Заговоры

Михаил александрович шолохов. Михаил Александрович Шолохов: список произведений, биография и интересные факты Литературные визитки о жизни и творчестве шолохова

Михаил Шолохов является одним из наиболее знаковых писателей 20-го века. Его произведения получили большую популярность не только в СССР, но и далеко за его пределами. В 1965 г. он был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Предлагаем вашему вниманию биографию Шолохова. Она, как и выдающихся людей, полна неожиданностей и провидческих случайностей. Кстати, обратите внимание на самые .

Краткая биография Шолохова

Родители

Его отец Александр Михайлович занимался земледелием, а также выполнял множество другой работы по найму. Мать Анастасия Даниловна, ставшая сиротой в детстве, являлась потомственной казачкой.

Интересно, что, будучи малограмотной, она обладала мудростью и необычайной проницательностью. Анастасия Даниловна специально выучилась грамоте, чтобы писать сыну письма, когда тот обучался в гимназии.

В девичестве ее насильно выдали замуж за сына атамана Кузнецова. Однако в скором времени она ушла от мужа к Александру Шолохову. В результате этого, их сын Михаил родился незаконнорожденным и в начале имел фамилию Кузнецов. Этот факт из биографии великого писателя знают не все.

Лишь после смерти первого супруга Анастасии, пара смогла официально пожениться. Благодаря этому фамилия Михаила изменилась на «Шолохов», под которой он и вошел в .

Шолоховы жили в относительном достатке. Из-за того, что Александру Михайловичу нередко приходилось менять работу, семья часто переезжала из одного места в другое.

Воспитание и образование

Родители любили своего единственного ребенка и старались дать ему наилучшее образование. Они наняли для него домашнего учителя Тимофея Мрыхина, который обучил мальчика чтению, письму и счету. Это сыграло важную роль в его биографии.

Учеба доставляла ему настоящее удовольствие, и его никогда не приходилось заставлять корпеть над учебниками: он с радостью делал это самостоятельно.

Через 3 года он продолжает учебу в богучарской гимназии для мальчиков, где ему предстоит окончить 4 класса.

В этот период юноша взахлеб читает произведения известных классиков: , и т.д.

В 1917 г. в преддверии революции, глава семейства становится управляющим паровой мельницы. Через 3 года семья переезжает в станицу Каргинскую, где в 1925 г. отцу писателя суждено было умереть.

Во время кровавого противостояния между «красными» и «белыми», Шолохов не занимал ни одну из сторон.

Когда власть оказалась в руках большевиков, он согласился с их идеологией, и в 1930 г. стал членом Компартии.

В дореволюционной жизни писателя не было обнаружено никаких серьезных «грехов», поэтому он имел достаточно хорошую репутацию в глазах новой советской власти.

Однако в его биографии все-таки был один изъян.

В 1922 г. Шолохова приговорили к расстрелу за превышение должностных полномочий, когда он работал налоговым инспектором.

К счастью приговор не был исполнен благодаря помощи и смекалке его родителей. Им удалось подделать свидетельство о рождении сына, из-за чего его судили, как несовершеннолетнего.

Творческая биография Шолохова

Всерьез заниматься писательской деятельностью Михаил Шолохов начал в 1923 г. Изначально он писал короткие фельетоны и юмористические рассказы.

Периодически он работал в разных комсомольских изданиях, печатая в них и свои произведения.

Творчество Шолохова

Говоря о творчестве Шолохова, сразу же вспоминается главный труд его жизни – «Тихий Дон». Этот роман стал одним из ключевых романов 20-го века.

Интересен факт, что в связи с этой книгой писателя часто обвиняли в плагиате. Дискуссии по этому поводу не утихают и сегодня. Некоторые исследователи полагают, что Шолохов украл роман у белого офицера, репрессированного большевиками.

Сам писатель никак не реагировал на такие заявления, утверждая, что «Тихий Дон» написан им одним, а все разговоры на данную тему являются инсинуациями со стороны завистников.

Современный российский литературовед Дмитрий Быков уверен в том, что автором произведения является Шолохов. Такие выводы он делает на основе стиля написания.

В течение 20 лет, начиная с 1930 г., Михаил Александрович пишет очередной гениальный роман «Поднятая целина», в котором в ярких красках описана коллективизация. Это второй по значимости труд в его творческой биографии.

Еще одним популярным романом Шолохова является «Они сражались за Родину». Интересно, что незадолго до своей кончины писатель по каким-то причинам решил сжечь его. В итоге сохранились только некоторые главы этой .

Отдельного внимания заслуживает фрагмент биографии Шолохова, связанный с Нобелевской премией. В 1958 г. на получение данной награды уже 7-й раз выдвигался опальный .

В связи с этим Советский Союз направил телеграмму своему послу в . В ней говорилось, что оценило бы присуждение данной премии Шолохову.

Однако это не помогло, в результате чего Нобелевская премия все-таки была вручена Пастернаку. Лишь через 7 лет, в 1965 г., Михаил Александрович также стал обладателем этой престижной награды.

Личная жизнь

Михаил Шолохов женился на Марии Громославской, когда ему едва исполнилось 19 лет. В этом браке у пары родились 4 ребенка: Светлана (1926), Александр (1930), Михаил (1935) и Мария (1938).


Семья М. А. Шолохова (апрель 1941 г.). Слева направо Мария Петровна с сыном Мишей, Александр, Светлана, Михаил Шолохов с Машей

Друзья отмечали, что по своему характеру Михаил был прямым, правдивым и отважным человеком.

Некоторые его современники утверждали, что среди всех писателей только Шолохов мог открыто общаться со , смотря ему прямо в глаза.

Смерть

В последние годы, Михаил Александрович жил в станице Вешенской, и практически не уделял внимания писательству. Вместо этого он предпочитал совершать прогулки, уединяясь с природой, или ходить на рыбалку. В конце жизни он не жалел денег на благотворительность.

Интересно, что место его погребения находится не на кладбище, а прямо во дворе дома, в котором он жил. Его именем названы многие улицы и проспекты городов бывшего СССР, а по его биографии снят не один фильм.

Что уж говорить о творчестве Шолохова: по мотивам его произведений создано множество прекрасных фильмов, как в России, так и за рубежом.

Если вам понравилась краткая биография Шолохова, включившая в себя самое главное и важное – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вам вообще нравятся биографии известных людей и из их жизни – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Михаил Александрович Шолохов - один из известнейших русских периода. Его творчество охватывает самые важные события для нашей страны - революцию 1917 года, Гражданскую войну, становление новой власти и Великую Отечественную. В этой статье мы немного расскажем о жизни этого писателя и постараемся рассмотреть его произведения.

Краткая биография. Детство и юность

Во время Гражданской войны был у красных и дослужился до командира. Затем, уже после ее окончания, перебрался в Москву. Здесь он получил свое первое образование. После переезда в Богучар он поступил в гимназию По окончании снова вернулся в столицу, хотел получить высшее образование, но не смог поступить. Чтобы прокормить себя, ему пришлось устроиться на работу. В этот недолгий период он сменил несколько специальностей, продолжая заниматься самообразованием и литературой.

Первое произведение писателя было напечатано в 1923 году. Шолохов начинает сотрудничать с газетами и журналами, пишет для них фельетоны. В 1924 году в «Молодом ленинце» выходит рассказ «Родинка», первый из донского цикла.

Настоящая слава и последние годы жизни

Список произведений М. А. Шолохова следует начать с «Тихого Дона». Именно эта эпопея принесла автору настоящую известность. Постепенно она стала популярной не только на территории СССР, но и в других странах. Вторым большим произведением писателя стала «Поднятая целина», удостоенная Ленинской премии.

Во время Великой Отечественной Шолохов был В это время он написал немало рассказов, посвященных этому страшному времени.

В 1965 год стал для писателя значимым - ему была присуждена Нобелевская премия за роман «Тихий Дон». Начиная с 60-х Шолохов практически перестал писать, посвятив свободное время рыбалке и охоте. Большую часть своих доходов он отдавал на благотворительность и вел спокойный образ жизни.

Скончался писателя 21 февраля 1984 года. Тело было захоронено на берегу Дона во дворе его собственного дома.

Полна необычных и причудливых событий жизнь, что прожил Шолохов. Список произведений писателя мы представим ниже, а сейчас еще немного поговорим о судьбе автора:

  • Шолохов был единственным писателем, который получил Нобелевскую премию с одобрения власти. Автора также называли «любимчиком Сталина».
  • Когда Шолохов решил посвататься к одной из дочек Громославского, бывшего казачьего атамана, тот предложил взять в жены старшую из девочек, Марью. Писатель, разумеется, согласился. В браке чета прожила почти 60 лет. За это время у них родилось четверо детей.
  • После выхода «Тихого Дона» у критиков возникли сомнения в том, что автором такого большого и сложного романа действительно является столь молодой автор. По распоряжению самого Сталина была учреждена комиссия, которая провела исследование текста и вынесла заключение: эпопея действительно было написана Шолоховым.

Особенности творчества

Неразрывно с образом Дона и казачества связаны произведения Шолохова (список, названия и сюжеты книг являются тому прямым доказательством). Именно из жизни родных мест он черпает образы, мотивы и темы. Сам писатель так говорил об этом: «Я родился на Дону, там рос, учился и формировался как человек…».

Несмотря на то что Шолохов основное внимание уделяет описанию жизни казачества, его произведения не ограничиваются областническими и местными темами. Напротив, на их примере автору удается поднять не только проблемы страны, но общечеловеческие и философские. В произведениях писателя нашли отражение глубокие исторические процессы. С этим связана еще одна отличительная черта творчества Шолохова - желание художественно отразить поворотные периоды жизни СССР и то, как чувствовали себя люди, попавшие в этот водоворот событий.

Шолохов был склонен к монументалистике, его привлекали вопросы, связанные с общественным изменениями и судьбами народов.

Ранние произведения

Очень рано начал писать Михаил Александрович Шолохов. Произведения (проза всегда оставалось для него предпочтительней) тех лет были посвящены Гражданской войне, в которой он сам принимал непосредственное участие, хотя был еще совсем юношей.

Осваивал писательский навык Шолохов с малой формы, то есть с рассказов, которые были изданы в трех сборниках:

  • «Лазоревая степь»;
  • «Донские рассказы»;
  • «О Колчаке, крапиве и прочем».

Несмотря на то что эти произведения не выбивались за рамки социального реализма и во многом прославляли советскую власть, они сильно выделялись на фоне других творений писателей-современников Шолохова. Дело в том, что уже в эти годы Михаил Александрович особое внимание уделял жизни народа и описанию народных характеров. Писатель старался изобразить более реалистичную и менее романтизированную картину революции. В произведениях есть жестокость, кровь, предательство - Шолохов старается не сглаживать суровость времени.

При этом автор нисколько не романтизирует смерть и не поэтизирует жестокость. Он по-другому расставляет акценты. Главным остаются доброта и умение сохранить человечность. Шолохов хотел показать, как «безобразно просто гибли донские казаки в степях». Своеобразие творчества писателя заключается в том, что он поднимал проблему революции и гуманизма, интерпретируя поступки с точки зрения нравственности. И больше всего волновало Шолохова братоубийство, которое сопровождает любую гражданскую войну. Трагедия многих его героев заключалась в том, что им приходилось проливать родную кровь.

«Тихий Дон»

Пожалуй, самая известная книга, что написал Шолохов. Список произведений продолжим именно ею, так как роман открывает следующий этап творчества писателя. За написание эпопеи автор взялся в 1925 году, сразу после публикации рассказов. Изначально он не планировал настолько масштабное произведение, желая только изобразить судьбу казачества в революционное время и его участие в «подавлении революции». Тогда книга получила название «Донщина». Но Шолохову не понравились написанные им первые страницы, так как рядовому читателю не были бы понятны мотивы казаков. Тогда писатель решил начать свою историю с 1912 года, а закончить 1922-м. Смысл романа изменился, как и название. Работа над произведением велась 15 лет. В окончательном варианте книга была опубликована в 1940 году.

«Поднятая целина»

Еще один роман, который создавал несколько десятилетий М. Шолохов. Список произведений писателя невозможен без упоминания этой книги, так как она считается второй по популярности после «Тихого Дона». «Поднятая целина» состоит из двух книга, первая была окончена в 1932-м, а вторая - в конце 50-х.

В произведении описывается процесс коллективизации на Дону, свидетелем которого был сам Шолохов. Первую книгу вообще можно назвать репортажем с места событий. Автор очень реалистично и красочно воссоздает драматизм этого времени. Здесь есть и раскулачивание, и собрания хуторян, и убийства людей, и забой скотины, и расхищение колхозного зерна, и бабий бунт.

Сюжет обоих частей строится на противостоянии классовых врагов. Начинается действие с двойной завязки - тайного приезда Половцева и прибытия Давыдова, и также оканчивается двойной развязкой. Вся книга держится на противостоянии красных и белых.

Шолохов, произведения о войне: список

Книги, посвященные Великой Отечественной:

  • Роман «Они сражались за Родину»;
  • Рассказы «Наука ненависти», «Судьба человека»;
  • Очерки «На юге», «На Дону», «Казаки», «В казачьих колхозах», «Гнусность», «Военнопленные», «На юге»;
  • Публицистика - «Борьба продолжается», «Слово о Родине», «Не уйти палачам от суда народов!», «Свет и мрак».

В годы войны Шолохов работал военным корреспондентом в «Правде». Рассказы и очерки, описывающие эти страшные события, имели некоторые отличительные черты, которые определили Шолохова как писателя-баталиста и даже сохранились в его послевоенной прозе.

Очерки автора можно назвать летописью войны. В отличие от других писателей, работающих в этом же направлении, Шолохов никогда не высказывал прямо своего взгляда на события, за него говорили герои. Лишь в конце писатель позволял себе подвести небольшой итог.

Произведения Шолохова, несмотря на тематику, сохраняют гуманистическую направленность. При этом немного меняется главный герой. Им становится человек, который способен осознать значимость своего места в мировой борьбе и понять, что он несет ответственность перед соратниками, родными, детьми, самой жизнью и историей.

«Они сражались за родину»

Продолжаем разбирать творческое наследие, что оставил Шолохов (список произведений). Писатель воспринимает войну не как фатальную неизбежность, а как социально-историческое явление, которое испытывает моральные и идейные качества людей. Из судеб отдельных персонажей складывается картина эпохального события. Такие принципы легли в основу романа «Они сражались за родину», который, к сожалению, так и не был закончен.

По замыслу Шолохова, произведение должно было состоять из трех частей. В первой должны были описываться предвоенные события и борьба испанцев с фашистами. А уже во второй и третьей была бы описана борьба советского народа с захватчиками. Однако ни одна из частей романа так и не была опубликована. Выходили лишь отдельные главы.

Отличительной чертой романа является наличие не только масштабных батальных сцен, но и зарисовок бытовой солдатской жизни, которые часто имеют юмористическую окраску. При этом солдаты прекрасно осознают свою ответственность перед народом и страной. Их мысли о доме и родных местах становятся трагическими, так как их полк отступает. Следовательно, они не могут оправдать возложенных на них надеж.

Подводя итоги

Прошел огромный творческий путь Шолохов Михаил Александрович. Все произведения автора, особенно если рассматривать их в хронологическом порядке, подтверждают это. Если взять ранние рассказы и поздние, то читатель увидит, насколько выросло мастерство писателя. При этом ему удалось сохранить многие мотивы, такие как верность своему долгу, человечность, преданность семье и стране и пр.

Но произведения писателя имеют не только художественную и эстетическую ценность. В первую очередь стремился быть летописцем Михаил Александрович Шолохов (биография, список книг и дневниковые записи это подтверждают).

Михаил Александрович Шолохов – русский писатель; крупнейший русский прозаик, наиболее яркий советский писатель-неинтеллигент, сделавший жизнь донского казачества предметом пристального читательского интереса; академик АН СССР (1939 ), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980 ). Лауреат Сталинской (1941 ), Ленинской (1960 ) и Нобелевской (1965 ) премий.

Михаил Александрович Шолохов родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вешенской области Войска Донского.

Внебрачный сын украинки, жены донского казака А.Д. Кузнецовой и богатого приказчика (сына купца, выходца с Рязанщины) А.М. Шолохова. В раннем детстве носил фамилию Кузнецов, получил надел земли как «сын казачий». В 1913 , после усыновления родным отцом, потерял казачьи привилегии, став «сыном мещанина».

Рос в атмосфере явной двусмысленности, что, очевидно, породило в характере Шолохова тягу к правде и справедливости, но и одновременно привычку скрывать о себе по возможности все. О юности Шолохова при его жизни распространялись многочисленные легенды, которые ничем не подтверждаются, противоречат историческим фактам и элементарной логике, но писатель их никогда не опровергал. Он окончил четыре класса гимназии. Во время Гражданской войны семья Шолохова могла оказаться под ударом с двух сторон: для белых казаков это были «иногородние», для красных - «эксплуататоры». Юный Шолохов не имел страсти к накопительству (как и его герой, сын богатого казака Макар Нагульнов) и принял сторону победившей силы, установившей хотя бы относительный мир, служил в продотряде, но самовольно снижал обложение людей своего круга; был под судом.

Его старший друг и наставница («мамуня» в обращенных к ней письмах), член РСДРП (б) с 1903 Е.Г. Левицкая (сам Шолохов вступил в партию в 1932 ), которой впоследствии был посвящен рассказ «Судьба человека», полагала, что в «шатаниях» Григория Мелехова в «Тихом Доне» много автобиографического. Шолохов сменил множество профессий, особенно в Москве, где подолгу жил с конца 1922 по 1926 . Затем, после того как закрепился в литературе, обосновался в станице Вешенской.

В 1923 Шолохов печатал фельетоны, с конца 1923 - рассказы, в которых с фельетонного комизма сразу переключился на острый драматизм, доходящий до трагизма. При этом рассказы были не лишены элементов мелодраматичности. Большинство этих произведений составило сборники «Донские рассказы» (1925 ) и «Лазоревая степь» (1926, дополненный предыдущий сборник). За исключением рассказа «Чужая кровь» (1926) , где старик Гаврила и его жена, потерявшие сына, белого казака, выхаживают коммуниста-продотрядника и начинают любить его, как сына, а он от них уезжает, в ранних произведениях герои Шолохова в основном резко делятся на положительных (красные бойцы, советские активисты) и отрицательных, подчас беспримесных злодеев (белые, «бандиты», кулаки и подкулачники). Многие персонажи имеют реальных прототипов, но Шолохов почти все заостряет, гиперболизирует: смерть, кровь, пытки, муки голода представляет нарочито натуралистически. Излюбленный сюжет юного писателя, начиная с «Родинки» (1923 ), - смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев.

Свою верность коммунистической идее Шолохов еще неискусно подтверждает, подчеркивая приоритет социального выбора по отношению к любым другим человеческим отношениям, включая семейные. В 1931 он переиздал «Донские рассказы», дополнив новыми, в которых делался упор на комизм в поведении героев (позднее в «Поднятой целине» совмещал комизм с драматизмом, подчас достаточно эффектно). Потом в течение почти четверти века рассказы не переиздавались, автор ставил их очень невысоко и вернул читателю тогда, когда за неимением нового пришлось вспомнить забытое старое.

В 1925 Шолохов начал было произведение о казаках в 1917, во время Корниловского мятежа, под названием «Тихий Дон» (а не «Донщина», согласно легенде). Однако этот замысел был оставлен, но уже через год писатель заново берется за «Тихий Дон», широко разворачивая картины довоенной жизни казачества и событий Первой мировой войны. Две первых книги романа-эпопеи выходят в 1928 в журнале «Октябрь». Почти сразу возникают сомнения в их авторстве, слишком больших знаний и опыта требовало произведение такого масштаба. Шолохов привозит в Москву на экспертизу рукописи (в 1990-е гг. московский журналист Л.Е. Колодный дал их описание, правда, не собственно научное, и комментарии к ним). Молодой писатель был полон энергии, обладал феноменальной памятью, много читал (в 1920-е гг. были доступны даже воспоминания белых генералов), расспрашивал казаков в донских хуторах о «германской» и гражданской войнах, а быт и нравы родного Дона знал, как никто.

События коллективизации (и предшествующие ей) задержали работу над романом-эпопеей. В письмах, в том числе к И.В. Сталину, Шолохов пытался открыть глаза на истинное положение вещей: полный развал хозяйства, беззаконие, пытки, применяемые к колхозникам. Однако самую идею коллективизации он принял и в смягченном виде, с бесспорным сочувствием к главным героям-коммунистам, показал на примере хутора Гремячий Лог в первой книге романа «Поднятая целина» (1932 ). Даже весьма сглаженное изображение раскулачивания («правый уклонист» Разметный и др.) было для властей и официозных литераторов весьма подозрительно, в частности, журнал «Новый мир» отклонил авторское заглавие романа «С кровью и потом». Но во многом произведение устраивало Сталина. Высокий художественный уровень книги как бы доказывал плодотворность коммунистических идей для искусства, а смелость в рамках дозволенного создавала иллюзию свободы творчества в СССР. «Поднятая целина» была объявлена совершенным образцом литературы социалистического реализма и вскоре вошла во все школьные программы, став обязательным для изучения произведением.

Это прямо или косвенно помогло Шолохову продолжить работу над «Тихим Доном», выход третьей книги (шестой части) которой был задержан из-за достаточно сочувственного изображения участников антибольшевистского Верхнедонского восстания 1919. Шолохов обратился к Горькому и с его помощью добился от Сталина разрешения на публикацию этой книги без купюр (1932 ), а в 1934 в основном завершил четвертую, последнюю, но стал заново ее переписывать, вероятно, не без ужесточившегося идеологического давления. В двух последних книгах «Тихого Дона» (седьмая часть четвертой книги вышла в свет в 1937-1938 , восьмая - в 1940 ) появилось множество публицистических, нередко дидактических, однозначно пробольшевистских деклараций, сплошь и рядом противоречащих сюжету и образному строю романа-эпопеи. Но это не добавляет аргументов теории «двух авторов» или «автора» и «соавтора», выработанную скептиками, бесповоротно не верящими в авторство Шолохова (среди них А.И. Солженицын, И.Б. Томашевская).

В 1935 уже упоминавшаяся Левицкая восхищалась Шолоховым, находя, что он превратился «из «сомневающегося», шатающегося - в твердого коммуниста, знающего, куда идет, ясно видящего и цель, и средства достичь ее». Несомненно, писатель убеждал себя в этом и, хотя в 1938 чуть не пал жертвой ложного политического обвинения, нашел в себе мужество закончить «Тихий Дон» полным жизненным крахом своего любимого героя Григория Мелехова, раздавленного колесом жестокой истории.

В романе-эпопее более 600 персонажей, и большинство их гибнет либо умирает от горя, лишений, нелепостей и неустроенности жизни. Гражданская война, хотя и кажется поначалу «игрушечной» ветеранам «германской», уносит жизни почти всех запомнившихся, полюбившихся читателю героев, а светлая жизнь, ради которой якобы стоило приносить такие жертвы, так и не наступает.

Эпопейное содержание в «Тихом Доне» не вытеснило романного, личностного. Шолохову как никому удалось показать сложность простого человека (интеллигенты же у него не вызывают симпатии, в «Тихом Доне» они в основном на третьем плане и говорят неизменно книжным языком даже с не понимающими их казаками). Страстная любовь Григория и Аксиньи, верная любовь Натальи, беспутство Дарьи, нелепые промахи стареющего Пантелея Прокофьича, смертельная тоска матери по не возвращающемуся с войны сыну (Ильиничны по Григорию) и другие трагические жизненные переплетения составляют богатейшую гамму характеров и ситуаций. Дотошно и, конечно, любовно изображаются быт и природа Дона. Автор передает ощущения, испытываемые всеми органами чувств человека. Интеллектуальная ограниченность многих героев восполняется глубиной и остротой их переживаний.

В «Тихом Доне» писательский талант выплеснулся во всю мощь - и почти исчерпался. Вероятно, этому способствовала не только общественная обстановка, но и все усиливавшееся пристрастие писателя к спиртному. Рассказ «Наука ненависти» (1942) , агитировавший за ненависть к фашистам, по художественному качеству оказался ниже средних из «Донских рассказов». Несколько выше был уровень печатавшихся в 1943-1944 глав из романа «Они сражались за родину», задуманного как трилогия, но так и неоконченного (в 1960-е гг . Шолохов приписал «довоенные» главы с разговорами о Сталине и репрессиях 1937 в духе уже закончившейся «оттепели», они был напечатаны с купюрами, что вовсе лишило писателя творческого вдохновения). Произведение состоит преимущественно из солдатских разговоров и баек, перенасыщенных балагурством. В целом неудача Шолохова по сравнению не только с первым, но и со вторым романом очевидна.

После войны Шолохов-публицист отдал щедрую дань официозной государственной идеологии, однако «оттепель» отметил произведением довольно высокого достоинства - рассказом «Судьба человека» (1956 ). Обыкновенный человек, типично шолоховский герой, предстал в подлинном и не осознанном им самим моральном величии. Такой сюжет не мог появиться в «первую послевоенную весну», к которой приурочена встреча автора и Андрея Соколова: герой был в плену, пил водку без закуски, чтобы не унизиться перед немецкими офицерами, - это, как и сам гуманистический дух рассказа, было отнюдь не в русле официальной литературы, взращенной сталинизмом. «Судьба человека» оказалась у истоков новой концепции личности, шире - нового большого этапа в развитии литературы.

Вторая же книга «Поднятой целины», завершенная публикацией в 1960 , осталась в основном лишь знаком переходного периода, когда гуманизм всячески выпячивался, но тем самым желаемое выдавалось за действительное. «Утепление» образов Давыдова (внезапная любовь к «Варюхе-горюхе»), Нагульнова (слушание петушиного пения, затаенная любовь к Лушке и т.д.), Разметнова (отстрел кошек во имя спасения голубей - популярных на рубеже 1950-1960-х гг. «птиц мира») и др. было подчеркнуто «современным» и не вязалось с суровыми реалиями 1930 года, формально остававшимися основой сюжета.

Писательница Л. К. Чуковская в своем письме к Шолохову предсказала творческое бесплодие после его выступления на XXIII съезде КПСС (1966) с шельмованием осужденных за публикацию произведений за рубежом (первый процесс брежневского времени против литераторов) А.Д. Синявского и Ю. М. Даниэля. Предсказание полностью сбылось.

Ключевые слова: Михаил Шолохов,биография Михаила Шолохова,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,русская литература 20 в.,русские писатели 20 в.,жизнь и творчество Михаила Шолохова,Нобелевская премия по литературе

Вопросы

1. В какой среде и под влиянием каких событий в жизни страны проходило формирование Платонова-мыслителя и Платонова-художника?

2. Как менялось отношение Платонова к революции и ее последствиям? Что решительно не принимал писатель в современной ему советской действительности?

3. На какие типы делит А.Платонов своих героев?

Задания

Подготовьте сообщения по темам:

«Дело жизни и служение ему» (по повести «Сокровенный человек»)

«Проблематика повести «Сокровенный человек»

(1905 - 1984)

Шолохов родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилине, близ станицы Вешенской, в Области Войска Донского, не был казаком по происхождению. Его отец, Александр Михайлович Шолохов, был сыном русского купца; мать, Анастасия Даниловна Черникова, была родом из украинских крепостных крестьян. Отец Михаила хотел, чтобы его сын получил хорошее образование и имел, по-видимому, достаточно денег, чтобы платить за это. Подготовленный местным учителем, Михаил поступил в 1912 году в начальную школу в хуторе Каргине, где в то время жили его родители. В 1914-1915 учебном году он посещал частную гимназию в Москве. Следующие три года он учился в гимназии в городе Богучаре (Воронежской губернии), а с осени 1918 года занимался несколько месяцев в Вешенской гимназии. Учение было прервано гражданской войной. Шолохов старался восполнить пробелы в своем образовании обильным чтением.

Тот факт, что в гражданскую войну Шолохов почти все время жил на территории, занимаемой белыми, имел огромное значение. Это, должно быть, было главной причиной того, почему он, по собственным словам, описал в “Тихом Доне” “борьбу белых с красными, а не красных с белыми”.

С 1922 года Шолохов, живя в своих родных местах, работал в разных должностях на новый режим. Он обучал взрослых грамоте, был около года статистиком. 2 декабря 1921 года он перевелся в Каргинскую заготконтору на место помощника бухгалтера, а через месяц был назначен делопроизводителем инспекторского отдела. События периода 1920-1922 годов дали темы для большинства ранних рассказов Шолохова (нашли отражение в “Тихом Доне”). К этому периоду жизни и относится начало литературной карьеры Шолохова.

В октябре 1922 года Шолохов уехал в Москву в надежде стать писателем и продолжить свое образование. Столица встретила молодого прединспектора далеко не с распростертыми объятиями. Он вынужден был работать чернорабочим, грузчиком, каменщиком, делопроизводителем. Это обогатило его жизненный опыт, позволило лучше и глубже узнать жизнь простого труженика. В Москве Шолохов присоединился к группе комсомольских писателей, при журнале “ Молодая Гвардия ”. С 1923 года: ”Печатаюсь в комсомольских газетах и журналах”, - говорил Шолохов (хотя сам неоднократно подчеркивал в своих интервью тот факт, что никогда не был членом комсомола). Однако комсомольская газета “Юношеская правда” была первым печатным органом, который предоставил Шолохову свои страницы.



В 1925 году (в этом году умер отец Шолохова) печатаются один за другим рассказы “Бахчевник”, “Пастух”, “Нахаленок”, повесть “Путь-дороженька”. В 1926 году появился в печати первый сборник рассказов Шолохова “Донские рассказы”, ”Лазоревая степь”. Главная тема ранних рассказов Шолохова - классовая борьба на Дону. Итогом многолетней творческой работы Шолохова явились четыре большие книги “Тихого Дона”. Уже в 1928 году журнал “Октябрь” начал печатать роман “Тихий Дон”. В 1941 году роман отмечен Государственной (Сталинской) премией первой степени.

В 1932 году Шолохова приняли в ВКП (б), также он был избран депутатом Верховного Совета Союза ССР. В 1938 году Ученый Совет Института мировой литературы выдвинул Шолохова кандидатом в действительные члены Академии наук СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР в январе Шолохов был награжден орденом Ленина (за выдающиеся достижения в развитии советской литературы, 6 раз). В 1931-1932 годы Шолохов осуществил первые зарубежные поездки в Германию, Швецию, Данию, Англию, Францию.

В годы Великой Отечественной войны писатель не остался в стороне от борьбы. В военных корреспонденциях и очерках “ он раскрывает античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны. В 1943 году Шолохов начал работу над романом “Они сражались за Родину”.
В послевоенные годы Шолохов много занимался общественной деятельностью как депутат Верховного Совета. В 1957 году Михаил Александрович Шолохов совершает поездку в Финляндию и Швецию, а в 1959 году едет в Италию, Францию, Великобританию. В 1960 году он стал лауреатом премии в области литературы, а в 1962 году Шолохова избирают доктором права Сент-Эндрюсского университета в Шотландии. В 1965 году М. Шолохову присуждена Нобелевская премия. В 1980-м году М.А. Шолохов был награжден второй Золотой звездой Героя Социалистического Труда (удостоен дважды).

Роман «Тихий Дон»

Вокруг этого произведения до сих пор ведутся споры об истинном авторстве. Монографии, где оспаривалось авторство на великий роман, выходили далеко от Москвы. Одна из них - под псевдонимом “Д” - издана стараниями А.И. Солженицына, под названием “Стремя “Тихого Дона”. Эта книга напечатана на русском языке в Париже (что, согласитесь, довольно подозрительно). Другая написана не скрывавшим свое авторство Роем Медведевым - известным публицистом и историком (в прошлом диссидентом, затем народным депутатом СССР). Его книга напечатана на английском и французском языках в Лондоне и Париже. Появление этих произведений посеяло сильное сомнение в умах российских читателей относительно авторства Михаила Шолохова. Позднее стали появляться другие авторы популярного романа, например, Федор Крюков (умерший в 1920 году, забытый русский писатель, уроженец Дона). Как опровергнуть предположения, гипотезы, развиваемые столь авторитетными людьми, как А.И. Солженицын, Р.А. Медведев, анонимный литератор “Д” и другие, объявившиеся в разных городах страны литературоведы, претенденты на авторство романа “Тихий Дон”. Единственным доказательством авторства Шолохова могли бы стать рукописи. Но рукописей первого и второго томов романа, ни одной страницы, ни в одном из архивов нет. А именно первые два тома “Тихого Дона”, вышедшие в 1928 году, породили сомнение относительно авторства. Этому странному, на первый взгляд, обстоятельству, когда половина романа частично сохранилась, а другая половина нет, есть историческое (логическое) объяснение. Дом писателя на Дону подвергся обстрелу, когда Вешенская оказалась на линии фронта в 1942 году. Тогда на пороге дома была убита мать писателя. В те же часы полетели по станице листы рукописей, написанные рукой Михаила Шолохова. Солдаты использовали листы романа на курево. Есть очевидцы этой катастрофы. Часть листов была подобрана и сохранена людьми, после войны вернувшими их автору. Казалось бы, такая трагедия, когда на белые листы романа капает кровь родного человека, когда гибнут рукописи в часы народной трагедии, могла бы охладить пыл опровергателей, найти в сердцах людей сострадание. Сомнения относительно авторства Шолохова должны были бы развеяться, но лжеавторы не успокоились.

Найти истинного автора “Тихого Дона” решил один литературовед Лев Колодный. Сравнивая эпизоды из жизни Шолохова с текстом романа, Колодный убеждался в том, что автор “Тихого Дона” - Шолохов. Адреса госпиталей, названия улиц - все подлинно, это московские адреса. Например, глазная лечебница доктора Снегирева, Колпачный переулок. Это отнюдь не вымышленные наименования. За минуту, взяв в руки увесистый том суворинского издания “Адресной и справочной книги на 1913 год”, не без основания называвшийся “Вся Москва”, Лев Колодный узнал, что глазная лечебница К.В. Снегирева действительно располагалась на Колпачном переулке, 11. По словам очевидцев, знакомых, друзей, родственников, Шолохов действительно посещал вышеуказанные места лично. Мало кому известно, что у него был постоянный адрес в Москве (это проверено Колодным по постоянным почтовым адресатам). “...рукописи не горят” - это доказал нам Лев Колодный в своей книге, таким образом подтвердив авторство Михаила Шолохова, истинного автора романа “Тихий Дон”.

Роман “Тихий Дон” принадлежит к числу самых замечательных произведений социалистического реализма, а его автор должен быть удостоен самой высокой награды.

История создания романа «Тихий Дон»

Большой роман о народе и революции Шолохов задумал в середине 20-х гг. Желание создать роман о Доне, показать казачество в период драматических событий, предшествовавших революции 1917 г. возникло у писателя во время работы над донскими рассказами и с тех пор не покидало его. В октябре 1925 г. он начал работу над романом, который получил название «Донщина». Задумывалась книга как вполне традиционное для советской литературы повествование о жестокой борьбе за победу советской власти на Дону осенью 1917 -весной 1918 годов. В начале работы над романом Шолохов столкнулся с большими трудностями. Он сомневался, что справится с поставленной задачей, а также в том, что избрал верную дорогу.

Написав несколько глав, Шолохов на некоторое время отложил рукопись «Донщины». Отложив работу над «Донщиной», Шолохов стал думать о более широком романе. Так, в процессе работы, писатель пришел к мысли проследить идейную революцию донского казачества, раскрыть причины осложнения его путей в трудное для России время. Он понимал, что без раскрытия исторически сложившихся условий жизни и быта народа, без объяснения причин, побудивших его значительную часть встать на сторону белогвардейцев, роман, начатый мятежом Корнилова, походом казачьих войск на Петроград, не разрешит проблему путей народа в революции. Для этого прежде всего нужно было раскрыть мир его жизни со всеми сложностями и противоречиями. Отодвигая повествование по времени, предшествующему империалистической войне, писатель стремился показать рост революционных настроений в среде его героев, размах народной борьбы за новую жизнь. Переход от одного замысла к другому привел к перемене названия романа – «Тихий Дон».

Смысл, вложенный в это название, Шолохов стремился раскрыть всем образным строем повествования, как эпического полотна о судьбах русского народа в его борьбе за свободу. Писатель поставил цель создать сам образ «тихого Дона», показать жизнь народа и важные перемены в ней, вызванные революцией. В названии романа скрыт основной замысел писателя, сконцентрированный также в эпиграфах, заимствованных, как и название романа, из народного творчества.
Замысел нового романа, по словам самого автора, полностью созрел в конце 1926 года. После этого Шолохов приступил к активному собиранию материала. Именно в это время писатель переехал в станицу Вешенскую и навсегда связал с ней свою творческую судьбу. Работа над романом требовала упорного и напряженного труда. Быт казачьего хутора был знаком писателю с детства. Но, несмотря на это Шолохов совершил множество поездок по окрестным хуторам и станицам, записывая воспоминания участников и свидетелей Первой мировой войны и революции; рассказы стариков о жизни и быте казачества тех лет. Собирая и изучая казачий фольклор, писатель выезжал в архивы Москвы и Ростова, чтобы изучить газеты и журналы, познакомиться со старыми книгами по истории донского казачества, специальной военной литературой, воспоминаниями современников об империалистической и гражданской войнах.
Шолохов тщательно продумал план своего романа, и в дальнейшем менял только детали, хотя многое, по его словам, приходилось передумывать и переделывать много раз. Отбирая и систематизируя материал для романа, Шолохов проделал огромную и сложную работу историка. Он прибегал к обильному использованию документов, подтверждая изображенные события и факты цитированием обращений, листовок, телеграмм, воззваний, писем, деклараций, постановлений и распоряжений. Некоторые главы романа целиком построены на этих документах. В процессе работы над структурой книги, автору приходилось перемежать множество событий, фактов, людей и вместе с тем не потерять в них основных героев.

Через год в журнале «Октябрь» вышла первая книга эпопеи «Тихий Дон», в 1928 году – вторая, вобравшая в себя некогда отложенные главы «Донщины». Можно было ожидать столь же скорого выхода третьей книги, однако неожиданно дело затормозилось.

Осенью 1926 года писатель сел за задуманную работу, а уже через год в журнале «Октябрь» вышла первая книга эпопеи «Тихий Дон», в 1928 году – вторая, вобравшая в себя некогда отложенные главы «Донщины». Можно было ожидать столь же скорого выхода третьей книги, однако неожиданно дело затормозилось. Причиной всему оказались возникшие проблемы «нелитературного свойства». В центре повествования третьей книги – восстание казаков 1919 года – слишком болезненная для новой власти тема. Вокруг глав этой книги начинается бурная полемика, нередко принимающая форму откровенных нападок. Писатель и влиятельный литературный функционер А. Фадеев настоятельно рекомендует автору немедленно, в третьей же книге, сделать Григория Мелехова «нашим». Шолохов пишет: «…Фадеев предлагает мне сделать такие изменения, которые для меня неприемлемы ни как… Я предпочту лучше совсем не печатать, нежели делать это помимо своего желания, в ущерб и роману и себе». Третьей книги читателю пришлось ждать еще несколько лет. Главной герой произведения Григорий Мелехов, вопреки настоятельным рекомендациям автору, пришел вовсе не к истинному большевизму, а к своему родному дому, к сыну, к оставленной им земле.

Роман был закончен в 1940 году. Вышедший отдельным изданием в 1953 году роман был изувечен ножницами редактора: только в таком, сильно «урезанном» и «дополненном» виде его допускали к читателю, и автору пришлось согласиться с «правкой». Не искаженный цензорскими и редакторскими вмешательствами полный текст своего произведения Шолохов увидит напечатанным только в 1980 году. В собрании сочинений – через пятьдесят лет после написания и за четыре года до конца жизни.

1. Вступление

2. Биография

3. Основные черты творчества.

4. «Тихий Дон»

5. Григории Мелехов

6. Аксинья

7. Большевики

8. «Судьба человека»

9. Значение творчества Шолохова

10.Библиография

Вступление

В 30-е годы вышли в свет известные всему миру романы М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина» (1-я книга). Шолохов - выдающийся писатель нашей страны, крупнейший мастер художественного слова. Произведения его широко известны и у нас и далеко за пределами Советского Союза.

«...Замечательное явление нашей литературы - Михаил Шолохов, - говорил А. Толстой... - Он пришел в литературу с темой рождения нового общества в муках и трагедиях социальной борьбы. В «Тихом Доне» он развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа:

«Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности - произведение общерусское, национальное, народное».

«Произведение Шолохова является мастерским, - писал А. В. Луначарский о «Поднятой целине». - Очень большое, сложное, полное противоречий и рвущееся вперед содержание одето здесь в прекрасную словесную образную форму...»

Биография

ихаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на Дону, на хуторе Кружилином, в трудовой семье. Учился он сначала в церковноприходской школе, а затем-до 1918 года-в гимназии. В годы гражданской войны Шолохов жил на Дону, служил в продовольственном отряде, участвовал в борьбе с бандами белых. В 1920 году он создал комсомольскую ячейку в одной

из станиц. По окончании войны Шолохов работал каменщиком, чернорабочим, счетоводом. Литературная деятельность писателя началась в 1923 году. В 1925 году вышла первая его книга-«Донские рассказы».

Шолохов принадлежит к тому поколению советских писателей, которых сформировала революция, гражданская война, социалистическое строительство.

Хорошо сказал об этом А. Фадеев: «Когда по окончании гражданской войны мы стали сходиться из разных концов нашей необъятной Родины - партийные, а еще больше беспартийные молодые люди, - мы поражались тому, сколь общи наши биографии при разности индивидуальных судеб. Таков был путь Фурманова, автора книги «Чапаев»... Таков был путь более молодого и, может быть, более талантливого среди нас Шолохова... Мы входили в литературу волна за волной, нас было много. Мы приносили свой личный опыт жизни, свою индивидуальность. Нас соединяло ощущение нового мира как своего и любовь к нему».

После выхода в свет первых рассказов Шолохов возвратился на Дон, в родную станицу. «Хотелось написать о народе, среди которого я родился и который я знал», - вспоминал он.

В 1926 году Шолохов начал работать над «Тихим Доном». Первая книга романа вышла в 1928 году, вторая-в 1929 году, третья-в 1933 году, четвертая - в 1940 году. Уже первые книги «Тихого Дона» сделали имя Шолохова широко известным.

Живое участие в литературной судьбе Шолохова приняли Горький и Серафимович. Серафимович написал к «Донским рассказам» предисловие. Он первый отметил в авторе незаурядный талант, знание жизни, большую изобразительную силу, яркую образность языка. Горький помог писателю напечатать третью книгу «Тихого Дона», которую пытались опорочить некоторые критики.

В годы Великой Отечественной войны Шолохов - деятельный участник борьбы советского народа против фашистских захватчиков. Он написал ряд очерков и рассказ «Наука ненависти» (1942). В то же время Шолохов приступил к работе над романом о Великой Отечественной войне «Они сражались за Родину». Отдельные главы были напечатаны в 1943-1944 годах и в 1949 году. В них изображены тяжелые героические бои, которые вела Советская Армия летом 1942 года на дальних подступах к Сталинграду.

Значительным художественным достижением писателя явился рассказ «Судьба человека», напечатанный на страницах

«Правды» в 1957 году. Рассказ быстро стал известен всему миру. На его основе талантливый советский кинорежиссер и актер С. Бондарчук создал замечательный фильм под тем же названием.

В 1959 году Шолохов закончил вторую книгу «Поднятой целины», завершив тем самым весь роман в целом.

За первую и вторую книги «Поднятой целины» писатель был удостоен в 1960 году Ленинской премии. В 1965 году Шолохову была присуждена международная Нобелевская премия.

В настоящее время Шолохов продолжает работать над романом «Они сражались за Родину».

Основные черты творчества.

В

ся жизнь и литературная деятельность Шолохова связана с Доном. Писатель горячо любит свои родные места; в жизни донского казачества он черпает темы, образы, материал для своих художественных произведений.

Сам Шолохов подчеркивал: «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и воспитывался как член нашей великой Коммунистической партии и являюсь патриотом своей великой могущественной Родины. С гордостью говорю, что я являюсь и патриотом своего родного донского края».

Замечательное по яркости и силе художественное изображение жизни донского казачества - важная особенность творческой деятельности Шолохова.

Это отнюдь не значит, что Шолохов - писатель какой-то чисто местной, областнической темы. Напротив, на материале жизни и быта донского казачества он сумел раскрыть глубокие процессы широкого исторического значения. И здесь следует отметить вторую важнейшую особенность его творчества - стремление художественно запечатлеть поворотные, этапные периоды жизни нашей страны, когда борьба нового, социалистического мира против старого, буржуазного выступает в наиболее острой ожесточенной и драматической форме. Гражданская война («Тихий Дон»), коллективизация («Поднятая целина») и Великая Отечественная война («Они сражались за Родину», «Судьба человека») - вот три периода в жизни нашего народа, на которых сосредоточено внимание художника.

С этим связана третья черта шолоховского дарования - эпическая широта, склонность к монументальным художественным полотнам, к глубоким социальным обобщениям, к постановке больших вопросов об исторических судьбах народа.

Герои произведений Шолохова - простые трудящиеся люди. Их думы, печали и радости, их стремление к счастью и справедливости, их борьба за новую жизнь неизменно интересуют художника.

И, наконец, необходимо отметить существенную особенность творческого метода писателя-его неприязнь, к какой бы то ни было идеализации действительности. Неуклонно следовать суровой правде жизни, воплощать действительность во всех ее противоречиях, во всей ее сложности и многогранности, во всех ее контрастах, нисколько не сглаживая напряженнейшую остроту конфликтов, возникающих в трудном и сложном процессе рождения нового, коммунистического мира, такой. Художественный исходный принцип, которого неизменно придерживается Шолохов.

«Тихий Дон»

Э

ти принципы, с наибольшей полнотой проявившиеся в романе «Тихий Дон», сказались уже в первой книге писателя - «Донские рассказы». Главная тема рассказов-классовая борьба на Дону. Не родственные связи и чувства, а место людей в жестокой борьбе классов определяет их отношения между собой. Нередко даже отцы и дети, родные братья становятся смертельными врагами. В рассказе «Коловерть» старый казак Крамсков и двое его сыновей, ушедших к красным, попадают в плен к белогвардейцам. Их расстреливает младший сын Михаил-белый офицер. В рассказе «Бахчевник» отец-комендант белогвардейского военно-полевого суда, палач и истязатель, а его сын Федор-красноармеец. Раненного в ногу Федора преследуют белые. Отец обнаруживает его в бахчевнике и собирается расправиться с ним. Тогда младший сын Митя, чтобы спасти брата, убивает отца. В рассказе «Червоточина» комсомолец Степка ненавидит жгучей ненавистью своего отца Якова Алексеевича-кулака и мироеда. В наказание за то, что якобы по вине Степки пропали быки, Яков Алексеевич и его старший сын зверски убивают комсомольца.

Рисуя бешеную злобу врагов революции, их кровавые дела, Шолохов доказывает, что, напротив, в среде революционного казачества, которое вынуждено было в жестоких схватках отстаивать новую жизнь, проявлялись высокие и благородные качества-готовность к самопожертвованию, геройская отвага и подлинная человечность.

Если в «Донских рассказах» борьба классов изображалась главным образом в узких пределах казачьей семьи, то совсем по-иному разработана эта тема в «Тихом Доне». «Тихий Дон» принадлежит к числу самых выдающихся произведений советской художественной прозы. М. И. Калинин в беседе с молодыми писателями в 1934 году говорил: «Тихий Дон» я считаю нашим" лучшим художественным произведением. Отдельные места написаны с исключительной силой» ".

А. М. Горький относил «Тихий Дон» к книгам, которые «дали широкую, правдивую и талантливейшую картину гражданской войны».

Опираясь на лучшие достижения советской литературы в изображении гражданской войны, Шолохов сумел создать произведение глубоко новаторское и самобытное.

В «Тихом Доне» Шолохов, прежде всего, выступает перед нами как мастер эпического повествования. Широко и свободно развертывает художник огромную историческую панораму бурных драматических событий. «Тихий Дон» охватывает период в десять лет-с 1912 по 1922 год.