Обереги, амулеты и талисманы

Повседневная жизнь на Руси в XIII-XV вв. Дом, одежда, еда. Повседневная культура древней руси Быт в Киевской руси XII века

Повседневная жизнь и быт восточных славян Презентация учителя истории Артамоновой И.А.

Как выглядели наши предки Вятичка. Реконструкция по черепу из кургана у Саввинской слободы: вариант ГИМа // Антропологическая реконструкция и проблемы палеоэтнографии. - М., 1973. - С. 22. Кривич. Реконструкция по черепу из кургана Одинцовского могильника // Антропологическая реконструкция и проблемы палеоэтнографии. - М., 1973. - С. 23.

Жилище восточных славян 1. Полуземляночное жилище с печью-каменкой. VIII–X века. 2. Полуземляночное жилище с глиняной печью. X–XI века. 3. Наземное жилище с комбинированной печью (камень и глина). X–XI века 1. Жилище древнего Киева. Город Владимира. XII–XIII века. Реконструкция П.П. Толочко и В.А. Харламова. 2. Жилище древнего Киева. Город Изяслава – Святополка. XII–XIII века. 3. Изображения ворот в Новгородской иконописи. XVI век

Полуземлянки

Одежда восточных славян Рубаха, женская отличалась от мужской большей длиной и, очевидно, более обильными украшениями - вышивкой или узорным тканьем. Мужские штаны (порты) Верхняя одежда – жупан, корзно, сукня, кожух, свита - длинное, плотно облегающее одеяние Пояса, которые изготавливались или из различных тканей и в таких случаях просто завязывались, или из кожи и имели металлические пряжки, а иногда еще наборные бляшки и наконечники Шапки Головные уборы женщин: серебряные пластины с завитком на конце - налобные венчики - и орнаментированные пластины, воспроизводящие форму человеческого уха,- наушники

Женская одежда Знатная девушка в 11 в. (Костюмы древнерусских женщин домонгольского периода. Реконструкция С. Стрекалова по описаниям источников) // Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. Замужняя женщина в 11 в. (Костюмы древнерусских женщин домонгольского периода. Реконструкция С. Стрекалова по описаниям источников) // Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси Рубаха девичья // Короткова М. В. Традиции русского быта

Мужская одежда Порты // Короткова М. В. Традиции русского быта. Мужская рубаха // Древняя одежда народов Восточной Европы: Материалы к историко-этнографическому атласу. Крестьянская одежда

Обувь а - лапоть; б, в - поршни; г, д, е - чоботы; ж, з - сапоги // Древняя одежда народов Восточной Европы: Материалы к историко - этнографическому атласу.

Головные уборы 1. Славянские полусферические шапки с околышем из меха. 2. "Шапка Мономаха". Конец XIII – начало XIV века. 3, 4. Языческие идолы (деревянный и каменный) в шапках различной формы. 5. Изображения музыкантов в островерхих колпаках с браслета XII века Двурогая кика – головной убор. XII–XIII веков. Реконструкция.

Аксессуары к одежде Подковообразные спиралеконические фибулы и фибулы с утолщенными концами. X–XII века Бронзовые и медные пуговицы, а также металлические ожерелья с богатыми украшениями и подвесками из монет. IX–XIII века

Традиционная кухня восточных славян Ржаной или «черный» хлеб. Каравай Из кислого теста выпекали ритуальные печенья, специально предназначенные для годовых и семейных праздников (на страстной неделе к чистому четвергу готовили печенье в виде фигурок животных (козули, коровушки), которые давали скоту, к 9 марта («сорок мучеников») в ознаменовании прилета птиц выпекали из теста жаворонки, на Вознесение - лесенки, на Крещение – кресты, на Пасху – куличи) Вареники с различными начинками. Супы, готовившиеся с отварным тестом, отобранным ложкой (галушки) или оторванным (рванцы); щи капустные и из крапивы, борщ, солянка, рассольник, уха, окрошка, свекольник, ботвинья. Из заварной или пропаренной муки – саламата (или саламаха), из сладковатой солодовой муки – кулага (кваша) с добавлением ягод калины или фруктов. Кисели. Каши – из овсяной, гречневой, ячневой, пшеничной крупы – варили на воде и молоке, парили в печи. Жидкие горячие блюда (похлебки, юшки) Заливное (студень, холодец). Самыми важными напитками у наших предков, не считая березового сока и клюквенного морса, был квас и капустный рассол

Утварь Кубок и черпак. 10-13 вв. // Русское декоративное искусство от древнейшего периода до 18 в. Деревянная посуда 12-13 вв.: 1 - тарелка (видны следы резания мяса); 2 - миска; 3 - ставец; 4 - блюдо; 5 - ендова

Ювелирные украшения Курганы вятичей узнают по женским украшениям, прежде всего - височным кольцам Перстни. 12 в.

Ювелирные украшения а-ж - височные кольца (1/2 н. в.); з, и, н, о - перстни; к, л, с, т - браслеты; м - бубенчик; п, р - гривны; у, ф - части ожерелий; х, ц, ч, ш - привески (н. в.)

Игры. Забавы. Кони. 11-13 вв. Шар-погремушка. 15 век. Глина. Найдены при раскрпках Коломенского кремля, Московская обл. Игрушка - коник на колесах. Резным контуром изображена сбруя. Дерево, резьба. Длина 21 см. Середина 12 в. Шахматные фигуры. Дерево, кость, камень. 12-14 вв.

Язычество восточных славян Языческий идол. Деталь. Личина домового. Дерево, резьба. Длина головки 9 см. Домовой. Идол. 12 в. Дерево

Боги восточных славян Род и Рожаницы Перун Хорс Даждьбог Стрибог Симаргл Ярило Мокошь Велес Сварог

Персонажи низшей мифологии Русалки - души « заложных » покойников, живущие в воде Упырь - « заложный » покойник, убивающий людей и пьющий их кровь Волколак - колдун-оборотень, способный принимать облик волка Берегини - персонажи с неясными функциями (возможно, связаны с растительными культами) Кикимора - отрицательный женский персонаж, тип домового Полудницы - женские полевые духи полудня Домовой - дух-покровитель дома Банник - дух-хозяин бани Дворовой - дух-хозяин двора Водяной - дух-хозяин рек и водоёмов Леший - дух-хозяин леса Баба-Яга И. Билибин. Русалка

Обереги Обереги с изображением птиц. X–XII века Обереги-коньки. XI–XII века

Интернет-ресурсы http://www.childrenpedia.org/ http://www.vantit.ru/library/item/797-slavyanskoe-gorodishhe.html http://www.liveinternet.ru/ http://www.rusizn.ru/history018_009.html http://www.booksite.ru/enciklopedia/index.htm http://perunica.ru/istoria/1380-zbruchskij-idol-kak-on-est.html http://ru.wikipedia.org

В XIII — XV вв. знатные люди на Руси жили по большей части в хоромах — двух-или трёхэтажных сооружениях, сначала деревянных, а впоследствии — каменных, с крылечками и теремами. Их окружали высокие деревянные ограды с воротами и калиткой. В центре двора, кроме самих хором, было ещё несколько домов для слуг. Тут же строили конюшни, стойла, риги и бани. Очень богатые люди сооружали соб-ственную церковь. Около двора размещали сад, огород, цветники.

В хоромах были жилые комнаты, светлицы — помеще-ния, которые освещались лучше всего, — тут женщины вышивали, ткали, пряли и т. п. Была ’также комната для приёма гостей горница (современная гостиная). Когда было холодно, в хоромах топили печи. Дым выходил через дымоход. В хоромах обязательно были иконы, добротная и громоздкая деревянная мебель: столы, лавы, стулья, лари, шкафы и полки для хранения посуды и др. В XIV-XV в. в домах самых богатых людей Москвы и Новгорода начали вставлять стеклянные окна. В сумер-ках зажигали свечи из сала или воска.

Простой люд жил в землянках, полуземлянках или лачугах, которые не имели окон, чтобы дольше сохра-нялось тепло. Такое жилье отапливалось, так сказать, по-чёрному: дымохода не было, и дым выходил через отверстие в кровле. Зажиточные крестьяне имели ого-роженный двор: деревянный дом с хозяйственными застройками, садом и огородом. Неотъемлемым эле-ментом такого дома была печь. Она обогревала помещение, в ней готовили еду и пекли хлеб, иногда на печи спали, особенно в холодные зимние ночи. Помещение освещали лучинами. Мебель была бедной (стол и две лавы), а посуда скромной — глиняные и деревянные горшки, миски, ложки, ножи.

Одежда показывала принадлежность человека к определённому сословию. Простонародье носило грубую домотканную одежду — конопляную, льняную или шерстяную. Ткани красили в разные цвета. Молодежь носила более яркую одежду, а старшие люди — более темную. Зажиточные люди шили свой наряд из иностран-ных дорогих тканей.

И мужчины, и женщины надевали исподнюю сорочку, на неё — верхнюю вышитую рубашку. Мужчины носили узкие штаны. Осенью и зимой носили ещё свиты, зипуны, кафтаны, тулупы, а богатые феодалы и купцы — шубы из меха медведей, волков, лис, соболей. Верхнюю одежду подпоясывали широким поясом, на который цепляли калиту. Вельможные мужчины носили меховые шапки, а простонародье — войлочные.

И. Аргунов. Женщина в кокошнике. 1784 г.

Женские сорочки были длинные, до пят, сверху на них надевали сарафаны - платья из плотной ткани без рукавов, украшенные вышивкой. Когда дождило, женщины одевали плащи-накидки. Зимой носили меховую одежду: богатые из дорогого меха, а бедные - дешёвого. Русская княгиня в XV в. могла иметь десяток, а то и больше шуб из самого разнообразного меха. Шубы берегли, носили опрятно и передавали в наследство. Материал с сайта

Девушки волосы распускали или заплетали в косу. Замужние женщины пря-тали под платком, наверх которого надевали кокошник — головной убор с высоким украшенным полукруглым щитком надолбом.

Феодалы и горожане, мужчины и женщины, носили кожаные ботинки и сапоги, а крестьяне обували преимущественно лапти и валенки.

Питались в основном мучными блюдами и кашами. «Хлеб и каша — пища наша», утверждает российская поговорка. Хлеб ели ржаной, изредка — пшенич-ный. Завтракали слабо, но обед и ужин были сытными. Традиционные кушанья: рассольник, щи, каша, блины, оладьи и др. Ели также много фруктов, ягод, грибов, орехов и меда. Часто ели рыбу, молоко, сыр, масло, яйца. Вельможам подавали дичь (оленя, зайца, кабана, рябчика, утку), а простые люди ели баранину, телятину.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Сегодня я хочу показать вам насколько тяжело жилось нашим предкам в русской деревне 10-го века. Все дело в том, что в те годы средний возраст человека составлял примерно 40-45 лет, а мужчина считался взрослым уже в 14-15 лет и на тот момент мог даже обзавестись детьми. Смотрим и читаем далее, довольно интересно.

В историко-культурный комплекс "Любытино" мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний "Автомир". Он не зря носит название "Одноэтажная Россия" - посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.
В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.

Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.
Кстати, перед входом в дом крытая площадка - это те самые сени из песни про "сени новые, кленовые".

Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.
При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке "по черному" есть один большой плюс - в таком доме нет грызунов и насекомых.



Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.

Вот так сделана кровля

А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.

Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.

Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание - хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.

Зерно хранили в амбаре - постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.

В амбаре были устроены сусеки, помните - "по сусекам поскребла..."? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.

Также в деревне был утроен ледник - погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.
Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.



Овин - эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.

Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим - томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?
Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания.
Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.



Вот так жили наши предки. Жизнь была нелегкой. Часто случались неурожаи, еще чаще - набеги татар, викингов, просто бандитов. Основным видом экспорта были меха, мед, шкуры. Крестьяне собирали грибы и ягоды, всевозможные травы, ловили рыбу.

При обороне от неприятеля основой экипировкой воина была кольчуга, шит, шлем. Из оружия - копье, топорик, меч. Кольчуга не сказать, что легкая, но в отличие от лат, в ней можно бегать.

Гармоничное развитие древнерусской культуры было прервано монгольским нашествием в середине XIII столетия. Поэтому историки и отделяют начальный период ее эволюции (IX-XIII вв.) от всех последующих. Неразрывной частью культуры был быт - все то, что окружало повседневную жизнь рядовых членов и знати восточнославянского общества.

Зодчество

Как и вся культура домонгольской Руси, архитектура страны сильно изменилась после принятия христианства и наслаивания византийских традиций на древнерусские. Жилые постройки восточных славян с давних времен представляли собой полуземлянки и срубы. На севере в лесной зоне сложились богатые традиции плотничества.

Каменные постройки появились в конце X века, когда в страну по приглашению князя Владимира прибыли греческие зодчие. Важнейшие памятники культуры домонгольской Руси были построены в Киеве - «матери городов русских». В 989 году началось возведение каменной Десятинной церкви, ставшей кафедральным собором, расположенным рядом с княжеским двором.

В дальнейшем древнерусская монументальная архитектура распространилась по всем восточнославянским землям. Например, в XI веке в Новгороде был освящен Софийский собор - сегодня это главная достопримечательность города. Также данная постройка считается древнейшей церковью, построенной славянами и сохранившейся на территории России. Свой Софийский собор был и в Киеве. Выдающимся памятником зодчества является построенная во Владимирском княжестве в XII столетии.

Крепостные сооружения чаще всего представляли собой городские стены, собранные из деревянных срубов (также их называли городницами). Наверху устанавливались площадки для гарнизона и щели, из которых велась стрельба по неприятелю. Дополнительными укреплениями были башни (вежи). Крупные города состояли из внешних стен, детинца и внутренней крепости. Стены княжеских столиц могли строиться из камня. За их пределами разрастались посады, где обживались ремесленники и прочий простой люд.

Живопись

Благодаря влиянию византийского православия культура домонгольской Руси обогатилась не только традициями строительства каменных храмов, но и новыми веяниями в живописи. Такие жанры, как фреска, мозаика и иконопись, стали неотъемлемой частью жизни восточных славян. В живописи греческое влияние оказалось долговечнее, чем в зодчестве, где уже в скором времени возник самобытный древнерусский стиль. Это было вызвано тем, что, например, в иконографии существовал строгий христианский канон, от которого мастера не отходили на протяжении нескольких столетий.

Помимо религиозной существовала и светская живопись. Ярким образцом этого жанра стали настенные росписи, созданные в башнях Киевской Софии. Рисунки изображали семью великого князя Ярослава Мудрого, сцены из повседневной жизни монарха, фантастических птиц и зверей. До наших времен сохранилось несколько икон, созданных во Владимиро-Суздальской земле в XII веке. Эти артефакты как нельзя лучше демонстрируют, какой была культура Руси домонгольского периода. Другой уникальный памятник, средневековая фреска, являющаяся главной достопримечательностью Дмитриевского собора, изображает сцены Страшного суда.

Золотой век культуры домонгольской Руси относится к XII столетию, когда феодальная раздробленность прежде единой страны стала причиной возникновения региональных «школ» во многих сферах творческой деятельности. Затронула эта тенденция и изобразительное искусство. К примеру, в новгородской были созданы росписи, проникнутые уникальным мрачным и суровым духом. Рисунки грозных архангелов и фигур святых не похожи ни на один другой образец древнерусской живописи.

Музыка

Музыка - это еще один вид искусства, наглядно показывающий, какой была история Домонгольский период оставил после себя немало свидетельств о песенных предпочтениях восточных славян. Музыка характерна тем, что она во все времена существовала неотрывно от быта как знати, так и рядовых людей. Семейные празднества, «игрища», не представлялись без песен, плясок и игры на инструментах. Народные произведения носили самый разный характер. Это были свадебные причеты, весенние игровые мелодии, плачи по умершим родственникам.

Наиболее одаренные исполнители становились музыкантами-профессионалами. Певцы торжественных былин и сказители специализировались на эпическом жанре. Параллельно им существовал целый мир бродячих трупп, состоявших из скоморохов, которые выступали на городских площадях и пирах. Культура домонгольской Руси была многогранной, и музыка в этом смысле не отличалась от других видов искусств. Многие скоморохи не только пели, но и пробовали себя в качестве акробатов, плясунов, жонглеров и актеров, то есть становились лицедеями. Интересно, что княжеские власти нередко боролись с такой самодеятельностью, так как древние «бесовские» песни носили в себе печать давних языческих традиций.

Русские включали в себя балалайки, бубны, гусли, трещотки, домры. А рога и трубы использовались не только для исполнения песен, но и для сигнала во время охоты или военных действий. В дружинах существовали собственные подобия «оркестров». Например, такой коллектив поднимал боевой дух войска во время осад городов волжских болгар в 1220 году.

Как и остальная культура домонгольской Руси, музыка получила свою собственную православную нишу. Тексты церковных песнопений были византийскими (в переводе на славянский язык). От греков Русь заимствовала богослужебный ритуал. Таким же образом появились приемы распевов.

Фольклор

Больше всего древнерусская культура известна по ее фольклору, отличающемуся выдающимся разнообразием и богатством. Песни, былины, заклинания, поэзия были его неотъемлемыми компонентами. Язычество породило мифологические сказания, которые сохранились даже после принятия христианства. Фольклорные представления срослись с православием, что больше всего отразилось на календарных праздниках и суевериях.

Былинный героический эпос - вершина в устном народном творчестве. Главными персонажами подобных произведений становились богатыри. Такие герои, как Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, известны каждому ребенку по сборникам сказок. В былинах отразилось то богатство, которое представляет собой культура Руси домонгольского периода. Богатыри могли быть как реальными историческими персонажами, так и обобщенными образами. В сказаниях о бесстрашных героях отложилась целая средневековая эпоха с ее характерными чертами (борьбой со степными кочевниками, «лихими людьми» и т. д.).

Письменность

Противоположностью устного народного творчества было творчество письменное. Однако такая литература не могла появиться без азбуки. Та, в свою очередь, просочилась на Русь вместе с христианством. Византийские просветители Кирилл и Мефодий создали для славян специальную азбуку, ставшую фундаментом для самых разных письменностей: русской, болгарской, сербской, македонской и т.д.

Труд греческих проповедников из Солуни имел самые далеко идущие последствия. Без кириллицы не сложилась бы и вся домонгольская Эту азбуку использовали для полного перевода православных текстов. Первые школы, обучающие грамоте, были учреждены князем Владимиром Святославичем.

Уникальными памятниками древнерусской письменности являются новгородские берестяные грамоты. Большая их часть была обнаружена археологами в XX веке. Берестяные грамоты свидетельствуют о том, что грамотность на Руси не считалась уделом исключительно аристократии. Писать умели многие обычные граждане, что и зафиксировали средневековые новгородские артефакты.

Древняя кириллица несколько отличалась от современной. В ней были надстрочные знаки и некоторые дополнительные буквы. Кардинальная реформа старого алфавита произошла при Петре I, а окончательный сегодняшний вид он принял после революции 1917 года.

Литература

Вместе с письменностью Русь переняла у Византии книжную культуру. Первые самостоятельные произведения были религиозными поучениями или проповедями. Таковым можно считать «Слово о законе и благодати», написанное митрополитом Илларионом в середине XI столетия.

Куда более распространенным жанром стала летопись. Они являются не только хрониками событий, но и источником знаний о том, какой была культура Древней Руси домонгольского периода. Главным летописцем Киевской Руси считается Нестор. В начале XII века им была составлена «Повесть временных лет». В этом своде были описаны основные события русской истории от возникновения государственности до 1117 года. Нестор сосредоточил свое внимание на политических событиях: княжеских спорах, войнах и союзах. Летописец также оставил после себя «Чтение», в котором подробно остановился на биографии двух князей-мучеников Бориса и Глеба.

Князь Владимир Мономах запомнился не только как мудрый политик и талантливый полководец, но и как незаурядный писатель. Правитель Киева оставил своим наследникам «Поучение» - политический трактат, в котором автор объяснял, каким должно быть идеальное государство и эффективная власть. В книге Мономах напомнил будущим князьям, что личные интересы политиков не должны вредить единству государства, необходимому в том числе для борьбы с кочевниками-половцами.

«Поучение» было написано в начале XII века. В конце того же столетия появилось главное произведение древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве». Оно также было посвящено теме борьбы с половцами. В центре повествования поэмы - неудачный поход в степь князя Игоря Святославича, правившего в Новгороде-Северском.

Исходящая от кочевников угроза мирной жизни во многом повлияла на то, какими стали культура и быт домонгольской Руси. В «Слове» неустановленный автор как никто лучше показал, насколько разрушительными были набеги язычников. Как и Мономах в своем «Поучении», он подчеркивал важность единства русских земель перед общей опасностью.

Прикладное искусство

Русские мастера с давних времен славились своими уникальными техниками изготовления ювелирных украшений (эмалью, сканью и т. д.). Подобные изделия делались под заказ для боярской и княжеской знати. Иностранцы восхищались русской чернью по серебру. Этой смесью обрабатывали самые разные изделия: браслеты, кресты, перстни и т. п.

Киевские мастера предпочитали позолоченные и серебряные фигуры на черневом фоне. Владимирские ремесленники чаще делали чистый серебряный фон и золотые фигуры. В Галиции существовала собственная школа контурной черни. На этих примерах прикладное искусство еще раз демонстрирует, какими разнообразными были культура и быт домонгольской Руси.

Ремесла деревни сильно отличались от ремесел города. В сельской местности мастера долгое время использовали в своих орнаментах языческие мотивы нечистой силы. Популярностью пользовались обереги и амулеты. Большая их часть делалась из самого доступного материала - дерева. Если сначала заклинательные элементы в прикладном искусстве имели отчетливое магическое предназначение, то постепенно они утратили этот смысл и стали простыми узорами. Культура Руси домонгольского периода, кратко говоря, эволюционировала. С каждым поколением она понемногу видоизменялась и усложнялась.

Быт и жилище

Ранние славянские полуземлянки состояли из печи, лавок и нар. Каждое такое помещение становилось домом для отдельной брачной пары. Распространенность полуземлянок у южных племенных союзов восточных славян отмечалась арабскими географами. Такие жилища начали исчезать в X веке. Этот процесс был связан с разрывом патриархальных связей малой семьи и отмиранием родовых пережитков.

Например, в Киеве, помимо полуземлянок, были срубные и бревенчатые жилища. Дерево являлось относительно дешевым материалом, достать его мог почти каждый городской или сельский житель. Доступность помогала быстро восстанавливать поселения в случае пожаров. Возгорания всегда приводили к сильным разрушениям, что, с другой стороны, было заметным недостатком дерева.

Важной частью княжеских дворцов была гридница - просторное помещение, где на пирах собиралась дружина. Изучение устройства аристократического жилища - это еще один интересный способ понять, какой была культура домонгольской Руси. Архитектура являлась показателем социального положения, позиции на общественной лестнице владельца здания. Интересно, что в XII веке, когда государство окончательно распалось, прежние великокняжеские гридницы исчезли - их помещения стали использовать в качестве тюрем.

Одежда

Обычные крестьяне, или смерды, одевались в подпоясанные рубахи-косоворотки, заправленные в штаны, и высокие сапоги. Зимой использовались недорогие меха. При этом простонародными считались медвежьи шубы. Пояса были узкими и кожаными, пряжки делались из меди. Женщины, как правило, носили украшения ожерелья, бусы).

Характерным признаком дружинной, боярской и княжеской одежды был плащ. Если крестьяне носили льняные грубые рубахи, то аристократы - сорочки из шелка. Княжеские сапоги шились из сафьяна. Обязательным атрибутом монарха была шапка с меховым околышем. Украшения знатных людей делались из драгоценных камней и золота. К примеру, князь Святослав Игоревич носил характерную жемчужную серьгу. Быт и культура домонгольской Руси (10-13 века) удивляли многих иностранцев. Зимняя одежда русской знати делалась из собольих мехов, являвшихся ценнейшим товаром на всех рынках Европы.

Пища

Так как основой сельского хозяйства Руси было хлебопашество, рацион обычных людей состоял в основном из самого хлеба и различных круп (ячменя, пшеницы, ржи и проса). Их важность для жизни восточных славян была принципиальной. От хлеба настолько зависели, что археологи находили детские игрушки в форме хлеба. Неурожай считался величайшим бедствием, обязательным следствием которого становился повсеместный мор.

Мясная пища горожан состояла из мяса птицы и домашнего скота. В деревне долгое время сохранялась древняя традиция есть конину. Важной частью домашнего стола были молочные продукты, в том числе творог. Идеологическая война церкви с язычеством затронула и рацион. Например, все тот же творог считался обрядовым яством. Священники старались регулировать рацион своей паствы с помощью всевозможных постов.

Из рыбы на столе особенно ценились осетры (известно, что у новгородских князей служили «осетренники», которые собирали с рыбных ловель подати осетрами). Ключевыми овощами являлись репа и капуста. Пищевая культура домонгольской Руси, кратко говоря, менялась медленнее всех остальных сфер славянской жизни. Традиционными приправами были корица, уксус, орехи, анис, мята, перец. Недостаток соли мог обернуться настоящим народным бедствием. Этот товар являлся любимым объектом спекуляций торговцев.

Быт Древней Руси 12 - 13 века. Каковы его особенности? и получил лучший ответ

Ответ от А Вы не знаете... как?)[гуру]




Наличники, крыльцо, скаты кровель северных русских изб украшает строгий, но изящный геометрический орнамент. Любимый мотив резьбы – солнечная розетка, древний символ жизни счастья, благополучия.
"Внутри крестьянские избы были убраны строго, но нарядно. В избе в переднем углу под иконами – большой стол для всей семьи, вдоль стен широкие встроенные лавки с резной опушкой, над ними полки для посуды. Северный шкафчик-поставец нарядно украшен росписью – здесь птица Сирин и кони, цветы и картинки с аллегорическими изображениями времён года. Праздничный стол накрывали красным сукном, ставили на него резную и расписную посуду, ковши, резные светцы для лучины.
Из дерева делали всё – и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в праздник.
Особенно почитались у крестьянина прялки. Прядение и ткачество было одним из основных занятий русских женщин. Нужно было наткать ткани, чтобы одеть свою большую семью, украсить дом полотенцами, скатертями. Не случайно поэтому прялка была традиционным подарком у крестьян, они с любовью хранились и передавались по наследству. По старому обычаю парень, посватавшись к девушке, дарил ей прялку собственной работы. Чем прялка наряднее, чем искуснее вырезана и расписана, тем больше чести жениху.
Горожане имели иные жилища. Почти не встречались полуземлянки. Часто это были двухэтажные дома, состоящие из нескольких комнат. Значительно отличались жилые помещения князей, бояр, дружинников и священнослужителей. Под усадьбы отводились и большие площади земли, строились хозяйственные постройки, срубы для слуг, ремесленников. Боярские и княжеские хоромы представляли собой дворцы. Были и каменные княжеские дворцы. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь - здесь располагались дружинники, слуги.
И одевались разные слои общества по-разному. Крестьяне и ремесленники - мужчины и женщины - носили рубахи (у женщин они были длиннее) из домотканого полотна. Мужчины кроме рубахи надевали штаны, а женщины - юбки. Верхней одеждой и у мужчин, и у женщин была свитка. Носили также разные плащи. Зимой носили обыкновенные шубы. Одежда знати по форме походила на крестьянскую, но качество, конечно, было иным: из дорогих тканей шилась одежда, плащи часто были из дорогих восточных материй, парчовые, вышивались золотом. Плащи застегивались на одном плече золотыми застежками. Зимние шубы шились из дорогих мехов. Обувь у горожан, крестьян и знати тоже отличалась. Крестьянские лапти дожили до 20 века, горожане чаще носили сапоги или поршни (туфли) , князья носили сапоги часто украшенные инкрустацией.

Ответ от Анастасия Лис [активный]
Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны, городов и деревни, феодальной верхушки и основного населения.
Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, осо­бенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора.
Народы, расположенные по торговым путям, жили значительно лучше, чем жившие по дреговическим болотам и на территории Приуралья. Крестьяне жили в небольших домах. На юге это были полуземлянки, у которых даже крыши были земляные.
В Киевской Руси северная изба - высокая, часто двухэтажная, окна небольшие, но их много – пять или шесть – и все к солнцу тянутся, высоко от земли поднялись. Под бок к избе прижались сени, сарай, кладовые – всё под одной крышей.