Руны

Характеристика героя спицын, дубровский, пушкин. Главные герои романа «Дубровский Когда вы догадались, что Дефорж - Дубровский

В романе А. С. Пушкина «Дубровский» у каждого из героев, главных и второстепенных, имеются свои черты характера, положительные и отрицательные. Нам показывается потрет каждого из них, дана история героев и их семей и у каждого своя судьба, кто-то наказывается жизнью за свои злодеяния, а кому-то удаётся спастись от справедливого возмездия. В этой статье даны характеристики главных героев романа.

Троекуров Кирила Петрович

Самодовольный деспот-самодур, опьяненный богатством и собственной властью, позволяющей ему безнаказанно издеваться над своими крепостными. Даже по отношению к своим детям Троекуров жесток и своенравен. Его упрямый характер привёл его к ссоре с хорошим другом Дубровским и косвенно повлиял на смерть последнего. Автор в романе винит в такой ситуации не столько богатого помещика, сколько социальное неравенство в России, допускающее произвол дворян, их жестокое и безнаказанное угнетение крепостных крестьян. При этом Троекурова нельзя назвать отъявленным негодяем. Он все же пожалел, что погорячился и сделал попытку к примирению с бывшим другом.

Дубровский-старший

Бывший друг Троекурова, владелец деревни Кистеневка. Давая характеристику этому герою, можно сказать, что это человек бедный, но при этом гордый, благородный и честный, не желающий прощать посягательства на свою честь. Он так и не смог простить Кирилу Петровича за нанесённый ему удар. Он единственный из окружения Троекурова, который не лебезит перед ним и тот уважает в нем эту черту. Андрей Дубровский, жалея слуг Троекурова, высказал мысль, что уж лучше бы Кирила Петрович относился к своим крепостным и служащим так же хорошо, как и к своим псам. Это задело конюха Троекурова, который ответил дерзостью Дубровскому, что поссорило двух товарищей.

Владимир Дубровский

Пожалуй, главный герой романа Пушкина. Сын Андрея Дубровского, благородный разбойник, который отличается смелостью и мужеством. Автор изображает его решительным и сильным персонажем. Услышав плохие новости, он вынужден вернуться к своему отцу из Петербурга, где проходил службу. Он так же, как и отец, не собирается мириться с несправедливостью и прогоняет Кирилу, явившегося мириться. Он не намерен прощать смерть своего отца и мстит богатым и сытым помещикам, помогая бедным и обездоленным. Но Троекурова щадит до поры-до времени, из-за любви к его дочери Маше. Его чувства чисты и искренни, они заставляют его пробраться в дом к Троекурову под именем француза Дефоржа.

Маша Троекурова

Дочь Кирилы Петровича. Это очень милая и добрая провинциальная девушка. Она мечтательна и романтична по натуре. Любит читать и играть на музыкальных инструментах. Она искренне отвечает на чувства Владимира Дубровского и готова с ним бежать по первому его знаку. Но по воле судьбы она обвенчалась со старым князем Верейским. На предложение Дубровского бежать, Маша отвечает, что не решится нарушить святой обет, данный в церкви. У этой девушки черты характера утонченной аристократки.

Князь Верейский

Это богатый сосед Троекуровых, вернувшийся из-за границы. Он влюбился в Машу с первого взгляда и всеми способами пытается поразить её своим богатством. Он человек, уже пресыщенный всеми удовольствиями, которые только можно купить за деньги, а потому и обрюзг и приобрёл отталкивающий вид. Но для Троекурова это идеальный зять и он не слушает мнения своей дочери. Кирила Петрович отдал Машу Верейскому, несмотря на её протесты.

Антон Спицын

Трусливый, бессовестный человек, давший лживые показания на суде против Андрея Дубровского. Из-за его лжи тот потерял своё имение. Спицын теперь все время чувствует страх и даже боится спать один, страшась мести. Он просит уложить его в одну комнату с французом Дефоржем, который славился своим мужеством. Француз, оказавшийся Дубровским-младшим, обирает его до нитки, угрожая пистолетом. Именно Спицын выдает Троекурову, кем на самом деле является Дефорж. Спицын – это портрет самых отталкивающих героев романа А.С. Пушкина «Дубровский».

1. Кто из героев вам понравился и почему? Кто вызвал неприязнь?

Из героев больше всего приглянулся юный Дубровский, неприязнь вызвал Троекуров, его гости и бюрократы, которые делали его пожелания.

2. Какие эпизоды романа вам запомнились и чем именно?

Больше всего запомнилось несколько эпизодов: ответ псаря старшему Дубровскому и гордое поведение Андрея Гавриловича; пожар в усадьбе Дубровского; попытка Владимира Дубровского высвободить Машу и их объяснение.

3. Когда вы догадались, что Дефорж - Дубровский?

Я додумался, что Дефорж - это Дубровский, когда отважный француз хладнокровно убил медведя.

Разберёмся в прочитанном

1. Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»?

2. Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова?

«Соседи рады были угождать мельчайшим его прихотям; губернские бюрократы трепетали при его имени; Кирил Петрович воспринимал знаки подобострастия как соответствующую дань…» Грубость и своенравие Троекурова можно разъяснить огромным богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может всё приобрести, и унижал достоинство людей.

3. Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»?

«В домашнем быту Кирил Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Балованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого собственного характера и всем затеям достаточно ограниченного ума». Троекуров каждый вечер выпивал и раза два в неделю мучился от обжорства. «Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около обширных его владений, в длительных пирах и проказах, раз в день притом изобретаемых…»

4. Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал старшего Дубровского? В чём проявлялось сходство Троекурова и Дубровского?

Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского, так как «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Дубровский единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства собственного бывшего сослуживца.

Троекуров и Дубровский «сходствовали частично и в нравах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал внутри себя это чувство пониманием богатства и власти, а Дубровский пониманием древности собственного рода и дворянской чести. У обоих помещиков был жаркий, запальчивый нрав, оба обожали псовую охоту и держали собак.

5. Как характеризует А. Г. Дубровского случай на псарне? Можно ли считать ссору Троекурова и А. Г. Дубровского «нечаянным случаем»? Приведите доводы, подтверждающие вашу точку зрения.

Случай на псарне охарактеризовывает Дубровского как человека гордого, не желающего преобразовываться в шута, владеющего чувством собственного плюсы. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.

1. Как встретили чиновники уездного суда Дубровского-старшего и Троекурова?

Бюрократы уездного суда повстречали Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не направил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писаря «встали и заложили перья за ухо. Члены повстречали ег о с изъявлением глубочайшего подобострастия, придвинули ему кресло из почтения к его чину, летам и дородности».

2. Какие мысли и чувства вызывают у вас суд и чиновники?

Картина суда пробуждает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и 24 протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчёркивает неестественность этого суда последующими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при всем этом посиживает в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стене. Пушкин выделяет другим шрифтом слово «решением суда», так как не считает, что трибунал вообщем чего-нибудь решал.

3. Почему внезапное «сумасшествие» Дубровского сильно подействовало на воображение Троекурова и отравило его торжество?

«Внезапное сумасшествие Дубровского очень подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество», так как ему не удалось узреть, как унижался Дубровский. Он сошёл с разума, но его гордость и честь не были подломлены.

1. Какой образ жизни вёл Владимир Дубровский в Петербурге? Почему «он позволял себе роскошные прихоти»?

Владимир Дубровский вёл в Петербурге жизнь, какая, по его воззрению, был благопристойна гвардейскому офицеру. Отец посылал ему средства, для себя не оставляя практически ничего, и Дубровский, расточительный и честолюбивый юноша, «позволял для себя шикарные прихоти, играл в карты и заходил в долги, не заботясь о будущем». Он возлагал надежды на отца и на то, что сумеет отыскать для себя богатую жену.

2. Как воспринял он известие о болезни отца? Какие черты его характера проявились при этом?

Весть о заболевания отца Дубровский воспринял «с необычным волнением». Его ужасало положение отца, и он «упрекал себя в преступном небрежении». В нраве Дубровского проявились любовь к собственной семье и готовность придти на помощь папе.

3. Что можно сказать об отношении дворовых и крестьян к Дубровскому и Троекурову?

Дворовые и крестьяни не обожали и страшились Троекурова. Кучер Антон гласил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с их не только лишь шкуру, ну и мясо-то отдерёт».

Дубровский - человек, который имеет чувство собственного достоинства, и таковой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не желали другого барина.

1. Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением? Какие чувства он испытывал?

Троекуров при известии о вступлении во владение имением Дубровского смутился: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести заманило его очень далековато, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его юности, и победа не веселила его сердца».

2. Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?

Примирение 2-ух друзей оказалось неосуществимым, так как Дубровского при виде собственного противника разбил паралич, а Владимир Дубровский, ужаснувшийся состоянием отца, отдал приказ изгнать Троекурова со двора. Раскаяние, которое испытал Троекуров, появилось очень поздно.

После погибели отца Дубровский ощущал духовную скорбь. Пушкин пишет, что лицо Владимира было жутко, что он не мог ни рыдать, ни молиться. Создатель не именует прямо тех эмоций, которые испытывал юноша, но мы можем представить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвлённой гордости и желание отомстить за погибель отца. Христианство велит прощать своим противникам, но Дубровский не мог и не желал простить Троекурова и потому не мог молиться.

Переживания Дубровского Пушкин передаёт при помощи описания чащи, куда он отправился после похорон. Владимир шёл по почаще, не разбирая дороги, «сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал». Как Дубровский не разбирал дороги в почаще, так он не мог разобрать и собственных смятенных эмоций: «…мысли одна другой темнее стеснились в душе его… Очень ощущал он своё одиночество».

2. Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие «вводить во владение» К. П. Троекурова? Обратите внимание на их речь: «Просить иных-прочих убираться подобру-поздорову»; «А ты кто такой… мы вас не знаем да и знать не хотим»; «Кто там смел рот разинуть?», «Да это бунт!» и др. Почему они себе это позволяют?

Судейские бюрократы, прибывшие «вводить во владение» Троекурова, ведут себя нахально и вызывающе. Они позволяют хамские выражения в адресок Дубровского, грозят его крестьянам, так как ощущают за собственной спиной силу и власть, подкреплённые средствами Троекурова.

3. Как нарастает гнев и возмущение крепостных крестьян?

Гнев и возмущение крестьян нарастают равномерно, но особое возмущение крестьяни испытывают, когда бюрократ обижает самого Дубровского, барина и легитимного обладателя имения, и внушает крестьянам, что их барин - Троекуров. Поначалу бюрократам отвечает глас из толпы, потом в массе подымается ропот, он усиливается и перебегает в ужаснейшие крики. Масса приходит в движение.

4. Почему Владимир Дубровский не даёт возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками?

Владимир Дубровский не даёт разъяренным крестьянам расправиться с бюрократами, так как не желает становиться игрушкой в руках толпы крестьян, не желает становиться соучастником экзекуции и уповает на справедливость царя.

1. «Нет, нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня» - когда и в связи с чем Владимир Дубровский пришёл к такому решению?

Владимир Дубровский пришёл к решению спалить «печальный дом» после того, как он заного увидел портрет мамы, прочел её письма к папе, где она говорила о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые добивались то 1-го, то другого и своим присутствием и поведением оскверняли светлую память об отце и мамы Дубровского.

2. Что побудило крестьян присоединиться к В. Дубровскому?

Крестьяни присоединились к юному барину. Их побудило к этому возмущение тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чьё право обладать землёй и людьми числилось незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип- кузнец гласит: «…слыхано ли дело, подьячие замыслили нами обладать, подьячие гонят наших господ с барского двора…» Оскорбление, нанесённое своёму государю, крестьяни принимали как собственное оскорбление.

3. Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

Кузнец Архип гробит подьячих, но с риском для жизни выручает кошку с крыши пылающего сарая. Он гласит детям, которые смеются над ничтожным животным: «Бога вы не боитесь: божия тварь гибнет, а вы сдуру радуетесь…»

Архип принимает кошку как божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не принимает как людей, достойных спасения, так как в его осознании они нарушили установленный Богом и царём закон, что крепостными могут обладать и распоряжаться только дворяне. Помогая Троекурову вершить неправедный трибунал, они нарушили божьи заповеди: посодействовали одному человеку украсть у другого имение, врали и нарушали клятву гласить правду.

1. Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

Владимира Дубровского принудили стать разбойником погибель отца и отсутствие средств к существованию. Но главное, я думаю, в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, растерял надежду на справедливое решение суда и даже не возлагал надежды отыскать защиту у царя, так как для этого необходимы были средства, а их у Дубровского не было.

2. Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

О Дубровском - предводителе разбойников - ведали, что он «славился разумом, отважностью и каким- то благородством. Ведали о нём чудеса…».

Главы VIII-IX

1. О каком «благородном увеселении» Троекурова вы узнали? Как это его характеризует?

Одним из возлюбленных «благородных увеселений» Троекурова была забава с медведями. Малеханьких медвежат он стравливал с кошками и щенятами, потом сажал на цепь. Время от времени медведю давали бочку, утыканную гвоздями. Медведь дотрагивался до неё, колол для себя лапы и заходил в совершенное бешенство. Наилучшей шуточкой числилось запереть человека в одной комнате с медведем, привязанным за верёвку.

Эти забавы охарактеризовывают Троекурова как самодура и садиста, злостного и ожесточенного.

2. Подготовьте пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица одного из геро ев.

Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица A.C. Глобовой.

После обедни все гости прямо за владельцем двинулись к дому. В столовой уже суетились слуги, расставляя бутылки и графины и прилаживая скатерти. После приглашения дворецкого владелец занял своё место. Мужчины, как обычно, сели напротив нас. Посреди их не хватало неизменного гостя Троекурова Антона Пафнутьевича Спицына. Он приехал, когда уже все начали обедать, и желал было извиниться, но Троекуров отдал приказ подать ему устройство и благорасположенно выслушал его рассказ. Спицын сказал, что сломалась шина у фронтального колеса, а после ремонта он не осмелился ехать ближним путём через Кистенёвский лес. Спицын признался, что лжесвидетельствовал на суде в пользу Троекурова, типо Дубровские обладают Кистенёвкой без всякого на то права.

Разговор зашёл о Дубровском. Троекуров поставил исправника в неудобное положение, лучше сказать, выставил на посмешище, называя разбойника благодатью для исправника, и спросил, где последний раз лицезрели Дубровского. Я задумывалась, что Дубровский был конкретно у меня, и поведала историю о том, как мошенник-приказчик упрятал средства, которые я желала выслать отпрыску, и приписал это разбою Дубровского. Но разбойник явился ко мне в мундире генерала, раскрыл обман приказчика, отобедал у меня и уехал. Я задумывалась, что это и был сам Дубровский. Но исправник прочитал его приметы, и оказалось, что предводителю разбойников 23 года, а мужчине, который был у меня, около 35 лет. Видно, кто-то действует под его именем.

В конце обеда мы были поражены, когда узнали, что юный француз, нанятый Троекуровым, не растерялся при встрече с медведем и убил его выстрелом из пистолета. Мы все с любопытством на него смотрели (он посиживал на конце стола), но он не понимал по-русски и занимался Сашей, своим воспитанником.

3. Сравните рассказы А. С. Глобовой и А. П. Спицына. Какую характеристику Дубровскому даёт каждый из них?

Антон Пафнутьевич Спицын в своём рассказе гласит о Дубровском: «Он малый не промах, никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерёт». Анна Савишна Глобова не даёт прямой характеристики Дубровскому, но пересказывает слова приезжего генерала: «…Дубровский нападает не на всякого, а на узнаваемых богачей, да и здесь делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не винит…» Глобова гласит: «Я додумывалась, кто был его превосходительство, нечего мне было с ним толковать». Но в словах помещицы ощущается некая симпатия и почтение к человеку, который разоблачил плутни приказчика и возвратил ей средства.

4. «Бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем Бог тебя свёл» - в связи с чем Троекуров пришёл к такому выводу?

Троекуров решил, что нереально будет выявить Дубровского, даже если будешь гласить с ним три часа попорядку, так как у него не было никаких особенных примет.

5. Почему никто из присутствующих гостей Троекурова не узнал Дубровского?

5. Никто из гостей Троекурова не додумался, что Де- форж - это Дубровский, так как никто не мог даже ждать, что неприятель Троекурова окажется у него дома в роли француза-учителя. Дубровский ничем не выдал себя. Он не реагировал на рассказы о себе и говорил только с Сашей и лишь на французском языке. Никто даже не заподозрил, что он знает российский язык.

Главы Х-ХII

1. Почему А. П. Спицын решил переночевать в одной комнате с Дефоржем и каково было его пробуждение?

Антон Пафнутьевич Спицын решил переночевать совместно с Дефоржем, так как он страшился, что его ограбят. Все свои средства он переложил в кожаную сумку и носил её на собственной груди под рубахой. Дефорж показался ему храбрым человеком, и Спицын решил, что в присутствии француза ему нечего страшиться вероятных грабителей.

«Странное было его просыпание, - пишет создатель. - Он ощущал через сон, что кто-то тихонько дёргал его за ворот рубашки». Когда он открыл глаза, то увидел француза, который отстёгивал священную сумку. Француз произнес незапятнанным русским языком: «…молчать, либо вы пропали. Я Дубровский».

2. Как Дубровский стал Дефоржем?

Дубровский на почтовой станции повстречался с французом, который ехал к Троекурову, чтоб служить учителем у малеханького Саши. Дубровский предложил французу средств за то, чтоб он дал ему все документы и тотчас же уехал во Францию. Француз согласился. Так Дубровский стал Дефоржем.

3. Какие качества характера Дубровского проявились во время его пребывания в Покровском?

Во время пребывания в имении Троекурова Дубровский показал выдержку, хладнокровие, актёрские свойства, благородство и умение обладать собой.

4. Почему Дубровский искал возможности поселиться в доме Троекурова и отказался от своей мести?

Дубровский отказался от планов мести Троекурову и решил поселиться у него в доме под видом француза, так как он был влюблён в дочь Троекурова Марью Кириловну.

Главы ХII-ХVIII

1. Каким вы представляете князя Верейского? Что роднит его с Троекуровым и в чём их различие?

Князь Верейский - человек пятидесяти лет, но кажется «гораздо старее». Пушкин пишет: «Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём свою неизгладимую печать. Невзирая на то, внешность его была мила, замечательна, а привычка быть всегда в обществе присваивала ему некую любезность, в особенности с дамами. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал». Князь был пустым человеком. Всю жизнь он провёл за границей, жил на средства, которые ему присылал приказчик из имения, и впервой приехал поглядеть на это имение в 50 лет. Этим он отличается от собственного соседа: Кирила Петрович Троекуров жил в своём поместье и сам распоряжался хозяйством. Но Троекуров тоже изнурял себя всякого рода излишествами: вспомним, что он каждый вечер был навеселе и дважды в неделю мучился от обжорства.

2-ух соседей роднит ещё и то, что любой из их хлопотал только о своём своем благополучии и считал, что все другие сделаны только для того, чтоб прислуживать им и доставлять наслаждение.

2, Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился её судьбой?

Кирила Петрович относился к собственной дочери, как к принадлежности, и без её согласия решил выдать её замуж за князя, который старше её втрое. Духовные переживания Маши были для него обидным недоразумением. Делом он считал только вопрос приданого.

3. Перескажите близко к тексту эпизод с кольцом (гл. XVII). Как вели себя Митя и Саша во время допроса? Почему Троекуров и исправник отпустили Митю и какие последствия имело это обстоятельство? Как складывались отношения Марьи Кириловны и Владимира Дубровского? Почему она отказалась от его помощи?

Митя и Саша во время допроса вели себя по-различному. Саша выдал сестру. Когда он проговорился, Кирила Петрович сообразил, что в дело замешана Марья Кириловна, и стал угрожать Саше, что отдерёт его розгами. Саша ужаснулся и равномерно, слово за слово, сказал о просьбе сестры.

Когда внимание Троекурова обратилось к Мите, то он отвечал, что он «дворовый человек господ Дубровских». Это был очень смелый ответ, так как после решения суда крепостные Дубровского принадлежали Троекурову. На последующий вопрос Троекурова мальчишка отвечал «с огромным равнодушием», что он «малину крал». После чего Митя не произнес больше ни слова. Он принял на себя «вид реального дурачка» и не отвечал на опасности Троекурова.

Троекуров и исправник выпустили Митю, чтоб выследить, куда он побежит: «Он пособит нам изловить самого атамана». Следствием этого было то, что лагерь разбойников был найден, и его штурмовали бойцы.

После того как Дубровский признался Марье Кириловне в любви, она обещала прибегнуть к его помощи в случае необходимости. Но она сама в отчаянии поведала папе, что может прибегнуть к помощи Дубровского. Отец сделал всё вероятное, чтоб этого не случилось. Марья Кириловна не смогла выйти из дома, чтоб предупредить Дубровского, не смогла впору положить кольцо в дупло дуба. Марья Кириловна не смогла сказать впору папе, что не желает идти замуж за Верейского, не смогла в церкви сказать «нет». Она ожидала загадочного романтичного освободителя, ничего не сделав для собственного избавления сама. Когда же Дубровский со своими людьми приостановил карету, она упрекнула его в том, что он не пришёл впору, и произнесла: «Я согласилась, я отдала клятву…»

Она отказалась от его помощи, так как гордость аристократки не дозволила ей признаться, что она в чём-то могла поступить не по собственной воле.

1. А. С. Пушкин называет крестьян Дубровского разбойниками. Какими словами в тексте он «опровергает» своё утверждение?

Пушкин именует крестьян Дубровского разбойниками, но сам же опровергает это утверждение, описывая их быт. Так, караульный «вставлял заплату в некую часть собственной одежки, владея иголкой с искусством, обличающим опытнейшего портного». После обеда разбойники вставали и молились, позже некие разбрелись по лесу, а другие прилегли соснуть, «по русскому обыкновению», как это делают крестьяни.

Караульщик ведёт себя не как разбойник, привыкший к неизменной угрозы, как человек, играющий в разбойника. Он любуется заплаткой и, сидя верхом на пушке, поёт во всё гортань печальную песню. Человек, который ощущает грусть и печаль, не станет петь во всю гортань. Он будет петь негромко, вдумчиво. Тем паче не станет петь человек, стоящий в карауле, так как он должен прислушиваться, нет ли где неприятеля.

Естественно, у реальных разбойников не будет выходить из двери шалаша «старушка в белоснежном чепце, чистоплотно и чопорно одетая».

2. Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?

Дубровский покинул собственных крестьян по нескольким причинам. Во-1-х, он осознавал, что после штурма его крепости бойцами правительство вышлет более большие силы на то, чтоб устранить разбойничье гнездо, и он уже не сумеет выдержать со своими разбойниками-крестьянами. Во-2-х, у него было уже довольно средств, чтоб обеспечить для себя жизнь за границей (в России он уже не сумел бы жить под своим своим именем) и обеспечить средствами собственных крестьян. В-3-х, пропала основная причина, по которой Дубровский всё ещё оставался в Кистенёвской роще: Марья Гавриловна стала княгиней Верейской и отказалась от его помощи.

Литература и другие виды искусства (к стр. 148-149)

1. Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова, Е. Лансере и Б. Кустодиева к роману «Дубровский», помещённые в учебнике. Какие моменты запечатлены на них? Озаглавьте эти иллюстрации. Подготовьте устный рассказ по одной из них. Обратите внимание на то, как художники изобразили чувства и переживания героев.

Иллюстрация Б.М. Кустодиева к роману «Дубровский»: «В сие время поднесли в лукошке Кириле Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, избрал для себя 2-ух, а иных повелел утопить». Озаглавить её можно так: «Кирила Петрович выбирает щенят».

Д.А. Шмаринов, «Пожар в усадьбе Дубровского»: «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь дом».

На иллюстрации Е.Е. Лансере изображён момент, когда люди Дубровского останавливают экипаж князя и княгини Верейских. Озаглавить эту иллюстрацию можно словами из романа: «Вы свободны, выходите».

На иллюстрации Д.А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» в центре изображён юный барин Владимир Андреевич Дубровский. Он будто бы бы только-только поднёс лучину к сену, которое вспыхнуло ярко, «пламя взвилось и осветило весь дом». Он снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и глядит на огнь. Слева от него стоит, делая упор на его руку, его нянька Арина Егоровна Бузырёва, в белоснежном платке и переднике, обидно опустив голову. За ней мы узнаём фигуры крепостных господ Дубровских: кучер Антон с чёрными волосами и бородой, светловолосый Гриша, отпрыск Егоровны, и - за фигурой Антона - кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни выручил кошку с крыши пылающего сарая.

Слева мы лицезреем огнь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровскому. На заднём плане стоят лошадки, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к чёрному небу.

Вся фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего плюсы. Фигуры крепостных людей выражают угрюмую решимость идти за своим гордым барином: «…умрём, не оставим тебя, идём с тобою».

Композиция

1. Составьте план основных событий глав VIII-XI в той последовательности, в какой они описаны в романе. Восстановите истинный ход событий. С какой целью А. С. Пушкин нарушает временную последовательность событий?

1. План главных событий глав \ЧП-Х1.

1) Француз-учитель прибыл в Покровское.

2) Разговор Кирилы Петровича с французом.

3) «Благородные увеселения российского барина».

4) Дефорж убивает медведя.

5) «…гости начали съезжаться».

6) Торжественный обед в Покровском.

7) Рассказы Спицына и Глобовой.

8) Приметы Дубровского.

9) Окончание праздничка.

10) Антон Пафнутьевич ложится спать в комнате Дубровского.

11) Дефорж-Дубровский грабит Спицына.

12) Учитель-француз ждёт лошадок в доме смотрителя.

13) Дубровский покупает у француза документы.

14) Дубровский с бумагами француза является к Троекурову и становится учителем Саши.

15) Утренний отъезд ограбленного Спицына.

Пушкин нарушает настоящий ход событий. Поначалу Дубровский повстречал на станции француза, ожидающего лошадок, и купил у него документы. Потом Дубровский с бумагами француза явился в дом Троекурова как учитель для Саши. Через некое время состоялся праздничек в доме Дубровского, после которого пугливый Спицын возжелал ночевать в комнате Дефоржа, потому что веровал в его храбрость. Днем Дефорж, внезапно превратившись в Дубровского, ограбил Спицына, после этого тот уехал восвояси.

Пушкин нарушает временную последовательность событий для того, чтоб сделать тайну, интригу, вызвать напряжённый энтузиазм читателей.

2. Сравните описание двух усадеб: Покровского и Кисте- нёвки (гл. III). Какой вывод можно сделать из этого сопоставления?

Сравнивая описания 2-ух усадеб - Покровского и Кистенёвки, можно сказать, что Троекуров был обеспеченный помещик, а Дубровский- бедный. Усадьба Троекурова размещалась в прекрасном месте, на берегу пруда. На одном из бугров высился большой каменный дом, на другом - пятиглавая церковь и древная колокольня.

Усадьба Дубровского представляла собой серенький домик с красною кровлею, стоящий на открытом месте неподалеку от берёзовой рощи.

По этим описаниям можно отлично представить для себя обстановку, в какой жили и действовали герои произведения.

Автор вводит в повествование рассказы Спицына и Глобовой, чтоб показать представление, которое сложилось у близлежащих помещиков о Дубровском, выразить противоречивые чувства людей в адресок разбойника поневоле, более много представить читателям вид головного героя.

Антон Пафнутьич Спицын – второстепенный персонаж в романе А. С. Пушкина “Дубровский”, знакомый помещик Троекурова, лжесвидетель. Это толстый мужчина лет 50, который под присягой давал лживые показания против Дубровских. Когда разгорелся конфликт между Троекуровым и Дубровским-старшим, Троекуров решил отобрать Кистеневку у бывшего друга незаконными путями. Тут-то и появился Антон Пафнутьич. Он без зазрения совести подтвердил, что Дубровские владели Кистеневкой незаконно, чем помог Троекурову отобрать у несчастных родовое

имение. После того, как по решению суда Троекуров стал полноправным владельцем этого имения, Дубровский Андрей Гаврилович впал в беспамятство и больше в себя не приходил. Вскоре он и вовсе скончался от настигшего его паралича. Таким образом, Спицын хоть и косвенно, но стал одним из убийц благородного помещика.

Спустя некоторое время, на храмовом празднике у Троекурова он признался, что когда-то лжесвидетельствовал против Дубровского. Там находился и Владимир, представший в образе учителя-француза. Этой же ночью он отомстил за отца, обобрав Спицына до ниточки и напугав до смерти. В произведении особое внимание уделяется именно трусости и предательской душе этого персонажа. Мало того, что он панически боялся ехать с деньгами к Троекурову, опасаясь шайки Владимира Дубровского, к вечеру оказалось, что он боится даже ночевать один в комнате. Позже именно Спицын сдал исправнику информацию о личности учителя Дефоржа.


Другие работы по этой теме:

  1. ­Спицын в медвежьей комнате Антон Пафнутьич Спицын появляется ближе к середине повести. Это второстепенный персонаж, который, однако, играет немаловажную роль в несчастии Дубровского Андрея Гавриловича,...
  2. Троекуров Троекуров Кирила Петрович – один из главных отрицательных персонажей в романе А. С. Пушкина “Дубровский”, богатый помещик-самодур, отец Маши Троекуровой. Троекуров настолько избалован деньгами...
  3. Владимир Дубровский Владимир Дубровский – один из наиболее смелых, мужественных и благородных героев в творчестве А. С. Пушкина, центральный персонаж разбойничьего романа “Дубровский”. Владимир –...
  4. Князь Верейский Князь Верейский – второстепенный персонаж в романе А. С. Пушкина “Дубровский”, пятидесятилетний старик, друг Кирила Петровича Троекурова. Несмотря на то, что князю было...
  5. Шабашкин Шабашкин – второстепенный персонаж в романе А. С. Пушкина “Дубровский”, подкупный заседатель суда, знакомый Троекурова. Это маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели,...
  6. Об Антоне Пафнутьиче Спицыне мы узнаем ближе к середине повести. Он приезжает на храмовый праздник к Троекурову и производит, надо сказать, не самое благоприятное впечатление....
  7. В день храмового праздника, 1 октября Троекуров собирает гостей. Антон Пафнутьевич Спицын приезжает с опозданием, объясняя, что из опасения перед разбойниками Дубровского сделал большой круг....
  8. Мне кажется, что князь Верейский умер, оставив Машу Троекурову вдовой, потому что князь был уже стар и ему оставалось жить не долго. Маша снова встретила...

1833 год стал годом выхода в свет небольшой повести Пушкина «Дубровский», созданной автором на основе реального рассказа В. П. Нащокина. Произведение многие считают незаконченным романом, который отразил характерные черты помещичьей России. Ниже вы можете ознакомиться с описание главных героев повести и прочитать краткое содержание «Дубровский» по главам.

Главные герои

Владимир Дубровский - корнет, сын мелкого помещика, основной образ в повести.

Андрей Гаврилович Дубровский - помещик, имение которого пытается отобрать Троекуров.

Кирила Петрович Троекуров - помещик, обладающий неограниченными возможностями в своей округе.

Маша Троекурова - молодая девушка, дочь Кирила Петровича, возлюбленная Дубровского-младшего.

Другие персонажи

Шабашкин - заседатель.

Архип-кузнец - крепостной Дубровских.

Егоровна - служанка Дубровских.

Антон Пафнутьич Спицын - небогатый помещик, который свидетельствовал против Андрея Гавриловича Дубровского.

Князь Верейский - старик, ставший мужем Маши Троекуровой.

Глава 1.

Роман «Дубровский» Пушкина начинается с описания помещика Троекурова, подмявшего под себя всю местную знать. Живет, не признавая законов, никого не слушает, поступает, как ему нравится. Его соседом по имению был Дубровский Андрей Гаврилович, с которым они дружили с молодости, вместе проходили военную службу и не потеряли связи друг с другом. Как-то одновременно они стали вдовцами. У Дубровского остался сын Владимир, а Троекуров воспитывал дочь Машу.

На званом обеде между друзьями происходит ссора. Увидев псарню Троекурова, Андрей Гаврилович обвиняет того в том, что за собакам у него живется намного лучше, чем простым людям. В этот на такое замечание слуга Троекурова оскорбительно высказывается в адрес Дубровского и тот уезжает.

В Кистиневке он узнает, что троекуровские крепостные воруют его лес. Он приказывает выпороть мужиков и отнять у них лошадь. Разгневанный Троекуров начинает строить планы мести и задумывает отобрать у бывшего друга имение.

Глава 2.

В ходе судебных разбирательств Андрей Гаврилович не может доказать свое право на владение Кистенеевкой, так как документы у него сгорели давно. Наемный свидетель Антон Спицын подтверждает в суде незаконность владения, и суд принимает решение отдать Кистеневку Троекурову. При подписании документа Дубровскому становится плохо, и его отправляют домой.

Глава 3.

Получив письмо от старой няньки, Дубровский младший едет к отцу. Его встречает Антон, кучер отца, который убеждает молодого корнета в верности всех мужиков и их нежелания подчиниться Троекурову.

Глава 4.

Объяснить происходящее внятно, отец сыну не может по причине болезни. Проходит установленный судом аппеляционный срок и имение перестает быть собственностью Дубровских. Но Троекуров уже не рад содеянному. Его мучает совесть, и он едет к другу с намерением все исправить.
Увидев приехавшего Кирила Петровича, Дубровский отец начинает сильно нервничать и его парализует. Сын взбешен и выгоняет бывшего друга отца. Врач ничем не помог и барин умер.

Глава 5.

Как только прошли похороны Андрея Гавриловича Дубровского, в Кистеневке появились представители судебной комиссии, под руководством заседателя Шабашкина. Они собираются готовить бумаги, которые дадут право на имение Троекурову. Местные крестьяне отказываются выполнять волю суда. Назревает бунт. Владимир уговаривает собравшихся разойтись, и разрешает приехавшим переночевать в доме своих родителей.

Глава 6.

Ночью дом загорается и все, кто находится внутри, погибают. Кузнец специально заделывает все выходы, но никто и не стремится оказать им помощь.

Глава 7.

Начинается следствие. Кирила Петрович ведет активное разбирательство. Следователи выясняют, что дом пожег местный кузнец. Под подозрение попадает Владимир, но доказательств не нашли. В округе появляется шайка бандитов, которые грабят только богатых. Многие думают, что это сбежавшие крестьяне из имения Дубровского под руководством своего молодого барина.

Глава 8.

Сюжет рассказа «Дубровский» продолжает появление Маши. Автор рассказывает читателю о ее одиноком детстве, среди книг и мечтаний. Она выросла вместе со сводным братом Сашей, который был сыном Троекурова и гувернантки. Нельзя сказать, что они дружили, но мальчик относился к сестре с любовью и нежностью.

Троекуров стремится дать Саше достойное образование, для чего нанимает француза Дефоржа. Учитель учит музыке Машу и покоряет ее сердце. Сам Кирила Петрович учителем доволен. Немаловажную роль в этом сыграл случай: когда Троекуров решил посмеяться над французом и втолкнул его к медведю, тот не испугался и убил животное из пистолета.

Глава 9.

В усадьбе Троекурова проходит храмовый праздник. Собирается большое количество гостей. Они обсуждают разбойников и ведут разговоры на эту тему. Одни считают, что Владимир грабит не всех подряд, другие – осуждают и требуют поимки. Исправник замечает, что Дубровский будет обязательно пойман, так как уже известны его приметы. Читая их, Троекуров замечает, что они подходят, практически, каждому. Рассказывая собравшимся о храбрости учителя, он замечает, что с таким защитником он разбойников не боится.

Глава 10.

Один из гостей, Спицын, не перестает бояться и просит смелого учителя переночевать с ним вместе. Дефорж соглашается. Когда все уснули, учитель грабит Спицына, и угрожает ему расправой, если тот расскажет, кем на самом деле является француз.

Глава 11.

Небольшое отступление, краткое содержание которого рассказывает читателю, как произошло превращение Дубровского в Дефоржа. Владимир встретил француза по дороге в имение, на станции и предложил ему крупную сумму за все документы. Учитель согласился сразу. Таким образом, Дубровский попал к Троекурову, где сразу же завоевал любовь всех домашних.

Глава 12.

Владимир понимает, что должен исчезнуть и просит Машу о встрече, на котором рассказывает ей всю правду, говорит о любви к ней, сообщает о своем отъезде, так как не может больше находиться рядом. В этот же день, ближе к вечеру, в имение приезжает исправник и требует выдать учителя, так как есть сведения, что он и является Владимиром Дубровским. Троекуров велит найти учителя, но того нигде нет.

Глава 13.

Соседом Троекурова был пожилой князь по фамилии Верейский. Все лето он водит дружбу с Кирилом Петровичем, обращает внимание на Машу и начинает ухаживание, считая девушку подходящей кандидатурой на роль его жены.

Глава 14.

Прошло несколько недель ухаживаний. Верейский просит руки Маши и собирается жениться. Троекурова такой брак устраивает, и он дает согласие на брак дочери, приказывая той готовиться к свадьбе. В этот же момент Маша узнает о желании Дубровского встретиться с ней.

Глава 15.

При встрече она рассказывает Дубровскому о своем положении. Он уже это знает и предлагает Маше свою помощь. В ответ она предлагает подождать еще немного, думая, что сможет убедить отца не отдавать ее замуж за старого князя. Владимир вручает ей кольцо, которое при опасности она должна положить в дупло дерева.

Глава 16.

Маша пишет князю письмо, в котором просит не брать ее в жены. Но Верейский это письмо показывает Троекурову и тот принимает решение провести свадьбу быстрее, а саму Машу до этого времени запереть.

Глава 17.

Маша находится в полном отчаянии. Она отдает маленькому Саше кольцо, прося положить его в дупло. Мальчик выполняет поручение, но увидев рыжего мальчишку, который берет послание, затевает с ним драку. Он думает, что тот вор и пытается украсть кольцо сестры. Поднимается шум и все выясняется.

Глава 18.

Маша венчается с Верейским. По дороге из церкви, на карету нападают разбойники. Князь стреляет, попадая в Дубровского. Владимир предлагает Маше освобождение, но та отказывается. Ведь их уже обвенчали, и она дала клятву быть верной женой.

Глава 19.

Власти начинают войну с разбойниками, объявляют всех в розыск и вызывают на подмогу войска. Идет бой. Владимир понимает, что они проиграют. Он распускает своих товарищей, а сам исчезает в лесу. Больше его никто никогда не видел, хотя ходили слухи, что он остался жив и уехал заграницу.

На этом роман заканчивается. Краткий пересказ «Дубровского» включил в себя только основные события повести, для более полного понимания и знания всех деталей произведения прочтите полный вариант.

Тест по роману

После чтения краткого содержания повести Пушкина попробуйте пройти этот небольшой тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 19654.

Роман «Дубровский» А.С. Пушкина является наиболее известным русским разбойничьим романом, созданном в духе популярного в Англии, Франции и Германии XVIII-XIX веков жанре литературного сочинения, в центре которого находится образ благородного разбойника.

В основе романа лежит мысль о моральном разложении русского дворянства и его противостоянии простому народу. Раскрыты темы защиты чести, семейного бесправия, крестьянского бунта.

История создания

Роман в 3-ех частях был начат Александром Пушкиным (1799 - 1837) после окончания работы над сочинением «Повести Белкина» осенью 1832 года.

Пушкин написал из задуманной трехтомной работы только 2 тома, второй из них был закончен в 1833 году, то есть работа над романом шла довольно быстро. Третий том так и не был начат.

Первая публикация сочинения состоялась спустя 4 года после гибели поэта на дуэли в 1841 году. Пушкин не оставил в рукописи названия романа и ему было предпослано название по имени главного героя «Дубровский».

Основой для произведения стал случай, рассказанный поэту его товарищем Нащокиным. Согласно рассказу помещик Островский, разоренный по вине высокопоставленного соседа, собрал своих крепостных и создал разбойничью банду. История заинтересовала Пушкина, как реалистичная основа для прозаического сочинения.

Анализ произведения

Основной сюжет

(Иллюстрация Б. М. Кустодиева "Троекуров выбирает щенят" )

Помещики Троекуров и Дубровский, отец главного героя Владимира, являются соседями и дружат. Ряд конфликтных ситуаций разводят друзей друг от друга и Троекуров, пользуясь своим особым положением, заявляет права на единственное имение соседа. Дубровский не в силах подтвердить свое право на имение и сходит с ума.

Приехавший из города сын Владимир находит отца при смерти. Вскоре старший Дубровский умирает. Не желая мириться с несправедливостью Владимир сжигает имение вместе с чиновниками, которые приехали оформлять его на Троекурова. Вместе с преданными крестьянами он уходит в лес и наводит ужас на всю округу, однако, не трогая людей Троекурова.

На службу в дом Троекуровых едет учитель-француз и благодаря подкупу Дубровский занимает его место. В доме врага он влюбляется в его дочь Машу, которая отвечает ему взаимностью.

Спицын опознает в учителе-французе разбойника, который обокрал его. Владимиру приходится скрываться.

В это время отец выдает Машу замуж за старого князя против воли. Попытки Владимира расстроить брак не дают успеха. После венчания Дубровский и его банда окружают карету молодых и Владимир освобождает возлюбленную. Но она отказывается идти с ним, так как уже обвенчана с другим.

Власти губернии делают попытку окружить банду Дубровского. Он решает прекратить разбой и, распустив верных ему людей, уезжает за границу.

Главные герои

Владимир Дубровский в творчестве Пушкина предстает одним из наиболее благородных и смелых героев. Он является единственным сыном своего отца, потомственного обедневшего дворянина. Молодой человек окончил Кадетский корпус и является корнетом. На момент новости об отобранном у отца имении Владимиру 23 года.

После смерти отца Дубровский собирает верных крестьян и становится разбойником. Однако, разбой его окрашен благородными тонами. Всеми жертвами банды становятся богатые люди, ведущие недостойный образ жизни. В этом образ главного героя во многом пересекается с образом Робин Гуда.

Целью Дубровского является месть за отца и она направлена на Троекурова. Под видом учителя Владимир селится в доме помещика и заводит хорошие отношения со всеми членами семьи, а в дочь Машу влюбляется.

О смелости и решительности Дубровского говорит случай в доме Троекурова. Оказавшись в шутку запертым в комнате с медведем, Дубровский не теряет самообладания и убивает медведя одним выстрелом из пистолета.

После встречи с Машей главная цель героя меняется. Ради воссоединения с возлюбленной Дубровский готов отказаться от стремления отомстить ее отцу.

Отказ Маши последовать за Дубровским после ее венчания с Верейским, а также облава на банду, заставляют Владимира отказаться от своих планов. Он благородно отпускает своих людей, не желая втягивать их в неприятности. Отказ от возлюбленной и бегство за границу свидетельствуют о покорности юноши и нежеланию идти против судьбы.

В существующих набросках к третьему тому прослеживается возвращение Владимира в Россию и попытки вернуть Машу. В связи с этим можно говорить о том, что герой не отказывается от своей любви, а лишь принимает желание возлюбленной жить согласно церковным законам.

(прим. от редакции -Кирила Петрович- не путать с Кириллом)

Троекуровв романе выступает главным отрицательным персонажем. Богатый и влиятельный помещик не знает границ в своем самодурстве, может шутки ради запереть гостя в комнате с медведем. При этом он уважает независимых людей, к которым относится отец Владимира Андрей Гаврилович. Их дружбе приходит конец из-за пустяков и самолюбии Троекурова. Решив наказать Дубровского за дерзость, он присваивает себе его имение, используя свою неограниченную власть и связи.

При этом образ Троекурова выстроен не только в отрицательных тонах. Герой, остыв после ссоры с другом, сожалеет о своем поступке. В его поведении Пушкин закладывает схему русского социального устройства, в котором дворяне чувствовали себя всесильными и безнаказанными.

Троекуров характеризуется как любящий отец. Его младший сын рожден вне брака, однако воспитывается в семье на равных со старшей дочерью Машей.

Преследование выгоды прослеживается в выборе мужа для любимой дочери Маши. Троекуров знает о нежелании дочери выходить замуж за старика, но организует свадьбу и не дает дочери сбежать с возлюбленным Дубровским. Это является отличным примером того, как родители пытаются устроить жизнь своих детей наперекор их желаниям.

Маша Троекурова на момент действия является 17-летней девушкой, которая воспитывается в одиночестве большой усадьбы, она молчалива и замкнута в себе. Ее главной отдушиной является богатая отцовская библиотека и французские романы. Появление в доме учителя-француза в виде Дубровского для романтической барышни перерастает в любовь, похожую на многочисленные романы. Правда о личности учителя не пугает девушку, что говорит о ее смелости.

Важно отметить, что Маша принципиальна. Обвенчавшись с нежеланным мужем - стариком-графом - Маша отвергает предложение Дубровского бежать с ним и говорит о своем долге перед супругом.

Произведение драматично по своей композиции и стоится на ярких противопоставлениях:

  • дружба и суд,
  • встреча главного героя с родными местами и смерть отца,
  • похороны и пожар,
  • праздник и ограбление,
  • любовь и побег,
  • венчание и сражение.

Таким образом, в основе композиции романа лежит конфликтный метод, то есть столкновение контрастных сцен.

Роман «Дубровский» Пушкина под оболочкой романтического сочинения содержит ряд глубоких размышлений автора о проблемах русского быта и устройства.