальных родительских дней.

Почему поминальные дни зовут именно «родительскими»? Ведь умирают не только родители. Увы, смерть не смотрит по возрасту. Часто погибает молодежь, одинокие люди, кто собственно не стал родителем или дети, новорожденные. Притом, поминальные службы зачастую посвящены вообще всем христианам, кто когда-либо жил. Причины разные. Во-первых, конечно, это почитание родителей, которые раньше детей покидают мир (увы, порой происходит наоборот), это не главная причина.

В основном «родительским» такой день зовут по первому молитвенному долгу всякого человека. У каждого, даже сироты, есть родители. Кто дал жизнь. Притом «родители» и собирательный образ – это предки, благодаря которым мы также живем сейчас. Долг любого христианина благодарить родителей, почитать их. Служба считается не только поминальной, ведь нужно почитать всех родителей, живых тоже.

Конечно, поминовение нельзя ограничить всего несколькими днями, ведь люди не могут умирать по какому-то расписанию. Панихиды служат, когда возникает необходимость, обычно круглый год. Есть редкие исключения. А родительские субботы Церковь использует для объединения прихожан, чтобы они ощутили себя чадами Всевышнего и молились вместе за покой, мир усопшим, за ровный и долгий путь. И что говорить, порой люди забывают о поминании родственников, даже дома (родителей помнить проще, но с возрастом становится все больше людей, которые оставляли след и уходили, кроме родителей, а память слабеет). Еще реже кто посещает храм, заказывая панихиду.

Да, похороны, это обязательно и поминальная служба тогда проходит. А дальше? Ведь молитвы нужны ежегодно, в христианстве вообще нет понятия «норма» для молитв. Считается, что молитвы единственный способ попросить Всевышнего за умерших близких, друзей. Попросить и у них прощения, и за них. Конечно, не забывают о поминании родители, похоронившие детей. Эта боль, увы, не уходит.
А поминальные субботы – это специальные дни, когда откладывать молитвы нельзя.

Другая немаловажная причина называть поминальные субботы «родительскими» — это неразрывная связь, родовая традиция. Неважно, помнит человек своих предков, знает их вообще, родовая связь разных поколений есть, и такие общие молитвы помогают ее укрепить, чувствовать себя частью, веткой большого дерева. Это неразрывная связь усопших с ныне живыми их потомками. В любом роду есть значимые личности, которые сделали очень многое для благополучной, мирной жизни своих потомков.

Нельзя путать поминальные субботы с языческим наследием, а понимая разницу, дополнять их. Ведь для христиан почитание родителей, хранение знаний предков тоже крайне важно. И ценность родовой связи.

Любой ныне живущий человек – результат усилий, жизни его предков. В христианстве вообще подчеркивается единство всего человечества. Ведь они – потомки первых, созданных Богом людей, и было когда-то время одной страны, одного языка. Родительские субботы – прекрасное время объединения.

Нельзя думать о различиях поколений, национальностей. Притом христианство распространилось по всей Земле, и эта вера объединяет людей. Напоминает им о единых предках. Любопытно, как с теорией единства людей согласны даже ученые. Они, конечно, спорят еще, произошли люди как вид от обезьян или «виновато» другое доисторическое животное. Но в том, что у людей вообще один предок большинство согласны.

Стоит помнить обо всех родительских субботах и воспринимать их как возможность объединится, вспомнить о корнях, о вечности души и необходимости почитания предков.

18 февраля 2017 года Вселенская родительская суббота , которая названа Мясопустной так как проходит перед началом мясопустной (масленой или сырной) седмицы.

Любовь к умершим родственникам возлагает на живущих святую обязанность – молиться о спасении их душ. Ведь молитва о них – единственное благо, которое по силам нам им дать. Дни особого общего поминовения усопших, установленные церковью, называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане. Православные подают «записки» за упокой для поминания на церковнослужении. Не забывайте, что писать надо только умерших, то есть имена, данные им в крещении.

Свечи «за упокой» ставятся в специальном месте – для этого устроен большой канунный стол с подсвечниками, над которыми возвышается Распятие. Обычно канун располагается в углу у солеи (возвышение перед алтарем), однако расположение зависит от внутреннего устройства храма, обязательного места канонически не установлено.

Если нет возможности посетить храм, дома можно прочесть молитву об усопших: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей … и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

Во время поминовения на Божественной литургии в храме вынутые из просфор за живых и умерших частицы погружаются в Чашу со словами, которые по-русски звучат так: «Омой, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Своею честною, молитвами святых своих» .

Основанием для установления этого дня поминовения послужило то, что в последующий воскресный день Святая Церковь совершает воспоминание Второго пришествия Христова и Страшный суд Его.

Поэтому, приближаясь к подвигу несения Великого поста верующим следует «войти в союз любви со всеми членами Царства Христова – и святыми, и живущими, и умершими, от Адама и до нынешних дней усопших во благочестии и правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех, кого вода покрыла, война истребила, землетрясение поглотило, от руки убийцы погибшие, в огне сгоревшие, бывшие съеденными зверями, птицами и гадами, погибшие от молнии и умершие на морозе; которых убил меч, конь унёс, кого придавил камень или землей засыпало, кого погубили напитки, отравы, костью подавились, – внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения , – предстательствует, умоляя Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния».

В это время года еще не просто посетить могилу родственника, поэтому лучше постараться прийти в храм.

Ранние христиане после поминовения совершали общие поминальные трапезы и поэтому приносили с собой пищу. Сейчас такой традиции уже нет, но обычай принесения продуктов «на канун» остался. Эти приношения используются для трапезы священнослужителей и работников храма. Кроме этого, церковь помогает нуждающимся, устраивает трапезы для неимущих. Таким образом, приносящими «на канун» творится милостыня.


Суббота мясопу́стная. Вселенская родительская суббота.

Мц. Ага́фии. Иконы Божией Матери, именуемой «Взыска́ние поги́бших». Свт. Феодо́сия, архиеп. Черни́говского (службу зри 9 сентября).

Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших. Служба по Октоиху и Триоди. Служба попразднства Сретения Господня отменяется: «А́ще ли бу́дет попра́зднство Сре́тения в суббо́ту мясопу́стную, тогда́ слу́жба попра́зднства оставля́ется, и пое́м слу́жбу суббо́ты уме́рших» (Типикон, 2 февраля, 9-я Маркова глава, 4-е «зри»).

Примечание. Аналогичная служба совершается и в Троицкую родительскую субботу (перед праздником Пятидесятницы). Если же на дни этих Вселенских родительских суббот придется храмовый праздник, то поется служба храма, а субботняя заупокойная служба совершается только в особых храмах – «гробницах» (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу мясопу́стную…», 1-е «зри») или переносится на предшествующие субботу или четверг (ср.: Типикон, 26-я и 54-я Храмовая глава, 3-я Маркова глава под 2 февраля).

Календарные заметки:

Служба по Октоиху и Триоди.
Служба попразднства Сретения Господня отменяется (Типикон, 2 февраля, 9-я Маркова глава, 4-е «зри»).
На вечерне вместо прокимна – «Аллилуиа» с заупокойными стихами. По «Ныне отпущаеши» – тропарь «Глубиною мудрости…» с Богородичном.
На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуиа». 17-я кафизма стихословится на две статии с заупокойными припевами. Канон храма и Триоди (со 2-й песнью). Катавасия Триоди.
На литургии поется «Достойно есть…».

Порядок чтений, согласно календарю:

На вседневной вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха мученичны, глас 1-й – 3 (2-й: «Моли́твами, Го́споди, всех святы́х…», 3-й: «Е́же на суди́щи...», и 4-й: «О, до́брыя ва́шея ку́пли…»; см. на «Господи, воззвах»), и Триоди, глас 8-й – 3. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Пла́чу и рыда́ю…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Входа нет. Вместо прокимна – «Аллилуия», на 8-й глас, с заупокойными стихами – стих 1-й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди, и па́мять их в род и род»; стих 2-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

«Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й (с заупокойными припевами, см. Триодь). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Нача́ток ми и соста́в…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́…».

Примечание. «На стихо́вне му́ченичен гла́са, и два ме́ртвена Иоа́нна Дамаскина́» (Типикон, гл. 49-я, «В субботу мясопу́стную...»). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды. В субботней службе Октоиха 1-го, 2-го, 3-го и 8-го гласа на стиховне вечерни – один мученичен и два мертвена, а в службе 7-го гласа – два мученична и два мертвена.

По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну, и приста́нище…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…», и отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». (Отпуст «Иже во объя́тиих...» не произносится.)

Примечание. В Триоди Постной (л. 16 об.) сказано: «По отпуще́нии же вече́рни твори́м в притво́ре панихи́ду за усо́пших и пое́м кано́н рядова́го гла́са ме́ртвым». Канон мертвен, или покоин, за усопших, заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2-й канон). Устав панихиды – тот же, что и в период пения Октоиха (см.: Типикон, гл. 14).

На повечерии может петься служба мц. Ага́фии (с этого дня) и служба прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского (с 6 февраля) , а также канон мертвен Октоиха (без ирмосов) . По «Достойно» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й…».

Примечание. Сначала поются каноны рядовых святых, а потом канон из Октоиха – это особенность субботы, когда молитвословия святого предшествуют молитвословиям дня . Такой последовательности канонов придерживается В. Розанов в книге «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 636 и далее). Этим пособием в вопросе распределения канонов на повечериях периода Постной Триоди руководствуются «Богослужебные указания». Однако существуют доводы и в пользу пения заупокойного канона первым (см.: Типикон, 9-я Маркова глава под 24 февраля; Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 65 об.).

Примечание. Если по отпусте вечерни служилась панихида, то канон усопшим рядового гласа на повечерии не поется, ввиду того, что он уже пропет на панихиде, а совершаются службы рядовых святых .

На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» на глас 8-й, с заупокойными стихами – стих 1-й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси, Го́споди»; стих 2-й: «Па́мять их в ро́д и ро́д»; стих 3-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

Тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе́ и сте́ну…».

Кафизма 16-я. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны Октоиха , глас 1-й (три мученична – 2-й: «Яко до́брии во́ини…», 3-й: «Ра́нами святы́х…»; затем стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным...» [или стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х…»], и 4-й мученичен: «Му́ченики Христо́вы…»; потом другой стих: «Блаже́ни, я́же избра́л…», и седален поко́ин гласа: «Сме́ртную держа́ву…»). «Слава, и ныне» – Богородичен по 2-м стихословии: «Еди́на кре́пкая…», или Богородичен гласа, по 1-м стихословии: «Гаврии́лу веща́вшу...».

Кафизма 17-я, разделяемая на две статии́, поется, по Уставу, на 5-й глас, без «захода» («Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне»); к каждому стиху 1-й статии́ поется припев: «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м», к стихам 2-й статии́ припев: «Спа́се, спаси́ мя».

Примечание. Согласно распространенной практике, стихи 17-й кафизмы читаются священнослужителями. С началом пения кафизмы священник с диаконом выходят через северные и южные врата на середину храма к тетрапо́ду (панихидному столу), иерей (со свечой в руке) читает псаломские стихи, а певцы тихо поют припев: на 1-й статии – «Благословен еси, Господи...», на 2-й статии – «Спасе, спаси мя». Диакон в это время непрерывно кадит тетрапод.

Примечание. В приходских храмах существует практика выхода на чтение 17-й кафизмы и на малую заупокойную ектению по 6-й песни канона через царские врата.

Первая статия́ начинается пением: «Блаже́ни непоро́чнии…».

После 91-го стиха певцы поют (с припевом) 92-й и 93-й стихи: «Я́ко а́ще бы не зако́н Твой поуче́ние мое́ был, тогда́ у́бо поги́бл бых во смире́нии мое́м»; «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х, я́ко в них оживи́л мя еси́» (каждый стих по трижды) .

Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом ; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды .

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом): «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще́ молимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих пра́отец, оте́ц, и бра́тий наших, зде лежа́щих, и повсю́ду правосла́вных христиа́н, и о е́же прости́тися им вся́кому прегреше́нию во́льному же и нево́льному», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учини́т ду́ши их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в и вся́кия пло́ти…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».

По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).

Последние стихи: 175-й и 176-й – «Жива́ будет душа́ моя и восхва́лит Тя, и судьбы́ Твоя помо́гут мне»; «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее: взыщи́ раба́ Твоего́, я́ко за́поведей Твоих не забы́х» – поются (с припевом) по трижды, и тотчас – тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святы́х лик обре́те…», во время которых священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом; см. по 1-й статии). По возгласе поется седален, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый…» . Псалом 50-й.

Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди на 8.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия Триоди: «Песнь возсле́м…».

Примечание. Катавасия Сретения Господня: «Су́шу глубороди́тельную…», не поется.

Поется 2-я песнь канона, на 8 (ирмос дважды, тропари на 6, припев к тропарям: «Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х», к последним тропарям – «Слава» и «И ныне»). В конце этой песни катавасия – тот же ирмос.

По 3-й песни – малая ектения (обычная, не заупокойная). Седален Триоди, глас 5-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

По 6-й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святы́ми упоко́й…», и икос, глас тот же.

Примечание. По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой…» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» обычно не поется . Малая ектения (обычная, не заупокойная). Светилен Триоди. «Слава» – ин светилен Триоди, «И ныне» – Богородичен Триоди.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы .

На хвалитех стихиры Триоди, глас 8-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Яко цвет увяда́ет…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ра́дуйся, Мари́е Богоро́дице…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха (покойны) рядового гласа (в данном случае 1-го) с заупокойными стихами. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Боле́знь Ада́му бысть…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ты еси Бог наш…».

По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну…».

Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже...». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Читается 1-й час, и бывает отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». (Отпуст «Иже во объя́тиих...» не произносится.)

На часах – тропарь: «Глубино́ю му́дрости…». Кондак: «Со святыми упокой…».

Примечание. Поскольку в этот день служба попразднства Сретения Господня отменяется, на 1-м часе после молитвы «Христе́, Све́те И́стинный...», по традиции, поется кондак «Взбра́нной Воево́де...».

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны Триоди, песнь 3-я (со ирмосом) и 6-я – 8.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава» – кондак, глас тот же: «Со святыми упокой…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну…».

Прокимен заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся», со стихом: «К Тебе, Господи, воздвиго́х ду́шу мою…».

Апостол – дня и за упокой.

Аллилуиарий, глас 6-й: «Блаже́ни, яже избра́л…», со стихом.

Евангелие – дня и за упокой.

По «Изрядно…» поется «Достойно есть».

Примечание. Задостойник праздника Сретения Господня не поется.

Причастен: «Блаже́ни, яже избра́л…».

Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». (Отпуст «Иже во объя́тиих...» не произносится.)

См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 631–636. О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

Канон мертвен, или покоин, за усопших, заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2-й канон).

Однако в отношении литургийных чтений периода пения Триоди порядок иной – от Недели мытаря и фарисея (ср.: примечание 23 января) и до Недели всех святых по субботам Апостол и Евангелие читаются так: сначала чтение дня, затем святого (см. Типикон, гл. 49, 5-е «зри»).

Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование параста́са, сиречь великия панихиды и всено́щнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды.

Священнослужители уходят в алтарь.

Пение «Достойно есть» допустимо, так как в аналогичной службе Троицкой родительской субботы «Достойно есть» указано в Цветной Триоди.

В аналогичной службе в Троицкую родительскую субботу Триодь указывает петь «Всякое дыхание...» перед хвалитными псалмами.

Типикон указывает на стиховне утрени в мясопустную субботу пение стихир Октоиха 6-го гласа. Однако данное указание, вполне подходящее для Троицкой родительской субботы (в которую всегда поются песнопения Октоиха 6-го гласа, приводящиеся на ряду в Цветной Триоди), не может всецело применяться к службе мясопустной субботы, поскольку служба Постной Триоди в этот день соединяется со службой рядового гласа Октоиха (см. соответствующее указание Постной Триоди на утрене субботы мясопустной).

Вселенская родительская мясопустная суббота является одним из главных дней, когда православные христиане поминают своих усопших родственников. Этот день крайне важен для всех верующих.

Родительская мясопустная суббота отмечается незадолго до начала Великого Поста.

Масленичная неделя, несмотря на разгульное и счастливое времяпровождение, требует соблюдения некоторых правил, в том числе подготовку к воздержанию и покаянию. Еще в древности говорили, что если будешь поминать смертный час, не будешь грешен. Поэтому мы свято чтим заветы наших предков и во Вселенскую субботу отдаем дань памяти усопшим.

Смысл родительской субботы

Вселенская, то есть всеобщая, суббота — время единой панихидной службы по всем покинувшим этот мир. Родительской суббота названа потому, что мать и отец являются ближайшими родственниками, а в первую очередь принято молиться о покое своих близких. В этот день церковь разрешает молиться и за людей, чья жизнь оборвалась по собственной воле, и за тех, кто без вести пропал и не предан земле. Также церковь поминает всех живших во время страшного суда Христова и тех, кто защищал его от нападок неверующих.

Мясопустная суббота — древнейший праздник поминовения всех погибших православных, которые были невинно убиты и замучены за истинную веру в Христа. 18 февраля — день, который напоминает о Великом Суде, времени встречи с Богом. Церковнослужители дают каждому шанс на очищение и спасение души от страшных грехов, чтобы быть честным и чистым перед собой и Господом нашим. Завет апостола Иакова молиться друг за друга во имя исцеления относится не столько к телу, сколько к душе. Ведь именно она является средоточием всех людских благодетелей и отражает их эмоциональное и физическое состояние. Именно мы можем помочь своим близким молитвами, собравшись вместе и вознеся единую молитву Высшим Силам. В родительскую субботу также принято щедро раздавать милостыню.

Молитва в Мясопустную субботу

«Господи Спаситель! Ты искупил всех людей своей кровью, избрал нас оружием для своей смерти от мести горькой и завистливой. Воскресением своим чудесным даруешь нам жизнь вечную. Упокой, Господи, души наших родственников, покинувших бренный мир и вознесшихся в Царствие Небесное. Молимся мы и за всех, кто покинул тело свое, обретя вечный покой. За простой люд, за царей, церковнослужителей, самоубийц и военных, праведных и заблудших. Спаси, Господи, души их светлые и вознеси к себе в Царствие Небесное. Возносим молитву единую и за души ныне живущих. Избавь их от страхов и пороков душевных, наставь на путь праведный и не покинь заботой своей до самой кончины. Аминь»

Молитвы всех молящихся сливаются единым потоком и слышимы на Небесах. В этот великий день души всех умерших обретают шанс вознестись к Господу Богу. Души грешников, вольных и невольных, также очищаются. Мы молимся и за утонувших, и за погибших от несчастного случая, и убитых, за весь род людской, потому что нет различий между людьми — все мы едины перед Отцом нашим.

Традиции на родительскую субботу

В этот день традиционно готовят кутью — особое блюдо для поминовения умерших. Кутья — символ покинувшего мир живых человека. Зерно для хлеба кладут в землю, оно истлевает, давая плоды, которые мы пожинаем для приготовления пищи. Так и человек должен быть предан земле, чтобы тело истлело, а бессмертная душа вознеслась в Царствие Небесное. Кутья также служит символом захоронения всех, кто по разным причинам не был предан земле, и чей дух мечется, не имея возможности покинуть этот мир.

Угощение готовится из зерна, в основном из пшеницы, которую замачивают на несколько часов. Используют также перловую крупу и рис. Каша должна получится не переваренной, рассыпчатой, чтобы зерна были отдельно и не сминались. Заправляют кашу сухофруктами, орехами, семенами подсолнечника, маком, мармеладом — кто что предпочитает. Блюдо поливают медом или сахарным сиропом. Кутию обязательно освящают в церкви на панихиде по всем усопшим.

Вселенская родительская мясопустная суббота служит не только днем памяти по всем усопшим, но и днем замаливания грехов и искреннего раскаяния. Помните, что честным нужно быть прежде всего перед собой и своей совестью. Живите в мире и ладе друг с другом.